Не можешь изменить ситуацию измени отношение. Не можешь изменить ситуацию, - измени отношение к ней

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что это такая за «ситуация» и откуда она берётся. Ведь ни одна проблемная «ситуация» не бывает как гром среди ясного неба. У неё всегда есть предпосылки и источники. Причины подобных ситуаций делятся на две категории: одни из них находятся вовне, а другие – это переживания человека, внутренняя реакция на эти события.

Предлагаю рассмотреть первую группу причин. Можем ли мы что-то сделать с теми факторами, которые лежат вне границ нашей души и тела? На первый взгляд кажется, что нет. Как мы можем повлиять на внешние силы? Но если присмотреться внимательнее, то только от самого человека зависит, продолжать ему находиться в дискомфортной ситуации или нет, подставляться под негативные факторы или постараться их избежать. Тут, конечно, не всё полностью зависит от нас. Но надо понять, что существует не только чёрное и белое. Есть что-то, на что мы можем повлиять, а есть что-то, на что не можем. И это задача каждого человека - распознать, что он может в этой ситуации поменять. Для этого, прежде всего, нужно осознать эту ситуацию как некомфортную и неприятную. Без этого вообще никакие изменения невозможны. В этом-то как раз и помогают внутренние факторы, наши отношения, переживания, оценки.

Давайте обратимся и к другому фактору. Есть набившая оскомину фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношения к ней! ». Но что же это значит на самом деле? И как это сделать – изменить отношение? Откуда вообще берётся это отношение? Сами ли мы решаем, как нам реагировать на ту или иную ситуацию? Как и всему прочему, эмоциональному реагированию на происходящие события мы учимся в детстве. Конечно, не напрямую. Родители не учат нас в малолетстве, как реагировать, например, на увольнение или не расставание с любимым. Но все наши взрослые ситуации можно свести к определённым категориям. Примерно этот список может выглядеть так: успех, неудача, неожиданность, стрессовая ситуация. Вот реакциям на эти как раз ситуации мы обучаемся в детстве под влиянием окружающих взрослых. Ситуации неудачи у маленького ребёнка, подростка, студента и, например, офисного работника совершенно разные, но в способе реагирования на них мы найдём много общего у одного человека. И мы не можем себя силой воли заставить себя реагировать на эти ситуации по-другому. Ну, может разово и можем, если очень напрячься, но в целом рисунок реагирования будет оставаться похожим. Что же делать? Вот тут как раз на помощь приходят методы и способы психотерапии. Для этого нужно изучить личную историю человека и вместе с ним понять, как же появился данный способ реагирования, какие события и переживания сопровождали этот процесс? Работая в процессе терапии с этими событиями, проживая их, мы уменьшаем их значимость для человека, уменьшаем их влияние. Вместе с этим человек получает возможность сформировать свой собственный, новый способ реагирования на ту или иную группу ситуаций. Теперь у него нет необходимости поступать так, как его невзначай «научили» старшие, а он может выработать адекватный своим силам и возможностям способ реагирования. (Я пишу «научили» в кавычках, потому что это редко бывает прямое непосредственное обучение. Обучают нас обычно очень правильным вещам. Но в процесс научения это ещё и наблюдение за взрослыми и их реакциями, это те ситуации, в которые попадает ребёнок раз за разом).

Вот такой тернистый и трудоёмкий путь ждёт тех, кто действительно хочет поменять своё отношение к окружающим событиям.

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Не все ситуации поддаются немедленному изменению. И не каждую можно улучшить так, как хотелось бы. А некоторые просто кажутся затягивающим болотом, из которого невозможно выбраться. Так что же делать? Расслабиться и тонуть? Бороться изо всех сил? Страдать, тратить нервы, истощать себя?

Нет, нет и еще раз нет. В первую очередь нужно поменять наше собственное отношение к этой ситуации. Ведь, как можно заметить, именно от него зависит, каким нам кажется положение вещей: беспросветным мраком или морем возможностей.

Зачастую именно сменой отношения к тем или иным вещам можно добиться значительных перемен в своей жизни. Например, можно ходить на работу как на каторгу, мучительно ожидая наступления выходных. А можно ставить перед собой цели и вставать в будни с жаждой очередного шага вперед.

Изменить свое восприятие не сложно. Это можно сделать всего за пять шагов:

1. Признайте, что данная ситуация вас не устраивает

Найдите те моменты, которые вам не нравятся, осознайте их. Не в ваших силах изменить абсолютно все. Особенно вы не сможете повлиять на что-либо, если ясно не осознаете, что именно нужно менять и как. Поэтому первым делом стоит остановиться, задуматься и оценить ситуацию. Иногда мы не замечаем то, что на самом деле раздражает нас. Например, нам может казаться, что виной усталости и недовольства является работа, а на деле причина кроется в проблемах в семье и невозможности нормально отдохнуть по вечерам.

Прежде чем что-то менять, нужно видеть картину в целом.

2. Помните, что позитивный взгляд на вещи зависит от нас самих

Вы не были рождены с установками мыслить позитивно или негативно, все это формировалось в течение жизни. И раз это не было заложено в вас изначально, то любое отношение к любой ситуации можно изменить. И стоит ли говорить, что позитивный взгляд на события значительно упрощает и улучшает жизнь?

3. Используйте позитивную формулировку

Можно говорить по утрам: «Как мне осточертела эта жизнь», - и ощущать постоянный невидимый груз на плечах. А можно повторять снова и снова: «Я люблю жизнь, она прекрасна», - и со временем так и будет на самом деле. Помните, что в основе всего происходящего с вами лежат ваши же мысли. Как и о чем вы думаете, так и будет.

4. Проводите больше времени с теми, кто вдохновляет вас

С теми, кто живет и наслаждается жизнью, кто ставит перед собой цели и добивается их, с теми, кто восхищает вас. Обращайте внимания на формулировки, которыми эти люди пользуются, на их отношение к жизни, на их мысли, стремления. Перенимайте их отношение к тем или иным событиям. Осознайте, что секрет счастья прост: чем больше позитива и легкости в вас самих, тем больше этого в вашей жизни. И тем счастливее вам живется.

5. Придумайте себе аффирмацию

Найдите или придумайте фразу или цитату, которая была бы для вас очень значимой. И произносите ее вслух или про себя каждое утро. Например, таковой может быть фраза: «Сегодня у меня будет удивительный и удачный день». Произнося подобную аффирмацию, вы как бы настраиваетесь на позитивные волны Вселенной. И начинаете получать неожиданные, но приятные подарки.

Можно много спорить о действенности этого метода, но только попробовав (хотя бы в течение месяца), вы сможете с уверенность сказать: «Да, оно работает». Или: «Нет, мне это не подходит».

Если следовать всем вышеприведенным советам, то можно любую (абсолютно любую!) ситуацию изменить к лучшему. Причем сделать это без какого-либо физического вмешательства.

Наверняка, Вы слышали выражение. «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Так вот, как только мы научимся этому, восстанавливать свою жизненную энергию и жизненые силы нам станет гораздо проще. Да вот беда – не очень у нас это хорошо получается.

Изменить свое отношение к чему-то? Расстаться со своими кровными убеждениями, к которым мы так привыкли? Которые стали нам такими родными?

Ну и что, что они портят нам жизнь! Ну и что, что они не дают нам двигаться вперед и развиваться! Никогда и ни за что!!!

Вот так и живем. Как говорится, ни шагу назад.

Поэтому давайте просто поговорим об этом, не взирая… Будем ли мы прикладывать усилия к изменению себя, любимого, или нет, поговорить же на эту тему нам никто не мешает, не так ли?

Для начала предлагаю подумать, что лично для вас связано с понятием «стресс». Ведь врага надо знать в лицо, чтобы выработать стратегию, уменьшающую его влияние.

Итак, от слов к делу.

Упражнение первое.

Возьмите лист бумаги и запишите, какие ассоциации возникают у Вас при слове «стресс». Да, прямо так и пишите: «Стресс для меня – это…».
Возможно, это будут болезни, ссоры, потери и т.д. Не сдерживайте себя, выплесните на бумагу всё, что накопилось.

Хватило ли Вам одного листа? Если нет, не стесняйтесь, берите второй лист. Выговоритесь, наконец-то, хотя бы на бумаге.

А теперь упражнение второе.

Вряд ли оно будет легким. Вам предстоит вспомнить и зафиксировать на бумаге все неприятные ситуации, случившиеся с вами за последние три месяца. Если по ходу дела захочется поплакать – поплачьте, но не увлекайтесь. Не позволяйте волнам обиды и злости захлестнуть вас.

Ну, как, получилось? Надеюсь, что пунктов в Вашем списке не так уж и много.

Думаю, что эти два упражнения в очередной раз подтвердили, что стрессы сопровождаются негативными переживаниями.

Однако по своей природе стресс не деструктивен. Парадокс? Отнюдь. Давайте разбираться.

Стресс – это всего лишь реакция адаптации, то есть приспособления, нашего организма к внешнему давлению (подробнее об этом читайте в моих статьях и другие).

Создатель учения о стрессе Ганс Селье разделил стрессовую реакцию на 3 фазы: первая фаза - реакция тревоги; вторая - фаза сопротивления; третья - фаза истощения. Для нас очень важно не довести себя до третьей фазы – фазы истощения.

Интересно то, что стресс может быть вызван как очень большим давлением, так и слишком маленьким. Нехватка стимулов может привести к апатии, скуке, безделью, потере жизненных ориентиров, что тоже приводит к стрессу.

Это очень хорошо демонстрирует крайне интересный эксперимент с мышами под названием «Вселенная-25», который был проведен в далеком 1972 году.

В этом опыте для 4-х пар мышей были созданы буквально райские условия жизни. Мыши благополучно размножались, все их инстинкты были в норме и, казалось бы, что так будет вечно. Но не тут-то было. В один прекрасный момент мышиный рай стал превращаться в мышиный ад. И это не смотря на то, что животным не приходилось сражаться за пищу.

Рост популяции стал значительно уменьшаться, даже начали меняться инстинкты животных. Обнаружилось разделение внутри сообщества.

Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, и они часто становились жертвами агрессии со стороны более старших особей. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле.

Появились особи, которые не желали жить в социуме и уходили в отдельные норки, находящиеся вдалеке от остального сообщества, а также много агрессивных самок, убивавших даже своих детенышей.

Выделилась еще одна социальная группа мышей, которые отказывались от детородной функции, а занимались только собой – чисткой шкурки, сном и едой. Эти мыши были отнесены исследователями к разряду «красивые».

В результате грызуны стали стремительно умирать. И вот через 1700 дней умерла последняя мышь.

Когда новому поколению мышей не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», возникло противостояние взрослых и молодых особей. В этих условиях появились мыши, способные только к простейшему поведению. Отказ от сложных поведенческих паттернов Кэлхун называет «первой смертью» или «смертью духа».

После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».

Человек в этом смысле не слишком сильно отличается от животного. И ему также нужно внешнее давление, которое является стимулом к действию. Но все дело в балансе между слишком низким и слишком высоким уровнем внешнего давления. Именно при его нарушении стресс наносит урон нашему организму. Это происходит тогда, когда приходится затрачивать чрезмерные усилия на борьбу с оказываемым давлением. Если же равновесие соблюдается, мы не только не теряем Жизненную энергию, но и испытываем ее прилив.

В качестве примера рассмотрим ситуацию на работе. Если ставить перед работником недостижимые цели в очень короткие сроки, то он «выгорает» и утрачивает мотивацию. А при полном отсутствии дедлайнов ему становится неинтересно и скучно. Лучший результат в работе будет, если есть не очень жесткие временные рамки и достаточная заинтересованность в достижении цели.

Ганс Селье сказал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс». От этого нам никогда не уйти. Именно поэтому необходимо знать свой физический и психический потенциал, чтобы любую ситуацию обратить себе на пользу. Тогда можно преобразовать встряску в мотивирующую силу, обрести уверенность в себе перед лицом любых испытаний. Сегодня это особенно актуально.

Предлагаю всем нам хотя бы задуматься над этим.

Для начала еще раз давайте проанализируем результаты, полученные при выполнении двух упражнений.
Затем подумаем над нашими текущими жизненными ситуациями. Вспомним, какие из них вызывают перенапряжение, а, значит, стресс, а какие расслабляют.
Для той ситуации, которая нас расслабляет, может быть, даже стоит придумать дедлайн, то есть поставить себе временные рамки на решение конкретной задачи. Конечно, это возможно только при создании определенных условий, которые будут способствовать созданию этого дедлайна. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, а что же из этого выйдет. Ведь интересно же!

Вот такое мое предложение для вас, дорогие читатели. Пока на самостоятельную проработку.

Кстати, я тоже этим обязательно займусь. Ведь некоторые идеи у меня появились как раз во время написания этой статьи, и я их еще не успела опробовать.

Вас заинтересовала статья? Тогда подпишитесь на новые статьи по этой теме!

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Не можешь изменить ситуацию – поменяй отношение к ней! И, удивительно!, ситуация измениться!

Да в жизни действительно бывают случаи, когда мы не в силах и ни какими способами не можем повлиять на события! На это существует много причин и объективных и личностных... Но не будем сейчас об этом! Оказывается есть способ при котором мы можем влиять на события совершенно не принимая никаких физических действий по отношению к ним!!!

Вы можете с нами поспорить, но факт, что на 90% мы сами создаем свою судьбу, является для нас незыблемым! Своим поведением, поступками - мы притягиваем события, определенных людей! Руководствуясь своим целям мы выбираем себе работу, коллектив, который в силу специфики своей деятельностной направленности имеет определенный характер отношений. И др....

И вот так живем мы и путешествуем по своему созданному сценарию. И вдруг стоп - проблема! К примеру: "Ненавистный коллега" или чаще "Монстр директор", а может "Измена: мужа, жены?"... Проблемные ситуации, которые мы хотели бы изменить, есть в жизни каждого из нас! На то она и жизнь со своими законами развития! Жизнь останавливает нас в своем вопросе и заставляет искать его решение! Если мы сильные личности и понимаем, что многое зависит от нас, то не замедля, не смиряясь с обстоятельствами, начинаем читать, спрашивать узнавать, применять, действовать в направлении решения нашей проблемной ситуации. Проходят минуты, часы,дни, месяцы и тут мы понимаем, что неразрешенный вопрос всё по кругу и ... Отчаяние? Агрессия? Депрессия?... Не дай бог психосоматика, потеря смысла жизни, самоубийство, даже в самой приемлемой форме: "Я не заслуживаю счастья, видно это моя участь, моя судьба и я должна смириться с этим..."

И тогда, давайте вместе с вами попробуем применить очень эффективный способ решения проблемы в смене отношения к ней! Сначала решитесь - это не просто! Ведь просто быть жертвой, страдать. Не просто взять , сказать страдаю 9 минут, а потом начинаю другую жизнь! Чтобы не случилось в жизни, она имеет шанс на свое продолжение в самой оптимистичной форме!

И так пример! Надоел занудливый коллега, надоел своими интригами, откровенным подсиживанием, агрессией или тупым занудством... Сначала определитесь в чувствах по отношению к нему. Возможно: вы испытываете агрессию! Тогда в упражнении смены отношений попытайтесь пожалеть его! Вероятно он несчастен в личной жизни, ему до сих пор не везло (не зря же он вас подсиживает/, значит не удовлетворен нынешним положением), девушки ему изменяли, родители бросили и т.п. (для каждого найдется свой список!)... И думайте об этом каждый раз, когда его видите! Результат не заставит себя долго ждать. Во-первых мы не станем реагировать на его "вызовы" по отношения к нам измениться ситуация в русле "стимул-реакция", во-вторых нас самих перестанет цеплять данное поведения, возможно мы переведем его в смех, в третьих для нас это уже не будет проблемой и....

P.S. Давайте встретимся через 21 день и поделимся результатами! С нетерпением ждем ваших отзывов и примеров ваших ситуаций!

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!