Простые вещества металлы проявляют свойства. Физические свойства металлов

Простые вещества — металлы Из 109 химических элементов ПСХЭМ 87 образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью.

Металлы- это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. Имеют на внешнем уровне от 1 до 3 электронов.

Физические свойства металлов: Пластичность — это важнейшее свойство металлов изменять форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Пластичные металлы: золото (Au), серебро (Ag), медь (Cu). Хрупкие металлы: висмут (Bi).

Знаете ли Вы? . . . что золото самый пластичный металл. Один грамм золота можно вытянуть в проволоку длинной два километра! Чистое золото мнётся почти как пластилин! Au

Физические свойства металлов: Твердость. Мягкие металлы — натрий (Na), калий (K), индий (In), алюминий (Al), олово (Sn), свинец (Pb). Твердые металлы — хром (Cr), титан (Ti), молибден (Mo).

Знаете ли Вы? . . . что калий самый мягкий металл. Он настолько мягкий, что его можно отрезать ножом! K

Знаете ли Вы? . . . что хром самый твердый металл. Им можно поцарапать даже стекло! Cr

Физические свойства металлов: Температура плавления металлов колеблется от -39 °C (у ртути) до 3380 °C (у вольфрама) Так, например, температуры плавления: 1) железа 1539 °C 2) алюминий 660 °C 3) хрома 1857 °C 4) титана 1660± 20 °

Знаете ли Вы? . . . что вольфрам самый тугоплавкий металл! Его температура плавления составляет 3380 °CW

Знаете ли Вы? . . . что ртуть единственный жидкий металл при нормальных условиях (н. у). Он становится твердым только при -39 °C Hg

Знаете ли Вы? . . . что галлий очень легкоплавкий металл. Температура плавления галлия немного ниже температуры человеческого организма, всего 28, 5 °C, поэтому его можно расплавить зажав в кулак! Ga

Физические свойства металлов: Плотность металлов колеблется от 0, 534 г/см³(у лития) до 22, 587 г/см³ (у осмия) Так, например, плотность у: 1) железа 7, 9 г/см³ 2) алюминий 2, 7 г/см³ 3) хрома 7, 2 г/см³ 4) титана 4, 54 г/см³

Знаете ли Вы? . . . что осмий самый тяжелый металл. Его плотность составляет всего 22, 587 г/см³. Один кубический сантиметр осмия весит почти 23 грамма! Os

Знаете ли Вы? . . . что литий самый легкий металл. Его плотность составляет всего 0, 534 г/см³. Литий плавает на поверхности воды! Li

Физические свойства металлов: Тепло- и электропроводность. Все металлы хорошо проводят тепло и электрический ток. Лучшими проводниками являются серебро, медь, золото, алюминий.

Знаете ли Вы? . . . что серебро самый электропроводный металл. Если пропускать электрический ток через серебряные провода, то сопротивление будет практически равно нулю! Ag

Посчитайте массовую долю металла в следующих соединениях: оксид свинца (Pb. O); калийная cелитра (KNO 3); медный купорос (Cu. SO 4).

ЧАСТЬ 1

1. Металлы (М) располагаются в I-III группах, или в нижней части IV-VI групп. Только из металлов состоят В группы.

2. У атомов металлов 1—3 электрона во внешнем электронном слое и сравнительно большой радиус атома. Атомы металлов имеют тенденцию к отдаче внешних электронов.

3. Простые вещества — металлы состоят из элементов, связанных металлической химической связью, которую можно отобразить общей схемой:

4. Все М — твёрдые вещества , кроме Hg . Самые мягкие металлы IA группы, самый твердый —Cr.

5. М обладают тепло- и электропроводностью и имеют металлический блеск.

6. Олово обладает свойством образовывать два простых вещества - белое и серое, т. е. свойством аллотропии.

7. Дополните таблицу "Свойства и применение некоторых металлов".

ЧАСТЬ 2

1. Выберите названия простых веществ — металлов. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла, которое в переводе с греческого означает «камень»: литий.

2) магний Л

3) кальций И

5) медь Т

7) золото И

8) ртуть Й

2. Неверны следующие утверждения, характеризующие металлы:


5) непластичные и нековкие

3. Выберите четыре самых электропроводных металла (цифры расположите в порядке убывания электропроводности) из перечня:


1) серебро 

2) золото

3) алюминий

4) железо

5) марганец 

6) калий 

7) натрий

Ответ: 1, 2, 3, 7.

4. Составьте схемы образования металлической химической связи для веществ с формулами:

5. Проанализируйте рисунок «Металлическая кристаллическая решётка».

Сделайте вывод о причинах пластичности, тепло- и электропроводности металлов.
Каждый атом металла окружен восемью соседними атомами. Оторвавшиеся внешние электроны свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя ионный остов металла в гигантскую молекулу. Высокая теплопроводность, электрическая проводимость металлов обусловлены наличием в их кристаллических решетках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля. Большинство металлов пластичны из-за смещения слоев атомов металлов без разрыва связи между ними.

6. Заполните таблицу «Металлы». Данные для таблицы найдите с помощью дополнительных источников информации, в том числе Интернета.

7. С помощью Интернета и других источников информации подготовьте небольшое сообщение на тему «Ртуть в жизни человека» по следующему плану:


1) знания о ртути в древности и в Средние века;

2) токсичность ртути и меры безопасности при работе с ней;

3) применение ртути в современной промышленности.

1) Ртуть входила в число 7 металлов, её считают прародительницей всех металлов, использовали не только саму ртуть, но и её сплав киноварь. 

2) Она очень токсична, испаряется при комнатной температуре, и при вдыхании отравляет человека. Накапливаясь в организме, она поражает внутренние органы, дыхательные пути, кроветворные органы и головной мозг.

3) Ртуть используют очень широко. В химической промышленности в качестве катода при получении гидроксида натрия, как катализатор при получении многих органических соединений, при растворении урановых блоков (в атомной энергетике). Этот элемент применяется при изготовлении ламп дневного света, кварцевых ламп, манометров, термометров и других научных приборов.

Изучение параграфа поможет вам:

· приводить примеры простых веществ металлов и неметаллов;

· различать металлы и неметаллы, металлические и неметаллические элементы;

· пользоваться периодической системой как справочной для определения размещения в ней некоторых неметаллических и металлических химических элементов.

КАКИЕ ВЕЩЕСТВА НАЛИВАТЬ ДО ПРОСТЫХ? Особенностью любой науки является то, что исследуемые объекты подлежат классификации. Химическая наука не является исключением, ведь вещества без надлежащей классификации изучать невозможно.

За качественным составом вещества подразделяют на простые и сложные.

Простые вещества - это вещества, образованные атомами одного химического элемента

В приведенном перечне формул: Fe, О 2 , Н 2 О, NaHCO 3 , NaCl, H 2 SO 4 , N 2 , Аl 2 O 3 , Аl, O 3 найдем формулы простых веществ. Пользуясь указанным выше определением простых веществ, делаем вывод, что это будут формулы: Fe, O 2, N 2, Аl, В 3 . Другие формулы образованы из атомов разных химических элементов. Как вам известно из естествознания, это - сложные вещества.

Атомы одного химического элемента могут образовывать несколько простых веществ. Например, из атомов Кислорода состоят молекулы кислорода O 2 и озона их химические формулы отличаются количеством атомов Кислорода. Именно это отражено на рисунке 55.

Рис. 55. Модели молекул кислорода (а) и озона (6)

* Разделение чего-либо по определенным признакам.

Рис. 56. Алмаз (а) и графит (в) и модели их структуры (6. г)

Из атомов Карбона образованы самое твердое природное вещество алмаз, и настолько мягкий, что оставляет надписи на бумаге, - графит. Химические формулы этих веществ записывают одинаково - С. Различия в свойствах алмазуq графита обусловлены не разным количественным или качественным составом, но разным пространственным размещение атомов Углерода в веществе относительно друг друга (рис. 56). У графита они размещены слоями, причем расстояния между атомами внутри одного слоя значительно меньше, чем между соседними слоями (рис. 56г.) Поэтому достаточно слегка нажать на карандаш и целостность между слоями нарушается. В алмазе атомы Углерода размещены таким образом, что находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, а связи между ними направлены к вершинам тетраэдра (рис. 56б). Это обусловливает высокую твердость вещества.

Несмотря на приведенные примеры, подумайте, чего больше - химических элементов или простых веществ.

По современной украинской химической номенклатуре названия некоторых простых веществ не совпадают с названиями химических элементов, из которых они образовались. В таблице приведены примеры таких веществ. Ознакомьтесь с ними.

Найдите в таблице и выпишите в тетрадь названия и формулы простых веществ. в которых молекула образована двумя или более атомами.

Таблица 4

Формулы и названия простых веществ

Простое вещество

Название химического

элемента

Простое вещество

Название химического

элемента

Название

Название

Аргентум

кислород

Меркурий

графит, алмаз

Обратите внимание! Названия простых веществ пишут с малой буквы, названия химических элементов - с большой.

МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ. Простые вещества разделяют на металлы и неметаллы. К металлам относятся цинк Zn, калий К, кальций Са, магний Mg, олово Sn, свинец Pb, медь Cu, железо Fe, алюминий Аl, серебро Ag, золото Аи и другие (рис. 57).

Примерами неметаллов является водород H 2 кислород O 2 и озон О 3 , азот N 2 , гелий Не, неон Ne, аргон Аг, углерод С (такую совместную наяву применяют к всех простых веществ Углерода), сера S, фосфор Р, хлор Сl 2 , йод I 2 и другие (рис. 58).

Среди химических элементов преобладают металлические. Из известных на сегодня химических элементов неметаллическими только 22.

В параграфах 6 и 7 были рассмотрены основные физические свойства веществ. Ориентируясь на это, составим характеристики простых веществ металлов и неметаллов.

Общими свойствами всех металлов является высокая теплопроводность и электропроводность; серый, серебристо-серый цвет (примеры исключений: золото - желтое, медь - кирпично-красная); отсутствие запаха; пластичность - их легко ковать, вытягивать в проволоку, прокатывать в листы. Все металлы при комнатной температуре находятся в твердом агрегатном состоянии, кроме ртути (жидкость).

Перечисленные свойства не характерные для неметаллов. Поэтому о них можно сказать, что это простые вещества, которые не имеют металлических свойств. Так, неметаллы не проводят или плохо проводят тепло и электрический ток, являются хрупкими, а не пластичными. Водород, кислород, азот, фтор, хлор, гелий, аргон и другие при комнатной температуре находятся в газообразном агрегатном состоянии. Фосфор, углерод, сера, йод являются твердыми веществами, бром - жидкость. У неметаллов наблюдается больше отличий по цвету, чем у металлов. Так, кислород и водород бесцветные, сера желтая, хлор - желто-зеленый, бром - темно-бурый.

Рис. 57. Образцы металлов: а - цинк; б - алюминий, в - железо, г - медь

Рис. 58. Образцы неметаллов: а - йод, сера, в - фосфор, г - хлор

Следует подчеркнуть, что разделение простых веществ только по физическим свойствам на металлы и неметаллы является неточным. Например, неметал йод имеет металлический блеск, а неметалу графита свойственна высокая электропроводность. В следующих классах вы расширите знания о деление простых веществ на металлы и неметаллы на основе различий строения их атомов и химических свойств.

РАЗМЕЩЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. Химические элементы, атомы которых образованы простые вещества - металлы, называют металлическими, а химические элементы, атомы которых образованы простые вещества - неметаллы - неметаллическими.

В параграфе 12 вы впервые познакомились с периодической системой химических элементов. Теперь вам известно, что химические элементы размещены с увеличением заряда ядер атомов, и что за каждым элементом неизменно закреплена одна ячейка. А существует ли какая-то закономерность в размещении металлических и неметаллических элементов в периодической системе? Чтобы получить ответ на этот вопрос, поработаем с таблицей. Выберем для рассмотрения 1-й, 2-й и 3-й периоды. В первом периоде металлические элементы отсутствуют. Второй период начинается металлическим элементом Литием Li. Следующий элемент Бериллий Be тоже относится к металлических. Остальные элементы этого периода єнеметалічними.

Третий период также начинается металлическим элементом Натрием Na, после которого размещены еще два металлических элемента - Магний Mg и Алюминий Аl. Далее, как и во втором периоде, размещены неметаллические элементы.

Прочитайте вслух названия элементов 1-го, 2-го и 3-го периодов.

Несколько по-другому размещены металлические и неметаллические элементы в вертикальных столбиках таблицы - группах, пронумерованы римскими цифрами от i до VIII. Так, все ячейки i И II групп (кроме первой И в группе) заполнены металлическими элементами. В начале остальных групп размещены неметаллические элементы, а в конце - металлические.

Найдите с учителем и прочитайте вслух названия неметаллических элементов, которыми начинаются III- VIII группы.

Рассмотренные примеры иллюстрируют общее правило размещения металлических и неметаллических элементов в периодах и группах периодической системы:

Металлические элементы размещены в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева в начале периодов и в конце групп, а неметаллические - в конце периодов и в начале групп.

Рис. 59. Распространение химических элементов на Земле (по массе)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРИРОДЕ. Хотя в природе в составе различных веществ встречаются около 90 химических элементов, распространены они неравномерно. Есть элементы-лидеры, а есть такие, содержимое которых очень мал.

По рис. 59 выясните, три металлических и три неметаллических элементы самые распространенные на Земле. Металлические или неметаллические химические элементы преобладают в составе веществ на планете Земля?

Копилка эрудита

Среди простых веществ есть свои «чемпионы» из тех или иных физических свойств. Так, алмаз имеет самую высокую твердость, металл вольфрам - наиболее тугоплавкий. Самым легким металлом является литий, а самым легким неметалом - водород. Среди металлов самую высокую теплопроводностью обладают серебро, медь, алюминий. Низкая теплопроводность у висмута и ртути. Существуют мягкие металлы, которые можно резать ножом, например, натрий, калий, кальций, а наибольшую твердость среди металлов имеет хром - им можно резать стекло. Высокая пластичность у золота. Это позволяет изготавливать из него пленку всего лишь 0,003 мм толщиной.

1. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

2. На какие группы подразделяют простые вещества? Представителей какой группы существует больше?

3. Назовите общие физические свойства металлов.

4. Что вам известно о расположении металлических и неметаллических элементов в периодической системе?

5. Каким металлическим элементом начинается 4-й период?

6. Каким неметалічним элементом начинается V группа?

7. Назовите по три распространенные на Земле неметаллические и металлические химические элементы.

8. Из перечня химических элементов выберите неметаллические и расположите их в порядке увеличения относительной атомной массы: Магний, Кислород, Водород, Железо, Азот, Хлор.

9. Пользуясь периодической системой химических элементов, назовите химический элемент, размещенный в 3-м периоде и VIII группе. До металлических или неметаллических элементов он принадлежит? Сколько протонов и электронов в составе его атома?

10. Заполните пропуски в предложениях словами «металлическим», «неметалічним» и названиями соответствующих элементов Второй период периодической системы начинается_________ элементом _________ , а заканчивается ________ элементом ___________.

Шестая группа периодической системы начинается элементом_________ , а заканчивается элементом ________ ,

11. Укажите как можно больше признаков, по которым заключен перечни простых веществ:

а) кислород, азот, водород;

6) серебро, железо, алюминий?

Выполните проект на тему «Химические элементы в составе различных небесных тел».

Подавляющее большинство (93 из 117) известных в настоящее время химических элементов относится к металлам.
Атомы различных металлов имеют много общего в строении, а образуемые ими простые и сложные вещества имеют схожие свойства (физические и химические).

Положение в периодической системе и строение атомов металлов.

В периодической системе металлы располагаются левее и ниже условной ломаной линии, проходящей от бора к астату (см. таблицу ниже). К металлам относятся почти все s-элементы (за исключением Н, Не), примерно половина р -элементов, все d — и f -элементы (лантаниды и актиниды ).

У большинства атомов металлов на внешнем энергетическом уровне содержится небольшое число (до 3) электронов, только у некоторых атомов р-элементов (Sn, Pb, Bi, Ро) их больше (от четырех до шести). Валентные электроны атомов металлов слабо (по сравнению с атомами неметаллов) связаны с ядром. Поэтому атомы металлов относительно легко отдают эти электроны другим атомам, выступая в химических реакциях только в качестве восстановителей и превращаясь при этом в положительно заряженные катионы:

Me - пе – = Ме n+ .

В отличие от неметаллов для атомов металлов характерны только положительные степени окисления от +1 до +8.

Легкость, с которой атомы металла отдают свои валентные электроны другим атомам, характеризует восстановительную активность данного металла. Чем легче атом металла отдает свои электроны, тем он более сильный восстановитель. Если расположить в ряд металлы в порядке уменьшения их восстановительной способности в водных растворах, мы получим известный нам вытеснительный ряд металлов , который называется также электрохимическим рядом напряжений (или рядом активности ) металлов (см. таблицу ниже).

Распространенность м еталлов в природе .

В первую тройку наиболее распространенных в земной коре (это поверхностный слой нашей планеты толщиной примерно 16 км) металлов входят алюминий, железо и кальций. Менее распространены натрий, калий, магний. В таблице ниже приведены массовые доли некоторых металлов в земной коре.

железо и кальций. Менее распространены натрий, калий, магний. В таблице ниже приведены массовые доли некоторых металлов в земной коре.

Распространенность металлов в земной коре

Металл Металл Массовая доля в земной коре, %
Al 8,8 Cr 8,3 ∙ 10 -3
Fe 4,65 Zn 8,3 ∙ 10 -3
Ca 3,38 Ni 8 ∙ 10 -3
Na 2,65 Cu 4,7 ∙ 10 -3
K 2,41 Pb 1,6 ∙ 10 -3
Mg 2,35 Ag 7 ∙ 10 -6
Ti 0,57 Hg 1,35 ∙ 10 -6
Mn 0,10 Au 5 ∙ 10 -8

Элементы, массовая доля которых в земной коре составляет менее 0,01 %, называются редкими . К числу редких металлов относятся, например, все лантаниды. Если элемент не способен концентрироваться в земной коре, т. е. не образует собственных руд, а встречается в качестве примеси с другими элементами, то его относят к рассеянным элементам. Рассеянными, например, являются следующие металлы: Sc, Ga, In, Tl, Hf.

В 40-х годах XX в. немецкие ученые Вальтер и Ида Нолла к высказали мысль о том. что в каждом булыжнике на мостовой присутствуют все химические элементы периодической системы. Вначале эти слова были встречены их коллегами далеко не с единодушным одобрением. Однако по мере появления все более точных методов анализа ученые все больше убеждаются в справедливости этих слов.

Поскольку все живые организмы находятся в тесном контакте с окружающей средой, то и в каждом из них должны содержаться если не все, то большая часть химических элементов периодической системы. Например, в организме взрослого человека массовая доля неорганических веществ составляет 6 %. Из металлов в этих соединениях присутствуют Mg, Са, Na, К. В составе многих ферментов и иных биологически активных органических соединений в нашем организме содержатся V, Mn, Fe, Cu, Zn, Co, Ni, Mo, Сг и некоторые другие металлы.

В организме взрослого человека содержится в среднем около 140 г ионов калия и около 100 г ионов натрия. С пищей мы ежедневно потребляем от 1,5 г до 7 г ионов калия и от 2 г до 15 г ионов натрия. Потребность в ионах натрия настолько велика, что их необходимо специально добавлять в пищу. Значительная потеря ионов натрия (в виде NaCl с мочой и потом) неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Поэтому в жаркую погоду врачи рекомендуют пить минеральную воду. Однако и избыточное содержание соли в пище негативно сказывается на работе наших внутренних органов (в первую очередь, сердца и почек).

Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать

Конспект урока

по химии

в 8 классе

на тему

«Простые вещества – металлы»

Тема: Простые вещества – металлы

Цели:

Образовательные:

1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.

2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Развивающие:

1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.

3. Формирование научной картины мира.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию интереса к предмету.

2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.

II . Актуализация знаний.

    Сообщение темы и целей урока

Слайд № 1

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.

Слайд №2

    Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.

Ответ: Металлы

Слайд №3

    Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».

2. Актуализация ранее изученных знаний

    Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

    А что вы уже знаете о металлах?

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.

Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

    Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.

    Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.

Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

    Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов .

    Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)

    Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и R атома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и R атома увеличиваются.

- Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

- Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

Слайд №4

Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

- Правильно, в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na , Mg , Al .

Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.

Ответы:

Li 0 -1 ē Li 1+

Ca 0 -2 ē Ca 2+

Al 0 -3 ē Al 3+

    Проверьте свои записи.

    Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

    Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.

Слайд №5

III . Изучение нового материала.

Начинаем изучать «Физические свойства металлов».

Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. (Просмотр видео «Ртуть» )

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий») . Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

Слайд №6

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.

Слайд №7

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

Слайд №8

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

Слайд №9

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

Слайд №10

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t 0 пл. = -38.9 0 С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t 0 пл. = 3380 0 С).

Слайд №11

7. Плотность металлов тожеизменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*10 3 кг/м 3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*10 3 кг/м 3 .

Слайд №12

8. Аллотропия - способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

IV . Физминутка

Слайд№ 13-24

    А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!

А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)

    Изменилось ли ваше мнение?

Ответ:

    Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)

    В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

    Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)

VIII . Домашнее задание:

Слайд №25

Приложение 1

Эй-ар-гайд

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Все металлы по агрегатному состоянию твердые

Все металлы тугоплавкие

Металлы хорошо проводят электрический ток

Все металлы имеют высокую плотность

Металлы имеют блеск

Металлы

Примеры

Противоположные примеры