Личность это… Личность с точки зрения психологии. Любовь с научной точки зрения

2008-10-29 Андрей Самарский Версия для печати

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь - с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Ответить на этот вопрос можно лишь показав историческую связь психики с деятельностью человека, каким образом она возникает в человеке (или она присуща ему от рождения?), каковы законы ее изменения, и правильно ли психология рассматривает психику человека. Известно, что термин психология - "наука о душе" - начали использовать в Древней Греции, а термин «психея» происходит из древнегреческой мифологии, которая зародилась еще в первобытнообщинном строе. Это было не случайно, ведь именно тогда люди стали впервые задумываться об окружающем их мире. Согласно материалистической концепции, сознание у человека, как и сам человек, возникает тогда, когда он начинает выделять себя из природы - противопоставлять себя природе. Причиной тому есть реальное противопоставление себя природе с помощью орудий труда. Отныне между ним и природой стоит посредник - предмет, непременно предмет человеческого труда, относясь к которому, человек относится к природе. Поначалу человек относился ко всему как к живому: всякая природная вещь и явление было для него наделено душой, но со временем, когда деятельность человека стала воспроизводить эти природные явления и вещи, когда они стали понятными, изменялось и его отношение к ним. Параллельно у людей складывалось особое отношение к сознанию, которое тогда было неразрывно связано с понятием души. Мифология решала этот вопрос по-своему, в силу имевшихся в то время знаний, но главное, что она дала в этом отношении - это основу понятия душа, с которым впоследствии имела дело наука.

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э. В. Ильенковым и психологом Д. И. Дубровским . Суть спора - вопрос о том, что является определяющим в личности - биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского - это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова - позиция диалектического материализма.

Почему именно общественные условия являются определяющими в формировании личности? Ответ философа был таким: да потому, что сама личность - понятие сугубо общественное, возникает и существует исключительно в обществе. При этом общество - это не просто среда обитания человеческого индивида, и даже не совокупность индивидов, а живой, развивающийся организм, ансамбль всех человеческих отношений. Формальная логика - логика метафизического материализма - справляется только с одной стороной противоположности, а именно с индивидом, взятым со стороны его частичности, единичности. Об этом говорят и много современных модных направлений в философии и психологии, что сущность человека - это его неповторимый внутренний мир, переживания, эмоции. Диалектическая логика позволяет понять противоречивость личности, в которой, с одной стороны, она выступает как нечто индивидуальное и неповторимое, а с противоположной - как проявление всех общественных отношений.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно - в XVII - XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства - единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник - предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом - социальном - отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» - с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности » . Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, - а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека - понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» . Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления - то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась - современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

Изменились социальные условия - изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» - люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей - по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой . Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи - в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь - это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой - диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

  1. см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155
  2. Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396
  3. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265
  4. см. http://caute.2084.ru/ilyenkov/texts/genpers.html

Человек с открытым сердцем – это в большинстве случаев уверенная в себе и сильная личность. Как правило, открытые люди коммуникабельнее и эффективнее в общении в сравнении с закрытыми. Не секрет, что человек с открытой душой склонен к поддержке и любым иным позитивным формам эмоционального взаимодействия.

Открытость личности определяется тем, в какую часть своего мира она пускает окружающих. Чем большим количеством составляющих нашей жизни мы делимся с окружающими, тем мы более открыты.

Социально открытый человек отличается коммуникабельностью и искренностью. При этом болезненные переживания такой человек все же предпочитает держать в себе и делает их сокровенными.

В большинстве случаев в повседневном общении быть открытым значит отличаться душевной открытостью. Такая личность без труда делится своими переживаниями и мыслями, целями и надеждами. Открытый человек не чувствует внутреннего барьера в том, чтобы делиться с кем-то своими чувствами и отношением к чему или кому-либо. Такие люди легко признаются в любви или неприязни, публично признают свои страхи, говорят открыто об обиде и смело делятся своей точкой зрения. Для такой личности быть открытым для людей означает не скрывать свой внутренний мир от других и с радостью принимать то, что приходит извне.

Душевная открытость неразрывно связана с таким понятием, как доверие. Именно поэтому эти два термина нередко рассматриваются как синонимы. Истинная открытость подразумевает как душевную, так и социальную открытость.

Когда открытость уместна, а когда нет

Стоит иметь ввиду, что далеко не всякая разновидность открытости приемлема. Излишняя открытость в деликатных вопросах может быть расценена как бездумность и простота. Даже если такой человек делится чем-либо абсолютно на позитивных началах, его неосмысленность может стать неполезной для него, и он может прослыть как бездумный простак.

Если человек душевно здоров, то для него нормальным состоянием будет умеренная душевная открытость. Именно это качество является важнейшим базисом для построения долгосрочных дружественных отношений. Однако стоит понимать, что бездумное доверие ко всем окружающим является полнейшей глупостью и проявлением недальновидности. В наше время люди, которые контактируют с нами, не всегда дружелюбны и не всегда имеют позитивное намерение. Вот почему очень важно сохранять трезвость мышления и не доверять кому попало. В противном случае можно нажить себе немало проблем, что станет важным жизненным уроком. Поэтому не стоит игнорировать такие качества, как способность разбираться в людях и умение поддерживать внутреннюю защищенность.

При этом не стоит путать внутреннюю защищенность с закрытостью. Последнее является скорее негативным качеством, в то время как первое в большинстве случаев пойдет каждому на пользу. Не секрет, что многие люди, достигшие успеха, практикуют принцип надежды на лучшее и готовности к худшему. Именно поэтому доверять по-настоящему может та личность, которая имеет серьезную внутреннюю защиту и душевную мощь. Если человек богат, уверен в себе и в своих силах, то ему не составит труда быть открытым. Поэтому очень важно выработать в себе внутреннюю силу и психологическую защищенность. Именно тогда, когда вы обретете эти качества, вы поймете, что доверие является важной личностной ценностью.

В том случае, если вас обвиняют в закрытости или недостаточной открытости, то, возможно, имеет смысл изменить представление окружающих о вас. Однако стоит понимать, что незначительными внешними изменениями не отделаться. Вам предстоит серьезно пересмотреть многие свои привычки и жизненные ценности. Более того, вам придется поменять даже мимику.

Первый шаг на пути к открытости – это начать чаще появляться среди людей. Сидение дома за компьютером или у телевизора не изменит вашу жизнь к лучшему (вот, прочтите – «Интернет зависимость » «негативное влияние телевизора »). Находясь в компании, не имеет смысла бороться за лидерство или внимание окружающих. Для начала постарайтесь быть привлекательным и интересным человеком .

Очень часто закрытость неразрывно связана со страхом сказать что-то неуместное или неправильное. И это действительно так. Если вы решили развить в себе такое качество, как открытость, то необходимо практиковать именно умную осознанную открытость с пониманием того, для кого и для чего вы открываетесь. Чтобы разобраться в этом, попросите совета у умного человека. Подумайте о том, кого из окружающих вы считаете таковым и задайте вопрос, каким образом вам нужно поступить, что и в каких случаях говорить можно, а о чем нужно умолчать .

Многие люди, которые не знают, как стать открытым и общительным человеком , но стремятся к этому, совершают ошибку и начинают играть какую-то роль, не свойственную им. Нужно помнить, что быть настоящим очень важно. Играть роль – это шаг к закрытости и ненатуральности.

Однажды для вас станет находкой то, что самая лучшая открытость основана на помощи другому человеку в понимании себя. Такая открытость заставляет вашего партнера открываться в ответ. Осознание этого способно дать вам невероятно много. Если вы не хотите говорить о себе – начните интересоваться окружающими. Говорите с ними на те темы, которые им интересны. Давайте рассмотрим, каким образом это связано с открытостью.

Если вас называют закрытым человеком, то это означает, что окружающим не нравится с вами общаться. В то же время, когда вы затрагиваете темы, интересные вашему собеседнику, он начинает получать удовольствие от общения с вами. При этом такой человек никогда больше не скажет о вас то, что вы закрытая личность. Совсем не обязательно вам постоянно высказываться. Тем не менее, когда вы что-то говорите, уточняйте свой отношение к чему-либо. К примеру, фраза «у меня все по другому» будет закрытой, в то время как фраза «к сожалению, у меня все по-другому» уже четко обозначает ваши эмоции. Избегайте сухих слов типа «понятно». Скажите вместо этого что-то вроде «Очень интересно, я никогда и не думал, что…». Практикуя это небольшое изменение в общении, вы заметите, что ваши контакты с окружающими станут более открытыми.

Поучитесь открытости у детей. Именно за их непосредственность взрослые любят с ними общаться. Их любовь к жизни и стремление к счастью, любопытство и жажда знаний вызывают у взрослых улыбку и восхищение. Для того чтобы стать открытым, стоит смотреть на мир глазами ребенка.

Когда вы выражаете свое отношение к чему-то, старайтесь чаще отдавать предпочтение позитиву. Без сомнений, делиться негативными эмоциями также нужно, но при этом стоит помнить, что людей больше тянет к тому, кто поднимает настроение.

Желая быть открытым с другими людьми, стоит избавиться от определенных условностей. Делайте заслуженные комплименты, критикуйте справедливо и по делу. Однако не стоит допускать грубости и оскорблений . Это у вас получится тогда, когда вы сумеете поставить себя на место вашего собеседника. Для того чтобы не возникало неловких ситуаций, умейте правильно критиковать и научитесь конструктивно принимать критику в свой адрес .

Чаще улыбайтесь, поскольку это достаточно простой способ быть доброжелательным с окружающими. Улыбайтесь даже тогда, когда это противоречит ситуации. Вы удивитесь, насколько приятным собеседником может оказаться ваша ворчливая соседка или грубый кассир в супермаркете.

Более сложная задача – это проработка мимики. Сделайте ее выразительнее. Помните, что вы можете демонстрировать свое отношение как вербально, так и невербально.

Не забывайте про необходимость говорить «спасибо». Освойте искусство смеяться надо собой и своими промахами. Научитесь нести ответственность за свои поступки. Хватайтесь за возможности, которые дарит вам жизнь. Стать открытым человеком означает обрести внутреннюю гармонию и научиться жить в гармонии с окружающим миром.

Теперь вы знаете, что такое открытость и каким образом можно сделать это свойство характера своим собственным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Основные правила жизни

Каждый человек проходит через определенные испытания, которые либо закаляют его характер, либо сталкивают в пропасть. Рано или поздно все приходят к выводу о том, что некоторые правила относятся ко всем, и если им следовать, то можно намного упростить себе жизнь. Если бы всякий раз, когда появляются затруднения, мы вспоминали об этих простейших правилах, то большинство пролитых слез могло и не пролиться. Приходится учиться на своих ошибках, и несмотря ни на что идти вперед. Стоит прислушаться к выводу других, чтобы потом не «разгребать» глупые проблемы.

Самое первое правило жизни – вера в лучшее. Пусть сейчас может показаться, что мир специально толкает вниз, а отношения совсем не складываются, но это ничего не значит. Всегда будут белые полосы и черные, как на клавишах фортепиано: без белых нот никак не составить мелодию, но и без черных она невозможна. Не зря говорят в народе, что мысли – плод будущего. Это главная сила, которую нельзя отнять. Просто в любой момент нужно верить, что даже если сегодня все плохо, значит, завтра все обязательно будет хорошо! Просыпаться с такими мыслями каждый день, вырабатывать привычку опираться на позитив, и тогда все будет отлично, ведь чудеса случаются только там, где в них верят.

Самые сильные чувства: любовь и ненависть. Всегда найдутся те, кто полюбят ни за что, и те, кто будут ненавидеть. Отсюда и второе правило жизни – не заставляйте людей быть с вами и не забывайте о своей гордости, умоляя их вернуться. Каждый человек имеет право на свободу, это нельзя отнять или присвоить. Можно полюбить кого-то и видеть в нем смысл жизни, но не получить взаимность. В таких случаях не надо бросаться в омут, ведь нельзя заставить других чувствовать по своему желанию. Всегда есть вероятность потерять близкого человека, и привязанность сыграет здесь худшую роль. Люди – не собственность, их нельзя приковать к одному месту и держать на коротком поводке, иначе есть риск потерять их навсегда.

Что же там с третьим правилом? Люди привыкли зацикливаться на себе, проблемах или будущем, но почти никто не замечает уникальность каждого момента. Именно на мелочи нужно обращать внимание, ведь в них заключена вся правда и все чувства.

Попытки изменить других людей тоже ничем хорошим не закончатся. Никто не может продиктовать, кем нужно быть и кто является идеалом поведения. Только сам человек может себя изменить, другим же такого права не дано.

Мир был бы ничем без добра. Всегда найдутся добрые люди, способные на помощь и сострадание. То, что мы делаем сейчас, вернется к нам завтра, таков закон природы. Хотите любви, счастья и здоровья? Тогда стоит начать с таких пожеланий близким и друзьям, жизнь – тот же бумеранг, разве что с разными периодами возврата.

Некоторые полагают, что лучше уж прожить в одиночестве, но зато не почувствовать боль от предательства. Это неправильно, ведь любовь – это счастье. Да, может так получиться, что любовь не взаимна, но не стоит при этом ненавидеть себя, пытаться мстить и делать глупые, опрометчивые решения. Позвольте себе любить это мгновение и тех, кто любят вас. Счастье уже в том, что вы чувствуете силу любви. Просто прекратите усложнять себе жизнь и наслаждайтесь ею. Поверьте, счастливые люди с яркой улыбкой имеют больше шансов, чтобы понравиться кому-то, нежели жалкая гримаса и гордое молчание.

И самое последнее правило, которое заключается из трех «умейте»: благодарить, прощать и мечтать. В благодарности есть доброта, в прощении великая сила, а в мечтах — цель, которая будет достигнута вами!

И, в конце концов, умейте просто жить, ведь в этом и заключается счастье.

1. Те, кто спит 6-7 часов, меньше подвержены риску преждевременной смерти, чем те, кто спит по 8 часов. Но у спящих менее 5 часов по ночам в три раза чаще возникают психические проблемы, чем у тех, кто спит по 8-9 часов. 2. Нет для человека лучшего звука, чем его произнесенное имя. Первое, что надо запоминать при знакомстве - имя. Не должность, не профессию, а имя. Это основное правило установки хороших отношений. 3. Чтобы быстро уснуть надо лечь на спину, вытянуться, расслабить все тело. Закрыть глаза и под закрытыми веками закатить зрачки наверх. Это нормальное состояние глаз во время сна. Приняв это положение, человек засыпает быстро, легко и глубоко. Если верить Виктору Суворову, этой методике десятилетиями обучают сотрудников ГРУ. 4. Психологи определили, что женщине достаточно всего 45 секунд для того, чтобы оценить незнакомого мужчину. Из них 10 секунд она строит общее впечатление о фигуре, 8 секунд оценивает глаза, 7 секунд смотрит на волосы, 10 секунд на губы и подбородок, 5 секунд - на плечи. А последние 5 смотрит на обручальное кольцо - если оно есть. 5. Знание психологии делает жизнь сложнее, а применение - проще. 6. Лучшим средством от забот, тревожности и стресса ученые из Оксфордского университета признали чтение, утверждая, что это занятие оказывает более быстрый эффект на организм. Удивительно, но этот способ много лучше приёма алкоголя, намного эффективнее прогулки, чаепития или прослушивания музыки. 7. Иногда неразделенная любовь перерастает в настоящую одержимость и даже чревата психическими расстройствами. Такими, например, как синдром Адели. Синдром Адели - это длительная болезненная любовная одержимость другим человеком, которая остается без ответа. 8. Проанализировав более миллиарда твиттов, опубликованных во время крупных спортивных соревнований, учёные установили, что чем "громче" и увереннее заявления спорщика, тем больше у него шансов одержать победу в дискуссии. Иными словами, говорите уверенно, даже если знаете, что неправы. 9. Если человек пытается что-то вспомнить, но при этом продолжает смотреть вам в глаза, будьте уверены - вас обманывают. 10. Женщины чувствуют себя любимым, общаясь лицом к лицу со своим партнером, мужчины, напротив, испытывают эмоциональную близость в общении, когда они работают, играют, или разговаривают, сидя рядом с партнёршей. 10 фактов (часть 1) 1. Мы часто влюбляемся в людей, похожих на наших родителей, с которыми у нас остались нерешенные проблемы детства. Сами того не подозревая, мы стремимся решить эти проблемы в зрелом возрасте. 2. Согласно исследованию Кембриджского университета, ·нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах?. 3. Даже положительные события, такие как окончание университета, вступление в брак или новая работа, могут привести к депрессии. 4. Прямые родительские разговоры о вреде курения менее эффективны, чем все думают. Как правило, подростки, начинающие курить, имеют друзей, которые сами подражают взрослым курильщикам, положительно отзывавшимся об ощущениях при курении и предлагающим сигареты. 5. В психологии есть принцип:чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь - меньше получаешь, меньше ждешь - больше получаешь. Принцип железобетонный, никаких исключений. 6. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее. 7. Скажите девушке, будто купили ей подарок и предложите поотгадывать. Она перечислит то, что хочет. 8. У ·словесного поноса есть научное название - копролалия. 9. Если вас мучают кошмары по ночам, возможно, вы мерзнете во сне. Научный факт - чем холоднее в спальне, тем больше шансов увидеть дурной сон. 10. По наблюдениям экспертов, люди с голубыми глазами могут влюбиться всего за несколько минут, а люди с карими глазами могут одновременно любить двоих. С зелёными глазами всё обстоит иначе, людям с зелёными глазами что бы влюбиться потребуется много времени, иногда на это уходят года. Люди со всеми другими цветами могут влюбиться всего лишь за час. Десять психологических фактов (часть 2) 1. В незнакомом месте большинство людей делает поворот направо. Поэтому, если вы не хотите оказаться в толпе или стоять долго в очереди, идите налево или занимайте ту очередь, что левее. 2. Язык - вот что является самой сильной мышцей человеческого организма. 3. Свидетели-мужчины и свидетели-женщины по-разному запоминают детали преступлений. Когда преступник, например, выхватывает сумочку, женщины-свидетели запоминают выражение лица жертвы. Свидетели-мужчины, наоборот, запоминают грабителя. 4. Кстати, чем спокойней выглядит человек, тем реже другим людям приходит в голову ему противоречить. Напротив, человек, который отстаивает свою точку зрения с горячностью, рискует встретить хорошо аргументированное и яростное сопротивление. 5. Магазины имеют целый арсенал психологических уловок. Например, известно, что, сменив ценник с "Персик - $0.25 / штука" на "Персик - $1 / 4 штуки", можно увеличить продажи ровно вполовину. 6. Также известно, что в магазинах одежды покупательницы-женщины, прежде всего, обращают внимание на полки и вешалки, на которых царит беспорядок. Подсознательно им кажется, что именно там находится все самое интересное. 7. Память человека способна сохранить 90% из того, что он делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит. 8. Хорошие оценки запоминаются намного лучше, чем плохие. "Пятерки" припоминаются в 89% случаев, а тройки - только в 29%. Как вы догадываетесь, людям казалось, что оценка была лучше, чем в реальности. 9. Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета. Это происходит из-за эффекта, называемого "хромостереопсис", который заключается в том, что один цвет подавляет другой. Это вызывает раздражение и усталость глаз. 10. Лучше всего память работает между 8 - 12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего сразу после обеда.

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово «persona» употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека.

Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.

В отечественной психологии существует ряд определений личности:

«личность – это носитель сознания» (К. К. Платонов);

«личность – это целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л. И. Божович);

«личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б. Г. Ананьев).

«личность – это человек, взятый в системе таких его сихологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов). Или, коротко, личностъ – это человек в совокупности его социальных приобретенных качеств.

Философский словарь трактует личность как «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений».

Обобщая, можно дать следующее определение: личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

В этом и других определениях можно выделить следующий важный момент: личность развивается в результате взаимодействия человека с окружающей средой, но всегда имеет отпечаток свойств и качеств, присущих только данному человеку.

Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т. е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

Рассмотрение человека как личности связано, прежде всего, со взглядом на человека как на единицу общества. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Психологическую труктуру личности составляют:

  • темперамент;
  • способности;
  • мотивация;
  • характер;
  • воля;
  • чувства.
  1. Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический (классификация Гиппократа1.

– сильный, уравновешенный, подвижный человек, быстро и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни и успешно сопротивляющийся ее трудностям. Основные черты – общительный, разговорчивый, отзывчивый, открытый, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству.

— Меланхолик – слабый, малоподвижный человек, часто пассивный и заторможенный. Сильные раздражители могут вызвать различные нарушения его поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности. Основные черты – тихий, замкнутый, необщительный, пессимистичный, тревожный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся.

— Холерик – сильный, неуравновешенный, легко возбуждающийся человек, обладающий большой жизненной энергией, часто вспыльчивый и несдержанный. Основные черты – обидчивый, беспокойный, активный, импульсивный, эмоционально неустойчивый.

— Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный человек, реагирующий на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонный к каким-либо изменениям, хорошо справляющийся с внешними раздражителями. Основные черты – надежный, доброжелательный, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, эмоционально устойчивый.

  1. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней. Они являются продуктом общественно-исторической практики человека, результатом взаимодействия его биологических и психических особенностей. Проблема способностей – одна из центральных в психологии. Наиболее острые дискуссии различных научных школ связаны с пониманием их структуры, законов развития и функционирования. Одна из точек зрения заключается в признании того, что способности являются врожденными свойствами человека. Обстоятельства его жизни, образование могут влиять на достижения человека лишь в относительно ограниченном диапазоне. Противоположный взгляд на способности состоит в том, что последние считаются пластичными и при благоприятных условиях могут получить качественное развитие. Деятельностная теория психики склоняется ко второму взгляду. Более того, важнейший тезис этой теории состоит в том, что способности развиваются в процессе деятельности, с которой они взаимосвязаны. Конечно, такое положение ставит субъект деятельности в напряженное состояние повышенного внимания, ответственности и мобилизации усилий в решении профессиональных вопросов. Но в итоге имеет место развитие личности человека.

Различают несколько уровней развития способностей людей:

— одаренностъ – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц;

— талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

— гениалъностъ – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

Выделяют общие и специальные способности:

— общие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности;

— специалъные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т. п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.

  1. Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека. представляется как непрерывный процесс, в котором субъект действия (человек1 и ситуация взаимно влияют друг на друга, в результате чего можно наблюдать поведение человека. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому человеку, является его личным свойством, побуждением к деятельности, причиной его действий и поступков. Мотивы формируются из потребностей человека и бывают осознанными и неосознаваемыми. Примеры мотивов: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив аффилиации (стремления к общению).
  2. Характер можно определить как совокупность существенных, устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах ее деятельности, общения и взаимодействия с окружающими людьми, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер человека не является врожденным, он формируется в процессе его жизни и деятельности. В целом характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении и формируется. Психологический механизм формирования характера точно отражен в русской пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». В описанном механизме формирования характера отчетливо выступают две его неразрывные составляющие: отношение субъекта к целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и способы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере.

Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. Так, швейцарский психолог и философ К. Г. Юнг (1875–1961) выделил всего два основных типа характера: экстровертированный и интровертированный. Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер (1888–1964) выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения (конституции) человека (астенический, атлетический и пикнический) и каждый из них связал с особым типом характера. Немецкий ученый К. Леонгард предложил классификацию характеров, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, и ввел в психологию понятие «акцентуация характера», которая обозначает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.

Одна из наиболее полных современных типологий характера была разработана Е. А. Личко, достоинство которой заключается в том, что она включает в себя описание как нормальных, акцентуированных, так и патологических характеров. По определению Личко, «акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздейсвий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим».

Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:

  • циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;
  • гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения;
  • лабилъный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;
  • астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;
  • сенситивный повышенная чувствительность, застенчивость, робость;
  • психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;
  • шизоидный – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов;
  • эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;
  • застревающий (паранойялъный1 – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность;
  • истероидный – эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие;
  • дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;
  • неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение;
  • конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, И. Ф. Лесгафта, А. З. Лазурского, Б. Г. Ананьева и др.

  1. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении. Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):
  • сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;
  • настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;
  • выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;
  • решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;
  • смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;
  • самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;
  • дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
  • обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;
  • организованностъ – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Волевые действия подразделяются на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют осознание его мотивов, возникновение намерения осуществить этот волевой акт, составление плана, учет последствий и т. д.