III. Изучение нового материала

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

    Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

    Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

    ……..

    Основание Рима

    .

    Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

    Где находится Рим (географическое положение), природные условия

    Основание Рима

    Занятия древних римлян

    Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия.

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание: Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам , дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

Какие моря омывают полуостров?

На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

Какая страна здесь находится?

Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя.

Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

Какие породы скота они разводили?

Какими ремеслами занимались?

Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

Кто участвовал в управлении Римом?

Какие органы управления были?

Кому принадлежала высшая власть?

- Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III . Закрепление:

    Греки говорили на греческом, а римляне?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

- Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала.....

г) По легендам, Римом правили.....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были.....

IV . Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V . Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное местоположение. Рим находил-ся на пересечении важнейших сухопутных путей, рядом с ним про-ходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Рим расположен в центре Апеннинского по-луострова; наиболее ранние поселения на месте будущего города размещались на холмах с отвесными склонами, стоявшими на боло-тистой равнине , поэтому Рим нередко назывался «городом на семи холмах». Тёплый мягкий климат , плодородные почвы , богатый рас-тительный мир благоприятствовали появлению и развитию в этом месте поселений людей .

Полуостровное положение Италии обусловило развитие в Ри-ме кораблестроения, рыболовства, морской торговли, морской военной деятельности. Горы в Италии занимали значительно меньшую часть территории, чем в Греции и Македонии, не были столь высоки и не служили серь-ёзным препятствием для развития тес-ных контактов между различными облас-тями и для объединения страны. При-родные ресурсы Италии были богаче, чем в Греции, что позволило народам Апеннинского полуострова более успеш-но развивать земледелие, скотоводство, ремесло. Важным следствием всего это-го явилась высокая численность населе-ния Древней Италии, что было безусловно важным для государства в условиях постоянных войн, которые вели римляне.

Вулканы

Древние римляне считали, что могут покорить весь мир, но не могли справиться с грозными вулканическими силами природы у себя дома.

Большая часть Апеннинского полуострова занята горами. Не-которые из этих гор — вулканы, сложенные из остывшего пепла и лавы, выброшенных из раскаленных недр Земли на поверхность. Ряд вулканических гор поднимается прямо со дна Средиземного моря, а их надводные вершины образуют острова. Древние римляне дума-ли, что под землей в своей кузнице работает бог Вулкан . От ударов его молота земля начинает трястись, слышится сильный подземный гул, из кратера - впадины на вершине вулкана — вырывается огонь, дым, пепел. Вниз по склонам вулкана на-чинает течь огненная лава. Происхо-дит извержение вулкана. Люди боя-лись вулканов, но часто селились у их подножия, потому что вулкани-ческий пепел хорошо удобрял зем-лю. Извержения случались редко иногда раз в сто, а то и раз в тысячу лет, и каждый надеялся, что при его жизни извержения не будет.

Так думали и те римляне, кото-рые жили рядом с вулканом Везувий . Сильное извержение в I веке нашей эры началось нео-жиданно, многие люди погибли. Два города были сожжены и за-литы лавой. Третий город — Пом-пея, был засыпан вулканичес-ким пеплом. В наши дни улицы и дома Помпеи откопаны из-под пепла, и мы можем представить себе, как жили люди около 2000 лет тому назад.

Когда последний царь был изгнан из города, Рим объявили республикой. Римская республика управлялась сенатом — группой лиц (сенаторами), которые происходили из наиболее знатных римских фамилий . Под руководством сената римляне постепенно покорили всю Италию.

Римский сенат

На заседаниях в сенате решались важные для Римской республики вопросы. Во главе сената стояли два консула. Они являлись высшими представителями власти. Возле них всегда находились охранники. Каждый год из сенаторов выбирали специальных должностных лиц — магистратов. У каждого сенатора были обязанности по какой-либо определённой части управления или организации. Также среди сенаторов были восемь судей-преторов. Все сенаторы носили тогу (просторную одежду) с широкой пурпурной полосой.

Пунические войны

С 264 г. до н. э. римляне и жители Карфагена несколько раз воевали друг с другом. Обе стороны вели ожесточенную борьбу за контроль над торговлей на Средиземном море.

В 218 г. до н. э. карфагеняне вторглись в Италию. Карфагенский полководец Ганнибал повёл свои войска через Альпы. Во время похода в горах погибло 10 тыс. воинов. Только два боевых слона из сорока перенесли тяготы этого пути.

Войны между Римом и Карфагеном вошли в историю как Пунические. Они завершились падением и полным разрушением Карфагена в 146 г. до н. э.

Юлий Цезарь

Пока римляне покоряли все большие территории, сенаторы спорили о способах управления ими. Противоборствующие группы сенаторов в борьбе за власть прибегали к помощи войска. В 49 г. до н. э. полководец Юлий Цезарь, подойдя со своими легионами к Риму, захватил в нем верховенство. Цезарь принес умиротворение. Однако несколько сенаторов, опасаясь, что он провозгласит себя царем, закололи его.

Римская империя

После смерти Цезаря борьба за власть еще больше усилилась. В 31 г. до н. э. внучатый племянник Цезаря Октавиан, нанеся поражение своему сопернику Марку Антонию, подчинил своему влиянию всю Римскую державу. Октавиан принял прозвище Август, что значит «священный, возвеличенный божеством».

Расцвет Древнего Рима

К тому времени, когда Август стал императором, в подчинении Риму оказалось большая часть Средиземноморья. В течение последующих 150 лет римляне захватили еще более обширную территорию. Они создали колоссальную империю — от Британии до стран Среднего Востока.

В правление императора Траяна, в 117 г. н. э., Римская империя достигла своих максимальных пределов.

Упадок Рима

Около 200 г. н. э. мощь Римской империи стала ослабевать. Императора теперь выбирала армия, и между различными группами воинов вспыхивали стычки. Римская империя подверглась нашествию племен с северо-востока. Их называли германцами. Римляне прозвали этих людей варварами.

Правление Диоклетиана

В 284 г. н. э. императором стал военачальник Диоклетиан. Для защиты империи от варваров он реорганизовал войско, увеличив его численность.

Разделение Римской империи. Диоклетиан понимал, что такой огромной империей не может управлять один человек. Поэтому он разделил ее на две части. Сам Диоклетиан правил Восточной Римской империей , а его военачальник Максимиан — Западной. Каждый император имел заместителя, который помогал ему справляться с управлением.

Правление Константина

Когда Диоклетиан добровольно отказался от трона, разгорелась нешуточная борьба за власть. В 312 г. н. э. Константин становится императором Западной Римской империи.

Объединение Римской империи. Позднее Константин прибрал к рукам и Восточную Римскую империю, воссоздав государство в прежних границах. Константин переносит столицу Римской империи в город Византий на Черном море. Он отстраивает Византий, наполняет его сокровищами со всей империи и переименовывает город в свою честь в Константинополь.

Падение Древнего Рима

Нашествие гуннов на Рим

Около 370 г. н. э. в Восточную Европу вторглись пришедшие из Центральной Азии племена гуннов. Продвигаясь по Европе, гунны вытеснили германские племена с их земель и вынуждали последних занимать территории Римской империи.

Римляне позволили некоторым германским племенам, в том числе вестготам, селиться на землях империи. Последние в благодарность должны были помогать римлянам бороться с варварами.

Распад Римской империи

В 395 г. н. э. Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточную. С этих пор через Западную Европу прокатилось множество волн варварских нашествий. В 410 г. н. э. вестготы захватили Рим, а в 455 г. н. э. город пережил вторжение воинов-вандалов. Они убили множество римлян, сожгли большинство зданий, разбили статуи и разграбили все сокровища.

Гибель Римской империи

В 476 г. н. э. вестготский вождь Одоакр провозгласил себя царем Италии. Западная Римская империя рухнула. Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, более известная как Византия , просуществовала еще тысячу лет.

Культура Древнего Рима

Живопись в Древнем Риме

Портрет

Развлечения и игры в Древнем Риме

Картинки (фото, рисунки)

  • Статуя волчицы, кормящей Ромула и Рема (капитолийская волчица)
  • Древнее поселение в долине Тибра
  • Карта Римской республики
  • Заседание в сенате (часть скамей убрано)
  • Монета с изображением здания сената
  • Переход через Альпы Ганнибала в 218 г. до н. э.
  • Город Карфаген объят пламенем
  • Юлий Цезарь
  • Статуя императора Августа. Август изображен в доспехах римского военачальника
  • Статуя Юпитера, верховного римского бога
  • Германский воин
  • Статуя Диоклетиана и Максимиана с двумя их заместителями
  • Константин держит в руках модель Византия. Поздняя мозаика
  • Воины-гунны в сражении
  • Вестготские переселенцы
  • Карта варварских нашествий
  • Разрушение Рима воинами-вандалами

1вариант

1. В Италии в отличие от Греции:

1) редко выпадали дожди

2) земля была неплодородной

3) были невысокие, пологие горы

4) было много полезных ископаемых

2. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после:

1) завоевания Египта

2) изгнания Тарквиния Гордого

3) окончания войны с царём Пирром

4) окончания второй войны Рима с Карфагеном

3. В Римском государстве в IV в. До н.э.:

1) императоры обладали неограниченной властью

2) Народное собрание было высшим органом власти

3) за исполнение государственных должностей платили

4) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием

4. В Римской республике правом вето обладали:

1) сенаторы

2) императоры

3) консулы

4) народные трибуны

5. Римлянин Варрон называл рабов «говорящими» орудиями труда, потому что римляне:

1) относились к рабам как к вещи

2) уважительно относились к рабам

3) заставляли рабов петь во время работы

4) отказались от использования плугов, мотыг и лопат

1) уход плебеев из Рима

2) поражение Рима в войне с Карфагеном

3) ослабление военного могущества Рима

4) нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость

7. С какими событиями связаны даты 509г. до н.э., 49г. до н.э.?

1) с военными победами римлян

2) с проведением Олимпийских игр

3) с созданием памятников культуры

4) с изменениями государственного устройства

8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определённый срок должностные лица, называется:

1) империей 2) провинцией 3) державой 4) республикой

9. Изменение отношения римских властей к христианству в IV в. До н.э. было связано с:

1) гибелью Иисуса Христа

2) призывами христиан к восстанию

3) приходом к власти императора Нерона

4) требованием христианской церкви быть покорным властям

10. Кого из римских императоров называли «актёром на императорском троне»?

Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками.

1) Разрушение римлянами Карфагена

2) взятие Рима Ганнибалом

3) взятие Рима Аларихом

4) осада галлами Рима

12. Архитектурным памятником Древнего Рима является:

1) Парфенон 2) колонна Трояна 3) Фаросский маяк 4) пирамида Хеопса

Часть В

В2. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите два верных ответа.

1) колоны

2) апостолы

3) «рабы с хижинами»

4) патриции

5) легионеры

А) битва при Каннах

Б) восстание Спартака

В) возникновение города Рима

Г) перенесение столицы Римского государства в Константинополь

Итоговый тест по теме «Древний Рим»

2вариант

1. В Италии, как и в Греции:

1) тёплый климат

2) обширные пастбища

3) высокие, обрывистые горы

4) полноводные, судоходные реки

2. Рим установил своё господство над Италией после:

1) окончания войны с царём Пирром

2) разрушения Коринфа и Карфагена

3) изгнания Тарквиния Гордого

4) подавления восстания Спартака

3. В Римском государстве в I в. н.э.

1) власть консулов передавалась по наследству

2) императоры обладали неограниченной властью

3) существовала республиканская форма правления

4) законы принимались после обсуждения в Народном собрании

4. В Римской республике командование войсками возлагалось на

1) сенат 2) императора 3) консулов 4) народных трибунов

5. Своего высшего развития рабство достигло в Древнем Риме, так как:

1) рабы в Риме стоили очень дорого

2) в Риме очень хорошо относились к рабам

3) рабов в Риме использовали во всех отраслях хозяйства

4) рабы в Риме занимали высшие государственные должности

6. Причина принятия земельного закона братьев Гракхов:

1) усиление власти сената

2) вторжение войск Ганнибала

3) разорение земледельцев Италии

4) уменьшения числа рабов

7. С какими событиями связаны даты 133г. до н.э., 313г. до н.э.?

1) восстаниями рабов

2) принятием важных законов

3) военными победами римлян

4) созданием памятников культуры

8. Порядок управления, при котором государством единолично управляет один человек, называется:

1) империей 2) провинцией 3) колонией 4) республикой

9. В первые века нашей эры христианство привлекало бедняков и рабов тем, что:

1) было распространено по всему миру

2) пользовалось поддержкой римских императоров

3) призывало обездоленных людей подняться на восстание

4) обещало Царство Божие для тех, кто страдал и был унижен

10. Римский император, признанный соотечественниками лучшим из императоров:

1) Константин

2) Траян

11. Прочитайте отрывок из документа и укажите событие, о котором идёт речь.

Гизерих «…» нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл «…» забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб…

1) борьба сторонников Цезаря с республиканцами

2) разрушение римлянами Карфагена

3) взятие Рима Ганнибалом

4) взятие Рима вандалами

12. Достопримечательностью Древнего Рима был:

1) Парфенон

2) Фаросский маяк

3) Пантеон

Часть В

В1. Установите соответствие между высказыванием и его автором.

В2. Какие два из перечисленных понятий являются названиями основных должностей в Римском государстве?

2) патриций

3) народный трибун

4) сенатор

5) легионер

В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.

1) взятие Рима готами

2) правление Октавиана Августа

3) принятие земельного закона Тиберия Гракха

4) разделение Римской империи на два государства

Греко-Римская цивилизация античного мира сумела вобрать в себя успехи и достижения народов Средиземноморья, Азии и Западной Европы. Началом истории Древнего Рима следует считать образование в италийской местности Лациум города Рима. Древнейший Рим был первоначально деревней в IX веке до н.э.

Образование Римского государства. Царский период.

Периодизацию истории Древнего Рима условно разбивают на три части: Царский период (VIII-IV вв. до н.э.), период Республиканского Рима (VI-I вв. до н.э.) и период Римской Империи (I-IV до н.э.) Принято считать, что Рим основали Ромул и Рэм в 753 году до н.э. Объединение латинян, этрусков и сабинян, населяющих устье реки Тибр, привело к созданию в Риме общины.

Рис. 1. Волчица кормит Ромула и Рэма.

Община состояла из 300 родов, которые были объединены в 30 курий. Все курии были поделены на 3 трибы. Во главе общины стояли старейшины, именуемые патрициями. Род патрициев был наделён следующими правами:

  • право на большой земельный надел, который был закреплён за ними пожизненно;
  • род был обязан защищать и всячески помогать патрициям материально;
  • без патрициев не обходился ни один религиозный праздник или пиршество.

Внутренний конфликт внутри общества патрициев и плебеев в дальнейшем лишь усугублялся и не в последнюю очередь послужил одной из причин распада Римской Империи.

Царский период Римского государства представлен семью царями, заложившими основу древнеримского общества. Начиная с правления Ромула, главой общины был царь, который являл собой закон и порядок и выполнял при этом функции жреца.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Ромул.
    При Ромуле произошло объединение сабинян и римлян. Причём сделано это было без кровопролития. Самые знатные из сабинян вошли в состав Сената.
  • Нума Помпилий.
    Этот царь был первым сабинянином, занявшим римский трон в 715 году до н.э. По его указу было проведено размежевание земель каменными столбами и введён луносолнечный календарь.
  • Тулл Гостилий.
    Тулл развязал войну с албанским городом Альба-Лонга. Город был взят, а все уцелевшие жители были насильно вывезены в Рим.
  • Анк Марций.
    В правление этого царя велись войны против латинян, которые совершали набеги на римские поселения. Римляне в ходе военных действий с боями вышли к морю, где отстроили свой первый порт – Остию.
  • Тарквиний Древний.
    После получения трона продолжил внешнюю политику Анка Марция. В годы его правления к Риму были присоединены города Карникум, Камер, Номент. С боем был взят сабинский город Коллация. Тарквиний стал первым царём подготовившим себе преемника в лице Сервия Туллия.
  • Сервилий Туллий.
    Провёл земельные и имущественные реформы, реорганизовал армию. Он также разделил римское общество на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд был обязан выставлять вооруженные отряды, за исключением шестого. Родственные линии при Сервилии были ослаблены. К этому же периоду нужно отнести и возникновение рабства в Древнем Риме. Туллий был убит своим родным дядей Тарквинием, который организовал заговор.
  • Тарквиний Гордый.
    Вероломно придя к власти, этот царь начал своё правление с истребления верхушки Сената. Вскоре Сенат был вовсе упразднён Тарквинием как орган власти. За свою заносчивость он получил прозвище “Гордый”, спровоцировал конфликт с сабинянами уничтожив у них все святыни. Недовольство царём вылилось в мощное восстание плебса подготовленное патрициями. Тарквиний бежал из страны.

Республиканский Рим. Ранняя Республика.

С изгнанием из страны Тарквиния Гордого начался новый период, который принято называть Ранней Римской Республикой. Власть в стране теперь принадлежала двум консулам, которые избирались Сенатом сроком на один год. Рассмотрим важнейшие события этого временного отрезка:

  • 499-493 гг. до н.э. Первая Латинская война.
    Победа римлян в этой войне закончилась договором с латинянами о военной взаимопомощи.
  • 390 год до н.э. Вторжение галлов.
    Галлы нанесли поражение римским войскам на реке Амния, затем дошли до Рима и сожгли его. Несмотря на изгнание галлов, позиции республики в Средней Италии сильно ослабли.
  • 343-290 гг. до н.э. Самнитские войны.
    В этих войнах племена самнитов потерпели поражение от римлян. Римом были присоединены Западные и Средние земли Италии. В 312 году была построена знаменитая Аппиева дорога сохранившаяся до наших дней. Дорога была построена для быстрой переброски войск.
  • 280-275 гг. до н.э. Война Рима с царём Эпира Пирром.
    Начало военных действий складывалось неудачно для римских войск, однако, затем им удалось перехватить военную инициативу и нанести поражение Пирру. Риму удалось подчинить себе всю Великую Грецию и Луканию.

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н.э.)

Если говорить кратко о истории Древнего Рима, то эпоху Поздней Республики можно смело считать расцветом культуры и искусства. Могущество Римской Республики возросло, выйдя победителем из серии Пунических войн, Рим стал мощной мировой державой. В результате захватнических войн Римская Республика получает приток новых рабов для мастерских, каменоломен и рудников. Во внутренней политике также происходят значительные изменения: крупные города теперь управляются ежегодно меняющимся магистратом. Все важнейшие события этого периода:

  • 264-146 гг. до н.э. Пунические войны.
    Кровопролитные войны Рима с Карфагеном за обладание Средиземноморьем. Война получила название Пунической от слова “пуны” или “пунийцы”, так римляне называли жителей Карфагена. Римская Республика продемонстрировала способность объединять свои силы для победы и грамотное использование своих ресурсов. Был построен мощный флот, которого до этого у Рима не было, модернизирована армия. Война закончилась поражением Карфагена и превращением страны в провинцию.
  • 133 год до н.э. Реформы братьев Гракхов.
    Народный трибун Тиберий Гракх был необычайно популярен в народных массах. Тиберий предложил свой законопроект Сенату. Безземельные граждане Рима, согласно новому законопроекту, должны были получить кусок земли по 30 югеров без права передачи участка. Наделы сенаторов должны были ограничиваться 500 югерами. Сенат не принял законопроект, а Тиберий был убит подосланным убийцей. Дело брата продолжил Гай Гракх, его законопроект простирался ещё дальше: он предложил снизить цены на хлеб, отобрать у Сената право вершить суд и раздать общественные земли всем беднякам бесплатно. Сенат приказал схватить Гая Гракха. Чтобы не быть пойманным, Гай приказал убить себя.
  • 91-88 гг. до н.э. Союзническая война.
    Союз италийцев объявил войну Риму. Италийцы были недовольны своим положением в обществе, так как только часть из них была уравнена в правах с римлянами.
  • 83-82 гг. до н.э. Гражданская война между Гаем Марием Младшим и Корнелием Суллой.
    Война привела к установлению Суллой неограниченной власти.
  • 74-71 гг. до н.э. Восстание Спартака.
    Рабство в Древнем Риме стало основой экономики. Положение рабов в Римской Республике становилось всё хуже, что привело к восстанию под предводительством Спартака. Восставшие рабы были разбиты весной 41 года до н.э. близ Апулии.
  • 49-45 гг. до н.э. Гражданская война между двумя консулами – Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем .
    Юлий Цезарь в итоге пришёл к власти,а Помпей бежал из страны и был впоследствии убит.
  • 46-44 гг. до н.э. Диктатура Юлия Цезаря.
    В эти годы проведены реформы, которые расширили полномочия власти консула.
  • 15 марта 44 год до н.э.- убийство Юлия Цезаря
    В результате заговора, который возглавили Марк Юлий Брут и Гай Кассий.
  • 44-31 год до н.э. Гражданские войны.
    Почти непрерывная череда гражданских войн за наследство Цезаря, которые закончились авторитарной системой правления и падением республиканского строя в Древнем Риме.

Ранняя Римская Империя

Период Императорского Рима (31 год до н.э.- 476 год н.э.) – это период единоличной власти. Летоисчисление этого периода принято считать с начала правления Октавиана Августа.

Становится очевидным, что управлять прежним государственным республиканским аппаратом уже нельзя. Невозможность управлять огромной страной, владеющей обширными землями далеко за пределами Италии, нашла выход в рождении единоличной власти.

Рис. 2. Колизей. Современный вид.

Рассмотрим приведённые ниже важнейшие даты правления императоров:

  • 31-14 гг. н.э. Правление Октавиана Августа.
    После победы в гражданской войне над царицей Египта Клеопатрой и консулом Антонием, трон занял Октавиан. Власть при нём стала носить название принципат, от слова “принцепс”, то есть глава, первое лицо.
  • 14-37 гг. н.э. Правление Тиберия Юлия Цезаря.
    Тиберий сделал ставку на укрепление нравственных устоев общества. По его указу резко сократились зрелища, пиршества и гладиаторские бои.
  • 37-41 год н.э. Правление Калигулы.
    Калигула пришёл к власти путём заговора и убийства Тиберия, которого отравили по его приказу. Он ввёл непомерные налоги, устраивал массовые казни своих соперников и видных сенаторов. Тратил деньги из бюджета страны на оргии, пиршества и зрелища. Убит в результате заговора.
  • 54-68 гг. н.э. Правление Нерона.
    В годы правления Нерона усилилось гонение на христиан, сельское хозяйство пришло в упадок, провинции разорялись, что вынуждало население двигаться в столицу на заработки. Рим был переполнен. Во время народных волнений, вызванных его правлением, Нерон покончил жизнь самоубийством.
  • 235-275 гг. н.э. “Императорская чехарда”.
    Этот период принято считать первым предвестником распада Римской империи. Провинции отказывались подчиняться центральной власти, римские легионы самовольно покидают границы государства, а имератором мог стать простой легионер. Всего в этот период было 29 императоров.

Поздняя Римская Империя. Закат Западно-Римской Империи.

Правление Константина Великого немного остановило разложение государственного строя Древнего Рима в период Поздней Империи. В качестве вооруженных сил страны стали всё чаще использовать наёмников. Воспользовавшись этим стал возрастать натиск галлов и германцев на Западе и гуннов, готов и парфян на Востоке. Их орды проникают всё дальше вглубь страны. Основные события этого периода:

  • 306-337 гг. н.э. Правление Константина Великого.
    Этот император покровительствовал христианам и незадолго до смерти крестился. В 330 году Константин возвёл город Константинополь, куда перенёс свою столицу. Он завещал Римскую Империю трём своим сыновьям и разделил её между ними.
  • 395 год н.э. произошло разделение Римской Империи на Восточно-Римскую и Западно-Римскую.
    Теперь у каждой империи был свой император, свой Сенат и своя армия состоявшая из наёмников, в основном германцев.
  • 408 год н.э. нарушив договорённость в страну хлынули готы с под предводительством Алариха.
    Варвары дошли до Рима и сожгли его.

Рис. 3. Сожжение Рима Алларихом

  • 23 августа 476 года до н.э.
    Рим вновь был взят, на этот раз германцами. Их предводитель Одокр, объявил, что отныне Риму не нужен император и все знаки императорской власти отослал в Константинополь. Именно с этого времени принято считать конец существования Римской Империи. Восточная Империя, или Византия просуществовала ещё 10 веков, до взятия её турками.

Что мы узнали?

В докладе на тему “История Древнего Рима”, мы познакомились с богатейшим наследием римской эпохи. Римский Атичный мир, изучаемый в 5 классе, просуществовал почти 1000 лет и включил в себя достижения завоёванных народов, чтобы стать культурнорй основой современной цивилизации.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 119.