Первый год жизни ребенка

Первый год жизни ребенка-это период самого интенсивного физического развития. Со дня рождения малыш утроил массу тела, вырос на 25 сантиметров, у него прорезались зубы, он научился жевать и отвык от груди. Кончилось младенчество, начинается раннее детство...

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В 11-12 месяцев ребенок уже делает свои первые неуверенные шаги. Одни малыши боязливы и долго не расстаются с поддержкой, другие, наоборот, отважно отталкивают ее и бросаются в пространство, как в воду, но только не сложив, а широко раскинув руки... Срабатывает инстинкт: так легче сохранить равновесие!

Чем решительнее малыш, тем чаще он будет падать и, конечно, может и ушибиться и испугаться. В такие моменты необходимо проявить выдержку-не ахайте, чтобы не испугать еще больше, не спешите поднять: усилие, которое ребенок делает, чтобы встать, укрепляет его мышцы, развивает координацию движений.

Некоторые родители пробуют использовать ходунки, вожжи. Но они ограничивают самостоятельность и инициативу малыша. А ведь ему необходимо преодолевать трудности! Пройдет немного времени, и вы заметите, что он как будто сам их себе создает: можно пройти между стульями, а он обязательно пролезет под стулом, карабкается на горку вместо того, чтобы ее обойти.

Успехи в овладении ходьбой во многом зависят от того, правильно ли подобрана обувь малыша. Мягкие пинетки, тапочки сейчас ему не годятся. Желательно, чтобы он дома ходил в кожаных ботиночках. Если подметки скользкие, потрите их наждачной бумагой или-слегка-напильником.

Когда гуляете с ребенком на улице, держите его попеременно то за одну, то за другую руку. Это нужно для того, чтобы предупредить нарушение осанки. Будьте, кстати, осторожны: бывает, что ребенок начинает падать и взрослый невольно сильно и резко дергает его руку вверх, а так может произойти вывих плечевого сустава.

Еще более вероятна такая травма, когда родители, перенося ребенка через лужу, канаву или просто играя, берут его за обе руки и подымают высоко. Не советую так делать, хотя малышам это и очень нравится.

Хочу еще раз напомнить, что развитие навыков и рений у детей очень индивидуально и отставание от средних норм на полтора-два месяца не должно вас огорчать. Не пытайтесь специально форсировать начало ходьбы-это бесполезно. Единственный эффективный стимул-хороший уход за ребенком, гимнастика, массаж, максимальное пребывание на свежем воздухе.

Набор продуктов для годовалого ребенка остается почти таким же, каким он был в 9-10 месяцев, но несколько меняется их кулинарная обработка. Вместо мясного пюре готовьте малышу паровые фрикадельки или котлеты, мясное суфле; овощи для супа не протирайте, а режьте мелкими кусочками; попробуйте и овощное пюре заменить овощами, сваренными до мягкости и нарезанными кубиками, кружочками.

Введите и новое блюдо: рыбное суфле, рыбную фрикадельку. Но если у вашего ребенка диатез, с рыбой лучше пока повременить, так как у некоторых детей она вызывает аллергические реакции.

Совет, каким должно быть питание при диатезе, пригодный для всех, дать трудно. Многое зависит от индивидуальных реакций да и от общего состояния ребенка в данный момент. Но обычно рекомендуется мясные бульоны заменять овощными супами, уменьшать в рационе количество сахара. Если морковь, помидоры, цитрусовые усиливают проявления диатеза, их надо исключить из рациона, а взамен давать больше тех овощей и фруктов, которые ребенок переносит хорошо. Обычно этс капуста, кабачки, яблоки. Из каш предпочтительнее гречневая, рисовая, овсяная. Картофель для пюре, супа лучше предварительно вымачивать в холодной воде в течение 10-12 часов, чтобы удалить крахмал. Пюре заправляйте не сливочным, а растительным маслом.

Корригировать питание такого ребенка конечно, нелегко. Но не приходите в отчаяние: с возрастом повышенная чувствительность к некоторым продуктам ослабевает.

ЗАКАЛИВАНИЕ, ГИМНАСТИКА

Делайте гимнастику и закаливающие процедуры и помните, что перерыв в течение одной-двух недель снижает закаливающий эффект, достигнутый за долгие месяцы. Конечно, нельзя заниматься, если ребенок болен," но никакие другие обстоятельства не должны приниматься во внимание:

Надо каждый день делать ребенку воздушную ванну, влажные обтирания. К этому советую добавить контрастные обливания для ног. Опустите ноги ребенка в тазик с водой, температура которой 34 градуса, обмойте стопы, голени и тут же облейте из кувшина или лейки водой, температура которой должна быть на один градус ниже. Каждую неделю снижайте температуру той и другой воды на один градус, но не ниже плюс 22-20 градусов. Лучше всего эту процедуру проводить после дневного сна, перед обедом.

Прежний гимнастический комплекс (см. «Здоровье» № 9 за 1984 г.) уже надо немного изменить. Вы сами почувствуете, какие упражнения стали для вашего малыша слишком легкими-их можно не делать или усложнить.

Чтобы ребенку было интереснее, используйте простые приспособления-пластмассовые кольца, палочки.

Поставив ребенка перед собой (спиной к себе) и придерживая его колени, попросите его, чтобы он нагнулся и достал кольца, лежащие впереди. Если он может присесть на корточки, дайте ему ухватиться за палочку и, потягивая за нее, побуждайте выпрямиться и встать.

Гуляйте с ребенком три раза в день-утром, после завтрака, днем, после обеда, и вечером, перед купанием и ужином,-в общей сложности не меньше четы-рех-пяти часов, а если погода позволяет, то и больше.

ПОЧЕМУ КАПРИЗЫ?

Ваш спокойный и покладистый ребенок стал капризным и упрямым, часто плачет, не поддается уговорам. Неужели у него будет плохой характер?

Не спешите с такими выводами-в этом возрасте многие дети становятся более возбудимыми. Некоторые специалисты даже говорят о «кризисе первого года». Почему же это происходит?

Видимо, причина в значительной перемене образа жизни ребенка, в обилии новых впечатлений, росте потребностей, которые он не всегда может удовлетворить.

Пока он проводил все свое время в кровати, коляске, манеже, его окружающий мир был довольно ограниченным, а сейчас он ходит по всей квартире, просто ошеломленный обилием интересных и непонятных предметов. Все хочется потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот (младенческий способ познания!), но это горячее желание почти всегда пресекается запретом, окриком взрослых. У него отнимают самые интересные вещи или его самого хватают, уносят, сажают в надоевший манеж. Как тут не заплакать?

Чтобы предотвратить такие огорчения, уберите подальше все, что малыш мог бы опрокинуть на себя, разлить, разбить. Дайте ему достаточно игрушек, с которыми он бы охотно занимался. Дети этого возраста любят открывать и закрывать разные коробочки, вкладывать их друг в друга, греметь ими. Успехом пользуются пирамидки, матрешки, но еще больше нравятся кастрюльки, ложки, крышки. И не беда, если вы иногда позволите поиграть с одним из этих заманчивых предметов.

Причиной повышенной раздражительности могут быть и трудности становления речи. Ребенок еще не умеет выразить свое желание словами и нервничает, когда взрослые его не понимают.

Помогайте малышу, развивайте его речь: называйте окружающие предметы, поясняйте свои действия. Дети часто придумывают свои собственные слова; они очень забавны, но не пользуйтесь ими: с ребенком надо говорить не искаженным, а правильным, ясным языком.

Многие малыши не любят одеваться на прогулку-их утомляют долгие сборы, а часто и одежда сама по себе вызывает дискомфорт. Проверьте, не тесна ли резинка на колготках, рейтузах, не слишком ли туго вы завязываете шапочку? Постарайтесь отвлечь малыша, одевая, разговаривайте с ним, дайте ему в руки носок, варежку-пусть пытается что-то надевать сам, это примирит его с необходимой процедурой.

Иногда ребенок, уже привыкший пользоваться горшком, вдруг начинает протестовать против ваших попыток усадить его. Что случилось? Возможно, однажды горшок был холодным, больно врезался краем, и это неприятное ощущение запомнилось. Точно так же купание может неожиданно для вас вызвать резкую негативную реакцию. Объяснение ищите в каких-то ваших упущениях-то ли воду случайно сделали горячей, то ли мыло попало в глаза малышу, то ли еще что-нибудь.

Капризы, плач, непослушание естественны для ребенка этого возраста, как эпизод. А общий фон его настроения в норме радостный. Он ест, купается, гуляет, играет с удовольствием.

Открытая улыбка, нормальный аппетит, упругая розовая кожа, живость движений, спокойный сон говорят о том, что ребенок здоров и развивается нормально.

Сегодня заканчивается цикл наших бесед. И мне хотелось бы в заключение" сказать родителям, что все хорошие качества человека, его умения, навыки, знания, даются обучением и воспитанием. Но ребенок не «чистая доска», на которой вы легко запишете все, что захотите. У каждого-свои особенности. И любить ребенка-значит понимать, чувствовать его индивидуальность, преодолевать все, что есть в нем отрицательного, нежелательного, и бережно поддерживать, умножать, терпеливо воспитывать положительные качества. Этот принцип в равной мере относится и к укреплению здоровья и к формированию личности.

В этой статье:

Родители малышей на первом году жизни испытывают тревогу и беспокойство в отношении их развития. Мамы и папы читают тематическую информацию о малышах и нормах их развития, сравнивая показатели, общаются на форумах, созваниваются с семейными врачами – все для того, чтобы знать наверняка, насколько правильно идет развитие малыша и не требует ли корректировки.

Примечательно, что беспокойство испытывают как опытные мамы, имеющие старших детей, так и те, что подарили жизнь первенцу. Причем первые волнуются гораздо больше молодых мамочек, постоянно сравнивая показатели развития младенца с показателями развития старших детей. Успокоить излишне тревожных родителей не так просто. Они часто бывают на приемах у врачей, ведут дневники развития малышей, практикуют различные методики воздействия на процесс.

К чему все это приводит? Чаще всего беспокойство родителей о развитии крохи на первом году жизни беспочвенно. Они просто не желают принимать тот факт, что малыши развиваются по собственному индивидуальному сценарию и не должны соответствовать каким-то определенным нормам. Принудительное воздействие на процесс физического и психического развития ограничивает свободу детей, загоняет в строгие рамки «соответствия нормам», а несоответствие расценивается как отсталость.

Ниже рассмотрим особенности развития детей первого года. При этом обратите внимание на то, что речь идет об общих возрастных особенностях, а не об обязательных нормах. Помните о том, что темпы
психомоторного развития каждого малыша сугубо индивидуальны и зависят от:

  • наследственности;
  • экологической ситуации;
  • ухода;
  • питания;
  • социальный среды;
  • перенесенных или врожденных заболеваний и так далее.

Определенные временные рамки, в которые дети осваивают те или иные навыки, действительно существуют, но они условны, и это нельзя забывать.

Первые месяцы жизни малыша

В месяц малыш практически ничего не умеет, кроме как жить в новом для него мире по установленным взрослыми правилам. Тем не менее, если сравнивать месячного ребенка с новорожденным, изменения очевидны. Сокращается время сна малыша, увеличивается период спокойного созерцания окружающих предметов и объектов.

На втором месяце жизни ребенок уже умеет фокусировать взгляд на картинках, предметах контрастной окраски, расположенных на расстоянии 30 см от его лица, и провожает взглядом движущиеся предметы.

В этом возрасте кроха имеет сформированный слух, различает отдельные звуки, ищет их источники глазами, поворачивая голову. Самый любимый для крохи мамин голос. Его он узнаёт из десятка других, ему особенно радуется. Наряду со слухом в этот период развивается и обоняние крохи. Малыш различает запахи, особенно бурно реагирует на запах маминого молока.

А вот двигательные навыки у младенца в этом возрасте еще требуют времени для совершенствования. Движения крохи беспорядочные и раскоординированные. Ладошки у месячных малышей большую часть времени сжаты в кулачки, мышцы подвержены повышенному тонусу, который зависит от положения головы. Лежа на животе, малыш все еще поджимает конечности под себя, сохраняя внутриутробное положение, но голову уже разворачивает в сторону, пытаясь ее поднимать и смотреть вокруг.

На этом этапе развития малыша признаками для беспокойства и консультации с доктором могут стать:

  • чрезмерная вялость ребенка,
  • отсутствие хаотичных движений либо же излишне скованные движения,
  • отсутствие реакции малыша на свет и звуки,
  • равнодушие к ярким и контрастным картинкам и предметам.

Также невролог должен будет осмотреть малыша, если он часто кашляет во время глотания, не имеет сосательного рефлекса, если у него даже во время сна дрожит подбородок.

Как развивается трёхмесячный малыш?

В три месяца кроха просто очаровывает любознательностью и общительностью. Малышу интересно все, что происходит вокруг него, он активно взаимодействует с миром, с родителями, с близкими людьми. Кроха лучше контролирует собственное тело, больше времени проводит бодрствуя и наблюдая за происходящим.

Первую улыбку у крохи можно было увидеть уже спустя несколько недель после рождения, а более осознанную - в полтора месяца. К трем месяцам младенец уже не просто сознательно улыбается, а даже заливисто смеется, когда у него хорошее настроение.

Одна из особенностей этого возраста - это так называемый комплекс оживления, который характеризуется подвижностью малыша при появлении знакомых ему людей. Ребенок двигает ногами и руками, пытается произносить отдельные звуки, улыбается и смеется, таким образом показывая свою радость. Такая реакция малыша сначала на близких, а потом и на любимые игрушки или интересные события является важным этапом его развития. Именно так он учится налаживать связи с окружающим миром.

Трехмесячный малыш любит, когда с ним общаются, играют. Он наблюдает за выражением лиц взрослых, пробует их скопировать. У некоторых малышей наблюдается преходящее косоглазие.

Дети в этом возрасте способны следить за движущимися предметами, уверенно управлять конечностями, хватать подвешенные над ними игрушки, сосать кулак. В этот период рот для малыша -

это самый главный орган осязания. Он пробует на зуб все, что попадает ему в руки, и в первую очередь собственный кулачок.

В три месяца дети не просто различают голоса, но и узнают их обладателей. В это же время у малышей возникает желание менять положение тела, переворачиваясь на живот самостоятельно. Лежа на спине, малыши пытаются приподнимать голову, а на животе упираются руками в поверхность, удерживая голову достаточно продолжительное время. В вертикальном положении трехмесячные дети свободно удерживают голову.

Важное достижение в развитии для этого возраста - гуление. Дети протяжно «поют», прислушиваясь к звукам своего голоса, стараясь копировать интонации взрослых. Это первый этап освоения речи.

Причины для беспокойства в три месяца

Поводом для волнения родителей трехмесячного младенца может стать отсутствие у него реакции при виде движущихся перед глазами предметов, а также реакции на громкие звуки, появление близких. Стоит пристально понаблюдать за ребенком, если в три месяца он продолжает плохо держать голову, не интересуется руками, не делает попыток гулить, а в положении лежа при развороте головы в одну из сторон рука с

этой стороны остается выпрямленной и отведенной вбок, а нога – согнутой в колене, тогда как с другой стороны наблюдается противоположная картина.

Такой рефлекс («рефлекс фехтовальщика»), если не помочь малышу от него избавиться, станет препятствием для освоения новых двигательных навыков. Сохранение его до трех месяцев может быть признаком развития ДЦП, поэтому в этом случае необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Особенности шестимесячного малыша

В полгода малыш подкупает веселостью и жизнерадостностью. Кроха уже меньше спит днем и проводит свободное от еды время за играми, наблюдениями и гулением. Малыш уже умеет целенаправленно взаимодействовать с окружающими, держит игрушку, перекладывая ее из руки в руку, умеет захватывать предмет всей ладонью.

Ребенок проявляет живой интерес к игрушкам, тянется к ним и пытается доползти до них по-пластунски. Многие дети именно в этот период делают попытки самостоятельно сесть. Родители могут помочь малышам, подавая им обе руки в качестве поддержки. Если кроха заваливается в положении сидя, то его мышцы пока не готовы к такой нагрузке и правильным будет их не перегружать. Когда кроха будет готов, он без труда сядет сам.

В речи малыша появляются первые слоги. Кроха повторяет «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и другие слоги, что вызывает восторг у родителей, несмотря на то, что пока это неосознанная речь. Кроха с удовольствием играет в прятки со взрослыми, общителен, бодр и весел.

В этот период стоит проконсультироваться у врача, если малыш плохо держит голову, совсем не пытается желания сесть, не меняет положения тела, не пытается ухватить игрушку и практически не проявляет желания общаться.

Особенности девятимесячного малыша

Девять месяцев - это период новых открытий для малыша, который к этому времени учится передвигаться самостоятельно. Большая часть деток уже умеют ползать, некоторые же пробуют делать первые шаги с опорой и без.

Обратите внимание, что некоторые дети этап ползанья пропускают и сразу начинают ходить. Это нормально и чаще всего передается

по наследству. Малыши в 9 месяцев активно лепечут, общаются со взрослыми, поддерживают их инициативу поиграть в разные игры.

Особенно забавно для крохи в этом возрасте наблюдать за результатом своих действий. Ребенок стучит игрушками, вслушиваясь в звук, бросает их с высоты кроватки. Делает он это совсем не из вредности, а для того, чтобы, во-первых, понаблюдать за эффектом, а во-вторых, привлечь к процессу игры родителей.

Поводом для волнения в возрасте от 9 до 12 месяцев должно стать отсутствие у ребенка желания ползать или ходить, неумение сидеть.

Развитие годовалого малыша

На втором году, после преодоления рубежа в 12 месяцев, малыш уже может похвастать целым набором навыков и достижений. В большинстве случаев детки к этому времени умеют самостоятельно передвигаться, пусть и используя иногда опору, открывают и закрывают шкафы, изучая их содержимое, забираются на диваны, кровати и кресла, учатся с них спускаться.

Более совершенными становятся и игровые навыки малышей. Дети уже не просто держат игрушки, пробуя их на вкус и выбрасывая с кроватки. Малыши умеют производить с ними разные манипуляции, перекладывая, просовывая, открывая и закрывая. Достижение годовалого

крохи - использование пинцетного захвата, с помощью которого у него получается выполнять «тонкую» работу.

Малыш уже выделяет любимые игрушки и книжки, постепенно пополняет словарный запас, как пассивный, так и активный, понимает запреты, с удовольствием общается и пытается повторять действия окружающих.

К врачу имеет смысл обращаться в том случае, если малыш так и не пытается ползать или ходить, не проявляет интереса к окружающим, не делает попыток повторять движения и интонации взрослых, не понимает обращенной к нему речи.

Так или иначе, опираясь на все вышесказанное, помните о том, что сравнивать малыша нужно не с другими детьми, которые, возможно, освоили какие-то навыки раньше, а с ним самим неделю, две, месяц назад. Наблюдайте за тем, как прогрессирует ваш кроха, не проявляя лишнего беспокойства без повода, и процесс ухода и воспитания будет доставлять вам одно удовольствие.

Особенности воспитания малыша первого года жизни

В основе воспитания ребенка первого года жизни должны лежать забота, любовь и нежность. Не стоит бояться разбаловать малыша. Поцелуев, объятий и улыбок не может быть слишком много!

Что касается дисциплины, то в этом возрасте прививать ее можно очень деликатно, методом переключения внимания крохи. Это означает, что если малышу

нельзя чего-то делать, пробовать, трогать, то вместо того, чтобы разрешать, повышая риск травм, либо же, наоборот, запрещать, нужно будет отвлечь его внимание.

Слово «нельзя» в жизни крохи должно присутствовать, но в минимальных количествах. Правильнее будет сделать все возможное для того, чтобы обезопасить территорию, где будет гулять малыш, таким образом избегая лишних запретов.

Стимулировать познавательное развитие ребенка первого года жизни можно, уделяя внимание развитию мелкой моторики его рук. Для этого можно будет играть с крохой мелкими предметами, заниматься лепкой, строить башни из кинетического песка, пробовать рисовать. Ниже мы рассмотрим эффективные упражнения, которые будут способствовать развитию малыша в первый год его жизни.

Упражнения для общего развития самых маленьких

Помещение, где находится малыш, обязательно должно быть светлым, желательно с яркими контрастными обоями и цветным потолком, на который малыш будет смотреть, лежа в кроватке. Над самой кроваткой можно установить модуль или крупную игрушку на расстоянии 40-50 см.

Каждые несколько месяцев можно производить замену игрушек в поле зрения и доступа малыша, таким образом подогревая его интерес. У малыша не должно быть слишком мн

ого игрушек одновременно – достаточно будет двух-трех, на которых он сможет сосредоточить внимание.

С трех-пяти месяцев дети проявляют интерес к предметам с учетом их признаков: цвета, размера, формы. В это время можно играть с крохой, показывая ему предметы с разными признаками. Можно развесить их на кроваткой или манежем, чтобы кроха мог до них дотронуться.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, нужно будет подумать о том, чтобы обезопасить территорию, где он сможет бывать. Очень важно не ограничивать передвижения малыша из соображений безопасности. Во время ходьбы и ползанья кроха сможет полноценно развиваться, обогащая тактильные навыки, знакомясь с окружающим миром. Любознательность - это не порок, а признак нормального развития и творческого потенциала малыша, поэтому нужно ее не подавлять, а, наоборот, стимулировать.

Упражнения для стимуляции сенсорных навыков

Развитие сенсорных навыков - важный этап на пути познания окружающего мира у малышей первого года жизни. Именно поэтому родители могут заниматься с крохой, подбирая для него подходящие для этого упражнения и игры. Заниматься с малышом можно в периоды, когда он выспался, находится в хорошем настроении, не голоден.

Сенсорные навыки помогут развивать различные на ощупь предметы, которые малыш может трогать, сравнивая ощущения, а также всевозможные картинки с изображениями разных цветов, форм и размеров, продукты, имеющие разные запахи, предметы сразной температурой. Например, совсем маленькому крохе можно предложить потрогать разные

кусочки ткани, непохожие друг на друга на ощупь, более старшим деткам можно предложить сравнить ощущения от игры с теплыми камушками и небольшими льдинками из морозильной камеры.

Отличный вариант для развития обоняния - игры с определением запахов продуктов. Пусть малыш понюхает сначала сладкие фрукты, затем соленья, специи, чай, цветы на подоконнике. Обязательно нужно комментировать действия крохи, одновременно с сенсорикой стимулируя развитие речи.

Развивать слух ребенка можно с помощью колокольчика, которым можно звонить на разных расстояниях от малыша, меняя направление звука, чтобы он искал его источник.

Заниматься с крохой можно по несколько раз в день в течение нескольких минут.

Упражнения для улучшения способности держать голову

Укрепление мышц шеи у малыша первого года происходит само собой в течение нескольких месяцев после рождения. Если же малыш самостоятельно плохо справляется с задачей и не удерживает голову так, как нужно спустя 2-3 месяца после

рождения, имеет смысл позаниматься с ним над укреплением шейных мышц, таким образом подготовив его к двигательной активности.

Упражнение первое. Малыша выкладывают на живот, кладут руку на его подбородок, другой касаются стоп. Реакцией крохи должно стать активное отталкивание ногами с движением вперед.

Упражнение второе. Одну руку кладут малышу под подбородок, а другую под живот, после чего слегка подталкивают кроху вперед, призывая его совершить «ползающие» движения.

Упражнение третье. Малыша удерживают в вертикальном положении за бедра в положении сидя, стараясь помочь ему сохранить положение. Кроха, в свою очередь, будет стараться удержать голову и туловище.

Упражнение четвертое. Ребенка кладут на спину, берут его за руки и немного тянут вперед.

Упражнение пятое.

Малыша обхватывают за живот, удерживая лицом вниз на весу. Малыш обязательно будет пробовать поднимать голову.

Упражнение шестое. Ребенка держат также на весу, но на этот раз развернув его сначала в один бок, потом в другой. В этом положении кроха будет пытаться не только удержать голову, но и выпрямить ноги.

Упражнение седьмое. Малыша ставят на кровати или диване, и он обязательно будет стараться удерживать голову. Если потянуть его немного вперед, то можно будет стать свидетелем первого, пока неосознанного, шагового движения.

Обратите внимание на то, что каждое из упражнений должно проводиться в течение нескольких минут до тех пор, пока не последует ответная реакция. Только в этом случае от упражнений можно будет добиться положительного эффекта.

В заключение отметим, что первый год жизни малыша - это серьезное испытание для него самого и для родителей, ведь именно в это время у крохи закладываются основные навыки – фундамент для дальнейшего развития.

Родители должны быть наблюдательными и внимательными, уделять внимание совершенствованию навыков крохи, помогать ему становиться умнее, сильнее, крепче. Однако помощь эта не должна быть основанной на перманентном чувстве тревоги и страха за малыша. Верьте в хорошее, любите кроху и вместе с ним радуйтесь его успехам, ведь первый год - это самый светлый и незабываемый период в жизни вашей обновленной семьи!

Если у мамы нет возможности регулярно посещать педиатра, она обязательно должна следить за тем, чтобы ее малыш развивался без нарушений. Для этого нужно иметь информацию о том, как в норме происходит рост ребенка, и как должны формироваться его умения и навыки. При обнаружении каких-то отклонений от нормы следует обязательно сообщить о них лечащему педиатру, который, при необходимости, посоветует пройти какие-то дополнительные обследования.

Первый месяц

Примерно ко второй неделе жизни кроха начинает оглядываться по сторонам, так проявляется его интерес к окружающему миру. К концу первого месяца дети уже реагируют на звук, поворачивая голову к его источнику. Кроме того они умеют держать зрительный контакт с двигающимся предметом и даже улыбаться родителям.

Второй месяц

К этому времени наблюдается существенное снижение тонуса в сгибательных мышцах ножек и ручек, параллельно с повышением тонуса разгибательных мышц. Движения крохи становятся все более и более разнообразными, он учиться поднимать и опускать руки, сосать кулак и удерживать игрушку в руке. Примерно с этого возраста можно украшать его кроватку яркими игрушками, ребенок будет не только следить за ними, но и пытаться взять их в руки. В этом возрасте малыши уже почти удерживают головку, кроме того они бурно выражают восторг активными движениями и улыбкой.

Третий месяц

Активность ребенка возрастает день ото дня. Он уже умеет переворачиваться со спинки на бок и обратно. Если малыш лежит на животе – он хорошо держит голову и озирает окружающие его предметы. Кроме того кроха часто выделяет любимую игрушку, подолгу держит ее в руке и пробует на вкус.

Четвертый месяц

Большинство детей свободно переворачиваются со спинки на животик и в другую сторону. Если же ребенок крупный, он учится этому немного позже. В этом возрасте важную роль играют тактильные ощущения, кроха охотно берет в руки игрушки, которые ему дает взрослый, а также хватает все, до чего может дотянуться. Малыши начинают различать своих и чужих, радуются родителям и могут сильно расплакаться на руках у постороннего человека.

Пятый и шестой месяцы

В это время ребенок еще более уверено держит в руках игрушки и тянется ко всем близлежащим предметам. Он не только смотрит на них, но и хватает, внимательно изучает и отправляет в рот. Для того чтобы избежать попадания инфекции в ротовую полость рекомендуется регулярно дезинфицировать все детские игрушки.

В шесть месяцев малыши делают первые попытки ползать и садиться. Ни в коем случае нельзя оставлять их на кровати или на диване, так как возможно падение. Координация малыша становится лучше, кроме того начинает развиваться речь. Среди звуков, издаваемых ребенком можно расслышать отдельные слоги.

Седьмой и восьмой месяцы

Ребенок уже научился садиться, чаще всего из положения лежа, также он отлично ползает, активно задействуя руки. Малыши такого возраста могут стараться подниматься на ноги, чаще всего используя прутья кроватки в качестве опоры. В семимесячном возрасте кроха все больше интересуется игрушками. Он может долго и внимательно рассматривать понравившуюся ему погремушку, вертеть ее в руках, стучать ей и перекладывать из одной руки в другую. В этом возрасте ребенок четко узнает знакомых ему людей, понимает простые слова, к примеру, «дай», «на» и «нельзя», а также реагирует на вопросительную и утвердительную интонации. В восемь месяцев малыш начинает осваивать самые простые жесты. Он учиться хлопать в ладоши, махать рукой на прощание, а также просить предметы определенным жестом.

Девятый и десятый месяц

Малыш уверенно передвигается на четвереньках, он может подниматься на ноги и передвигаться, держась за какую-то опору. К этому возрасту он умело пользуется элементарными жестами, а также подражает близким, стараясь скопировать их интонации в общении. Дети начинают понемногу понимать свойства предметов, к примеру, складывая кубики или игрушки в коробку, собирая пирамидку.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

Малыш становится активным исследователем окружающего мира, он уверенно и довольно-таки быстро перемещается на четвереньках, кроме того он пытается ходить ножками. Чаще всего именно в это время ребенок делает свои первые самостоятельные шаги.

Важно отметить, что развитие ребенка до годовалого возраста допускает наличие некоторых отклонений в физическом аспекте. К примеру, многие малыши начинают ходить лишь после достижения годовалого возраста, а первые слова произносят и того около двух-трех лет. Но родители могут своими силами направить развитие грудничка в нужное русло, помогая крохе догнать и перегнать сверстников. Для этого можно проводить ежедневную зарядку и массаж, а также играть с ребенком в простые развивающие игры.

Если вы замечаете, что речевое развитие вашего малыша несколько отстает от нормы, постарайтесь как можно больше говорить с ним, общаясь буквально обо всем. Кроха будет запоминать многие из ваших слов, и совсем скоро вы сможет услышать их из крошечного ротика. Не стоит забывать, что правильное физическое развитие грудничка не нужно полностью сбрасывать со счетов, ведь отклонения от норм могут указывать на развитие различных довольно серьезных заболеваний. Помните, что первый год жизни малыша является его первым шагом в будущую взрослую жизнь, поэтому маме нужно приложить максимум внимания и заботы, чтобы помочь крохе в это важное время.