Загадочные вещи. Самые необъяснимые артефакты из когда-либо найденных

До нашего времени дошли самые разнообразные артефакты, об истинном предназначении которых современным учёным приходится только догадываться.

1. Греческий палиндром

Согласно легенд, Кипр является местом рождения греческой богини любви плодородия, а город Пафос был «штаб-квартирой» культа Афродиты. Сегодня этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО изобилует древней мозаикой и остатками великих микенских храмов, посвященных покровительнице любви. Недавно же в Пафосе нашли другое чудо – 1500-летний амулет из глины размером с монету. На одной его стороне изображен греческий палиндром, а на другой - сцена из мифов. Палиндром гласит: «Яхве – носитель тайного имени, а лев Ра хранит его в своем храме».

2. Таинственные золотые спирали

Золото всегда считалось людьми ценным металлом. Золотом украшали все - от гробниц до ритуальных фигурок. Недавно археологи обнаружили около 2000 маленьких золотых спиралей в поле на датском острове Зеландия. Ранее на этом же месте раскопок находили менее загадочные изделия из золота, такие как браслеты, чаши и кольца.
Спирали датируются 900 - 700 годами до н.э., но это все, что о них известно. Зачем они были сделаны - загадка. Ученые предполагают, что в культуре бронзового века почитали Солнце и придавали большое значение золоту, считая его воплощенной на Земле формой солнца. Таким образом, вполне вероятно, что спирали украшали священные одеяния жрецов.

3. Костяная броня

Археологи в России нашли необычные доспехи, которые были сделаны из костей убитых животных. Возможно, это работа людей Самусь-сейминской культуры, представители которой жили в горах Алтая на территории современной России и Средней Азии тысячи лет назад. В какой-то момент они мигрировали на место, где сегодня расположен сибирский город Омск, где и была обнаружена броня, возраст которой составляет от 3500 до 3900 лет.
Несмотря на свой возраст, она была найдена в «идеальном состоянии». Она, вероятно, принадлежала какому-то элитному воину, но археологи не имеют ни малейшего представления, почему кто-то закопал такой уникальный предмет.

4. Мезоамериканские зеркала

Мезоамериканские жители когда-то считали зеркала порталами к чужеродным мирам. Хотя сегодня отражающие поверхности повсеместно распространены, 1000 лет назад люди трудились до 1300 часов (160 дней), чтобы произвести обычное ручное зеркальце. Исследователи нашли более 50 таких зеркал в Аризоне, большинство из них на месте раскопок под названием Снейктаун. Обилие зеркал позволяет предположить, что Снейктаун был очень зажиточным городом, который был заселен привилегированными членами общества.
К сожалению, зеркала находились в плохом состоянии. Как и другие священные вещи, они подлежали кремации и погребению вместе с их владельцами. Исследователи установили, что зеркала были сделаны из пирита и богато украшены. Поскольку месторождений пирита на территории современного штата Аризона нет, то они предположили, что зеркала завозили из Мезоамерики.

5. Таинственный сицилийский монолит

Археологи недавно обнаружили под водой у берегов Сицилии гигантский монолит, напоминающий камни Стоунхенджа. Он находится на глубине 40 метров, весит почти 15 тонн, а его размеры составляют 12 метров в длину. Монолиту исполнилось по крайней мере 9300 лет, т. е. он почти в два раза старше Стоунхенджа.
Цель его постройки не ясна, но очевидно, что его производство требовало титанических усилий. Что примечательно, монолит сделан из камня, который не добывают нигде поблизости. Сегодня этот артефакт, скрывающийся под водой, разбит на три части, а также в нем нашли три отверстия неизвестного назначения.

6. Магические знаки Лондонского Тауэра

Стоящий на северном берегу реки Темза почти 1000-летний Лондонский Тауэр - крепость, которая когда-то была дворцом, хранилищем королевских регалий и драгоценностей, арсеналом, монетным двором и т. д. Что интересно, эта крепость, начиная с момента ее постройки в 1066 году Вильгельмом Первым, постоянно имела магическую защиту.
Археологи-исследователи Музея Лондона обнаружили 54 магических знака на всей территории Тауэра. Большинство из них являются черными вертикальными символами 3-7 см в высоту, которые предназначались для того, чтобы отразить все формы опасности, в том числе природные стихии. Археологи также обнаружили несколько ловушек на демонов, в том числе изображения сетки.

7. Колдовской остров

Необитаемый остров Бло-Юнгфрун всегда пользовался дурной репутацией и считался раем для ведьм, буквально начиная с эпохи мезолита. Остров расположен у восточного побережья Швеции и полностью изолирован от остального мира, поэтому неудивительно, что в течение 9000 лет люди, практикующие черную магию, облюбовали его.
Во время археологических исследований были найдены пещеры, носящие следы рукотворного вмешательства, в которых проводили неизвестные пугающие ритуалы. Во всех них стояли алтари. Служители предположительно приносили на них жертвы, чтобы умилостивить своих богов.

8. Серебряный свиток Джераша

Благодаря чудесам 3-D моделирования исследователи смогли заглянуть внутрь древнего свитка, чтобы прочесть надписи на нем, не повредив при этом хрупкую реликвию. Этот небольшой серебряный свиток был найден внутри амулета, где он лежал в течение более 1000 лет, пока его не нашли в разрушенном доме в 2014 году. Серебряные пластины оказались очень тонкими (всего 0,01 см), поэтому развернуть их не удалось, не повредив.
После того, как удалось воссоздать 17 строк из свитка методом 3-D моделирования, ученые увидели интригующую историю колдовства. Около 1300 лет назад безымянный колдун прибыл в город Джераш, чтобы справиться с какими-то местными проблемами. Первая строка заклинания на свитке была написана на языке, напоминающим греческий, а затем текст написан на совершенно неизвестном языке, напоминающим арабский.

9. Египетские куклы вуду и ушебти

Хотя обычно средства массовой информации считают куклы вуду африканским и гаитянским изобретением, впервые подобные статуэтки встречались в древнеегипетской магии. Судьба, постигшая специально изготовленную фигурку, как полагают, также постигала и человека, по подобию которого она была изготовлена. Эти маленькие чучела делали, чтобы вызвать различные состояния, от проклятий до чар любви.
Знаменитые фигурки ушебти часто создавали для этих целей, но у них было и другое предназначение. Египтяне знали, что Осирис, бог мертвых, часто использует усопших для работ в загробном мире. Ушебти якобы делали эту работу за своих хозяев. Некоторые исключительно ленивые, но богатые люди были найдены похороненными с ушебти на каждый день года.

10. Коптская книга заклинаний

Несмотря на то, что древние египтяне дружили со здравым смыслом, они, не колеблясь, обращались к магии, чтобы решить житейские неудобства. Многие из их проклятий были утеряны в истории, но некоторые сохранились и до наших дней, в том числе 1300-летний «Коптский справочник по сверхъестественной ритуальной силе». К счастью, 20-страничный буклет на пергаменте был написан на коптском языке, поэтому его удалось расшифровать ученым университета Маккуори в Австралии.
Кодекс содержит 27 заклинаний различной полезности: от «хороших», старомодных любовных заклинаний до наведения потенциально смертельной черной желтухи. Кодекс, вероятно, служил в качестве карманной книги заклинаний. Помимо всего прочего, он описывает вызов Бактиоты - некой мистической фигуры с божественными возможностями, которая председательствует на собраниях змей. Также в кодексе говорится о Сифе, третьем сыне Адама и Евы, и об Иисусе. Исследователи предполагают, что справочник был написан примерно в седьмом веке сифианами, сектой христианских еретиков-мистиков.

Предметы, за которыми тянется кровавый след из смертей, загадочных болезней и пугающих историй всегда привлекали людей, которых манят доказательства существования необъяснимых явлений в нашем мире. За всю историю человечества было огромное количество артефактов, считающихся проклятыми: в них жили духи либо другие потусторонние сущности, рядом с ними люди чувствовали дискомфорт, чью-то злу волю и внезапное недомогание, которое могло закончиться плачевно как для владельцев предмета, так и для простых гостей. Мы собрали 25 проклятых вещей, о которых вам следует знать.

То самое зеркало с силуэтами (на этот раз - туристов)

Дом, прилегающие постройки и земля вокруг плантации Миртл считается одним из самых известных проклятых мест в США. Там не раз видели призраков чернокожих рабов. Это хозяйство находится в городке Сент-Францисвилль, штат Луизиана. Вокруг плантации ходит такое количество легенд, что хватило бы на серию фильмов ужасов. Самая известная история - о проклятом зеркале. Согласно рассказу, одна из хозяек дома, Сара Вудрафф была отравлена рабами. С ней же были принесены в жертву две молодые дочки Сары. Из-за проклятия вуду, которое наслали на женщин колдуны, их души оказались заперты в зеркале. Посетители плантации говорят о том, что на зеркале постоянно появляются отпечатки ладоней, а в нём самом регулярно можно видеть фигуры в старомодных платьях.


Сам череп видеть нельзя, так что остается только догадываться, как он выглядит

В небольшой деревне Бёртон-Агнес расположен дом, построенный в XVII веке при королеве Елизавете. Согласно истории, в усадьбе жили три сестры Гриффит. Одна из сестёр, Кэтрин Энн однажды пошла на прогулку, где на неё напали грабители. Они отняли фамильный перстень и избили её до полусмерти. Перед кончиной, Кэтрин попросила сестёр, чтобы те оставили её голову в стенах имения. Даже после смерти она могла наблюдать за своей семьёй и охранять поместье. Разумеется, просьба не была исполнена. Тогда в доме начали происходить странные вещи: шорохи, крики, вещи передвигались сами собой. Когда голову покойной всё же перенесли в здание, чертовщина прекратилась. Однако каждый раз, когда череп пытались вернуть на кладбище, он начинать истошно вопить.


Кукла в её тюрьме

Благодаря стараниям Голливуда, кукла Аннабель является одним из самых известных проклятых предметов. Она стала популярной темой городских легенд после выхода книги четы демонологов, Эда и Лоррейн Уоррен (они стали известны благодаря расследованию дела ДеФео в Амитивилле). По одной из версий, кукла стала вместилищем духа погибшей девушки. По другой - в ней живёт демон. Кукла самостоятельно меняет положение, пишет сообщения и может убить. Сейчас Аннабель находится в закрытом и запечатанном стеклянном ящике в Оккультном музее Уорренов в Монро, штат Коннектикут.


Жуткая картина и отпечатки детских ладоней на ней

Жуткое полотно является центром многих городских легенд. Картина написана американским художником Биллом Стоунхеном в 1972 году. Сообщается, что Билл взял для картины фотографию самого себя в возрасте пяти лет. Что стало причиной написания жуткой композиции - до сих пор неизвестно. «Руки» почти сразу же были признаны проклятым произведением искусства. По их вине погибло несколько человек. В 2000 году «Руки противятся ему» были выставлены на продажу и сейчас кочуют от одного хозяина к другому. Считается, что человек, долго рассматривающий оригинал, сходит с ума.

Платье мисс Бейкер всё ещё внушает ужас

В середине XIX века, в 1849 году, молодая и миловидная особа из добропорядочной пенсильванской семьи влюбилась в обычного работягу с металлургического завода. Девушку звали Анна Бейкер. Отец девушки был против такого союза, который бросал тень на презентабельность семейства. Свадьбу, на которую уж было куплено платье, отменили. Анна не смогла смириться с отцовским приказом и дала обет безбрачия, не отдавая своё сердце больше никому. Мисс Бейкер умерла в 1914 году, будучи обычно служанкой. С тех пор её свадебное платье считается проклятым. Оно выставлено на обозрение в доме Бейкеров. Посетители музея сообщают, что платье само перемещается и приносит несчастье возлюбленным, которые посмели даже постоять рядом с витриной.


Кровь и краски создали мистический ужас, идущий от полотна

Одна из самых известных проклятых картин в мире. История её создания покрыта мраком, владелец нашёл картину на чердаке. По словам его бабушки, автор рисовал «Страдающего человека», смешивая краску с собственной кровью. На полотне художник запечатлел свои страхи и грехи. После того как картина была закончена, автор покончил с собой. Шон Робин, владелец «Страдающего человека», утверждает, что рядом с картиной все чувствуют дискомфорт. Ночью возле неё слышны шорохи, голоса и тяжёлое дыхание.


Стул Томаса, прибитый к стене

Этот стул считается проклятым со времён казни Томаса Басби в 1702 году. Басби был убийцей и грабителем, который промышлял в Северном Йоркшире в Великобритании. Томас очень дорожил этим стулом и даже убил тестя, который сёл на стул без разрешения владельца. Согласно легенде, Басби выпил отравленное вино, сидя на этом предмете интерьера. Его последними словами было проклятье каждому, кто воспользуется стулом, грозит смерть. По легенде, стул забрал много жизней. Официально зафиксировано лишь четыре, которые напрямую связаны с проклятием преступника. Сейчас все вещи Басби выставлены в музее Крикби. На всякий случай стул подвешен к потолку.

Маска словно живое лицо. Лучше не подходить

В Музее маори в городке Веллингтон, Новая Зеландия, существует целая коллекция проклятых предметов. Одни из них опасны для детей, другие - для стариков. Третьи могут стать причиной недомоганий для беременных и женщин с менструацией. К таким относятся боевые маски маори. Женщинам племени запрещалось подходить к мужчинам, которые собирались на войну. Кроме того, беременность считалась у маори опасным священнодействием, о котором опасно знать взрослым представителям сильного пола. Считается, что принципы воинственных мужчин остались с ними и после смерти.


Проклятый бриллиант во всей своей красе

Этот алмаз является одним из крупнейших в мире. «Хоуп» (Надежда) оценивается в 250 миллионов долларов. Его голубоватый блески и размер привлекали людей с того момента, как неизвестный ювелир обработал камень и придал ему форму (в XVII веке). Сразу же вокруг украшения стали ходить истории, твердящие одно и то же: «Хоуп» проклят и приносит несчастье любому, кто его надевает. Считается, что проклятье на драгоценности лежит с того времени, как английский купец вырвал огромный камень из глазницы индийской статуи божества. Это святотатство не осталось незамеченным со стороны высших сил. Торговец, который забрал камень, был растерзан стаей собак.

Погребальная золотая маска молодого фараона

Считается, что все, кто участвовал в открытии гробницы молодого фараона в 1923 году, пали жертвой проклятья. Предостережение было написано на стенах усыпальницы в Долине Царей. Также проклятыми считаются все вещи из гробницы, а в особенности - посмертная золотая маска, которую не знает разве что школьник младших классов.


Мумия Отци, приносящая несчастья

Мумия человека, который жил 5 000 лет назад, была найдена в леднике. Труп окрестили «Отци». Он прекрасно сохранился (также как и мамонты в вечной мерзлоте). Останки были обнаружены в Отзальских Альпах (отсюда и имя) двумя туристами на границе между Италией и Францией в 1991 году. Непонятно, почему Отци считается проклинающим трупом, но с момента его нахождения по крайней мере семь человек погибли насильственной смертью при таинственных обстоятельствах. Все они каким-либо образом связаны с хранением или транспортировой ледяного человека.

Проклятая кукла действительно выглядит жутко

Эта кукла была подарена мальчику по имени Роберт Отто. Её сделала из соломы и ткани гаитянская няня. Хотя чернокожая сиделка недолго пробыла в семье, Роберт привязался к ней и затем таскал куклу везде с собой и даже дал ей своё имя. Спустя какое-то время гости дома стали чувствовать себя неуютно рядом с куклой. Многие чувствовали от неё угрозу и даже зло. Члены семьи также стали замечать странные явления: Роберт разговаривал сам с собой разными голосами, предметы передвигались самостоятельно. Куклу забросили на чердак, но она продолжила приносить семье несчастье, даже когда Роберт вырос и женился.


Останки машины, призрак которой видят на трассе А-3

Аварии на трассе А-3 в Великобритании не являются чем-то необычным. Но однажды на пульт управления в полицейском участке в графстве Суррей поступил звонок, от содержания которого у людей волосы встали дыбом: испуганная барышня рассказала о несущемся сквозь машины автомобиле, свернувшим с моста и растворившимся в воздухе, сверкая фарами. Патруль не обнаружил возле дороги ни одного следа ДТП. Каково же было удивление полицейских когда немного в отдалении были обнаружены останки автомобиля с разлагающимся трупом. Вскрытие показало, что молодой человек за полгода до событий. Спиритологи утверждают, что автомобиль был проклят и теперь его призрак будет колесить по дорогам Суррея, неся смерть всем, кто его видел.


Не только куклы могут быть проклятыми

Конечно, сам номер нельзя отнести к материальным объектам, но его легко можно проклясть. Есть городская легенда о болгарском номере +359888888888. Такие «красивые» номера есть в любой стране, но именно вокруг этого любят сгущать краски. Согласно легенде, номер появился 10 лет назад и за это время сменил трёх владельцев: первый умер от рака, двух других застрелили. Телефонный оператор, которому принадлежал номер, приостановил его действие и сейчас он не обслуживается. Однако в интернете утверждают, что с этого номера могут позвонить в любую часть света. И тот, кто возьмёт трубку, в скором времени погибнет.


Винный кабинет, проданный за несколько десятков тысяч долларов только за ярлык «проклятый»

Этот винный короб, именуемый «ящиком Диббука», был бы непримечательной безделушкой, если бы в нём якобы не сидел злонамеренный дух из иудейского фольклора. Этот дух может не только творить зло, но и высасывать жизнь. Славу короб получил после продажи на интернет-аукционе. Эта история стала основой для фильма ужасов «Шкатулка проклятья», вышедшего в 2012 году. Все, кто хоть немного времени был хозяином ящика, жаловались на кошмары и странные болезни.

Ваза, которую не стоит держать в руках никому

Эта резная серебряная ваза XV века была создана как свадебный подарок для неаполитанской невесты. К несчастью, девушка так и не взошла к алтарю: её убили в ночь перед церемонией. В руках мёртвой невесты нашли эту вазу. Затем она была отдана в собственность семье девушки, но долго нигде не задерживалась: говаривали, что ваза проклята. Широкую известность серебряное изделие получило в 1988 году, когда один антиквар нашёл её с запиской: «Осторожно…Эта ваза принесёт вам смерть!». После этого её похитили, и последовала череда загадочных смертей, которые прекратились, когда артефакт был возвращён семье.


Лишь малая часть многотысячной армии глиняных скульптур

Нельзя недооценивать важность этого археологического открытия: огромной армии терракотовых статуй, созданных для посмертной защиты императора Цин Шихуанди. Но для семьи фермеров, которая откопала первых глиняных солдат в 1974 году, находка стала проклятием: угодья были конфискованы правительством, дома снесены,а на их месте открыты гостиницы и сувенирные магазины. Один из открывателей покончил с собой. Все остальные окончили жизнь в бедности.


Некоторые исследователи считают, что репродукции были покрыты лаком, поэтому и не горели

Уникальность этого объекта заключается в том, что проклятым считается не только оригинал, картина «Плачущий мальчик» кисти Джованни Браголина. В 1985 году в газете «Сан» (британский таблоид) была опубликована статья, в которой утверждалось: во многих домах, где произошли пожары, была обнаружена репродукция этой картины или даже просто её фотография. Причём «мальчик» абсолютно не страдал от пламени и жара. После публикации появилась легенда, что на оригинальном полотне запечатлён сирота, дом которого сгорел.


Экспозиция фигурок в музее

Лемб, небольшая деревушка на острове Кипр, стала важным археологическим центром, когда в 1878 году там было найдено древнее поселение, а на его территории - множество женских фигурок. Датировка артефактов из известняка - 3500 год до нашей эры. Согласно историям, которые окружают находку, четыре семьи, владевшие статуэтками после обнаружения, стали жертвами несчастных случаев и необъяснимых смертей. Последние представители одно из них отдали древние фигурки в Эдинбургский королевский музей. Сообщается, что смотритель музея умер через несколько месяцев после передачи.


негостеприимные берега острова Печ

Этот остров является излюбленным местом охотников за проклятыми артефактами и призраками. Остров необитаем, но на него постоянно приплывают туристы. Печ находится на реке Детройт на канадской территории. По легенде, франко-канадское семейство Лафоре построила на острове усадьбу и жила в мире с местными племенами в середине XVIII века. Но в 1883 году местному бизнесмену по имени Хайрам Уолкер захотелось прибрать землю к рукам. Лафоре уехали, но напоследок мать семейства крикнула: «Никто не сможет владеть островом!». Вскоре Уолкеры построили на Пече роскошную усадьбу, но таинственно умерли один за другим. С тех пор на острове никто не живёт.Летняя резиденция в Ньюпорте, Штат Род-Айленд был музеем разных мистических артефактов, которые Оливер Белькур собирал по всему миру. Именно для них и был построен этот роскошны особняк в конце XIX века. Резиденция считается одним из мест с сильно паранормально активностью. О нём знают все охотники за привидениями в США. Танцевальный зал - центр деятельности призраков. Считается, что никто не может усидеть на стульях. Особо впечатлительные посетители падали в обморок рядом с обеденным столом.Этот огромный, прозрачный камень найден, как и многие другие крупные алмазы, в Индии. Недавно ему стукнуло 700 лет с момента огранки. И все эти годы он считается проклятым (впрочем, неудивительно: любое сокровище является предметом зависти и желания). За столетия на счету того кровавого бриллианта множество мужских смертей, даже среди королевской семьи Британии. Дабы избежать проклятия, «Кохинур» могут носить только женщины.


Гора Улуру прекрасна, но таит множество опасностей

Эта священная для аборигенов гора, называемая ими Улуру, является уникальным скальным образованием из монолитного песчаника посреди равнины. Австралийские шаманы твердят о том, что нельзя брать даже камень со склонов Айерс-Рок. Это навлечёт гнев богов и проклятие. Разумеется, туристы не слушают туземцев, считая это глупой выдумкой. Однако многие из тех, кто забрали частичку Улуру с собой, отправляют свой сувенир по почте обратно. В письмах они утверждают, что после поездки семьи туристов преследуют болезни и несчастья.


Стена замка Бларни, где располагается камень

Этот камень вмонтирован в стену ирландского замка Бларни в городке Корк. Считается, что поцеловать камень - привлечь к себе удачу. Но если вы попытаетесь отколоть хотя бы кусочек и взять с собой, то вас ждёт неудача, финансовые трудности, ссоры и даже смерть. Как и в случае с Улуру, многие «вандалы» возвращали сувениры на родину.

Фасад отеля «Дрискол»

Это полотно находится в отели «Дрискол» в Остине, штат Техас. На картине изображена милая девочка лет 4–5, но страшные события связаны с другим ребёнком - девочкой по имени Саманта Хьюстон, дочь бывшего сенатора США. Её семья отдыхала в отеле, а Саманта играла на лестнице с мячиком. Случилась трагедия - малыша упала со ступеней и сломала шею. Работники гостиницы говорят, что это картина стала виной. По другой версии, девочке так приглянулась картина, что она начала жить в ней после смерти. Все, кто находятся рядом с «Любовными письмами», испытывают головокружение, панику, а некоторых даже неведомая сила поднимает в воздух.

«Мистика, колдовство, духи - всё это будет привлекать людей. Ведь если за чертой есть что-то необъяснимое и злое, то и добро должно быть. А где есть добро, там всегда есть место надежде. Надежде и вере в то, что смерть - это только начало.

Как были созданы эти предметы? Кем? И главное - зачем?

Эльдар Халиулин

Как известно, факт - вещь упрямая. А еще упрямее артефакт (в том значении, в котором это слово употребляется в компьютерных играх, то есть искусственно созданный предмет, который существует вопреки научным заблуждениям относительно мироустройства). Вообще-то артефактом может считаться любой объект, сделанный человеком. Даже обыкновенная канцелярская кнопка. Археологи всего мира ежегодно выкапывают из-под земли центнеры артефактов. И все же нам, не специалистам, как-то привычнее подразумевать под этим словом мистические объекты, священные реликвии или предметы загадочного происхождения. Между прочим, многие артефакты, которые знакомы тебе по приключенческим фильмам, стали причиной нервных расстройств у сотен ученых планеты. Ведь эти штуки существуют и никак не объясняются на самом деле! Мы попытались разгадать их тайны. В этом нам помог кандидат исторических наук Алексей Вяземский, который скептическим взором окинул нашу коллекцию, после чего вволю позанудствовал (его особое мнение зашифровано в этой статье под кодовыми словами «Голос скептика»).

В научных кругах этот предмет больше известен как «Митчелл-Хеджес». Именно его история легла в основу свежего спилберговского блокбастера об антисоветских похождениях Индианы Джонса. А дело было так: в 1924 году в Центральной Америке экспедиция под руководством Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса проводила раскопки древнего города майя Лубаантуна в поисках следов цивилизации атлантов. Приемная дочь Фредерика Анна Мари Ле Гуиллон обнаружила под обломками алтаря некий предмет. Когда его извлекли на свет, оказалось, что это череп, искусно сделанный из горного хрусталя. Его габариты вполне сопоставимы с натуральными размерами черепа взрослой женщины – примерно 13 x 18 x 13 см, однако маловероятно, что эту хрустальную штуковину потеряла какая-нибудь рассеянная Золушка. Находка весит чуть больше 5 кг. У черепа не хватало нижней челюсти, но ее вскоре обнаружили рядом и вставили на положенное место - в конструкции было преду­смотрено что-то вроде шарниров.

В чем загадка

В 1970 году череп прошел ряд тестов в исследовательской лаборатории компании «Хьюлетт-Паккард», которая славилась продвинутыми технологиями в области обработки природного кварца. Результаты обескуражили ученых. Выяснилось, что череп выполнен из цельного (!) кристалла, состоящего из трех сростков, что само по себе тянет на сенсацию, так как невозможно даже при современном развитии технологий. В процессе создания хрусталь должен был развалиться из-за внутреннего напряжения материала. Но самое удивительное состоит в том, что на поверхности черепа не было обнаружено следов вообще никаких инструментов! Кажется, он просто вырос сам по себе. Вскоре выяснилось, что есть и другие искусственные черепа из природного кварца. Все они уступают Черепу Судьбы по качеству исполнения, но тоже считаются наследием ацтеков и майя. Один хранится в Британском музее, еще один - в Париже, третий, из аметиста, в Токио, череп «Макс» - в Техасе, а самый массивный - в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Кроме того, неутомимые исследователи раскопали легенду, согласно которой с глубокой древности существуют 13 хрустальных черепов, связанных с культом Богини Смерти. К индейцам они попали от атлантов (кто бы сомневался!). Черепа охраняют специально обученные воины и жрецы, передавая из поколения в поколение и следя за тем, чтобы артефакты хранились в разных местах. Сначала они находились у ольмеков, затем у майя, от которых перешли к ацтекам. А в самом конце пятого цикла по долголетнему календарю майя (то есть в 2014 году) именно эти предметы помогут спасти человечество от неминуемой катастрофы, если люди догадаются, что с ними делать. Предыдущие 4 цивилизации не додумались и были уничтожены бедствиями и катаклизмами. Похоже, что хрустальные черепа представляют собой нечто вроде древнего суперкомпьютера, который придет в действие, если собрать всего его комплектующие в одном месте. А черепов-то уже найдено больше 13. Что делать?!

Голос скептика

Практически каждый из хрустальных черепов сначала считался ацтекским или майяским. И все же некоторые из них (например, британский и парижский) были признаны фальшивками: эксперты нашли следы обработки современными ювелирными инструментами. Парижский экспонат сделан из альпийского хрусталя и, вероятнее всего, появился на свет в XIX веке в немецком городке Идар-Оберштайн, ювелиры которого славятся своим умением обрабатывать драгоценные камни. Проблема в том, что пока не существует технологии, с помощью которой можно было бы уверенно определять возраст природного кварца. Вот ученым и приходится ориентироваться по следам инструментов и географическому происхождению минералов. Так что все хрустальные черепа, в конечном итоге, могут оказаться творениями мастеров XIX–XX веков. Есть версия, что Череп Судьбы - всего-навсего подарок Анне на день рождения. Он вполне мог быть подброшен ей отцом на манер рождественских сюрпризов, но только не под елку, а под древний алтарь. Анна, умершая в 2007 году в 100-летнем возрасте, рассказала в одном из интервью, что череп был найден в день ее 17-летия, то есть в 1924 году. Автором всей этой захватывающей истории может быть сам Митчелл-Хеджес, охотник за сокровищами Атлантиды.

Их нашли в Перу, неподалеку от города Ика. Камней очень много - десятки тысяч. Первые упоминания о них встречаются еще в хрониках XVI века. На каждом из камней есть рисунок, детально изображающий какую-либо сцену из жизни древних людей.

В чем загадка

Встречаются рисунки, на которых видны лошади, вымершие на американском континенте сотни тысяч лет назад. На лошадях есть всадники. На других камнях запечатлены сцены охоты… на динозавров! Или, например, хирургические операции по пересадке сердца. А также звезды, солнце и другие планеты. При этом многочисленные экспертизы подтверждают, что камни древние, их находят и в доиспанских погребениях. А официальная наука всеми силами делает вид, что камней Ики не существует, либо называет их современными фальшивками. Кому придет в голову наносить изображения на десятки тысяч камней, да еще и тщательно закапывать их в землю?! Это ведь абсурд!

Голос скептика

Во всех журналистских публикациях о камнях Ики говорится, что экспертизы подтвердили подлинность этих артефактов. Но данные экспертиз почему-то никогда не приводятся. Получается, что всяческие уфологи с атлантологами предлагают всерьез изучать эти булыжники лишь на том основании, что никому и в голову не придет их подделывать. А ведь продажа камней Ики - прибыльный бизнес, которым охотно занимаются икианцы… икиоты… короче, тамошние жители. Ну, и некоторые «ученые» тоже. Почему бы не предположить, что они сообща поставили производство доходных товаров на поток? Или это тоже слишком абсурдная идея?

Сначала был известен как «Голубой бриллиант короны» и «Французский синий». В 1820 году его приобрел банкир Генри Хоуп. Сейчас камень хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

В чем загадка

Самый известный в мире бриллиант заслужил недобрую славу кровожадного камня: почти все его владельцы начиная с XVII века умирали не своей смертью. В том числе и несчастная французская королева Мария-Антуанетта…

Голос скептика

Представляешь, шапкой Мономаха венчались на царство русские великие князья и цари, от Ивана Калиты и до Петра Первого. И все они тоже умерли! Многие - не своей смертью, а от различных болезней! Жутко, правда? Вот оно, проклятие Мономаха! Причем факт жизни, смерти и соприкосновения с этой шапкой-убийцей в каждом случае можно подтвердить документами, в отличие от биографий иных владельцев «Хоупа». Среди которых, между прочим, есть и те, кто прожил вполне благополучную жизнь, Людовик XIV например. А еще можно вывести уравнение, в котором длина жизни владельца бриллианта обратно пропорциональна величине драгоценного камня. Но это уже из другой области…

В 1929 году в стамбульском дворце Топкапы был найден фрагмент карты мира на коже газели. Документ датирован 1513 годом и подписан именем турецкого адмирала Пири ибн Хаджи Мамеда, а в дальнейшем стал называться картой Пири Рейса («рейс» по-турецки значит «господин»). А в 1956 году некий турецкий морской офицер подарил ее американскому морскому гидрографическому управлению, после чего предмет был досконально исследован.

В чем загадка

Самое удивительное даже не то, что на карте подробно изображено восточное побережье Южной Америки (это спустя всего 20 лет после первого плавания Колумба!). Перед пытливым взором ученых предстал средневековый – подлинность не вызывает сомнений - документ, на котором четко изображена Антарктида. А ведь она была открыта только в 1818 году! И это далеко не единственная тайна карты: побережье Антарктиды изображено таким, словно континент свободен ото льда (возраст которого от 6 до 12 тысяч лет). При этом очертания береговой линии согласовываются с сейсмографическими данными шведско-британской экспедиции 1949 года. Пири Рейс, составляя карту, честно признался в своих заметках, что пользовался несколькими картографическими источниками, в том числе очень древними, времен Александра Македонского. Но откуда древние могли знать про Антарктиду? Конечно же, от сверхцивилизации атлантов! Именно к такому выводу пришли энтузиасты вроде Чарльза Хэпгуда, пока представители официальной науки стыдливо отмалчивались. Отмалчиваются они и до сих пор. Также было найдено множество других похожих карт, в числе которых, например, составленные Оронтеусом Финнеусом (1531) и Меркатором (1569). Данные, приведенные в них, можно объяснить только тем, что существовал некий первоисточник. С него картографы и копировали информацию о тех местах, о которых просто не могли знать. А составители этого древнего первоисточника знали о том, что Земля - шар, точно представляли длину экватора и владели основами сферической тригонометрии.

Голос скептика

Если верить карте Пири Рейса (а точнее, таинственному первоисточнику), Антарктида в глубокой древности располагалась иначе, и эта разница составляет порядка 3000 километров. Сведений о таком глобальном континентальном сдвиге, случившемся около 12 тысяч лет назад, нет ни у палеонтологов, ни у геологов. Кроме того, береговая линия Антарктиды безо льда просто не может совпадать с современными данными. Во время обледенения она должна была значительно измениться. Так что карта неизвестного континента, скорее всего, - домыслы древнего автора, которые по счастливой случайности приблизительно совпали с реальностью, либо очередная современная подделка.

Время от времени в разных местах планеты находят идеально круглые шары. Размеры у них разные - от 0,1 до 3 метров. Иногда на шарах есть странные надписи и рисунки. Самыми загадочными считаются шары, найденные в Коста-Рике.

В чем загадка

Неизвестно, кто их делал, зачем и каким образом. Обточить их до такой круглой формы древние люди явно не могли! Может, это послания от других цивилизаций? А может, шары высечены атлантами, которые закодировали в них важную информацию?

Голос скептика

Геологи считают, что такие круглые предметы вполне могут получаться естественным, природным путем. Например, если камень попадет в яму, расположенную в русле горной речки, вода обточит его течением до круглого состояния. А надписи с рисунками бывают не только на камнях, но еще на стенах лифтов и заборах. И, как правило, они представляют собой автографы современников.

К ресты обнаружили в XIX веке в Кинтана-Роо (Юкатан). Известно, что майя задолго до появления в Мезоамерике христиан почитали их символ, во всяком случае, в Паленке сохранился древний Храм Креста. Кстати, поэтому аборигены во время испанской колонизации благосклонно отнеслись к христианству.

В чем загадка

По легенде, огромный крест, вырезанный из дерева, внезапно заговорил в 1847 году в деревне Чан. Он призвал индейцев - потомков майя - на священную войну против белых. Он продолжал подавать голос, руководя индейцами в ходе боевых операций. Вскоре появились еще два аналогичных говорящих объекта. Деревня Чан стала индейской столицей Чан-Санта-Крус, где возвели святилище крестов. В 1901 году мексиканцам удалось захватить священную столицу, но майя успели унести ноги и кресты в сельву. Борьба за независимость продолжалась. Историки называют эти события войной мексиканского правительства с государством индейцев Крусоб - «Страной говорящих крестов». В 1915 году индейцы отбили назад Чан-Санта-Крус, и один из крестов заговорил снова. Он призвал убивать каждого белого, кто забредет на индейские земли. Война закончилась лишь в 1935 году признанием независимости индейцев на условиях широкой автономии. Потомки майя верят, что победили благодаря говорящим крестам, которые и поныне стоят в святилище нынешней столицы Чампон, но уже молча. Официальной религией свободных индейцев до сих пор остается культ трех «говорящих крестов».

Голос скептика

У этого феномена могут быть как минимум два объяснения. Первое: известно, что индейцы Мексики в своих обрядах часто употребляли наркотическое вещество пейотль. Под его воздействием можно вести беседы не только с деревянным крестом, но и с собственным томагавком. А если серьезно, то искусство чревовещания известно давно. У многих народов им владели жрецы и священнослужители. Даже не­опыт­но­му чревовещателю вполне по силам произнести парочку нехитрых фраз вроде: «Убивайте всех белых!» или «Принесите еще текилы!» Не надо также забывать о том, что еще никто из современных ученых так и не услышал от «говорящих крестов» ни одного слова, пусть даже нецензурного.

В чем загадка

На четырехметровом полотне (длина - 4,3 метра, ширина - 1,1 метра) просматривается четкое изображение человека. Точнее, два симметричных образа, расположенных «голова к голове». Один из образов - мужчина, лежащий со сложенными чуть ниже живота руками, другой – тот же мужчина, вид со спины. Изображения подобны негативу фотопленки и отчетливо проступают на ткани. Заметны следы кровоподтеков от ударов бичей, от тернового венца на голове и раны в левом боку, а также кровавые отметины на запястьях и ступнях ног (предположительно, от гвоздей). Все детали изображения соответствуют евангельским свидетельствам о мученической смерти Христа. Над тайной плащаницы бились и физики, и лирики (в смысле, историки). Некоторые из них после этого становились верующими. Плащаницу просвечивали инфракрасными лучами, изучали под мощными микроскопами, анализировали найденную в ткани пыльцу растений - словом, чего только не делали, но до сих пор никто из ученых так и не смог объяснить, как и с помощью чего выполнены эти изображения. Они НЕ нарисованы красками. Они НЕ появились в результате радиационного облучения (была и такая фантастическая гипотеза). Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, показал, что время создания плащаницы - XII–XIV века. Однако российский доктор технических наук Анатолий Фесенко объяснил, что углеродный состав льняного полотна мог «омолодиться». Дело в том, что ткань после пожара подвергалась очистке с помощью горячего масла или даже кипятилась в масле, поэтому в нее попал углерод XVI века, что и послужило причиной неверной датировки. Есть и другие факты, подтверждающие, что это не средневековая, а более древняя и вообще нерукотворная вещь. Чудо?!

Голос скептика

Самое время уподобиться Рене Декарту, который однажды логически рассудил, что быть верующим надежнее, чем атеистом, поскольку можно получить посмертный билет в рай. Ведь Богу (если он есть) будет приятно, что ты в него верил. Но пока ты еще жив, загляни в научные статьи и прочитай о том, что иудеи окутывали умерших не в плащаницы, а в погребальные пелены. То есть забинтовывали лентами с использованием ароматических смол и веществ. Именно так поступили с Христом после его смерти, что и записано в Евангелии от Иоанна. Поэтому говорить про абсолютное соответствие образов плащаницы евангельским свидетельствам не приходится. Более того, усопших сынов и дочерей Израилевых никогда не укладывали в позе футболиста, стоящего в «стенке». Традиция рисовать людей с руками, застенчиво сложенными на гениталиях, появилась после XI века, причем в Европе. Остается добавить, что многие серьезные ученые как раз не сомневаются в данных радиоуглеродного анализа, проведенного тремя независимыми лабораториями. С учетом всех выкладок Фесенко можно прибавить к возрасту плащаницы еще лет 40, пусть даже 100, но никак не тысячу с лишним. И еще одна интересная деталь: незадолго до появления этого артефакта, то есть в XIII–XIV веках, в Европе насчитывалось 43 (!) плащаницы. Владелец каждой наверняка божился, что у него - та самая, истинная, переданная лично в руки едва ли не самим Иосифом Аримафейским.

Бабу ищешь?

Есть еще артефакты, которые пока никем не найдены. Дело за тобой!

Святой Грааль

По идее, это незатейливая чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа. В действительности может выглядеть как угодно, потому что является классическим то-чего-не-может-быть. Скорее всего, Грааля просто не существует, это литературный миф.

Ковчег Завета

Что-то вроде массивной шкатулки с хранящимися внутри Скрижалями Завета и 10 заповедями на них. Вот с этим предметом будь особенно осторожным: считается, что любой прикоснувшийся к нему немедленно умирает.

Золотая баба

По свидетельству средневекового географа Меркатора, она находится где-то на территории Сибири. Это статуэтка (а может, и статуя) угро-финской богини Юмалы. Ей приписывают сверхъ­естественные свойства. Искателей приключений привлекает также металл, из которого она сделана. Да, да, это чистейшее золото. Можно сказать, не баба, а клад!

Фото: APP / East News; Corbis / RGB; Alamy / Photas.


В мифах разных народов упоминается множество различных артефактов, ставших частью современной культуры. Некоторые из них, например, некробрюки, можно увидеть в музеях, другие – такие, как символ Глаза Гора, находят при раскопках, а третьи археологи не теряют надежды найти. В нашем обзоре 10-ка артефактов из самых известных мифов.

1. Некробрюки (исландский фольклор)


В исландской мифологии одним из самых таинственных предметов были некробрюки - штаны из кожи, снятой с мертвеца. Для начала, нужно было получить разрешение человека взять его кожу после смерти. После того, как человек умирал, с его трупа сдирали кожу от талии до ступней одним цельным куском. Если это удавалось, в мошонку клали монету, украденную у бедной вдовы. Считалось, что хозяин некробрюк обязательно станет очень богатым.

2. Сокровища племени богини Дану (ирландская мифология)


В ирландском фольклоре Туата Де Дананн (племена богини Дану) считались детьми этой богини. Они якобы пришли в Ирландию из дальних стран, чтобы передать народу Ирландии священные знания. С собой Туата Де Дананн принесли 4 артефакта. Первым был Lia Fail или Камень Судьбы - камень, который вскрикивал, если на него становился истинный король Ирландии. Второй артефакт - Claidheamh Solius или меч Света, - непревзойдённое оружие. Тритий артефакт - копье Луга, владелец которого всегда выходил живым из боя. Некотел Дагды, с помощью которого можно было накормить любое количество людей.

3. Мед поэзии (скандинавская мифология)

Не меньший интерес, чем мифы, вызывают . Детям, правда, их рассказывать не рекомендуется.

Некоторые утверждают, что инопланетные формы жизни посещали нашу планету на протяжении всего ее существования и во все времена оставляли следы своих посещений.

Это действительно трудно доказать, поскольку все живые свидетельства не выдерживают никакой критики и практически в ста процентах случаев признаются мистификацией. Но есть несколько артефактов, происхождение которых невозможно объяснить с точки зрения земной науки, поэтому остается только предположить, что их производство есть дело рук кого-то, кто на Земле был лишь гостем.

Зубчатое колесо

Во Владивостоке был найден объект, внешне похожий на зубчатое колесо. Он был прочно впаян в огромный кусок угля. Человек, обнаруживший находку, не удовлетворился объяснениями, которые пришли ему в голову, и решил показать артефакт ученым. Те в свою очередь выяснили, что колесо состоит практически на сто процентов из алюминия и что ему примерно 300 миллионов лет. Все бы ничего, но алюминий такого качества мог быть получен только искусственно, и в первый раз его изготовили в 1825 году. Учитывая, что колесо напоминало запчасти от микроскопа или другой сложной техники, нашедший его человек предположил, что это деталь космического корабля пришельцев. Однако ученые не спешили делать подобные выводы и до сих пор продолжают его изучать.

Загадочная сфера Бетцев

У семьи Бетц пожар однажды уничтожил около 88 акров леса. Исследуя последствия катастрофы, они наткнулись на странный предмет в виде сферы с абсолютно гладкой поверхностью и странным изображением треугольника. Диаметр сферы – около 20 см. Бетцы приняли этот предмет за секретный гаджет НАСА или советский спутник-шпион. Однако в конце концов было решено, что это всего лишь сувенирная безделушка, но семья взяла эту штуку домой. Через две недели сын семейной пары, нашедшей сферу, играл на гитаре. Внезапно этот артефакт начал реагировать на музыку, издавая странный пульсирующий звук и резонанс, от которого в ужас приходила собака Бетцев.

Каменная голова

В 1930-х годах исследователи обнаружили огромную статую из песчаника. Она стояла посреди гватемальских джунглей и напоминала каменные изваяния майя. Фактически, это был удлиненный череп с мелкими чертами лица, прямо как из учебника истории. Ученые пришли к выводу, что этот артефакт – не изображение человека, поскольку он имел признаки гораздо более продвинутой особи, вовсе не похожей на тех, кто населял Америку во времена ее создания. Некоторые предположили, что голова – часть огромной конструкции, которая находится под землей. Было распространено и мнение о мистификации. К сожалению, сейчас выяснить правду невозможно – голова была уничтожена во время одной из революций.

Энигмалит Уильямса

В 1998 году турист по имени Джон Уильямс заметил в земле странный металлический выступ. Он выкопал эту штуковину и обнаружил, что она часть некоего электроагрегата, похожего на штекер. С тех пор место находки стало объектом паломничества практически всех уфологов мира. Уильямс утверждал, что во время обнаружения агрегат не был приварен или приклеен к камню, а наоборот, скала сформировалась вокруг него. Хотя многие и считают, что это все же мистификация, камень вокруг артефакта образовался более 100 тысяч лет назад, а значит, он не мог быть плодом человеческих рук.

Древние самолеты


Инки и другие доколумбовские племена оставили после себя целый ряд интересных вещиц, функции которых не могут понять ученые и сегодня. Самые странные из них называют древними самолетами. Они представляют собой небольшие золотого цвета объекты, которые очень напоминают реактивные самолеты. Первоначально считалось, что это изображение животных, однако никто не смог объяснить наличие крыльев истребителей и похожих на шасси деталей. К тому же эти фигуры достаточно аэродинамичны, чтобы предположить их внеземное происхождение. Возможно, инки были в контакте с инопланетянами, которые и делали эти штуки.

Гобелен «Триумф лета»


Гобелен, известный под именем «Триумф лета», был создан в Брюгге в 1538 году. Сейчас он находится в Национальном музее Байериш. Этот артефакт печально известен среди уфологов-теоретиков из-за того, что на нем изображено множество похожих на НЛО объектов, летающих в небе. Их присутствие на этом полотне сложно объяснить чем-то, кроме того, что они были добавлены гораздо позже даты создания артефакта. Однако есть версия, что НЛО тогда связывали с богом и его покровительством. Правда неясно, как вообще бельгийцам 15 века пришло в голову, что подобные объекты имеют право на существование.

Прославление Евхаристии

Итальянский художник 16 века Вентура Салимбени создал одну из самых загадочных икон в истории. Она называется «Прославление Евхаристии» и представляет собой триптих, две из трех частей которого абсолютно традиционны. Они изображают святых у алтаря. Однако третья – верхняя часть со Святой Троицей также включает нечто, похожее на космический спутник. На полотне изображен сферический объект металлического цвета с телескопическими антеннами и странными огнями. Некоторые предпочитают считать это изображение доказательством внеземной жизни, другие же принимают это за изображение вселенной вроде глобуса, что вполне допустимо для той эпохи. Странные огни – это солнце и луна, а антенны – символы власти бога, вроде скипетра.

Артефакты майя

В 2012 году правительство Мексики обнародовало ряд артефактов майя, которые до этого 80 лет хранились под грифом «секретно». Эти вещи извлекли из пирамиды в Калакмуле – месте, где находился один из самых развитых городов майя. Большинство находок совершенно определенно изображают НЛО и инопланетян. Проблема в том, что эти артефакты были показаны только в документальном фильме, авторы которого имели все основания совершить мистификацию, чтобы прославиться.

Шри-ланкийские метеориты

Исследователи, изучавшие метеорит, упавший на Шри-Ланке, обнаружили, что это не просто куски космического камня. Это точно был артефакт, то есть вещь, созданная искусственно. Два независимых друг от друга исследования показали, что метеорит содержит ископаемые водоросли, которые явно имеют внеземное происхождение. Профессор Чандра Викрамасингхе, ведущий научный сотрудник в первом исследовании, говорит, что окаменелости дают убедительные доказательства панспермии (гипотеза о том, что внеземная жизнь существует). Более того, следы в метеорите представляют собой остатки пресноводных организмов, похожих на те, что встречаются на земле.