Вечные темы в искусстве. Вечные темы

Нередко высказывается негативное отношение к идее о близости различных видов искусства: деталь в литературе все-таки нечто иное, чем деталь в живописи, а такие музыкальные приемы, как лейтмотивное построение, полифония, ритм, в словесном искусстве воплощаются иначе, чем в музыке. Однако надо признать, что и целые эпохи в истории культуры, и конкретные авторы тяготеют или к живописности, или к музыкальности, к сдержанности, точности живописи или эмоциональности, беспредметности музыки.

1. Почему на ранних этапах развития творчество было синкретичным?

2. Какой вид искусства романтики считали наиболее точно выражающим дух творчества?

3. Какие виды искусства Ф. Ницше называет дионисийскими по духу, а какие аполлоническими?

4. Назовите русских писателей XIX в., которых вы могли бы причислить к мастерам живописи в слове.

Вечные и актуальные темы и образы в литературе

Социальная тематика – образ маленького человека в литературе XIX и XX вв. – вечные темы – онтологические и антропологические темы – вечные образы – анализ мотивов света и тьмы (христианская традиция (праведность и грех)) – эпоха Просвещения (свет разума и тьма невежества) – романтизм (иррациональная, темная сторона души, блеск пламени ада) – использование образа в связи с социальной проблематикой (высший свет – чернь)

Понятие тема имеет два основных значения: это и предмет осмысления в произведении, и его главная идея. Мы будем использовать этот термин в первом значении. Как правило, в произведении можно выделить несколько тематических пластов: вопросы могут лежать на поверхности, но часть важных тем, затронутых в произведении, требуют внимательного, вдумчивого чтения, более глубокого анализа.

В произведениях часто затрагиваются актуальные проблемы общества, т. е. те темы, которые остро волнуют современников писателей. Политические, социальные вопросы, размышления о судьбе России – основная тема творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Надо признать, что злободневные в свое время его произведения в значительной степени устарели для нас. Однако, безусловно, в них есть более глубокий пласт проблем, который актуален и сейчас, ведь Салтыков-Щедрин указал на многие коренные проблемы России, не изжитые и по сей день. Проверку временем прошли наблюдения писателя за русским характером, вызывают интерес его размышления о психологии хищника и раба в человеке.

Бывает, что в условиях жесткой цензуры писатель не может обращаться к острым социальным вопросам, и тогда он говорит о проблемах своей страны не прямо, а в завуалированной форме. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин называл свою манеру повествования «эзоповским языком». Эзоп – автор первых басен, раб, живший в Древней Греции в V–VI вв. до н. э. Понятие «эзопов язык» означает, что автор, не имея возможности говорить прямо, прибегает к иносказанию, к «обманным средствам»: к форме сказки, к аллегорическим образам, к иронии.

Но, как правило, социальная проблематика является самым явным, лежащим на поверхности тематическим слоем произведения. Например, первым читателям повести Н.В. Гоголя «Шинель» (1842) открылся именно этот аспект проблематики повести, интерес писателя к судьбе множества мелких чиновников, населяющих огромный Петербург, людей униженных, еле сводящих концы с концами. В романе И.С. Тургенева с философским названием «Отцы и дети» (1862) наиболее очевидным является не столько конфликт разных поколений, сколько столкновение разных социальных групп. Павел Петрович Кирсанов – представитель либерального дворянства, сформировавшегося в 30-40-е годы XIX в., Евгений Базаров является выразителем идеологии разночинцев, т. е. получивших высшее образование и занимавшихся умственной деятельностью выходцев из таких сословий, как мещанство, купечество, мелкое чиновничество, духовенство. Именно разночинцы составили ту среду, в которой революционные идеи находили особое понимание.

Герой произведения может быть «типичным представителем» своего сословия, класса, среды, но, как правило, этим не исчерпывается его психологический портрет. Причина бед мелкого чиновника Акакия Акакиевича («Шинель») не только во внешних обстоятельствах, в проблемах общества, но и в характере самого героя: не гнев начальника губит его, а привычка подчиняться, зависимость от вышестоящего, духовный инфантилизм. И.С. Тургенев в «Отцах и детях» показал разные точки зрения не только на социальные проблемы, но и на более широкий круг вопросов. «Нигилисты» не приемлют умозрительную философию и доверяют только науке, естественно-научно– му эксперименту. С научной точки зрения они судят обо всем, даже о человеческих взаимоотношениях, о любви. Они отвергают «романтизм», т. е. с иронией относятся к возвышенным чувствам, к искусству. Базаров утверждает, что человек подобен животному и его страсти объясняются раздражением нервной системы, а потому, по его словам, внутренний мир человека интересен не более, чем внутренности жука.

В любом произведении искусства отражается представление художника об универсальных началах бытия, о сущности человеческой натуры, т. е. размышления на вечные темы. Известный литературовед В.Е. Хализев разделяет вечные темы на онтологические и антропологические. Вечные онтологические темы связаны с такими понятиями, как хаос и гармония, жизнь и смерть, движение и покой. Антропологические темы связаны с проблемами человека: любой художник отражает в своем творчестве, «во-первых, собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т. п.); во-вторых, сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека, каковы либидо (половая сфера), жажда власти, влечение к материальным благам, престижным вещам, комфорту и т. п.; в-третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость, старость); и наконец, в– четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг, будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революции; жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия; гражданская деятельность и частная жизнь и т. п.)» .

Есть характеры, литературные типажи, которые, как может показаться, возникли из размышлений художника о проблемах своего времени, и поэтому со сменой эпох они должны уходить из поля интереса и писателей, и читателей. Однако даже такие характеры могут пережить свое время, так как художник создает цельный образ, в котором менталитет человека своего времени сочетается с индивидуальными и вневременными, подсознательными началами личности. Так происходит с образом маленького человека – чиновника, который находится внизу табели о рангах Российской империи (пушкинские Евгений из «Медного всадника», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», герой «Шинели» Н.В. Гоголя и Макар Девушкин из «Бедных людей» Ф.М. Достоевского). Кажется, что тема маленького человека исчерпана: нет жесткой иерархичности социальной системы, присущей России первой половины XIX в., и отсутствует та ступенька, на которой прочно застрял скромный титулярный советник. Однако маленький человек не потерял свое лицо и передал следующему поколению, героям, созданным в XX в., свою мечту о шинели, оберегаемые от износа башмаки и, главное, свой взгляд на мир – снизу вверх. Насколько эта сторона характера присутствует в «классических» образах маленького человека? Безусловно, закваска этого образа – социальная структура российского общества XIX в., но она не столько сформировала такой тип личности, сколько его выявила. Нижняя граница иерархической лестницы, которая отделяла мелкого чиновника от народа, делала маленького человека неотличимым от широкой и недостаточно определенной категории «униженные и оскорбленные». Недаром многие герои современной литературы, в которых мы угадываем черты маленького человека, пополнили галерею социально бесправных, загнанных в угол персонажей (проза B.C. Маканина, Л.С. Петрушевской, В.В. Орлова, А.В. Иванова, А.А. Кабакова).

Вечные темы

Художественно-педагогическая идея:

Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.

Цель урока:

    Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.

Задачи:

    Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);

    Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.

    Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.

Музыкальный материал:

    Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".

    Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)

    К.Кельми "Замыкая круг".

Художественный материал:

    И.Крамской "Христос в пустыне".

    Н. Ге "Христос и Пилат".

    Дионисий "Распятие".

    Л.Да Винчи "Тайная вечеря".

    Слайдовая презентация урока.

План урока:

Этапы урока

Создание проблемно-поисковой ситуации

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке.

Обсуждение музыкального образа

Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке.

Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке.

Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг"

Рефлексия

Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше вернется тепла

Омар Хайям

Ход урока

У: - Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?

У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.

Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.

У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)

Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).

У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?

Пить горькую чашу (испытывать несчастья).

Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).

Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).

Испить смертную чашу (умереть).

Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).

Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием .

В Индии есть очень одно мудрое изречение:

Хочешь узнать человека, тогда задень его

Человек – это сосуд,

чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него

Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?

(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)

У: - Каким представляется вам образ человека в музыке?

Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).

У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?

Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.

У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.

Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).

Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство.

У: Опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.

Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - внутреннее единство музыки и драматического действия .

У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда".Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра.(Слайд №5)

У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?

Иисус Христос – которыйпредназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.

Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.

У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?

Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.

У: - Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?

Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.

У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?

Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей.

У: - Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд:

1.Дионисий. Распятие.1512год

2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год

3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

4.И.Крамской. Христос в пустыне

У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.

У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?

Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.

У: - К кому он обращается?

Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.

У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)

Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)

Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.

У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).

Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?

Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).

"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает " .

Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.

Прошло более 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями.

Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.

Д: - добро, сострадание, любовь, жалость

Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.

Забелин Владислав «Дай нам Боже»

1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели

Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть

2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить

Список литературы и интернет ресурсов.

    Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.

    Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.

    Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.

    Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.

    Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.

    Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.

    Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.

    Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.

    CD "Кирилл и Мифодий"

  1. Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории: 1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма. 2. Антропологические темы: - понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть. - эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность. - сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, стремление к власти, социальные трансформации человека. Также обсуждаются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование. Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д. Теория литературы.

    Слайд 2 из презентации «Основы теории литературы» . Размер архива с презентацией 80 КБ.
    Скачать презентацию

    Теория литературы

    краткое содержание других презентаций

    «Основы теории литературы» - Вечный образ. Содержание произведения. Персонажи. Сказ. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Развитие фабулы. Вечные темы в художественной литературе. Пример противопоставления. Эмоциональное содержание художественного произведения. Способ. Пафос состоит из разновидностей. Пафос. Исторические лица. Два способа создания речевых характеристик. Монолог. Пушкин. Фабулярное развитие. Временный признак.

    «Теория литературы в школе» - Теория литературы. Жанровая система фольклора. Литературные роды. Биографический автор. Тема художественного произведения. Портрет. Футуризм. Драма. Стадии развити действия в художественном произведениия. Лирические жанры. Реализм. Пространство. Пафос. Обобщенный образ человеческой индивидуальности. Эпические жанры. Жанры фольклора. Акмеизм. Содержание и форма литературного произведения. Баллада. Композиция.

    «Вопросы по теории литературы» - Описание природы. События в произведении. Род литературы. Эпические произведения. Экспозиция. Сюжет. Символ. Выразительная подробность. Интерьер. Средство, помогающее описать героя. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Гротеск. Способ отображения внутреннего состояния. Аллегория. Перифраз. Пламя таланта. Термин. Внутренний монолог. Эпилог. Описание внешности персонажа.

    «Литература» - Модернизм. Вымысел художественный - изображаемые в художественной литературе события. Преклонение перед началом эгоистическим. Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества. Поэтика. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Классицизм. Фольклор - художественное творчество широких народных масс. Течение, при котором символ является основным приемом. Символизм. Акмеисты или адамисты.

    «Теория и история литературы» - Самостоятельный художественный образ. Историзм. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Неявный, «подтекстовый» психологизм. Теория литературы. Историзм литературы. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. С помощью детали писатель выделяет событие. Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. Психологизм.