Системная семейная терапия субличностей по Р. Шварцу

Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни.

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р...

Взято из Википедии
"Субличность (англ. subpersonality) - воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт.

Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность...

Давайте рассмотрим это более подробно. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий, поэтому для лучшего восприятия будем объясняться образными сравнениями.

Итак, субличности находятся около Души, их можно представить…

В виде «разумных» туманностей. С одной стороны, они близко расположены к Душе и испытывают влияние этой очень сильной антиматериальной структуры, так сказать близость «дыхания Вечности», «присутствия частицы из мира Бога». С другой стороны, субличности...

Субличность - это психологическое образование, подобное живым существам. Внутри личности может быть множество субличностей. Каждая субличность имеет собственные мотивы, чувства, привычки и мнения, способ поведения, образ себя.

Это как бы личность в миниатюре. Они формируются в ответ на различные обстоятельства нашей жизни. Среди них могут быть персонажи разбойника и домохозяйки, тирана и мыслителя, Бабы Яги и проститутки. Все они как-то относятся друг к другу и не всегда мирно сосуществуют...

Профанация о Саботажнике

Вы, конечно, знаете про субличности. Это такие маленькие частички «Я», которые друг с другом конкурируют, с тем, чтобы руководить нашими действиями и поступками. Но больше всего они ввязываются в наши мысли.

И, если Вы разговариваете с собой, или с телевизором или, хотя бы с попугайчиком, и получаете мысленные ответы – знайте Вы разговариваете с какой-либо своей субличностью. Но мы этого не осознаем. Мы думаем, что Мы -это Мы. Конечно, Я – это Я.

Я по-прежнему...

Случаи, конечно, бывают разные. Но, если речь идёт о врождённом даре человека, то это означает, что в прошлом воплощении данной Души Личность духовно развивалась, достигла определённых результатов в работе над собой и понимании этого мира.

То есть был хороший скачок в духовном развитии, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы покинуть систему Аримана, вырваться из круга перерождений. Однако в новой жизни у новой Личности с такой Душой есть некоторые преимущества по сравнению с другими...

Еще в начале прошлого столетия гениальный Карл Густав Юнг выдвинул теорию о том, что наша психика состоит из нескольких субличностей, которые живут в нашем подсознании и оттуда управляют нашим поведением и в известном смысле нашей судьбой.

Они формируют наши эмоции, желания, импульсы и влияют на наше поведение.

Ядром нашей личности являются три основных персонажа:

Внутренний Ребенок,
Внутренний Мужчина
и Внутренняя Женщина.

Каждый из них несет в себе свой особый смысл и...

Техники разные, но у всех есть нюансы.
Есть супертехника вейланс - но там надо иметь хорошее воображение, а у меня с ним проблема.

Турбо-сусулик скоро буду применять заново как вычисли все факторы влияющие на результат - пока энергию и намерение только вычислил - при них срабатывает. Лазарев, как и Свияш, тоже говорит чем больше энергии, тем быстрее эффект.

ПЭАТ много сессий надо - моё мнение.
РПТ не даёт 100% гарантии - а самому обучиться не возможно ей.

ТМО почему то не работает...

Субличность – это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода — психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.

Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике , ведет существование со своими ценностями, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и . Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это , и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

— распознавание частей личности, осознание их;

— принятие;

— координация, трансформация субличности;

— интеграция;

— синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е.Берна, — все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Как же возникают субличности человека?

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как , боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, . В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты. Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека. Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, нездоровая тяга к материальным благам, .

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха – во власти «изгнанников». И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».

Главное – ладить с самим собой

Многие выдающиеся умы в поисках определения счастья приходили к выводу, что его основа – в гармонии с самим собой, в ощущении верно идущего процесса самоорганизации при реализации заложенного природой потенциала.

Однако каждому из нас известно состояние неопределенности, невозможности сделать выбор или состояние внутренней дисгармонии - когда оба решения кажутся важными, и ни одно нельзя упустить, или наоборот ни одно из решений не подходит. Порадовать себя новой покупкой или сэкономить деньги? Удовлетворить свое вечернее желание съесть что-нибудь сладкое или воздержаться и позаботиться о фигуре? Или даже более серьезные вопросы: оставаться в несчастливом браке, но сохранить полную семью для детей или развестись, следуя за своим желанием, но в качестве последствия встретиться с детскими эмоциями в связи с переживанием ими развода?

Случается и так, что приняв решение, мы продолжаем сомневаться, правильно ли мы сделали. Можно одновременно думать о том, какой я смелый/смелая и винить себя за возможные последствия принятого решения или не решится на поступок и критиковать себя за робость. Словно одна часть нас поддерживает и гордится, а другая винит и сомневается в принятом решении.

Так, ко мне на прием за психологической помощью обратился 20-ти летний (назовем его) Иван. Он описывал сложности, которые заключались в том, что ему было тяжело озвучить свои истинные мысли. Например, его подруга позволила себе неприятные высказывания в его адрес при общих знакомых. Ему было легче отшутиться, чем сообщить ей о том, как на самом деле ему неприятно слышать ее слова, да еще и при всех. А после таких ситуаций он корил себя за неуверенность и отсутствие смелости, за то, что не смог «здесь-и-сейчас» быть настоящим и сказать правду. В обыденной жизни Иван тратил много сил на поддержание бесконфликтного общения. Любой его знакомый оценил бы его как позитивного и веселого человека. Однако, сам Ваня, оставаясь наедине с собой, был грустен и одинок.

Поход к психологу создал для Ивана пространство, где можно было быть собой и говорить, что думаешь. Хотя на это понадобилось время и работа на доверие. Когда мой контакт с Ваней состоялся, он стал делиться подробностями своих переживаний. Я предложила для удобства перейти на язык субличностей, клиенту эта идея понравилась…

Что такое субтильность?

Психолог Ричард Шварц, работая с людьми с пищевыми расстройствами, заметил, что перед приступом объедания, в головах клиентов звучат несколько внутренних голосов, словно внутри находится несколько личностей. Будучи учеником создателя структурного подхода к терапии семьи Сальвадора Минухина и, опираясь на идею множественности психики, Ричард Шварц создал терапевтический подход, который получил название системная семейная терапия субличностей.

Субличности – это внутренние части нас. Они появляются в различные моменты нашей жизни в сложных, порой травматичных ситуациях. Чтобы справится с подобной ситуацией, психика придумывает новый алгоритм действий (или часть=субличность, которая отвечает за этот алгоритм), который становится в ряд других способов из нашего арсенала реакций. При оптимальной картине человек способен управлять такими частями. Но если у человека есть опыт, когда он не справился ситуацией, субличности перестают ему доверять и начинают жить своей бесконтрольной жизнью, появляясь там, где человек их видеть бы не хотел. Эти субличности стремятся по-прежнему выполнить ту функцию, для которой были созданы – продемонстрировать совладающую реакцию.

….Итак, я стала спрашивать, что происходило с Ваней, в тот самый момент, когда подруга язвила в его адрес при общих знакомых. Оказалось, что он здорово разозлился, но сдерживал злость при себе. Переводя на язык субличностей, одна ванина часть была в гневе на подругу, а другая часть стояла на страже этого гнева и отвечала за то, чтобы злость не вырвалась наружу, и никто ее не увидел. Вспомним, что придя домой, Иван ругал себя. Таким образом, была третья часть, критикующая…

Оказывается, у каждого человека таких субличностей может насчитываться около сотни – это цифра принятой нормы.

…Я спросила Ивана, какая часть приносит ему наибольший дискомфорт, с кем бы он хотел разобраться для начала. Мишенью стала сдерживающая часть.

Чего же хотела эта часть для Вани? Выяснилось, что она реализовывала задачу адаптации. Основные ее намерения заключались в отсутствии конфликтов с окружающими. Очень важно было ни с кем не ссориться, иначе… Здесь самый важный момент: чего же боялась эта часть? Она боялась одиночества Вани и отвержения его приятелями как реакции на высказывание им своего мнения. Эта часть помнит, как одиноко было Ване в школе, когда он позволял выходить злости наружу, конфликтовал с одноклассниками и в результате был отвергнут большей частью класса. Тогда он чувствовал себя «белой вороной», и это был тяжелый период его жизни. Сдерживающая часть не могла позволить ему снова прикоснуться к этим тяжелым чувствам, поэтому принимала решение о поведении Вани вместо него – сдерживаться и молчать!

Обнаружить заботу в действиях сдерживающей части было для Ивана удивительным! Он увидел ситуацию с другой стороны: эта не трусливая часть, это защищающая, предвосхищающая часть. Оставалось передоговориться с ней, чтобы функции защиты от одиночества он взял на себя. Чтобы он сам смог оценивать угрозу ситуации и выбирать адекватное ей поведение.

Надо сказать, что действовать по-новому, по-иному всегда сложно: хотя бы потому, что менее безопасно: результат непредсказуем. Но действия «по-другому» приводят к новому результату. Ваня осмелился сказать подруге, что он чувствовал в той ситуации. Подруга практически не смягчилась, однако это был прецендент, когда Иван сообщил ей о том, как он себя чувствовал и что думал на самом деле. Внутренний критик, видя новое смелое поведение Вани, утих.

В процессе терапевтической работы ядру личности возвращается авторитет, а субличностям предлагается новая сфера ответственности.

Шварц рассматривает субличности как части внутренней семейной системы, предположив, что они подчиняются законам семейного функционирования. Такое понимание открывало особенный взгляд на способы и цели терапевтического вмешательства. Благодаря такому видению в руках психолога оказываются как карта терапевтического процесса с конечной точкой, так и прикладные инструменты достижения этой точки.

В результате прохождения системной семейной терапии субличностей человек научается слышать себя дифференцированно от влияния реактивных частей личности, что облегчает принятие решений и обеспечивает внутренний комфорт и так желанную гармонию.

РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ

Нахождение новых способов

Вы уже знаете о том, что болезнь- это внешнее проявление на физическом уровне определенных мыслей и эмоций.

Человек является сложным сбалансированным существом, психика и тело всегда взаимосвязаны. И поэтому у человека ни чего не появляется просто так. Любое поведение человека, включая болезнь, могут иметь какую- то цель.

Поэтому выяснить причину заболевания- значит найти то скрытое желание, которое подсознание пытается осуществить за счет болезни.

Чтобы избавиться от болезни, нужно понять какую проблему пытается решить подсознание с помощью болезни, т.е. для чего оно создало эту болезнь и найти другие способы для осуществления этого желания не прибегая к болезни.

Шаг 1 Определите для себя ту болезнь или то состояние, которое вам не нравиться и вы хотели бы изменить это состояние.

Шаг 2 Придумайте образ той части вас, которая создала то состояние, которое вам в самом себе не нравиться. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?

Шаг 3

Шаг 4 Мысленно обратитесь внутрь себя, к самому себе, а точнее к той части своего подсознания (субличности), которая создала болезнь. Задайте ей вопрос:

После того, как задали вопрос, просто замечайте, что будет происходить- любые изменения в чувствах, образах или мыслях.

Шаг 5 Выясните намерения соответствующей части подсознания для этого задайте такой вопрос: Что ты стараешься для меня сделать с помощью такого поведения? Какой цели пытаешься достичь?

Шаг 6 Придумайте образ той части вашего подсознания, которая отвечает за новые идеи, фантазии. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?

Шаг 7 Поблагодарите эту часть вашей личности за ту заботу, которую она проявляет о вас

Шаг 8 Обратитесь внутрь себя, к этой творческой части своего подсознания. Задайте ей вопрос: Готова ли ты общаться со мной?

Шаг 9 Предложите вашей творческой части придумать альтернативные способы данного намерения для скажите: Придумай другие способы поведения для достижения той же цели, чтобы они были не менее эффективными и надежными, чем старые способы.

Шаг 10 Определите нет ли внутри вас тех частей личности, которые против принятия новых способов поведения. Для этого обратитесь внутрь себя с вопросом: Есть ли такие части моей личности, которые возражают против новых способов?

Если да, то снова обратитесь к своей творческой части с просьбой заменить или усовершенствовать способы против которых были возражения: Измени или усовершенствуй эти способы, чтобы они устраивали все другие части моего подсознания.

Если нет, то переходите к шагу 7

Шаг 11 Снова обратитесь к той части себя которая создала болезнь и скажите: Готова ли ты принять эти новые способы вместо старых?

Если ответит да, то скажите: Тогда сделай это прямо сейчас!

Шаг 12 Создайте в своем воображении образ себя самого, как бы из будущего, который уже решил свою проблему, избавился от болезни и соединитесь с ним, станьте им.

Если вы все сделали правильно, то уже сейчас вы можете наблюдать у себя какие- то изменения, а может быть вы заметите их позже.

Работа с конфликтующими субличностями

Наша личность состоит из множества различных частей, каждая из которых ведет свой собственный стиль жизни. Причем нередко эти различные части нашей личности относятся друг к другу не самым лучшим образом

Шаг 3 Пусть конфликтующие субличности поговорят друг с другом, находя друг у друга положительные качества

Шаг 4 Войдите в одну из субличностей и поговорите с другой. Потом выйдете из нее, снова став собой и войдите во вторую субличность. Став второй субличностью ответе первой субличности.

Шаг 5 Когда субличности договорятся, снова станьте собой, а ваши субличности пусть опять сидят на ваших ладонях. Теперь вам нужно сделать так, чтобы эти субличности стали одним целым. Для этого произнесите: Не успеют мои руки сомкнуться, как две мои субличности станут одним существом . При этом сомкните ладони и прижмите их к груди.

Программа является практически ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).

Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической психологии и работы в рамках интегративного подхода - системной терапии субличностей (СТС).

Задачи программы:

  • познакомить слушателей с одним из современных подходов для работы с системами - системной терапией субличностей;
  • изучить методологию данного подхода и базовые приемы работы в этом подходе;
  • развить навыки наблюдения, анализа и синтеза демонстрируемого материала;
  • научить выстраивать и осуществлять интервенции при работе в этом подходе как в индивидуальном режиме, так и при работе с супружескими парами и семьями;
  • сформировать базовые навыки диагностики состояния клиентов, определения последовательности взаимодействия элементов системы и основных приемов/техник консультирования в данном подходе;
  • освоить возможности самостоятельного использования данного подхода в консультативной и психотерапевтической работе;
  • контролировать усвоение полученного материала.

Срок обучения: 54 часа.

Видео, где Алена Рихмаер делится основными понятиями системной семейной терапии субличностей, излагает теорию Ричарда Шварца на Конференции “Открытое поле”.

Программа состоит из 5 разделов, которые логично связаны друг с другом, и включают в себя теоретические и практические блоки, расширяющие представление слушателей о возможностях консультирования с использованием системной терапии субличностей.

Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:

  • информационная лекция с использованием традиционных образовательных технологий, предполагающих прямую трансляцию знаний от преподавателя к слушателю (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения);
  • демонстрация преподавателем отдельных приемов консультативной работы и фрагментов терапевтической работы в данном подходе для участников образовательных групп;
  • организация самостоятельного анализа наблюдаемых приемов и отдельных работ;
  • самостоятельное практическое использование приемов работы, предполагающих выполнение индивидуальных и коллективных заданий, направленных на формирование умений и навыков психологической работы. Часть самостоятельных работ выполняется под наблюдением преподавателя;
  • дискуссия - организованное преподавателем обсуждение слушателями полученного на лекциях и в результате наблюдения за работой преподавателя материала, направленное на улучшение качества усвоения материала.

Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст.76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Основные понятия системной семейной терапии субличностей.

Истоки возникновения системной системной терапии субличностей. Идеи множественности психики К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, расщепления - как реакция на травму (М. Кляйн, О. Кернберг, Д. Виникотт). «Самость» и ЭГО в психоанализе. Системное мышление. Распространение системного мышления на системы, окружающие человека (социальные) и существующие у него внутри. Индивид, рассматриваемый как система субличностей, его части и особенности их взаимодействия. Отличительные особенности данной модели от других, опирающихся на множественность психики.

Системы взаимодействия на внутриличностном уровне. Модели, позволяющие совмещение внутриличностного и межличностного уровней терапии.

Особенности понятия «Самости» в данном подходе. Типы частей, их задачи и функции. Система из трех групп «Изгнанники», «Менеджеры», «Пожарные». Поляризация частей. Понятие «Груз прошлого». Восстановление равновесия и лидерства «Самости» как задачи терапии.

Раздел 2. Системная терапия субличностей при индивидуальной работе с клиентом.

ТЕМА 1. Организационные аспекты СТС

Установление надежного контакта и сотрудничества «терапевт - клиент». Этапы работы в данном подходе. Представление модели клиенту.

ТЕМА 2.

Основные техники и приемы СТС.

Первичные навыки выделения субличностей. Обсуждение моделей взаимоотношений между частями и частями и «Самостью». Возможности укрепления доверия к «Самости».

Процессы, происходящие с различными частями. От слияния к дифференциации частей. Дифференциация частей, как базовый прием при работе с субличностями клиента. Распознавание типов частей и направления работы с каждой из частей на начальном этапе терапии. Работа со внутренними опасениями и страхами. Особенности работы с травмами в данном подходе. Различные приемы, направленные на «возвращение застрявших в прошлом» частей и освобождение их от «груза прошлого». Техники «Внутренний взор», «Прямой доступ», «Внутренняя комната» и другие приемы данного подхода. Использование системных вопросов и циркулярного интервью при работе с субличностями.

Раздел 3. Техники различных подходов в СТС.

Психосинтез и его приемы при выделении частей. Наиболее часто встречающиеся субличности в психосинтезе и приемы работы с ними. Возможности использования психодрамы в данном подходе: дублирование и монодрамма. Гештельт-подход и его особенности работы с субличностями клиента. Техника «пустой стул», ее плюсы и ограничения. Использование арт-терапевтических приемов и работы с ассоциативными картами. «Расстановка внутренних частей» и системная семейная терапия субличностей. Сходство и отличие системной семейной терапии субличностей и теории травматического расщепления Ф. Рупперта. Упражнения «Я и моя «Самость», «Препятствия на пути к «Самости», «Самость» как ресурс» и другие техники системно-феноменологической психотерапии.

Раздел 4. Субличности психотерапевта.

Принципы работы в данном подходе. «Самость» и субличности самого терапевта. Их влияние на ход терапии. Вмешательство «Беспокойных и Заботливых менеджеров», а также других частей в процесс психотерапии. Способы диагностики и возможности дальнейшей психотерапии. Возможности использования переноса и контрпереноса в данном подходе. Правила безопасности при работе с внутренней системой клиентов. Особенности сопротивления и методы обхождения. Устойчивость и контакт с «Самостью» самого психотерапевта, как основа дальнейшей работы.

Ответственность терапевта за процесс.

Раздел 5. Семейная и супружеская терапия с точки зрения системной терапии субличностей.

ТЕМА 1. Особенности работы с семьей в СТС

Семья и ее развитие с точки зрения данной модели. Карта базовых проблем в четырех аспектах семейных систем. Развитие в ограничивающих условиях - бремя травмы. Травмы, полученные в ходе развития семьи и супружеской пары, полученные в виде грузов родительского наследия и грузов развития. Способы работы с ними. Дисбаланс, как один из аспектов проблемы. Виды дисбаланса. Проблемы лидерства в семье и паре. Проблемное руководство, как одна из базовых проблем. Понятие семейный и супружеский процесс.

ТЕМА 2. Принципы и техники работы с супружеской парой в СТС

Виды поляризаций в паре. Паттерны взаимоотношений частей по типу слияния, колебания от слияния к поляризации и от поляризации к слияния. Прослеживание последовательности взаимодействия субличностей между супругами. Работа с частями каждого из супругов в присутствии другого как основа восстановления доверия. Фекторы, которые необходимо учитывать при работе с супружеской парой. Техники повышения уверенности к «Самости». Использование методов терапии по М. Боуэну, как дополнение к данной модели.

Список основной литературы:

  1. Щварц Р.К. Системная семейная терапия субличностей. М. Научный мир 2011.
  2. Ассаджиолли Р. Психосинтез. М. Наука. 1997.
  3. Реноуттер Дж Это в ваших силах Ростов- на дону Феникс. 1995.

15.03.2019

Проводится по адресу: Горького, 1, комната 8. Записаться

Другие тренинги

Теория и практика семейного консультирования. Базовый курс. АВ-3 Повышение квалификации: "Особенности работы с зависимыми и членами их семей" Повышение квалификации: "Телесная лаборатория (обучение + личный опыт)" Семинар-практикум «Снятие венца безбрачия… и другое приданное» - взгляд психолога-расстановщика Семинар: "Открытая работа с семьей" Повышение квалификации: "Перинатальная психология и психология родительства" Тренинг для мужчин и женщин "Секреты семейного счастья" Тренинг для родителей "Радость воспитания" Практикум: "Арт-терапия - творчество в жизни" Интервизорская группа по расстановкам "Древо рода" (эксперимент) Группа по семейным расстановкам Интервизорская группа "Телесная лаборатория" Семинар-практикум «Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ» Психотерапевтическая группа "Телесный коучинг" Танцевально - психологический тренинг "Искусство движения" Фестиваль "Семейный круг 2015" от Гильдии психологов и педагогов Группа "Надо расслабиться" (телесно-ориентированная терапия) Тренинг "Исполнение желаний в Новом году" "Неделя семьи" - мастер-классы для семейного взаимодействия