Вопрос.Психика человека как предмет системного исследования.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеXIX в. и первой половинеXX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки – строение организма, его функции и созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

Психика человека как предмет системных исследований

Система – совокуп эл-тов, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство. Хар-ки˸

  1. Целостность - несводимость системы к сумме элементов.
  2. Структурность – упорядоченность элементов, связей и отношений.
  3. Иерархичностькаждый элемент имеет своё место.
  4. Взаимодействии со средойоткрытые и закрытые.
  5. Множественность описанийлюбую систему можно описать не единственным способом
  6. Целеустремлённость.
  7. Самоорганизация.

Системные принципы˸

  1. Чел явл-ся эл-том разл сист, и в кажд из них он приобр кач-ва, присущие этой сист.
  2. Чел м/б изучен и понят с ан-зом сист
  3. Необх анализ целевой детерминации сист, в т. ч. зарождение, развитие и ф-ционирование целеустр сист.
  4. Сист ан-з предпол поиск тех осн-й сист, эл-том кот явл-ся чел (общесист осн-й).

Ломов˸ Признавал только сист подход Чел явл-ся Эл-том разных систем˸ соц, биол, физич. Попытки рассмотреть психич в рамках только одной из этих сист ведут в никуда, так же как и попытки раасм психич отдельно, вне этих систем. Человек как бы находится на пересечении многих разно­порядковых систем. В этом плане о ᴇᴦο существовании можно го­ворить как о полисистемном процессе . Принадлежность человека к многим системам так или иначе проявляется в ᴇᴦο психологических качествах . Поэтому и надо психику изучать с поз сист подхода.

Будучи многообразными, психические явления выступают как явления одной природы. Поэтому они и сами могут рассматриваться как система .

Для психологии важно исследование закономерностей функционирования также всех других систем (точнее, подсистем) человеческого организма (мышечной, сердечно-сосудистой, гумо­ральной и др.) в их взаимосвязях, т. е. физиологии человеческого организма как целого.

Трудность исследования психических явлений состоит в том, что они не образуют некоторой замкнутой системы, изолированной от других систем материального мира . Психическое не существует вне человеческого организма и взаимодействия человека с этим миром . Попытки рассматривать психологические качества в отрыве от физической, биологической и социальной систем , к которым при­надлежит человек, искать их основания в них самих неизбежно за­водят в тупик.

С т. зр.
Размещено на реф.рф
Ломова,
природа психического должна быть по­нята только на базе системного подхода , т. е. рассмотрения пси­хического в том множестве внешних и внутренних отношений , в ко­торых оно существует как целостная система . Только на базе си­стемного подхода могут быть объединены и многочисленные обла­сти психологической науки.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половине XIX в. и первой половине XX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки – строение организма, его функции и созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.


  • Психика человека как предмет системного исследования . Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.


  • Психика человека как предмет системного исследования . Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении суб. Структура современной психологии.


  • Психика человека как предмет системного исследования . Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении суб. Загрузка.


  • Психика человека Как предмет системного исследования .
    психический познавательный процесс человека


  • Психика человека Как предмет системного исследования .
    Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека , цель которого – узнать н... подробнее ».


  • Психика человека Как предмет системного исследования .
    Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека , цель которого – узнать н... подробнее ».


  • Психика человека Как предмет системного исследования .
    Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека , цель которого – узнать н... подробнее ».


  • Психика человека Как предмет системного исследования .
    Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека , цель которого – узнать н... подробнее ».


  • В центре внимания – интеллект человека . Среди методов исследований появляются такие, как опросники. VII – современная психология (вторая половина XX в.). Совершенствование экспериментальных методов исследования психики .


  • Психология как наука. Предмет и объект науки. Задачи психологии. Душа как предмет исследования .
    Во все времена предметом психологии была душа человека .

Найдено похожих страниц:10


Поделиться

Вконтакте

Одноклассники

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеXIX в. и первой половинеXX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки – строение организма, его функции и созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

Основным (если не единственным) объектом психологических исследований является человек - сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками, и прежде всего способностью к саморегуляции. Как отмечал Павлов «человек есть, конечно, система (грубее говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию» }