Двойная мораль. Двойная мораль в отношении общества к бизнесу

Параллельное существование в одном и том же обществе двойного стандарта полового поведения (один для мужчин, другой - для женщин). Проявляется в разрешении определённых действий мужчинам и запрещении их женщинам. Современная двойная мораль уходит своими корнями во времена средневековья, когда роль женщины ограничивалась рождением детей и доставлением наслаждения мужу. Моногамные отношения для мужчин существовали почти всегда лишь формально. Они имели большую сексуальную свободу, от женщин же требовались сдержанность, добрачная чистота и брачная верность. При этом учёные-мужчины ссылались на различие мужской и женской психики, утверждая, что мужчина от природы полигамен и его свободное поведение рационально для продолжения рода человеческого и не влечёт за собой больших осложнений для брака. Считалось, что чувственная, слабая, незрелая психика женщин должна сохраняться опекуном и господином - мужчиной и законом. Поэтому и право по-разному трактовало внебрачные контакты, сурово наказывая женщин, мягко или никак не наказывая мужчин. В 1960-х гг. движение женщин к экономической независимости, снижение уровня рождаемости, либерализация половой морали, уменьшение контролирующей роли семьи, снижение роли религиозных запретов, исчезновение важнейших сдерживающих моментов страха перед нежелательной беременностью и венерическими болезнями создали новый фон половой активности женщин. Ослабление форм социального контроля в связи с урбанизацией и анонимностью городской жизни поставили под сомнение традиционные формы половой морали. Изменилась роль женщины в половой жизни и роль половой жизни для женщины.Эти явления положили начало новой эпохи в половом поведении мужчин и женщин, получившей в средствах массовой информации громкое название революции сексуальной.
Однако и сейчас сторонники традиционной двойной морали среди мужчин придерживаются более разрешающих взглядов по отношению к своему полу, оправдывая этим внебрачные половые связи.
Женщины придерживаются более "равноправной" морали, предъявляя почти одинаковые требования, как к себе, так и к мужчинам.

(Источник: Сексологический словарь)

Смотреть что такое "Двойная мораль" в других словарях:

    Публ. Неодобр. О принципах поведения, допускающих расхождение между словом и делом, заведомо ложные и невыполнимые обещания. Мокиенко 2003, 60 …

    Двойная мораль. Публ. Неодобр. О принципах поведения, допускающих расхождение между словом и делом, заведомо ложные и невыполнимые обещания. Мокиенко 2003, 60. Носить мораль. Брян. Ругать, бранить кого л. СРНГ 21, 288. Читать мораль кому. Разг.… … Большой словарь русских поговорок

    - (викторианизм), моральное осуждение и строгая регламентация сексуальности в эпоху царствования англ. королевы Виктории (1837 1901). Ханжеские проявления М.В. широко распространились в быту: в присутствии посторонних считалось неприличным… … Сексологическая энциклопедия

    Несоответствие требований и норм сексуального поведения мужчин и женщин, уходящее корнями в глубокую древность. Если в отношении женщины выдвигались требования соблюдения добрачного целомудрия, предусматривались жестокие меры наказания за… … Сексологическая энциклопедия

    Система нравственных норм, регулирующих все стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей конкретного общества, включает не только правила полового поведения людей, но и этические,… … Сексологическая энциклопедия

    двойной - а/я, о/е 1) Вдвое бо/льший. Двойная порция. Двойная нагрузка. Синонимы: двукра/тный, удво/енный 2) Состоящий из двух однородных частей, предметов. Двойная рама. Двойная плата … Популярный словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Двойной стандарт. Двойной стандарт или двойная мораль критический термин для обозначения применяемых на практике и широко распространённых (но официально отрицаемых) дискриминационных… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Во всех европейских языках (греческ. συνείδησις, латинск. conscientia, французск. conscience, итальянск. coscienza, англ. conscience, немец. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки с; это образование… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В общеупотребительном смысле предосудительный поступок, в религиозном понимании нарушение религиозно нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Наряду… … Сексологическая энциклопедия

Книги

  • Уильям Конгрив. Комедии , Уильям Конгрив. Издание 1977 года. Сохранность хорошая. Конгрив творил на рубеже веков (XVII - XVIII), в эпоху переломную, сложную, формирующую новые понятия, мораль и эстетические нормы. Комедии Конгрива,…

Мораль - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу (Современный толковый словарь русского языка. М., 2004).
В предпринимательской деятельности этика и мораль выражаются в высоконравственном поведении бизнесменов в процессе проведения различных бизнес-операций.
Предпринимателю следует создать себе имидж, порядочного и честного человека, следуя принципам высокой морали. Чаще всего многие начинающие предприниматели недостаточно осознают, что соблюдение принципов морали и этики я создание имиджа порядочного человека являются залогом успешной предпринимательской деятельности.
Нормы морали, прежде всего, опираются на честь и совесть человека. Нельзя заставить бизнесмена быть высокоморальным человеком. Он должен почувствовать эти качества в себе, иметь собственные убеждения на этот счет.
Бизнес - это предпринимательская деятельность, приносящая доход. В процессе предпринимательской деятельности происходит обмен между людьми деньгами, товарами, ресурсами, услугами, различными результатами деятельности. Для обеих сторон, занимающихся обменом, первым неотложным принципом честного бизнеса должны быть правила эквивалентности и равноценности.
В результате соблюдения этих правил происходит справедливый обмен между участниками бизнес-операции, вследствне которого каждый участник остается в выигрышном положении.
В бизнесе не должно быть обмана, нечестного поведения, несоблюдения принципов человеческой морали и этики, так как деятельность предпринимателя связана с риском.
Многие предприниматели заключают сделки не документально, а всего лишь на словах, заручившись честным словом участника операции. Гарантируя друг друзу соблюдение правил честности и порядочности в процессе проведения операции, предприниматели имеют возможность получить не только хорошую прибыль, НО И создать себе ИМШТЖ порядочных людей и партнеров.
К сожалению, в бизнесе Присутствуют люди, для которых не существует правил добропорядочных отношений. Они не соблюдают ни гражданских, ни религиозных, ни человеческих законов морали. Воровство, обман, взяточничество и вымогательство являются у них не пороками, а достоинствами.
Чаще всего к обману и воровству прибегают начинающие предприниматели, которым нужно приобрести первоначальный капитал для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность. Люди, не имеющие моральных устоев, прибегают к аморальным способам ведения бизнеса, оправдывая это тем, что для достижения целей любые средства хороши. Аморальный бизнес является острой проблемой в социальном обществе.
Сложность в решении этой проблемы заключается в том, что нечестных и аморальных предпринимателей трудно привлечь к ответственности за несоблюдение норм морали и этики в бизнесе. Привлечение к уголовной или гражданской ответственности возможно лишь в тех случаях, когда происходит нарушение юридических законов.
В современном мире, в условиях строгой конкуренции в пред-принимательской деятельности необходимо развитие высокой морали и нравственности у бизнесмена, иначе его бизнес не будет иметь будущего.
Учитывая то, что бизнес часто переходит от отца к сыну, качества честного, высоконравственного человека с высокими моральными устоями должны прививаться человеку с детского возраста.
Для того, чтобы стать успешный бизнесменом, человеку необхиню иметь такие качества, как:
1) активность, инициативность, деятельность;
2) умение извлечь выгоду из неудачи и использовать это для
дальнейшего успеха;
3) умение, в случае потерн всего, начать все сначала;
4) прямолинейность;
5) творчество;
6) настойчивость;
7) умение управлять ситуацией;
8) гибкость;
9) аналитический склад ума;
10) оптимизм.
Предприниматель или бизнесмен должен уметь рисковать. Но риск должен быть не безрассудным, а точно рассчитанным. Умение рисковать - это умение просчитывать все возможные варианты, а также способность объяснить все обстоятельства сотрудникам своей организации.
Предприниматель или бизнесмен должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Физические качества находят свое выражение в том, что руководитель должен работать больше других и при этом совершенно спокойно переносить такие физические нагрузки. Важным качеством хорошего руководителя является умение держать свое слово и выполнить обещанное.
Обязательным качеством предпринимателя является умение внимательно относиться ко всем деталям бизнеса, включая технические, финансовые и маркетинговые вопросы.
Если бизнесмен будет относиться к бизнесу не только как к источнику прибыли, но и как к интересному делу, смыслу жизни, жизненным ценностям, стремясь к собственному совершенствованию, это может помочь ему достичь высоких результатов в процессе предпринимательской деятельности.
Бизнесмен должен ценить и не забывать своих наставников, уметь заключать честные и взаимовыгодные сделки, обладать умением вести переговоры.

Дата обновления: 09.09.2010

Это слово - "мораль" - затаскано в нашей речи до предела, но многие не задумываются толком, что оно, собственно, означает. На самом же деле мораль - это совокупность критериев социально приемлемого и социально неприемлемого поведения, и определяется она общественным мнением. Иначе говоря, некое "что такое хорошо и что такое плохо" в коллективном понимании. Однако в нашем обществе до сих пор иногда мораль не для всех одинаковая. Точнее, двойная: одна для женщин, другая для мужчин.


Муж не пришел ночевать домой, вернулся под утро. Жена высказывает ему свое недовольство, а супруг в ответ:
- Я птица вольная, когда захотел, тогда и пришел!
На следующий день не пришла ночевать жена. Наутро муж встречает ее с кулаками. А жена ему в ответ:
- Я птица подневольная, когда отпустили, тогда и пришла!

Когда кого-то хотят призвать к порядку или к ответу за некие неблаговидные действия, неизменно вспоминают про мораль . В ходу у нас и такое выражение, как "читать мораль" - синоним нудных, бесконечных нотаций. Это слово - "мораль" - затаскано в нашей речи до предела, но многие не задумываются толком, что оно, собственно, означает. На самом же деле мораль - это совокупность критериев социально приемлемого и социально неприемлемого поведения, и определяется она общественным мнением. Иначе говоря, некое "что такое хорошо и что такое плохо" в коллективном понимании. Однако в нашем обществе до сих пор иногда мораль не для всех одинаковая. Точнее, двойная: одна для женщин, другая для мужчин. Суть двойной морали в том, что мужчинам в поведенческом плане гораздо больше позволено, чем женщинам, и список женских "аморальных поступков" гораздо длиннее, чем мужских.

Прежде чем говорить непосредственно о подобных проблемах, хорошо бы разобраться: откуда взялась двойная мораль и почему наше общество до сих пор за нее держится? Можно сказать, что двойная мораль существовала с того времени, как только появился "человек разумный". А может быть, она возникла и еще раньше. Вообще, очень сомнительно, существовал ли на самом деле матриархат, - такое впечатление, что это выдумка советских историков. Потому что даже тогда, когда отношения между нашими первобытными предками формировались по законам стаи, мужчина уже был главным в этой стае - только потому, что он физически сильнее. А основной принцип стайной иерархии - вожак должен быть сильным. И справедливым, но это уже потом.

Основа двойной морали - так называемый половой диморфизм. То есть отличие по половому признаку особей одного вида. Яркий пример полового диморфизма среди братьев наших меньших - различие окраски самцов и самок, скажем, у птиц. У петуха, например, или у павлина: только самец способен распустить свой шикарный хвост, у самок оперение скромнее. Конечно, это все оправдано естественным отбором - вовсе ни к чему хищнику замечать самку в гнезде, пусть лучше отвлекается на ярко окрашенного самца. То есть нарядное оперение - только обозначение дополнительной ответственности, а не повод считаться главнее самки.

Есть такой половой диморфизм и у людей. Главный его признак - различие полов по мышечной массе, а значит, и по физической силе. Природа, дав женщине способность рожать детей, не предназначила ее для таскания тяжестей, наделив большей силой мужчину. А мужчины этим и воспользовались, посчитав, что природа таким образом определила им не столько физическую работу, сколько власть над слабыми женщинами.

Половой диморфизм не связан с психологическими взаимоотношениями полов, и в природе, где не довлеют психологические принципы построения взаимоотношений, самка вполне может стать главой стаи, если нет более сильного самца. Например, если в волчьей стае убит вожак, а остальные "мужчины" еще молоды и неопытны. И волков это никак не смущает, равно как и других животных, живущих по стайным законам. У людей же все не так: мужчина в большинстве случаев не уступит женщине бразды правления хоть на работе, хоть в семье, даже если она с чем-то может справиться лучше. И вполне может создаться такая ситуация, когда в каком-то ограниченном социуме вдруг остаются одни женщины - и оказывается, что управлять и руководить некому. Разумеется, история знает некоторых сильных женщин, способных управлять целыми государствами. Но таких дам считанные единицы. И в большинстве своем в человеческом обществе у власти всегда были мужчины.

Неужели мужчина действительно лучше приспособлен к руководству и командованию? Вовсе нет. Известно, что по строению головного мозга и типу интеллекта среднестатистические мужчина и женщина не отличаются практически ничем. И способность руководить определяется только типом личности, а никак не половой принадлежностью Однако дальше вступает в действие двойная мораль. В частности, тот ее аспект, что руководить должен мужчина, а женщина - слушаться. Но это всего-навсего основной закон общества, далекого от прогресса: власть дается более сильному физически, а не более способному к ней. Чем примитивнее общество, тем более оно тяготеет к разделении власти по принципу силы, а значит, и к двойной морали. Выводы делайте сами.

Двойная мораль давно и успешно перебралась в семейные и полоролевые взаимоотношения. Именно она порой определяет, кому распоряжаться семейным существованием. Иначе говоря, кто будет главой семьи. Мы так часто оперируем этим понятием - "глава семьи", что забываем его изначальное определение. Когда я спрашиваю людей, что они понимают под этим, в ответ неизменно слышу: "Тот, кто принимает решения, руководит"; "тот, кому подчиняются все остальные члены семьи" и, наконец, "тот, кто в семье делает все, что хочет, а другие не должны возражать".

Вот, в этом-то все и дело. Да, глава семьи, как и вожак стаи, действительно руководит всей семьей, и его слово решающее. Но при этом не следует забывать, что точно так же, как и вожак стаи, глава семьи НЕ только принимает решения и руководит, но еще и несет ответственность за последствия своих решений и своего руководства. В первобытном обществе остались люди голодными - вожак виноват: не обеспечил питания! В современной семье не хватает денег на еду - смело можете предъявить претензии к тому, кто называет себя главой семьи: какой же ты глава, если не обеспечил существование своих подчиненных? Статус главы семьи - не источник привилегий, а дополнительная ответственность.

Конечно, вряд ли наш современный глава семьи воспримет всерьез такие претензии. Потому что он, как правило, ВСЕРЬЕЗ считает, что быть главой - это всего лишь иметь право проматывать деньги семьи, вести достаточно распущенную жизнь и вообще "делать все, что хочет, а другие не должны возражать". То есть по праву сильного наш глава семьи якобы просто обязан всячески ущемлять в правах свою вторую половину. Нет нужды говорить, что чаще всего таким "однобоким главой" в семье является муж. Или, по крайней мере, претендует на такое странное главенство. А как же иначе - он ведь мужчина!

Таким образом, двойная мораль, точнее, общество, ведомое такой моралью, начинает внушать мужчине, что он как бы и не мужчина, если, скажем, не изменяет жене. И многие мужчины изменяют женам не потому, что у них свербит ниже пояса, а именно затем, чтобы утвердить свой статус "главы семьи" и сильного во всех отношениях мужчины. Однако не стоит забывать, что если уж и определять главенство по канонам первобытной стаи, то даже в животном мире вожак должен быть не только сильным, но еще и справедливым. И если он начинает грести под себя, ему могут перестать подчиняться, а то и вовсе съедят.

Кстати, есть мужчины, и их не так уж мало, которые вовсе не стремятся к власти ни в обществе, ни в семье. Они бы рады переложить все права вместе с обязательной ответственностью на плечи жены, но общество, ведомое все той же двойной моралью, осуждает их за это: "Ты мужчина, и ты должен руководить, а иначе ты не мужчина, а слабак!" Таким образом, работающая на сильный пол двойная мораль поворачивается к нему своей оборотной, не самой привлекательной стороной...

Вроде бы мужчинам при двойной морали хорошо. Им можно практически все. Но с другой стороны, им тоже много чего нельзя. И они много чего должны. Например, должны постоянно демонстрировать свою силу, как физическую, так и психологическую. И им, как сильным, нельзя говорить о наличии у них каких-то проблем. Даже друзья, которым мужчина пытается порой поплакаться в жилетку, ободряют его укоризненным: "Ну что ты разнюнился, как баба!" И это еще мелочи, хотя из-за таких "мелочей" мужчина борется со своими проблемами в одиночку до последнего.

Двойная мораль запрещает мужчине привлекать женщину в качестве помощника, соратника, коллеги по работе. По крайней мере, когда один из наших бывших известных руководителей привлек к работе собственную жену, которая сопровождала его во всех поездках именно в качестве доброго советчика, помощника и консультанта, именно это дало хорошую дозу народной нелюбви к его персоне. Его изначально презирали за то, что он не может обойтись "без своей бабы". Конечно, интеллектуальные люди не считали, что это плохо, наоборот, такой руководитель заслуживал доверия. Но примитивное общество, которое как раз в основном и тяготеет к двойной морали, считает, что место бабы у плиты. А на самом деле именно супруга может стать самым лучшим помощником в работе мужчины, самым первым заместителем и самым доверенным лицом, разумеется, если у них действительно общие интересы, а не конфронтация на уровне семьи. Но мужчине опять же не положено афишировать, что он относится к женщине как к равной. Это ему запрещает двойная мораль.

Причем правил двойной морали придерживаются и некоторые женщины. С одной стороны, они и помыслить не могут, чтобы перечить мужчине, так как вырастают забитыми уже в собственных семьях, а с другой стороны, им так легче, меньше ответственности. А мужчине как раз именно участия жены в его заботах и проблемах, не только семейных, но и производственных, часто не хватает очень сильно. Да, конечно, большинство представителей сильного пола демонстративно не просят помощи ни у кого, в том числе и у жены. Да если бы и хотели - опять же это не позволено с точки зрения двойной морали!

А женщине двойная мораль не дает права на ошибку. Она вышла замуж, но брак не сложился, супруги развелись - в глазах ревнителей двойной морали виновата женщина, что не сохранила семью. Одинокая дама поддерживала отношения с одним мужчиной, соседи уже предвкушали, как на свадьбе салатику поедят, вдруг вместо свадьбы первый получил отставку, появился второй, третий... Опять женщина нехорошая, распутница. А что бывают женщины, которым в принципе не нужна семья, дети, муж, которые чувствуют себя комфортнее "в свободном полете", причем не обязательно с одним и тем же фиксированным партнером, - этого двойная мораль вообще признавать не желает.

Кстати, вот такой интересный вопрос. Допустим, к одинокой женщине ходит... женатый мужчина и о его семейном положении известно окружающим - приверженцам двойной морали. Кого они станут осуждать? Правильно, женщину. Мол, развратница, разбивает семью. Может быть, будут жалеть жену этого мужчины, хотя тоже могут ей заочно попенять, что, мол. не смогла ублажить мужика, чтобы не бегал налево. А какое же место наши моралисты отводят в этой ситуации самому мужчине? А о нем просто забывают: потому что он мужчина, ему все можно. То есть молчаливо предполагается, что волеизъявления мужчины здесь никакого нет и своего мнения он тоже не имеет. Таким образом они превращают представителя сильного пола в самого натурального слабака, в теленочка с кольцом в носу, а не на пальце: куда его поведет женщина-разлучница из семьи, туда он и идет.

Самое действенное средство против двойной морали - повышение интеллектуального уровня общества. Увы, это делается не сразу. Утешать себя можно тем, что мораль меняется: вон еще совсем недавно сажали "за спекуляцию", а теперь это называется коммерцией и всячески поощряется тем же самым обществом. Очевидно, вскоре мы придем и к исчезновению двойной морали, по крайней мере, многие здравомыслящие люди давно изжили в своих кругах подобную "дискриминацию по половому признаку". Но пока это явление еще существует, надо просто помнить, что последствия от приверженности такой морали могут бить и по женщинам, и по мужчинам. Причем неизвестно, кому достается больше, чаще и больнее.

Заказы «Электронного доктора» , наиболее подходящие к статье:
Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть любовь детей
Я хочу вернуть сына
Я хочу восстановить привязанность детей Темы: власть , мораль .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Продолжим тему, которую я наметил в выпусках посвященных Дню Предпринимателя. Какова мораль общества и что прямо или косвенно поддерживает государство?

Мораль такова: если у предпринимателя есть проблемы, пусть выкручивается сам, а разорится, сам виноват. То есть сам несет ответственность за свою жизнь. Плохо? Нормально.

А как насчет остальных? А вот об остальных надо заботится, их надо защищать, им надо помогать, и в споре предпринимателя и наемного сотрудника заранее общественное мнение настроено против предпринимателя.

Причем, предпринимателю то обычно нужно одно, иди работать к другому, ты мне больше не нужен. А ему и общество и закон начинает говорить, нет, все не так просто, так просто ты не можешь избавиться от человека, который тебя не устраивает.

Есть общество защиты потребителей, но нет общества защиты потребителей труда наемных сотрудников. Качество и количество труда не устраивает — плати неустойку. Почему нет?

Сегодня видел сюжет про поддельное молоко, сметану, творог. Сделаны из пальмового масла и добавок, и что есть заводы, которые производят сметану, но у них нет вообще на входе приемки молока. Из чего они ее делают?

Подождите, подождите. А как же потребители, которые практически всегда покупают то, что подешевле, а значит, производитель настоящего качественного молока просто не может продать свою продукцию?

А качественное — ДОРОЖЕ!

Одна из участниц передачи говорит о том, что свою натуральную продукцию (которая дороже, разумеется,) она не может продать даже школам, детским садам области — для них дорого.

И что те, кто покупают и кормят некачественной молочной продукцией (фактически поддельной) — ни в чем не виноваты?

А наемные сотрудники, которые производят эту поддельную продукцию, и получают зарплату — почему не откажутся? Не скажут, мы ТАКОЕ производить НЕ БУДЕМ!

Более того, начни производитель этой некачественной продукции сворачивать производство, у него проблему будут, с увольнением людей и другие проблемы, мол, что ты рабочие места сокращаешь. НЕЛЬЗЯ!!!

Итак, вопрос, почему потребители некачественной продукции, которые виновны в том, что предпочтут дешевое и затем будут обвинять, почему это дешевое, такое некачественное, - вроде бы ни в чем не виноваты?

Почему сотрудники этих предприятий, которые своими руками производят поддельное молоко и поддельную сметану и поддельный творог, не откажутся это делать? Мол, нам такие грязные деньги не нужны?

Почему во всем обвиняют только предпринимателей?

Хотя бы разделите ответственность на все эти категории?

И происходит антиотбор. В связи с жадностью населения, оно покупает самое дешевое (равно самое некачественное) и такие производители и выживают, а остальные разоряются.

То есть — ПОТРЕБИТЕЛЬ СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР!

И не нужно перекладывать ответственность с больной головы на здоровую!

Человек относится к биологическому виду, поэтому он подчиняется тем же закономерностям, что и другие представители животного царства. Это справедливо в отношении не только процессов, происходящих в наших клетках, тканях и органах, но и нашего поведения – как индивидуального, так и социального. Его изучают не только биологи и медики, но и социологи, и психологи, а также представители других гуманитарных дисциплин. На обширнейшем материале, подтверждая его примерами из медицины, истории, литературы и живописи, автор анализирует вопросы, находящиеся на стыке биологии, эндокринологии и психологии, и показывает, что в основе поведения человека лежат биологические механизмы, в том числе гормональные. В книге рассматриваются такие темы, как стресс, депрессия, ритмы жизнедеятельности, психологические типы и половые различия, гормоны и обоняние в социальном поведении, питание и психика, гомосексуализм, виды родительского поведения и т. д. Благодаря богатому иллюстративному материалу, умению автора просто говорить о сложных вещах и его юмору книга читается с неослабевающим интересом.

Книга «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» награждена премией «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки».

Римский император Октавиан Август увидел на улице грека, удивительно схожего с ним лицом, и спросил у него: «Твоя мать в молодости бывала в Риме?» Тот ответил: «Нет, мать в Риме не была никогда, а вот отец – тот в Риме жил подолгу».

Эта история смешна, так как в ней Октавиан Август попадает в неловкое положение. Почему же мы считаем его не соответствующим высокому императорскому сану? Потому что образ отца, который в свое время имел внебрачные половые связи, не компрометирует императора, а даже, пожалуй, добавляет блеска его диадеме. Напротив, намек на то, что мать императора была раскованной девушкой и вела рассеянный, праздный образ жизни, может сильно повредить достоинству Октавиана Августа.


Рис. 8.12. Прекрасный Иосиф отвергает ухаживания жены Потифара. Мужчина, отклоняющий приглашение женщины, неизбежно навлекает на себя ее гнев. В основе этой психологической закономерности лежит несоразмерный энергетический вклад двух полов в воспроизводство

Угроза репутации матери императора усиливается тем, что она подозревается не просто в добрачной или внебрачной связи, а в связи с греком. В Риме того времени подавляющее большинство учителей, врачей, философов, магов, архитекторов и художников были греками (точнее, носителями эллинистической культуры). Презрительное отношение знати к образованным людям усугублялось тем, что Греция уже полтора века была одной из провинций Римской империи. Таким образом, социальный уровень знатной римской девушки был намного выше, чем у любого грека. Связь с нижестоящим для любой женщины, например барыни с кучером, – это уже не просто раскованное поведение, а то, что по-русски называется «махаться на все стороны» . В то же время связи мужчин с женщинами низкого социального ранга воспринимаются окружающими совершенно спокойно, т. е. не являются нарушением моральных или нравственных норм.

Любая женская особь, в том числе и женщина, не может позволить себе транжирить свои яйцеклетки, производя потомство от низкоранговых самцов. Низкий социальный ранг самца означает его невысокую приспособленность, которая, в свою очередь, обусловлена чаще всего неудачной наследственностью. Даже если плохая приспособленность связана со средовыми воздействиями (увечье), то и тогда это означает, что заботиться о потомстве такой самец не сможет. Мужчины же, как и мужские особи других видов, легко могут позволить себе потратить часть своих гамет на оплодотворение и низкоранговых самок.

Для мужчины связь с женщиной, имеющей высокое социальное положение, – это способ повысить собственный социальный ранг. В Древнем Египте тела молодых женщин передавали бальзамировщикам только на третий день после смерти, когда процесс разложения уже заходил достаточно далеко. Этим старались уменьшить вероятность осквернения трупа бальзамировщиками, склонными к некрофилии. И такое же правило действовало в отношении умерших знатных женщин, независимо от возраста и того, насколько болезнь их обезобразила. Высокий социальный ранг женщины значительно увеличивает ее привлекательность как сексуального объекта, несмотря на очевидные физические недостатки.

Рассказывают, что в додревние времена, когда боги запросто общались со смертными, был вхож на Олимп царь Иксион. Он разделял трапезу с богами и даже делал нескромные предложения самой Гере. Ее это возмущало, и она пожаловалась Зевсу, который отнесся к ситуации с юмором. Зевс решил, что, если ухаживания Иксиона станут совсем неприличными, подставить тому призрак Геры, сотканный из облаков. Это было исполнено, и Иксион совокупился с призраком (который потом родил кентавров). Инцидент, к сожалению, не был исчерпан, так как Иксион стал всем рассказывать, что он имел интимную связь с самой Герой, супругой верховного бога!


Рис. 8.13. Зевс подставил Иксиону призрак Геры, с которым тот и совокупился. Прикован же к огненному колесу Иксион был не за это, а за то, что хвастался связью с Герой. Связь женщины с мужчиной низкого социального ранга осуждается традиционной моралью

Такое поведение – хвастовство – типично для мужчин. В русской сказке «Воробей и кобыла» герой заявляет товарищам: «Полюбила меня сивая кобыла, часто на меня посматривает; хотите ли, отделаю ее при всем нашем честном собрании?» Подобный способ повышения своего социального ранга – намеренная демонстрация доказательств своих любовных побед – осуждается традиционной моралью, так как ведет к снижению социального ранга женщины. Воробей был наказан в комическом ключе, а вот Иксиона приковали к огненному колесу, которое вечно будет вращаться в подземном царстве (рис. 8.13). Очевидно обоснование такого жестокого наказания: хвастаясь своей связью, Иксион снижал социальный ранг супруги верховного правителя и тем самым – самого Зевса.

Репутация женщины, хоть немного, но страдает, если есть свидетели ее увлечения мужчиной. Если же женщина замужем или девица, то свидетели недопустимы. Девственная Артемида однажды все-таки влюбилась. Но, не желая лишаться высокого статуса девственницы, она усыпила прекрасного пастушка Эндимиона, перенесла его на недоступную гору и сходилась с ним только тогда, когда тот спал (рис. 8.14). Таким образом, Артемида не нанесла ущерба своему статусу, так как даже сам любовник не знал о своей связи с богиней. Заметим, что состояние девственности было необходимо Артемиде для ее профессиональных занятий покровительницы диких животных (см. главу 7). Согласно позднему варианту мифа, связь с Эндимионом богиня имела, пребывая в другой своей ипостаси – в образе Селены, богини Луны. Таким образом, репутация Артемиды как непорочной девы была совершенно восстановлена.


Рис. 8.14. Артемида навещала любовника, только когда он спал. Отсутствие свидетелей их связи позволило ей сохранить высокий статус девственницы. Золотой полумесяц на лбу указывает на то, что Артемида выступала в том эпизоде своей жизни как богиня Луны – Селена

Итак, двойная мораль существует во многих человеческих обществах. Она означает различное, подчас противоположное отношение к одним и тем же формам поведения в зависимости от того, кто действует – мужчина или женщина. Мы видим двойственное отношение к их поступкам и в античной мифологии, и в современном европейском обществе. Основа такой двойственности – в огромной диспропорции энергетических затрат двух полов на воспроизводство.

<<< Назад
Вперед >>>