Память имеет очень большое значение. Память и ее значение

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, к-ыйделает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью ). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .

Тема: «Роль памяти в нашей жизни»

Данное занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов, можно провести на уроке риторики, словесности или на классном часе. Чтобы все ребята приняли участие в практических заданиях необходимо поделить класс на группы по 12 человек.

Цель: познакомиться с классификацией видов памяти, показать возможности их развития и зависимость качества учебной деятельности от свойств памяти, определить свой потенциал памяти, формировать умения тренировки памяти.

Задачи:

  • Образовательная – изучение особенностей памяти, ее тренировка;
  • Воспитательная – сотрудничество и сплоченность при выполнении заданий;
  • Развивающая – выполнение творческих заданий, ролевые игры;
  • Коммуникативная – умение слушать и слышать, выступать на публике, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Форма: практическое занятие.

Материалы:

  • толковые словари русского языка;
  • прозаические и поэтические тексты;
  • аудиозапись песни «В лесу родилась елочка»;
  • диагностические карты для самооценки памяти.

Время занятия – 1 час.

Ход занятия

I. Психологический настрой.

Для того чтобы учащиеся включились в работу предложить им игру- разминку: « Что изменилось?» Ребятам нужно встать в круг, выбрать одного игрока, который должен запомнить порядок построения одноклассников, затем на время его удалить из класса, а учащимся поменяться в кругу местами.

Задание: Напрягая свою память, выстроить одноклассников, чтобы получился первоначальный круг.

II. Теоретическая часть.

Учитель, давая оценку выполненному заданию, переходит на теоретическую часть.

Итак, что такое память? Почему одни люди помнят все и сохраняют информацию на многие годы, а другие с трудом заучивают стихи? Какова роль памяти в жизни каждого человека? Какие виды памяти существуют?

На эти вопросы на нашем занятии совместно найдем ответы.

Давайте обратимся к толковым словарям русского языка и найдем определение слову «память».

По словарю Ожегова, «память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, информацию о событиях внешнего мира» .

Теперь познакомимся с видами памяти:

  • По времени сохранения информации :
        • Оперативная (хранит информацию от нескольких секунд до нескольких десятков минут);
        • Кратковременная (сохраняет информацию 1-2 суток);
        • Долговременная (длительное хранение информации до нескольких лет).
  • По способу запоминания :
        • Произвольная (с определенной целью);
        • Непроизвольная (само по себе происходит запоминание
  • По форме :
        • Моторная (память-привычка);
        • Эмоциональная (память чувств);
        • Образная (ассоциации);
        • Словесно- логическая (при отгадывании ребусов, кроссвордов).

Процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение.

Сегодня на занятии вы проведете мониторинг своей памяти. Для этого вам предлагается карта - самооценки, в которую вы будете заносить баллы, диагностируя три вида памяти: оперативную, кратковременную, долговременную. Максимальный балл-3, минимальный – 0

Карта самооценки потенциала памяти

III. Практическая часть.

Оперативная память

Задание 1. «Снежный ком». Для выполнения этого задания учащиеся могут сидеть вокруг учителя .

Цель – определить потенциал оперативной памяти через слуховое восприятие, произвольное запоминание.

Задача – восстановить текст от предложения к предложению по цепочке всей группой, уметь слышать и слушать соседа.

Текст.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующие урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая пыль. Обширна и многообразна наша страна. Это полноводные реки, высокие горы с вечными ледниками. Широки знойные степи, непроходима сибирская тайга. Многолюдны и многочисленны города в стране нашей. На многих языках говорят люди у нас. Чудесные песни у нашего народа. (И. Соколов-Микитов).

Кратковременная память.

Задание 2. Ролевая игра «Оратор и эксперт»

Учащиеся делятся на пары, где один будет играть роль «оратора», а другой «эксперта».

Ораторам дается текст (тексты разных стилей и жанров), в течение 3-5 минут они его изучают, а затем произносят его перед аудиторией по памяти, Эксперты анализируют выступления оратора, оценивая по определенной схеме, называя все достоинства и недостатки. Если достаточно будет времени, оратор и эксперт могут поменяться заданиями.

Тексты для ораторов.

Текст 1.

Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжкие раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся моя жизнь связана с Ленинградом - в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием…(А. Ахматова )

Текст 2.

Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайших событиях новейшей истории. Его титло: спаситель Росси.

Его памятник: скала Святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы еще радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком? Мог ли он после ужасной битвы, где равен был неравный спор, отдать Москву Наполеону и стать в бездействии на равнинах Тарутинских? Нет! (А.С. Пушкин )

Текст 3.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да и светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Евангелие от Матфея)

Текст 4.

Все физическое стремится книзу: вода течет в долину, растительность сгущается вкруг вод, люди собираются туда же - внизу людность, вверху одиночество. Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут интересы духовные, как человек распределен: вверху голова, мысль, духовные стремления, внизу - желудок, животные стремления,- так вся природа построена в соответствии с этим двойственным делением живущего в ней человека. (С. Волконский )

Текст 5.

Нас воспитываю с пеленок в понятии добра, за нами следят свободные от повседневного труда зоркие очи родителей, к нам приставлены пестуны.

А у них не то. Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни. Будьте снисходительны! (Ф.Н. Плевако)

Текст 6.

Бездонное звездное небо. О, Фет, певец бездонности звездной! Зачем жестокое невежество разрушителей лишает меня даже духовной радости читать тебя! Не могу подумать о бездонной бездне звездной, чтобы не вспомнить того, кто сказал:

« Меж теми звездами и мною какая связь родилась»

Это общение с тысячами, с миллиардами светящихся молчаний поднимает ощущение одиночества до степени слияния с беспредельным космосом. (С. Волконский )

Схема анализа текста, воспроизведенного по памяти (для экспертов)

  1. Полнота передачи содержания:
  • Логика изложения.
  • Правильность речи.
  • Долговременная память.

    Задание 3. Восстановить текст известной с детства песни «В лесу родилась елочка» Зои Александровой и сравнить с оригиналом .

    Ребята могут ее вместе пропеть, а затем прослушать аудиозапись и сравнить.

    Текст песни «В лесу родилась елочка»

    1. В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла,
    Зимой и летом стройная,
    Зеленая была.

    2. Метель ей пела песенку:
    «Спи, елочка, бай-бай».
    Мороз снежком укутывал:
    «Смотри - не замерзай».

    3. Трусишка-зайка серенький
    Под елочкой скакал.
    Порою волк, сердитый волк,
    По лесу пробегал.

    4. По лесу, лесу частому
    Под полозом скрипит,
    Лошадка мохноногая
    Торопится, бежит.

    5. Везет лошадка дровеньки,
    А в дровнях мужичок
    Срубил он нашу елочку
    Под самый корешок.

    6. Теперь она нарядная
    На праздник к нам пришла,
    И много- много радости
    Детишкам принесла.

    После каждого задания ребята заносят себе баллы в карту самооценки и подсчитывают общее количество баллов.

    IV. Итоги занятия:

    Анализ диагностирующих таблиц.

    Если ученик набрал за три задания:

    Ребята делают выводы по самооценке памяти, определяют роль памяти в жизни. Учитель дает советы, как развивать память.

    Советы для улучшения работы памяти:

    • Концентрация внимания.
    • Создание ассоциаций.
    • Запоминание основных мыслей.
    • Повторение.

    Дополнительный материал для занятия:

    Указ Петра 1 в 1720 г.

    «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была»

    «Память – сокровищница красноречия» Квинтилиан.


    Список литературы

    1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999

    2. Львов М.Р. Риторика (учебное пособие для учащихся 10-11 классов). М.,1995

    3. Ожегов С.И, Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка. М., 1996

    4. Праздник в семье: У ребенка день рождения//Сост Москаленко Н.И, Шило Т.Н. Минск., 2000

    1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
    II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
    III. Решить практические задачи 9
    IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
    V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
    VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
    Список литературы 20

    I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

    Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
    Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
    Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
    Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
    Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
    Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
    Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
    Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
    Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
    Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .


    Введение

    Память и ее значение

    1 Основные понятия памяти

    2 Классификация видов памяти

    Заключение


    Введение


    Под памятью понимают форму психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении предшествующего индивидуального опыта, делающая возможным его повторное использование в процессе выполнения какой-либо деятельности или возвращение его в сферу сознания.

    Именно память дает возможность соединить прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Она является наиболее важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Так же, память служит основой психической деятельности человека. На ней базируется понимание основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

    Таким образом, память играет большую роль в жизни человека. Все приобретенные нами знания и навыки являются результатом способности мозга запоминать и сохранять в памяти какие-либо образы, мысли, чувства и т.д. И. М. Сеченов считал, что человек лишенный памяти постоянно находился бы в положении новорожденного, являлся бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.

    Память не только создает, но и обогащает наши знания. Память устроена таким образом, что человек запоминает то, что имеет для него большое значение. Все то, что человек воспринимает, как малозначимое плохо запоминается и быстро вытесняется из памяти. Таким образом, на запоминание информации большое влияние оказывают устойчивые интересы, характеризующие личность.


    Память и ее значение


    1 Основные понятия памяти

    память психология сознание мышление

    Образы предметов и явлений, которые появляются в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Под представлениями памяти понимают образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а впоследствии можем воспроизвести мысленно.

    Эти представления могут быть:

    зрительные;

    слуховые;

    обонятельные;

    вкусовые;

    осязательные.

    В отличие от образов восприятия представления памяти являются менее яркими, менее устойчивыми, менее подробными, но они являются важным элементом, направленным на закрепление предшествующего опыта человека .

    Таким образом, память является отражением опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На процесс запоминания существенное влияние оказывает эмоциональная окраска происходящих событий. Чем более яркую эмоциональную окраску имеют происходящие события, тем прочнее оно сохраняется в памяти человека.

    На продуктивность памяти существенное влияние оказывают волевые качества человека. Следовательно, на память оказывают влияние особенности личности человека. Человек может сознательно регулировать процессы, происходящие в памяти и управлять ими на основе тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

    Память так же принимает участие в акте восприятия. Это связано с тем, что без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

    На протяжении длительного времени память изучалась многими учеными. Такой интерес к изучению памяти объяснялся тем, что без знания основных механизмов памяти невозможно объяснить другие психические процессы. Именно при изучении памяти впервые был применен экспериментальный метод .

    Если рассматривать память в широком смысле, то под памятью понимают механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Тогда если рассматривать человеческую память, то под памятью понимают процесс накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

    Таким образом, память является способом существования психики во времени. Она позволяет удерживать прошлое, то есть то, чего уже нет в настоящем. Память является необходимым условием единства человеческой психики. Кроме того, память обеспечивает нашу психологическую идентичность.


    2 Классификация видов памяти


    В настоящее время существует несколько основных подходов в классификации памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

    Классификация видов памяти по характеру психической активности была разработана П. П. Блонским. Он выделил в памяти четыре вида в зависимости от уровня психической активности:

    двигательную или моторную память;

    эмоциональную память;

    образную память;

    словесно-логическую память.

    Под двигательной памятью понимают запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Однако, воспроизводя движения, мы не повторяем движения точно так же как в первый раз. При повторении сохраняется только общий характер движений.

    Под эмоциональной памятью понимают память на чувства. Этот вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции являются отражением того, насколько удовлетворяются потребности и интересы человека, а так же показывают, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

    Под образной памятью понимают запоминание, сохранение и воспроизведение образов предмета и вялений действительности, которые человек воспринимал ранее. Для образной памяти характерны те же особенности, что и для представлений. К этим особенностям можно отнести их бледность, фрагментарность и неустойчивость .

    Многие исследователи в своих работах разделяли образную память на следующие виды памяти:

    зрительную память;

    слуховую память;

    осязательную память;

    обонятельную память;

    вкусовую память.

    Такое разделение было связано с доминированием того или иного типа воспроизводимых представлений.

    Под словесно-логической памятью понимают способность человека запоминать и воспроизводить мысли. Человек запоминает и воспроизводит мысли, которые возникают у него в процессе обдумывания, размышления.

    К специфике данного вида памяти можно отнести то, что мысли не могут существовать без языка, именно этим объясняется то, что память на них носит название словесно-логической памяти.

    Словесно-логическая память проявляется в следующих случаях:

    когда запоминается и воспроизводится только смысл информации, а точное, дословное воспроизведение не требуется;

    когда запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

    В том случае, если материал воспроизводится дословно, и не подвергается смысловой обработке, то такое буквальное заучивание материала относится уже не к логическому, а механическому запоминанию .

    Классификация видов памяти по характеру целей деятельности базируется на делении видов памяти исходя из особенностей выполняемой деятельности. Исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек во время выполнения какого-либо вида деятельности, память делят на следующие два вида:

    произвольную память;

    непроизвольную память.

    Произвольной называется память, при которой процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически и не требует волевых усилий от человека. Этот процесс осуществляется без контроля со стороны сознания. Кроме того, человек не ставит перед собой специальную цель запомнить или вспомнить эту информацию. То есть этот процесс не требует постановки специальной мнемической задачи. В то время как при обращении к произвольной памяти постановка такой мнемической задачи необходима, а сам процесс осуществляется на основе волевого усилия.


    Роль памяти в процессе формирования знаний


    1 Особенности запоминания информации


    К основным особенностям психики человека относится его способность на протяжении всей жизни накапливать информацию. Этот процесс имеет универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

    На эффективность процесса запоминания оказывают существенное влияние:

    Цели запоминания.

    Приемы заучивания.

    Под целью запоминания понимают то, насколько прочно и насколько долго по времени человек хочет запомнить ту или иную информацию.

    Приемы заучивания, в свою очередь, подразделяются на:

    механическое дословное многократное повторение;

    логический пересказ;

    образные приемы запоминания;

    мнемотехнические приемы запоминания.

    При механическом, дословном заучивании работает механическая память. Процесс запоминания требует больших усилий, на него тратится большое количество времени, при этом полученные результаты, как правило, оказываются очень низкими .

    Логический пересказ включает в себя следующие компоненты:

    логическое осмысление материала;

    систематизацию материала;

    выделение основных логических компонентов информации;

    пересказ своими словами.

    При этом работает логическая или смысловая память. Данный вид памяти базируется на установлении в том материале, который необходимо запомнить необходимых смысловых связей.

    Под образными приемами запоминания понимают перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Для запоминания этого материала используется образная память. Образная память делится на следующие типы:

    зрительная;

    слуховая;

    моторно-двигательная;

    вкусовая;

    осязательная;

    обонятельная;

    эмоциональная.

    Под мнемическими приемами запоминания понимают специальные приемы, которые облегчают процесс запоминания информации.

    Многие известные психологи в своих работах признают существование нескольких уровней памяти. Эти уровни памяти отличаются по продолжительности сохранения информации.

    К первому уровню памяти можно отнести сенсорный тип памяти. Системы этой памяти могут удерживать очень точные и полные данные о том, как воспринимается окружающий нас мир на основе органов чувств на уровне рецепторов. Продолжительность хранения этой информации составляет от 0,1 до 0,5 секунды.

    В том случае, если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, то продолжительность времени ее хранения возрастает до 20 секунд. Это уже второй уровень памяти, который получил название - кратковременная память .

    В отличии от сенсорной памяти, кратковременная память поддается сознательной регуляции, и следовательно, может контролироваться человеком. Вся информация сначала попадает в кратковременную память. Эта память обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на небольшой промежуток времени. Затем эта информация может быть полностью забыта или переместиться в долговременную память. Но такое перемещение в долговременную память происходит только при условии 1-2 кратного повторения.

    Отличительной особенностью кратковременной памяти является ее ограниченный объем. Исследования показали, что при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается объем информации 7±2 ед.

    Долговременная память дает возможность запоминать информацию на длительное время. Долговременная память делится на два типа:

    Долговременная память с сознательным доступом. Этот тип памяти дает возможность человеку по своей воле вспомнить необходимую информацию.

    Долговременная память закрытая. В этом случае человек может получить доступ к этой информации только во время сеанса гипнотического воздействия. При раздражении участков мозга человек может получить доступ к этой информации и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни.

    Под оперативной памятью понимают такой вид памяти, который проявляется в процессе выполнения определенной деятельности. Этот вид памяти обслуживает эту деятельность посредством сохранения информации, которая поступает как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти и которая необходима для выполнения текущей деятельности .

    Еще одним видом памяти является промежуточная память. Этот вид памяти дает возможность сохранять информацию в течение нескольких часов. В промежуточной памяти человек накапливает информацию в течении дня, а во время сна организм очищает промежуточную память. И на основе категоризации информации переводит ее в долговременную память. После пробуждения промежуточная память снова готова к приему новой информации.


    2 Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками


    Память является познавательным психическим процессом, а следовательно обладает определенными характеристиками. К основным характеристикам памяти можно отнести: объем, быстроту запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

    В процессе обучения обучаемый должен получить нужный объем знаний и на их основе сформировать необходимые умения и навыки. Кроме того, процесс обучения направлен на развитие мыслительных и творческих способностей.

    Под знанием понимают понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и следующие из них теоретические обобщения.

    Так же с понятием знания связаны такие понятия, как умения и навыки. Под умением понимают способность человека применять на практике полученные знания. Под навыком понимают деятельность, доведенную до автоматизма, в результате многократного повторения .

    Процесс изучения какого-либо материала начинается с процесса его восприятия. Данное познавательное действие базируется на том, что учащиеся используя свои органы чувств, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Органы чувств получают информацию на основе следующих видов ощущений:

    слуховые ощущения;

    зрительные ощущения;

    осязательные ощущения;

    обонятельные ощущения.

    То есть восприятие является своего рода отражением в сознании человека внешних свойств, качеств и признаков изучаемых предметов, явлений, процессов на основе ощущений.

    Для того, чтобы учащийся мог осмыслить тот материал который он изучает и в последствии этого осмысления смог сформировать научные понятия необходим мыслительный процесс.

    Процесс мыслительной деятельности, направленный на осмысление изучаемого материала предполагает:

    выявление сущности изучаемых предметов и явлений;

    формирование необходимых теоретических понятий.

    Таким образом, мыслительный процесс отличается большой сложностью. Мыслительный процесс функционирует только в том случае, когда в сознании обучаемого присутствует необходимый материал.

    Таким образом, организация процесса обучения учащихся направлен на восприятие изучаемых предметов и явлений в их натуральном виде или на основе использования наглядных пособий имеет играет большую роль в процессе осмысления изучаемого материала .

    Для осуществления мыслительного процесса большое значение имеют количество представлений имеющихся в сознании. Кроме того, на мыслительный процесс существенное влияние оказывает качество этих представлений, чем они четче и ярче, тем больше в сознании имеется материала необходимого для осуществления мыслительного процесса.

    Процесс осмысления изучаемого материала и формирования научных понятий включает в себя следующие мыслительные операции:

    анализ свойств и признаков изучаемых предметов и явлений на основе восприятия, закрепленных в представлениях исходя из их значимости для выявления сути этих предметов и явлений;

    логическую группировку значительных и незначительных признаков и свойств осваиваемых предметов и явлений;

    в) постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов явлений на основе мыслительных операций и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;

    проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.

    Таким образом, именно понимание изучаемого материала является результатом осмысления информации. Человек осознает причины и следствия познаваемых предметов, явлений, процессов и вырабатывание на основе осознания понятий.

    Именно в процессе осмысления у учащихся происходит формирование умения сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их значимые и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к формулированию гипотез и теоретических обобщений. Все это является свидетельством умственного развития .

    В процессе такой умственной деятельности у учащихся происходит формирование мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. А кроме того у ребенка развиваются личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность.

    Важным моментом при изучении какого-либо материала является необходимость его запоминания. Но это не должно быть механическим зазубриванием. Напротив, в основе запоминания этого материала должно лежать его глубокое и всестороннее осмысление и понимание. Только такое запоминание способствует умственному развитию учащихся.

    Запоминание бывает двух видов:

    концентрированное;

    рассредоточенное.

    Концентрированное запоминание осуществляется за 1 прием, при рассредоточенном запоминании изучение материала происходит в несколько приемов и рассредоточивается во времени. В процессе концентрированного запоминания информация перемещается в оперативную, кратковременную память и как следствие этого, быстро забываются. Рассредоточенное запоминание напротив, направлено на перемещение информации в долговременную память. Поэтому для процесса обучения наибольшее значение имеет именно долговременная память.

    Для успешного запоминания учебного материала необходимо соблюдать следующие условия:

    Материал должен вызывать у учащегося интерес.

    Запоминающий должен иметь большой объем знаний в той области, к которой относится материал, который необходимо запомнить.

    У учащегося необходимо сформировать мотивацию на долговременное, прочное и полное запоминание изучаемого материала.

    Материал должен быть осмыслен, полностью понятен и классифицирован.

    При заучивании учебного материала объемом до 1000 слов, что составляет 3-4 страницы. При этом данный текст необходимо прочитать один - два раза и произвести его разбивку на смысловые фрагменты. Затем необходимо воспроизвести этот текст.

    Необходимо, чтобы число таких повторений на 50% превышало то количество, которое необходимо для первого безошибочного воспроизведения.

    Пауза между отдельными повторениями должна составлять 24часа.

    Процесс заучивания должен быть разбит на отрезки по 45-60 минут, с паузами на отдых по 10-15 минут .


    Заключение


    Все события, которые происходят в жизни человека, оставляют свой след в памяти, который может сохраняться на протяжении длительного времени. Только благодаря памяти человек может накапливать информацию, не утрачивая прежних знаний и навыков. Среди психических познавательных процессов именно память занимает особое место.

    Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких взаимосвязанных процессов. Для того, чтобы человек имел возможность накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт ему необходима память. Ведь именно в памяти хранятся знания и навыки, которые приобретает человек.

    Поэтому изучение механизмов памяти является сложной задачей, которая стоит перед психологической наукой. К таким задачам можно отнести:

    изучение того, каким образом запечатлеваются следы;

    изучение физиологические механизмы процесса запечатления;

    анализ условий способствующих запечатлению;

    определение границ запечатления;

    поиск приемов, которые дают возможность расширить объем запечатленного материала.

    Кроме того, необходимо изучать и другие проблемы, к которым относятся длительность сохранения информации, изменения которые претерпевают образы во время сохранения в памяти.


    Список использованной литературы


    1.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.

    Психология. Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004

    Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2009.

    Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Администрация МО «Заиграевский район»

    Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»

    Тема исследовательской работы:

    « Память и ее значение в жизни человека»

    Направление: общая психология

    Выполнила: ученица 9 класса

    Преблоцкая Алина

    Руководитель:

    Сураева Мария Николаевна

    Заместитель директора по ВР

    2018 год

    Оглавление

    Введение ………………………………….……………………………………..3

    1. Теоретическая часть
    1.1 Память и ее значение в жизни человека…...………………………………... 4
    1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти……………..………………… 7

    2. Практическая часть, анкетирование
    2.1 Практические рекомендации для эффективного запоминания …………10

    3. 4. Заключение …………………...………………………………………………13
    5. Литературные и электронные источники………………………………….….. 14

    6. Памятка

    Приложение……………………………………………………...………..15

    Введение

    Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске

    Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу.

    Актуальность моего исследования состоит в том, что память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

    В своей работе я попыталась разобраться, какое значение имеет память в жизни человека.

    Гипотеза: Память - основа психической деятельности . Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

    Цель исследования - изучить пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
    Задачи исследования:
    1. Раскрыть понятие «память» и значение памяти в жизни человека.
    2. Изучить основные пути, приемы и методы улучшения памяти.
    3. Составить практические рекомендации для эффективного запоминания.

    Методом исследования является:

    Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

    Проведение анкетирования учащихся 9 класса;

    Анализ полученных результатов;

    Понятие «память» применяется в тех случаях, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами. В широком смысле память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В ходе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует два рода памяти: видовая и индивидуальная.
    Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая простейшие организмы, у которых отсутствует нервная система. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
    Наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Он обладает такими мнемическими возможностями, равных которым нет ни у какого другого живого существа в мире. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся.

    Человек наделен речью, которая выступает как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. То, что человек может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше человек думает над материалом, тем активнее старается зрительно его представить и тем прочнее материал запоминается.
    Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, т. к., действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без улучшения этой функции немыслим.
    Память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.
    Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

    В современной психологии принято считать, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
    Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одни люди с трудом запоминают, но долго хранят в памяти запомненный ими материал, другие люди, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили.

    1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти.
    Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главнее правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Существует также множество приемов, которые помогают при запоминании, помогающие в дальнейшем наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.

    Вот некоторые из них:

    Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

    Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запомниться сразу прочно и надолго, и по истечении несколько многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или, например, указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
    То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
    Методы улучшения памяти.
    Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. Если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем, если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.
    1. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течении дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание. Это хорошо видно на примере школьников младших классов - ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Но если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
    2. Необходимо четкое зрительное впечатление запоминаемого материала, т. к. оно наиболее прочное. Однако, комплексные впечатления, т. е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.

    3. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен, по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительной близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее.

    Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Правильная установка - усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала. Здесь следует сказать и о прочности запоминания.

    Например, дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше, чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого материала, но то, чем овладевают, они держат в памяти прочнее и дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее.

    И еще один известный факт - старики, иногда значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что с ними произошло несколько дней назад. Вообще с возрастом механически запомнить что-либо новое трудно. Например, в зрелом возрасте сложнее учить иностранные языки, чем в юности.
    Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Это законченное целое может представлять собой группу слов или понятий сформированных по первой букве названия.
    То, что можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т. е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой образ. Например, такая фраза как: «Третьего дня тут приземлиться аэроплан». Может быть сказана так: «Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только смысловым, но и логическим запоминанием. Схематически это можно показать так: понимание смысла запомненного → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминание обобщенного материала.

    2. Практическая часть, анкетирование.
    Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 9 класса - Что такое память и её особенности. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

    1.Что такое память? (Приложение 1)

    2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)

    3. Какие виды памяти вы знаете? (Приложение 3)

    4. Какая память развита у вас лучше? (Приложение 4)

    5. Развиваете ли вы свою память? (Приложение 5)

    Результаты анкетирования показали , что практически все учащиеся в возрасте 14 лет плохо запоминают информацию, не знают виды памяти, больше у них развита зрительная память. Целенаправленно развитием своей памяти никто не занимается.

    1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд (это время соответствует времени следообразования в памяти) любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
    2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
    3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей. В тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т. д.
    4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
    5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
    6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
    7. Воображение - значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.

    8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными.

    9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).

    Вот эти принципы:
    - Необычность, нестандартность: одно из основных свойств нашей памяти - фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Поэтому ассоциации, которые человек придумывает для улучшения запоминания, должны быть необычными, причудливыми.
    - Синестезия: следует использовать различные чувства и ощущения в запоминании. В этом случае запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному, вкусовому.
    - Преувеличение (или изменение): создавая образы, рекомендуется изменять в большую или меньшую сторону размеры, форму, свойства и число объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися.
    - Активное действие, движение. При создании ассоциативных связей, рекомендуется представлять образы в движении, заставлять их совершать всякие активные действия: разбивать, превращать, подбрасывать, окунать, склеивать, заворачивать, подменять, заставлять одни объекты принимать свойства других, т. к. движущиеся образы запоминаются лучше.
    - Чувство юмора: создавая образы, рекомендуется придавать им юмористические и гротескные формы, делая таким образом их более необычными и запоминающимися. Все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается.
    - Символизм: рекомендуется использовать символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов.
    - Порядок, структура: упорядочивайте образы, выделите их структуру.
    - Простота: рекомендуется придумывать точные, но простые образы и ассоциации, сложные образы не способствуют запоминанию. Образы должны содержать только те сведения, которые человек хочет запомнить.
    - Вхождение: если человек мысленно входит в картинку, которую хочет запомнить или в придумываемую им ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку он может «пропустить все через себя», самостоятельно совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств.
    - Цветовая гамма: чем больше цветов человек использует при создании образов, тем более яркими они станут, а значит, и лучше запоминающимися.

    Избыточность: следует обращать внимание на все свойства запоминаемого материала и стремиться запомнить больше, чем кажется возможным.
    - Положительность образов: приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные.
    Умейте расслабляться в процессе напряженной работы. Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением какой-либо другой полезной работы, физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, водными процедурами.

    3. Заключение
    Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение памяти в жизни человека очень велико. Память как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Благодаря функциям памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Высокое значение функций памяти в жизнедеятельности человека определяет чрезвычайную актуальность ее развития и улучшения.
    Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Для лучшего запоминания материала рекомендуется активно повторять и структурировать запоминаемый материал, представлять запечатлеваемые образы в движении, выстраивать связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.) и т. п.

    5. Литературные и электронные источники

    1.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. 2.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

    3. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.

    4. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.

    6. Аткинсон, В. Познай себя: развитие памяти и интеллекта [текст] / В. Аткинсон, Дж. Скот. - СПб. : Питер, 2004. - 490 с.

    Приложение 1

    Не знают,что такое память 27% учащихся, а знают- 73%.

    Приложение 2

    Хорошо запоминают информацию 7% учащихся, а плохо- 93%.

    Приложение 3

    Знают виды памяти 80%, а не знают- 20%.

    Приложение 4

    В основном, лучше развита зрительная память (50%), а на втором месте стоят долговременная и коротковременная память (25%

    Приложение 5