Эритроциты человека и лягушки. Лейкоциты лягушки под микроскопом

Рассмотреть под микроскопом постоянный микропрепарат - кровь лягушки при малом и большом увеличении микроскопа. В поле зрения видны отдельные клетки правильной овальной формы с гомогенной цитоплазмой интенсивно розового цвета. В центре клетки заметно сине-фиолетовое, вытянутое в длину ядро. В поле зрения встречаются более крупные шаровидные клетки - лейкоциты со светлой цитоплазмой, с шаровидными или лопастными ядрами.

Рассмотрите готовый окрашенный препарат крови лягушки при малом и большом увеличении. Все поле зрения покрыто клетками. Основную массу клеток составляют эритроциты, имеющие овальную форму, розовую окраску цитоплазмы и продолговатое ядро сине-фиолетового цвета. Среди эритроцитов иногда встречаются лейкоциты. Они отличаются от эритроцитов округлой формой и строением ядра, которое разделено на сегменты (нейтрофилы) или имеет круглую форму (лимфоциты). Обратите внимание, что в животных клетках в отличие от растительных клеток клеточные оболочки почти незаметны.

Для зарисовки выберите участок препарата, где клеточные элементы расположены не так плотно.

Зарисуйте несколько эритроцитов.

Сделайте обозначения:

    Эритроцит.

    Оболочка.

    Ядро.

    Цитоплазма.

4. Клетки крови человека

Мазок крови человека. Рассмотреть постоянный микропрепарат при малом и большом увеличении. На фоне бесцветной плазмы видны розовые, шаровидные эритроциты, имеющие вид круглых двояковогнутых дисков диаметром 6-7, 5-8 микрометров. Ядро в эритроцитах всех млекопитающих отсутствует. Лейкоциты обнаруживаются реже. Они имеют фиолетовые ядра различной формы, крупнее эритроцитов.

Зарисуйте несколько клеток.

Сделайте обозначения:

    Эритроциты.

    Лейкоциты.

    Плазма – неклеточная структура.

Практическое занятие №2

    Тема :

Структура и функции цитоплазматических мембран. Транспорт веществ через мембрану.

2. Учебные цели:

Знать строение универсальной биологической мембраны; закономерности пассивного и активного транспорта веществ через мембраны;

Уметь отличить виды транспорта;

Владеть техникой приготовления временных микропрепаратов.

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

    Строение эукариотической клетки.

    История развития представлений о строении клеточной мембраны.

    Молекулярная организация цитоплазматической мембраны (модели Даниели и Даусона, Ленарда (мозаичная).

    Современная жидкостно-мозаичная модель строения клеточной мембраны Ленарда-Зингера-Николсона.

    Химический состав клеточной мембраны.

    Функции мембраны.

    Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.

    Активный транспорт. Принцип работы натрий-калиевого насоса.

    Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.

    Экзоцитоз.

4. Вид занятия: лабораторно – практическое.

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 минут).

6.Оснащение.

Таблицы: №11 «Модели цитоплазматической мембраны»; №12 «Жидкостно-мозаичная модель мембраны», микроскопы, предметные и покровные стекла, колбочки с 0,9% и 20% растворами NaCl, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, дистиллированная вода, веточки элодеи.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме .

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Практическая работа

1. Строение клетки листа элодеи

Материал и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, дистиллированная вода, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, веточки элодеи, таблицы.

Изучаемые объекты: элодея.

Цель практической работы: Изучить строение растительной клетки и найти отличия от животной клетки

Пользуясь пинцетом и ножницами, отрезать от веточки элодеи кусочек листа размером 4-5 мм, положить его на предметное стекло в каплю воды, покрыть покровным стеклом и рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Лист элодеи состоит из 2-х слоев клеток, поэтому, изучая его, нужно вращать микрометрический винт, чтобы четко увидеть верхний или нижний слой. Клетки элодеи почти прямоугольной формы, имеют плотные оболочки. Между оболочками отдельных клеток заметны узкие межклеточные ходы. Ядра в клетках не видны, поскольку в неокрашенной клетке показатели преломления ядра и цитоплазмы почти одинаковы. В цитоплазме клеток находятся зеленые округлые пластиды - хлоропласты. Хлоропласты маскируют ядро, и его трудно обнаружить в клетке. Более светлое пространство в цитоплазме – вакуоли, заполненные клеточным соком. При температуре выше 10°C в клетках элодеи можно заметить движение цитоплазмы, прилегающей к оболочке клеток, по движению зеленых пластид вдоль стенок клеток. В случае отсутствия движения пластид, его можно вызвать, разрезая листочек, на мелкие части или прибавляя к воде несколько капель спирта.

Зарисуйте при большом увеличении микроскопа 3-4 клетки листа элодеи.

Сделайте обозначения:

    Оболочку,

    Цитоплазму,

3. Хлоропласты,

4. Вакуоли с клеточным соком.

Цель лабораторной работы № 2:
Научиться различать на мазках крови человека форменные элементы.

Оборудование и материалы: лабораторный микроскоп, гистологические препараты:
Мазок крови взрослого человека
Мазок крови лягушки
Мазок красного костного мозга

Лабораторная работа рассчитана на 2 аудиторных часа.

Ход работы:

1. Рассмотреть препарат 1. Мазок крови человека (рис. 2.4, 2.5). Окрашивание азуром П и эозином.
При малом увеличении обратить внимание на различную окраску эритроцитов и лейкоцитов. Эритроциты – самые многочисленные клетки крови и на мазке они составляют большинство.
При большом увеличении микроскопа найти эритроциты (рис. 2.4), окрашенные эозином в розовый цвет. Обратите внимание, у эритроцитов более интенсивно окрашена периферическая часть, а центральная область бледная. Связано это с тем, что эритроцит имеет форму двояковогнутого диска.
Найти в поле зрения нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит (рис. 2.4). Цитоплазма нейтрофила имеет бледно сиреневую или голубую окраску, зернистая, содержит темные азурофильные гранулы, которые представляют собой первичные лизосомы. Ядро дольчатое (от 3 до 5 сегментов, соединенных тонкими «мостиками»), окрашено в фиолетовый цвет.
Найти на мазке эозинофильный лейкоцит (рис. 2.4). Ядро клетки обычно двудольчатое, а цитоплазма заполнена большими эозинофильными (темно-розовыми) специфическими гранулами одинакового размера.
Базофильные гранулоциты встречаются редко. Для них характерна крупная зернистость фиолетового цвета (рис. 2.4). Ядро базофила обычно почковидное, двудольчатое, часто его не заметно из-за обилия гранул и слабого окрашивания.
Найти в поле зрения лимфоцит и моноцит. Лимфоциты имеют округлое плотное ядро с узким ободком цитоплазмы (рис. 2.5). Моноциты легче найти на периферии мазка. Это крупные клетки с обширной цитоплазмой голубого цвета (рис. 2.6). Форма ядра подковообразная или двудольковая, окрашивается слабее, чем у лимфоцитов, поэтому в нем хорошо заметны ядрышки.
Кровяные пластинки небольшого размера (в 3 раза меньше эритроцитов), расположены небольшими группами между клетками и имеют слабо-фиолетовую окраску.
2. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты; 2) нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит; 3) эозинофильный лейкоцит; 4) базофильный лейкоцит; 5) лимфоцит; 6) моноцит. Выделить в гранулоцитах ядро, цитоплазму, гранулы. В агранулоцитах обозначить ядро, цитоплазму.

3. Рассмотреть препарат 2. Мазок крови лягушки (рис. 2.7). Окрашивание азуром П и эозином.
В поле зрения видны ядерные эритроциты, характерные для всех классов позвоночных, исключая млекопитающих. Вместо кровяных пластинок в мазке крови лягушки видны тромбоциты – мелкие клетки, располагающиеся небольшими группами между другими клетками крови. Эритроциты имеют овальную форму. Цитоплазма их розового цвета. В центре клетки располагается овальное ядро темно-синего цвета.
Нейтрофилы мельче эритроцитов, гранулы в их цитоплазме палочковидной формы. Ядра сегментированные. Лимфоциты и моноциты существенных особенностей не имеют.
4. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты (выделить в них ядро, цитоплазму, плазмолемму); 2) нейтрофилы; 3) эозинофилы; 4) тромбоциты; 5) лимфоциты; 6) моноциты.

5. Рассмотреть препарат 3. Мазок красного костного мозга. Окраска по методу Романовского-Гимзы.
Мазок красного костного мозга (рис. 2.8. - 2.12) позволяет изучать в световом микроскопе различные стадии и виды гемопоэза, поскольку клетки после обработки антикоагулянтами и окраски располагаются не группами, а поодиночке и хорошо различимы.
6. Зарисовать и обозначить: 1) эритробласты (базофильные, полихроматофильные, оксифильные); 2) ретикулоциты; 3) эритроциты; 4) промиелоциты; 5) метамиелоциты; 6) палочкоядерные; 7) сегментоядерные гранулоциты (базофильные, нейтрофильные и эозинофильные); 8) промоноциты; 9) моноциты; 10) промегакариоциты; 11) мегакариоциты; 12) лимфоциты (большие, средние, малые).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте кровь как ткань. 2. Состав и функции крови. 3. Дайте морфофункциональную характеристику эритроцитов и кровяных пластинок. 4. Лейкоциты – особенности классификации. 5. Дайте морфофункциональную характеристику гранулярным и агранулярным лейкоцитам. 6. Что обозначает понятие «лейкоцитарная формула»? 7. Из каких компонентов состоит лимфа? 8. Чем отличается эмбриональный гемоцитопоэз от постэмбрионального? 9. Объяснить эмбриональное кроветворение. 10. Охарактеризовать основные этапы постэмбрионального кроветворения. 11. Что такое стволовые, полустволовые и унипотентные клетки? 12. Объяснить этапы формирования эритроцита. 13. В чем заключаются основные процессы дифференцировки клеток гранулоцитарного ряда? 14. В каких органах и как происходит формирование Т- и В-лимфоцитов? 15. Где формируются моноциты? Какие стадии они проходят? 16. Как происходит образование тромбоцитов?

Задачи урока:

Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови; расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; несовместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника и дополнительным материалом, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани». Микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока
  2. Изучение нового материала

1 этап - вызов к размышлению

Постановка учителем проблемного вопроса « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?»

В ходе «Мозгового штурма» учитель получает от учащи хся ответы на поставленный в начале урока вопрос. Ответы могут быть следующими:

Анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека;

Кровь выполняет в организме важные функции;

В крови есть гемоглобин;

Для выявления малокровия;

Кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме;

При наличии заболевания состав крови меняется;

Кровь – одна из важных тканей организма человека.

(все ответы, полученные во время «мозгового штурма» ,учитель фиксирует на доске).

2 этап - стадия осмысления

Перед классом ставится исследовательский вопрос: «Каков состав крови? Как проводят переливание крови?».

Для этого учащиеся объединяются в 4 группы.

Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные учителем задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.

Рабочий лист первой группы

Исследовательский вопрос: «Каково значение эритроцитов в организме?»

Задание 1.Охарактеризуйте состав крови.

Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?

Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.

Рабочий лист второй группы

Исследовательский вопрос «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свертывания крови?»

Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?

Задание 2. Опишите процесс свертывания крови.

Задание 3. Схематически зарисуйте этот процесс.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

Рабочий лист третьей группы

Исследовательский вопрос «Человек, с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»

Задание 1. Что такое малокровие, и какие причины его вызывают?

Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.

Задание 3. Закончите предложение: «Донором называют….2.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос

Рабочий лист четвертой группы

Исследовательский вопрос: «Могут ли лейкоциты крови заменить тромбоциты?». Ответ обоснуйте.

Задание 1. Дайте сравнительную характеристику строения и функций лейкоцитов и тромбоцитов.

Задание 2. Зарисуйте схему строения лейкоцита и тромбоцита.

Задание 3. Как вы считаете, о чем свидетельствует повышенное содержание лейкоцитов в составе крови?

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

На этот этап урока отводится 15 минут.

После выполнения заданий проводится презентация групповых работ. Соблюдается регламент - по 3 минуты на каждого выступающего от каждой группы

Затем учащимся предлагается заполнить схему «Состав крови»

Состав крови

_________________________/__________________________

/ / / / /

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия, ответить на вопрос «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Оборудование: готовые окрашенные препараты крови человека и лягушки, микроскопы, таблица «Кровь».

Ход работы.

1.Подготовить микроскоп к работе.

2 Установить под микроскопом микропрепарат крови человека

3. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты лягушки и зарисовать их.

6. Сделать выводы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Выводы:

Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму

Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

Сообщение учащегося на тему «Дыхательная функция крови»

Работа в группах по решению биологических задач.

Задача «Смертельное лекарство» .

Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть?

Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение

Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 140 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 12 тыс /л 4 – 9 тыс/л
10 мм/ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Z (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 100 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 3,2 млн /л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 4,5 тыс/л 4 – 9 тыс/л
Скорость оседания эритроцитов 7 мм /ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 130 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 410 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 5 тыс/л 4 – 9 тыс/л
Скорость оседания эритроцитов 7 мм/ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Обсуждение итогов работы групп.

3 этап урока - стадия рефлексии.

Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Выводы:

По анализу крови можно поставить диагноз заболевания;

Определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;

Можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;

Можно определить особенности свертывания крови;

Можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;

Можно выявлять малокровие;

Можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).

Учитель еще раз напоминает проблемный вопрос « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?».

На завершающем этапе урока формулируется итоговый вывод:

Кровь – это жидкая соединительная ткань. Межклеточное вещество крови – кровяная плазма. В плазме во взвешенном состоянии находятся клетки крови – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма составляет около 55 – 50 %. Каждая из составных частей крови выполняет важные функции: эритроциты переносят кислород ко всем тканям организма; лейкоциты выполняют защитную функцию; тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови. Кровь имеет относительно постоянный состав. Это обеспечивает динамическое равновесие внутренней среды организма, получившей название гомеостаз. Изменение состава крови может являться симптомом различных серьезных заболеваний. Поэтому очень важно регулярно проводить анализ крови. Результаты проведенного анализа помогают врачам вовремя поставить правильный диагноз и выбрать наиболее эффективный метод лечения установленного заболевания

Домашнее задание: Изучить текст учебника на с. 118 -119, 122 - 123. Подготовить сообщение «Защитные свойства крови» или презентацию «Кровь» (по желанию), включающую тесты для проверки знаний по теме.

М. А. Корикова, МКОУ Бобровская СОШ №2, г. Бобров, Воронежская область


ХОД ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ 1. Изучите микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму, размеры. 2. Изучите микропрепарат крови лягушки, обратите внимание на их размеры и форму. 3. Сравните эритроциты лягушки и человека. 4. Сделайте вывод: Каково значение выявленных различий в строении эритроцитов лягушки и человека?




Задание 2 В интерактивном режиме изучите строение эритроцитов крови человека, щёлкнув по всем активным зонам. Обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра. Эритроциты клеточная мембрана цитоплазма


Эритроциты (от греч. ρυθρός красный и κύτος вместилище, клетка) - красные кровяные клетки крови. Имеют форму двояковогнутых дисков и напоминают сплющенный шаровидный предмет или круг с уплощенными краями. У млекопитающих эритроциты не имеют ядра. Переносят кислород от органов дыхания к тканям и диоксид углерода от тканей к органам дыхания. Содержимое эритроцитов представлено главным образом дыхательным пигментом – гемоглобином, обуславливающим красный цвет крови. Количество эритроцитов в крови в норме поддерживается на постоянном уровне (у человека в 1 мм³ крови 4,5 – 5 млн. эритроцитов). Продолжительность жизни эритроцитов до 130 дней, после чего они разрушаются в печени и селезенке.








Задание 5 Наличие ядра Форма вогнутого диска Функция – перенос кислорода Форма выпуклого диска Наличие гемоглобина Большое количество Наличие клеточной мембраны Клетки крупные Клетки мелкие Характерные для лягушки Общие для двух организмов Характерные для человека Распределите признаки эритроцитов в три колонки




ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому в крови человека в единице объема количество эритроцитов больше (в 1 мм 3 5 млн.), чем в крови у лягушки. Исходя из особенностей строения эритроцитов и большого их количества в крови человека, следует, что кровь человека содержит больше кислорода, чем кровь лягушки. Дыхательная функция крови человека значительно эффективнее, чем у земноводных животных.


РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ За верное выполнение каждого из заданий 1, 4 выставляется 1 балл. За верное выполнение каждого из заданий 5, 6 выставляется 2 балла. За выполнение задания 5 выставляется 1 балл, если при выполнении задания допущена одна ошибка. За выполнение задания 6 выставляется 1 балл, если нет полного ответа на вопрос задания. «5» – 6 баллов, «4» – 5 баллов, «3» балла


ИСТОЧНИКИ Микроскоп – st.com%2Fui%2F13%2F25%2F99%2F _ _1----.jpg&ed=1&text=%20%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D 0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82% D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%20 %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&p=15%B8%20 %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&p=15 Микроскопическое строение крови человека – D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20% D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BE %D0%BC&p=288&img_url= Микроскопическое строение крови лягушки – cheloveka-s-krovju-ljagushki.html cheloveka-s-krovju-ljagushki.html Эритроцит – Кровеносный сосуд с клетками крови – %D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D 1%81%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5% D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0 %B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&p=321&img_ur l=medinfo.ua%2Ffile.php%3F00014e19108d4d2da49ff94b1a25bae7&rpt=simage80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&p=321&img_ur l=medinfo.ua%2Ffile.php%3F00014e19108d4d2da49ff94b1a25bae7&rpt=simage

Кровь - соединительная ткань, выполняющая несколько жизненно-важных функций, одна из которых - перенос питательных веществ, продуктов обмена и газов. Мазок крови лягушки - препарат, который может изучаться при увеличении ок.15, иммерсионным методом.

Кровь состоит из плазмы и взвешенных в ней клеток - эритроцитов, содержащих гемоглобин и имеющих ядро, и лейкоцитов.

На микропрепарате мазка крови видна плазма и кровяные тельца: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

1. Эритроциты лягушки в отличие от эритроцитов человека, ядерные, кроме того, они имеют овальную форму. Данная особенность связана с количеством гемоглобина, переносимого эритроцитами человека - двояковогнутая поверхность и отсутствие ядра увеличивают площадь, которую могут занять молекулы кислорода.

Эритроциты лягушки довольно крупны - до 22,8 мкм в диаметре, окрашены на препарате в розовый цвет. При исследовании можно обнаружить, что общее количество этих кровяных телец невелико - в 1мм3 их содержится не более 0,33 - 0,38 млн. Сравнивая с содержанием эритроцитов в 1мм3 крови человека (около 5млн) видно, что земноводные нуждаются в кислороде в гораздо меньшей степени, чем млекопитающие. Причины этого - дополнительная возможность усвоения кислорода поверхностью кожи у земноводных и низкая потребностью в нем за счет пойкилотермии.

Поперечная ось эритроцитов лягушки равна 15,8 μ, продольная составляет 22,8 μ.

2. Лейкоциты в крови лягушки.

Лейкоциты делятся на гранулоциты, содержащие гранулы - зерно и агранулоциты. К гранулоцитам относят эозинофилы, нейтрофилы, базофилы, к агранулоцитам - моноциты и лимфоциты.

Общее количество лейкоцитов в 1мм3 крови составляет 6 - 25 тыс. Они имеют внешнее сходство с аналогичными клетками крови человека, курицы и лошади. Нейтрофилы имеют сегментированное ядро и бледно-розовую цитоплазму, в которой лежат мелкие розовые зерна. Нейтрофилы на препарате имеют заметное сегментированное ядро и цитоплазму светло-розового цвета. Их содержание от общего числа лейкоцитов - не более 17% .

Эозинофилы заметны крупными зернами яркого кирпичного цвета и небольшим ядром, разделенным на 2-3 сегмента. Общее количество эозинофилов - не более 7% от всех лейкоцитов.

Базофилы в препарате крови лягушки встречаются редко (не больше 2% от общего количества), отличаются крупными ярко-фиолетовыми зернами и большим ядром.Большее число из всех лейкоцитов принадлежит лимфоцитам (до 75,2%). На препарате их выделяют за счет крупного ядра и узкого слоя цитоплазмы, окрашенной в светло-голубой цвет. Характерной особенностью этих клеток крови являются ложноножки - выросты цитоплазмы, с помощью которых они передвигаются.

Моноциты лягушки имеют базофильную цитоплазму, окрашенную в неяркие серый или сиреневый цвета. Ядро может иметь выросты или, наоборот, вдавленные участки.

Тромбоциты - клетки с ядром, очень похожие на тромбоциты курицы.