Эффективное мышление. Развитие мышления: способы тренировки мозга

Вне зависимости от социального статуса и возраста человека, каждый может научиться думать эффективно. Наша команда BrainApps убеждена в том, что научится, как думать эффективно , может каждый, главное – тренироваться и правильно распределять силы. Ведь что такое эффективное мышление? Это и развитие памяти, креативности, концентрации внимания. Наши тренажеры помогут быстро и качественно «прокачать» ваши навыки, а о результатах вы сможете узнать в личном кабинете. Но уже сейчас вы можете начать мыслить эффективно, воспользовавшись нашими советами.

Искусство думать эффективно и позитивно

Ежедневно большая часть мысленного потока в сознании человека является повторением вчерашних раздумий. То есть, чтобы научится думать эффективнее, нельзя ждать мгновенных результатов. Как минимум, пройдет несколько недель, прежде чем вы и ваши близкие заметите улучшение, пока закончится обновление привычного мысленного потока.

Вы замечали, как негативные мысли отрицательно сказываются на судьбе человека? Многие неудачники только и делают, что повторяют, мол, им не везет. А везунчики тем временем утвердительно заявляют: «Мне везет!». Из года в год человек сам программирует свое сознание.

Американский генетик Брюс Липтон в своих исследованиях доказал, что направленное психическое воздействие может менять человеческий генетический код организма. Но для этого необходимо, чтобы желание находилось в подсознании человек. Примерами могут стать случаи, когда неопровержимая вера беременной женщины в то, что ее ребенок будет здоров после рождения, ставила в тупик многих врачей на планете, которые были уверены, что плод не выживет.

Поэтому очень важно не просто думать эффективно, но и мыслить позитивно, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Если у вас есть проблемы – нехватка времени, сил или здоровья, просто остановитесь и подумайте о способах их разрешения, и вскоре в вашем мозгу возникнет несколько оптимальных вариантов.

Как думать эффективно и управлять мыслями?

Чтобы научится мыслить эффективно, следует навести порядок в своей голове и управлять мыслями. Современный человек завален гигабайтами информации. Поток слов, звуков, запахов идет отовсюду и порой необходимо выделить время для того, чтобы побыть с собой наедине. Привести мысли в порядок можно на прогулке на свежем воздухе, сидя дома или путешествуя, главное – чтобы вас никто не отвлекал.

Обязательно следите за направлением своих мыслей. Часто ли вам приходится «витать в облаках»? Эффективное и рациональное мышление должно соответствовать таким критериям:

  • Мысленный поток направленный. У людей, которые умают сразу обо всем, как правило, не получается ничего.
  • Мысли следует структурировать и записывать. Более эффективны и успешны те люди, которые имеют ежедневник (а зачастую не один).
  • Мысли любят порядок и тишину. Выделяйте время для релакса.
  • Параллельные процессы – губительная сила для умственной деятельности. Невозможно думать эффективно, делая что-то в этот момент.

Феноменальный интеллект вместе с BrainApps

Мы убеждены, что каждый сможет обрести феноменальные способности, если будет регулярно заниматься. Развитие памяти способствует эффективному мышлению и помогает в бытовых вопросах. Ваш интеллект будет развиваться, если вы будете побольше записывать свои мысли, научитесь структурировать их, разделять на задачи и подзадачи. Успешные люди с эффективным мышлением стремятся к самопознанию и самообучению. Пусть вас не останавливает, что вы чего-то не знаете, исследуйте любой вопрос и проблему с дотошностью, ищите неординарные решения и не давайте мозгу «засохнуть»!

Правильно мыслить более ценно, чем многое знатьДжон Локк

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный ?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Тот, кому свойственно эффективное мышление, обречен на успех. Он делает больше за меньшие промежутки времени, меньше устает и быстрее достигает целей.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1 Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2 Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3 Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4 Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

Нужно научиться работать не больше, а эффективнее и продуктивнее. Впрочем, это вовсе не значит, что следует потакать своей лени.

5 Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте!

Зачастую люди , которые по-настоящему отравляют жизнь, мешают принимать решения, заставляют бояться действовать. Как правило, страхи закладываются еще в детстве и сам человек может их даже не осознавать. Здесь поможет хороший психолог.

Запишитесь на консультацию и избавьтесь от страхов и ограничений. Достигайте целей и наслаждайтесь этим процессом!

Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике, и как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные и отрицательные сто­роны. Среди них нет плохих и хороших. Они проявляют свои положитель­ные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. По­этому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере органично присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в про­цессах самообразования.

Эффективность - это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?

Если говорить об индивидуальной деятельности менеджера, то таким ре­зультатом может быть не что иное, как его успех в решении проблем, удов­летворенность сделанной работой, предельная ясность в понимании того, что надо делать дальше и как это необходимо делать. Все это акты мыслитель­ной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, то наи­более эффективным оказывается тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. Когда он решает текущие проблемы, - необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.

Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются тем, как развиты те или иные типы мышления менеджера, какие методоло­гии он выбирает при решении проблем. Это определяет и затраты времени - самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.

Но когда результатом интеллектуальной деятельности является решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, тогда затраты становятся более зримы и значительны. Они уже характеризу­ют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления.



Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но, возникновение которых необходимо свести к ми­нимуму.

Вероятно, есть смысл рассмотреть наиболее типичные ошибки, встреча­ющиеся в процессах мышления(схема 64).

1. Обобщение по недостаточному количеству фактов, а иногда и по еди­ничному факту. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффек­тивность мыслительных процессов.

2. Перенос смысла, или точнее некорректная аналогия. В качестве приме­ра можно привести понятие "искусственный интеллект". Оно построе­но на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусствен­ными ногами, авиалайнер летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Ко­нечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, о значении которой можно договориться. Тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена.

К разряде некорректной аналогии можно отнести такие, например, оп­ределения: "АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ" или "субъект управления - это управляющая систе­ма". Одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное.

Интересно, что понятие управляющей системы при этом определяют через понятие субъекта управления. Таких примеров может быть мно­жество.

3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его размывание в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала вкладывают в него одно содержание, потом оперируют им, полагаясь на другое содержание. Это часто встречается с понятиями "демократия", "система управления", "методы управления" и др.

4. Ошибки мышления часто наблюдаются в использовании различных схем доказательства, нарушении логики взаимодействия посылки и вы­водов.

5. Бывают и "непротиворечивые противоречия" в рассуждениях: противо­поставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие; потеря главного, основного; преувеличенное противопоставление главного и второстепенного.

Мышление - это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве мышления. Оно проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, «переживанием мысли".Искусство мышления - это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.

Эффективность мышления - это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного процесса, дисплинирующий его фактор.

1. Какие стороны деятельности исследователя отражают характеристики его мышления"?

2. Какие существуют типы мышления?

3. Какие факторы влияют на формирование и развития мышления?

4. Зависит ли мышление от объема и структуры знаний?

5. Как учитывать тип мышления в проведении исследования?

6. Каковы наиболее типичные ошибки мышления?

Тема 20. Креативное образование современного менеджера

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Что такое креативное образование?

Какую роль играет креативное образование в развитии исследователь­ского потенциала современного менеджера?

Понятие креативного образования часто встречает настороженное отно­шение к проблеме, которая имеет такую замысловатую формулировку. Од­нако понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креа­тивное образование" сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значи­тельное практическое содержание. Во многих странах, в частности в Вели­кобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

Давно известно, что образование закладывает потенциал успеха в даль­нейшей профессиональной деятельности специалиста. В процессе образования формируется комплекс необходимых знаний и навыков, профессио­нальных установок, готовность к определенным видам деятельности и к ее ролевой структуре. Образование определяет уровень развития тех или иных способностей и даже корректирует и формирует индивидуальность или лич­ностные черты специалиста.

Образование по его видам, содержанию, формам, продолжительности, це­левым установкам, методам может быть различным. Не будем здесь делать общую и детальную классификацию образования, хотя нельзя не признать что это очень полезное дело в осмыслении современных тенденций развития образования. У нас другая задача - раскрыть содержание тех видов образо­вания современного менеджера, которые сегодня являются наиболее акту­альными и перспективными и которые определяют исследовательский по­тенциал современного менеджера. Такими видами является образование системологическое, креативное, непрерывное, фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности, опережающее (пер­спективное). Каждый из этих видов специального исследования. Но цент­ральное место среди них занимает креативное образование. Оно как бы ин­тегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, пози­тивных характеристик профессионального формирования и становления ме­неджера(схема 65).

Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысле­ние действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Креативное образование является альтернативой образованию репродук­тивному, преимущественно прагматическому, образованию "знания опыта", нормативному (исполнительскому).

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие ис­кусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определен­ных обстоятельствах и в определенных условиях образования.

Креативное образование расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения. Что, если не это, должно быть глав­ным в деятельности современного менеджера и обеспечивать ему успех в грозных бурях конкурентной борьбы, при неожиданных изменениях эконо­мической конъюнктуры в процессах ускорения технологического прогресса и уплотнения времени, усложнения социально-психологической структуры современного человека, в условиях кардинального изменения образа жизни под воздействием процессов урбанизации, информационного взрыва, техни­ческих средств самого различного назначения(схема 66).

Современный менеджер все в большей и большей степени должен стано­вится творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Ведь не слу­чайно, например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им (и они сами считают себя) в качестве не подчиненных, а последователей. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка". Менеджера надо не просто готовить к опре­деленной деятельности. Менеджер должен сформироваться, "образовываться" в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую пози­цию менеджера? Что можно сделать и изменить в современном образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспектив­ного менеджмента? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования менеджера.

Ставя такую проблему, хотелось бы отметить, что это не только пробле­ма первоначального высшего образования. У нее содержание общее для всех видов образования, сквозной характер. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происхо­дит не с "чистого листа", а на основе "ломки" некоторых устоявшихся кон­сервативных установок, негативныхпривычек, прагматических навыков. Об­разовательный возрастусложняет эти процессы. При этом надо учитывать, что управлять творчожии опираясь на коллективное творчество группы все­гда сложнее.

Креативный менеджментначинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось -в университете или школе бизне­са, в процессесамообразовании или в практической деятельности.

Не эффективное же, наоборот, будет всячески мешать вам во многом, создавать проблемы на ровном месте, мешать жить полноценной жизнью, которую заслуживаете.

Можно бы было углубиться в личную историю вопроса, мол, почему и отчего часто мыслим совсем не логично, не правильно, неадекватно (ошибки воспитания, школьная «система», думать правильно никто не учит, зомбированность масс и т.д.) И в это будет очередная ошибка в «эффективномыслии». Почему? Читаем далее …

Прежде, давайте определимся: «А что значит, эффективно (рационально) мыслить, и соответственно, в чем польза от такого мышления? »

Быть адекватным, эффективно мыслить:

  • Выбирать из всех доступных вариантов — наилучший;
  • Использовать то, что дано, с максимальной пользой;
  • Минимизировать потери, максимизировать прибыль;
  • Находить короткий путь к ;
  • Делать больше, уставать меньше;

Ну, а в контексте данного блога обо всем, что поможет вам :

  • Мыслить эффективно — легко достигать !

Чтоб научиться хорошо мыслить*, нужно:

*Кстати, хорошая мысль – мать правильного поступка. По этому, данный заголовок можно было бы назвать и так: «Как правильно поступать «.

1. Каждый раз находить / придумывать новый способ

Наблюдательные психологи говорят, что 93% от всех реакций на те или иные события у человека происходят автоматически.

Зачем думать, как подносить ложку ко рту? Зачем каждый раз вспоминать, что раньше нужно нажать на газ или на сцепление, когда заводишь авто? И т.д. и т.п.

3. Знать и применять закон убывающей отдачи

Данный закон гласит (можно глянуть в Яндекс словарях), что если у вас определенное количество ресурсов (времени, денег, сил):

При увеличении усилий не получим пропорционально равный результат.

Допустим, мы с друзьями из 2-х шалопаев пошли по яблоки к соседу. За 15 минут мы можем обнести 2 яблони (пока сосед не проснулся). В следующий раз мы пригласили еще одного местного хулигана. То за то же время сможем потрусить только 2,5 яблони (вместо 3-х, как думается, не зная данного закона).

Итак при тех же начальных условиях применяя еще больше усилии получим лишь одну четвертую результата. Потом одну восьмую и так до тех пор … Пока никакие усилия не принесут дополнительного результата.

Что это значит?

Увеличение в два раза больше (сил, денег, энергии) не обязательно может принести в два раза больше результата. В один прекрасный как бы ни старались — ни заработать больше, ни сделать больше, ни достичь еще лучшего …

В таком случае нужно ли быть усердней? Больше тратить денег, сил, времени? Может быть: Когда сказать — Стоп?! *

*Правда, нужно понимать глубже данный закон, а не чтоб в очередной раз оправдывать свою .

4. Остерегаться излишней оптимизации

Краткий итог. О правильном мышлении в достижении целей

  • Все проблемы из головы растут.
  • Правильное мышление – быстрое и эффективное достижение цели.

4 совета, чтоб стать более эффективным, сперва помыслами, потом и действиями:

  1. Каждый раз беря новую или старую цель – придумать и попробовать еще новый способ ее достижения. А что я еще не пробовал?
  2. Вспомнить все имеющийся пути достижения. Перепробовать последовательно всех их. Сколько возможных способов существует?
  3. Еще больше потраченных сил (времени, денег, сил, …) не означает еще больший или лучший результат. Когда результата все меньше, как бы не старался: Может стоит сбавить темп, остановиться, или найти иной путь?
  4. Внимание на жизненную цель. . Не все мне нужно, что могу достичь. Чего же я хочу на самом деле?

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный путь к успеху?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Тот, кому свойственно эффективное мышление, обречен на успех. Он делает больше за меньшие промежутки времени, меньше устает и быстрее достигает целей.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1. Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2. Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3.Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4.Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

Нужно научиться работать не больше, а эффективнее и продуктивнее. Впрочем, это вовсе не значит, что следует потакать своей лени.

5.Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте.