Психологические корни жестокости. Что такое жестокость? Психология жестокости: причины и последствия

Жестокость

Жесто́кость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с животными и детьми. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УКРФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» - убийство, совершенное с особой жестокостью , служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений .

Причины жестокости

Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди - психически нездоровые люди. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента; долгого жестокого обращения с субъектом или из-за иной психической травмы) или временным обезумеванием (употреблением наркотика; шоком и тому подобное).

См. также

Фильмы по теме «Жестокость»

Примечания

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.

Ссылки

  • Жестокость . // azps.ru. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 16 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Жестокость" в других словарях:

    жестокость - Жестокость … Словарь синонимов русского языка

    Безжалостность, бессердечие, бесчеловечность, зверство, изуверство, кровожадность, неистовство, свирепость; ожесточение, озлобление. Прот. милосердие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские… … Словарь синонимов

    Жестокость - Жестокость ♦ Cruauté Стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. Этим жестокость близка к садизму, но еще более предосудительна. Садизм – одна из форм извращения, тогда как жестокость – порок. На мой взгляд,… … Философский словарь Спонвиля

    ЖЕСТОКОСТЬ, жестокости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к жестокий в 1 знач. Человеческая жестокость. 2. Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод. Джордж Элиот Жажда наслаждений делает жестоким. Пьер Буаст Трусость мать жестокости. Мишель Монтень Жаждешь крови? Стань гнидой. Станислав Ежи Лец Отвращение к… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В искусстве. В XX в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов в художественном пространстве и особенно в ПОСТ культуре (см.: ПОСТ) видное место заняла репрезентация и эстетизация Ж., насилия, террора, войн, катастроф и им… … Энциклопедия культурологии

    ЖЕСТОКОСТЬ, и, жен. 1. см. жестокий. 2. Жестокий поступок, обращение. Допустить ж. Жестокости не прощаются. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ЖЕСТОКОСТЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, ч/б, 92 мин. Криминально психологическая драма. По мотивам одноименной повести Павла Нилина. Первые годы Советской власти на Дальнем Востоке. Работники уголовного розыска небольшого уездного городка Дудари… … Энциклопедия кино

    ЖЕСТОКОСТЬ - ЖЕСТОКОСТЬ, аффективно волевая установка, стоящая в тесной связи с аггрессив ностъю (см.). Биолог, основой Ж. являются нек рые компоненты влечений к пище и полового влечения (умерщвление и разрывание добычи, насилие над объектом полового… … Большая медицинская энциклопедия

    жестокость - ЖЕСТОКОСТЬ1, антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, жестокосердие, кровожадность, лютость, садизм, свирепость, устар. кровопийство, устар. свирепство ЖЕСТОКИЙ, бездушный, безжалостный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Жестокость - Жестокость, проявленная во сне по отношению к вам, предвещает беспокойство и огорчение. Если жестокости подвергся кто то другой – вы преподнесете своим близким некую неразрешимую задачу … Большой универсальный сонник

Проявления и свойства жестокости

В начале статьи необходимо отметить, что проявление жестокости свойственно только человеку. Да, Вы правильно прочитали. Человек себя считает высшим существом во всей Вселенной, однако вся история человечества пронизана примерами леденящими кровь и потрясающими своей жестокостью.

Проявления человеком Жестокости, характерны практически во все временные промежутки существования человека. Это военное и мирное время, это жирные докризисные времена и очень непростые кризисные годы.

Жестокость – это отрицание жизни и воплощение ненависти ко всему живому.

В обществе добродетелей ее присутствие стало неуместным, хотя время от времени она проведывает и тесно общается с группой достоинств. Словом, характер жесткости зависит от того, чьим проявленным качеством личности она является – у порочного человека она превращается в серьезный личностный недостаток, у порядочного человека – в достоинство.

Бывают в жизни ситуации, когда строгость и суровость не работают, и ничего не остается, как прибегнуть к услугам жесткости.

Когда нужно восстановить порядок и дисциплину, немедленно пресечь непотребные действия, за дело принимается жесткость. Жесткость неуместна, если человеку были неизвестны требования, которые он обязан был выполнять, если не были оговорены возможные последствия или сами требования носят неадекватный, нереальный к выполнению характер.

Жесткость воспринимается людьми как вынужденная необходимость, если они видят, что сам человек живет по тем же правилам и следует тем же принципам, которые неукоснительно требует соблюдать от других.

Жестокость возникла одновременно с появлением человека. В животном мире нет жестокости.
Жестокость с целью удовлетворения своего чувства неполноценности или с целью мести не существует. Волк не будет убивать зайца, чтобы потешить свою важность или посмотреть с садистским оскалом, как он описается от страха. Удав гипнотизирует кролика не ради наслаждения его тяжкими страданиями, а только ради еды. У львиц, охотящихся на антилопу, отсутствует к ней ненависть, а присутствует только голод.
Действительно, многим животным свойственна Агрессивность. Это их способ выживания, но они никогда не убивают ради убийства, ради получения удовольствия от мучений другого живого существа. Поведением животных управляют инстинкты. Жестокость как нравственная категория отношения к животным не имеет.

Шкала ценностей крайние проявления: Строгость> > > > > > > > Снисхождение > > > >

Жестокость – находится на противоположной стороне по шкале ценностей от Жалости на том же расстоянии.
Происхождение Жестокости
Эгоизм и желание определить себя - вот происхождение Жестокости. Ложное Эго отождествляет себя с телом человека и с вещами внешнего мира. Эгоизм нуждается в чувстве обладания, которое всегда остается в виде глубокой неудовлетворенности чем либо или кем либо.

Два ненасытных чувства - нецелостности и недостаточности являются основой Жестокости

Мощный мозг человека и мыслительный процесс, в сочетании с ненасытными чувствами и являются основой происхождения этого страшного проявления - Жестокость. Чувство Превосходства и желание это чувство удовлетворить является началом Жестокости.
Как только человек увидел свое отражение в зеркале, с этого момента начинает свою жизнь Жестокость.

В жесткости осталась лишь верность установленным правилам, чувству долга. Лишившись любви, жестокость сразу приобрела новых порочных «друзей».

При таком раскладе жесткость будут уважать. Право на жесткость должно быть заработано личной ответственностью, безукоризненностью, организованностью, оправданностью и дисциплиной. Жесткость относительно других, начинается с жесткости в отношении самого себя.

Принципы и некоторые формы проявления жесткости: - Никогда не заставляйте ваших подчиненных делать, то в чем вы не разбираетесь или то, что вы не хотите делать. Это говорит о том, что если ты лидер, то показывай, как надо действовать на своем примере. Кто после этого сможет тебя упрекнуть? Мужчина ничто без своего слова. Твое слово должно быть как скала. Всегда выполняй свои обещания, никогда не обещай, я знаю, что твои внутренние клоуны подстегивают тебя дать обещание. Минута неверия в тебя другого человека, это минута удаления его от тебя.

Происхождение Жестокости в детстве

Источником жестокости очень часто становится результат воспитания детей, где в детстве проявляются слабое, сильное или подавляющее Эго по отношению к детям.
Нам только кажется, что мы воспитываем своего ребенка. На самом деле мы, взращиваем его ложное Эго.
Жестокость воспитывается, если к ребенку предъявлялись слишком жесткие, непомерные и невыполнимые требования, а наказания были жестокими и унизительными. Ребенка постоянно обвиняли, он был вечно виноват, не хорош и не любим.
Ребенок становится безжалостным к себе и ко всему живому считая это правильным поведением. Унижения и жестокие наказания детства он переносит во взрослую жизнь, становясь самостоятельным исполнителем Жестокости. Ребенку изуродовали жизнь, превратив его в Жестокое чудовище.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Жестокость – это не только внутреннее уродство в воспитании или в семье. Поток насилия, выливаемого на ребенка окружающим миром или ограничением общения, провоцирует равнодушие к чужой боли и вырабатывает привычку агрессивно смотреть на мир.

Что такое Сильное Эго?

Большинство людей обладает слабым и сильным Эго. Возьмем, к примеру, сильное Эго. Когда требования к ребенку в детстве были строгими, но ясными, справедливыми и выполнимыми и когда они не унижали его человеческое достоинство, его Эго станет сильным правильным.
Ребенок вырастает с чувством ответственности за свои поступки. Он способен самостоятельно и преодолевать жизненные трудности.

Жестокость рождает жестокость

Находясь под огромным влиянием ложного Эго, человек пытается доказать свою важность, самоутвердиться всеми возможными способами. Он осваивает новые пространства, ресурсы и места обитания, всеми силами борется за свой социальный статус не считаясь с окружающими его людьми.
Чем более жестко или жестоко воздействуют обстоятельства на Человека, тем более жестоко он реагирует на условия, нетерпимые и угрожающие его бытию.

Жестокость присуща всем людям, у одних она выступает в проявленной форме, а у большинства людей – в скрытой форме.

Жестокость не синоним Беспощадности и Безжалостности

Жестокость - сопровождается потребностью получать удовольствие и удовлетворение чувств от мучений и страданий живых существ. Пытки и Жестокость это синонимы!
Когда Жестокость перерастает из качества характера человека в душевную патологию и получает наименование Садизм. Это действительно серьезные отклонения!

Жалость к жестоким убийцам превращается в предательство и жестокость к их жертвам. Когда петля захлестнулась на шеях Геринга, Геббельса, Розенберга, виновных в гибели десятков миллионов людей, вряд ли кто-то решился обвинить Нюрнбергский трибунал в жестокости.
Демократия и ложное представление о законов демократии, отчасти находя оправдание в том что наша страна Россия правовое Государство - поощряет проявление Жестокости. Проявляется это в отсутствии неуклонного правила истории - Жестокость рождает жестокость.
Когда маньяк, убивший десятки ни в чем не повинных людей, отправляется на пожизненное заключение – это, как раз, и называется предательством, а по отношению к жертвам - это повторная Жестокость.
Почему пожизненное заключение - Жестокость по отношению к жертве?
Маньяк который осужден пожизненно, видит солнце и небо голубое. Он ест, видит сны, может получать удовольствие от мастурбации и от воспоминаний прошлого и жить надеждой на будущее. Он может еще сотни раз переживать сладострастные для него минуты убийств. Сохранять жизнь таким монстрам, значит, проявлять Жестокость. Факт который сложно скрыть, но на сегодняшний день мы живем в очень Жестоком государстве.

Истинная Жестокость проистекает от слабости Личности

Исторические примеры Жестокости. История свидетельствует, что сила и отсутствие понятий иногда бывает беспощадной и безжалостной, жестокой.
Исторических задокументированных примеров достаточно много.

Юлий Цезарь был жестоким по отношению к сопротивляющемуся врагу. После победы ему нашептывали провести массовые репрессии против врагов. Цезарь отказался наотрез - проявляя Милость.
Другое впечатление производят действия Жестоких политиков. Цезарь Август, после взятия Перузии всех, кто пытался молить о пощаде или оправдаться, перебил подобно жертвенному скоту 300 человек. Калигула приказывал бросать на корм диким животным преступников как Жертвоприношение. Жестокость нашего времени - вторая мировая война, всколыхнула жестокость уже современного человека. Чем и как оправдать такое проявление Жестокости?

Жестокость Женщин более изощренная

Жестокость сильно не зависит от пола, однако как в природе самки превосходят по своей ядовитости самцов, так и в жизни некоторые женщины по Жестокости значительно превзойдут любого мужчину. Чем и как объяснить данный факт достаточно трудно, однако у меня есть предположение, что это проявление и .
Жестокость женщин зафиксированных как исторический факт - есть очень много. Это факты, как в России так и в Зарубежье. Жестокость женщин в современном обществе более изощренная. В настоящее время проявляется на бытовом уровне, как правило в качестве травли своих бывших Мужей используя законы и адвокатов. В военное время - таких людей называют Изуверы . Некоторые личности решаются даже на заказные убийства. Все это отсутствие Любви в воспитании ребенка. При определенных обстоятельствах тайная сторона личности может раскрыться во всей ужасающей неприглядности Жестокости.

Жестокость всегда проистекает из Бессердечия, Слабости и Страха
Киселев В.А.

Эгоизм в крайней правой форме, толкает человека на проявление Жестокости. Жестокость в свою очередь состоит из предательства, равнодушия, унижения других, страха, безжалостности, беспощадности, издевательства, беспричинной агрессии, насилия, эгоизма, нетерпимости, отчаяния, .

Для себя жестокость всегда имеет оправдание в виде идеи или присутствовать как одержимость какой-то утопичной идеей, например идеи коммунизма, фашизм, социализм. Жестокость всегда находится за пределами любой этики общества и свидетельствует о переходе всех допустимых нравственных границ.

http://сайт/chto-takoe-sadizm/

http://сайт/chto-takoe-raschelovechivanie/

http://сайт/chto-takoe-miloserdie/

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Кто виноват, и как быть - вопросы, на которые отвечаем сегодня.

Предметный разговор

Начинаю разговор с привычного и даже стереотипного вопроса: «Как могут дети - с минимумом жизненного опыта - быть настолько жестокосердными?..»

«Это детские души-то чистые? - удивляется психотерапевт с двадцатилетним стажем, Ярослав Кустормин . - Может, скажете еще, что они - херувимы во плоти? Я психотерапевт с огромным стажем, но со школьниками и подростками работать избегаю. Скажу больше - я их боюсь. Они все чрезвычайно агрессивны, кто-то конструктивно, кто-то разрушительно. Порой их «убийственная» энергия направляется на ближнего. Криминальные таблоиды пестрят сообщениями о подростковых преступлениях, отличающихся феноменальной жестокостью. Понятно, что каждый из нас до беспамятства любит свое чадо , и готов продолжать его любить, в независимости оттого, что оно, это животное, вытворяет. У Андерсена в сказке о новом платье короля, про мальчишку, воскликнувшего, что король-то голый, сказано: ребенок не может быть дураком. Может. И дураком, и садистом, и убийцей. То, что ребенок чист и свят - это расхожее клише, и кто впервые обнаружил это клише? Фрейд. Он считал, что человеческий детеныш - носитель всего самого порочного и извращенного, что и нужно из него выколотить в процессе так называемого воспитания».

Слова, конечно, жесткие, но… Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч общественно опасных деяний несовершеннолетних. Причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. По нормам российского Уголовного кодекса, ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть осужден за совершение преступления.

Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия. Хроники школьных драк, убийств и изнасилований пугают даже видавших виды следователей. Что происходит с нынешними детьми, и где искать причины такой агрессии?

«Поговорим о детской жестокости и о ее причинах, - говорит детский психолог Марина Звягинцева , - детская агрессия может быть двух «видов» - фрагментарная и устойчивая. Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких - на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ грубит!» А ведь тут все понятно: шесть-семь лет - возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой жестокости - это несомненный сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому».

Кроме того, по словам специалиста, детская жестокость бывает неосознанной и осознанной. Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору), жестокость ребенок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку или более слабого сверстника, ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться. Другое дело - жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Очень часто жестокость со стороны окружающих вызывает, как ни странно, поведение самого пострадавшего. И эти особенности поведения выросли в семье. Запомните: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети. Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все хорошее, что в нем есть.

В защиту «братьев меньших»

Немецкий теолог Альберт Швейцер сказал: «Тот, кто привык считать бесполезной жизнь любого существа, рискует прийти к мысли о бесполезности жизни человека».

Я думаю, что жестокость к животным это не обязательный атрибут серийного убийцы, большинство малолетних садистов, вырастая, становятся примерными гражданами «страны возможностей», при этом стоит упомянуть широко известного Чикатило, который любил животных, в частности, кошек и при этом удостоился прозвищ: «Ростовский Потрошитель», «Бешеный зверь» и даже «Сатана»…

Мои мысли на тему подтверждает Анна Еремина : «Мне в школьном возрасте нравилось убивать лягушат. Я их как будто случайно топтала, потом плакала, жалела, хоронила, мастерила крестики, а как только похороню, опять высматриваю, кого случайно задавить. Но маньяком я не выросла». «А я, например, всегда жалел кошек и ненавидел собак, - вспоминает Роман Лобин . - Любых. Диких, домашних, маленьких, больших, неважно, каких. Был у меня электрошокер, так классно было нажимать кнопку и смотреть, как гавкающая свора разбегается в ужасе, еще как то применил его на собаку напрямую, еще приятно было видеть, как собаку переехал трамвай, но сейчас у меня и мыслей подобных не возникает».

«Суть происходящего: совсем маленькие дети часто больно щиплют или бросаются с кулаками на людей (в том числе пытаются бить родителей) - потому что центром вселенной мнят себя, а все остальные не могут испытывать боль и обижаться, - наталкивает на размышления кандидат медицинских наук, психолог Алина Столяр . - Став постарше, ребенок понимает, что людей бить нельзя (и то, некоторые родители предпочитают ему это вколачивать), а животные в эту категорию не входят. Для серийника же все окружающие существа, люди, животные, так и остаются «Всеми Остальными» - боль может чувствовать он, но не они. Поэтому их можно убивать. Хотя, я уверена, что жестокость к животным не обязательный компонент маньяка. Кому-то, может, наоборот - животных жаль, людей - нет».

Детская жестокость по отношению к животным не обязательно свидетельствует об отклонении в психике. Одно дело - разрезать дождевого червяка пополам, потому что интересно посмотреть, как будут извиваться отдельные половинки. Совсем другое - потрошить соседского котенка, чтобы насладиться его агонией. Издевательство над животными в детстве очень характерно для серийных убийц, потому оно рассматривается как один из основных симптомов будущего психопатологического поведения (наряду с затянувшимся ночным недержанием мочи и юношеской пироманией).

Тем не менее существует масса примеров, когда серийные убийцы в юном возрасте мучили животных. Застыв на примитивной стадии эмоционального развития, они так никогда и не утрачивают тягу к жестокости. Наоборот, со временем тяга к садизму разрастается, и когда животные перестают удовлетворять садистов, они переносят свою жестокость на людей.

Полезные советы

Как исправить проявления жестокости в ребенке по отношению к животным?

«Я бы рекомендовала почаще обращать внимание ребенка на жизнь животных, таких же живых существ, как и мы с вами, о том, что и мы, и они - дети единого, величественного царства Природы, - философствует психолог Марина Звягинцева . - Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений. Всякий раз при удобном случае обращайте их внимание на хрупкое очарование природного мира. В качестве объекта созерцания совсем не обязательно выбирать только общепризнанных красавцев: белокрылого лебедя, гнедого жеребца, величавого оленя... Это может быть обыкновенный паук, который так трудолюбиво плетет свою тончайшую, но необыкновенно крепкую паутину; это может быть обыкновенный муравей, который так усердно тащит в свой муравейник груз, превышающий его собственный вес в десятки раз! Рассказывайте им о мужестве, силе и смелости собак, например, о сенбернарах, которые спасли жизнь многим альпинистам. Объясните, как растут цветы, как они поворачивают к свету свои головки и закрываются перед сном. Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным, тем самым вы разбудите в них чувство понимания природы. Объясняйте детям, что любить животное - это не только ласкать и гладить его. Любить животных по-настоящему это, прежде всего, уметь вставать на их защиту (или, по крайне мере, не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать. Учите детей правильному уходу за домашними животными: как их кормить, какие создать условия, как себя с ними вести. В общем, учите тому, как сделать жизнь домашних питомцев приятной и радостной. Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас». Недаром психологи считают, что дети, выросшие в одном доме с братьями «меньшими», становятся добрыми и отзывчивыми. Поэтому тем, у кого детки еще маленькие, специалисты советуют: чаще играйте с ребенком в игры, изображая тех или иных зверюшек. Первое время лучше играть в зверей, которые вам знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них ребенку: где живут, что едят, каковы их особенности и повадки. Ну, а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь. Вскоре вы убедитесь, что детям очень нравятся представлять себя то одним, то другим зверьком. Попробуйте, кстати, и вместе с ребенком побывать в чьей-нибудь шкуре. Удостоверьтесь, что быть мышкой или пингвином очень интересно!

Если агрессия направлена на других детей, а не на животных, и вы, к примеру, узнали, что ваш ребенок участвует в травле - не осуждайте, не морализируйте: «Как ты мог? Это ужасно!» Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет. А ведь наша задача - не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Это просто интерес: а что будет, если таким образом поковырять человека. Если ваш ребенок - агрессор, задумайтесь: ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье. Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту разрушающую установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций. По крайней мере, учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе - порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.

«Кстати, говорить «Поставь себя на его место!» - просто бессмысленно, - объясняет психолог Марина Звягинцева. - Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ - почитать книги соответствующего содержания. Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. И ему пришлось худо! Такие поучительные произведения есть для каждого возраста. Если же издеваются над вашим ребенком, и учитель бессилен ему помочь, выход один - менять социальную среду, то есть класс. Впрочем, этот совет справедлив и для тех детей, кто оказался вовлеченным в травлю - расти в коллективе, где такое оказалось возможным, не полезно никому».

Если «травля» ведется в направлении вашего отпрыска, объясните ему, как вести себя в случае провокации: не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза (уверенная позиция - это то, что меньше всего ждет от нас обидчик). И, кстати, один из самых эффективных способов выходить из конфликтных ситуаций - предварительно их проиграть. Пусть ребенок поочередно выступит в роли обидчика и жертвы и заранее поймет, как правильно поступить, если обозвали, дернули за косу, поставили подножку, ткнули в спину и так далее. Практика скорее, чем разговоры и советы, приведет к нужному результату.

Даром преподаватели…

«Еще один интересный момент - реакция на происходящее со стороны педагогов, - грустит психолог Марина Звягинцева. - Для них любая драка (или выяснение отношений на повышенных тонах) считается их прямой недоработкой, а значит, и виной. Не спорю, встречаются еще редкие экземпляры учителей, которые хоть как-то пытаются реально решать проблемы с психологическим здоровьем в вверенном им детском коллективе. Однако многие учителя все-таки предпочитают вести себя, как небезызвестные китайские обезьяны: не вижу, не слышу, не скажу. И пытаются спустить все «на тормоза». Скажу даже больше: иногда учителя пытаются происшедшее скрыть - узнав о травле кого-либо из учеников, занимают в корне неверную позицию: дескать, дети сами разберутся, взрослым вмешиваться не следует. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Искоренить школьное насилие можно, лишь публично признав факт его существования».

Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и агрессивны. Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее жестокость и насилие, и школьные/дошкольные учреждения, где жестокость поощряется, оставаясь безнаказанной. Однако самые глубокие корни этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме. Ведь не секрет, что большинство современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребенка. Его воспитали таким, он не знает другого способа взаимодействия с миром.

А, может быть, можно все еще исправить?..

  • Физическое и словесное насилие - сигнал тревоги, на который надо реагировать, если оно становится для ребенка основным способом общения.
  • Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку преобразовать его агрессивные импульсы в приемлемые, человечные чувства.
  • Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свое страдание, реагирует на неблагополучие в семье.

В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку…

«Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, - говорит психолог Ольга Кардашина. - Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или c теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, - а ведь именно так многие привыкли считать».

Что делать в таких ситуациях - наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?

Когда родителям начинать беспокоиться?

Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки?

«Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, - признается Лилия, мать двух близнецов-первоклашек. - Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загнали в угол ее сына и устроили ему «темную».

Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал... отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, - уточняет психолог Эдвига Антье. - Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо, и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством».

Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния

«Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, - подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. - По-настоящему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно агрессивен до жестокости. Для них такой способ поведения - основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи».

Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запреты - его поведение вполне нормально.

Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюансов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния». И их необходимо найти - иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно.

Агрессивность как этап развития

Понятно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы.

«Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, - объясняет Ольга Кардашина. - Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру».

Эту энергию детской агрессивности, подчеркивает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно - так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали этот авторитет как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.

Семьи, где рождается жестокость

Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже. «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, - говорит специалист. - Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».

«Нередко даже от трех-четырехлетних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», - говорит Мария Серебрякова. - Родители же, не вникая, лишь раздражаются: «Прекрати!» Но даже если ребенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию - чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности».

Чтобы помочь ребенку, нужно самим научиться реагировать на его поведение адекватно

Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья - нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты - и порождает детские проблемы.

«Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других - на общество, преподавателей, врачей, - говорит Морис Берже. - Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание».

Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.

Как родителям реагировать на агрессию ребенка?

Детский психолог Эдвига Антье в книге «Агрессивность» объясняет причины агрессивного поведения детей разных возрастов и советует родителям, как лучше поступить, столкнувшись с подобными реакциями ребенка.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.

Способы выражения: плач, крик.

Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.

Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.

Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.

Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.

Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.

1,5–3 года

Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.

Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.

Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.

Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.

3–6 лет

Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.

Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.

7–12 лет

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.

Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.

Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.

А. Для ребенка характерны:

  1. Трудолюбие.
  2. Успешность.
  3. Чрезмерное честолюбие.
  4. Стремление быть первым.
  5. Делать все напоказ.
  6. Быть в любимчиках у учителя.
  7. Надежность.
  8. Обаяние.
  9. Остроумие.
  10. Впечатлительность.
  11. Склонность к пустословию.
  12. Хвастовство.
  13. Занудство.
  14. Надоедливость.
  15. Легкие проказы.
  16. Склонность дразнить.
  17. Крик, плач.
  18. Лень.
  19. Неловкость.
  20. Неопрятность.
  21. Застенчивость.
  22. Робость.
  23. Зависимость.

Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - стремление любыми средствами привлечь внимание.

Б. Для ребенка характерны:

  1. Дерзость.
  2. Непокорность.
  3. Вспыльчивость.
  4. Прогулы уроков.
  5. Склонность к спорам.
  6. Неподчинение.
  7. Упрямство.
  8. Забывчивость.
  9. Склонность к безделью.
  10. Склонность демонстрировать превосходство: моральное, интеллектуальное, в умении планировать дела, в умении справляться с делами.

Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка -стремление любыми средствами достичь главенства.

В. Для ребенка характерны:

  1. Привычка нарушать всевозможные правила.
  2. Злость.
  3. Жестокость.
  4. Воровство.
  5. Угрюмое сопротивление.
  6. Сильная пассивность.

Если хотя бы на два утверждения раздела «В» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его стремление отомстить, заставить других почувствовать его боль и обиду.

Г. Для ребенка характерны:

  1. Комплекс неполноценности.
  2. Безнадежность.
  3. Тупость.
  4. Лень.

Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватка собственных сил.

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью . Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные , но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением .

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.