Беседа с презентацией «Блокада Ленинграда. Детям - о Блокаде Ленинграда

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город…

Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал:

"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке ".

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады".

Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.

"К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя" .

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти".

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом – "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".

А весной у школьников началась "огородная жизнь". Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.

Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Фотографии детей - блокадников

Конспект комплексного занятия с использованием ИКТ и элементами изобразительной деятельности.

«Блокада. 71 год со дня снятия блокады Ленинграда. Город герой Ленинград».

Занятие для старшей и средней групп детского сада
Проводит муз. руководитель Шорикова Н.Л.,совместно с воспитателями групп.
Образовательные области, задействованные в данном виде комплексного занятия:
- Социально –коммуникативное развитие - воспитание патриотизма и любви к своему городу;
- Художественно-эстетическое развитие - в изобразительной деятельности. Закрепляются навыки раскрашивания, выбора цветов и цветовой гаммы;
- Познавательное развитие – за счет получения детьми информации о истории города;
- речевое развитие – выучивание стихов, развитие мелкой моторики рук.
Вводная часть – под музыку марша дети входят в зал.
Муз. руководитель рассказывает о том, что судьба каждого человека важна, и что в войне особенно страдают дети. О жизни одной девочки в годы войны мы посмотрим фильм.
Дети смотрят фильм « В память о Тане Савичевой. К 70 летию освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков». (продолжительность фильма 11 мин.)

Дети читают стихи о войне:
1-й реб.: Наш город назывался Ленинградом
И шла тогда суровая война
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была

2-й реб. Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла в войне нам победить
Чтоб снова время мирное настало
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

3-й реб. Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война
Защитники фашистов победили
Чтоб мирной стала каждая весна.

4-й реб. Окруженный врагами в военные дни
Город выстоял в битве с врагом
Это мы никогда забывать не должны
Мы о городе славном поем.
Исполняется песня «Мой Петербург боевой», сл и муз Смирновой(слова в Приложении)
Читают стихотворение о сегодняшнем Петербурге:

5-й реб.: Город музеев, чудесных дворцов
Город каналов, мостов, островов
Город чугунных оград на Неве
И нет прекрасней его на земле!
Взрослым раздается распечатанный текст Гимна С-Петербурга.
Просмотр фильма «Официальный гимн Санкт-Петербурга», студия Альфа-Арт, Спб, 2009г., (продолжительность 1.54)

Взрослые исполняют его под музыку.
Все располагаются вокруг экрана. На экране демонстрируется слайд-шоу, с показом золотой звезды города-Героя.
Муз руководитель задает детям вопрос, знают ли они, как назывался город в годы войны. Ответы – Ленинград.
Рассказ о звании Города – Героя, Демонстрируется медаль.
Область занятия: изобразительная деятельность.
Раздаточный материал разложен на двух столах, каждая группа подходит для работы к своему столу. На столах – четыре цвета карандашей количеством, достаточным для работы детям, открытка- заготовка, с надписью «Город-герой Ленинград», и с текстом Гимна С-Петербурга на другой стороне листа..

Задания: Изготовить открытку «Звезда города – Героя»
1. обвести точки так, чтобы получилась звезда.

2. Раскрасить её желтым (оранжевым) по выбору цветом.


3. Раскрасить плашку у звезды красным или бордовым цветом.


Муз. Рук-ль предлагает детям взять открытку с собой и дает задание для работы с родителями:
1.Поздравить родителей с Днем снятия Блокады изготовленной своими руками открыткой.
2.Учить и петь с ними Гимн С-Петербурга.
Все под музыку уходят из зала.

ВЫВОДЫ: Сочетание традиционных видов деятельности (Изо) и инновационных методов подачи материала делает занятие насыщенным различными видами информации, развивает различные стороны интеллектуальной и эмоциональной сферы детей. Видео и презентационные материалы дают возможность погружения в историческую среду, относящуюся к периоду Блокады Ленинграда, демонстрация видео - исполнения гимна Оркестром и хором Певческой Капеллы С-Петербурга, съемок видео города позволяет ощутить атмосферу концерта, живых картин города. Эффект присутствия в данных средствах можно достигнуть только за счет инновационных ИКТ.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
МОЙ ПЕТЕРБУРГ БОЕВОЙ
Сл. и муз М.В. Сидоровой
1. Ветер балтийский нам дует в лицо
Так же, как в годы войны
Город блокадный зажат был в кольцо
Но не склонил головы – 2р.
Припев:
Мой город, ты непобедим
И не сдавался ты врагу
Хоть пулями изранен был
Бомбежками по ладожскому льду.
1. Вечный огонь неустанно горит
Каждый погибший – герой
Память о павших мой город хранит
Мой Петербург боевой.
Припев: - тот же

ГИМН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Муз. Глиера, Сл. Чупрова
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим - ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь - жить единой судьбой!

Презентация на тему: Блокада Ленинграда

Дети блокадного Ленинграда

В этом году, 27 января, исполнилось 71 год как, была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми были 400 тысяч детей.

Странный дуэт

Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу, Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов, Девочка в парке стояла - с глазами - в полнеба! - Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов. Из темноты незаметно щенок появился, Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза, Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился, Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя... Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала, В зябкой ладони зажав драгоценный кусок, Бросилась в сторону и, как могла, побежала... Спал Ленинград. А чужой, ненавистный щенок Лёг на живот и пополз по январскому снегу, Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать. Та поскользнулась на льду и упала с разбегу, Несколько раз попыталась подняться и встать,

Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком, Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать, Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек, Нет, не заплакала - Пушкина стала читать. В воздухе таяла, таяла музыка строчек. Злая луна почему-то мерцала свечой... К жизни вернул её маленький тёплый комочек, Громко сопел он и тыкался носом в плечо. Из-под ресниц покатились солёные льдинки, Тонкие руки на ощупь упрямца нашли, Хлеб разломили и дали ему половинку, К сердцу прижали и этим от смерти спасли... Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала! Но никого не шокировал странный дуэт: Мёртвая девочка тихо спала у вокзала С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...

P.S. Поплачь... Поплачь! Омой слезами душу, Будь то печать беды или добра! Побудь собой и никого не слушай. Чужая боль - не пепел от костра! Прими её. Глотай скупые слёзы. Сумей понять, увидеть, ощутить... Я знаю, те смертельные морозы В тебя сейчас вселяют жажду жить! Поплачь над вечной болью Ленинграда. Прости мои жестокие стихи. Они - во мне. Я и сама не рада, Что каждой ночью слышу их шаги...


У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она и умерла.


Дети оставшиеся в Ленинграде

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков.

Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Город не мог уберечь детей от недоедания, истощения, но тем ни менее для них делалось все, что возможно.


Единственный роддом на Фурштатской, в блокадном Ленинграде

Во всем Ленинграде только здесь принимали молодых мам. Несмотря на суровую пору, а, может быть, вопреки ей, маленькие ленинградцы появлялись на свет как грибы под дождем.



Детские сады и ясли

были настоящим спасением для маленьких ленинградцев, а ученые бились над тем, чем кормить малышей в условиях блокады. За их жизнь и здоровье боролись ленинградские врачи и медсестры.

В разгар самой первой страшной зимы для детей организовали новогодние ёлки. Для младших – по месту жительства, для старших в трех театрах города.

Вот программа праздника :

  • Художественная часть.
  • Встреча с бойцами и командирами.
  • Танцы и игры у ёлки.
  • Обед.

Все было выполнено кроме танцев и игр. На них у истощенных детей не хватило сил. Они не смеялись, не шалили – ждали обеда . Он состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы или из шпротов и киселя. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба.

Хлебный паек (день в граммах) в блокированном Ленинграде на ребёнка.


В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.


Все это называется - блокада. И детский плач в разломанном гнезде… Детей не надо в городе, не надо, Ведь родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паек, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок. И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернутся в дом. Их страх не нужен. Мы защитим, мы сбережем их дом. Мать будет матерью. И муж вернется мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Эвакуация

21 ноября 1941 года пошел, потянулся по первому льду конный обоз, вскоре пошли и автомашины,60 автомашин двинулись к восточному берегу озера за мукой. Ленинград стал получать хлеб. Но потребовались месяцы, пока на карточки стали выдавать не 125 граммов, а 200 граммов, а потом 300 граммов. Хлеб подвозили, пробиваясь через вьюги, минуя ледяные полыньи, трещины. ”Дорога Жизни” не сразу могла восполнить тающие запасы продовольствия в город. Страна слала Ленинграду все что могла. Эшелоны с подарками, партизанские обозы. А назад, из Ленинграда, машины увозили матерей с детьми. Самых бедственных.

Очень страшной была эвакуация.

Эвакуировали детей, больных, женщин… Это назывался ценно-драгоценный груз, потому что это были живые люди, истощённые, голодные!

Эти люди были настолько страшные, настолько исхудалые, что они были закутаны и одеялами и платками – чем придется, только бы проехать эту ледовую дорогу. А перед рассветом, когда машины проезжали через ладожское озеро, шоферы мчались, для того чтобы быстрее проехать эти тридцать-тридцать два километра, перед рассветом было найдено по пять, по шесть трупиков.


Ленинград

Спит малыш, обняв игрушку - Длинноухого щенка. В мягком облаке - подушки Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,- Пусть продлится счастья миг. О войне и о блокаде Он узнает не из книг...

Спит ребёнок. Над Невою Птицы белые кружат: В путь далёкий за собою Собирают журавлят...


Работа детей на полях

Прошла первая, самая тяжелая блокадная зима. С наступлением весны город понемногу оживал, смывая с себя копоть и лед. В действовавших школах начались привычные заботы - выпускные и переходные экзамены.

С началом блокады к скудному хлебному пайку город мог добавить считанные граммы сахара или кондитерских изделий, иногда немного мяса. Когда наступила весна 1942 года, ленинградцы были рады каждой травинке. Они ели молодые листья клена, липы, делали салат и щи из мокрицы.

Ребята с радостью откликаются на призыв работы на полях. В период прореживания моркови ребята возвращались с поля с темно-оранжевыми кольцами вокруг ртов. Ребята пололи посевы, рыхлили землю, окучивали картофель, прореживали морковь и свеклу, вносили минеральные удобрения. Вскоре у них появились свои любимые овощи, за которыми они с большим удовольствием ухаживали.

После шестичасовой работы лагерь встречал учащихся горячим супом и цветной капустой под белым соусом, но, увы, холодными спальнями. Однако никто не унывал.


Работа на заводе

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"


Я помню день. Мне было 8 лет. По телевизору шёл фильм о Ленинграде: По снегу в санках девочка-скелет Тащила тело мамы… О Блокаде Впервые в этот день услышал я – И сердце детское пронзила болью Память: Блокадный город – Родина моя! Я был в те дни, Блокады Дети, с вами.


Твоя душа взметнулась в небо,

Голодное покинув тело.

А мать несла краюшку хлеба

Тебе, сынок... Да не успела...


Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.


Над проектом работали

родители и дети

школы №9 3 « Б » класса.

Классный руководитель:

Андреева Галина Модестовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района Санкт-Петербурга

В подготовительной группе детского сада по направлению «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, изобразительное творчество (рисование)

Материал подготовлен воспитателем ГБДОУ д/с № 86 Красносельского района Санкт-Петербурга Сергеевой В.В.

При подготовке занятия были использованы авторские песни и стихи педагога ГБДОУ № 44 Кировского района г. Санкт-Петербурга М.В. Сидоровой

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;

Задачи:

  • расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, документальном, аудио и видеоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны.
  • развивать выразительность речи
  • воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

Предварительная работа: - чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет и разучивание песен; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде; работа с родителями: сбор информации и изготовление стенгазет о родственниках – жителях блокадного города; художественная деятельность по теме.

Материалы и оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано) , ТСО, презентация PowerPoint, аудио записи музыкальных произведений, метроном, свеча, выставка детских рисунков, фотографий военных лет, кусочек хлеба, изобразительные материалы, листы бумаги.

Потребуется помощь музыкального руководителя.

Ход занятия:

Вводная часть. Воспитатель напоминает детям, что сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Построение в группе, переход в музыкальный зал.

Основная часть.

Слайд 1. Звучит «Гимн городу» , дети входят в зал.

Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память защитников нашего города, которые во время Великой Отечественной войны отстояли наш город. Тогда он назывался Ленинград, а его жители – ленинградцы.

Слайд 3. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ.

Слайд 4. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу с врагами: "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною…». Послушайте отрывок.

"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни

Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр, военный порт.

Слайд 5. Они хотели стереть Петербург с лица земли, чтобы ничего не осталось от нашего города. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа.

Вражеское командование отдало приказ окружить город и обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить его с воздуха, сровнять его с землей.

Слайд 6. В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде.

900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.

Слайд 7. Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

Слайды 8, 9, 10. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайды 11, 12, 13. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.

Слайды 14, 15, 16. Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

Слайд 17. И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Ленинградцы» .

Дети поют песню «Ленинградцы»

Слайд 18. Наш город очень изменился. Он был наполовину разрушен. На Невском проспекте, главном проспекте нашего города не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артиллерийском обстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
"Ничто не забыто. Никто не забыт!"
Чтоб помнили строчки все эти.

Слайд 19. В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Но зимой начался сильный голод.

Слайд 20, 21. Суточная норма хлеба – это маленький кусочек в 125 грамм. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода.

Слайд 22. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.

Слайд 23. Но сильные морозы помогли людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни» .

Звучит аудиозапись песни «Ладога» (фрагмент)

Наш город назывался Ленинградом.
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 24. И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 25. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.

Музыка звучала для воинов-ленинградцев. На площадях, в залах выступали оркестры. Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Послушайте отрывок из симфонии Шостаковича.

Звучит запись "Седьмой симфонии». Д. Д. Шостаковича.

Слайд 26. Люди в блокадном городе, несмотря на голод, холод, постоянные бомбежки, старались не падать духом и пели, назло врагам, веселые песни, частушки, песни о любви. Эти песни передавали по радио и их можно было услышать из громкоговорителей на улицах всего города.

Слайд 27. 900 дней и ночей продолжалась блокада.

Слайд 28, 29. И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, 68 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш".

Слайд 30. И блокадное кольцо было разорвано. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда нашему городу было присвоено почетное звание город-герой.

Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили.
Чтоб мирной стала каждая зима.

В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.

Окружённый врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны.
Мы о городе славном споём.

Дети поют песню «Мой Петербург боевой» Слова и музыка М. В. Сидоровой

Слайд 31. Люди не забывают тех, кто защищал наш город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал. Здесь же находится музей блокады Ленинграда.

Слайд 32. На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни» , которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти - разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда.

Слайд 33. В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» стоя почтим память героев – защитников Ленинграда минутой молчания.

«Минута молчания»

Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал наш город.

Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг» .

Дети поют песню «Солнечный круг»

В конце занятия детям предлагается посетить выставку и посмотреть фотографии и детские рисунки.

Заключительная часть. По возвращении в группу, воспитатель с детьми обсуждают, делятся впечатлениями. Вопросы: «Что запомнилось?» , «Что такое блокада города?» , «Почему люди защищали свой город?» , «Как защищали?» , «Что помогало людям выжить?» , «Как люди хранят память о героическом прошлом своего города?» , «Какие рисунки вам больше всего понравились на выставке?» , «Как вы думаете, о чем мечтали дети блокадного города?» , «Хотят ли мира дети всей нашей планеты?»

Детям предлагается самостоятельная художественно-творческая деятельность на тему: «Пусть всегда будет солнце…» (детям включается аудиозапись песни)

Детский сад

Наконец-то мы добрались до места. В вестибюле направо и налево находились детские раздевалки. Мы сняли верхнюю одежду, по ступенькам поднялись в комнату, где располагалась группа. Детский сад был построен из расчета на 4 группы и один большой зал. В то время работала только одна группа для детей всех возрастов, находившаяся в правом крыле здания.

Когда мы появились, детей готовили к завтраку. Недалеко от входа стоял длинный стол (два стола, сдвинутых вместе). За ним сидели «школьники», то есть, те дети, которые после детского сада в сентябре должны были пойти учиться в первый класс. Валю с Женей посадили отдельно за столы с малышами. Сейчас я не помню точно, что именно дали нам на завтрак. Помню какую-то кашу-размазню, потому что старшим давали добавку, некоторых малышей докармливали с ложечки воспитатели и нянечки.

После завтрака я заметила, что в углу комнаты был расстелен ковер, и на нем были расставлены игрушки: куклы, мишки, мебель. Но никто из детей не побежал туда играть, все остались на своих местах. Потом воспитатель что-то рассказывала, читала.

Перед обедом всем велели идти мыть руки. Вот тут я была поражена. Из комнаты, где мы находились (групповой) была дверь в другое помещение, оказалось, что это - умывальня. Там были 3-4 раковины, низкие, под рост малышей, краны, и из них текла тоненькой струйкой теплая (!) вода. Дети, протягивая руки под струйку, словно замирали, и никуда не хотели уходить. Но воспитатели и нянечка, быстро намылив, терли ручки, ополаскивали и отправляли детей вытираться, а сами также быстро принимались умывать других. Все делалось очень быстро, так как теплая вода была ограничена. На противоположной стене была прибита рейка с крючками и картинками. Там вешали полотенца. Из умывальни был вход в комнату, где стояли шкафы-ячейки для детских горшков и унитазы, и, наконец, последнее помещение - душевая комната. Но о ней расскажу позднее.

Меня могут спросить, откуда взялась горячая вода? Дело в том, что детский сад имел свою маленькую котельную, которая топилась углем (или торфобрикетами, сейчас уже точно не помню). Котельная располагалась в цокольном этаже здания, и до войны батареи обогревали все помещения здания, грели воду в прачечной и для хозяйственных нужд на кухне. Все эти помещения: кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры, помещение прачечной и котельная находились по одну сторону коридора, в который они выходили застекленными дверями. В этом коридоре на матрасах и укрывая сверху матрасами, чтобы защитить от осколков, и прятали нас, детей, во время обстрелов и бомбежек.

Когда началась блокада, детей стало мало (по причине эвакуации), вместо нескольких групп всех поместили в одной комнате, она находилась над котельной. Спальня была в соседней комнате, и там стояла большая буржуйка (у окна, трубу вывели на улицу). У этой буржуйки всю ночь няня паровым утюгом гладила детскую одежду. Я как сейчас вижу старую женщину, раздувающую угли в утюге и, шепелявя беззубым ртом, приговаривающую: «Вот я вас сейчас голящим утюгом!». Много лет спустя я поняла, что зубы у нее выпали от голода и цинги. Я знала, что проглаживая одежду утюгом, боролись с платяными вшами, которые могли занести вновь поступившие дети. А что такое вошь, я не знала, в нашей семье мы такого не видели.

В спальне раскладушки стояли плотно-плотно, все вновь поступающие получали белые фланелевые рубашки, а на день еще и цветные фланелевые халатики. Одежду старались обработать: если не стирали, то гладили утюгом. Об этом потом мне рассказывала моя мама. Но я-то хорошо помню эту глажку: белые рубашки, розовые халатики на кокетке с застежкой сзади. Вечером, когда детей уже укладывали спать, мы, дети персонала (Алла Флоренская, дочь заведующей, Миша Жуков, сын ночной няни, племянница ночной няни Регины Михайловны и я), уже школьники от девяти до тринадцати лет, собирались вокруг буржуйки. Обычно мы оставляли кусочек хлеба от ужина, а потом, насадив его на палочку, жарили на печке. Этот кусочек тяжелого горячего хлеба, сделанного неизвестно из чего, казался нам лакомством, и мы старались подольше задержать его во рту, но, к сожалению, он исчезал быстро, и мы мечтали, как завтра снова приготовим это лакомство. Однако сохранить кусочек хлеба до вечера удавалось не всегда и не всем. Сидеть у печки подолгу нам не разрешали, слегка погреемся, и всех отправляли спать. Это было уже во вторую блокадную зиму.

Утром всех будили, мы шли умываться теплой водой. Затем - завтрак, обед, ужин.На завтрак - жидкая каша, кажется овсяная. На обед - жиденький гороховый или овсяный суп. В самую голодную зиму нас отпаивали разведенными пивными дрожжами и настоем хвои.

Младшая группа. Детский сад №38. Ленинград 1942 г.

Первая половина 1942 года очень плохо запечатлелась в моей памяти, видимо, сказывался скудный рацион, которого еле хватало для поддержания жизни. Период с осени запомнился мне щами из хряпы (квашеных зеленых капустных листьев, раньше их квасили на зиму на корм скоту), соевыми «шротами» (это тоже корм для скота, отходы масличного производства), «дурандой» (это жмых подсолнечника). Иногда на обед давали суп со снетками (высушенными мелкими солеными рыбешками, мальками).

После прорыва блокады в город прибыл с Большой Земли первый поезд с продовольствием (7 февраля 1943г.), в детском саду стали готовить запеканки из круп с меланжем, клюквенный кисель, супы с сушеными овощами: картофелем, морковью, луком и капустой. Изменился и хлеб, он стал намного вкуснее. Н а завтрак к Первомаю нам дали «гоголь- моголь». Сейчас мне кажется, что там было не больше одной столовой ложки, но мы были в восторге, ведь это было лакомство. Служащим (воспитателям и нянечкам) в это время давали в таких же кружечках по 1 чайной ложечке растительного масла. Постепенно голод начал отступать. Стали появляться и продукты, присланные по ленд-лизу: шоколад для приготовления какао, сухое молоко, толокняная каша (ее называли кашей «Нестле»).

Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Некоторое время, пока был холод и голод, обстрелы и бомбежки прекратились.

А весной 1942г начались обстрелы дальнобойными орудиями. Нам, старшим детям, приходилось сидеть на ступеньках узкой лестницы в полуподвал, но так как лестница освещалась застекленной частью стены над нами, на нас тоже набрасывали ватные матрасы, и приходилось подолгу сидеть в ожидании конца тревоги, часто ощущая толчки, если снаряд или бомба падали где-то недалеко. С тех пор я не переношу узких лестниц, особенно если на них нет естественного освещения. Сразу появляется какая-то тревога, становится тяжело дышать, будто не хватает воздуха.

Когда наступило лето 1942 года, во время тревоги нас стали водить в бомбоубежище, которое находилось в подвале высокого дома, стоящего напротив. Я и сейчас, закрыв глаза, вижу, как длинная пестрая змейка из детей вьется от ступенек веранды до узкой двери в убежище. Иногда там приходилось сидеть довольно долго. После отбоя тревоги все повторялось в обратном направлении.

С наступлением весны и первым солнышком детей стали выводить гулять на террасу. Маленькие укутанные человечки медленно ходили или стояли, подставив лица солнышку. Иногда прогулка обрывалась, не успев начаться, нас снова спускали в цокольный этаж. Когда почва во дворе подсохла, всех стали выводить гулять во двор. Хорошо помню самую первую прогулку. Воспитатели вынесли игрушки, даже трехколесный велосипед. Но почему-то никто не хотел на нем кататься или играть в мяч. Прижав к себе куклу или мишку, дети стояли и грелись в лучах солнца. Воспитатели старались расшевелить детей, но промерзшие за зиму, ослабевшие, они оттаивали не сразу.

Всю зиму дверь в музыкальный зал был закрыт. Когда же наступила весна, и зал, наконец, прогрелся, заведующая детским садом, Зинаида Евграфовна Флоренская, пригласила туда детей младшей группы. Зал был большой, длинный. Вдоль стен зала стояли маленькие стульчики, слева от входа - небольшой черный рояль. В помещении было не очень светло, так как верхние части окон были забиты фанерой. Детей построили по одному и сказали, что они будут маршировать под музыку.

Зинаида Евграфовна громко ударила по клавишам, и зазвучал марш, да такой бравурный!…Я впервые видела рояль и слышала, как на нем играют. Дети медленно стали двигаться по залу, а заведующая, не переставая играть, командовала с места: «Все идем, как солдаты! Поднимаем ножки выше… полетели как самолеты, ручки в стороны… помахали ручками как птички!». Сначала малыши двигались молча, но постепенно, после того, как разогрелись, стали оживленнее, начали оглядываться по сторонам. Они еще не оправились после суровой зимы, и воспитатели вместе с заведующей пытались вдохнуть в них жизнь. В зале побывали и дети средней группы. Им раздали флажки, и они махали этими флажками, маршируя по залу. Было видно, как они распрямляли спину, поднимали голову.

Вскоре в детском саду появилась музыкальный работник. Ее фамилия была Остропятова (к сожалению, я забыла ее имя-отчество) . Она проводила утренние музыкальные занятия, а к Новому Году подготовила целый концерт.

Однажды, вероятно это было перед Новым Годом, нам объявили, что мы поедем выступать на радио. Там будет передача для фронта, будут читать письма ленинградцев бойцам, а потом будут выступать дети. Помню, как группу детей посадили на матрасы в крытый фанерой грузовик, и долго везли по темным улицам. Наконец машина остановилась у дома радио на углу нынешних Малой Садовой и Итальянской улиц. Мы вошли в подъезд, поднялись по полутемной лестнице, шли по какому-то коридору, наконец, открыли дверь, и очутились в ярко освещенной комнате. Пол был застелен толстым ковром, слева - низкие скамейки и рояль, справа - несколько микрофонов (это я уже потом узнала, что это - микрофоны). В начале комнаты стояла застекленная будка, и там сидел человек. Потолок был высоким. Было очень тепло и тихо.

Нас освободили от верхней одежды, младших по такому случаю принарядили в оранжевые штанишки на лямочках и белые рубашки. Их посадили на скамейки, раздали погремушки, бубен, металлический треугольник, и сказали сидеть тихо, потому что им скажут, когда можно играть. Моему братишке Жене достался треугольник. Дети изображали оркестр, который производил ритмические шумы под музыку рояля. Остропятова играла пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, кажется, это были «Марш» и «Неаполитанская песенка» (тарантелла), а дети ей подыгрывали. Передача шла в прямом эфире. Сначала зачитали письма на фронт от тружеников-ленинградцев, затем воспитатель младшей группы Тамара Михайловна Пятницкая спела шуточную песенку, затем выступила я с песней про кукушку. Сестра Валя ходила в среднюю группу, она спела песню-загадку про гриб:

Стоит стар человечек в лесу густом, И беленький кафтанчик надет на нем.

Кто бы это мог тут быть, И в лесу дремучем жить? Кафтанчик беленький носить…

У человечка ножка одна, одна, На человечке шапка красным

Кто бы это мог тут быть, И в лесу дремучем жить,

Красной своей шапкой щеголять ?

Когда эту загадку Валя разучивала, она никак не могла понять и запомнить слово «щеголять», и все время пела более понятное ей «щи гонять». Провожая нас на передачу, воспитатели наставляли Валю: «Смотри, не перепутай!». Но от волнения Валя, конечно же, все забыла, и привычно спела «про щи», тем более, что к этому времени щи из хряпы все чаще появлялись на нашем столе. Вернувшись в детский сад, мы принимали поздравления, оказалось, что все работники слушали передачу в кабинете заведующей.

«Эвакуация». Этого слова мама боялась с тех пор, как стала работать в детском саду. Дело в том, что 8-го июля 1942 года в Ленинграде была объявлена широкая обязательная эвакуация. Постановление Военного Совета предполагало вывезти всех лишних людей и объявить город «городом военных». Всех, кто оставался в городе, стали обучать стрельбе. Окна первых этажей стали закладывать мешками с песком, превращая их в бойницы. Даже в детский сад уже зимой приходил военный из числа раненых, находящихся в городе на лечении, и обучал воспитателей и нянечек заряжать и стрелять из винтовки. Я помню картинку: мама, лежащая в сугробе с винтовкой в руках. Однажды даже мне дали прицелиться. Взрослых учили бросать гранаты, используя деревянный муляж. В связи с эвакуацией часть детей и служащих уехали, но на их место все время поступали новые дети.

Мама сказала, что ни за что не уедет из города, так как понимала, что после голодной зимы не все из нас могут вынести поездку. Да и куда ехать? Родных у нас на Большой Земле нет, каких-либо драгоценностей или сбережений для того, чтобы как-то себя прокормить, - тоже. Да и вещи на троих детей ей одной было бы не перевезти. А если как-то и выживем, то вернуться обратно не сможем, а может, и некуда будет. Мама говорила, что если нам суждено погибнуть, то мы погибнем все вместе, здесь, в родном городе, на родной земле. Видимо, как-то ей удалось избежать эвакуации, вероятно, ее очень ценили здесь на работе. Самые нужные вещи находились у нас в чемоданах, а чемоданы хранились в детском саду, потому что сотрудники не ходили домой, а были на казарменном положении, поэтому и дети сотрудников также жили в саду круглосуточно.

При поступлении родители сдавали в детский сад детские продуктовые карточки. Я видела, как поздними вечерами при свете коптилки мама наклеивала продуктовые талончики на листы бумаги для отчетности за каждый прожитый день. Регулярно ходили комиссии для проверки расхода продуктов и соответствия остатков в наличии тому, что на бумаге. В детском саду мама сначала работала «техничкой», то есть занималась хозяйственными работами, даже снег разгребала у входа в детский сад. Потом она стала помощницей завхоза, а когда Анна Васильевна Зайцева (завхоз) уехала из города, мама ее заменила. Мама отвечала за все: питание, работу нянечек и техничек, чистоту в саду. Работу в детском саду проверяли и инспектор по пожарной безопасности, и санэпидстания, и районо… Проверяющих все боялись, но, насколько я помню, все обходилось благополучно, за исключением мелких замечаний.

Банный день в детском саду проходил по отлаженной схеме. Помещение душевой было маленькое, всего два квадратных метра. На табуретку ставили таз с водой, другой таз ставили под ноги. Две нянечки брали по одному ребенку, мыли его, стоявшего в тазу с теплой водой, ополаскивали теплой водой из ведра и передавали воспитателям. Те вытирали детей насухо, надевали рубашечки, халатики, и отправляли за стол. Конвейер работал быстро, никто из детей не успевал простудиться. Затем детей кормили обедом и укладывали спать. Когда детей прибавилось, и разделили две группы, то вторую группу мыли либо вечером, либо на другой день.

В марте 1942 года после длительного зимнего перерыва начали работать бани. Я помню, как однажды с мамой мы пошли в баню на Геслеровском проспекте (ныне - Чкаловский). В банном отделении было темно, окна - почти полностью забиты фанерой, паром было окутано все помещение. Оказалось, что в другом конце помещения мылись мужчины, и никто не обращал внимания друг на друга. Лишь бы скорей прогреться, помыться и - домой. Медсестра Людмила Сергеевна постоянно следила за состоянием здоровья детей .

С наступлением весны 1942 года дети начали болеть, их усердно лечили. Я помню, как брату и сестре смазывали горло керосином. А еще нам делали прививки. Помню, как делали прививку под лопатку, на следующий день очень болела спина, и не хотелось вставать с постели. Внезапно завыла сирена тревоги, всех детей быстро повели вниз. А мы с Аллой Флоренской решили остаться в спальне. Наши кровати стояли изголовьями к трехстворчатому окну. Фрамуги в окне были забиты фанерой, а рамы были со стеклами. Мы накрыли головы подушками, укрылись ватными одеялами, и лежали, затаив дыхание. Вдруг раздался страшный свист и грохот такой, что наш дом будто подпрыгнул, посыпались стекла. Это упала бомба в семиэтажный дом напротив детского садика, вернее, в его западное крыло. К счастью, она не разорвалась. Бомба была «здоровая» по весу, и то, что она не разорвалась, - просто чудо. Иначе от взрывной волны наш детский сад мог бы разлететься на куски. Хотя бомба и не разорвалась, она срезала угол семиэтажного здания, сколько там погибло людей, не знаю.

Вообще-то, это была вторая бомба, не разорвавшаяся вблизи меня. Первая упала, когда мы жили в рабочем городке Сан-Галли. Это случилось ночью, вероятно, в конце октября или ноября 1941 года. Мы спали вчетвером в кровати, укрытые одеялами и пальто, так как было уже очень холодно. В убежище мы уже не ходили. Нас разбудил мощный удар, дом как будто подбросило, со стен на нас посыпались портреты Жданова и Ворошилова. Это тяжелый фугас попал в дом, стоявший напротив нашего дома. Бомба срезала восточное крыло дома, и глубоко ушла в землю. На наше счастье она не разорвалась. Дом оцепили военные, всем велели уходить подальше, но мы никуда не ушли, а она так и не разорвалась.


Старшая группа. Поздняя весна 1942 г.
На заднем плане - воспитательница Дина Григорьевна Горбунова.
Сидит - воспитательница Серафима Андреевна, третья слева - Вера Пахомова,
четвертая - Алла Флоренская, шестой -Боря Штейнбок, седьмая - Ирма Пурвин

Занятия с детьми проводились обычно после завтрака. Малыши играли с куклами и кубиками. В младшей группе был большой набор строительных кубиков: конусы, пирамидки, кирпичики, малышня строила из них то пароход, то поезд, то пушку. Как только воспитателям удавалось достать бумагу с карандашами или пластилин, средние и старшие ребята занимались рисованием и лепкой.

Когда настали теплые дни, в наш детский сад стали приезжать артисты. Их было двое: мужчина и женщина. Они наряжались клоунами, смешили детей, показывали кукольный театр и фокусы.

В вестибюле детсада на стену вешали простыню и показывали кино. Там я увидела кинофильмы «Иван Грозный», «Александр Невский» , «Богатая невеста» , детские фильмы с Яниной Жеймо («Золушка» , «Леночка и виноград» и др.)

Где-то осенью 1942 года начал работать театр оперетты, и мама два раза ходила на его спектакли весной 1943 года, слушала «Сильву» и «Раскинулось море широко». Мама была очень довольна таким культпоходом.

Прорыв блокады 18 января 1943 г. я встретила дома на Зверинской улице. В этот вечер после ужина мама решила пойти проверить квартиру и взяла меня с собой. Я помню, что было очень темно, мы шли по узенькой тропинке. Изредка навстречу попадались люди, их почти невозможно было заметить, лишь на одежде светились «светлячки».

Дело в том, что при полном отсутствии освещения на улицах города, для того, чтобы не столкнуться на узких тропинках, люди носили специальные нагрудные значки - «светлячки», фосфоресцирующие в темноте. Иногда на миг включали фонарик - «жужелку», работающий не на батарейке, а на преобразовании механической энергии в электрическую (на фонарике нажимали клавишу как на эспандере, фонарик начинал жужжать и на миг включалась лампочка).

Мы вошли в квартиру и уже собирались ложиться спать, когда услышали сильную стрельбу, потом уже настоящую канонаду. В первый момент мы испугались, решив, что начался артобстрел, и стали прикидывать, за какой стеной спрятаться от обстрела и осколков. Но мы вскоре поняли, что стреляют не по городу, а где-то дальше. Всю ночь стоял сплошной гул, а утром по радио объявили, что наши войска перешли в наступление.

К огда мы пришли в детский сад, то узнали, что блокада прорвана. Все вокруг повеселели, говорили, что теперь-то немцев быстро прогонят. Но до полного снятия блокады был еще долгий тяжелый год.

Весной 1943 года фашисты снова начали обстреливать город, и, чтобы спасти детей, городские власти приняли решение эвакуировать детские учреждения на север, где было спокойнее. Поэтому наш детский сад было решено вывезти в поселок Песочный. Детей и взрослых быстро посадили на поезд и повезли «на дачу».

Пребывание «на даче» затянулось на зиму и весну 1944 года. Недавно я узнала, что другие детсады и школы также вывозили в Парголово, и в другие поселки, таким образом, удалось спасти от обстрелов много детей, и нас в том числе.

Наш переезд в Песочный был большим благом не только для детей, но и для рабочих нашего завода, т.к. едва устроили детей, как на соседней улице в одном из домов открыли стационар для оздоровления рабочих. Туда стали привозить небольшими партиями наиболее ослабленных и больных. За две недели их ставили на ноги, а на смену им приезжали другие. Сотрудники детского сада готовили им еду, делали отвары хвои и целебных трав, словом, выхаживали их. Я не раз видела, как мама и Зоя Андреевна вдвоем тащили громадные кастрюли с едой через улицу в стационар. Наша медсестра и врач ходили лечить их и проводили осмотр. Те, кто еще вчера еле ходил, поднимались очень быстро: начинали шутить, принимались играть в шашки. Рядом был лесок, в нем росли ягоды, а до того, как созрели ягоды - «заячья капуста» (кислица), конский щавель, еще какие-то травы. В лесок полакомиться бегали дети, а потом и взрослые.

С приездом на дачу наша жизнь резко изменилась. Во-первых, - тишина. Были так непривычно, что светит солнце, не стреляют и не бомбят, никуда не надо прятаться, что первые ночи, особенно в полнолуние, я подолгу не спала или, просыпаясь, прислушивалась, не летят ли самолеты. А Валя как лунатик ходила по комнате.

Постепенно жизнь налаживалась, несмотря на то, то финны находились совсем недалеко от нас. Они остановились в Белоострове, на своей старой границе. Никакой стрельбы, никаких попыток наступления с той поры не было. Наши войска тоже их не трогали, хотя были настороже.

Все лето дети жили спокойно, гуляли, играли, пропадали в лесу. Наверное, никогда больше мы не ели столько ягод: черники, гоноболи (голубики), земляники, а потом и брусники. Школьники бегали в лес самостоятельно, а малышей выводили воспитатели. Они паслись там на пригорках, собирая ягоды и цветы. Полевых цветов на опушках росло множество....

.Детский сад № 38 1943 год, конец мая- лето Женя, Татьяна Ивановна, Вера и Валя Пахомовы .
Семья, пережившая блокаду.
Обратите внимание: не всех кошек съели в Ленинграде, как утверждают многие источники.

День Победы!

Помню, что стояла очень теплая погода, необычная для мая. Мы с Валей вышли гулять на улицу. Я удивилась, что на улицах Зверинской и Блохиной было безлюдно. Уходить далеко от дома нам не разрешалось, и мы гуляли в сквере напротив Князь-Владимирского собора. Потом я узнала, что народ отправился на площадь Урицкого (Дворцовая пл.) и на Невский проспект. А вечером всей семьей мы отправились смотреть салют. Набережная у моста Строителей (Биржевой мост) была забита людьми по обе стороны Невы. Это был праздник света! Мы так долго жили в затемнении блокадного города, что теперь люди не сдерживали своих эмоций, радости. Каждый выстрел и появление ракеты вызывал рев, крики восторга, смеха. Залпы пушек были такими мощными, что приходилось прикрывать уши руками, чтобы не оглохнуть.

Вспоминая прошлое, сейчас я хорошо понимаю, что мы выжили тогда потому, что не остались в одиночестве, а стали частицей большой семьи под названием «детский сад», где все помогали друг другу жить. Взрослые заботились о малышах, а малыши заставляли взрослых бороться за жизнь. Эта борьба за детей дала возможность людям остаться Людьми, хотя и очень большой ценой, но добиться победы.