Особые темы в литературе. Ольга Михайловна Кириллина Русская литература. Теоретический и исторический аспекты: учебное пособие

Вечные темы

Художественно-педагогическая идея:

Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.

Цель урока:

Европа - это регион, который регистрирует большинство номинантов на премию. Каждый раз, когда объявляется новая Нобелевская премия по литературе, люди часто выходят и покупают произведения этого персонажа, чтобы читать их работу. И хотя награда является ссылкой на выбор того, что мы читаем или открываем для нового автора, это не всегда является изюминкой.

Хотя они не были признаны Шведской академией, у них есть книги такого высокого уровня, что они заслуживают того, чтобы их читали, как если бы они были настоящей Нобелевской премией по литературе. В этом году история была повторена, когда в прошлый четверг Академия назвала Нобелевскую премию по литературе японскому Казуо Ишигуро, считая, что в романах с большой эмоциональной силой он раскрыл бездну, существующую под иллюзией, с которой мы связываемся с мир.

    Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.

Задачи:

    Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);

    Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.

    Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.

    Однако перед Ишигуро авторы, такие как японский Харуки Мураками, американский Филипп Рот, испанский Хавьер Мариас, израильский Амос Оз, чешский Милан Кундера или венгерский Ласло Красзнахоркай, были более известны в последние годы и все же Им не удалось получить награду.

    Их работы регистрируют продажи миллионеров в их странах происхождения и даже во всем мире, потому что многие из них переведены на разные языки, что увеличивает его распространение через разные издательства, которые знают о потенциале и влиянии, которое они имеют между самый требовательный в литературном поле.

Музыкальный материал:

    Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".

    Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)

    К.Кельми "Замыкая круг".

Художественный материал:

    И.Крамской "Христос в пустыне".

    Н. Ге "Христос и Пилат".

    Дионисий "Распятие".

    Л.Да Винчи "Тайная вечеря".

    Слайдовая презентация урока.

    Вот некоторые из наиболее представительных работ тех вечных кандидатов на Нобелевскую премию. Азартные игры Хавьер Мариас - Испания. В этом романе есть глубокая проза, с которой автор размышляет о состоянии влюбленности, которая рассматривается в разных частях мира как нечто позитивное и искупительное. Объясните, например, почему это состояние человека оправдывает почти все: благородные и бескорыстные действия, но также и самые большие излишества и грубость. Безнаказанность и сила фактов являются еще одной темой, на которой Мариас фокусируется на этой работе.

План урока:

Этапы урока

Создание проблемно-поисковой ситуации

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке.

Невыносимая легкость быть Милан Кундера - Чехия.







История любви и тьмы Амос Оз - Израиль.

И Сейобо спустился на Землю Ласло Красзнахоркай - Венгрия.


По мнению Энрике Гонсалеса, президент Колумбийской книжной палаты. «Мы не можем забыть кандидатов, которые всегда там, потому что, даже если они не выиграют, они демонстрируют свой уровень в литературном качестве с новыми произведениями».

Обсуждение музыкального образа

Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке.

В дополнение к литературной карьере также запоминается роль в образовании. Сесилия основала первую детскую библиотеку страны и работала в Министерстве образования радио, когда она была на пенсии. Премия Мачадо де Ассиса была предоставлена ​​работой в целом. Сесилия Мейрелес традиционно классифицируется как модернистский автор, а точнее вторая фаза движения, но ее работа имеет символическое, романтическое и парнасское влияние.

Стиль В произведениях Сесилии можно воспринимать музыкальность. Писатель использует традиционные литературные приемы для составления своих стихов, примером является сонастроение сонета. По-прежнему важно помнить, что темы, изображенные в его стихах, - это смерть, любовь, вечная и эфемерная. Смерть наступила очень рано в жизни автора, который потерял мать в возрасте трех лет. Таким образом, ощущается, насколько личная жизнь включена в литературную работу Мейрелеса.

Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке.

Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг"

Сесилия Мейрелес потеряла мать в возрасте трех лет и не узнала своего отца. С этим она жила вместе очень рано с ее смертью и приехала и написала о том, как она узнала отношения между тем, что преходяще и что вечно, по ее словам: «Понятие или ощущение скоротечности всего - это основа моей личности». Его связь с литературой началась в возрасте девяти лет, когда он писал первые стихи.

Великое имя в бразильской литературе, Сесилия также работала учителем, журналистом и художником. Он даже преподавал занятия по литературе и бразильской культуре за рубежом в Техасском университете. Как журналист, он писал в основном об образовании. Тесно связанная с темой писатель основал первую детскую библиотеку страны. Даже после того, как она ушла на пенсию, Сесилия все еще работала в Министерстве образования Радио.

Рефлексия

Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше вернется тепла

Омар Хайям

Ход урока

У: - Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?

У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.

В течение нескольких часов после традиционного объявления Шведской академии, из здания Бёршусе в старом городе Стокгольма, новой Нобелевской премии по литературе, горит британская палата. Имена и рейтинг наименований ранжирующих авторов, предпочитаемых игроками, никто не знает наверняка, основываясь на простых слухах, случайных спекуляциях, мнемонической массе ставок или, наоборот, из-за утечек или надежных подсказок от реального Скандинавское учреждение. Истина заключается в том, что окончательное имя победителя будет известно около 00 часов в четверг 13 октября, и на данный момент десятка любимых писателей для беттеров заключается в строгом порядке.

Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.

У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)

Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).

У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?

Но Райо Верде объявляет о выпуске в течение нескольких дней своих движущихся сюенхов во время войны. Воспоминания о детстве на каталонском и испанском языках. Он страдал год лишения свободы по политическим мотивам, под режимом Даниэля Арапа Мои и прожил более двух десятилетий в изгнании между Лондоном и Калифорнией.

Практически все его работы опубликованы на испанском языке Тускесом. Среди его самых знаменитых и читаемых названий: «Токийский блюз», «Хроника птиц», «Верещающий мир», или амбициозный и объемный роман в 1К От традиционной японской литературы считается представителем постмодернистского повествования. Его повествование характеризуется неожиданными поворотами, внутренними или даже сюрреалистическими элементами, кислотным юмором и определенной привязанностью к летальности.

Пить горькую чашу (испытывать несчастья).

Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).

Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).

Испить смертную чашу (умереть).

Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).

Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием .

Автор около двадцати названий между поэзией и эссе, он считается предшественником или основателем современной арабской поэзии, но в то же время он также обозначается иконоборцем или мятежником, который следует своим собственным правилам создания. Среди наиболее известных иберийских читателей - Фоновый шум, Субмундо и Пунто Омега. Его обычные темы неизменны, поскольку они тревожат: широко распространенная паранойя от холодной войны до наших дней, зловещее присутствие науки и техники, которая не приносит ничего хорошего и дегуманизации или отчуждения личности.

В Индии есть очень одно мудрое изречение:

Хочешь узнать человека, тогда задень его

Человек – это сосуд,

чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него

Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?

(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)

У: - Каким представляется вам образ человека в музыке?

Он делится своим происхождением и религией с другим лауреатом Нобелевской премии Саулом Беллоу, но он сопротивлялся годами, несмотря на то, что уже сделал достаточно. И он считается великим романистом о банкротстве американской мечты. Писатель и норвежский драматург практически неизвестны и дезактивированы в Испании.

После Войны Корреа, которая повлияла на него физически и умственно и в которой он потерял своих родственников, Ко Ун отступил в буддийский монастырь в течение десятилетия, но когда он вернулся в светскую жизнь, он активно выступал за демократическое открытие своей страны в 70-е годы и боевые действия, за которые он неоднократно подвергался повторным занятиям.

Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).

У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?

Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.

У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.

Великое белое обещание латиноамериканских писем в отсутствие какой-либо другой латиноамериканской замены поколений с упаковкой тех, кто уже был награжден авторами академии бум, в течение многих лет был автором Мадрида, родившегося в этом году. Говорят, что Мариам осталось немного удачи, чтобы достичь этого, и ее фанатичные последователи, у которых есть они и многие из них, отдаются ей. Уже более десятилетия Альянса программно публикует всю свою работу, среди которой, среди прочих, дочь Агаменона, Дворец снов, Великую зиму или Сумерки богов Степи.

Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).

Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство.

У: Опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.

Вечность - это понятие философского характера, связанное с существованием, которое не обращено в него. С точки зрения Аристотеля время, материя и движение, поскольку они всегда существовали, можно считать вечными. Она также размышляла о вечном состоянии, которое приписывается ей. Святой Августин в этих рамках утверждал, что время измеряется только в параметрах уже установленной Вселенной; Таким образом, Бог существует без ограничений по времени.

С другой стороны, числа и математические отношения можно считать вечными, поскольку они существуют независимо от времени. Это показывает, что вечность превосходит верования. В какой-то мере ничто не может произойти в вечности, поскольку все действия, как мы их понимаем, имеют прошлое, настоящее и будущее. Вы не можете, например, ударить мяч в вечность, так как движение ноги и смещение шара предполагают постоянное действие.

Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - внутреннее единство музыки и драматического действия .

На протяжении всей истории литературы были опубликованы многочисленные работы, которые коснулись темы. Прежде всего, это очень современное понятие в классическом, где авторы охватывали глубокие духовные темы, пытаясь приблизиться к истинной сущности человека. Один из авторов, который с удивительной точки зрения подошел к этому предмету, был Марсель Пруст в своей работе «По дороге Сванна».

В этом романе французский автор представляет понятие вечности, недостижимое из разума. Он показывает это как нечто, что нельзя объяснить словами, но это способно изменить ход нашей жизни. Это не относится к преходящим и банальным чувствам, о которых хотели верить критики своего времени, но к глубокой связи с нашей истинной сущностью, с духом, который мог бы позволить нам понять, что настоящее, в котором мы стоим, вечно, потому что то, что в случае, если она останется навсегда, она нестираема.

У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда".Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра.(Слайд №5)

У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?

Иисус Христос – которыйпредназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.

Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.

У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?

Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.

У: - Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?

Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.

У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?

Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей.

У: - Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд:

1.Дионисий. Распятие.1512год

2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год

3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

4.И.Крамской. Христос в пустыне

У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.

У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?

Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.

У: - К кому он обращается?

Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.

У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)

Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)

Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.

У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).

Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?

Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).

"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает " .

Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.

Прошло более 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями.

Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.

Д: - добро, сострадание, любовь, жалость

Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.

Забелин Владислав «Дай нам Боже»

1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели

Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть

2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить

Список литературы и интернет ресурсов.

    Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.

    Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.

    Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.

    Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.

    Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.

    Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.

    Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.

    Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.

    CD "Кирилл и Мифодий"

  1. Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории: 1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма. 2. Антропологические темы: - понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть. - эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность. - сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, стремление к власти, социальные трансформации человека. Также обсуждаются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование. Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д. Теория литературы.

    Слайд 2 из презентации «Основы теории литературы» . Размер архива с презентацией 80 КБ.
    Скачать презентацию

    Теория литературы

    краткое содержание других презентаций

    «Основы теории литературы» - Вечный образ. Содержание произведения. Персонажи. Сказ. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Развитие фабулы. Вечные темы в художественной литературе. Пример противопоставления. Эмоциональное содержание художественного произведения. Способ. Пафос состоит из разновидностей. Пафос. Исторические лица. Два способа создания речевых характеристик. Монолог. Пушкин. Фабулярное развитие. Временный признак.

    «Теория литературы в школе» - Теория литературы. Жанровая система фольклора. Литературные роды. Биографический автор. Тема художественного произведения. Портрет. Футуризм. Драма. Стадии развити действия в художественном произведениия. Лирические жанры. Реализм. Пространство. Пафос. Обобщенный образ человеческой индивидуальности. Эпические жанры. Жанры фольклора. Акмеизм. Содержание и форма литературного произведения. Баллада. Композиция.

    «Вопросы по теории литературы» - Описание природы. События в произведении. Род литературы. Эпические произведения. Экспозиция. Сюжет. Символ. Выразительная подробность. Интерьер. Средство, помогающее описать героя. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Гротеск. Способ отображения внутреннего состояния. Аллегория. Перифраз. Пламя таланта. Термин. Внутренний монолог. Эпилог. Описание внешности персонажа.

    «Литература» - Модернизм. Вымысел художественный - изображаемые в художественной литературе события. Преклонение перед началом эгоистическим. Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества. Поэтика. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Классицизм. Фольклор - художественное творчество широких народных масс. Течение, при котором символ является основным приемом. Символизм. Акмеисты или адамисты.

    «Теория и история литературы» - Самостоятельный художественный образ. Историзм. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Неявный, «подтекстовый» психологизм. Теория литературы. Историзм литературы. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. С помощью детали писатель выделяет событие. Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. Психологизм.