Речевое развитие детей 4 лет. Развитие речи детей в возрасте четырех-пяти лет

Развитие речи ребенка 4 лет предполагает подготовку ребенка к школе. В этом возрасте ребенка должна отражать увиденное и услышанное. Ребенок должен учиться произносить правильно фразы, слова, короткие предложения. Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к звукам, и он станет активно наблюдать за своей речью, что послужит дальнейшему ее развитию.

у детей этого возраста проходит по – разному. У многих, в период, когда формируется устная и письменная речь наблюдаются отклонения. Эти отклонения нарушают нормальный ход развития речи у детей. К ним необходимо очень внимательно относиться, так как в дальнейшем они могут повлиять на всю умственную деятельность ребенка, а также нанести психологическую травму ребенку.

Взрослым нельзя копировать детскую речь.

Для развития речи ребенка с ним нужно разговаривать простой и понятной речью, произносить слова в нормальном, не быстром и не медленном темпе. Также для развития речи у ребенка 4 лет , нужно внести познавательное общение. Таким образом ребенок будет приобретать запас слов и начнет правильное построение фраз, будет хорошо и правильно произносить звуки. Тот словарный запас, который ребенок получит, даст ему возможность свободно общаться не только с детьми, но и со взрослыми.

Очень часто, ребенок из-за недостаточного словарного запаса не может передать события, участником которого он стал и тогда он начинает допускать неточности. При правильном , в процессе освоения слов, ребенок будет их не только запоминать но и осмысливать, устанавливать связи между предметами и словами. Таким образом, у него появится осознанное и мотивированное отношение к лексике. Ребенок будет овладевать грамотным языком. Отвечать на вопросы будет уже развернутыми фразами, которые будут состоять из более, чем четырех слов.

При правильном развитии речи, ребенок 4 лет уже будет отличать множественное и единственное число и говорить правильно. Однако, в этом возрасте, ребенок еще не может логично понятно и связно рассказать о событиях, пересказать или рассказ. Речь его еще носит характер ситуации. Речь ребенка в этом возрасте будет состоять из распространенных и простых предложений. И понять эти предложения без дополнительных вопросов будет сложно. Ребенок еще не может раскрыть сюжет той или иной картины.

Ребенок в этом возрасте имеет очень хорошую память. Он может почти дословно пересказать сказку, услышав ее несколько раз. Пересказывая сказку, ребенок может даже не понимать смысла слов. В процессе развития речи у детей 4 лет появляются очень яркие различия. Так, например, у одних речь с правильным произношением практически всех звуков, а у других большинство звуков произносятся не правильно. Родителям в первую очередь необходимо принять меры к устранению этих недостатков.

Правильное произношение слов и предложений можно отрабатывать с помощью скороговорок. С помощью потешек и фраз с забавным содержанием вы поможете ребенку вырабатывать чувства ритма.

Развитию речи ребенка 4 лет могут способствовать картинки из сказок, которые он знает. Это могут быть герои сказок, разные зверюшки. Ребенок должен уметь сам охарактеризовать животных. Сначала ему будет очень трудно и вы должны ему помогать наводящими вопросами. Таким образом, при развитии речи у ребенка будет формироваться словарный запас и развиваться мышление. Например: это зайчик, он белый и пушистый. После, ребенок уже должен учиться рассказывать где зайчик живет и чем он занимается в лесу и т.д.

Чтобы обогатить словарный запас ребенка при развитии речи, включите больше игр. Например, игры с ключевыми словами. Спросите у ребенка, например, какие круглые слова он знает? Это может быть мяч, часы, солнышко и т.д. Также можно поиграть в «холодные и горячие» слова, «твердые и мягкие». Чтобы научить ребенка делить слова на слоги рекомендуется применять песенные игры, с постукиваниями и похлопываниями на слогах. При правильном развитии речи ребенка его успехи будут увеличиваться день за днем. Он будет не только слушать вас с удовольствием, но и сам будет охотно делиться с вами впечатлениями, планами и опасениями. Он начнет рассказывать вам о том, что его окружает, привлекает внимание.

С увеличением словарного запаса, у ребенка появится очень много вопросов к окружающим и в первую очередь к близким людям. Наберитесь терпения и будьте готовы отвечать на все вопросы, иначе ребенок может потерять к вам интерес и отдалиться.

Не стоит показывать ребенку своего раздражения и неохоты отвечать на вопросы. Когда ребенок задает вопрос, он просто хочет много узнать об окружающих и не в коем случае он не пытается вывести вас из себя. Отвечайте ребенку на понятном ему языке, не нужно говорить заумными фразами. Ответ должен быть понятен малышу.

Для правильного развития речи ребенка рекомендуется при чтении книг обращать внимание на то, как он вас слушает. Если в ходе чтения, ребенок начинает задавать вопросы по теме, обязательно отвечайте. Вы также постарайтесь спросить немного ребенка о прочитанной книге. Очень важно, чтобы ребенок всегда участвовал с вами во всевозможных действиях. Выбирая товары в магазинах, нужно по-возможности, комментировать свои действия и интересоваться мнением ребенка. Пусть ребенок вместе с вами будет разбирать пакеты с покупками и раскладывать их по местам.

В возрасте 4 лет ребенок должен знать и уметь рассказывать, где и кем работают его родители. Постарайтесь рассказать ему на доступном ребенку языке кто вы по профессии. Для того, чтобы речь ребенка формировалась точная и правильная, нужно и самим не допускать ошибок в разговоре с ребенком. Всегда помогайте ему в высказываниях, стимулируйте его желание делиться с окружающими своими впечатлениями. Ребенок будет охотно вам что-то рассказывать только в том случае, если вам будет интересно его выслушать. Нужно разнообразить и свою речь множеством прилагательных.

Играйте с ребенком в игрушки. Сначала отберите самые маленькие, потом самые большие и т.д. Ребенок в этом возрасте охотно будет выполнять ваши задания и просьбы. Также очень полезно потренировать слуховое восприятие ребенка. Скажите несколько фраз не правильно и спросите у него, где вы допустили ошибки. Дети очень любят определять, откуда идет тот или иной звук, узнавать голоса людей и животных.

Осуществляя работу по развитию речи ребенка нужно следить, чтобы он не опережал речью свои возможности. Никогда не торопите ребенка, дайте ему возможность подумать немного. Телефонные разговоры также могут способствовать развитию речи у ребенка. Заранее договоритесь, чтобы ребенку позвонил кто-то из близких. В разговоре по телефону ребенку придется излагать свою речь без помощи жестов, таким образом словарный запас также будет увеличиваться. Старайтесь задавать вопросы не только такие, на которые можно ответить коротко «да» или «нет», но и вопросы которые будут провоцировать ребенка на небольшой рассказ.

Нельзя относиться к речи ребенка с завышенными требованиями. Все разговоры должны быть только в свободной или игровой форме и ни в коем случае нельзя требовать от ребенка ответов в форме докладов. Старайтесь говорить с ребенком на уровне его глаз, а не с высоты своего роста. Задавайте ребенку вопросы и если ему сложно, то первое время отвечайте за него сами. После заданного вопроса стоит немного подождать. Если он не может ответить, необходимо вопрос повторить еще раз.

В этой статье:

Дети от 4 до 5 лет уже разговаривают вполне осмысленными фразами. Сейчас главная задача родителей - помочь малышу строить верные фразы и увеличивать словарный запас. Он учится с каждым днем и повторяет все, что слышит. Развитие речи в этот период происходит довольно быстро. Теперь уже малыш может описывать предметы, знает цвета, числа, названия . Его воображение стимулирует потребность разговаривать.

Много вопросов про наш мир и жизнь ждут вас в этом возрасте. Не стоит паниковать, если сейчас малышу трудно даются какие-то звуки или буквы. Все можно поправить, главное – заниматься вместе. Если есть проблемы, то их выявит логопед – не забывайте посещать этого специалиста во время диспансеризации . Сейчас, в 5 лет, детей активно готовят к школе, а значит, речь очень важна. Помогите малышу, используя развивающие техники и игры.

Особенности речи в 4-5 лет

Кроха еще не знает достаточно слов, чтобы описывать предметы, но уже пытается это сделать. Он может использовать богатую жестикуляцию, мимику и подражать звукам. Сейчас ему необходима ваша помощь, чтобы расширить словарный запас. Развитие речи идет достаточно быстрыми темпам, но иногда этого недостаточно. Этот момент можно назвать позитивным, ведь психическое развитие опережает речевое. Малыш уже понимает то, что хочет сказать, но вот слов не хватает. Он может менять названия предметов или придумывать свои.

Так червяк
становится «ползуном» или «ползуком», а одеяло – «покрывакой»
. Вам не нужно смеяться над этим, наоборот - прислушивайтесь, исправляйте. Помогите подобрать слово по ситуации. Разберите с ним предложение. Сейчас, в возрасте 4-5 лет, происходит быстрое запоминание. Разучивайте маленькие стишки, особенно те, которые тренируют гласные и согласные буквы. А потом можно демонстрировать стишки всем желающим. Правильное произношение слов спрятано в этой простой форме обучения.

Помогайте ребенку, объясняя разные явления и ситуации. Для детей это самый простой способ узнать новое о мире. Гуляя на улице, выбирайте 1-2 объекта для беседы. Вы можете задавать ребенку вопросы, начинающиеся со слов «как ты думаешь…», «как считаешь…». Важно, чтобы его логика сейчас работала слаженно. Тогда речь быстро догонит психоэмоциональное развитие.

Сложные звуки

Некоторые звуки

и буквы даются нелегко. Для детей 4-5 лет особую сложность представляют:

  • шипящие согласные буквы (Ч, Ш, Щ, Ж ) – они часто проглатываются или заменяются другим звуком;
  • сонорные, такие как Р, Л – их тяжело произносить детям с деформациями носоглотки;
  • свистящие (С,З,Ц ) – обычно они не так сложны, но иногда детям приходится учиться им довольно долго.

Если до 5 лет

не прошли проблемы, значит, развитие речи идет по неправильному пути. Необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Для маленьких детей исправление простых дефектов не является проблемой. Так что вы успеете подготовиться к школе, и паниковать абсолютно не стоит.

Следите и за тем, как вы сами произносите слова и звуки дома, исправляйте неправильное произношение. Возможно, именно вы говорите нечетко, а дефекты родителей в плане речи часто передаются детям. Они копируют то, что слышат, и все запоминают. Так что будьте внимательны к себе.

Что малыш уже умеет

Не так мало, как может показаться. Давайте посмотрим, какие речевые навыки имеет ребенок в 4-5 лет:



А ведь он начал осмысленно разговаривать не так давно. Видите, как быстро ребенок получает знания. Для детей это несложно, особенно если их жизнь насыщена событиями, новыми предметами и впечатлениями.

Развитие речи

начинается активно тогда, когда в речи есть потребность. Помните анекдот о том, как мальчик молчал до 7 лет, а потом сказал, что каша несоленая? Так ведь это потому, что раньше все было в порядке. Это шутка, но в ней очень много правды . Зачем говорить, если родители тебя понимают без слов, а других людей в поле зрения нет?

Как прошел день в садике?

Что кушали?

Во что играли?

Что нового рассказывала воспитательница?

Что ты видел на улице? Каких птиц, животных?

Чем хочешь заняться после ужина?

Дайте ребенку возможность говорить.

Кажется, что другие дети говорят уже гораздо лучше, осмысленнее и быстрее. А ваш только-только складывает предложения и использует слишком мало эпитетов. Мамы и папы, не стоит сейчас волноваться! Развитие речи идет по определенному графику, но иногда малыш может немного отставать. Речь не идет о задержке в развитии – просто он делает это чуть медленнее, в своем темпе. Иногда достаточно всего одного маленького толчка, чтобы процесс двинулся с небывалой скоростью .

В этом возрасте многие отдают детей в садик. Кто-то сделал это еще раньше. Там

малыш находится в большой компании детей, с ними целый день воспитатели и нянечки, постоянное общение , игры, взаимодействие – все это стимулирует развитие речи.

Словарный запас быстро пополняется, а проблемы уходят. Нужно понять, что нельзя просто оставить малыша перед телевизором с развивающим мультиком. Это приводит к печальным результатам. Необходимо живое общение – чем больше, тем лучше. Сверстники, взрослые, другие дети - они учатся друг у друга, перенимают не только новые слова, но также манеру речи, интонации.

Если вы все же решили, что до школы малыш будет дома, то им нужно активно заниматься. Если нет, то речь не будет развиваться должным образом . В любом случае, если вы заметили дефекты, которые не удается исправить, обязательно идите к логопеду. Он может развеять ваши страхи всего за 30 минут. А даже если подтвердить их – спокойствие! Чем раньше начнутся речевые тренировки или лечение, тем быстрее ребенок достигнет хороших результатов.

Речевые навыки малыша постоянно совершенствуются. Он без конца задает разнообразные вопросы, смешно коверкает слова, повторяя их на свой лад, но между тем расширяет свой словарный запас. Предлагаем проанализировать речевое поведение вашего крохи и разобрать причины задержки развития речи в 4 года.

Речь ребенка четырех лет: норма

  • свои имя, фамилию, отчество, возраст, а также имена своих родителей и ближайших родственников;
  • названия животных (домашних и диких, морских обитателей) и звуки, которые они издают;
  • цифры до 5;
  • цвета и некоторые оттенки;
  • наименования фруктов, овощей, ягод;
  • песенки и легкие стишки наизусть;
  • названия предметов одежды и быта (шапка, носки, ложка, стул и т.д.);
  • слова из 4 слогов;
  • предложения из 7-8 слов;
  • ответы на простые вопросы типа «Где ты был», «Что ты делал»;
  • предлоги по, до, вместо, после и союзы куда, что, когда, сколько;
  • шипящие звуки, букву Ц.

Задержка речевого развития у детей 4 лет

Случается, что по какой-то причине речь малыша отстает от уровня сверстников. Если вы замечаете, что ему бывает трудно, он заикается, волнуется, путает или забывает слова и слоги, можно предположить наличие задержки речи у вашего четырехлетнего крохи. Это может выражаться и в том, что ребенок в 4 года мало говорит или ленится разговаривать, поясняя свои желания звуками или указанием пальца.
Существует две основным причины подобной задержки речи у детей 4-х лет:

  • Биологическая - Связана с наличием минимальной мозговой дисфункции, возникшей еще во время беременности или родов (гипоксия, асфиксия, родовые травмы, внутриутробные инфекции, недоношенность и т.д.). Также это может быть последствием вакцинации, сниженным слухом (тугоухостью).
  • Социальная - Предполагает отсутствие стимулов и предпосылок для своевременного развития речи ребенка. Такая ситуация может наблюдаться при постоянных стрессовых ситуациях (переезды, ссоры, неполная семья), отсутствии дома культуры общения, гиперопеке, а также у часто болеющих деток в связи с длительным нахождением в больницах.

К сожалению, около трети случаев так и остаются без выяснения причины отставания речи. Поэтому относитесь внимательно к тому, что происходит у вас дома и на глазах ребенка, старайтесь создать максимально комфортную и доброжелательную среду для развития его навыков. Постарайтесь проанализировать и понять, почему ваш малыш в 4 года плохо разговаривает, что ему мешает. Если вовремя выявить эти отклонения и начать работать над ними, постепенно вы заметите первые успехи своего чада.
Какой бы ни была причина задержки речевого развития, помимо обращения к специалисту вы можете самостоятельно помочь ребенку постепенно осваивать речь. Вооружитесь стопкой хороших детских книг с простым сюжетом и каждый день садитесь вместе читать. Устраивайте совместные игры, заменяя привычные для малыша звуки, с помощью которых он обозначает действия, на слоги и короткие слова. Ваша задача - заинтересовать кроху, показать, что вы поможете ему. Ни в коем случае не ругайте сына или дочь за неправильное произношение или ошибки, наберитесь терпения, и тогда ваши усилия дадут достойные плоды.

Ребенок четырех лет не всегда слова произносит правильно. Некоторые звуки проглатываются, а другие - заменяются. В работе над правильным произношением важен пример родителей. В общении с малышом следует говорить на равных, а не имитировать неправильную детскую речь. Раз в день следует проводить артикуляционную гимнастику и упражнения вместе с ребенком: растягивать губы в улыбке, открывать широко рот, поднимать и опускать язык, шипеть как змея и рычать как тигренок. Труднопроизносимые слова нужно говорить малышу по буквам.

Общаться с ребенком следует на уровне его глаз, чтобы он видел, что вы внимательно его слушаете, и одновременно с этим ему будет заметно, как вы произносите каждое слово и звук в отдельности.

Обогащение словарного запаса

Основная работа по усваиванию новых слов будет проводиться во время вашего обыденного общения с ребенком. Разговаривайте на интересные темы, объясняйте значения новых слов. Вы можете вместе с малышом рассматривать детские книги и журналы. Попросите его назвать предметы, которые изображены на картинке. Большой вклад в пополнение словарного запаса вносят сюжетные картинки, в них герои выполняют какое-либо действие. Попытайтесь описать происходящее на картинке событие, употребляя новые, ранее незнакомые для крохи слова.

Еще один игровой метод называется «День нового слова». Каждое утро, например, по дороге в садик, вы будете знакомить ребенка с новым словом. Расскажите о нем, покажите, если можно, а вечером, нужно проверить, хорошо или плохо ребенок запомнил это слово.

Развитие спонтанной речи

Это один из самых сложных видов речи. В совершенстве спонтанную речь дети осваивают к поступлению в школу.
Развитию спонтанной речи способствует общение по телефону. Попросите кого-нибудь из родственников позвонить вам и дайте трубку своему малышу. В телефонном разговоре ребенок научится поддерживать беседу.

Сложность спонтанной речи зависит не только от внешних условий, т.е. где и с кем ведется разговор, но и от речевых возможностей говорящего. Существуют занимательные способы развития спонтанной речи. Вы можете поменяться с ребенком ролями, где он задает вопросы, следит за вашей речью. Вам в помощь также импровизированные игры, обыгрывание ситуаций, такие как «На приеме у врача», «За столом», «В магазине». И любое занятие детишек - разыгрывание сюжета любимой сказки.