Виды кризисов. Причины возникновения кризисов: роль личностных и социальных факторов

Вам знакомо ощущение беспомощности, потерянности, непонимания, как и зачем жить дальше? Вы считаете, что личностный кризис это всегда трудно и болезненно ?

Можно ли превратить период личностного кризиса в очередную ступеньку для своего развития и сделать это максимально легко и комфортно ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • что на самом деле означает личностный кризис,
  • какие виды кризисов проходит каждый человек,
  • как пройти через эти периоды с максимальным эффектом для своего личностного и духовного развития.

Что такое личностный кризис

Личностный кризис — это переживание переломного, критического момента, который влияет на дальнейший ход жизни. Такие периоды характеризуются сильными негативными эмоциональными переживаниями.

Слово кризис происходит от греческого krisis и буквально означает «разделение дорог, поворотный пункт». А в китайском языке это слово состоит из двух иероглифов: вэй — опасность, беда, угроза и цзи — переломный момент, сущность бытия, удобный случай…

То есть, когда вы оказываетесь на краю кризиса, жизнь предоставляет вам возможность выбрать новое направление и, пройдя через трудности, выйти на другой уровень развития.

По мнению американского психолога Дж. Якобсона, кризис возникает, если жизненные события несут потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами.

Таким образом, важно понимать, что кризис требует изменения способа бытия:

  • жизненного стиля,
  • образа мышления,
  • отношения к себе,
  • окружающему миру,
  • основным экзистенциальным проблемам.

Можно сказать, что преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, а экзистенциальных — становлению Личности.

Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы освоите искусство мастерского прохождения через кризисные периоды, видя в них прекрасные возможности для выбора новой жизни.

Обучение в Институте Реинкарнационики помогает решить основную задачу кризисного периода: познать себя, увидеть пути изменения и выйти на новый уровень развития.

Как вы думаете, существуют ли различия в причинах наступления и в том, как протекает кризис у мужчин и женщин?

Несмотря на то, что в наше время традиционные роли мужчины и женщины сильно пересекаются, внутренние переживания и причины кризисных состояний продолжают сохраняться.

Мужчины острее переживают кризисы, связанные со своей реализацией в обществе . И в те моменты, когда ситуация складывается как кризисная, требующая нового решения, которое пока недоступно — испытывают отчаяние и склонны проявлять агрессивные реакции.

Женщины болезненнее переносят кризисы, связанные с отношениями .

Ощущения ненужности, одиночества зачастую толкают на путь самореализации по мужскому типу. Если не складываются отношения, то может это и не надо; буду развиваться как профессионал.

Такое решение может временно принести облегчение, окрасить жизнь новым смыслом. Но со временем ощущение одиночества будет только нарастать.

Типы кризисов становления личности

Классифицировать кризисы можно по разным признакам:


Возрастные кризисы личности:

  • Детские возрастные кризисы 3, 7 и 14 лет. Каждый из них вы уже прошли. Быть может их уже прошли либо будут проходить ваши дети и внуки. Каждый важен для развития определенных качеств.
  • Первый взрослый кризис или кризис юношества обычно приходится на 17-18 лет. В это время происходит самоопределение дальнейшего жизненного пути.
  • Кризис среднего возраста 35-40 лет заставляет подвести предварительные итоги жизни, оценить полученный опыт и скорректировать дальнейший путь.
  • В 55-60 лет с выходом на пенсию происходит смена привычного образа жизни и важно снова найти свою реализацию в этом мире.

На самом деле, возрастных кризисов несколько больше.

В Институт Реинкарнационики часто приходят люди, проходящие кризисы среднего возраста и выхода на пенсию. Обучение помогает оценить по достоинству полученный опыт и найти новые пути реализации .

Немаловажным является и поддерживающее окружение единомышленников, где царит обстановка доверия и любящего принятия каждого студента.

Знакомо ли вам состояние, похожее на возрастной кризис, перед днем рождения?

Признаюсь, что и сама отношусь к этой категории. Это неудивительно, так как день рождения по мере своего взросления мы начинаем воспринимать не как праздник, а как своеобразную веху для подведения итогов пройденного этапа.

И если результаты не нравятся, начинается самоедство типа “мне уже …., а чего я достигла/что имею?”

Возрастные кризисы самые предсказуемые . Достаточно просто знать особенности каждого из этих периодов и задачи, которые они ставят перед вами — и тогда вы сможете составить для себя определенный план действий и смягчить прохождение трудного периода.

Улыбнитесь! Вспомнила роман Бориса Акунина “Весь мир театр”, в котором главный герой Эраст Фандорин перешагнув 50-летний юбилей составил “план старения”.

В каждый следующий год жизни нужно осваивать два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно. И замечательно реализовывал этот план, пока жизнь не внесла коррективы, добавив кризис из категории непредсказуемых — любовь к актрисе.

И с этой улыбкой давайте перейдем к следующей, зачастую мало предсказуемой категории кризисов.

Ситуативные кризисы

Резкая смена привычных условий, переезды, уход близких, потеря работы, изменение материального положения — в жизни много сюрпризов, как приятных, так и болезненных.

Вспомните, как вы проходили через подобные события в жизни. Пожалуй, самое интересное в большинстве ситуативных кризисов, это то, что даже предполагая какие-то моменты, планируя определенные события, вы не знаете , как это будет реализовано и с чем придется столкнуться.

Один из самых сильных и затяжных кризисов в моей жизни был в 2011 году. В течении 2-х месяцев жизнь пошла под откос. В феврале — увольнение с любимой работы по сокращению. В марте сын серьезно повредил колено. Затем ушла из жизни мама. Постепенно начались проблемы во взаимоотношениях с мужем.

Цепочка событий из разных сфер жизни как запланированных, так и внезапных. К увольнению готовность была, процесс ликвидации организации, в которой я трудилась, длился более года. Но: работа была любимой, ей отдано почти 14 лет и все выстроено с нуля своими руками, и именно здесь основной круг общения.

Как бы я ни готовилась к первому свободному дню жизни — все оказалось совсем не так. Только первые две недели воспринимались как отдых. А дальше начались мои внутренние метания и размышления “за что?”

Самым непредсказуемым и болезненным стал уход из жизни мамы. Ей было всего 60. Вечером я была у нее в гостях, а в 9 утра мне позвонили с ее работы и сообщили о ее смерти. Работала она на станции скорой и неотложной помощи, все мероприятия по реанимации провели безотлагательно. Целый час лучшие врачи пытались вернуть ее к жизни и ничего не смогли сделать.

Тогда я поняла, что если Душа решила, что все задачи выполнены, она уходит. И нет смысла обвинять врачей в опозданиях или некомпетентности. Среди этих людей я росла, я знала, как они любят мою маму и была полностью уверена, что все от них зависящее было сделано.

Зато позже прибавилась другая каверзная мысль, затягивая меня в более глубокий омут кризиса. И эта мысль связана с чувством вины — что я не сделала как дочь, что не успела сказать. Были и еще более глубинные переживания, связанные с нашими взаимоотношениями.

Мой кризисный период затянулся. Боль, непонимание, что делать, и за что все это мне. При этом нежелание двигаться — я могла часами не вставать с кровати, а если вставала — не могла сосредоточиться и зависала в ментальной жвачке или проваливалась в пустоту .

Совсем скоро я расскажу о том, что помогло мне справиться и действительно выйти из этого кризиса более мудрой, спокойной, уверенной и начать новую интересную жизнь. А сейчас предлагаю рассмотреть еще одну часто встречающуюся категорию кризисов.

Духовные, экзистенциальные кризисы

Чаще всего они приходят незаметно или являются сопутствующими (либо следствием) для двух рассмотренных выше типов.

Во время духовных кризисов происходит пересмотр глубинных жизненных ценностей и поиск смысла жизни. И это самые трансформационные периоды в становлении вас как личности.

В 1999-2000 гг. под руководством доктора психологических наук В. В. Козлова было проведено исследование в Ярославском государственном университете.

В предложенной участникам исследования анкете был вопрос о причинах пережитого ими духовного кризиса. Ответы вы видите ниже.

— потеря близкого человека (26,7%);
— болезнь близкого человека (17,2%);
— тяжелая болезнь (12,4%);
— несчастная любовь (6,6%);
— ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из ответов видно, что причины могут касаться как вас лично, так и связаны с переживаниями за близких людей. И это — особенность именно духовных кризисов , в отличие от возрастных или ситуационных, которые в основном затрагивают именно вас.

Давайте подведем итог того, что вы узнали на настоящий момент о кризисах. Классификаций личностных кризисов существует множество. При этом важно понимать, что психика человека едина, и все попытки классифицировать нужны больше профессионалам, для определения, как помочь в той или иной ситуации человеку.

А обычному человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, абсолютно неважно кризис ли это среднего возраста или переживание потери близкого человека.

Боль и переживания захватывают вас на всех уровнях и мешают быть эффективными и счастливыми .

Этапы развития кризиса личности

Как вы думаете, можно ли подготовиться к наступлению кризисного периода, сделать его прохождение менее болезненным и даже извлечь пользу?

Да, это возможно, если знать об этапах, по которым развивается любой вид личностного кризиса.

При этом нужно понимать, что зачастую кризисный период не имеет четких временных границ. Бывает трудно определить его начало и окончание. Для этого важно осознанно наблюдать за своим психологическим состоянием.

Этап погружения

Обычно кризис начинается с возникновения определенной ситуации, какого-либо события в вашей жизни, которая характеризуется двумя моментами:

  1. Сильные эмоции.
  2. Невозможность (непонимание, незнание) действовать привычным, знакомым способом.

Именно эти характеристики приводят к эмоциональным и ментальным “жвачкам”, когда вы начинаете ходить по кругу, постепенно проваливаясь все глубже в негативные переживания.

Поскольку эмоции и мысли на данном этапе сумбурны, хаотичны, то в таком состоянии трудно найти новое хорошее решение . А любая попытка действовать привычными способами обречена на провал.

На этом этапе важно отследить свое состояние, выявить причинно-следственные связи. Требуется добавить в свою жизнь больше позитивных моментов , которые позволят переключаться. Хорошо помогает нахождение в среде единомышленников, поддерживающих вас.

Также важно действительно проживать, а не заталкивать вглубь себя негативные эмоции.

Из моего примера по поводу ухода из жизни мамы — из-за того, что мне пришлось взять на себя всю организацию похорон (папа был в еще более худшем состоянии, муж в работе, сын с ногой в гипсе), то проживать эмоции было просто некогда.

Я помню момент, когда гроб опускали в могилу, а меня отозвали в сторону, чтобы я рассчиталась с батюшкой, приглашенным для отпевания. Когда я вернулась, уже формировали могилу. Когда уж тут было по-женски оплакать? Все слезы остались невыплаканными, вся душевная боль загнана в тело .

И это произошло со мной, обладающей знаниями и даже работающей с людьми много лет. Все понимала, но ничего не могла поделать. Пока не осознала: одной мне не справиться, нужно обращаться к специалистам.

Спустя 4 месяца с начала кризисного периода, на тренинге-погружении в течении двух недель я выплескивала все эти невысказанные, задавленные эмоции.

Хорошо помню, как на одной из практик четко поняла, что вижу и чувствую перед собой гроб и отдалась на волю слез, позволила себе выплакать свое горе.

Только после этого началось постепенное выздоровление и появилась возможность приступить к следующему этапу — поиску решения и ответов на вопросы о том, что делать дальше.

А теперь представьте, что в начале кризисного периода вы оказались в окружении людей, которые готовы вас поддержать. И вы получаете возможность пообщаться на уровне Души с ушедшими родственниками.

Вам не нужно подавлять эмоции , а спокойно можете их осознать, прожить и принять. И вы видите всю причинно-следственную цепочку, которая привела к этой точке жизни. Насколько легче и быстрее пройдет для вас эта стадия кризисного периода?

Этап тупика

На этом этапе вы уже осознали проблему, сумели объективно увидеть задачу, которая стоит перед вами. Но как именно действовать — еще не знаете. И очень часто здесь начинается бесконечный поиск причин “почему и за что?”.

Именно этот уход в прошлое усиливает состояние тупика . Причины могут быть бесконечны: в прошлых поступках, мыслях, действиях или бездействии. Причины могут лежать в недавнем прошлом, а могут в детстве или прошлых жизнях.

А смотреть в будущее на данном этапе очень тяжело, так как оно кажется негативным, бесперспективным. Но именно сейчас очень важно найти новый смысл жизни, найти новые решения, увидеть новые пути развития.

На 1 курсе ИР есть прекрасная возможность вспомнить задачи своей Души и те уроки, которые она для себя запланировала на это воплощение. Это помогает вновь обрести цель жизни.

А облегчение приносит напоминание о том, что кризис конечен. За полосой черной всегда следует полоса белая. И, конечно, любые практики, направленные на принятие себя, сонастройка с природным ритмом жизни, медитации.

Этап перелома

И вот решение найдено. Или вы сумели увидеть ситуацию с другого ракурса и изменить к ней отношение. Теперь вам предстоит действовать по-другому!

Очень важно на этом этапе действительно внедрить новые качества, новое видение. Интегрировать новый опыт в деятельность, сформировать новые модели поведения.

Здесь вас поджидает еще одна опасность — страх, что не получится, не справитесь, не поймут.

Позвольте себе пробовать и ошибаться, осваивайте новое, как будто вы — ребенок, который учится ходить. Внедряйте новые решения, применяйте свои новые качества в ежедневных ситуациях.

И обязательно заручитесь поддержкой единомышленников. Закрепляйте свои позиции.

Вы действительно прошли достойно через трудный период и вышли победителем, накопив определенный опыт, который становится вашей жизненной мудростью .

В пространстве Института Реинкарнационики есть все необходимое для комфортного прохождения любого личностного кризиса.

На базовом курсе студенты под руководством опытных преподавателей осваивают замечательное упражнение “Матрешка” , которое помогает на каждом этапе не застревать в эмоциональной и ментальной “жвачке”, а увидеть происходящее глазами Души.

На 1 курсе наши студенты исследуют пространство между воплощениями — Мир Душ. И вспоминают задачи своей Души и то, как они планировали это воплощение .

Кроме того, всегда есть возможность вспомнить свой собственный опыт — а как в прошлых жизнях справлялись с аналогичными ситуациями, что придавало сил и какие решения были приняты тогда.

Наверняка и в этой жизни у вас уже есть опыт прохождения через кризисный период жизни.

Медитация Выход из личностного кризиса

Предлагаю сделать практику, которая поможет вам наполниться ресурсным состоянием и увидеть, как вы выросли как личность в то время.

Еще один любимый инструмент реинкарнистов — альтернативое планирование будущего — позволяет примерить на себя различные варианты решений и осознанно выбрать самый лучший.

А самое главное — здесь, в пространстве Института Реинкарнационики, вы всегда находитесь в кругу единомышленников , очень бережно, с любовью поддерживающих друг друга. Здесь вы можете быть уверены, что вас всегда поймут, примут и помогут в самые трудные моменты.

Теперь вы знаете, что такое личностный кризис, как он развивается и что происходит на каждом этапе. И вы увидели, как в Институте Реинкарнационики можно научиться проходить кризисные периоды с лучшим результатом для своего личностного и духовного развития.

Давайте рассматривать кризисные моменты как периоды благоприятной возможности выйти на качественно новый уровень своего Пути. А для этого важна ваша осознанность и понимание, что вы — не только физическое тело, вы — не только чувства и эмоции.

Вы уже обладаете гораздо большим опытом, нежели это видно в рамках одной смертной жизни. Научитесь вспоминать и использовать этот опыт для своего личностного, профессионального и духовного развития!

В течение жизни каждый человек постоянно занимается самосовершенствованием, развивается, узнает что-то новое. Но наша современная жизнь может поставить человека в такое положение, когда он не в силах быстро среагировать на какое-либо изменение ситуации. И в такой момент человек не может понять, что же все-таки правильно, а что неправильно, где хорошо и где плохо? Это и есть кризис личности.

Любая борьба с различными устоявшимися правилами, ценностями и нормами поведения является кризисом личности, который очень остро переживается человеком. Пытаясь хоть что-то понять или поменять в этом непонятном мире, человек доходит до психического расстройства, а порой и до смерти. И причина этого – изменение его внутреннего состояния.

Кризис личности может произойти в любом возрасте. Даже новорожденный младенец подвергается изменению состояния психики. В начале жизни выделены несколько кризисов: кризис рождения, кризис года, кризис трех лет и т.д. Взрослея, человек меньше подвергается возрастным кризисам, тут уже идут пубертатный кризис, кризис середины жизни, пенсионный кризис и кризис смерти.

Но на жизнь человека оказывают влияние не только кризисы личности, зависящие от его возраста. Большое значение играет и его эмоциональное состояние, изменение системы ценностей может происходить от перенесенного горя, невосполнимой утраты, под действием страха или гнева. Во многих случаях причины кризиса кроются и в семейных отношениях.

Кризис личности является дисбалансом в жизнедеятельности человека. Во время кризиса человек способен на такие необдуманные поступки, которые общество не может ни понять, ни принять. Человек, страдающий кризисом личности, отличается неадекватным поведением, частыми стрессами, длительными депрессиями.

Становлению личности способствуют различные факторы, например, стресс или резкое изменение ситуации. Наша современная жизнь идет в таком бешеном темпе, что нужно очень быстро адаптироваться к возникновению новой ситуации. А эта быстрота не всем под силу. Поэтому организм включает дополнительные силы защиты психики, такие как бегство, борьба или депрессия.

Депрессия является одним из природных психологических способов собственного спасения организма. Человек как бы уходит в себя, он затаился и пережидает проблему. Такая тактика действительно помогает. Но, с другой стороны, депрессия носит негативный характер, ведь человек во время депрессии не развивается.

Способы борьбы или бегства основаны на активизации энергии. Человек либо борется с данной проблемой, либо старается от нее убежать. Принято считать, что борьба с проблемой – это самый правильный и наилучший способ выхода из кризиса. Но в нашем современном мире сильно нарушены все функции защиты психики, часто мы сами не представляем, как правильнее среагировать на возникшую ситуацию. Отсюда и неадекватное поведение, и кризис личности начинается снова.

Для того чтобы преодолеть кризис личности, человек, прежде всего, должен сформировать для себя свою собственную систему ценностей с учетом того, что для него является наиболее важным. Поэтому нужно сосредоточиться на своей персоне. Не нужно в это время думать о родных и близких и делать из себя раба других людей. На первом месте должна стоять собственная кандидатура, а далее нужно расставить по порядку все свои жизненные приоритеты.

Многие такую сосредоточенность на себе посчитают за крайнее проявление эгоизма. Но так предусмотрено природой: каждый борется сам за себя. Конечно, следует учитывать, что данный метод подходит только одиноким людям. В семье в центральном круге могут находиться и двое, а уже вокруг этого круга будет вращаться все остальное: друзья, увлечения и т.д. Подобная система поможет преодолеть любые невзгоды и неприятности и избежать кризиса.

В течение жизни каждый из нас постоянно растёт и развивается как личность, самосовершенствуется, узнает что-то новое.

Но в какие-то моменты рост прекращается, создаётся спокойная устоявшаяся жизнь, без претензий на что-то большее. Личность уже достигла определенных высот и не ощущает необходимости в дальнейшем развитии. До определённого момента. До момента, пока не происходит некая ситуация, требующая переоценки ценностей, переосмысления действий и событий. И вследствие этого происходит изменение поведения и образа мыслей - это состояние носит название кризис развития личности.

Само слово «кризис» пугает и настораживает. Ощущение, что ничего хорошего кризис не несёт. Так ли это? Есть разные мнения, но наиболее распространенное говорит о том, что кризис личности - это нужный для развития и личностного роста период , без которого обойтись нельзя.

Кризис личности - это своеобразная революционная ситуация в сознании, когда «по-старому уже не подходит, а по-новому еще не получается». Перед человеком становится проблема выбора, что предпочесть - жить как раньше или выбирать новое.

Вся суть кризиса - в конфликте между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто мы есть сейчас и тем, кем могли бы стать.

Кризис перемещает человека в положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых — еще нет. Это состояние «между небом и землей», промежуточный период. Это время вопросов, а не ответов на них.

В каком же возрасте стоит ожидать кризис личности? В психологии существует следующая периодизация:

  • кризис новорожденности;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 7 лет;
  • кризис подросткового возраста (12-15 лет);
  • кризис юности (17-20 лет);
  • кризис среднего возраста (30 лет);
  • кризис зрелости (40-45 лет);
  • кризис ухода на пенсию (55 - 60 лет).

Длительность кризиса и степень насыщенности сугубо индивидуальны и зависят от многих условий, он может длиться от пары месяцев до пары лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Рассмотрим более подробно кризисные состояния личности.

Кризис новорожденности . В течении девяти месяцев мы находимся во внутриутробном развитии. Нам хорошо и комфортно, мы защищены и ограждены от окружающего мира.

Но по истечении девяти месяцев каждому ребёнку надлежит пройти процесс рождения. Из комфортных привычных условий жизни мы попадаем в совсем иное состояние, необходимо по-новому дышать, питаться, иначе ориентироваться. Приходится адаптироваться к этим новым условия. Именно с этим связан первый кризис в жизни человека.

Кризис 1 года . У нас появляется больше возможностей и возникают новые потребности. Происходит всплеск самостоятельности. На непонимание со стороны взрослых мы реагируем аффективными вспышками.

Одно из главных наших приобретений в данный период - ходьба. Мы становимся на ножки, начинаем самостоятельно передвигаться. В результате не просто расширяется наше пространство, мы начинаем отделять себя от родителя. Впервые разрушается социальная ситуация «мы»: теперь не мама ведет нас, а мы ведет маму куда хотим. Другое приобретение - своеобразная детская речь, которая значительно отличается от взрослой речи.

Эти новообразования данного возраста знаменуют собой разрыв старой ситуации развития и переход на новую ступень.

Кризис 3 лет. Один из наиболее трудных кризисов в нашей детской жизни. Характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с нами, приводят к изменению отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что мы начинаем отделять себя от других людей, осознавать свои возможности, ощущать себя источником воли. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: мы всё хотим делать и решать сами. Появляется феномен «Я сам».

В частых ссорах с родителями проявляется протест-бунт, и мы как будто постоянно находимся в состоянии войны с ними. В семье с единственным ребенком возможно проявление с нашей стороны деспотизма. Если же в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения нас, юных деспотов.

В трехлетнем возрасте у нас могут обесцениваться старые правила поведения, в результате чего мы можем начать обзываться; могут обесценится старые привязанности к вещам, из-за чего мы можем отбросить или даже сломать любимую игрушку, если нам её предложат не вовремя, и т.п. Меняется отношение к другим людям и к самому себе. Психологически мы отделяемся от близких взрослых.

Также для этого возраста характерны негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.

Меняется мотивация поведения. В 3 года мы впервые становимся способными поступать вопреки своему непосредственному желанию. Наше поведение определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком.

Кризис 7 лет. Может проявиться в интервале от 6 до 8 лет. Данный кризис вызван новым социальным статусом ребёнка - статусом школьника. Статусом, который связан с выполнением, столь высоко ценимой взрослыми, учебной работой.

Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет наше самосознание, приводит к переоценке ценностей. У нас происходят глубокие изменения в плане переживаний: цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувству неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или наоборот, чувству собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, становится возможной борьба переживаний. Теперь наше поведения будет преломляться через личные переживания.

Чисто кризисным проявлением обычно становятся: потеря непосредственности, манерничанье (появляются тайны, мы строим из себя «умных, «строгих» и т.д.), симптом «горькой конфеты» (нам плохо, но мы старается этого не показать). Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Кризис подросткового возраста (12-15 лет). Данный кризис является наиболее продолжительным по времени и напрямую связан с половым созреванием нашего организма. Физические изменения в нашем теле неизменно сказываются на эмоциональном фоне, он становится неровным, нестабильным. Меняются взаимоотношения с окружающими. Мы предъявляем повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуем против обращения с нами как с маленькими. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, мы ограждаем многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идем на конфликты с ними. Наше поведение кардинально меняется: многие из нас становятся грубыми, неуправляемыми, делающими всё наперекор старшим, не подчиняемся им, игнорируем замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, можем замкнуться в себе.

Кризис юности (17-20 лет). Привычная школьная жизнь вот-вот останется позади, и мы вступим на порог реальной взрослой жизни. В связи с этим значительно возрастает эмоциональное напряжение, могут развиться страхи - перед новой жизнью, перед возможностью ошибки.

Период юности, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, университет, первая работа, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь.

Это время, когда взгляд устремлен в будущее. Период стабилизации Личности. В это время у нас складывается система устойчивых взглядов на мир и на наше место в нем - формируется мировоззрение. Это время самоопределения, профессионального и личностного.

Кризис 30 лет. Время, когда первый угар молодости уже позади, и мы начинаем оценивать сделанное, и гораздо более трезво смотреть в будущее. У нас начинают формироваться вопросы, на которые мы не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают нас: «В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, мы обнаруживаем, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни наша личность несовершенна. Приходит ощущение, что много времени и сил потрачено впустую, что сделано очень мало по сравнению с тем, что можно бы сделать, и т.п. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я», меняется представление о своей жизни. Иногда утрачивается интерес к тому, что раньше было в ней главным.

В некоторых случаях кризис приводит к тому, что мы сознательно разрушаем прежний образ жизни.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей, частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних. Он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Кризис 40 лет. Этот кризис является как бы повторением кризиса 30 лет и происходит тогда, когда предыдущий кризис не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

В этот время мы остро переживаем неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: проходит время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным».

Нередко кризис 40 лет вызывается обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я - концепцию» . С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию (55-60 лет). Данный кризис связан с прекращением трудовой деятельностью и выходом на пенсию. Нарушается привычный режим и уклад жизни, нам не чем себя занять. В то же время мы сохраняем в себе трудоспособность, и её невостребованность сильно угнетает. Мы ощущаем себя как бы «выброшенным на обочину жизни», которая протекает уже без нашего деятельного участия.

Мы внезапно понимаем, что жизнь подходит к концу, и мы уже не в центре ее круговорота. Мы ощущаем себя потерянными, можем впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Для выхода из этого кризиса очень важно найти себе применение, подобрать новое занятие, способное заменить трудовую деятельность.

Личностные кризисы сопровождают нас на протяжении всей жизни. Любая борьба с различными устоявшимися правилами, ценностями и нормами поведения остро переживается нами. Кризис проявляется как страх изменений, у человека, погруженного в жизненные перипетии, появляется чувство, что это никогда не кончится и ему не удастся выйти из этого состояния. Часто кризис ощущается как крушение жизни.

Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека, и перемена его статуса по отношению как к обществу, так и к самому себе. Научиться воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Психолог
службы «Срочная социальная помощь»
Берназ Ксения Георгиевна

Кризисная ситуация - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, подразделяются на:

1. стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких), провоцирующие различные виды кризисных реакций:

· острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза,

· отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (ПТСР)

· сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма).

2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)

3. переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные кризисы)

Виды кризиса:

· возрастной - возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

· экзистенциальный - утрата смысла существования, потеря наиболее значимых ценностей и целей в жизни, пересмотр, ревизия системы психологических координат, которые позволяют человеку стабилизировать представление о самом себе и об окружающем его мире.

· лишения - кризис, связанный с утратой близкого человека. Переживание этого кризиса описывается картиной острого горя. Кризис лишения переживается как частичная утрата самого себя, утрата части собственной личности, состоящей из частей личности значимого другого.

· невротический – предпосылки, для возникновения которого, складываются еще в раннем детстве, могут развиваться даже при отсутствии воздействия каких-либо внешних раздражителей, травмирующих событий, перемен. С точки зрения психоаналитиков, примером в данном случае может служить образование порочного круга внутренних защитных психологических реакций, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности.

· травматический - возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию, и зависит от ее личностной оценки и степени субъективной значимости.

Следовательно, кризис задевает внешние и внутренние структуры существования:

Внешние аспекты жизни (работа, профессия, положение в обществе, семья, социальные роли).

Внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные).

Глубина и сила переживаний кризисной ситуации зависят от многих факторов:

1. Уровня развития личности (уровня развития сознания);

2. Социо-культуральных особенностей, т. е. особенностей социума, в который погружена данная личность (моральные и нравственные представления, социо-культурные установки, система ценностей).

3. Личностных и характерологических особенностей, специфики онтогенеза данной личности.

4. Вида кризисного состояния, переживаемого личностью.

5. Социально-психологических особенностей личности (социальный статус, референтные группы, семья).

Роль социальных факторов в возникновении кризиса.

К макросоциальным факторам могут быть отнесены:

· Изменение национальной мотивации (что для разных национальностей характерен различный тип мотиваций).

· Социокультуральные изменения. Стремительные политические, социально–экономические и культуральные изменения всегда сопровождались ухудшением психологического состояния населения.

· Острые стрессовые ситуации, опасные для жизни. Это стрессовые ситуации, выходящие за рамки привычного человеческого опыта. К ним относятся стихийные бедствия, катастрофы, войны.

· Аномия – отсутствие норм; старые нормы уже не работают, а новые еще не выработаны

Роль личностных факторов.

Роль характерологических особенностей личности в генезе кризисных состояний бесспорна.

Предпосылки к развитию кризиса: эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, незрелость личности, акцентуации характера. фрустрация потребностей личности.

Физиологические потребности -- Потребности безопасности и защиты -- Потребности принадлежности и любви -- Потребности самоуважения -- Потребности самоактуализации: желание

1. Базовые, "врожденные", психологические потребности. Их фрустрация носит патогенный характер и может вызвать психические и поведенческие расстройства.

2. Приобретенные потребности. Их фрустрация не вызывает психических нарушений.

Еще по теме Виды кризисов. Причины возникновения кризисов: роль личностных и социальных факторов.:

  1. Социальные конфликты - неотъемлемая составляющая жизни общества. К.Маркс как основатель теории конфликта. Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, Э.Гидденс и их вклад в изучение конфликтов.Ресурсные и ценностные противоречия как основа социальных конфликтов. Причины возникновения социальных конфликтов по П. А.Сорокину.Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. Причины возникновения, условия течения социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов.Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликто