Что такое литературная тема. Многообразие тем и тематики литературного произведения. Тема, проблема и идея литературного произведения

Самая простая и доступная, на всю жизнь запоминающаяся формула определений. Что такое есть Тема – Проблема – идея литературного произведения:

«Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»

Художественная целостность литературного произведения как единство формы и содержания: воплощение идейно-тематического содержания в единственно возможной форме.

Когда вы пишете своего центрального героя, не забудьте добавить то, что вам хотелось бы узнать. И тогда подумайте, как ваш персонаж. Встаньте в ее голову, даже станете ее ненадолго. Как указано в статье, позвольте вашему персонажу выразить себя, особенно в открытии вашего романа. Пусть персонаж будет тем, кем она хочет быть. Это никоим образом не означает, что вы должны писать у первого лица. Это означает, что вам нужно писать сцены, которые выражают, кто ваш персонаж, сразу. Подцепите этих читателей и позвольте им любить или, по крайней мере, быть заинтригованным вашим главным героем.

Элементы содержания литературного произведения:

Проблема

Конфликт

Сюжет (?)

Элементы художественной формы произведения:

Сюжет (?)

Композиция

Персонажи и художественные приемы их создания

Вся система образов - вспомнить: разные классификации образов: по форме (включая 4 пласта художественной речи), по содержанию, по роду литературы, по степени обобщенности

Не забудьте показать, не рассказывать, и избегать слишком большого описания. Позитивные аспекты женской фантастики. У женской фантастики может быть счастливый конец! Это может иметь дело с оптимистичными, позитивными темами. Но эта статья посвящена позитивности в женской фантастике! Надежда, любовь, восхождение из пепла, как феникс и т.д. одна положительная тема или аспект женской фантастики - это романтика, нахождение любви. Романтические истории о любви являются частью женской фантастики, и хотя любовные истории встречаются в цыпочке, освещенной и романтичной, зрелая глубина и тон их развития в художественной литературе женщин отличает их от других жанровых классификаций.

Вопрос 2. Определение, роль и значение темы в литературном произведении. Тематика произведения. Вечные темы.

Приведем несколько различных определений понятия «тема литературного произведения».

Тема литературного произведения: жизненный материал, который отражается в литературном произведении.

Тема – это то, что изображается в произведении.

Как мы уже говорили, женская фантастика может быть очень интересной в ее обращении. Частично это объясняется тем, что ее персонажи часто преодолевают какие-то невзгоды, будь то личные, внешние или и те, и другие. Эти серьезные ситуации включают злоупотребления, развода, семейного расстройства и других социальных проблем, но этот жанр также может исследовать позитивные аспекты, связанные с женщинами.

Любовь и романтика могут присутствовать, но эти элементы не обязательно должны быть для того, чтобы считаться женской фантастикой. Однако, когда они есть, результаты обычно положительные, результат благоприятный, счастливый конец, если вы будете. Если любовь и романтика присутствуют, чувства гораздо глубже, и эмоции исследуются более подробно, с большей зрелостью, чем ваш типичный цыпленок, освещенный или романтический роман. Этот урок исследует этот тип зрелой истории любви.

Тема – это то, что придают целостный характер литературному произведению, и определяет единство поставленной в нем проблематики и идейно-художественного содержания.

Тема – это основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил свое внимание в литературном произведении

Термин «тема» употребляется в двух значениях:

Зрелая история любви немного более глубока, немного сложнее, чем те, которые вы могли бы прочитать в другом месте. Например, в романе, озаглавленном цыпленком, ваши персонажи могут влюбиться, в конце концов - это то, что может произойти и в женской фантастической истории.

Но у цыпленка горит, у нас часто бывает молодая женщина, которая спотыкается и путается в отношениях, обычно встречающихся со всеми неправильными людьми, прежде чем найти подходящую, или преследовать за неправильным, только чтобы найти, что там был правильный вдоль. В типичном романтическом романе вы можете найти эти сюжетные линии тоже, но обычно роман, который классифицируется как «романтика», касается пожилых женщин, а не молодых. Звучит ужасно грубо, возможно, но это правда. Обычно героиня-героиня среднего возраста или старше, возможно, но не всегда; и цыпленок, освещенный героинями, как правило, молодые женщины в возрасте 20 лет.

    жизненный материал, взятый для изображения

    основная общественная проблема в общественной ситуации данного времени, поставленная в произведении

В некоторых произведениях в самом названии подчеркнуто, что тема данного произведения – это главный вопрос эпохи, ее главная проблема: «Что делать» (Чернышевкий), «Кто виноват?» (Герцен), и «Кому на Руси жить хорошо?»

Для женского фантастического романа вы, как правило, будете иметь дело с женщиной из ее 20-х, или, может быть, в ее конце 20-х годов, и она может быть любого возраста за пределами этого. Во-вторых романы, многие пожилые женщины, как правило, встречаются в жанре фантастики женщин.

Проблема литературного произведения

Истории любви, с которыми мы сталкиваемся в этих работах, обычно происходят в течение более длительного периода времени. Отношения часто проходят через их взлеты и падения, заканчивающиеся счастливо когда-либо, или, по крайней мере, счастливый исход для нашего главного героя.

Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как художественного целого.

Когда Льва Толстого спросили, какова тема «Анны Карениной», он ответил: «Прочтите «Анну Каренинну». То есть, по Толстому, весь текст романа, от первого до последнего слова – это и есть его тема.

Объект литературного произведения: он шире темы, в объекте произведения может быть отражена вся жизнь определенного периода, эпоха, страна…

Кроме того, зрелая история любви, как правило, исследует эмоции намного больше, с большей глубиной, чем в других жанрах. Когда мы говорим о «зрелых отношениях» в этом жанре, мы также склонны подразумевать, что они включают «зрелых» взрослых, а не, возможно, 20-то человек. Не то, чтобы кто-то из ее 20-х годов не мог быть зрелым! Нет, но да, в женской фантазии зрелый обычно относится к кому-то старше.

Эти зрелые отношения также имеют тенденцию иметь дело со временем. Вы можете развить отношения между двумя персонажами по всему роману. Отношения, которые начинаются одним путем и изменяются или углубляются в течение истории; возможно, двое отправятся от друзей к любовникам или противникам влюбленных.

Тематика: в одном произведении может быть несколько тем, главная и несколько подчиненных ей тем.

Каждое явление жизни в литературном произведении – это отдельная тема. Их совокупность – это ТЕМАТИКА произведения.

Типология тем в литературе:

Актуальные, злободневные, временные – и вечные

Значительные - и незначительные

Отношения, как правило, заканчиваются положительным образом, таким образом, положительный аспект женской фантастики. Это может быть брак или просто с ними вместе в конце. Пока ваш роман заканчивается положительно, вы сделали свою часть! Помните, что женская фантастика пытается дать своим читателям надежду. Вы хотите показать своим читателям, как правило, женщинам, что есть серебряные подкладки, что солнце всплывает, что он не может постоянно терять дождь.

Литература по ключевым словам: Темы раскрываются в шести главах широкого спектра в различных текстах - из области немецкого языка и за ее пределами. Не все «легко читается», но часто затрагивает экзистенциальные вопросы, особенно когда речь идет о нацизме и сталинизме. Тетраузюдж и рабочие задания позволяют проводить целенаправленный анализ в классе. Особым «изюминкой» является презентация популярного жанрового криминального романа в эпоху с акцентом на современных авторов и их произведениях.

Национальные - и общечеловеческие

Современные – и эпохальные

«Вечные» темы:

Национальные

Исторические

Психологические

Философские

Общечеловеческие

Тема искусства и художника

Родина, природа, человек, цивилизация, любовь, жизнь, смерть…

Тематика художественного произведения традиционно рассматривается в литературоведении как одна из сторон содержания литературного произведения. Центром художественной тематики является понятие «тема».

Дальнейшие загрузки можно найти в онлайн-предложении

Темы романтизма характеризуются утверждением свободы художника, возвышением эмоций и чувств или поиском воображения и творчества. Термин «романтизм» приписывается немецкому поэту Фридриху Шегелю, который использовал его для описания литературы, «которая выражает чувства воображаемым образом».

«Путешественник на море облаков» Каспар Фридрих. Это движение выступает как реакция против защитников природы и ортодоксальных идеологий европейских обществ. Романтизм, как и любое другое художественное движение, отвергает непосредственные движения, предшествовавшие ему, неоклассицизм и французский рационализм, и присваивает элементы из других художественных периодов. В этом смысле романтические художники стремились подражать грекам и римлянам.

Тема (от др.-гр. tema — букв, то, что положено в основу) — предмет художественного изображения (то, о чем говорится) и художественного познания (все то, что стало основой авторского интереса, осмысления и оценки). Тема как фундамент художественного произведения подчиняет себе отдельные элементы произведения, составляет, по словам Б. В. Томашевского, «единство значений отдельных элементов произведения».

Основные темы романтизма

Чувства и эмоции относятся к основным предметам, рассматриваемым в романтизме, которые приобретают приоритет перед логикой и фактами. Вот почему произведения романтизма являются отражением интимных эмоций автора. Воображение было самым заветным преподавателем во время романтического периода, который преобладал над разумом, поскольку он считался преподавателем, который позволял интерпретировать символы, предоставленные природой.

Детство рассматривается как золотой век, а зрелость - это этап разочарования, предательства и коррупции. Романтики первыми использовали детей как «индивидуумов», которые были идеализированы как источник мудрости, который был запрещен взрослым. В романах, принадлежащих к этому периоду, дети играют важную роль, долгое время представляя невинность и романтические авторы. Точно так же дети отражают этап жизни, лишенный «конфликтов», который теряется, когда он растет.

Литература как вид искусства обладает огромными возможностями изображения явлений жизни, мыслей и чувств человека, реальных и фантастических объектов действительности. Поэтому тематика художественных произведений богата и разнообразна.

Художественные темы подразделяются в литературоведении на несколько групп.

Во-первых, предметом познания в литературе становятся «вечные темы». Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературах явлений — темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т. д.

Природа - это тема, имеющая большое значение в романтизме. Для романтических художников природа является источником красоты и, таким же образом, является средой, через которую проявляется «дух» Вселенной. В художественных представлениях этого периода природа приобретала разные коннотации: иногда к ней относились целебные силы; в других случаях это был источник вдохновения и образов.

Однако самая важная роль природы заключалась в представлении состояний ума автора, вопрос о котором будет рассмотрен в следующем пункте. Внутреннее я художника представлено через внешние элементы, которые его окружают. В этом смысле природа часто является зеркалом, в котором художник отражает себя. Например, темная и дождливая ночь может представлять собой мучительную душу; а ручей с развевающимися птицами передает ощущение покоя и гармонии.

В литературах разных стран и эпох эти темы преломляются и осознаются писателями по-своему, но всегда составляют неотъемлемую часть тематики, так как их предмет всегда интересен и важен для читателя. Именно поэтому так различен образ Дон Жуана у Мольера, Дж. Байрона, А. С. Пушкина или Б. Шоу.

Писателей интересуют разные аспекты образа. Герой предстает как нарушитель моральных норм, и как дерзкий бунтарь, противник ханжеской морали, и как искатель вечной красоты, и как разочарованный скептик. Через этот образ по-разному раскрывается тема поиска идеала личности, привлекающая художников и в современности.

На это движение повлияла теория эволюции и униформитаризма, в которой говорилось, что «прошлое является ключом к настоящему». В этом смысле произведения романтизма отражают ностальгию по прошлому или за то, чего не могло быть. Вместо того, чтобы ценить здесь и сейчас, художники того периода ценят утраченные элементы и ценности больше, а также альтернативные реальности, которые им недоступны.

Часть этой ностальгии можно увидеть в стремлении вернуться к характеристикам греческого и римского искусства. Точно так же романтики упустили чувствительность средневековья и повествовательные элементы этого периода; на самом деле слово «романтизм» происходит от термина «романтика», средневекового повествования в прозе или стихах, рассказывающих о героических событиях.

Внутри «вечных тем» некоторые ученые выделяют подгруппы онтологических (бытийных, вселенских) тем, таких, как отображение хаоса и космоса, мифологические архетипы и универсалии (огня, воды) и антропологических (глубинные основы человеческого бытия, телесного и духовного).

Так, в романе-мифе Дж. Джойса «Улисс» воплощается космическая тема круговорота и повторяемости всего в мире и человеке. Вселенская тема проводится и в сюжетном действии, и во внутренних монологах героя. В этом произведении мифологический пласт тематики выражен напрямую (архетипы организуют всю образную структуру книги) и становится полем игры с читателем.

Этот отказ был результатом Французской революции, движения против социальной аристократии и политических норм. Вместо этого они утверждали, что каждый человек должен создать свою собственную жизненную систему. В романтизме индивид имеет значение больше, чем общества. Индивидуальная совесть и, прежде всего, индивидуальное воображение - выдающиеся темы в романтическом искусстве. Вот почему произведения этого периода полны сцен интроспекции, которые благоприятствуют индивидуалистическому характеру.

Любопытно, что многие художники отказались выставлять свои работы в больших академических залах, утверждая свое собственное искусство в форме манифестов и произведений искусства, которые сломали предыдущие каноны. Точно так же художники того периода утверждали, что личные и индивидуальные переживания направляли их к духовной изоляции, излюбленное состояние для производства произведения.

Но и в произведениях литературы реализма, к примеру в романах Ф. М. Достоевского, «вечная тема» борьбы добра и зла становится предметом размышлений писателя и читателей. Тот же тематический узел можно найти и в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где эта тема заявлена уже в эпиграфе из гетевского «Фауста».

Нередко весь пласт тематики, связанной с общечеловеческими универсалиями, называют философским.

В общем, романтизм стремился отразить красоту: с одной стороны, они проявляли красоту людей через эмоции, поскольку способность чувствовать себя украшает людей; с другой стороны, они показали красоту природы, используя ее как средство выражения чувств.

Художники этого периода включали в свои произведения элементы повседневной жизни, такие как фольклор страны и реалистичные персонажи, которые использовали язык, полный коллоквиализма. В то же время были включены экзотические или фантастические элементы, которые были противопоставлены упомянутым выше, создавая парадоксальную комбинацию.

Во-вторых, в художественных произведениях изображаются реалии жизни народов, стран и времен в их исторической конкретности. Национальная специфика жизни людей, традиции и бытовой уклад, важные исторические события, войны и революции, дворцовый этикет и народные празднества — все, что окружает жизнь людей определенной эпохи, составляет предмет культурно-исторической тематики.

К примеру, тема революции стала предметом изображения в таких разных произведениях, как «Конармия» И. Бабеля, где переплетаются героическая романтика и потрясающие своим драматизмом сцены «социального насилия», «красный террор», и поэма «Двенадцать» А. Блока, где революция — «очистительная стихия», которая «производит бурю во всех морях — природы, жизни, искусства».

Обращение к культурно-исторической тематике может становиться жанрообразующим, как, например, в историческом романе, где реалии изображаемой эпохи становятся фундаментом произведений.

Так, в центре романов В. Скотта, создателя жанра исторического романа, лежат события, так или иначе связанные с большими социально-историческими конфликтами. Сюжет романа «Уэверли» — исторические события 1745 года, восстание якобитов, сторонников феодальной династии Стюартов, против нововведений английской короны.

В его произведениях участвует множество персонажей, исторических лиц и вымышленных героев, описывается уклад жизни, обычаи и традиции, отображенные даже в речевой ткани текстов. Неоднократно отмечалось, что по книгам Скотта можно изучать историю Шотландии — одну из основных тем многих его книг.

Отражение исторического времени характерно для жанра былин и эпических сказаний о подвигах героев, исторической драмы и жанра путешествий. Темы быта, обычаев и обрядов, национальной культурной специфики становятся предметом рассмотрения и в исторической прозе.

Например, «История государства Российского» Н. М. Карамзина является своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал историка, но и художественную концепцию русского национального характера; написанное ярким и красочным языком, это произведение дало А. С. Пушкину материал для его драмы «Борис Годунов», а В. Г. Белинский назвал «Историю» «великим памятником в истории русской литературы».

Предметом изображения может стать и будущее, как в произведениях жанров научной фантастики. Культурно-историческая тематика может базироваться и на вымышленном художественном мире произведения, как, например, в литературе фэнтези.

С другой стороны, предметом художественного изображения в литературе нередко становится современность, по словам В. Е. Хализева, — «художественная сверхтема, давшая о себе знать и в пьесах Аристофана и Мольера, и в «Божественной комедии» Данте, но возобладавшая в литературе XIX века, которая создала широкие художественные панорамы и при этом обращалась к насущнейшим вопросам своего времени, к его отличительным чертам и болевым точкам».

Проблемы, волнующие современное писателю общество, становятся предметом размышлений и оценок художников и воплощаются в тематике — выборе материала изображения. К примеру, важнейшей темой, обсуждаемой в российском обществе 60-х годов XIX века, было бедственное положение крестьянства.

Обсуждение реформы крепостного права послужило одной из причин появления большого количества публицистических и литературных произведений о жизни и быте крестьян в России. Тургенев и Некрасов, Гоголь, Н. Успенский и Салтыков-Щедрин вывели образы крестьян на авансцену своих произведений. Тема переустройства народной жизни занимала писателей различных идеологических позиций и по-своему была воплощена в их произведениях, служивших откликами на злободневную общественную тему.

Этот пласт культурно-исторической тематики называют социальным. (Существующий наряду с другими, он понимался как наиболее значимый в методологии марксистского литературоведения, что привело к искаженному пониманию тематики литературы в целом.)

Но наиболее значимой и распространенной в литературе со времени ее возникновения и до сегодняшнего дня является тема человека и его существования в мире. Образ человека — основной в искусстве слова.

Поступки, мысли и чувства персонажей составляют центр авторского интереса в повествовательной литературе, в эпических и драматических жанрах. Внутренний мир человека является предметом познания в лирике.

Человек как предмет изображения — центр литературной тематики в целом. Поэтому данный тематический комплекс называют экзистенциальным (существование). Внутри него также можно выделить несколько условных тематических групп.

К примеру, круг тем, в основе которых лежит самопознание автора, так называемая исповедальная тематика, где в центре находятся биографическая личность автора, его искания и размышления по поводу собственного существования. Важную роль такая тематика играет в автобиографической литературе.

Например, в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» одной из тем является становление личности молодого человека, близкого автору. Автобиографический пласт тематики присутствует и во многих лирических произведениях, так как отражает внутренний опыт автора, раскрывает его отношение к миру и жизни. Такова лирическая героиня ранней Ахматовой.

Тема одиночества в мире, присутствующая в лирике Лермонтова, несомненно, имеет под собой автобиографический подтекст, а часто и напрямую отражена в тематике стихов великого поэта. Также внутри экзистенциальной тематики выделяется круг тем, связанных с творчеством и искусством.

Особенно актуальной эта тематика стала в литературе XIX—XX веков, когда проблемы творческой свободы художника, гения, творца стали предметом пристального внимания литературы. Так, одной из тем романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является судьба художника и его творений, возможность выразить себя через литературное творчество. «Роман о художнике» некоторыми современными литературоведами признается отдельной жанровой разновидностью романа.

К таковым относятся «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Портрет художника в юности» Дж. Джойса и др. Но справедливо замечено, что внутрилитературная тематика не является главной внутри экзистенциальной тематики в целом. Литературу и писателя интересует прежде всего внехудожественная реальность, ее преломление в произведении искусства, поэтому главный пласт тематики связан прежде всего с изображением и познанием действительности и человека, внеположных литературе.

Поэтому даже в текстах, где литературная тематика играет важную роль, предметом изображения является не только и не столько искусство, а человек во всех его многоплановых взаимоотношениях с миром.

Художественное произведение поэтому редко бывает монотематичным, то есть посвященным раскрытию только одной темы. В меньшей степени это касается лирических произведений, которые ограничены объемом и сконцентрированы на одном или нескольких лирических переживаниях.

Произведения эпические и драматические чаще бывают политематичными, то есть в них присутствуют несколько различных тем, волнующих писателя. Например, в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» представлена и историческая тема войны и революции, судеб русской интеллигенции, и круг философских тем, связанных с самоопределением личности в трудной ситуации, и вечные темы любви, и, по расхожему определению, тема «поэта и поэзии».

Исходя из этого, в произведении выделяют главную, доминантную тему (или темы), которая формирует содержательный план произведения, становится его тематическим стержнем, и темы побочные, или периферийные, возникающие по ходу развития действия или организующие часть текста.

В больших эпических произведениях, например в эпопеях и многих видах романа, несколько тем развиваются параллельно, воплощаясь в различных сюжетных линиях. Главный герой книги разными гранями своей личности соприкасается со всеми тематическими пластами произведения, отраженными в нескольких сюжетных линиях, как это, например, происходит в уже упоминавшемся «Докторе Живаго».

Кроме того, что в произведении могут быть представлены разные виды тем, о которых говорилось выше, они по-разному воплощаются в художественном тексте. Писатель может стремиться напрямую определить интересующую его тему. Иногда она даже становится заглавием произведения, например М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» напрямую обращается к изображению характера, занимавшего умы просвещенного общества современной ему эпохи. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» тематически обращен к созданию образа «нового человека» и изображению социально-политических противоречий эпохи.

Но художник может и не стремиться выразить тематику программно, напрямую. Такие темы иногда называют подтекстовыми, так как автор на них только намекает, и читателю самому предстоит выяснить эти глубинные темы художественного произведения. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований, различных интерпретаций содержания текста.

К примеру, в романе В. В. Набокова «Машенька» видится и тема несчастной любви, и «другой вариант» — намеренного отказа от нее, и как глубинная определяется тема зависти героя к тем, кто живет реальностью, а не воспоминаниями.

Таким образом, тематика художественных произведений бесконечно многообразна, так же как и действительность мира и человека, на которых она основывается. Однако художник стремится не только отобразить интересующие его пласты жизни, но и выделить те его аспекты, которые в наибольшей степени привлекают автора и вызывают, по его мнению, интерес читателя. Эта сторона содержания произведения раскрывается в проблематике.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.