Возрастные особенности состава и свойств крови. Характеристика возрастных особенностей системы крови Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их свойства

Возрастные особенности органов кроветворения

К органам кроветворения и иммунной защиты относятся красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, диффузная лимфоидная ткань слизистых оболочек пищеварительной, дыхательной, мочеполовой системы, кожи. Все органы топографически разобщены, но образуют единую системы благодаря постоянной миграции и рециркуляциии клеток, в них через кровь, лимфу, тканевую жидкость.

Возрастные особенности кроветворения

В процессе роста изменяется соотношение красного и желтого костного мозга. С возрастом увеличивается и масса различных кровяных клеток в костном мозге.

Сразу же после рождения красная кровь новорожденных характеризуется повышенным содержанием гемоглобина и большим количеством эритроцитов.

Через несколько часов после рождения содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается, на вторых суток жизни содержание гемоглобина и эритроцитов уменьшается.

Красная кровь новорожденных отличается от крови детей более старших возрастов не только в количественном, но и в качественном отношении.

Различают несколько периодов кроветворения.

Внутриутробные периоды:

эмбриональный (первые 4-5 недель). Органы кроветворения - мезенхима желточного мешка, где образуются эритроциты и гранулоциты.

собственно внутриутробный (после 5 недель) - органы кроветворения - печень, костный мозг. Лимфоидная ткань. Образуются лимфоциты, гранулоциты, мемфоциты, мегакариоциты.

Внеутробный период - с момента рождения. Органы кроветворения - миелоидная и лимфоидная ткань. Образуются все виды форменных элементов.

Умеренно унитарная теория кроветворения

Все клетки крови образуются из единой клетки предшественницы - с физиологической точки зрения выделяют 3 этапа кроветворения.

I этап - стволовой клетки - есть единая стволовая клетка - полипотентная. Она способна дифференцироваться, размножаться. Из нее образуются все виды форменных элементов.

II этап - частично детерминированная клетка - способна дифференцироваться и размножаться.

У новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы.

Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.

особенности состава крови у детей

Морфологический состав периферической крови у детей имеет определенные особенности в каждом возрастном периоде.
Для ребенка в первые часы и дни жизни характерно высокое содержание гемоглобина (22-23 гр)эритроцитов(6-7 млн. в 1 мм 3) и лейкоцитов (до 30 000 в 1 мм 3), так называемый физиологический гиперлейкоцитоз, РОЭ - 10 мм/час. При этом нейтрофилы составляют 60% всех белых кровяных телец, лимфоциты - 20- 25%. Содержание гемоглобина к концу первой недели падает до 18- 19 г% , а количество эритроцитов - до 4-5 млн. в 1 мм 3 . В последующие дни падение гемоглобина происходит менее остро. Это обусловлено постепенным снижением эндогенного запаса железа в организме ребенка. К 3-4-му месяцу жизни ребенка содержание гемоглобина устанавливается на уровне 12-14г%, а количество эритроцитов 3,8-4 млн. в 1 ля3. По мере развития ребенка отмечается и снижение содержания в крови молодых форм эритроцитов. Так, количество ретикулоцитов с 1,5% в периоде новорожденности снижается до 0,7% к месячному возрасту и до 0,4-0,5% к 4-5 годам.
Из всех форменных элементов крови у детей тромбоциты претерпевают наименьшее изменение. Количество их у новорожденного составляет 200-230 тыс. в 1 мм 3 крови. В более старшем возрасте (к 2-3 годам) содержание тромбоцитов достигает 200-300 тыс. в 1 мм 3 .
Показатели времени свертывания и кровотечения у детей всех возрастов существенно не отличаются от показателей взрослых.


5. Возрастные особенности иммунной системы. Органы иммунной системы у детей.

По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают. В период внутриутробного развития у плода формируется система. У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна.

Первый критический период имунной системы у ребенка - первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. . Второй критический период имунной системы у ребенка - 3-6 мес. Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной систем. Третий критический период имунной системы у ребенка - 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. Четвёртый критический период имунной системы у ребенка - 4-6-й год жизни. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы. Пятый критический период имунной системы у ребенка - подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции, также повышается восприимчивость к микробам. Иммунная система в пожилом возрасте Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций.

Органы входящие в иммунную систему человека: лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы.Особенности клеточного и гуморального иммунитета у детей.

Иммунная защита организма осуществляется двумя способами - специфическими клеточными механизмами и гуморальными. Клеточный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. При первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах происходят сложные реакции, называемые сенсибилизацией. В результате этих реакций Т-лимфоциты приобретают способность отличать этот антиген от множества других чужеродных веществ и осуществлять четко направленную реакцию именно на этот антиген. При взаимодействии антигена с лимфоцитом образуются два вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры и Т-клетки памяти. Т-лифоциты-киллеры разрушают чужеродные агенты, а клетки памяти хранят информацию о данном конкретном антигене и «патрулируют» организм, чтобы в случае повторного попадания данного антигена ускорить специфический ответ иммунной системы. Особенностью новорожденных детей является наличие большого процента так называемых невинных лимфоцитов, т.е. необученных лимфоцитов, которые еще не встречались с антигенами (не сенсибилизированы). Другой особенностью клеточного иммунитета новорожденных детей является сниженная киллерная активность Т-лимфоцитов. Полноценной реакции лимфоцитов на антигены мешает и избыточный уровень Т-лимфоцитов-супрессоров - клеток, которые подавляют иммунный ответ. Такие особенности клеточного иммунитета необходимы для нормального развития плода во внутриутробном периоде в условиях постоянного взаимодействия с клетками и веществами материнского организма.

Гуморальный иммунный ответ. Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма - кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются антитела - белки, которые связывают чужеродные агенты. После этого подключаются другие звенья иммунитета (система комплемента), и происходит разрушение опасных микробов и веществ. Антитела (они же иммуноглобулины) синтезируются В-лимфоцитами. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги встречаются с чужеродным агентом и затем информируют В-лимфоцит о конкретной структуре антигена, после чего В-лимфоцит начинает синтезировать специфические антитела. У новорожденных детей количество В-лимфоцитов, которые уже стали вырабатывать антитела, значительно снижено.

10 вопрос Возрастные особенности нервной системы. Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды. Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Головной мозг. Масса головного мозга новорожденного относительно велика: 340 - 400 г. (у мальчиков на 15 - 20 г больше). По массе головной мозг наиболее развитый орган, но это не характеризует его функциональных возможностей. Увеличение массы мозга происходит интенсивно до 7 – летнего возраста. Мозг достигает максимальной массы к 20 – 30 летнему возрасту. Первые 1-2 года жизни головной мозг растет быстрее спинного, в дальнейшем спинной мозг растет быстрее головного.Приблизительно к 5 годам мозг ребенка начинает по внешности походить на мозг взрослого. По химическому составу мозг детей раннего возраста значительно отличается от мозга более старших детей и взрослых как в отношении нейроглобулина, так и в отношении нейростромина.Спинной мозг в эмбриональный период начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка оказывается более законченным по своему строению. Он относительно длиннее, чем у взрослого; у молодых плодов доходит до крестцового канала, у новорожденных - до нижнего края II поясничного позвонка, а в более позднем возрасте - лишь до I поясничного позвонка.Во внеутробной жизни рост спинного мозга протекает также достаточно энергично.Гистологическое строение спинного мозга у детей различных возрастов изучено сравнительно мало; оно, по-видимому, не имеет столь существенных возрастных различий, как это установлено в отношении строения головного мозга. Спинной мозг. К моменту рождения ребенка наиболее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции. Масса спинного мозга у новорожденного равна 3 - 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам она удваивается, к 11-увеличивается в 3 раза. К 3 годам становится в 4 раза больше, чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5 раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше, чем у новорожденного, и становится такой, как у взрослого. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Его длина равна 14-16см, что составляет 30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр канала спинного мозга у новорожденных относительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Спинной мозг новорожденного заканчивается на уровне нижнего края 2-го или 3-го поясничного позвонка. К концу первого года жизни он занимает такое же положение, как и у взрослых,- находится на уровне 1-2-го поясничного позвонка. Ко времени рождения все нервные, и глиальные клетки спинного мозга хорошо развиты и по структуре не отличаются от клеток у детей дошкольного возраста. У детей старшего возраста они становятся крупнее.

11 вопрос. Типы высшей нервной деятельности . Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью.

Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. В основе

деления на типы положены три основных показателя. Во-первых, сила процессов возбуждения и торможения, т.е. способность нейронов коры адекватно отвечать на сильные раздражители. Во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соот-ношение силы процессов возбуждения и торможения. При доминировании возбуждения над торможением у человека быстро образуются положительные условные рефлексы, но затрудняется выработка дифференцировочного торможения. Если превалирует торможение

над возбуждением, развивается общее торможение коры. И в-третьих, подвижность процессов возбуждения и торможения, что выражается в скорости, с которой один процесс сменяется другим.

На основании этих признаков выделили четыре типа высшей нервной деятельности: 1) сильный неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением); 2) сильный уравновешенный с большой подвижностью нервных процессов (наблюдается быстрое привыкание к обстановке, имеет место активная реакция на новые раздражители); 3) сильный уравновешенный с малой подвижностью нервных процессов (на новые раздражители наблюдается незначительная реакция, для всех действий характерна медлительность); 4) слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения (наблюдается быстрая истощаемость организма, потеря работоспособности при необычных раздражителях, быстрота перехода в заторможенное состояние).

Первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй - сангвиническому, третий - флегматическому, четвертый - меланхолическому.

Кроме того, при анализе функционального состояния нервной системы человека с учетом врожденных способностей выделяют три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и смешанный.

12 вопрос Значение типов ВНД . Высшая нервная деятельность ребенка обладает рядом особенностей, в связи с чем предложена классификация ее типов у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкорковыми структурами. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Это сангвинический тип, который характеризуется быстрым образованием, угасанием и восстановлением условных рефлексов. Процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга. Дети отличаются хорошим поведением и живым темпераментом. Речь быстрая и громкая, отчетливая, с богатым запасом слов, сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

Флегматический тип, у которого условные рефлексы образуются быстро и имеют четкие тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к раздражителям, отличаются примерным поведением и хорошо учатся. Речь правильная, с большим словарным запасом, без эмоций,

жестикуляции и мимики. В трудных ситуациях дети повышают свою активность и стараются выполнить задачу.

Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный

тип. Холерический тип, у которого хорошо выражена подкорковая деятельность, не всегда хорошо регулируемая корой. Условные связи образуются медленно. Дети учатся посредственно и трудно приспосабливаются к требованиям школы. Они возбудимы, эмоциональны и вспыльчивы, с необоснованными срывами. Речь развита нормально, но неровная и с колеблющимися интонациями.

Слабый, пониженно возбудимый, уравновешенный тип. Меланхолический тип отличается общей пониженной возбудимостью коры и подкорковых структур, слабой деятельностью сигнальных систем. Условные рефлексы образуются медленно. Дети быстро утомляются и впада-

ют в тормозное состояние. Речь у них слабая и тихая, бедная словами. У таких детей легко развиваются неврозы.

В течение онтогенеза в каждый возрастной период кровь имеет свои характерные особенности. Они определяются уровнем развития морфологи­ческих и функциональных структур органов системы крови, а также нейро-гуморальных механизмов регуляции их деятельности.

Общее количество крови по отношению к весу тела новорожденного составляет 15%, у детей одного года - 11%, а у взрослых - 7-8%. При этом у мальчиков несколько больше крови, чем у девочек. Однако в покое в сосуди­стом русле циркулирует лишь 40-45% крови, остальная часть находится в депо: капиллярах печени, селезенки и подкожной клетчатки - и включается в кровоток при повышении температуры тела, мышечной работе, при кровопо­тере и т.п.

Удельный вес крови новорожденных несколько выше, чем у детей более старших возрастов, и составляет соответственно - 1,06 - 1,08. Установившая­ся в первые месяцы плотность крови (1,052 - 1,063) сохраняется до конца жизни.

Вязкость крови у новорожденных в 2 раза больше, чем у взрослых и составляет 10,0-14,8 усл.ед. К концу первого месяца эта величина снижается и достигает обычно средних цифр - 4,6 усл.ед. (по отношению к воде). Ве­личины вязкости крови у лиц пожилого возраста не выходят за пределы нор­мы.

Содержание эритроцитов в куб.мм крови также подвержено возраст­ным изменениям У новорожденного эта величина колеблется от 4,5 млн в куб.мм до 7,5 млн, что, по-видимому, связано с недостаточным снабжением кислородом плода в последние дни эмбрионального периода и во время ро­дов. После родов условия газообмена улучшаются, часть эритроцитов разру­шается. Кровь новорожденных содержит значительное количество незрелых форм эритроцитов, содержащих ядро.

У детей от 1 до 2 лет наблюдаются большие индивидуальные отличия в числе эритроцитов. Подобный широкий размах в индивидуальных данных отмечается также от 5 до 7 и от 12 до 14 лет, что, по-видимому, находится в прямой связи с периодами ускоренного роста.

Одним важных свойств клеточных мембран является их избирательная проницаемость. Этот факт обусловил то, что при помещении эритроцитов в растворы с различной концентрацией солей, наблюдаются серьезные измене­ния в их структуре. При помещении эритроцитов в раствор, осмотическое давление которого ниже, чем плазмы (гипотонический раствор), по законам осмоса вода начинает входить внутрь эритроцита, они набухают и их мем­браны разрываются, происходит гемолиз. У человека гемолиз начинается при помещении его эритроцитов в 0,44-0,48% раствор NaCl. Способность эритро­цитов противостоять гемолизу называется осмотической резистентностью . Она значительно выше у новорожденных и детей грудного возраста, чем у взрослых. Например, максимальная стойкость эритроцитов у грудных детей находится в пределах 0,24-0,32% (взрослых 0,44-0,48%).

В период внутриутробной жизни у плода в первые 6 месяцев преобла­дает фетальный гемоглобин HbF. Существенным является тот факт, что он обладает более высоким сродством к кислороду и может насыщаться на 60 % кислородом при таком напряжении кислорода, когда гемоглобин матери на­сыщается на 30%, то есть при одном и том же напряжении кислорода кровь плода будет содержать больше кислорода, чем материнская кровь. Эти осо­бенности гемоглобина плода обеспечивают возможность транспортировать кислород от крови матери к крови ребенка, удовлетворяя потребности тканей в кислороде.

Для детей периода новорожденности характерно повышенное содержа­ние гемоглобина. Но, начиная с первых суток постнатальной жизни количе­ство гемоглобина постепенно падает, причем это падение не зависит от веса ребенка. Количество Hb у детей первого года значительно снижается к 5 ме­сяцу и остается на низком уровне до конца 1 года, с возрастом количество ге­моглобина увеличивается.

У лиц пожилого и старческого возраста количество гемоглобина несколько снижается, приближаясь к нижней границе нормы, выведенной для зрелого возраста.

Количество лейкоцитов у ребенка первых дней жизни больше, чем у взрослых, и в среднем колеблется в пределах 10 тыс.-20 тыс. в куб. мм. Затем количество лейкоцитов начинает падать. Как и для эритроцитов, существуют широкие пределы колебания числа лейкоцитов в первые дни постнатальной жизни от 4600 до 28 тыс.. Характерным в картине лейкоцитов у детей этого периода является следующее. Нарастание количества лейкоцитов в течение 3 часов жизни (до 19600), что, по-видимому, связано с рассасыванием продук­тов распада тканей ребенка, тканевых кровоизлияний, возможных во время родов, через 6 часов - 20 тыс., через 24 - 28 тыс., через 48 - 19 тыс.. К 7 суткам число лейкоцитов приближается к верхней границе взрослых и составляет 8 тыс.-11 тыс.. У детей 10-12 лет число лейкоцитов в периферической крови ко­леблется в пределах 6-8 тыс., т.е. соответствует количеству лейкоцитов у взрослых.

Также имеет свои возрастные особенности лейкоцитарная формула . Лейкоцитарная формула крови ребенка в период новорожденности характе­ризуется:

1) последовательным увеличением числа лимфоцитов от момента ро­ждения к концу периода новорожденности (при этом на 5-е сутки происходит перекрест кривых падения нейтрофилов и подъема лимфо­цитов);

2) значительным количеством юных форм нейтрофилов;

3) большим количеством юных форм, миелоцитов, бластных форм;

4) структурной незрелостью и хрупкостью лейкоцитов.

У детей первого года жизни при довольно широких пределах колеба­ний общего числа лейкоцитов наблюдаются и широкие пределы вариаций процентного содержания отдельных форм).

Высокое содержание лимфоцитов и малое количество нейтрофилов в первые годы жизни постепенно выравнивается, достигая к 5-6 годам почти одинаковых величин. После этого процент нейтрофилов постепенно растет, а процент лимфоцитов понижается. Малым содержанием нейтрофилов, а так­же недостаточной их зрелостью и фагоцитарной активностью отчасти объяс­няется большая восприимчивость детей младших возрастов к инфекционным заболеваниям.

Говоря о лейкоцитах, мы не можем пройти мимо такой функции орга­низма, как иммунитет .

Как известно, под иммунным процессом понимают ответ организма на определенного рода раздражение, на вторжение чужеродного агента - антиге­на. Защищая организм от вторжения антигенов, кровь вырабатывает особые белковые тела - антитела, которые обезвреживают антигены, вступая с ними в реакцию самого разнообразного характера. При этом активно вырабатыва­ются антитела лимфоциты, при участии и контроле со стороны других им­мунных клеток. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вы­рабатываются, и, несмотря на это, в первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Это объ­ясняется тем, что плод получает готовые антитела (гамма-глобулины) через плаценту от матери. В грудном периоде часть антител ребенок получает с ма­теринским молоком. Кроме того, невосприимчивость новорожденных детей к некоторым заболеваниям связана с недостаточной зрелостью организма, осо­бенно его нервной системы.

По мере созревания организма, его нервной системы, ребенок посте­пенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко второ­му году жизни вырабатываются уже значительное количество иммунных тел.

Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее фор­мируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребе­нок подвергается скрытой иммунизации: попадания от заболевших детей в организм ребенка малых доз возбудителя не вызывает у него заболевания, но активирует выработку антител. Если это повторяется несколько раз, то при­обретается иммунитет к данному заболеванию.

К 10 годам иммунные свойства организма хорошо выражены и в даль­нейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают сни­жаться после 40 лет. Немаловажную роль в формировании иммунных реак­ций организма играют профилактические прививки.

Система свертывания крови как одна из физиологических систем орга­низма формируется и созревает в период эмбриогенеза и раннего онтогенеза.

Свертывание крови детей в первые дни постнатальной жизни замедле­но: начало свертывания наступает через 2-3 минуты. С 2 по 7 день свертыва­ние ускоряется и приближается к норме, установленной для взрослых (нача­ло на 1-2 мин и конец на 2-4 мин).

У детей дошкольного периода, подростков и юношей время свертыва­ния при широких индивидуальных колебаниях в среднем выражается одина­ковыми цифрами: начало - 1-2 минута, конец через 3-4 мин.

Наибольшие пределы колебаний времени свертывания крови в предпу­бертатном и пубертатном периодах, очевидно, связано с неустойчивым гор­мональным фоном в этот период жизни.

В возрасте после 50 лет в деятельности системы свертывания крови происходят определенные изменения, а именно - повышение коагуляционных свойств крови. Эти изменения, по-видимому, связаны с изменением обмена веществ и возникающим вследствие этого нарушением в соотношениях белковых фракций (повышение уровня глобулинов) и соответствующими яв­лениями атеросклероза. Кроме того отмечено увеличение концентрации гепа­рина у лиц старше 100 лет, по данным Кишидзе, почти вдвое по сравнению с содержанием его в крови у лиц зрелого возраста. В данном случае повыше­ние уровня гепарина, возможно, является защитной, приспособительной ре­акцией на повышение коагуляционных свойств крови у лиц пожилого и стар­ческого возраста.

Таким образом, для системы свертывания крови человека и животных характерна гетерохронность созревания отдельных звеньев. Только к 14-16 годам у человека содержание и активность всех факторов достигает уровня взрослых.


Кровь, лимфа и тканевая жидкость являются внутренней средой организма, в которой осуществляется жизнедеятельность клеток, тканей и органов. Внутренняя среда человека сохраняет относительное постоянство своего состава, которое обеспечивает устойчивость всех функций организма и является результатом рефлекторной и нервно-гуморальной саморегуляции. Кровь, циркулируя в кровеносных сосудах, выполняет ряд жизненно важных функций: транспортную (транспортирует кислород, питательные вещества, гормоны, ферменты, а также доставляет остаточные продукты обмена веществ к органам выделения), регуляторную (поддерживает относительное постоянство температуры тела), защитную (клетки крови обеспечивают реакции иммунного ответа).

Количество крови. Депонированная и циркулирующая кровь

Количество крови у взрослого человека составляет в среднем 7 % веса тела, у новорожденных – от 10 до 20 % веса тела, у грудных детей – от 9 до 13 %, у детей с 6 до 16 лет – 7 %. Чем младше ребенок, тем выше его обмен веществ и тем больше количество крови на 1 кг веса тела. У новорожденных на 1 кг веса тела приходится 150 куб. см крови, у грудных детей – 110 куб. см, у детей с 7 до 12 лет – 70 куб. см, с 15 лет – 65 куб. см. Количество крови у мальчиков и мужчин относительно больше, чем у девочек и женщин. В покое приблизительно 40–45 % крови циркулирует в кровеносных сосудах, а остальная ее часть находится в депо (капиллярах печени, селезенки и подкожной клетчатки). Кровь из депо поступает в общее кровяное русло при повышении температуры тела, мышечной работе, подъеме на высоту, при кровопотерях. Быстрая потеря циркулирующей крови опасна для жизни. Например, при артериальном кровотечении и потере 1/3-1/2 всего количества крови наступает смерть вследствие резкого падения кровяного давления.

Плазма крови

Плазма представляет собой жидкую часть крови после отделения всех форменных элементов. На ее долю у взрослых приходится 55–60 % общего объема крови, у новорожденных – меньше 50 % вследствие большого объема эритроцитов. В плазме крови взрослого человека содержится 90–91 % воды, 6,6–8,2 % белков, из которых 4–4,5 % альбумина, 2,8–3,1 % глобулина и 0,1–0,4 % фибриногена; остальную часть плазмы составляют минеральные вещества, сахар, продукты обмена веществ, ферменты, гормоны. Содержание белков в плазме новорожденных – 5,5–6,5 %, у детей до 7 лет – 6–7 %.

С возрастом количество альбуминов уменьшается, а глобулинов увеличивается, общее содержание белков приближается к уровню взрослых к 3–4 годам. Гамма-глобулины доходят до нормы взрослых к 3 годам, альфа– и бета-глобулины – к 7 годам. Содержание в крови протеолитических ферментов после рождения повышается и к 30-му дню жизни достигает уровня взрослых.

К минеральным веществам крови относятся поваренная соль (NaCl), 0,85-0,9 %, хлористый калий (КС1), хлористый кальций (СаС12) и бикарбонаты (NaHCO3), по 0,02 %, и др. У новорожденных количество натрия меньше, чем у взрослых, и доходит до нормы к 7–8 годам. С 6 до 18 лет содержание натрия колеблется от 170 до 220 мг%. Количество калия, наоборот, наиболее высокое у новорожденных, самое низкое – в 4–6 лет и достигает нормы взрослых к13-19 годам.

У мальчиков 7-16 лет неорганического фосфора больше, чем у взрослых, в 1,3 раза; органического фосфора больше, чем неорганического, в 1,5 раза, но меньше, чем у взрослых.

Количество глюкозы в крови взрослого человека натощак составляет 0,1–0,12 %. Количество сахара в крови у детей (мг%) натощак: у новорожденных – 45–70; у детей 7-11 лет – 70–80; 12–14 лет – 90-120. Изменение содержания сахара в крови у детей 7–8 лет значительно больше, чем в 17–18 лет. Значительны колебания содержания сахара в крови в период полового созревания. При интенсивной мышечной работе уровень сахара в крови снижается.

Кроме того, в плазме крови содержатся разные азотистые вещества, составляющие 20–40 мг на 100 куб. см крови; 0,5–1,0 % жира и жироподобных веществ.

Вязкость крови взрослого человека составляет 4–5, новорожденного – 10–11, ребенка первого месяца жизни – 6, затем наблюдается постепенное снижение вязкости. Активная реакция крови, зависящая от концентрации водородных и гидроксильных ионов, слабощелочная. Средний рН крови – 7,35. При поступлении в кровь кислот, образующихся в процессе обмена веществ, они нейтрализуются резервом щелочей. Некоторые кислоты удаляются из организма, например углекислота превращается в углекислый газ и водяные пары, выдыхаемые при усиленной вентиляции легких. При избыточном накоплении в организме щелочных ионов, например при вегетарианской диете, они нейтрализуются угольной кислотой, задержанной при уменьшении вентиляции легких.



Морфологический состав периферической крови у детей имеет определенные особенности в каждом возрастном периоде.
Для ребенка в первые часы и дни жизни характерно высокое содержание гемоглобина (22-23 г%), эритроцитов (6-7 млн. в 1 мм 3) и лейкоцитов (до 30 000 в 1 мм 3), так называемый физиологический гиперлейкоцитоз, РОЭ - 10 мм/час. При этом нейтрофилы составляют 60% всех белых кровяных телец, лимфоциты - 20- 25%. Содержание гемоглобина к концу первой недели падает до 18- 19 г% , а количество эритроцитов - до 4-5 млн. в 1 мм 3 . В последующие дни падение гемоглобина происходит менее остро. Это обусловлено постепенным снижением эндогенного запаса железа в организме ребенка. К 3-4-му месяцу жизни ребенка содержание гемоглобина устанавливается на уровне 12-14г%, а количество эритроцитов 3,8-4 млн. в 1 ля3. По мере развития ребенка отмечается и снижение содержания в крови молодых форм эритроцитов. Так, количество ретикулоцитов с 1,5% в периоде новорожденности снижается до 0,7% к месячному возрасту и до 0,4-0,5% к 4-5 годам.
Содержание лейкоцитов у детей различных возрастных групп - см. Лейкоцитарная формула, у детей.
Из всех форменных элементов крови у детей тромбоциты претерпевают наименьшее изменение. Количество их у новорожденного составляет 200-230 тыс. в 1 мм 3 крови. В более старшем возрасте (к 2-3 годам) содержание тромбоцитов достигает 200-300 тыс. в 1 мм 3 .
Показатели времени свертывания и кровотечения у детей всех возрастов существенно не отличаются от показателей взрослых.

Возрастные особенности иммунной системы. Органы иммунной системы у детей.

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают. Иммунная система у плода В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.). Иммунная система у новорожденных У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией. В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.



Первый критический период имунной системы у ребенка - первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG. Второй критический период имунной системы у ребенка - 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы. Третий критический период имунной системы у ребенка - 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. Четвёртый критический период имунной системы у ребенка - 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы. Пятый критический период имунной системы у ребенка - подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам. Иммунная система в пожилом возрасте Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.

Периферические органы иммунной системы:

Лимфатические узлы,

Селезенка,

Миндалины глоточного кольца (в том числе и аденоидная ткань),

Образования из лимфоидной ткани в кишечнике (в том числе и аппендикс).

Особенности клеточного и гуморального иммунитета у детей.

Клеточный иммунитет и его особенности

Клеточный и гуморальный иммунитет – это не одно и то же. Все-таки существует разница между этими понятиями. Каждый из представленных видов имеет собственную схему работы и определенный набор функций, за выполнение которых он отвечает.

Сегодня под клеточным иммунитетом подразумевается действие В- и Т-лимфоцитов, которое направлено на разрушение особого рода клеток. В их мембранах содержатся чужеродные человеческому организму вещества, которые способны негативно на него влиять.

Обычно клеточный иммунитет отвечает за противостояние бактериальный и вирусным инфекциям: туберкулезу, проказе и др. Кроме этого, только благодаря клеточному иммунитету, находящемуся на должном уровне, в здоровом организме человека не появляются и не распространяются раковые клетки, которые являются причиной возникновения опухолей.

Известный российско-французский биолог Илья Ильич Мечников разработал клеточную теорию иммунитета, получившую развитие со стороны его последователей. Однако все было не так просто, потому что этой теории противостояли противники взглядов Мечникова.

Нужно сказать, что клеточные факторы иммунитета и его звенья действительно существуют. Основным клеточным звеном иммунной системы являются лейкоциты. К звеньям также относятся и фагоциты, а также вспомогательные клетки: тучные клетки, базофилы, тромбоциты и эозинофилы. Механизм клеточного иммунитета выглядит со стороны как слаженная работа всех компонентов системы, которая направлена на поддержание и обеспечение полноценного функционирования различных органов организму человека.

Если взрослый или ребенок повторно заболевают болезнями, за борьбу с которыми отвечает клеточный иммунитет, то нужно обязательно провести тщательное исследование для того, чтобы проверить все его показатели и найти причину появляющихся заболеваний.

Чаще всего средством лечения в такой ситуации являются соответствующие витаминные препараты. Эффективными сборами, где много витаминов для поднятия иммунитета, считаются «Имьюн Саппорт», препарат, который назначается исключительно взрослым, драже «Антошка» и «Фо Кидс», которые предназначены для детей.

Количество крови в организме человека меняется с возрастом. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых. У новорожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей одного года - 10,9%, у детей 14 лет - 7%. Это связано с более интенсивным протеканием обмена веществ в детском организме.

Общее количество крови у новорожденных в среднем составляет 450 -600 мл, у детей до года -1,0 - 1,1 л., у детей 14 лет - 3,0 -3,5 л., у взрослых людей массой 60 -70 килограмм общее количество крови 5,0 -5,5 литров.

У здоровых людей соотношение между плазмой и форменными элементами крови колеблется незначительно (55% плазмы и 45% форменных элементов). У детей раннего возраста процентное содержание форменных элементов несколько выше.

Количество форменных элементов крови также имеет свои возрастные особенности. Так, количество эритроцитов (красные кровяные клетки) у детей новорожденных составляет 4,3 - 7,6 млн. на 1 мм 3 , у детей к 6 месяцам количество эритроцитов снижается до 3,5 - 4.8 млн. на 1мм 3 , у детей до года - до 3,6 - 4,9 млн. на 1 мм и в 13 - 15 лет достигает уровня взрослого человека. Надо подчеркнуть, что содержание форменных элементов крови имеет и половые особенности, например, количество эритроцитов у мужчин составляет 4,0 - 5,1 млн. на 1мм 3 , а у женщин - 3,7 - 4,7 млн. на 1мм 3 .

Осуществление эритроцитами дыхательной функции связанно с наличием в них гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. Содержание гемоглобина в крови измеряется либо в абсолютных величинах, либо в процентах. За 100% принято наличие 16,7 грамм гемоглобина в 100 мл. крови. У взрослого человека обычно в крови содержится 60 - 80% гемоглобина. Причём содержание гемоглобина в крови мужчин составляет 80 -100%, а у женщин - 70 - 80%. Содержание гемоглобина зависит от количества эритроцитов в крови, питания, пребывания на свежем воздухе и других причин.

Содержание гемоглобина в крови так же меняется с возрастом. В крови новорожденных количество гемоглобина может варьировать от 110% до 140%. К 5 -6 дню жизни этот показатель снижается. К 6 месяцам количество гемоглобина составляет 70 - 80%. Затем к 3 -4 годам количество гемоглобина несколько увеличивается 70 -85%, в 6 -7 лет отмечается замедление в нарастании содержания гемоглобина, с 8 - летнего возраста вновь нарастает количество гемоглобина и к 13 -15 годам составляет 70 -90%, то есть достигает показателя взрослого человека. Снижение числа эритроцитов ниже 3 млн. и количества гемоглобина ниже 60% свидетельствует о наличии анемического состояния.

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Оно сопровождается головокружением, обмороками, отрицательно сказывается на работоспособности, успеваемости учащихся. Первейшей профилактической мерой против малокровия являются правильная организация режима дня, рациональное питание, богатое минеральными солями и витаминами, активный отдых на свежем воздухе.

Одним из важных диагностических показателей, свидетельствующих о наличии воспалительных процессов и других патологических состояний, является скорость оседания эритроцитов. У мужчин она составляет 1 -10 мм/ч, у женщин 2 -15 мм/ч. С возрастом этот показатель изменяется. У новорожденных скорость оседания эритроцитов низкая от 2- 4 мм/ч. У детей до трёх лет величина СОЭ составляет от 4 -12 мм/ч. В возрасте от 7 до 12 лет величина СОЭ не превышает 12 мм/ч.

Другим классом форменных элементов крови являются лейкоциты - белые кровяные клетки. Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов.

Количество лейкоцитов и их соотношение изменяются с возрастом. Так, в крови взрослого человека содержится 4000 -9000 лейкоцитов в 1 мкл. У новорожденного лейкоцитов значительно больше, чем у взрослого, до 20000 в 1 мм 3 крови. В первые сутки жизни число лейкоцитов возрастает, происходит рассасывание продуктов распада тканей ребёнка, тканевых кровоизлияний, возможных во время родов, до 30000 в 1 мм 3 крови.

Начиная со вторых суток число лейкоцитов снижается и к 12 дню достигает 10000 - 12000. Такое количество лейкоцитов сохраняется у детей первого года жизни, после чего оно снижается и к 13 - 15 годам достигает величин взрослого человека. Кроме того было выявлено, что чем меньше возраст ребёнка, тем больше незрелых форм лейкоцитов содержит его кровь.

Лейкоцитарная формула в первые годы жизни ребёнка характеризуется повышенным содержанием лимфоцитов и пониженным числом нейтрофилов. К 5 -6 годам количество этих форменных элементов выравнивается, после этого процент нейтрофилов растёт, а процент лимфоцитов понижается. Малым содержанием нейтрофилов, а также недостаточной их зрелостью объясняется большая восприимчивость детей младших возрастов к инфекционным болезням. К тому же фагоцитарная активность нейтрофилов у детей первых лет жизни крайне низкая.

Возрастные изменения иммунитета. Вопрос о развитии иммунологического аппарата в пре- и постнатальном онтогенезе ещё далёк от своего решения. В настоящее время обнаружено, что плод в материнском организме ещё не содержит антигенов, он является иммунологически толерантным. В его организме не образуется никаких антител, и благодаря плаценте плод надёжно защищён от попадания антигенов с кровью матери.

Очевидно, переход от иммунологической толерантности к иммунологической реактивности происходит с момента рождения ребёнка. С этого времени начинает функционировать его собственный аппарат иммунологии, который вступает в действие на второй неделе после рождения. Образование собственных антител в организме ребёнка ещё незначительно, и важное значение в иммунологических реакциях в течение первого года жизни имеют антитела, получаемые с молоком матери. Интенсивное развитие иммунологического аппарата идёт со второго года примерно до 10 лет, затем с 10 до 20 лет интенсивность иммунной защиты незначительно ослабевает. С 20 до 40 лет уровень иммунных реакций стабилизируется и после 40 лет начинает постепенно снижаться.

Тромбоциты. Это кровяные пластинки - самые мелкие из форменных элементов крови. Основная функция тромбоцитов связанна с их участием в свёртывании крови. Нормальное функционирование кровообращения, препятствующее как кровопотери, так и свёртыванию крови внутри сосуда, достигается определённым равновесием двух существующих в организме систем - свёртывающей и противосвёртывающей.

Свёртывание крови у детей в первые дни после рождения замедленно, особенно это заметно на второй день жизни ребёнка.

С 3 по 7 день жизни свёртывание крови ускоряется и приближается к норме взрослых. У детей дошкольного и школьного возраста время свёртывания имеет широкие индивидуальные колебания. В среднем начало свёртывания в капле крови наступает через 1 - 2 минуты, конец свёртывания - через 3 -4 минуты.