Значение фигурки бога богатства хотея. Для всех и обо всем

Нэцкэ – это японская миниатюрная скульптура. Они представляют собой маленькие фигурки, вырезанные из дерева или слоновой кости.

В прежние времена в Японии использовали их в виде брелков для прикрепления к кимоно ключей или кошельков. Дело в том, что их национальная одежда не имела карманов. Именно поэтому они изобрели фигурки нэцкэ. Помимо этого, их использовали для украшения одежды.

Позднее люди обнаружили, что нэцкэ обладают магическими способностями. Они приносят любовь, богатство и удачу. С тех пор их стали использовать в качестве талисманов. В наше время японские миниатюрные скульптуры пользуются огромной популярностью. Их привозят в качестве сувениров из стран Востока или приобретают для себя, чтобы привлечь деньги и успех.

Многие обыватели считают, что нэцкэ и окимоно – это одно и то же, поэтому не задумываясь, в качестве сувениров или талисманов приобретают то, что «подвернется под руку». В этом и состоит основная ошибка пользователей.

Дело в том, что они имеют различное значение. Окимоно – это фигурки, которые служат для оформления интерьера. Они не обладают магическими способностями.

Следовательно, окимоно – это простое украшение, а нэцкэ – это талисман.

Виды Нэцкэ

С самого начала создания нэцкэ различались по формам и типологии. В связи с этим выделяют следующие виды фигурок:

Это самые популярные формы нэцкэ. Однако существуют и другие, но они не пользуются большим спросом.

Значение фигурок Нэцкэ

У различных фигурок нэцкэ разное значение. Одни притягивают деньги, другие помогают обрести любовь и т.д. Поэтому, чтобы подобрать для себя нужный талисман, нужно знать виды и значение фигурок. Вот они:

  • Дайкоку и Эбису.
  • Зачастую эти две статуэтки идут вместе. Они приносят удачу и даруют счастье.

  • Шоусин.
  • Это бог здоровья и долголетия. Чаще всего он изображается с персиком или женьшенем. Самое название нэцкэ означает, что такая фигурка укрепляет здоровье человека, защищает от болезней или помогает избавиться от уже существующего заболевания. Помимо этого, Шоусин продлевает человеку жизнь.

    Это одна из самых популярных нэцкэ. Данная фигурка представляет собой вечно улыбающегося толстячка. Хотей – это бог счастья и богатства. Соответственно, он притягивает деньги и дарует счастье. Считается, что если погладить его по животику, то исполнится самое заветное желание.

  • Футэн.
  • Это бог ветра. Такая фигурка представляет собой счастливого мужчину с мешком за плечами. Ее рекомендуется брать с собой в дорогу или путешествие. Она дарует защиту в пути и помогает человеку вернуться обратно живым и невредимым.

  • Дзюродзин.
  • Такая фигурка представляет собой мудрого старца. Он считается старцем долголетия и науки. Он продлевает жизнь владельца, а также дарует мудрость, улучшает память и открывает короткий путь к знаниям.

  • Бисямонтэн.
  • Эта фигурка притягивает деньги.

  • Бэндзайтэн.
  • Это женское божество. Оно дарует представительницам прекрасного пола счастье и помогает устроить личную жизнь.

  • Обезьяна.
  • Это фигурка нэцкэ, которая дарует защиту от злых сил.

  • Фукурокудзю.
  • Это бог мудрости. Он дарует владельцу мудрость, помогает ему понять свое истинное предназначение. Помимо этого, считается, что такая фигурка продлевает жизнь.

  • с монеткой во рту.
  • Эта фигурка притягивает деньги. С ее помощью можно в короткие сроки поправить свое материальное положение.

  • Пара собачек.
  • Они подарят надежную защиту дому и всем его обитателям. Собачки оберегают от злых сил, злого колдовства и различных несчастий.

  • Черепаха – Окамэ.
  • Она символизирует мудрость и долголетие. Черепаха – Окамэ продляет жизнь человека, а также укрепляет его здоровье и защищает от заболеваний. Также она дарует мудрость.

  • Золотая Рыбка.
  • Она притягивает деньги.

    Он дарует счастье, достаток и удачу.

  • Китайская монетка.
  • Притягивает деньги и позволяет избавиться от долгов в самые короткие сроки.

  • Модель корабля.
  • Она дарует финансовое благополучие и приносит удачу во всех начинаниях.

  • Два карпа.
  • Нормализуют взаимоотношения в семье и возрождают угаснувшие чувства между мужем и женой. Также существуют нэцкэ девять карпов. Они притягивают деньги и даруют удачу.

  • Нэцкэ Слон.
  • Он олицетворяет силу и мудрость. Такую фигурку советуют ставить в спальне бездетным парам. Он помогает зачать, выносить и родить здорового малыша.

  • Орел.
  • Данная фигурка помогает построить карьеру.

  • Пирамидка.
  • Она притягивает деньги, дарует счастье и радость.

  • Нэцкэ Бегемотики.
  • Они изображаются парой. Бегемотики тесно прижимаются друг другу. Такие нэцкэ помогают обрести свою любовь, а также возрождают угаснувшее чувство между супругами.

  • Рыба Тай.
  • Это священный небесный карп. Он дарует защиту от злых сил, а также помогает наладить отношения между учителем и обучаемым (учитель – ученик, преподаватель – студент, родитель – ребенок и т.д.).

    Он олицетворяет счастье, сострадание, добро и силу. Такую фигурку рекомендуется брать с собой в морские путешествия. Она поможет человеку возвратиться домой живым и невредимым.

Существуют и другие фигурки нэцкэ. Мы рассказали лишь о самых популярных и действенных из них.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





С давних пор в Японии из дерева, слоновой кости или металла создавали миниатюрные фигурки богов и фей, мудрецов и певцов, животных и птиц. И делали их не для игры. У фигурок было самое прозаическое назначение: с их помощью к поясу кимоно прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет, трубку, ключи и т. д. То есть эти безделушки служили брелоками. Назывались они нэцкэ, точнее - нецуке, что и означает «противовес», «брелок ».

Каждая статуэтка могла принести своему владельцу счастье. Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках - удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя). Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису - счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоу-син, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй - бог счастья, веселья и общения - изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном. В дорогу с собой брали Футэна - Дядюшку Попутный Ветер, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался. Самурай вселял силу духа, смелость и мужество. Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод. В общем, можно было выбрать нэцкэ на все случаи жизни.

Японцы считали, что, если в доме много нэцкэ, зло покинет его навсегда. Известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Крошечных, но очень выразительных нэцкэ создавали настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Защитник от злых духов, которого связывают с пожеланиями счастья и благополучия. Считается покровителем детей и неокрепшей людской духовности.


Объединяет свойства черепахи (мудрость, здоровье, выносливость, удача в карьере) и Дракона (сила, могущество, поддержка в делах, защита дома). Драконочерепаха на монетах - яркий символ богатства и процветания.

Благожелательный символ: если путник на дороге встречал жука, к нему приходили удача и счастье.

Повелитель водных стихий, покровительствует морякам, рыбакам и путешествующим по морю, защищает и охраняет людей, находящихся во власти водных стихий. Символ благоприятен для всех, кто связан с водой.

Вечная мать, символ материнской любви, заботы, семейного счастья. Защищает женщин и детей. Способствует благополучному разрешению от бремени. Олицетворение счастливого материнства.

«Слышащая все в мире » - женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается. Воплощение бесконечного сострадания ко всем существам и всех лучших женских качеств.


Олицетворяет легкий весенний ветерок, навевающий радости любви, поэзии и творчества.

Сказочная птица, сгорающая в старости и возрождающаяся из пепла молодой и обновленной. Символ вечного возрождения.


Один из семи богов счастья, покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами. Он вступает в схватку только во имя добра. Его девиз: « Верность, долг, честь ». Помогает обрести необыкновенную силу духа и мужество, мудрость и справедливость.

Пожиратель плохих снов, Кабан является символом процветания и благородства, вынослив, благороден и непреклонен при защите слабых. Кабан живет в гармонии и богат не только духовно, но и материально.


В символике Востока он означает желание. В его негативном проявлении - жадность и низменные страсти, но трансформированная духовной практикой, эмоция желания становится Великой Различающей Мудростью.


Классический талисман зоны карьеры и жизненного пути, располагающейся на севере дома. Обеспечит поддержку в карьере, здоровье и долголетие.

Махакала - «Великий Черный» - просветленный защитник, устраняющий препятствия на пути. Грозный вид показывает мощь энергии, пять черепов на голове символизируют пять побежденных эмоций - гнев, зависть, привязанность, жадность и ревность. Кривым ножом в левой руке он отсекает все помехи, а в правой держит сосуд с жизненной кровью эго.


Символ силы духа, считается мощным и непобедимым воплощением магических сил. Изображение дракона охраняет жилище и изгоняет из него злых духов. Дракон способен давать хорошие советы, покровительствует в хороших начинаниях.


Символ непобедимости и стабильности в жизни; любые трудности нипочем, если он ваш покровитель. Пожелание успеха в делах и карьере.


Фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она часто изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с распущенными волосами.


Богиня Солнца, повелительница семи богов счастья, воплощение всех женских добродетелей.

Символ мудрости и долголетия. В древних космогонических представлениях - модель вселенной, в которой панцирь - это небо, брюшко - земля, сама же она - содержание, суть всего мироздания.


Индийский бог богатства, добродушный толстяк с головой слона и одним бивнем. Покровитель торговцев, путешественников и ученых, но главное его занятие - устранять препятствия.


На востоке свинья, как это ни странно, символ чистоты и благородства. Изображение свиньи дарят с пожеланиями изобилия, счастья и радости.


Символ мощи, бесстрашия, мужества, власти и благородства. Олицетворяет скрытую энергию и огненную стихию.

Символ нежности, мягкости и чувственности. Она обладает чувством собственного достоинства и не боится никаких препятствий. Защитница, обладающая ясновидением и интуицией.

Заяц-кот


Заяц-кот относятся к одному из наиболее замечательных знаков. Заяц и кот - символы долголетия. Если хорошо попросить, то они поделятся эликсиром, дающим бессмертие, счастье и удачу. Такие нэцкэ дарят с пожеланиями счастья, домашнего уюта и успеха в любовных делах.


Бог счастья, гармонии и долголетия, покровитель золотых и серебряных дел мастеров, сопутствует удаче в делах, торговле и ремеслах. Считается, что он приносит удачу и гармонию в отношения между мужчиной и женщиной.

Хранитель домашнего очага; 24 декабря он передает в небесную канцелярию все пожелания, и они обязательно исполняются.


Ребенок с птенцом воробья счастья, «фукура-судзуме» - необычайно благожелательный символ. Небесный волшебный воробей, сидящий на малыше, - символ, приносящий счастье, небесное покровительство и защиту детям.


Изображение мальчиков обладает очень сильной и четкой символикой: оно является пожеланием появления в семье наследника мужского пола, который занял бы высокое общественное положение и таким образом принес семье благополучие. Позже карако стал считаться благожелательным символом, приносящим удачу, счастье и благополучие.



Символ упорства в достижении цели, образец трудолюбия. В духовном смысле бык символизирует инициализацию - посвящение.


« Долголетний старец » - один из семи богов счастья, бог долголетия и бессмертия.

Лиса-оборотень, зловредный дух, любящий дурачить людей и морочить им голову. Считается, что может отпугнуть человека, замыслившего недоброе.

Единственная женщина среди Семи богов счастья, богиня любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. На востоке девушки обращаются к ней с просьбами о любви и счастливом замужестве.


Современный символ удачи и счастливой судьбы.


Символизирует веселье, праздничное настроение. Помогает преодолеть болезненное пристрастие к спиртному. Удерживает человека от излишеств.


Символ богатства и бессмертия. В системе символов выражает неразрывность материи и духа.

Символизирует достаток, зажиточность, благополучие. Когда Будда давал животным свое благословение, именно крыса получила его с помощью хитрости и проворства. Она ухватилась за хвост быка, бежавшего к Будде, и, когда бык склонил голову для благословения, проскользнула по его спине и упала прямо в ладони Будды. Крыса на венике - достаток, благополучие и чистота души. Черепаха на крысе - пожелание долгих лет жизни и мудрости тем, кто родился в год Крысы.

Три обезьяны Самбики Сару - благожелательный и охранительный символ. Они являются спутниками голуболицего бога Ваджраякши, занятого защитой людей от духов, болезней и злых демонов.

Фигурки Самбики-Сару символизируют соблюдение моральной И этической добропорядочности, чистоплотности. Такие фигурки можно дарить людям, стремящимся сохранять свои «белые одежды » в нашем противоречивом и несовершенном мире.

Царица неба, одна из бессмертных, Сиванму пользуется большой популярностью. Она дает счастье в любви, здоровье и благополучие. Ее образ привлекателен тем, что она считается хозяйкой сада в горах Куньлунь, где растут волшебные персиковые деревья, плоды которых даруют бессмертие.


Бог богатства, олицетворяет гармонию духовного и материального богатств.


Бог счастья и богатства с мешком волшебного риса. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается с колотушкой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается счастье, здоровье и любовь, мешок в руках символизирует богатство и достаток.

Бог карьеры. Символизирует удачу в делах и богатство, покровительствует бизнесу, делам, профессиональному росту, продвижению по службе. Один из трех Звездных старцев.

Один из трех богов небесной триады, приносящий исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня, который излечивает от всех болезней, и волшебным персиком долголетия в руке.

Бог счастья, символизирующий долгую и счастливую жизнь. Один из трех Звездных старцев.

Фусин - бог счастья и Лусин - бог карьеры. Это подтверждает и написание имени. В Японии Фукурокудзю пишется тремя иероглифами: фуку - изобилие, богатство (Фусин также от японского "фуку", року - в переводе - счастье (Лусин в Японии - чин, карьера), дзю - долголетие (Шоусин, Лусин и Фусин с кит. - триада звёздных духов).

Бог счастья и удачи. В нэцкэ изображается в высокой шапке и с рыбой Тай, иногда он выступает как покровитель рыбаков. Священная рыба Тай - символ удачи и духовных достижений: очень трудно поймать священного карпа голыми руками в чистой воде, так же трудно достичь душевного спокойствия и просветления.

Счастье и удача, идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме - каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается счастье, здоровье и любовь, а мешок с волшебным рисом, который он держит в руке, символизирует богатство и достаток.


« Холщовый мешок », один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. Если потереть фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности.


Дядюшка Попутный Ветер. Божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Настоятельно рекомендуется брать с собой в дорогу в качестве талисмана.


Значение материалов для нэцкэ

Конечно, нэцкэ делают из разных пород дерева и различных материалов, но самые популярные такие.

Самшит - вечнозеленое дерево, символ здоровья и долголетия.

Кость оленя - возвращает молодость, красоту, здоровье и долголетие.

Сакура - обладает благожелательной символикой и положительной энергией.

Настоящие нэцкэ, выполненные из материала высокого качества, оказывают успокоительное воздействие на психику человека. Нужно помнить, что недостаточно приобрести фигурку нужного значения и поставить ее на полку. Нужно точно знать, в какой сектор дома ее поставить.

Хотей в современном мире, во многом увлеченном буддизмом, является одним из популярнейших божеств, которые приносят в дом счастье. Его используют, как своеобразный талисман, статуэтка Хотея широко известна в фен-шуе.

Сам этот человек, в первую очередь, известен, как бог беззаботности и веселья. И в данном материале мы поговорим о том, откуда Хотей и нэцкэ, его изображающая, взялись.

Как ни странно, но данное божество имеет совершенно реальный прообраз. Некогда в Китае жил монах, которого звали Це-Цы. Как и многие, подобные ему, этот монах странствовал по всей стране. Он не отличался от прочих почти ничем, кроме большого мешка за спиной. Собственно, из-за этого мешка его и прозвали Хотей (слово переводится, как «холщовый мешок»)

Впрочем, история не получила бы и сотой доли популярности, если бы речь шла всего лишь о безобидном монахе с мешком, все куда любопытнее.

По какой-то причине (история, к сожалению, умалчивает, по какой), Хотей для многих стал символом счастья и веселья. В какое бы селение не приходил Це-Цы, там незамедлительно наступала атмосфера беззаботности, радости, и как будто бы само собой все начинало процветать.

Когда монаха спрашивали о содержимом его мешка, Це-Цы просто отвечал, что носит с собой… весь мир. Так или иначе, слава о необыкновенном монахе и его чудодейственной поклаже облетела вначале Китай, а затем и весь остальной мир.

В результате, мастерами была изготовлена фигурка Хотея (за монахом прочно закрепилась эта кличка), или вернее нэцкэ. Фигурка остается неизменной до наших дней, меняются лишь мотивы. На фото видно, что в виде статуэтки может быть изображен например Хотей на жабе, или с посохом или с монетами в руке. Иногда бывает даже Хотей с детьми и у каждого варианта нэцкэ - свой смысл.

Всемирное признание нэцке Хотея

Сама эта символика толстого монаха с мешком обрела настолько большую популярность, что в семнадцатом столетии его признали даже в Японии. В результате, сегодня Хотей считается одним из божеств, приносящих счастье. И для многих китайцев и даже японцев он имеет большое значение.

По той или иной причине Хотея принято считать одной из эманаций Майтрейи (хотя внешне две эти личности не похожи абсолютно, сравните хотя бы фото из интернета). И тут все дело в легенде. Согласно ей, однажды в старости Це-Цы сидел возле одного храма. Мимо него шли прохожие, и в какой-то момент Хотей вдруг заявил: «Эх, вы не замечаете, что я грядущий Майтрейя!».

Надо сказать, что на востоке Майтрейя почитается, как один из Будд, и символизирует собой процветание, благополучие и довольствие.

Так что, нет ничего удивительного в том, что Хотея многие считают натуральным воплощением счастливой жизни, которая приходит в дом вместе с нэцкэ. Многие так и называют его - Будда Хотэй.

Но справедливости ради, нужно сказать, что с данной версией оказались не согласны буддисты из нескольких стран. Как ни странно, все дело оказалось во внешности Хотея - буддисты привыкли видеть своего просветленного лидера (то есть Будду) стройным и красивым, тогда как китайский Хотей откровенно некрасивый и толстый (фото нэцкэ это подтверждают).

Но на эти возмущенные упреки быстро нашелся ответ: во внешности Хотея есть свое значение. Согласно очередной легенде, в одном из своих воплощений Будда оказался красив настолько, что не знал покоя от сходивших по нему с ума девушек. В результате, Будда решил не смущать впечатлительные женские умы и обратился немолодым и толстым мужчиной, чтобы все вновь встало на свои места и все занимались своим делом.

Исполнитель желаний - Будда Хотей

Бог Хотей является талисманом, которое приносит в дом много удачи, радости и богатства. А если его еще и триста раз потереть по животу, то вы не только отполируете свою фигурку до блеска, но и зарядите ее на выполнение своего заветного желания. Есть только одно условие: на протяжение всего «ритуала» натирания фигурки желание необходимо держать в голове. Вот это условие имеет большое значение.

Китайцы вообще убеждены, что именно с касания живота Хотея должен начинаться день любого порядочного человека, который желает, чтобы в его жизни было все - от здоровья и удачи до материального богатства и успеха в начинаниях. Самое любопытное, что данное поверье почитает за истину почти каждый китайский бизнесмен. А если потереть живот фигурке Хотей с детьми, то вы обретете семейное благополучие.

Помимо этого, существует легенда о том, что Хотей с мешком за спиной собирает в свою нехитрую тару все несчастья, встречающиеся ему на пути.

Видимо, поэтому, когда монах приходил в деревни, там наступало благоденствие. Именно в результате данной трактовки статуэтка Хотей оказалась на вооружении науки фен-шуй, которая известна, как учение о счастье и гармонизации окружающего пространства.

Приобретая в свой дом фигурку Хотея, вам в первую очередь необходимо знать, что она нуждается в активации (иначе вы можете ждать прихода богатства и счастья очень долго). Собственно, как и любой другой амулет, Хотей нуждается в «знакомстве с новым владельцем».

Сама процедура уже была описана выше - необходимо триста раз потереть живот древнего монаха, попутно удерживая в голове желание, о свершении которого вы столь страстно мечтаете. Это может быть все, что угодно - работа, личная жизнь, не важно.

Кстати, непосредственно перед приобретением этой фигурки вам стоит примериться к материалу, из которого изготовлен Хотей. Понятно, что наибольшее количество счастья и богатства вы получите от той фигурки, что изготовлена из дерева, камня, металла которые подходят именно вам. Что же касается цвета, в который должна быть окрашена фигурка Хотея, то она должна непременно быть золотистой, либо белой.

Страница 1 из 7

Значение нэцкэ

Свою историю резные фигурки нэцкэ начали в культуре древнего Китая. При правлении династии Мин в Китае сложилась традиция делать маленькие резные предметы чжуй-цы. В культуре Японии нэцкэ появились позднее, на рубеже 16 и 17 веков. Лишь в то время японцы начали носить на поясе небольшие резные изделия. Шнур складывали пополам и пропускали через пояс. С другой стороны петли надевали нэцкэ через проделанное в нем сквозное отверстие (нэцкэ в Японии изображается в виде двух иероглифов - «корень» и «прикреплять»). Необходимость появления такого способа ношения была вызвана тем, что в японском традиционном костюме отсутствовали карманы. Широкое распространение в японской культуре нэцкэ получило в XVII веке. Возможно, одной из причин была «охота за мечами» - проведенная в 1588 г. операция сегуна Тоетоми Хидэеси по изъятию оружия и мечей у крестьян и горожан, которые до этого времени имели обычай носить мелкие предметы, прикрепив их к эфесу меча. Теперь от благородного оружия у многих японцев остались только брелоки.

Расцвет искусства изготовления нэцкэ, который стал отдельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). Нэцкэ стали настоящей жанровой скульптурой, хотя и малого размера - от двух до десяти сантиметров. Работы отличались высоким профессионализмом. Если в XVII в. производством нэцкэ занимались мастера различных специальностей: скульпторы, керамисты, резчики масок, художники по лаку и металлу, то в XVIII столетии появляется целая армия профессиональных резчиков - нэцукэси. Возник самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства и обладающий присущими только ему набором форм (катабори, кагамибута, мандзю), материалами (дерево, слоновая кость, олений рог, металлы, фарфор, янтарь и т. д.) и кругом сюжетов (исторический, литературный, бытовой, религиозный, театральный жанры, флора и фауна). Резчики нэцкэ часто черпали сюжеты для своих работ из японской истории. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами изображались исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени. По всей стране возникли центры резьбы: центральные школы в Эдо, Осака и Киото, провинциальные - в Гифу, Нагоя, Хида, Цу и Ямада. Появились знаменитые на всю Японию имена - Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо. Их творения формировали стили и направления целых школ. За исключением некоторых прослан ленных мастеров, мы мало знаем о резчиках нэцкэ. В письменных источниках XVIII-XIX в. содержатся отрывочные сведения о мастерах, все чаще - о материалах и формах, используемых в нэцкэ. Исключение составляет лишь сборник «Сокэн кисё», выпущенный в свет в 1781 году Инаба Цурю, торговцем мечами из Осаки. Многочисленные сюжеты нэцкэ содержали в себе благожелательный подтекст и тем самым фигурки стали использовать, как обереги, амулеты и талисманы . Популярность нэцкэ давно перешагнула границы Японии. На современных аукционах время от времени всплывают старинные резные японские брелоки. Стоить они могут очень дорого. Однако популярность таких предметов кроется не только в их относительной малочисленности и материальной ценности. В современном мире многие персонажи и предметы, которые изображали резчики нэцкэ, вошли в число общеизвестных символов и амулетов.

В Японии сложилось несколько традиционных театральных форм, среди которых широко известны Гигаку, Гедо, Но, Кабуки, Сато-кагура и некоторые другие. Практически во всех театральных постановках этих направлений использовались маски, поэтому и в нэцкэ изображение человека часто соседствует с маской. Особенно любопытны нэцкэ с вращающейся деталью, которая изображает лицо актера и одновременно его маску. Когда такую деталь поворачивают, создается впечатление, что актер надевает маску. Фигурку актера с маской можно подарить человеку, работа которого связана с театром. Маска является символом лицедейства, она скрывает истинные чувства, позволяет начать играть новую роль в жизни.

Аматерасу

Японская богиня солнца. О ней рассказывают древние японские легенды, изложенные в летописях «Кодзики» и «Нихон секи». В них говорится о божественных прародителях всего сущего на земле - брате и сестре Идзанаги и Идзанами. От их брака в море появились острова и родились духи, которые их заселили. Капли влаги из левого глаза Идзанаги породили богиню солнца Аматэрасу. Она считается главой остальных богов и прародительницей японских императоров. Верят, что фигурка богини способствует порядку и плодородию, привносит свет в жизнь каждого человека. Аматерасу - покровительница земледельцев. Ее изображение можно подарить любому человеку, работа которого связана с землей, сельским хозяйством.

Амитабха

Одно из воплощений Будды . В переводе с санскрита Amitabha - «безграничный свет». В Китае этот буддистский персонаж известен как Амитуо Фо. Японцы порой называют его просто Амидой. Считается, что у Амитабхи был реальный прототип - царь, который отрекся от власти и стал монахом, взял себе имя Дхармакара. Обычно его изображают с деревянной чашей для подаяний. Дхармакара дал 48 обетов, но обещал не достигать нирваны, пока не поможет всем разумным существам достичь «земли счастья». Говорят также, что Амитабха создал свой собственный «рай» - поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. В этом контексте фигурка Амитабхи - талисман надежды на лучшую жизнь, обретение счастья.

Архат

Архатами в буддизме называют людей, достигших вершин личностного развития и совершенства. В переводе с санскрита arhant «достойный». Архаты ведут суровую жизнь аскета, соблюдают духовную дисциплину и отличаются высоко моральным поведением. Архатам удается разорвать круг «колеса жизни» и достичь состояния нирваны. К архатам причисляют ближайших учеников и последователи Будды Шакьямуни. Резчики нэцкэ изображали архатов как монахов с чашей для подаяний символом нестяжательства и аскетической жизни. Из такой чаши может выглядывать дракон - символ внутренней энергии, укрощенной архатом. Фигурка архата способствует твердости духа. Архат является покровителем людей, вставших на путь самосовершенствования.

Баку

В Японии фантастическое животное баку изображается в виде существа, напоминающего своим обликом тапира. У него слоновий хобот, бивни слона, лапы тигра и бычий хвост. Образ баку был позаимствован японцами из китайской мифологии, где это существо считалось демоном, способным избавить человека от ночного кошмара. Широкое распространение образ «пожирателя дурных снов» получил в Японии в конце XVI в., когда один из военачальников сегуна Тоетоми Хидэеси привез из Кореи деревянное изголовье с изображением баку. Согласно поверьям, оно избавляло спящего от дурных снов. В наши дни фигурка Баку продолжает считаться талисманом, способным избавить человека от дурных сновидений.