PR в Античной мифологии. Асклепий, древнегреческий бог врачевания

Асклепий, греч., лат. Эскулап - сын Аполлона и Корониды, прославленный врач, а затем и бог врачевания.

Гомер говорит о нем лишь как о прекрасном враче, то же говорится в мифах и легендах об аргонавтах. Как бога греки начали почитать Асклепия только с 7-6 вв. до н. э. (на первом этапе только в Фессалии и в Эпидавре). В Афинах культ Асклепия был введен во время эпидемии чумы в 429 г. до н. э.; до тех пор в качестве бога врачевания там почитался Амин (в числе его жрецов был Софокл). В Риме его культ был введен во время чумы в 293 г. до н. э. Со временем он распространился по всему греко-римскому миру.

Согласно мифам, Асклепий выучился искусству врачевания у и кентавра Хирона и достиг такого уровня, что был в состоянии лечить любые болезни и ранения и даже воскрешать мертвых. Но слишком обширная практика такого рода стала для него роковой. Так как люди перестали умирать, бог смерти Танатос подал на него жалобу Зевсу, и высший бог поразил Асклепия молнией, как нарушителя мирового порядка. Асклепий оставил после себя двух сыновей, Махаона и Подалирия, которые тоже стали превосходными врачами и участвовали в этой функции в троянской войне. Кроме них у Асклепия были две дочери: Гигиея, дарительница здоровья, и Панакея (Панацея), избавительница от всех болей. Последний его потомок, Телесфор, не вышел ростом, но, даже будучи карликом, он приносил окончательное исцеление от болезни. Его жена Эпиона помогала ему: она была «успокоительницей боли».

Превращение Асклепия в бога очень любопытно: даже согласно античным источникам, в качестве «сотворителей бога» выступают люди. Не менее любопытен и аналогичный случай возведения человека в ранг богов в египетской мифологии. Бог Имхотеп, изобретатель письменности и строительства, а также покровитель наук, которого греки отождествляли с Асклепием, тоже развился из смертного человека, физическое существование которого бесспорно. (Имхотеп жил в 27 в. до н. э. и был строителем первых двух пирамид в Египте: ступенчатой пирамиды фараона Джосера у Саккары и незаконченной пирамиды фараона Сехемхета.)

В честь Асклепия было создано множество архитектурных сооружений и скульптур; при его храмах, как правило, имелись больницы. Самый знаменитый из его храмов был в Эпидавре, где каждые четыре года проходили атлетические и драматические состязания (асклепиады). Тамошний театр 4 в. до н. э. - лучше всего сохранившееся сооружение этого рода в Греции, и для современных представлений античных трагедий даже не потребовалось больших восстановительных работ. Большие храмы с лечебными пристройками были посвящены Асклепию на острове Кос и в малоазиатском Пергаме; старейшим из этих храмов был, скорее всего, храм в Акраганте на Сицилии (нач. 5 в. до н. э.). В Афинах его святилище было расположено на южном склоне Акрополя (с 420 до н. э.). Римляне посвятили А. храм и больницу на одном из островов Тибра. Больница на этом месте работает до сих пор, правда, теперь она обрела современный вид, так же как и храм (святого Варфоломея).

Наиболее известные скульптурные изображения Асклепия: так называемый «Асклепий Неапольский» - римская копия греческого оригинала 5 в. до н. э.; «Асклепий Мунихийский» - мраморный оригинал 4 или 2 в. до н. э. (Афины, Национальный археологический музей); от колоссальной культовой статуи Асклепия на острове Делос сохранилась лишь голова (кон. 4 в. до н. э., Лондон, Британский музей); еще одна статуя Асклепия 4 в. до н. э. хранится в Национальном музее в Палермо; римская статуя 2 в. до н. э., исходящая из греческого оригинала, - в Государственных музеях в Берлине; рельеф «Сидящий Асклепий» из развалин святилища Асклепия - в Эпидаврском музее. Однако популярностью всех их превосходит статуя Асклепия в небольшом «храме Асклепия» над озерцом римской виллы Боргезе - это римская копия греческого оригинала 5 в. до н. э., но сам храм относится к новому времени 1787).

Имитации античных скульптурных и рельефных изображений Асклепия (как правило, не очень высокого качества) украшают многие больницы и санатории. Картин, посвященных Асклепию, сравнительно мало. Античные мастера обычно изображали Асклепия в виде благородного старца с посохом, вокруг которого обвивается змея - символ вечно возрождающейся жизни. Этот его атрибут до сегодняшнего дня остается символом медицины и ее служителей.

В стихотворении «N. N.» («В. В. Энгельгардту», 1819) А. С. Пушкин пишет:
«Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый - но живой».

Врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, где жрецы лечили своих соотечественников с помощью магических и эмпирических приемов.

Сын Аполлона

Существует несколько теорий о происхождении Асклепия. Согласно самой распространенной из них, бог врачевания был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Другие источники называют матерью Арсиною, дочь Левкиппа. Нимфа Коронида была возлюбленной Аполлона, но, будучи беременной от бога, изменила ему со смертным человеком Исхием. На Олимпе решили покарать обоих. Исхия испепелило молнией. Изменщицу Корониду Аполлон поразил одной из своих солнечных стрел. Затем он сжег нимфу, предварительно выхватив из чрева младенца. Это и был бог врачевания Асклепий.

Аполлон отдал мальчика на воспитание кентавру Хирону. Он сильно отличался от большинства своих сородичей. Почти все кентавры были известны своим пьянством, буйством и нелюбовью к людям. Хирон же славился своей добротой и мудростью. Когда к нему на воспитание попал врачевания, кентавр жил на Пелионе - горе на юго-востоке Фессалии.

Обучение у Хирона

Хотя Асклепий известен как бог врачевания в Древней Греции, при рождении он не обладал никакими сверхспособностями. Его патрон Хирон начал обучать мальчика медицине, и вскоре тот добился удивительных успехов. В какой-то момент Асклепий в своем мастерстве даже превзошел мудрого кентавра. Он стал путешествовать по Греции и лечить людей, а жителей острова Кос даже обучил некоторым своим секретам (об этом в «Анналах» упоминает Тацит).

Асклепию поддавались и смертельные заболевания. Оттачивая свое искусство, Асклепий (бог врачевания в Древней Греции) научился воскрешать людей. Благодаря его помощи обычные жители Эллады обрели бессмертие. Секрет уникальной способности Асклепия заключался в крови Горгоны. Лекарь получил ее от богини войны Афины. Ферекид (один из самых почитаемых древнегреческих семи мудрецов) в своих трудах упоминал, что Асклепий воскресил всех жителей Дельф, где располагался храм его отца Аполлона.

Гибель

Когда Асклепий - бог врачевания у греков - начал массово воскрешать смертных, его ритуалы вызвали негодование у остальных богов. Живший на краю света Танатос, ставший для эллинов олицетворением смерти, отправился с жалобой на происходящее к главному олимпийцу Зевсу. Воскрешения нарушали мировой порядок. Получив бессмертие, обычные люди перестали отличаться от богов. Такой поворот событий не нравился большинству олимпийцев. Боги жаждали кары.

После некоторых раздумий Зевс решил наказать Асклепия. Древний бог врачевания был поражен молнией громовержца. Аполлон, узнав о гибели сына, пришел в ярость. Он не мог отомстить могущественному Зевсу и вместо этого атаковал циклопов, выковавших для того молнии. В результате все эти одноглазые существа были перебиты.

До сего момента Асклепий все еще считался смертным. Погибнув от молнии Зевса, он попал к духам судьбы мойрам. Именно они определяли момент рождения и смерти каждого человека. После гибели Асклепия они решили вернуть его к жизни. Так воскрешенный сын Аполлона стал богом. Позже общие биографические черты унаследовал римский аналог Асклепия - древнеримский бог врачевания Эскулапий.

Посох Асклепия

В любой мифологии боги-покровители врачевания обладают собственными легко узнаваемыми символами. У Асклепия таким знаком стал его посох, обвитый змеей. От древних греков этот образ перешел к римлянам, а затем распространился на большую часть человеческой цивилизации. Сегодня посох Асклепия - международный

Его история связана с одним из мифов о боге врачевания. Согласно легенде, Асклепий прибыл на Крит, чтобы воскресить сына знаменитого царя Миноса. Идя по дороге, он наткнулся на змею. Животное обвило посох, и Асклепий, не медля ни секунды, убил его. Тут же появилась вторая змея с травой во рту, с помощью которой она чудесным образом воскресила первую. Удивленный Асклепийи стал искать чудодейственное лекарство и через некоторое время нашел его. С тех пор бог врачевания у древних греков всегда имел под рукой снадобье, изготовленное из критской травы. Посох Асклепия традиционно изображается в виде обвитой змеей деревянной палки.

В современной медицине влияние эллинской мифологии отразилось не только в виде графических символов. Значительная часть врачебных терминов имеет корни, относящиеся к древнегреческому прошлому. Истоки традиционных врачебных приемов впервые появились в литературе, написанной именно на этом античном языке. Еще важнее для современной международной медицины латынь, однако большей частью своих знаний римляне были обязаны как раз грекам.

Культ

Как и любой другой древнегреческий культ, культ Асклепия был особенно популярен в определенном регионе страны. С наибольшим рвением это божество почитали в Эпидавре - городе, расположенном на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Сегодня на его месте остались лишь руины древнего театра и, что особенно важно, храмов Асклепия. Там же находились бассейны с целительными термальными водами. Они скрывались в подземелье храма, построенного в V веке до н. э. знаменитым архитектором Поликлетом Младшим. Святилища Асклепия чаще всего строились на месте минеральных источников и отличавшихся целебным воздухом кипарисовых рощ. На раскопках в Эпидавре были обнаружены руины колонн, на стелах которых были высечены описания счастливых случаев исцеления больных. Кроме того, святилище оказалось наполнено редкими артефактами - сделанными из золота, серебра и мрамора изображениями вылеченных частей тела (рук, ног, сердец, глаз и ушей). Они доставались храму в качестве платы за услуги.

Святилища Асклепия существовали согласно своду сакральных правил. К примеру, в них нельзя было умирать. Из-за этого неизлечимо больных (даже прибывших с другого конца страны) в храм не пускали. Не имели права войти внутрь и роженицы. Жрецы Асклепия руководились жесткими принципами. Для них лечение было не медицинской услугой, а, скорее, правила которого сложились согласно строго оговоренному каноническому обряду. В частности, правила предписывали исключать из святилища все, что связано с рождением и смертью. Другая важная особенность храма Асклепия - соблюдение кристальной чистоты. Каждый новоприбывший должен был в первую очередь помыться в источнике.

Первые святилища в честь Асклепия, асклепейдоны, появились в Греции в VI-IV вв. до н. э. Помимо Эпидавра и Коса, центром медицины была еще и фессалийская Трикка. Всего в источниках античных авторов историки обнаружили свидетельства о более чем 300 святилищах Асклепия, разбросанных по всей Древней Греции. По сравнению с современными медицинскими учреждениями, они были скорее лечебными санаториями, а не больницами. В храмах сочетались как магические, так и светские приемы лечения. В древнегреческой медицине эти две школы не противопоставлялись друг другу. Например, если в храм Асклепия попадал особенно тяжелый больной, жрецы могли проконсультироваться со своими светскими коллегами, не работавшими в святилищах.

Жрецы

Античный бог медицины и врачевания имел собственных жрецов, принимавших пациентов-соотечественников. За исцелением к ним люди прибывали со всех концов Эллады. Здоровье у древних греков ассоциировалось со спортом, поэтом все тот же Эпидавр славился своим стадионом, гимнасием и соревнованиями, посвященными Асклепию. Там же находились храмы его дочери Гигиеи, Афродиты, Артемиды и Фемиды. Обряды лечения сопровождались жертвоприношениями животных (чаще всего петухов), поэтому обязательным атрибутом любого святилища был крупный жертвенник.

Бог врачевания обзавелся своим культом приблизительно в VII веке до н. э. Историки считают, что у этого мифологического персонажа был реально существовавший прообраз - ставший легендарным во время Троянской войны врач с точно таким же именем - Асклепий. Более того, он являлся еще и царем Фессалии, а также создателем собственной семейной врачебной школы.

Древнегреческое медицинское образование имело некоторые общие черты с современным. Археологами и историками доказано, что настоящие врачебные школы имели место в Пергаме и на Косе. На службу в храм допускались давшие священную клятву и приобщившиеся к сообществу асклепиадов. Впервые этот термин появился в древнегреческой литературе в VI веке до н. э.

Древнегреческая медицина

Врачевание в храмах сочетало магические и эмпирические приемы. Самыми распространенными средствами лечения стали лекарства, водные источники и гимнастические упражнения. Обряд священного врачевания каждый раз заканчивался ритуалом инкубации, проводившимся в длинной галерее вдоль стен храма, куда попасть можно было только со специального разрешения. Жрецы с помощью наркотических веществ и приемов гипноза вводили больных в состояние искусственного сна. Ритуал был знаменит театральными представлениями (явлением священных змей или даже самого бога).

В 430 году до н. э. Грецию поразила страшная чума, унесшая тысячи жизней. Традиционная медицина оказалась бессильной перед эпидемией, поэтому население стало все больше уделять внимание всевозможным магическим практикам. Тогда же священная змея Асклепия была перенесена из Эпидавра в Афины, где в Акрополе построили новый храм. Культ бога врачевания засиял с небывалой силой. Религиозные ритуалы приносили жрецам Асклепия колоссальные доходы. Античные храмы этого бога отличались выдающимся богатством своего убранства.

Любопытно, что далеко не все греки относились к инкубации и выдумкам жрецов с религиозным пиететом. В известной комедии «Плутос» (388 год до н. э.) автор Аристофан повествует о многочисленных горьких разочарованиях в эффективности ритуала магического сна.

Место Асклепия в древнегреческом пантеоне

Мифологический образ Асклепия со всеми его характерными атрибутами имеет определенные корни. Бог врачевания Греции часто ассоциировался с хтонической змеей-целительницей. Во всем древнем мире это животное почиталось как символ обновления, мудрости и могущества природных сил.

Другая сторона образа Асклепия - его принадлежность к поколению детей богов (героев), посягнувших на установление нового миропорядка. Целитель научился воскрешать мертвых, тем самым нарушив мировой баланс. Правила, установленные олимпийцами, оказались под угрозой, и именно за это Асклепий и поплатился. Бог врачевания своей судьбой напоминает других героев, бунтовавших против своих всесильных родителей.

У каждого бога древнегреческого пантеона было свое «хозяйство». Хотя с врачеванием ассоциируется именно Асклепий, некоторые его функции характерны и для других олимпийцев. Сестра Аполлона Артемида была не только владычицей зверей и покровительницей охоты, она почиталась еще и как защитница рожениц, детей и женского целомудрия. Супруга Зевса Гера заботилась о браке и хорошем самочувствии семьи. Приблизительно с этим же связана Гестия - богиня домашнего очага, счастья и здоровья. Нельзя не вспомнить и о Гипносе. Этот бог, живший на краю света, следил за полноценным и здоровым сном людей.

Семья и потомки

По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос Меропса. В античную эпоху это место превратилось в один из важнейших центров античной медицины.

У Асклепия было несколько детей, также ставших известными персонажами древнегреческих мифов. Бог врачевания являлся отцом Махаона - знаменитого врача и хирурга. Считается, что он даже участвовал в Троянской войне и привел за собой 20 кораблей. Махаон не только сражался на стороне греков (ахейцев), но и лечил раненых. Хирург помог знаменитому лучнику Филоктету, укушенному ядовитой змеей. Рана была ужасной, из ноги сочился гной. Осаждавшие Трою тем временем все никак не могли взять город. Они крайне нуждались в своем лучшем стрелке. Тогда греков выручили боги. Аполлон погрузил Троянский берег в магический сон, а его внук Махаон прооперировал Филоктета. Позже выздоровевший лучник убил Париса и в компании своих товарищей спрятался в Троянском коне, с помощью которого ахейцы все-таки захватили неприступный город. С подачи биолога Карла Линнея распространенное семейство бабочек получило название Махаон именно в честь сына Асклепия.

Старшая дочь бога врачевания Гигиея - богиня здоровья. Греки изображали ее в виде молодой женщины, кормящей из чаши змею. По имени Гигиеи названа научная дисциплина гигиена. Кроме того, символы чаши и змеи стали международными атрибутами медицины и фармации. Сосуд Гигиеи можно встретить в любой аптеке и больнице. Как и древнегреческий бог врачевания, он связан со змеей - традиционным хтоническим существом древнегреческой мифологии. Сосуд Гигиеи вновь стал известен европейцам в конце XVIII века, когда этот символ выгравировали на памятной монете, заказчиком которой было Парижское общество фармации.

Следующая дочь Асклепия - Панакея, ставшая олицетворением исцеления. По ее имени названа панацея - легендарное лекарство от любых болезней. Интерес к чудодействующему снадобью вновь возрос в Средние века. Европейские алхимики той эпохи пользовались античными источниками, пытаясь синтезировать эту неведомую вакцину. Панацею так никто и не нашел, но фразеологизм сохранился. Другие менее известные дочери Асклепия - Иасо, Аглея, Медитрина и Акесо. Все они обучались искусству врачевания у своего мудрого отца.

Бог врачевания в древнегреческой мифологии считался далеким предком многих знаменитых античных врачей, существование которых подтверждено документально. Потомком Асклепия был Гиппократ (он родился на Косе в 460 году до н. э.) и даже Аристотель (его отец работал придворным лекарем у македонского царя).

Эскулапий

В 293 году до н. э. в Риме вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди гибли сотнями, а власти города ничего не могли поделать со страшной природной напастью. Тогда римские мудрецы посоветовали построить на берегах Тибра святилище древнегреческого бога врачевания Асклепия.

В Эпидавр отправилось пышное посольство. Римлянам удалось найти общий язык со жрецами древнего божества. Когда гости возвращались на свой корабль, за ними последовала священная храмовая змея - символ и олицетворение Асклепия. Животное поселили на расположенном в черте Рима небольшом Тибрском острове (Тиберине). В 291 году до н. э. на этом клочке земли построили и освятили храм Асклепия. Бог врачевания в римской мифологии получил имя Эскулапа. Первое время его жрецами в Риме были эллины. Как и многие другие боги пантеона Вечного города, Эскулап позаимствовал множество черт у своего греческого предшественника. К примеру, в жертву ему точно так же приносили петухов. Бог врачевания у римлян пользовался особенной популярностью в народе. Его культ исчез одним из последних после принятия Римской империей христианства.

Асклепий, благой бог-врачеватель, бог-целитель, бог-спаситель — античный проообраз Христа. Его титул — Сотер (Спаситель или Целитель) — тот же, с каким мы уже две тысячи лет воспеваем в гимнах Господа. И это неслучайно, как и сходство их иконографии. Асклепий — это «сон золотой» страдающего античного человечества с его «великой тоской», по точному слову протоиерея Георгия Флоровского.

В самом сердце Италии, во Флоренции, есть дивный сад, полный чудес. В этом саду стоит статуя — копия с античного оригинала. Человек в плаще, обнажающем грудь и правое плечо, держит на своих руках тело погибшего юноши. Юношу зовут Ипполит. Он стал жертвой злого рока, как повествует о том античный мудрец и поэт, трагик Эврипид. Его не смог спасти из объятий незаслуженной смерти ни один из богов. Таков был античный рок — исправить соделанное нельзя. Проклявший сына по чудовищной ошибке, Тесей, отец Ипполита, напрасно рыдает над умершим. Артемида, покровительница юноши, обещает месть врагам, но удаляется от него, когда он подходит к вратам смерти.

Но в Риме, не веря, что древний рок сильнее человека, сложили продолжение греческой истории. Ипполит, ушедший в темные места Аида, был возвращен на землю Асклепием — Эскулапом. Это он — таинственный муж из тенистого сада. На его пьедесталах писали по-гречески АСКЛЕПИЙ СОТЕР.

В римских катакомбах, на гробах христианских мучеников и простых христиан на камне рисовали простой знак рыбы — «ИХТЮС» — IXTYC. Это была необычная надпись. За каждой буквой в ней таилось слово, ради которого христиане жили и умирали. Целиком она звучала так: «Иисус Христос, Сын Божий, Сотер — Спаситель».

Кто же он — Асклепий?

Царь Фессалии

XII век до Рождества Христова. Греки-ахейцы осаждают знаменитый малоазийский город Трою. Целая флотилия доставила мужественных воинов и великих военачальников со всей Греции. Среди «ахейских мужей» и царь Фессалии Асклепий со своими сыновьями, Махаоном и Подалирием.

Фессалийская земля, прародина эолийских племен, чьи жители вели свой род от сына Прометея Девкалиона — греческого Ноя, спасшегося со своей женой при всемирном потопе, родила много героев. Это и Ясон, вождь аргонавтов, и знаменитый Ахилл. А уделом Асклепия и его сыновей была Трикка и прилежавшие к ней местности.

В 1879 году оберштабарцт (военный врач) Королевской саксонской армии Фрелих опубликовал нашумевшую статью. В ней он утверждал, что поэт Гомер был никем иным, как врачом, сопровождавшим армию Агамемнона. В доказательство он приводил примеры из Илиады, свидетельствующие о том, что автор на поле боя бывал мало, но хорошо был знаком с боевыми ранениями, которые он и описывает во всех мельчайших подробностях.

Хотя мнение Фрелиха не было принято наукой, но царь Асклепий, отец Махаона и Подалирия, присутствовал среди ахейцев. Однако медицинскую помощь героям оказывали, согласно Гомеру, только его дети. Отношение к ним в войске было крайне уважительное.

После Троянской войны славный род Асклепия продолжился. Но имя фессалийского царя-врача с каждым столетием окутывалось все большим числом сказаний и легенд.

Фессалия, Спарта или Аркадия?

Асклепий почитался как местный царь и герой в Фессалийской Трикке и в завоеванной спартанцами области Мессения. В Спарте имелась и своя Трикка, одноименный с фессалийским уделом таинственного царя город. Спартанцы делали статуи Асклепия из ивового дерева и по имени дерева называли его «Агнитас». В городе Мессене его храм находился не на окраине города, а в центре. Это говорит о том, что культ фессалийского царя был древним, а не пришлым. На имя родины Асклепия претендовала еще и другая область Греции — Аркадия в северном Пелопоннесе.

Спор пришлось разрешать дельфийскому оракулу Аполлона. Он остроумно нашел выход из положения: хотя мать Асклепия была родом из Фессалии, из Трикки, но рожден он был в Эпидавре. Гомер не повествует о происхождении и детстве царя ничего, кроме того, что он, как и Ахилл, Ясон, Патрокл и Диоскуры, учился у кентавра Хирона. Но всем известно, что обычные мальчики не попадают на воспитание к кентаврам! Чей же он сын, «врач безупречный Асклепий»?

Сын Аполлона и Корониды

Древнегреческий поэт Гесиод пишет, что Феб (Аполлон) встретил у озера прекрасную Корониду, дочь Флегия, омывающую свои ноги в водах озера, и полюбил ее. Однако отец отдал Корониду в жены ее двоюродному брату Исхису, и она, уже нося под сердцем плод от Аполлона, должна была покориться отцу. Сам же Аполлон, которому его белоснежный ворон принес весть о свадьбе в Дельфах, в страшном гневе сначала сделал ворона навеки черным, а потом убил своими стрелами Исхиса, в то время как сестра Аполлона Артемида умертвила невинную Корониду и ее подруг. Когда же бог солнца увидел тело своей возлюбленной на погребальном костре, он сжалился над нерожденным ребенком, извлек его из чрева матери и отнес на воспитание кентавру Хирону на гору Пелион. Там Асклепий возрастал, обучаясь искусству исцелять с помощью песнопений, трав и ножа. Став великим врачевателем, он не только брался за лечение тяжелых больных, но и дерзнул воскрешать мертвых. За это Зевс покарал его, убив своей молнией. Здесь Асклепий, как человеколюбивый врач, не схожий со своим мстительным отцом Аполлоном, разделяет участь Прометея, явившись жертвой гнева Зевса из-за своей помощи людям.

«Для мира всего, благодатный мальчик, расти!»

Поздние легенды привносят много подробностей: слезы Аполлона об убитом громовержцем сыне Асклепии стали янтарем в реке Эридан; Аполлон перебил Киклопов, которые ковали молнии громовержцу Зевсу. Но самое главное — принципиальная трансформация образа Асклепия. Народное сердце оживило и отогрело его. Это уже не беспомощный сирота, рожденный путем кесарева сечения от умершей матери. Асклепий — божественный, светоносный, чудесный младенец, покинутый на Миртовой горе Титион Коронидой, сопровождавшей своего отца Флегия на войну в Пелопоннес.

Оказывается, Асклепий был вскормлен козой и собакой пастуха Аресфана и творил чудеса исцелений и воскрешений с младенческих лет, как повествует древнегреческий писатель и географ Павсаний, пересказывая одну из легенд Эпидавра. Его приютил и воспитал кентавр и врачеватель Хирон, а его дочь Эвиппа, придя полюбоваться младенцем, произнесла удивительное пророчество о его трагической судьбе, переданное римским поэтом Овидием:

Лишь увидала дитя, —
«Для мира всего, благодатный
Мальчик, расти! — говорит, —
обязаны будут нередко
Смертные жизнью тебе:
возвращать ты души им сможешь.
К негодованью богов
однажды на это решишься —
Чудо тебе повторить
воспрепятствует молния деда.
Станешь ты — ранее бог —
бескровным прахом и богом
Станешь из праха опять,
два раза твой рок обновится».

Эта история, в которой оживают чаяния древнего человека, напоминает слова знаменитой Четвертой Эклоги Вергилия, где тоже появляется некий таинственный младенец, приносящий людям утраченный ими золотой век:

Дева грядет к нам опять,
грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес
посылается новое племя. <...>
Мальчик, мать узнавай
и ей начинай улыбаться...

Овидий рассказывает нам и счастливый конец истории Ипполита:

Нечего тут горевать, —
сын Корониды сказал, —
Честному юноше жизнь я верну,
залечив его раны,
Злую судьбу посрамит
мощь моего врачевства.

Конец этой истории не отличается от древней: Асклепий был убит «молнией деда». С ним вместе был убит и Ипполит.

Но после этого Асклепий был вознесен Зевсом на Олимп и в небо как созвездие Змееносца. Он — единственный человек, пирующий среди бессмертных олимпийцев. И ему строили храмы, как богу, а не совершали возлияния на могилах, как всем остальным героям — сыновьям смертных женщин и богов.

Асклепий-Эскулап

V век до Рождества Христова запомнился древним грекам как смутное время. Это была эпоха войн, эпидемий чумы и других бедствий. В храмы Асклепия приходили больные и беженцы из всех областей раздираемой междоусобными войнами Греции. Асклепий (в отличие от местных богов‑покровителей воюющих городов-полисов) не принимал сторону ни одного из противников: здесь можно было просто помолиться и попросить милости.

Вскоре культ Асклепия распространился по всей Греции. Асклепий пришел и на Кос, но уже не как предок, а как бог. Асклепиады — его потомки — приняли новый культ с большим энтузиазмом, и вскоре на Косе помимо врачебных школ, появился грандиозный храм Асклепия.

Все врачи Коса делились на два рода: соответственно Подалирию и Махаону, двум сыновьям Асклепия. Среди них был и знаменитый Гиппократ — или Гиппократ II Великий Косский, 17-й потомок Асклепия через Подалирия, а также и отец Аристотеля, который возводил свой род к Подалирию.

Но Грецией распространение культа Асклепия не закончилось. Делегация из охваченного чумой Рима в 291 году до н. э. отправилась в Эпидавр. Священная змея — образ Асклепия — сама выползла из храма и устремилась на корабль ликующих римлян, которые возложили на головы венки, подняли паруса и пустились в обратный путь. Ветер был попутный, и на шестой день они достигли родины. Лишь они вошли в устье Тибра, змея соскользнула с корабля и устремилась на маленький остров посреди реки, где Асклепию был заложен первый в Риме храм, а он переименован в Эскулапа.

Еще раньше было основано святилище Асклепия в Пергаме, городе в Малой Азии. В нем спустя пять веков будет учиться великий врач древности Клавдий Гален. Из пергамской врачебной школы вышел и врач Орибасий, друг Юлиана Отступника, составивший свод практически всех значимых книг по медицине на конец IV века н. э.

Всего в древнем мире насчитывалось более 400 храмов Асклепия, при этом около 300 из них находилось в Греции. Все святилища этого бога врачевания назывались асклепейонами.

Асклепейон: храм, лечебница, школа

Обязательными условиями для основания асклепейона было расположение высоко над уровнем моря, а также наличие минерального источника и кипарисовой рощи. Храмовая территория состояла из священного участка (он назывался теменос), гимнастической площадки, гостиницы и театра.

В теменосе располагался храм Асклепия, фимела, где жили священные змеи, и абатон — крытая галерея, где совершался главный ритуал исцеляющего действия бога — энкимесис, целительный священный сон. Во время энкимесиса даже совершались операции.

Входивший проходил ритуал очищения, включавший омовение в священном источнике и принесение в жертву животного, как правило, петуха. Затем страждущий входил в храм с золоченой крышей, где его встречал Асклепий, изваянный из слоновой кости и золота.

Асклепейон был священным местом, территорией бога. В понятие ритуальной чистоты входило не только окуривание благовонным ладаном при прохождении через храмовые ворота и омовения. Чистота заключалась в том, чтобы «иметь возвышенные мысли». Однако и жестокие правила соблюдались здесь: внутри храмовой ограды нельзя было ни умереть, ни родиться. Император Антонин позже воздвиг специальное здание вне асклепейона, облегчив этим участь умирающих людей и беременных женщин.

Повсюду присутствовали статуи Асклепия и его детей. Согласно мифам, Асклепий женился на Эпионе («болеутолительнице»). Кроме сыновей Махаона (хирурга) и Подалирия (терапевта), у Асклепия была любимица-дочь, его постоянная спутница Гигиея (чье имя означало «здоровье»), а также дочери Панакея («всецелительница»), Иасо («лечение») и младший сын Телесфор, изображаемый маленьким мальчиком, укутанным в плащ с фригийской шапочкой на голове. Слово telos («конец») для греческого уха ассоциировалось с завершением и совершенством, поэтому Телесфор («приносящий конец») был божеством, приносящим благоприятный исход болезни.

В просторных дворах храмов возвышались статуи богов и знаменитых врачевателей, в храме оставлялись так называемые вотивы — изображения исцеленного органа — золотые глаза, серебряные сердца, мраморные ноги.

Стремление подчеркнуть доброту бога-целителя передает текст, рассказывающий о разговоре Асклепия с мальчиком Евфаном, эпидаврянином, страдавшим от мочекаменной болезни. Асклепий спросил мальчика: «Что ты дашь мне за исцеление?» Евфан ответил: «Десять астрагалов» (то есть игральных костей из бараньих лодыжек). Видимо, это была немалая ценность в глазах ребенка, подобно жетонам с покемонами или человеком-пауком в наши дни! Засмеявшийся бог обещал вылечить его, и когда Евфан вышел утром из святилища, он был уже здоров.

Одному заболевшему кулачному борцу Асклепий не только даровал исцеление, но и научил особому приему, благодаря которому он неоднократно становился олимпиоником. Силачу Эрмодику, разбитому параличом, Асклепий приказал поднять и принести в храм настолько большой камень, насколько он в силах поднять. Исцеленный Эрмодик принес в асклепейон огромный кусок скалы, который и был установлен на почетном месте с подобающей надписью. Женщине, не верящей в чудеса Асклепия, он явился ночью, и, упрекнув ее в неверии, исцелил от болезни глаз, после чего она установила в храме дорогой вотив.

Асклепейоны выполняли роль лечебно-санаторных заведений и использовались как учебные заведения для врачей-жрецов, сосредотачивая бесценный опыт, накапливаемый поколениями, передаваемый из рук в руки, из уст в уста. Светская и так называемая тавматургическая, «чудотворная» или храмовая, медицина развивались в эллинистический период параллельно.

Со временем появляется и другое восприятие бога-целителя: Асклепий становится не просто храмовым божеством, но богом, с которым возможны личные отношения. Он оберегает, дает советы, предупреждает, говорит ободряющие и ласковые слова, спасает от одиночества во враждебном и полном боли мире.

«Единственный — ты!»

Во II веке н. э. молодой ритор из Смирны Элий Аристид едет в Рим, чтобы быть представленным ко двору императора. Все предвещает ему прекрасную карьеру. Он принят и обласкан при дворе, он удивляет жителей столицы своим красноречием, но болезнь обрывает его карьеру и навсегда меняет жизнь. Врачи не могут ему помочь, тогда он прибегает к Асклепию Пергамскому, и тот берет его под свое покровительство. С этого времени каждую ночь в сонных видениях бог является ему и дает советы относительно лечения и жизни вообще. Элий Аристид записывает сны, которые после составят сборник «Священные речи». В них говорится обо всем: литературе, религии, политике, риторике. Асклепий излечивает многочисленные болезни, прописывая купания в холодной воде, диету, упражнения, промывания и кровопускания, которые пугают врачей, но неизменно имеют благой результат. Так же Асклепий руководит карьерой Аристида, спасает его от опасностей и гибели, исцеляет по его просьбе близких ему людей. Вопреки судьбе, которая так много значила для древнего человека, Элий спасен и может жить, не только творя, но и наслаждаясь близостью богапокровителя, который любит его.

В одном из снов Асклепий приглашает своего любимца остаться в храме после того, как все молящиеся удалятся. Восторженный Аристид восклицает: «Единственный!» Это традиционный жреческий возглас, обращенный к богу. Асклепий сказал ему ласково: «Ты!» Наутро Элий пишет в своем дневнике: «Это слово, владыка Асклепий, для меня дороже всякой человеческой жизни: любая болезнь слабее, чем оно, любое удовольствие меньше, чем оно. Оно дало мне силу и желание жить».

На примере Элия Аристида мы видим осуществление личной религии эллинистического мира. Это уже не жертвоприношения в храмах, это предстояние богу в сердце, в мире внутреннего духовного бытия человека. Для религиозных и философских учений этого времени был характерен поиск Единого и стремление приблизиться и поклониться Ему. «Человеколюбивейшим богом» называют Асклепия...

Соперник Христа?

Христа уже 2000 лет по-гречески мы называем Сотер, что означает Спаситель или Целитель. Но так в эллинистическом мире обращались к Асклепию. Подготовительное действие Бога Живого испытывали все народы в преддверии высшего явления — теофании — Бога в лице Иисуса из Назарета. Асклепий для страдающего в своей «великой тоске» языческого, вне-иудейского мира, становится прообразом грядущего истинного Спасителя и Целителя.

Один из типов иконографического изображения Христа был подобен изображению Асклепия. Существуют упоминания о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде (в Кесарии Филипповой) кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (Мф. 9, 20). Это была бронзовая скульптурная группа, состоявшая из двух фигур: самой женщины и «красиво облеченного в двойную мантию» человека, простирающего к ней руку. Религиозный писатель русского зарубежья Л. А. Успенский считал ее изображением Христа. Это подтверждено современными археологическими данными: эта статуя была найдена в 80-е годы XX века!

Но прообраз не является полным подобием образа, и нелепо было бы отождествлять Асклепия с Христом, по той причине, что Асклепий был мифическим персонажем, и вся его история (пусть и воплощение заветных чаяний страдающих людей) — отнюдь не вплетенная в историю человеческая плоть и кровь воплощенного Бога.

Но не случайно язычник Лукиан, говоря об Асклепии, и епископ Евсевий Памфил, говоря о Христе, цитируют одно и то же место из трактата Гиппократа «О ветрах»: «Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же благодаря искусству освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти...»

Ольга Джарман
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова

Греческая мифология представляет собой сборник рассказов, написанный древними греками. Главными героями этих рассказов были, естественно, греческие боги. Двенадцать главных греческих богов жили на горе Олимп. Во главе всех стояли — Бог Зевс и его жена Гера. За ними шли: Деметра, Посейдон, Аид, Гефест, Афина, Дионис, Афродита, Аполлон, Артемида и Гестия. Этот список олимпийских богов у разных источников – разный. Но ни в одном из них, конечно, не упоминается медицинский бог Асклепий
Дело в том, чтоАсклепий не всегда был богом. Как утверждает греческая мифология – юноша родился простым смертным и лишь потом стал богом медицины и целительства.

Но, несмотря на это, популярность бога Асклепия была невероятной и не только в Древней Греции. Народы всех стран бассейна Средиземного моря шли к храмам Асклепия, чтобы поклониться и просить у него помощи. Развалины этих великолепных сооружений можно увидеть и в наше время.

Даже развалины храмов Асклепиона поражают своей грандиозностью.

История бога Асклепия довольно интересная. По сути, это повествование о наказании.

Как родился бог Асклепий

Бог Асклепий был сыном бога Аполлона и смертной женщины Коронис. Девушка, будучи беременной, влюбилась в юношу по имени Ишис. Когда Аполлон узнал об их тайном романе, он отправил свою сестру Артемиду на землю для того, чтобы она убила Коронис. Артемида убила Коронис, и ту сожгли на погребальном костре. Однако Аполлон, терзаемый чувством вины перед нерожденным ребенком, спас его, вырвав из чрева уже горящей матери.


Бог Аполлон, покровитель медицины, отец Асклепия. Деталь барельефа одной из стен храма бога Зевса в Олимпии, (прибл. 460 год до н.э.)

Считается, что это было первое кесарево сечение в истории человечества. Аполлон поручил ребенка кентавру Хирону — странному, но мудрому существу, получеловеку-полулошади, который был известен своими навыками в медицине. Хирон принял Асклепия и стал его наставником.


Три главных медицинских божества греческой мифологии — Аполлон, кентавр Хирон, бог Асклепий. Изображение находится на одной из уцелевших после извержения Везувия, стен, в Помпеях, (прибл. I век нашей эры).

Навыки и возможности Асклепия

Со временем будущий бог Асклепий стал известным целителем, прославившимся исключительными навыками. Помимо искусства хирургии, Хирон научил его эффективному использованию различных медицинских препаратов (в том числе и афродизиаков), а также заклинаниям.

Уже став врачевателем, Асклепий утверждал, что получил от богини Афины кровь Горгоны, имеющую магические свойства.


Фрагмент барельефа фронтальной части храма богини Артемиды на острове Корфу (прибл. 600 — 580 год до н.э.). Вероятно зодчие хотели, при помощи этого барельефа, отогнать от здания злых духов, так как считалась, что от взгляда Медузы Горгоны каменеют все, в том числе и злые духи.

Горгоны — мифические монстры с головами женщин, со змеями вместо волос, с крыльями, с когтями и с бронзовыми глазами. Эти существа могли превратить человека в камень. Кровь из левой части горгоны убивала все живое, в то время как кровь из правой стороны возвращала мертвого человека к жизни. Таким образом, имея в руках мощнейшее средство исцеления, Асклепий ходил из города в город и лечил людей.

Жезл бога Асклепия

Бог Асклепий в древние времена почти всегда изображался в виде человека средних лет с жезлом, вокруг которого была обвита змея. Змея символизировала самое тяжелое заболевание, излечить которое, по тем временам, было практически невозможно, и таким заболеванием считался укус змеи.

Однако Асклепий спасал людей и от этой напасти, о чем символизировал его посох, впоследствии получивший название жезл Асклепия. Этот жезл (он изображен на шапке сайта) и в наше время остается символом врачей во всем мире.

Личная жизнь Асклепия

О частной жизни Асклепия известно очень мало. Доподлинно можно сказать, что он был женат на Епионе и имел девять детей, (трое сыновей и шесть дочерей). Дети так же имели склонности к врачеванию. По некоторым свидетельствам, будущий Бог Асклепий участвовал в Троянской войне, на греческой стороне, и там спас Филоцтетеса, известного древнегреческого героя, укушенного змеей.


Бог Асклепий. Фигура находится на метопе храма в Эпидавре (приб. IV век до н.э.).

От чего умер Асклепий

Асклепий, в годы своей медицинской практики, совершил много чудесных исцелений и возвратил к жизни бесчисленное количество уже умерших людей, делая к тому же их бессмертными. Эта практика сильно возмущала бога подземного мира Аида. Бог Аид считал, что мертвые души по праву принадлежит ему. Больше того, и Зевс, главный олимпийский бог, был согласен с Аидом, полагая, что деятельность Асклепия нарушает нормальное положение вещей в природе. Так как люди рождены чтобы умереть, а не для того, чтобы жить вечно. Представив себе проблемы, которые появятся в будущем, если все люди смогут жить вечно, Зевс, по подстрекательству Аида, решил наказать Асклепия.


Бронзовый шлем, украшенный древним медицинским символом из двух переплетающихся змей. Считалось что подобный шлем в состоянии обеспечить магическую защиту своему владельцу (прибл. IX — IIV век до н.э.).

Однажды, когда терпение Зевса закончилось, он поразил Асклепия молнией, показав всем людям, что любой человек, даже тот, у которого отец бог, имеет только один вариант завершения жизненного пути. И тем более, никому из смертных не позволено переступать запретную черту сверх своей компетенции. А кто позволит себе такое – будет безжалостно наказан. Также Зевс показал людям, что, как бы ни велик был человек, между ним и богом лежит пропасть, которую ни одному смертному не удастся преодолеть. Однако Зевс был достаточно справедливым богом, он признал заслуги Асклепия перед человечеством, и в награду за них превратил врачевателя в созвездие, чтобы тот мог вечно жить в небе.

Ну, а если все это перевести на современный язык, то можно ответить коротко – Асклепий умер от .

Храмы Асклепия

После смерти Асклепия люди стали превозносить его как бога. Считалось, что даже мертвый Асклепий был способен излечивать болящих, избавляя их от мучений. Благодарные выздоровевшие пациенты стали возводить прекрасные храмы в честь Асклепия. Храмы эти называли Асклепионами . Это были прототипы будущих госпиталей. Туда спешили как страждущие, так и те, кто учился медицине, дабы узнать новые секреты врачевания. Говорят что Гиппократ, отец медицины, учился и начал свою медицинскую карьеру в Асклепионе на острове Кос.


Графическая реконструкция храма Асклепион.

Бог Асклепий был чуть ли не единственной надеждой больных людей того времени. Культ его начал ослабевать с распространением христианства. Но и сейчас все еще можно найти развалины этих прекрасных некогда храмов и встретить тех, кто верит, что излечиться им помог именно Бог Асклепий .


Рисунок на древнегреческой чаше. На рисунке изображены злая волшебница Цирцея и мореплаватель Улисс. Цирцея уже нпоила волшебным зельем спутников Улисса и они превратились в свиней. Теперь Церцеа хочет превратить в свинью и Улисса. Однако план Цирцеи не срабатывает, потому что, Улисс получил от бога Гермеса противоядие.

До Асклепия все врачеватели чаще наносили вред людям, чем лечили их. Главной представительницей таких «врачевателей» была Цирцеа, которая практиковала превращение людей в свиней.

Асклепий (Эскулап)

В древнегреческой мифологии – бог врачевания, сын Аполлонаи нимфы Корониды(по другой версии – Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену со смертным. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Гермес по просьбе Аполлона вынул из ее чрева младенца Асклепия. Аполлон отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил мальчика искусству врачевания. Асклепий достиг таких высот в этом деле, что мог не только лечить больных, но и воскрешать мертвых, тем самым лишая Аида новых подданных. Уязвленный Аид пожаловался своему брату Зевсу, и тот убил Асклепия перуном. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, которые врачевали греков во время осады Трои. Среди детей Асклепия – блистательные дочери Гигиея, Панацея, сыновья Подалирий и Махаон, участвовавший в Троянской войне.

У Гомера Асклепий – смертный, супруг Эпионы. Ученик Аполлона и кентавра Хирона. Участник похода аргонавтов. Культ и оракул Асклепия были широко распространены в Эпидавре.

В древнеримской мифологии Асклепию соответствует Эскулап, или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого Ασκληπιός) – натурализовавшийся у древних римлян греческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до Р. Х. Когда в 293 г. до Р. Х. тяжелая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа.

В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу – Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона. Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Эскулапа греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Эскулапу; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.