Разряды союзов по функции. Синтаксические функции союзов

Прежде чем начать изучать тему «Сочинительные союзы», рассмотрим, в какой раздел русского языка они включены. В русском языке есть служебные части речи, где и изучаются частицы, предлоги, союзы и связки. Они не имеют номинативной функции, т.е. не называют предметы, признаки, явления, а помогают выражать отношения между ними. В предложении они не являются членами и используются, как формальное грамматическое средство языка. У них отсутствует ударение, они неизменяемы и морфологически неделимы.

Союзы

Союзы соединяют однородные члены простых предложений и части сложного предложения. Они бывают сочинительные и подчинительные.

Однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения могут связывать сочинительные союзы.

Союзы и их группы

По значению эти союзы делятся на следующие группы:

1. Соединительные: и, да (и), ни…ни, и…и. Например: Пиши и читай на русском языке. Весь день лил дождь, и ветер продолжал свистеть за окном. А он все слушает, да мотает себе на ус. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. И первое, и второе, и третье подавалось на стол без задержки.

2. Противительные: а, но, да (но), зато, однако, же. Например: Отец рассказывал, а вся семья внимательно слушала. Сегодня пасмурно, но тепло. Маленький, да удаленький. Трудно там было, зато очень интересно. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд.

3. Разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то. Например: То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет. Быть или не быть? Мокрые собаки бродили возле или сидели в ожидании еды. Либо надо было идти вперед, либо остаться и ждать. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле.

4. Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.

5. Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже

Сочинительные союзы. Виды

Различаются:

Одиночные: но...

Повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...

Двойные: как…так и, не только…, но и...

Правописание сочинительных союзов. Знаки препинания

Запятая ставится перед союзом и , когда он связывает части сложного предложения.

Перед союзом и запятая не ставится, если он соединяет два члена предложения.

При повторении союза и запятая ставится после каждого соединяемого им члена предложения.

Перед противительными союзами а, но, да (но ) всегда ставится запятая: Небо было пасмурно, но дождя уже не было. Мы направились к коменданту, а сын пошел в комнату. Мал золотник, да дорог.

Слитно пишутся союзы: тоже, также, зато . Чтобы убедиться, что тоже, также, зато союзы, нужно вместо тоже, также подставить союз и , а вместо зато - союз но . Если такая подставка возможна, то это союзы и писать их нужно слитно.

Сочинительные союзы: примеры

1. Я тоже писал, но и в то же (местоимение то и частица же ) время слушал внимательно.

2. Поэт также хорошо пел. Они все так же (наречие так и частица же ) каждый день ждут писем от детей.

3. Спрячься за то (предлог за и указательное местоимение то ) дерево. Много поработали, зато все закончили.

Заключение

Предложения с сочинительными союзами очень широко используются в научной, разговорной, официальной лексике русского языка. Они делают нашу речь богатой и интересной.

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или ... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя ... но, так как... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль... (А. Блок).

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз ) не пойду сегодня в школу. - Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.

Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.), двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.)

Типы союзов по синтаксической функции

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).

По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:

Типы сочинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Соединительные

Выражают отношения перечисления.

И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также.

Противителные

Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Разделительные

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Сопоставительные, или градационно-сопостовительные

Выражают отношения сопоставления.

Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько.

Пояснительные

Выражают отношения пояснения

А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.

Присоединительные

Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное.

И то, а то, да и, а также и др.

Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).

Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:

...Мы - лисы, а общество - это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).

По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:

Типы подчинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Изъяснительные

Выражают отношения пояснения.

Что, чтобы, как и др.

Временные

Выражают временные отношения.

Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

Причинные

Выражают причинные отношения.

Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр.

Условные

Выражают условные отношения.

Если, коли, раз, ежели, кабы.

Сравнительные

Выражают сравнительные отношения.

Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.

I . Часть речи.

II . Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчинительный;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

IV .Особенности правописания (если есть).

Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.

I . Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II . Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.

группа (название группы характеризует отношения)

некоторые примеры

1разряд. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(выражают синтаксические отношения между однородными членами предложения и частями ССП)

соединительные, ВЖ отношения перечисления

и, и… и; тоже, да (в Z «и»), также и др.

сопоставительно-противительные, ВЖ отношения противопоставления или сопоставления

однако, а, но, все же

разделительные, ВЖ либо отношения чередования событий, либо отношения взаимоисключения

либо, или, или… или, то… то,

не то… не то, либо… либо, то ли… то ли

градационные, ВЖ отношение между сопоставляемыми частями таким образом, что вторая часть оказывается более существенной

не только… но и,

не только… но даже

2 разряд. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(связывают придаточное предложение с главным в составе СПП)

временные

когда, как, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

изъяснительные

что, как, будто

чтобы, дабы, затем чтобы, для того чтобы

причинные

потому что, ибо, так как, из-за того что

условные

если, ежели, коли

уступительные

хотя, между тем как, несмотря на то что

сравнительные

как, будто, как будто, словно, точно

следствия

так что - один союз

пояснительные, они не нашли себе место ни в сочин., ни в подчин., поскльку совмещают в себе и те, и др. ZZ

то есть, а именно, как то

По характеру выражаемого z союзы

Структура союза (2 классификации)

    Простые/составные (неск. слов)

    Одноместные/ повторяющиеся (двуместные/многоместные)

Понятие о союзных словах

Помимо союзов связь между предложениями м. осуществляться при пом. СS. СSами называют относительные местоимения (мест.-сущ. кто, что, мест.-прил. какой, который, чей и др.), местоименное числительное сколько и местоименные наречия (где, куда, откуда, насколько, почему и др.).

В СSах совмещаются свойства знаменательных и служебных ЧР, поскольку они служат для связи слов в предложении и одновременно являются членами предложения.

В отличие от союзов, которые являются и морфологическим, и синтаксическим явлением, СSа - это ТОЛЬКО СИНТАКСИЧЕСКОЕ явление.

Приемы разграничения союза и союзного слова таковы:

    СS является членом Пия, следовательно к нему можно задать вопрос, а к союзу нельзя.

Вот подарок тебе, что (СS, = подарок) давно посулил.

    Союзное слово нельзя опустить, а союз можно.

    Если опустить союз, Пие превращается в бессоюзное.

Покажите всем, что эта серая грешная жизнь надоела вам (Чехов). =

Покажите всем: эта грешная жизнь надоела вам.

    На союз не падает логич. ударение.

    Союз можно заменить только союзом, а СS - только СSом:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.=

Деревня, в которой скучал Евгений…

Эти приемы помогают, но не являются универсальными.

Союзы не изменяются, не обозначают предметы и явления, не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса, но без них наш язык немыслим. Ведь они связывают отдельные слова в единое предложение, предложения — в абзацы, абзацы — в большие тексты.

Союз как часть речи

Разряды союзов выполняют в речи разные служебные функции, но все они предназначены раскрывать смысловые отношения между компонентами предложения и самостоятельными частями речи (числительными, глаголами, существительными, наречиями, глагольными формами, местоимениями) и подразделяются на несколько разрядов. Классифицируют разряды союзов таблицей или списком.

Классификация союзов по разрядам

Разряды союзов по строению:

  • простые, состоящие из одного слова: "или"; "а"; "и"; "однако"; "но";
  • составные, состоящие из нескольких слов: "в то время как"; "не только… но и"; "как будто"; "ради того чтобы"; "для того чтобы".

Разряды союзов по происхождению:

  • непроизводные, которые сформировались самостоятельно, а не от другой части речи: "однако"; "либо";
  • производные, которые сформировались из других частей речи: "который"; "какой"; "также"; "благодаря".

Разряды союзов по употреблению:

  • неповторяющиеся (или одиночные): "же", "но", "а", "зато", "однако";
  • повторяющиеся, они повторяются в предложении минимум два раза: "да… да"; "и… и"; "либо… либо"; "или… или";
  • двухкомпонентные (или двойные), они состоят из двух компонентов, которые соединяют однородные части предложения: "не только… но и"; "едва… как"; "не столько… сколько"; "если не… то и другие".

Сочинительные и подчинительные союзы

Разряды союзов по значению, то есть по способу взаимосвязи разных частей предложения, включают в себя разряды сочинительных союзов и подчинительных. Сочинительные союзы связывают однородные, равнозначные компоненты предложения. Подчинительные — выражают отношения между неравноценными компонентами. Такие союзы не только показывают, какая часть предложения находится в подчиненном состоянии, но и раскрывают обстоятельства и причинно-следственную связь событий, описанных в тексте.

Разряды сочинительных союзов

Разряды подчинительных союзов


Многозначность союзов

Союзам присуща многозначность, порой один союз может относиться к разным разрядам союзов и выполнять несколько функций. Например, союз "когда" может выражать обстоятельство времени: "мы вышли из дома, когда стемнело", и обстоятельство условия: "сложно договориться, когда нет желания слушать собеседника". Союз "да" может быть соединительным: "храбр да удал", и противительным: "видишь, да поймать не можешь". Союз "как" в разных предложениях выражает обстоятельства сравнения, времени, условия, а союз "что" имеет сравнительные, причинные, следственные значения. Но самым универсальным является союз "и", который может выполнять множество функций: присоединительную, перечислительную, повествовательную, противительную, уступительную и другие.