Контрабанда на украинско-польской границе. Штрафы за контрабанду сигарет в польшу

Ни для кого ни секрет, что в Польшу сигареты везут в огромных количествах, при том, что официально разрешено провозить на территорию Польши только 2 пачки. Но быстрые и легкие деньги не дают покоя контрабандистам разных категорий. Кто-то провозит на одну пачку больше, а кто-то на одну сотню блоков. Мы собрали небольшой топ оригинальных и необычных способов провезти контрабандой сигареты в Польшу. Естественно, если об этом способе известно, то он не удался.

1. дальнобойщик из Беларуси пытался провезти в рефрижеракторе своей фуры почти 42 тысячи пачек сигарет. Таможенная служба Люблина сработала оперативно, водитель свою вину признал сразу.

2. Молодой белорус умудрился спрятать в раме и колесах велосипеда 52 пачки сигарет. Естественно, что конструкция выглядела неестественно, чем и привлекла внимание таможенников.

3. Неизвестный нам человек, пытался провезти контрабандные сигареты между вафлями. Вот так бывает, вроде друзьям к чаю угощение везет, а по факту, контрабандистом оказывается.

4. Вероятно какой-то студент решил заработать на 11 пачках сигарет, запихав их в ноутбук. Но не получилось.

5. Тренер футбольной команды провозил в футбольных мячах 500 пачек сигарет. Видимо очень много стресса испытывает, поэтому так много курит.

6. Белоруска преклонных лет пыталась вывезти 70 пачек сигарет в … в хлебе! Подозрительным оказался только вес мучного изделия.

7. Никогда не задумывались, сколько в пианино влазит пачек сигарет? А вот польские таможенники теперь знаю — не многим не малым 4 тыс. пачек!

8. Век живи, век учись! Как в лучших шпионских фильмах!

Приграничный бизнес жив. Но одно дело издали наблюдать, как предприимчивые соседи каждый год делают ремонт, меняют авто и достраивают загородный дом. И совсем другое - совершенно случайно, за одну ночь, узнать абсолютно все нюансы такой предприимчивости. Что везут через границу? Туда - сигареты и топливо. Обратно - одежду, бытовую технику, продукты. И в обоих случаях живут по принципу: повезет или нет.

Попасть в Белосток можно поездом, автобусом, маршруткой. Особого опыта в польском шопинге у меня никогда не было. Поэтому за помощью обратилась к соседу по подъезду: он неоднократно предлагал прокатиться с ветерком в один из супермаркетов, да еще и денег подзаработать на «поле чудес». Это такая площадка недалеко от пункта пропуска, где за определенную плату тебе предлагают перевезти товар. Начиная от летних маек и заканчивая крупногабаритной бытовой техникой. Цена услуги - от 1 до 40 долларов. Надел на себя десять платьев - и положил в карман 10 условных единиц. Не хочешь выглядеть мешком с мукой? Тогда можно остановиться на другом варианте и взять резину для авто. В этом случае заработаешь двадцатку и потеть в ста одежках не придется.

Сосед Саша за свои тридцать с лишним кем только не работал. В 90-е возил из-за границы все, что покупалось. Ездил на заработки в другие страны, сейчас перебивается случайными. В стареньком Audi на газу сделал несколько тайников для сигарет. И выдал еще один секрет:

- Для автомобилей на газу не действуют правила проезда раз в 8 дней, потому что газ не продашь. Но зато трясут сильнее.

В Белосток отправляемся ближе к вечеру. Для тех, кто не знает, напомню: по новым правилам в сумочке должно быть только 2 пачки сигарет. Некоторые забывают об этом и по привычке берут 2 блока. А потом удивляются: за какие «заслуги» штраф 140 долларов? Минимальный штраф за провоз одного блока сигарет - 250 злотых (примерно 70 долларов). Максимальный зависит от настроения польского таможенника и поведения нарушителя.

Родную таможню и погранпост проскочили мгновенно. Перед въездом на польскую территорию немного притормозили. Какой канал проезда выбрать: красный или зеленый? Выбираем красный в надежде на то, что быстро его проскочим и уже через полчаса будем бродить по супермаркету. Не проскочили. У нас взяли паспорта и попросили следовать на стоянку. Мой спутник мрачнеет: только на прошлой неделе взяли 650 злотых - и снова на «яму».

«Яма» - небольшое помещение для досмотра авто. Меня же отправили в комнату ожидания. Там уже сидел владелец черного внедорожника, в котором польские таможенники обнаружили 38 блоков сигарет. А спустя полчаса выписали штраф на сумму 6500 злотых - примерно 2000 долларов.

На часах - 0:30. Поездка явно не удалась. Уйти из комнаты ожидания я не могу - паспорт мне отдадут, когда разберутся с водителем. Это правило, кстати, тоже действует недавно. Людей в комнате становилось все больше, а шансов увидеть Белосток - все меньше. Примерно после часа ночи машины задерживать перестали, видимо, чтобы разобраться с уже проштрафившимися. Оформление штрафа в среднем занимало у польского таможенника 1,5 часа. Поражали суммы самих штрафов. Например, шесть блоков сигарет моему водителю обошлись в 1200 злотых - чуть более 300 долларов.

Выехать получилось только в полпятого утра. В это время работали лишь несколько придорожных кафе да ночной супермаркет в Сокулке. Там мы купили стандартный набор: чай, кофе, стиральный порошок. Цены, кстати, такие же, как у нас. На обратном пути заехали на «поле чудес». Здесь своя жизнь, необычная. Необычные и обитатели. Пример тому - две женщины в летних платьях, из-под которых видны джинсы. На плечи наброшены явно подростковые курточки.

Новости с белорусско-польской границы поступают однотипные, зато регулярно. Практически каждую неделю появляются сообщения о задержании крупных и не очень партий табачных изделий. Сигареты пытаются незаконно перевезти из одной страны в другую предприимчивые жители приграничья. Контрабандистов штрафуют, депортируют, лишают автомобилей. Однако меньше их не становится. К примеру, только в прошлом году сотрудники Люблинского отделения таможенной службы Польши изъяли больше девяти миллионов пачек сигарет. Корреспондент «Р» выяснил, как устроен приграничный табачный рынок, который одним приносит серьезную прибыль, а другим - огромные убытки.

«Хорошо спрятать - это искусство!»

Гаражный кооператив в спальном микрорайоне Бреста. Здесь у меня назначена встреча с Виктором Ильючиком, который два последних года живет исключительно за счет регулярных поездок в Польшу. Свою настоящую фамилию Виктор просит не озвучивать - лишние проблемы ему ни к чему. Пятнадцатилетняя Audi, переваливаясь через дорожные ямы, пробирается к нужному гаражу. Накануне завтрашней поездки машину нужно «упаковать», спрятать туда 12 блоков сигарет.


Только в прошлом году сотрудники Люблинского отделения таможенной службы Польши изъяли более девяти миллионов пачек сигарет


- У каждой марки автомобиля свои особенности и свои «нычки», - рассказывает Виктор. - Большинство из них польским таможенникам хорошо известны. Так что, если отправят на углубленный досмотр, избежать штрафа будет трудно. Как правило, сигареты прячут за обшивку багажника и салона, в бамперы и во всевозможные ниши. Но у каждого есть свои секретики. Мои, кстати, прошу не выдавать.

У стен гаража стоит несколько коробов с сигаретами. Виктор рассказывает, что самые ходовые - те, которые у нас стоят около рубля за пачку: «Фэст», NZ, «Магнат», «Премьер». Сигареты в обычных магазинах Ильючик не покупает. Есть торговые точки, где и цена пониже, и нужное количество всегда в наличии.

На огонек заходит Слава из соседнего гаража. Он - индивидуальный предприниматель, занимается изготовлением мебели. Хотя в свое время на Польшу тоже немало отъездил. Пару лет назад решил завязать:

У меня был минивэн «Ситроен». Машинку я специально приспособил под сигаретный бизнес. Нашел людей, которые ее немножко переварили, сделали тайничок. Возил… много, не скажу сколько. На досмотр поляки не раз отправляли, но так ничего и не нашли. Чего бросил? Нервная эта работа, эмоционально тяжелая. А я - человек впечатлительный. Постоянно таблетки с успокоительным с собой возил, чтобы не палиться перед таможенниками, выглядеть спокойно и уверенно. Потом решил, что здоровье дороже. К тому же своей главной цели я достиг - дом достроил.



Тайниками для сигарет часто служат колеса, части машины, чулки и одежда.
Иногда фантазия «предпринимателей» действительно удивляет


У Виктора в машине самодельных тайников нет. Говорит, если такой обнаружат, то запросто можно лишиться и визы, и автомобиля.

К тому же получить крупный штраф. Слава предлагает купить авто подешевле, которое было бы не жалко потерять, но Ильючик отказывается: «Мне дом строить не нужно, и так хватает».

Он старательно орудует отверткой, «пакует» авто. Пачка за пачкой исчезают в местах, скрытых от посторонних глаз. Виктор смеется:

Это целое искусство! Нужно не только придумать, куда спрятать, но еще и как-то добраться в это укромное местечко.

На все про все уходит больше часа. Мы отправляемся по домам, чтобы пораньше лечь спать. Завтра предстоит тяжелый день.

«Если сегодня оштрафуют, завтра отработаю»

На часах 6.45, у пункта пропуска «Варшавский мост» - аншлаг. Виктор прикидывает: простоим часов шесть, не меньше. Очередь движется медленно. В основном на выезд в Польшу стоят машины из Брестской области. Но попадаются с номерами других регионов. Есть россияне, поляки.




- В очереди постоянно происходят конфликты. Некоторые пытаются прорваться в сервисную зону с территории соседней заправки, поэтому мелкие ДТП и последующие разбирательства здесь не редкость, - рассказывает Виктор. - В феврале место не поделили два водителя. Началась потасовка. В итоге у одного авто оказалась разбита фара, а у другого - заднее стекло. Усмирять мужиков пришлось вызванным по рации омоновцам.

Виктор погружается в смартфон. Читает последние новости от тех, кто уже стоит на польской стороне границы. Оказывается, в мессенджерах создано несколько десятков тематических групп, в которых делятся важной информацией. Для их участников есть одно важное правило: нужно периодически оставлять полезные сообщения. Иначе удалят. Людей со стороны в этих закрытых сообществах видеть, понятное дело, не хотят.


У каждого из польских таможенников есть прозвища. Кто-то из них строже, кто-то мягче. Народ сообщает, кто из них на каком канале работает, чтобы остальные могли сориентироваться. Это незаменимая информация. Также сообщают о наличии служебных собак, например. Одна из них - настоящий сканирующий комплекс. Может подойти к машине, ударить лапой по бамперу, по двери, и сигареты найдут именно там, можно не сомневаться, - удивляется Виктор.

Другая важная информация - количество автомобилей в очереди на углубленный досмотр, в так называемые боксы. Чем больше авто, тем меньше вероятность быть отправленным на проверку. В боксах польские таможенники тщательно досматривают каждый автомобиль. Могут снять обшивку салона, фары, бамперы, сиденья. Могут сунуться в бак и даже проверить колеса. Как правило, без улова они не остаются. Если нашли сигареты - готовь деньги на штраф. За 10 блоков дадут как минимум 1100 злотых. Это примерно 280 долларов. Причем сумма может значительно увеличиться. Она зависит не только от количества обнаруженных сигарет и регулярности нарушений, но и от настроения таможенников.

В последний раз на боксах у меня нашли девять блоков сигарет. Оштрафовали по минимуму, заплатил 990 злотых. Это было месяц назад. Недавно таможенник спросил, был ли на досмотре после уплаты штрафа. Я ответил, что не был. Поляк предупредил, чтобы готовился. Сказал, в следующий раз загонит, но пронесло. Может, сегодня как раз и отправят. Посмотрим…

Несмотря на риск лишиться солидной суммы, Виктор - само спокойствие. Сиддхартха в его истинном обличье. К возможным штрафам относится философски: «Сегодня заплачу, завтра отработаю». Он показывает календарь, в котором отмечены все поездки. Удачные и не очень. Как правило, Виктор ездит в Польшу два-три раза в неделю. В этом году побывал по ту сторону Буга 31 раз. На углубленный досмотр его отправляли пять раз. Дважды таможенники находили контрабанду, приходилось платить штраф.



Согласно статистике, около 9 миллиардов белорусских сигарет в год уходит в Европу «народным экспортом».


На сей раз обошлось. На польской границе мы стали на канал, где было больше всего автомобилей. Ничего удивительного.

Сегодня здесь работает хороший мужик. Неприятностей быть не должно, - объясняет Виктор. Все так и случилось. Улыбчивый поляк поинтересовался количеством топлива и наличием сигарет. Водитель таможенника заверил: в баке 20 литров солярки, а сигарет, пан, вовсе нет. Таможенник поверил вряд ли, но на углубленный досмотр решил не отправлять. Тем более что своего часа возле боксов ждали больше десятка автомобилей.

«Бешеных денег я не зарабатываю»

Формальности улажены, настроение у Виктора на подъеме: «Знаешь, с чем у меня ассоциируется пересечение границы? С пересечением стадом антилоп реки, кишащей крокодилами. Кого-то крокодилы точно схватят. Но вот кого - тебя или соседа - самая главная интрига».

Мы мчимся по польским деревушкам, залитым первым по-настоящему теплым весенним солнцем. Во дворах копошатся сельчане, фермеры выгнали застоявшуюся технику в поля.

У каждого «контрабаса» есть своя точка, где можно сбыть сигареты. С Лукашем я работаю с самого начала, с ним меня познакомил друг. Если человек привезет сигареты без знакомства, то продать их, скорее всего, будет проблематично. Сам понимаешь, перекупщики свою деятельность не афишируют. Раньше сигареты скупали на рынке в Бяла-Подляске, но какая сейчас там ситуация - не знаю. Слышал только, что в районе рынка нужно быть особенно осмотрительным: можно запросто попасть в полицию.

В одной из деревень поворачиваем в неприметный двор. В конце участка - ворота, за ними - металлический гараж. Виктор достает из кармана ключи, открывает замок. Теперь Ильючику предстоит достать спрятанные сигареты. Через час 12 блоков аккуратно сложены на столе. Появляется хозяин, хмурый и суровый, как медведь в первый день после зимней спячки. Угрюмо отсчитывает деньги.


Главной статьей расходов у контрабандистов выступают конфискованные автомобили. Таможня рассматривает машины как специально приспособленные для перевозки контрабанды, и их конфискуют в обязательном порядке

То, може, пан з полиции? - хрипло интересуется «медведь». Признается, что перепродает товар другому человеку, который живет возле немецкой границы. Так продукция белорусской табачной фабрики попадает на теневой рынок Западной Европы.

Но то, что продаю я и другие перекупщики, - мелочи. Основная контрабанда поступает не в легковых автомобилях, а в железнодорожных вагонах и автопоездах, - добавляет поляк. Речь идет о партиях стоимостью десятки и даже сотни тысяч долларов.

Косвенно эту информацию подтвердили мне позже и на Люблинской таможне. Здесь сообщили, что в 2016 году на территории региона было изъято 9,1 млн пачек сигарет без акцизных марок. Это на 42% больше, чем годом ранее:

На польском рынке они бы стоили 128,9 млн злотых (примерно 3,3 млн долларов. - Прим. автора). Значительное количество сигарет в прошлом году таможенники изъяли в железнодорожном пункте пропуска в Тересполе. С января по декабрь 2016 года там было выявлено в четыре раза больше сигарет, чем в 2015-м.
Крупную партию удалось задержать 4 июля. В грузовом поезде обнаружили 367 тысяч пачек сигарет стоимостью 1,2 млн долларов.



Размер штрафов в Польше за контрабанду сигарет составляет от 168 до 3360 злотых, то есть приблизительно от 50 до 1000 долларов. Конечная сумма штрафа зависит от размеров контрабанды и личной характеристики неудавшегося контрабандиста, рецидивисты получают максимальные наказания.

Не дремлют и белорусы. По информации Брестской таможни, в 2016 году было изъято почти 1,5 млн пачек сигарет. Повысить эффективность борьбы с контрабандой поможет единственный в нашей стране железнодорожный сканирующий тоннель, который недавно был установлен на станции Брест-Северный. Умная система просвечивает целиком составы с грузом, позволяя таможенникам увидеть все то, что скрыто от глаз. Сканирование целого поезда занимает максимум 15 минут.

После того как дело сделано, Виктор отправляется за покупками. Супруга составила ему приличный список: стиральные порошки, моющие и чистящие средства, кофе, подгузники. Учитывая то, что во время следующего визита в магазин Виктору вернут НДС - в среднем 23% от стоимости покупки, экономия семейного бюджета получается неплохая.

На обратном пути Виктор рассуждает о жизни и делится математическими выкладками:

Раньше я был менеджером по продажам, но так вышло, что остался без работы. Пытался устроиться в другие фирмы, однако не срослось. Куда-то не пробился, где-то зарплата не устроила. Конкуренция на рынке труда сейчас большая, но кормить семью как-то надо. Вроде пока получается. Смотри, с каждого блока тонких сигарет я имею шесть долларов прибыли. То есть с поездки - 72 доллара. На жизнь хватает, но бешеных денег я не зарабатываю. Отними еще 50 евро за страховку, вычти возможные штрафы. Хотя некоторые рискуют и пытаются перевезти сразу огромные партии. Пару месяцев назад таможенники задержали россиянина. У него в машине нашли 450 блоков сигарет! Вот это контрабанда! А у меня так, мелочи…

КСТАТИ

Международная аудиторская фирма KPMG по заказу гигантов табачной индустрии недавно провела исследование и выяснила, что каждая десятая сигарета, выкуренная жителями Евросоюза, является контрабандной. Ежегодно в странах ЕС продается около 50 млрд штук нелегальных сигарет. Потери бюджетов стран объединенной Европы эксперты KPMG оценивают в 11 млрд евро. Любопытно, что основными потребителями контрабанды табачных изделий являются Франция, Польша, Великобритания, Германия, Италия. А главными поставщиками - Беларусь, Украина, Россия, Алжир.

Фото Польской таможни

26 сентября 2014

Какие штрафы в Польше за контрабанду сигарет и какие неприятности поджидают людей попавшихся на контрабанде.

Контрабанда сигарет в Польшу является источником дохода уже не одного поколения людей. В 90-х этим занимались отцы, в 2000-х подключились дети, еще пару лет и к семейному бизнесу примкнут внуки. В этом есть смысл, перепродажа купленных сигарет приносит 100% доход, купив за Восточной границей пачку по цене в 1$, в Польше её можно продать за 2$. В приграничных районах достаточно людей, которые нигде официально не работая сумели приобрести квартиру, купить неплохую машину, в общем обеспечить себя тем, на что инженер или врач будет копить всю свою рабочую жизнь. В этом есть и обратная сторона медали, работа контрабандиста это с позиции закона «плохо» и не всегда заканчивается успехом, иногда им приходится встречаться с большими неприятностями.

Размер штрафов в Польше за контрабанду сигарет составляет от 168 до 3360 польских злотых , то есть приблизительно от 50 до 1000 $. Конечная сумма штрафа зависит от размеров контрабанды и личной характеристики неудавшегося контрабандиста, конечно же рецидивисты получают максимальные наказания. К примеру, за контрабанду трех блоков сигарет (60 пачек) в среднем уплачивается 650 злотых (около 200 $).

Главной статьей расходов у контрабандистов выступают конфискованные автомобили . Таможня рассматривает машины, как специально приспособленные для перевозки контрабанды и их конфискуют в обязательном порядке. Польской таможней в пунктах пропуска Кузница и Бобровники в 2012 году было 600 изъятий, в 2013 – 900, в первой половине 2014 изъято 500 таких автомобилей.

Человек, который попался на контрабанде, вносится в специальный реестр. Если человек неоднократно попадается на контрабанде, то в случае если таким человеком является гражданин Польши, его ждет изъятие и аннулирование паспорта, в котором присутствует виза на выезд из ЕС, в случае иностранца - аннулирование польской или шенгненской визы. Кроме того, иностранцам многократно замеченным в контрабанде грозит попадание в список лиц, пребывание которых на территории Польши является не желательным. В этом случае каждая последующая поездка такого человека будет сопровождаться его бдительной и долгой проверкой на границе.

Следует иметь ввиду, если размер контрабанды окажется крупным, то штрафом можно не отделаться. Нарушителя ждет уголовное наказание по факту совершения преступления финансового характера.

За первую половину 2014 года польской таможней было составлено 9 тысяч протоколов по факту контрабанды сигарет. Но, не смотря ни на что, караван контрабанды на границе не прекращается. Со слов одного из знакомого контрабандиста: были конфискации машин, были большие штрафы, но если действовать грамотно и не останавливаться на неудаче, то все окупается и еще остается на жизнь, гораздо больше, чем зарплата, которую предлагает государство. Впрочем, нервные нагрузки в этом «бизнесе» огромны, в свои не полные 30 лет он уже весьма больной человек.

Новости с белорусско-польской границы поступают однотипные, зато регулярно. Практически каждую неделю появляются сообщения о задержании крупных и не очень партий табачных изделий. Сигареты пытаются незаконно перевезти из одной страны в другую предприимчивые жители приграничья. Контрабандистов штрафуют, депортируют, лишают автомобилей. Однако меньше их не становится. К примеру, только в прошлом году сотрудники Люблинского отделения таможенной службы Польши изъяли больше девяти миллионов пачек сигарет. Корреспондент «Р» выяснил, как устроен приграничный табачный рынок, который одним приносит серьезную прибыль, а другим — огромные убытки.


Только в прошлом году сотрудники Люблинского отделения таможенной службы Польши изъяли более девяти миллионов пачек сигарет

«Хорошо спрятать — это искусство!»

Гаражный кооператив в спальном микрорайоне Бреста. Здесь у меня назначена встреча с Виктором Ильючиком, который два последних года живет исключительно за счет регулярных поездок в Польшу. Свою настоящую фамилию Виктор просит не озвучивать — лишние проблемы ему ни к чему. Пятнадцатилетняя Audi, переваливаясь через дорожные ямы, пробирается к нужному гаражу. Накануне завтрашней поездки машину нужно «упаковать», спрятать туда 12 блоков сигарет.

— У каждой марки автомобиля свои особенности и свои «нычки», — рассказывает Виктор. — Большинство из них польским таможенникам хорошо известны. Так что, если отправят на углубленный досмотр, избежать штрафа будет трудно. Как правило, сигареты прячут за обшивку багажника и салона, в бамперы и во всевозможные ниши. Но у каждого есть свои секретики. Мои, кстати, прошу не выдавать.

У стен гаража стоит несколько коробов с сигаретами. Виктор рассказывает, что самые ходовые — те, которые у нас стоят около рубля за пачку: «Фэст», NZ, «Магнат», «Премьер». Сигареты в обычных магазинах Ильючик не покупает. Есть торговые точки, где и цена пониже, и нужное количество всегда в наличии.

На огонек заходит Слава из соседнего гаража. Он — индивидуальный , занимается изготовлением мебели. Хотя в свое время на Польшу тоже немало отъездил. Пару лет назад решил завязать:

— У меня был минивэн «Ситроен». Машинку я специально приспособил под сигаретный бизнес. Нашел людей, которые ее немножко переварили, сделали тайничок. Возил… много, не скажу сколько. На досмотр поляки не раз отправляли, но так ничего и не нашли. Чего бросил? Нервная эта работа, эмоционально тяжелая. А я — человек впечатлительный. Постоянно таблетки с успокоительным с собой возил, чтобы не палиться перед таможенниками, выглядеть спокойно и уверенно. Потом решил, что здоровье дороже. К тому же своей главной цели я достиг — дом достроил.


Читать полностью в источнике с фото:

Тайниками для сигарет часто служат колеса, части машины, чулки и одежда. Иногда фантазия «предпринимателей» действительно удивляет

У Виктора в машине самодельных тайников нет. Говорит, если такой обнаружат, то запросто можно лишиться и визы, и автомобиля.

К тому же получить крупный штраф. Слава предлагает купить авто подешевле, которое было бы не жалко потерять, но Ильючик отказывается: «Мне дом строить не нужно, и так хватает».

Он старательно орудует отверткой, «пакует» авто. Пачка за пачкой исчезают в местах, скрытых от посторонних глаз. Виктор смеется:

— Это целое искусство! Нужно не только придумать, куда спрятать, но еще и как-то добраться в это укромное местечко.

На все про все уходит больше часа. Мы отправляемся по домам, чтобы пораньше лечь спать. Завтра предстоит тяжелый день.

«Если сегодня оштрафуют, завтра отработаю»

На часах 6.45, у пункта пропуска «Варшавский мост» — аншлаг. Виктор прикидывает: простоим часов шесть, не меньше. Очередь движется медленно. В основном на выезд в Польшу стоят машины из Брестской области. Но попадаются с номерами других регионов. Есть россияне, поляки.

— В очереди постоянно происходят конфликты. Некоторые пытаются прорваться в сервисную зону с территории соседней заправки, поэтому мелкие ДТП и последующие разбирательства здесь не редкость, — рассказывает Виктор. — В феврале место не поделили два водителя. Началась потасовка. В итоге у одного авто оказалась разбита фара, а у другого — заднее стекло. Усмирять мужиков пришлось вызванным по рации омоновцам.

Виктор погружается в смартфон. Читает последние новости от тех, кто уже стоит на польской стороне границы. Оказывается, в мессенджерах создано несколько десятков тематических групп, в которых делятся важной информацией. Для их участников есть одно важное правило: нужно периодически оставлять полезные сообщения. Иначе удалят. Людей со стороны в этих закрытых сообществах видеть, понятное дело, не хотят.

— У каждого из польских таможенников есть прозвища. Кто-то из них строже, кто-то мягче. Народ сообщает, кто из них на каком канале работает, чтобы остальные могли сориентироваться. Это незаменимая информация. Также сообщают о наличии служебных собак, например. Одна из них — настоящий сканирующий комплекс. Может подойти к машине, ударить лапой по бамперу, по двери, и сигареты найдут именно там, можно не сомневаться, — удивляется Виктор.

Другая важная информация — количество автомобилей в очереди на углубленный досмотр, в так называемые боксы. Чем больше авто, тем меньше вероятность быть отправленным на проверку. В боксах польские таможенники тщательно досматривают каждый автомобиль. Могут снять обшивку салона, фары, бамперы, сиденья. Могут сунуться в бак и даже проверить колеса. Как правило, без улова они не остаются. Если нашли сигареты — готовь деньги на штраф. За 10 блоков дадут как минимум 1100 злотых. Это примерно 280 долларов. Причем сумма может значительно увеличиться. Она зависит не только от количества обнаруженных сигарет и регулярности нарушений, но и от настроения таможенников.

— В последний раз на боксах у меня нашли девять блоков сигарет. Оштрафовали по минимуму, заплатил 990 злотых. Это было месяц назад. Недавно таможенник спросил, был ли на досмотре после уплаты штрафа. Я ответил, что не был. Поляк предупредил, чтобы готовился. Сказал, в следующий раз загонит, но пронесло. Может, сегодня как раз и отправят. Посмотрим…

Несмотря на риск лишиться солидной суммы, Виктор — само спокойствие. Сиддхартха в его истинном обличье. К возможным штрафам относится философски: «Сегодня заплачу, завтра отработаю». Он показывает календарь, в котором отмечены все поездки. Удачные и не очень. Как правило, Виктор ездит в Польшу два-три раза в неделю. В этом году побывал по ту сторону Буга 31 раз. На углубленный досмотр его отправляли пять раз. Дважды таможенники находили контрабанду, приходилось платить штраф.


Согласно статистике, около 9 миллиардов белорусских сигарет в год уходит в Европу «народным экспортом».

На сей раз обошлось. На польской границе мы стали на канал, где было больше всего автомобилей. Ничего удивительного.

— Сегодня здесь работает хороший мужик. Неприятностей быть не должно, — объясняет Виктор. Все так и случилось. Улыбчивый поляк поинтересовался количеством топлива и наличием сигарет. Водитель таможенника заверил: в баке 20 литров солярки, а сигарет, пан, вовсе нет. Таможенник поверил вряд ли, но на углубленный досмотр решил не отправлять. Тем более что своего часа возле боксов ждали больше десятка автомобилей.

«Бешеных денег я не зарабатываю»

Формальности улажены, настроение у Виктора на подъеме: «Знаешь, с чем у меня ассоциируется пересечение границы? С пересечением стадом антилоп реки, кишащей крокодилами. Кого-то крокодилы точно схватят. Но вот кого — тебя или соседа — самая главная интрига».

Мы мчимся по польским деревушкам, залитым первым по-настоящему теплым весенним солнцем. Во дворах копошатся сельчане, фермеры выгнали застоявшуюся технику в поля.

— У каждого «контрабаса» есть своя точка, где можно сбыть сигареты. С Лукашем я работаю с самого начала, с ним меня познакомил друг. Если человек привезет сигареты без знакомства, то продать их, скорее всего, будет проблематично. Сам понимаешь, перекупщики свою деятельность не афишируют. Раньше сигареты скупали на рынке в Бяла-Подляске, но какая сейчас там ситуация — не знаю. Слышал только, что в районе рынка нужно быть особенно осмотрительным: можно запросто попасть в полицию.


Читать полностью в источнике с фото:

В одной из деревень поворачиваем в неприметный двор. В конце участка — ворота, за ними — металлический гараж. Виктор достает из кармана ключи, открывает замок. Теперь Ильючику предстоит достать спрятанные сигареты. Через час 12 блоков аккуратно сложены на столе. Появляется хозяин, хмурый и суровый, как медведь в первый день после зимней спячки. Угрюмо отсчитывает деньги.

— То, може, пан з полиции? — хрипло интересуется «медведь». Признается, что перепродает товар другому человеку, который живет возле немецкой границы. Так продукция белорусской табачной фабрики попадает на теневой рынок Западной Европы.

— Но то, что продаю я и другие перекупщики, — мелочи. Основная контрабанда поступает не в легковых автомобилях, а в железнодорожных вагонах и автопоездах, — добавляет поляк. Речь идет о партиях стоимостью десятки и даже сотни тысяч долларов.

Косвенно эту информацию подтвердили мне позже и на Люблинской таможне. Здесь сообщили, что в 2016 году на территории региона было изъято 9,1 млн пачек сигарет без акцизных марок. Это на 42% больше, чем годом ранее:

— На польском рынке они бы стоили 128,9 млн злотых (примерно 3,3 млн долларов. — Прим. автора). Значительное количество сигарет в прошлом году таможенники изъяли в железнодорожном пункте пропуска в Тересполе. С января по декабрь 2016 года там было выявлено в четыре раза больше сигарет, чем в 2015-м.
Крупную партию удалось задержать 4 июля. В грузовом поезде обнаружили 367 тысяч пачек сигарет стоимостью 1,2 млн долларов.

Не дремлют и белорусы. По информации Брестской таможни, в 2016 году было изъято почти 1,5 млн пачек сигарет. Повысить эффективность борьбы с контрабандой поможет единственный в нашей стране железнодорожный сканирующий тоннель, который недавно был установлен на станции Брест-Северный. Умная система просвечивает целиком составы с грузом, позволяя таможенникам увидеть все то, что скрыто от глаз. Сканирование целого поезда занимает максимум 15 минут.

После того как дело сделано, Виктор отправляется за покупками. Супруга составила ему приличный список: стиральные порошки, моющие и чистящие средства, кофе, подгузники. Учитывая то, что во время следующего визита в магазин Виктору вернут НДС — в среднем 23% от стоимости покупки, экономия семейного бюджета получается неплохая.

На обратном пути Виктор рассуждает о жизни и делится математическими выкладками:

— Раньше я был менеджером по продажам, но так вышло, что остался без работы. Пытался устроиться в другие фирмы, однако не срослось. Куда-то не пробился, где-то зарплата не устроила. Конкуренция на рынке труда сейчас большая, но кормить семью как-то надо. Вроде пока получается. Смотри, с каждого блока тонких сигарет я имею шесть долларов прибыли. То есть с поездки — 72 доллара. На жизнь хватает, но бешеных денег я не зарабатываю. Отними еще 50 евро за страховку, вычти возможные штрафы. Хотя некоторые рискуют и пытаются перевезти сразу огромные партии. Пару месяцев назад таможенники задержали россиянина. У него в машине нашли 450 блоков сигарет! Вот это контрабанда! А у меня так, мелочи…

КСТАТИ

Международная аудиторская фирма KPMG по заказу гигантов табачной индустрии недавно провела исследование и выяснила, что каждая десятая сигарета, выкуренная жителями Евросоюза, является контрабандной. Ежегодно в странах ЕС продается около 50 млрд штук нелегальных сигарет. Потери бюджетов стран объединенной Европы эксперты KPMG оценивают в 11 млрд евро. Любопытно, что основными потребителями контрабанды табачных изделий являются Франция, Великобритания, Германия, Италия. А главными поставщиками — Беларусь, Украина, Россия, Алжир.