Как научиться чему угодно. Учимся учиться: как лучше усваивать знания

“Если бы я выучил английский 3 года назад..."Если бы, если бы только...

У каждого из нас есть вещи, которым мы хотим научиться и откладываем.Доступность онлайн-обучения растёт, но и количество нужных навыков растёт не менее быстро. У нас не хватает времени на их освоение.

Время обучения - важный параметр, который мы всё ещё плохо контролируем.

Ускорение обучения - тема, которую изучают уже много лет. В этой статье я дам основные принципы ускорения обучения. Их можно применять к любым навыкам, сокращая время обучения в разы: общему интеллектуальному развитию, изучению языков, бизнес-образованию, обучению игре на музыкальных инструментах - практически всему.

Если вы хотите прожить выдающуюся жизнь, то главный навык, который вам стоит развивать изо дня в день - способность быстро учиться.

Итак, вот эти принципы.

1. Не изобретайте велосипед

Зачем придумывать то, что уже есть? Главная ошибка при обучении чему-то новому - попытки обучаться в одиночку и недооценка количества времени и сил, которые могут быть сэкономлены при получении помощи того, кто уже умеет это делать.

Вспомните время, когда вы осваивали новый навык. Скорее всего, в начале вам было трудно, но после нескольких лет или месяцев экспериментов вы уже могли дать совет своему другу, как избежать ошибок, которые вы совершили в процессе обучения.

Чтобы ускорить достижение мастерства, вашим первым шагом должна быть консультация у лучших мастеров дела, которому вы хотите научиться, и моделирование пути, который они уже прошли и проложили для вас.

Многие великие лидеры доказали, что самый быстрый путь обучения любому навыку - повторение за теми, кто ушёл далеко вперёд на этом пути. Найдите кого-то уже получившего нужный вам результат, и повторите его действия. Это в разы повысит ваши шансы.

Как говорит психолог и коуч Тони Роббинс, - «Не важно, сколько вам лет, какого вы пола, каково ваше прошлое. Моделирование даст возможность достичь большего за гораздо меньшее время. Сейчас можно найти почти любой готовый опыт в виде книг, блогов, видео, консультаций, связей с профессионалами и многих других форм». Не надо стартовать с нуля, будто нет уже готовой базы знаний!

Наверняка вы знаете, что сказал по этому поводу другой человек, которого многие считают великим - Пабло Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие - крадут!» ("Good artists copy. Great artists steal.")

2. Декомпозиция навыка

Следующий этап хакинга кривой обучения - декомпозиция, или разложение нужного навыка на компоненты. Сделайте обратный инжиниринг и найдите самые важные составляющие - те, которые стоит практиковать в первую очередь. Вспомните закон Парето : 20% усилий дают 80% результатов. Вам нужно найти эти самые 20%.

На практике этот принцип применим к чему угодно в жизни, например:

  • Бизнес (80% покупок совершают 20% покупателей)
  • Эффективность сотрудников (80% результатов генерируют 20% работников)
  • Счастье (80% счастья приносят 20% отношений)

Если разобраться, то становится ясно, что на самом деле очень немногие вещи в каждом аспекте нашей жизни (включая обучение) являются решающими. И для ускорения обучения крайне важно выделить эти ценные 20%, которые дадут нам 80% результата.

Оказывается, эксперты в быстром обучении используют именно такой подход: выделение главного. Например, в своём выступлении на TED "Первые 20 часов обучения" Джош Кауфман говорит, что на приобретение навыка не нужно 10.000 часов, как принято считать. Напротив - ключ к успеху в том, чтобы научиться самым важным деталям в первые 20 часов.

Многочисленные исследования приобретения моторных и когнитивных навыков показали, что первые несколько часов практики дают самый большой прогресс в обучении. (Вспомните закон Паркинсона: работа заполняет весь срок, отведённый на её выполнение).

3. Отбросьте мультизадачность

Мультизадачность - запретный плод, к которому мы пристрастились в век мгновенных уведомлений и мобильных приложений. Это самая большая проблема, встающая на пути ускорения обучения. Да-да, все эти проверки почты каждые 10 минут, просмотры ленты Instagram, 5-минутные брейки с коллегами.

Вспомните свой компьютер. Когда у вас в браузере открыто 20+ вкладок, он начинает тормозить, и каждое действие занимает больше времени. Исследования показали, что после того, как человек отвлёкся, у него уходит 25 минут, чтобы вновь сосредоточиться на прерванном деле.

Согласно научному исследованию Глории Марк (Gloria Mark), профессору информатики из университета Калифорнии, изучившей вопрос цифровых прерываний внимания, современный человек занимается своим делом всего 11 минут, прежде, чем его отвлекут (или он отвлечётся сам). Для офисных работников частота прерываний может доходить до раза в каждые 3 минуты.

Та же проблема возникает при освоении навыков, требующих долгих дистанций. Многим сложно выделить 6-12 месяцев, необходимых для обучения новому навыку, из-за нескончаемых новых идей, проектов или хобби, встающих на пути. Стоит отвлечься - и вернуться обратно к изучаемому навыку уже очень непросто.

Как только вы разложили желаемый навык на поднавыки и вычленили главные 20%, нужно полностью сфокусироваться на прогрессе в этих поднавыках и не приступать к изучению других вещей, пока вы их не освоите.

4. Повторять, повторять, повторять

Это пункт, с которым большинство из нас испытывает наибольшие трудности. Многие даже слышать не хотят, что для быстрого обучения нужна практика - чем больше, тем лучше. Обучение требует постоянства и настойчивости в повторении одного и того же навыка снова и снова - до тех пор, пока вы не сможете выполнять его подсознательно, даже не задумываясь.

Лучшие в мире мастера любого дела знают этот «секрет», помогающий учиться быстрее и становиться лучшим, но редко говорят о его важности, потому что это звучит непривлекательно.

Экспертный уровень - это, в основном, результат экспертного объема практики, а не неких скрытых талантов. Андерс Эриксон (K. Anders Ericsson) из университета Флориды говорит в своей научной работе: «Из-за качественных различий между средним уровнем и мастерством люди думают, что эксперт должен быть наделён характеристиками, качественно отличающими его от других людей».

5. Ищите мгновенный фидбек

В 1960 году Beatles, в то время ещё никому неизвестная группа, поехали в Гамбург (Германия), чтобы играть в местных клубах. Им недоплачивали. Акустика была ужасной. Аудитория - неблагодарной.

Но что вынесли Beatles из опыта в Гамбурге? Часы игры без остановки, практику имгновенный отклик , который заставлял их расти и учиться. Это и есть преимущество, благодаря которому Beatles смогли подняться на самый верх, - прямо по книге Малькольма Гладвелла Outliers.

Эта группа не просто репетировала в гараже ради репетиций - они стремились выступать перед живой аудиторией, которая мгновенно выдавала критику и конструктивный отклик.

По мере роста мастерства Beatles, аудитория требовала всё больше выступлений, давая им возможность практиковаться всё чаще. К 1962 году они уже играли 8 часов за вечер, 7 вечеров в неделю.

К 1964 году, в котором они появились на международной арене, Beatles уже отыграли вместе более 1.200 концертов.

Большинство современных групп не играет столько концертов даже за всю историю своего существования.

6. Настройтесь на длинную дистанцию

К сожалению, многие из нас сдаются еще до того периода спада, который Сет Годин называет «ямой» ("The Dip").

Годин говорит, что, хотя и важно знать, когда остановиться, а когда наступать, многие потенциальные победители не достигают успеха только потому, что они сдались до ямы. Он приводит 5 причин, которые мешают стать лучшим:

  1. Ваше время истекло (и вы остановились)
  2. У вас кончились деньги (и вы остановились)
  3. Вы испугались (и остановились)
  4. Вы несерьёзно относитесь к делу (и остановились)
  5. Вы потеряли интерес (и остановились)

В психологии это называется «переходный цикл». Переживая новые события, такие как трагедия, успех или обучение новому, мы проходим определённый цикл.

В начале чего-то нового люди испытывают эйфорию. Вот почему мы так подсаживаемся на социальные и почтовые уведомления: каждый раз при виде нового оповещения у нас выбрасывается допамин.

Как только фаза «медового месяца» заканчивается, мы начинаем переживать ту самую яму Сета Година, и кривая нашего прогресса становится горизонтальной или идёт вниз. Именно в этот момент большинство из нас выходят из игры (прекращают развитие).

Почему это важно знать? Потому что зная заранее эту последовательность развития событий, вы можете предсказать начало ямы в вашем обучении, и вам будет легче пройти через этот период.

Важно помнить, что после ямы те, кто окажется достаточно настойчив, чтобы пройти сложный период, смогут в награду прокатиться на восходящей волне.

Заключение

Давайте подведём итоги и запишем краткий план хака кривой обучения:

  1. Моделируйте путь мастера дела, которое изучаете
  2. Выделяйте 20% поднавыков, дающих максимум результата
  3. Отбросьте многозадачность и не прерывайтесь
  4. Повторяйте, повторяйте, повторяйте!
  5. Получайте мгновенный фидбек
  6. Пройдите весь путь до конца, не сворачивая

Знаете другие приёмы ускорения обучения? Делитесь ими с нами в комментариях!

MENSBY

4.4

Любому современному человеку постоянно приходиться что-то учить: иностранный язык, правила вождения. Не важно, что учить, мы поведаем, как быстро научиться чему-либо.

Неважно, хотите ли вы научиться говорить на иностранном языке за три месяца или выучиться жонглировать за выходные, или научиться запоминать карты в колоде меньше чем за минуту. Вот некоторые из рецептов для тех, кому надо научиться быстро.

В своей книге "Шеф-повар за 4 часа" Тим Феррис рассказывает не только о том, как научиться готовить. Эта книга о том, как вообще быстро научиться чему-либо.

1. Базовая система из четырех принципов, которую можно применить к любым навыкам

1.1 Анализ

"С каких минимальных изучаемых единиц, кирпичиков Lego, мне стоит начать?"

1.2 Отбор

"На каких 20% "кирпичиков" мне нужно сосредоточиться, чтобы получить 80% результата?"

1.3 Пошаговая последовательность

"В каком порядке я должен осуществлять изучение?”

1.4 Мотивация на будущее

"Как определить ставки, чтобы создать реальные стимулы и гарантировать, что я буду выполнять программу?"

2. Проанализируйте задачу

Люди часто ставят крест на выполнении задачи из-за чрезмерно большого объема информации.

Ключевым здесь является определение того, на чем необходимо сосредоточиться, и разбивка его на более мелкие и удобные части.

3. Начните с методов, которые можно использовать быстро

Учиться спрягать глаголы - это ужасно. Это скучно и не дает быстрого результата. Но, запомнив несколько вспомогательных глаголов (быть, хотеть, иметь и т.д.), вы не только быстро научитесь спрягать глаголы, но вы также разблокируете большую функциональную часть языка.

Небольшие, но полезные победы помогут поддержать выполнение задачи и ускорят процесс обучения.

4. Нахождение самых простых составляющих частей ускорит прогресс

Феррис приводит пример изучения японского языка. В языке 1945 иероглифов, некоторые состоят из 15 черточек.

В современном японском языке используется только 214 классических ключей. С ними гораздо легче справиться, и это открывает более четкий путь для изучения.

5. Найдите того, кто на протяжении лет использует этот навык или обучает ему

Найдите эксперта, но не обязательно самого лучшего в мире, просто того, кто близок к этому. Найдите причину поговорить с ним, просьба не является весомым поводом. Спросите, как бы они обучали того, кто менее всего подходит для этого занятия, кто самые лучшие и малоизвестные учителя и как бы выглядели восьминедельные курсы для тех, кто готов выложить за них миллион долларов.

6. Продвигайтесь вперед посредством "минимальной эффективной дозы"

Маленький шаг легче превратить в привычку, и меньше вероятности, что вы забросите обучение.

Люди часто сдаются и бросают занятие, когда они пытаются сделать все сразу одним махом. Они берутся за большой проект и быстро теряют запал. Маленькие, но качественные шаги занимают меньше времени, но позволяют увеличить эффективность обучения в долгосрочной перспективе. Если вы учите язык, выберете самые важные, наиболее часто употребляемые слова и учите по несколько таких слов каждый день. Если вы учитесь готовить, то для начала выберете наиболее часто встречающиеся техники приготовления пищи.

7. Не перегружайте кратковременную память попытками сделать слишком много за один раз

Одним из сильных препятствий для изучения чего-либо является ограничение кратковременной памяти. Эта часть памяти используется для самых ближайших задач, и она быстро заполняется, когда вы сталкиваетесь с чем-то новым и незнакомым.

Когда эта часть памяти перегружается, вы делаете больше ошибок. Поэтому важным является делать один шаг за раз, чтобы он уложился в вашей голове и вы могли двигаться дальше.

8. Пытайтесь использовать новые методы вместо наиболее популярных схем

Каждый бойскаут знает метод "шалашика-вигвама" для разжигания огня с использованием щепок и газеты в центре и большими палками, которые складываются в виде шалашика с внешней стороны.

Но можно использовать совершенно противоположный способ: слой небольших веток на более крупных палках, и все это прикрыто газетой. Это работает лучше, требует меньше регулирования. Иногда изменение способов помогает выработать более легкое решение.

9. Уберите как можно больше возможных вариантов

Мы всегда стараемся найти как можно больше информации об изучаемом предмете. Сделайте список на один лист всех наиболее важных вариантов и информации.

Таким образом, вы быстрее примете решение и потратите меньше времени на поиск, который отнимает много этого самого времени.

10. Признайте, что у вас проблемы с дисциплиной и сделайте реальные ставки в случае провала вашего проекта

Неважно, как сильно вы хотите что-то сделать или насколько хорошо вы все спланировали, потому что людям свойственно буксовать из-за не слишком хорошей дисциплины. Поэтому вам придется сделать внешние ставки в случае провала. Одним из способов является использование психологии человека, и особенно нашего нежелания проигрывать. Например, можно договориться с собой об автоматическом платеже в пользу организации, которая вам не нравится, если вы не достигаете поставленной цели.

11. Внимательно следите за крайне важными точками процесса изучения

Нужно сказать, что и у обучения есть пределы. Сначала во время воодушевления вы очень много учите, и это истощает ваши силы. Потом вам приходится немного замедлиться, поскольку становится все сложнее.

После этого, постигнув основы, вы начинаете останавливаться. Это критическая точка. Нужно следить за этим внимательно и планировать наперед и заблаговременно.

12. Отследите то, как ваш мозг запоминает информацию

Ваш мозг запоминает информацию в начале и в конце занятия. Разбивайте каждое занятие на два, для того чтобы уменьшить время в середине.

Кроме того, существует эффект Ресторфф, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Поэтому необходимо разнообразить монотонные занятия перерывами.

13. Обеспечьте себе определенную степень безопасности

Феррис приводит в пример Уоррена Баффета, который известен покупкой акций по цене ниже номинала, поэтому у него с большой вероятностью все будет хорошо, когда ситуация ухудшится.

То же самое можно применить к изучению чего-либо. Удостоверьтесь, что даже если все пойдет наперекосяк, вы сможете получить хороший заметный результат. Вы избежите самых наихудших провалов и получите нечто полезное благодаря вашим усилиям. И неважно, что это будет.

14. Учитесь у выдающихся людей, но только у правильных

Пример Майкла Фелпса не очень подходит для того, чтобы на нем учиться. Вы не можете скопировать его выдающиеся физические данные или ту часть жизни, которую он посвятил плаванию.

Примеры личностей, на которых лучше всего учиться, - это люди, начинавшие как среднестатистические и ставшие выдающимися. Вот у них есть техники, которые вы можете копировать.

Фото: Frits Ahlefeldt-Laurvig flickr.com/hikingartist

Когда мы перегружены и выбиты из колеи раздувающимся списком дел, на автомате начинаем трудиться ещё дольше и втискивать в уже существующие рабочие часы ещё больше дел. Мы практикуем мультизадачность, мчимся с одной встречи на другую, тайком проверяем электронную почту под столом в комнате для совещаний, начинаем трудиться рано утром, а заканчиваем только к ночи. Наша цель - уменьшить стресс и загруженность. Но действия при этом имеют прямо противоположный эффект: мы испытываем ещё больший стресс и загружены по уши.

Или мы говорим то, что, по нашему мнению, произведёт впечатление на других, но в действительности лишь вызывает отторжение. Стараемся приободрить друга, но почему-то ещё больше его расстраиваем. Произносим вдохновляющую речь перед своей командой, но каким-то образом лишь гасим
энтузиазм. Всякий раз при этом мы потрясены. «Что произошло?» - недоумеваем мы. В результате долгими днями пытаемся починить то, что сломали своей автоматической реакцией. Мы тратим бесчисленные часы и массу энергии, размышляя над словами, которые произнесли; обсуждая с другими своё
поведение; составляя план дальнейших действий, - а иногда добираемся до туалета окольными путями, лишь бы не столкнуться с тем, кого нехотя обидели в приёмной.

Нажать на паузу

Живя и работая динамично, зациклившись на продуктивности, мы теряем свой сад - буквально и фигурально. И нам необходимо вернуть его себе. Недавно я обедал с Раджипом, техническим директором крупного инвестиционного банка. Когда после проведённого вместе часа мы вернулись в его офис, он получил
138 электронных писем. Мы разговаривали, а звук новых сообщений раздавался снова и снова. «Как я могу всё успевать?» - спросил он меня. Он не мог.
В ведомстве Раджипа почти 10 тысяч сотрудников. «У меня нет времени, чтобы подумать», - пожаловался он.

У меня нет времени, чтобы подумать. Пожалуй, шесть самых страшных слов, произнесённых руководителем. Нас они больше не пугают, потому что знакомы многим. Нам не нужно 10 тысяч подчинённых, чтобы чувствовать недостаток времени для размышлений. Так чувствует себя практически каждый из нас.
И дело не в том, что мы непродуктивны. Мы невероятно продуктивны. Мы осуществляем поставки. Принимаем решения. Формируем и распределяем бюджеты. Управляем своими командами. Составляем заявки. В некотором смысле именно в продуктивности и содержится проблема. В условиях маниакальной продуктивности мы упускаем самое важное: умение
извлекать уроки. В заполненных делами буднях мы редко глубоко анализируем свой опыт, внимательно прислушиваемся к чужому мнению, оцениваем, как результаты наших решений повлияют на будущее. На всё это нужно время. Нам требуется замедлить бег. Но кто из нас может себе это позволить? Поэтому мы мало размышляем и ограничиваем свой личностный рост.

Моё решение проблемы Раджипа? Вспомнить, где ему лучше всего думается, и сделать привычкой бывать в этом месте каждый день. Сам я начал ежедневно практиковать разные вариации «прогулок по саду». Одна из них - физические упражнения на свежем воздухе. Если я уезжаю на велосипеде, отправляюсь на пробежку или выхожу на прогулку, то почти неизбежно что-то придумываю и по возвращении смотрю на вещи иначе. Это мой самый любимый и самый надёжный сад, в котором растут творческие идеи. Другой способ - писательство. Когда я пишу, идеи развиваются, и эти сеансы ненавязчиво расширяют моё мировоззрение. Нет никакой необходимости показывать кому-то, что вы пишете, - здесь прекрасно срабатывает принцип личного дневника. И вам не нужно посвящать этому занятию больше нескольких минут.

Медитировать

Медитация даёт множество преимуществ: она обновляет, помогает осмыслить то, что с нами происходит, делает нас мудрее и спокойнее, помогает не сойти с ума в мире, который пичкает нас информацией и связями, и не только. Если вам
недостаёт экономического обоснования, чтобы посвящать время медитации, как насчёт этого: медитация делает вас продуктивнее. Каким образом? Усиливая вашу способность противостоять отвлекающим импульсам. Исследования показывают, что умение противостоять импульсам улучшает отношения, укрепляет благонадёжность и повышает производительность.

Как нужно медитировать? Если вы только начинаете - чем проще, тем лучше. Сядьте - на стул или на пол на подушку - и выпрямите спину настолько, чтобы вам легко дышалось, поставьте таймер на то время, которое вы хотите посвятить медитации. Запустив таймер, закройте глаза, расслабьтесь и не двигайтесь - просто дышите - до тех пор, пока не прозвучит сигнал. Сосредоточьтесь на вдохе и выдохе. Каждый раз, когда появится мысль или какой-то импульс, уделите им немного внимания и снова сосредоточивайтесь на дыхании. Вот и всё. Просто, но трудновыполнимо. Попробуйте - уже сегодня - в течение пяти минут. И повторите завтра.

Делать, а не планировать

Несколько дней назад я получил электронное письмо от своего друга Байрона: «Питер, последние пять лет я не слишком-то прилежно занимался спортом, а теперь хочу снова ходить в тренажёрный зал. Я понял, что среди трёх составляющих - ум, тело и дух - тело остаётся моим слабым звеном. Нужно это исправить. Но мне ОЧЕНЬ трудно замотивировать себя. Есть идеи?» Нет, проблема Байрона не в мотивации. А в том, чтобы начать действовать. Любая попытка самомотивации только усилит стресс и чувство вины, увеличивая пропасть между мотивацией и действием - между сильным желанием заняться спортом и первым шагом к исполнению этого желания.

Пожалуй, каждому знакома ситуация, когда ум саботирует намерения. Мы решаем пойти в тренажёрный зал после работы, но, когда подходит время, думаем: «Уже поздно. Я устал. Пожалуй, пропущу сегодня». Мы решаем помедитировать, но смотрим на часы и приходим к выводу, что «на это нет времени». Секрет прост: если вы хотите что-то сделать, перестаньте думать. Прекратите внутренний диалог ещё до того, как он начнётся. Не дайте себе попасться на крючок. Перестаньте спорить с собой. Примите конкретное решение, касающееся важного дела, и не подвергайте его сомнениям.

Концентрироваться

Цель определяет отдачу, которую вы хотите получить. Зона концентрации определяет действия, которым стоит уделять время. Цель - это результат. Зона концентрации - это путь. Цель указывает в будущее, которого вы намерены достичь. Зона концентрации связывает вас с настоящим. В сфере продаж в качестве цели формулируется, например, желаемый доход или определённое число новых клиентов. В производстве - объём сокращения затрат. Тем временем зона концентрации в продажах может включать активное общение с потенциальными клиентами, а в производстве - области, которые стоит исследовать для сокращения затрат.
Конечно, два этих подхода не исключают друг друга. Можно иметь и цель, и зону концентрации. Более того, кто-то возьмётся даже настаивать на том, что необходимо и то и другое, так как цель обозначает, куда идёшь, а зона концентрации - как планируешь туда добраться.

Не сваливать вину на других

Мы начинаем винить других ещё в детстве, как правило, чтобы избежать родительского гнева и наказания, но также для того, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и обезопасить своё «я». Позже такое поведение становится привычкой и переходит во взрослую жизнь. Я - и вы, уверен, тоже - постоянно встречаю людей, которые показывают пальцем на других.
В компаниях это иногда происходит на уровне подразделений: если отдел продаж не справляется, он винит продукт, а создатели продукта винят неэффективную группу продаж или кивают на недостатки производства. Винить целое подразделение или продукт безопаснее, чем отдельного человека: не нужно переходить на личности, и такая позиция кажется менее оборонительной. Однако подобное поведение непродуктивно, так как причастность обвиняющего видна невооружённым глазом.

Если вы не виноваты в случившемся, значит, вам не нужно что-то менять. Однако если что-то происходит по вашей вине, а вы этого не признаёте, то в будущем наверняка допустите ту же ошибку, которая произведёт на свет новые обвинения. Это замкнутый круг, хождение по которому никогда никого не приводило ни к чему хорошему.

Говорить спасибо

Джон, CEO небольшой торговой компании, отправил Тиму, сотруднику, занимавшему должность на несколько ступеней ниже, электронное письмо, чтобы похвалить за его выступление на прошедшей деловой встрече. Тим на письмо не ответил. Примерно через неделю он оказался в кабинете Джона в качестве кандидатуры на вакансию - это была возможность роста до уровня руководителя. Джон спросил, получил ли Тим его письмо, и тот сказал, что получил. Почему он не ответил? Тим сказал, что не посчитал это необходимым. Но он ошибался. Джон заслуживал получить в ответ по меньшей мере «спасибо». Тиму не дали повышения. Отклонили ли его кандидатуру исключительно потому, что он не поблагодарил Джона за положительную обратную связь? Нет. Стало ли его пренебрежение благодарностью одной из причин, по которой Джон решил поискать лучшего кандидата? Несомненно.

Вы можете возразить, что все мы слишком заняты на работе и в жизни, чтобы тратить время на обмен любезностями. Если Джон так сентиментален, он вообще не может быть CEO. Он отстал от электронной эпохи, в которой письмо без ответа - норма. Если Тим хорошо делает свою работу, этого вполне достаточно. Людям платят за то, что они справляются со своими функциями, - они не обязаны раздавать «спасибо». Благодарить своего CEO за приятное письмо - не иначе как подхалимство. Я готов поспорить со всеми этими утверждениями. Чтобы ответить «спасибо», не требуется много времени, зато это выражение неравнодушия. Джон - блестящий CEO, которого любят подчинённые, аппарат управления и акционеры компании. Он обеспечивает своим сотрудникам условия для быстрого карьерного роста и выдающихся результатов в работе. Оставлять без ответа чьё-то обращение - SMS, электронное письмо или телефонный звонок - не общепринятая норма, это брешь в диалоге, на которую многие часто жалуются. Тим, возможно, хорош в определённых сферах своей работы, но нельзя сказать, что он «хорошо делает свою работу», если не отдаёт должное окружающим его людям. И наконец, «спасибо» - не подхалимство, а проявление вежливости.

Книга предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер»

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.


Нас не учили учиться, а это то, что так важно в наше время, когда вокруг море возможностей для образования. И зачастую именно способность к быстрому обучению является преимуществом и главным фактором успеха.

Чтобы быстро обучаться, нужно обратить внимание на пять важных элементов. Вот они.

Цель

Ваше обучение должно быть ориентировано на результат. Фактический конечный результат и будет использоваться в качестве измерения вашего навыка. Таким образом, не нужно ставить абстрактные вроде «Хочу научиться играть на пианино», «Хочу научиться вязать» или «Хочу стать веб-разработчиком».

Ощутимый результат можно увидеть или ощутить:

  • Создать электронную книгу и начать ее продавать
  • Написать программу для подсчета месячных трат
  • Создать сайт
  • Завести блог и написать в нем 50 статей
  • Создать YouTube-канал и снять для него 10 роликов
  • Снять короткометражный фильм

Например, если вы хотите стать программистом, то за вас будет говорить продукт: напишите чат-бота для мессенджера, чтобы пользователи оценили его и дали советы по улучшению.

Можете добавить крайний срок, если хотите. На некоторых людей это действует отрезвляюще, другие же получают изрядную долю стресса. Так что действуйте по обстоятельствам.

Размышляйте о том, какого результата добьетесь и в чем он будет выражаться. Не нужно заниматься развитием навыка, не понимая четко, что будет сделано.

Ключевые вопросы:

  • Чего конкретно я хочу достичь через Х месяцев?
  • Как выглядит завершенный продукт?

Деконструкция

Сделайте процесс освоения навыка поступательным, разделив его на небольшие компоненты. Это очень важно.

Пример: чтобы научиться разрабатывать сайты нужно приобрести несколько суб-навыков, таких как знание HTML, CSS, JavaScript, внутренний скриптовый язык, SQL и многое другое.

Все эти суб-навыки нужно осваивать по одному. Безусловно, настанет момент, когда их нужно будет объединить и научиться пользоваться в комплекте, но основной упор делайте на маленькие победы.

Ключевые вопросы:

  • Каковы самые маленькие компоненты этого навыка?
  • Какие ресурсы я буду использовать, чтобы изучать суб-навык? Это могут быть книги, онлайн-курсы, семинары, видео-лекции.
  • Есть ли инструменты, которые я могу освоить сразу, чтобы начать практиковаться?

Быстрая практика без отвлечений

Практика должна быть введена как можно скорее. По возможности, в первый же день обучения. И это не шутка. Если вам советуют сначала прочесть несколько книг, а потом браться за дело, игнорируйте этот совет. Вам нужно начать двигаться сразу же, даже если будет получаться полная белиберда.

При этом нужно убрать все отвлечения. Вот советы, которые могут пригодиться:

  • Никакого интернета.
  • По возможности уберите и телефон.
  • Найдите наставника, который быстро будет отвечать на ваши умные и глупые вопросы.
  • Практикуйтесь как минимум раз в день.
  • Понижайте барьер для своей практики: если хотите играть на гитаре, держите ее перед глазами.
  • Если для вас этот навык действительно важен, придется жертвовать развлечениями, ведь в сутках по-прежнему остается 24 часа.
  • Создайте чек-листы, чтобы быстро начать.
  • Создавайте аналогии и , чтобы лучше понимать материал.

Ключевые вопросы:

  • Что я должен удалить из своего окружения, чтобы лучше фокусироваться?
  • Что должно в моей жизни измениться, чтобы мой азарт не пропал?
  • На каких площадках можно задавать вопросы?
  • Есть ли у меня список вопросов, которые я задам при первом же случае?
  • Как можно быстро получить обратную связь?
  • Я фокусируюсь на тех вещах, которые помогут продвинуться дальше или топчусь на месте?

Промежуточные повторения

Навыки затачиваются медленно и скучно, но при этом быстро забываются. Если вы не будете повторять информацию, то не разовьете навык.

Установите преднамеренные интервалы повторения, используя карточки. Достаточно часто повторяйте информацию, чтобы нейронные связи оставались сильными.

Ключевые вопросы:

  • Каким образом повторять материал и тренировать навык, чтобы не забыть его?
  • На каких основных аспектах навыка я должен концентрироваться прежде всего?

Мастерство

Первые четыре шага дадут вам прочный фундамент понимания и опыта для достижения истинного мастерства. Но что отличает хорошие результаты от прекрасных? Отличает их количество часов преднамеренной практики, которые вы вкладываете и то, насколько активно вы ищете способы улучшить свое мастерство. Большинство экспертов достигают комфортного уровня для заработка денег и остаются на нем всю оставшуюся жизнь.

Настоящий мастер совершенствуется каждый день. Если вы решили привить навык и стать в нем профессионалом, то:

  • Анализируйте работы настоящих мастеров
  • Найдите свои слабые места и избавьтесь от них
  • Постоянно читайте книги по теме
  • Учите других
  • Найдите тех, кто лучше вас и улучшайтесь на контрасте
  • Достигните совершенства в одном компоненте, затем в другом и так далее

Желаем вам удачи!