Невроз навязчивых движений у ребенка. Синдром навязчивых движений у детей: лечение

Навязчивый невроз часто встречается у детей разных возрастных групп. Неокрепшая детская психика не может успешно бороться с тревожащими факторами. В настоящее время жизнь насыщена разными событиями, несет много информации, что может способствовать возникновению хронического стресса как у взрослых, так и у малышей. Невроз навязчивых состояний у детей чаще проявляется в виде невроза навязчивых движений.

Навязчивый невроз может встречаться у детей разного возраста

Успешно вылечить невроз невозможно, не установив вызвавшие его негативные факторы . Считается, что развитие невроза у детей обусловливают три основных причины.

Психологические, характеризующиеся недостаточной слаженностью процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, а также особенностями темперамента малыша:

  • Если ребенок является холериком, то ему противопоказаны ограничения, которые препятствуют двигательной активности и свободному проявлению эмоций. Это может привести к тому, что он станет еще сильнее проявлять свою активность. Все это может способствовать развитию невроза.
  • Если ваше чадо — флегматик, то попытки ускорить его действия также могут привести к развитию невроза. При этом малыш еще больше замедлит свои действия, станет замкнутым, упрямым.
  • Развитию невроза навязчивых движений могут способствовать обстоятельства, травмирующие психику малыша.

Биологические причины: наследственная предрасположенность, перенесенные заболевания, недостаточная продолжительность сна, умственное и физическое перенапряжение.

Социальные причины такие, как:

Иногда эти движения приобретают форму причудливых ритуалов, Дети могут обходить встречающиеся предметы лишь справа или слева. Бывают случаи, когда «малой» перед сном начинает прыгать и при этом делать определенное количество прыжков. Этим он защищает себя от страха оказаться в темноте.

Существует множество и других навязчивых движений, которые логически невозможно объяснить, и с повторением которых сами дети не в состоянии справиться. Такие движения без соответствующего лечения не исчезают.

Наряду с этим невроз почти всегда сопровождается плохим аппетитом, снижением работоспособности, бессонницей, плаксивостью. Над ребенком с неврозом навязчивых движений ровесники часто подтрунивают, а это еще больше травмирует психику малыша.

Лечение

Невроз навязчивых движений у детей нельзя оставлять без соответствующего лечения . Перед обращением к врачу родителям рекомендуется присмотреться к своему малышу и попытаться определить причину необычного поведения. В случае, когда ее выяснить не удается, то надо необходимо привести его к психологу, иногда требуется помощь психотерапевта.

Лечением невроза должен заниматься психотерапевт

Используются следующие методы лечения:

Поведенческая терапия

Считается основным методом лечения, особенностями которой являются:

  • обучение умению избавляться от внутренней тревоги, что помогает отвыкнуть от навязчивых действий;
  • создание ситуации, в которых малыш под контролем психолога встречается с тем, что его пугает – это помогает ликвидировать тревожное состояние и отдалить обострение болезни;
  • взаимодействие психотерапевта во время лечения с родителями малыша для того, чтобы определить источник тревоги и устранить его, а также целью улучшения семейных взаимоотношений, исправления методов воспитания;
  • бывают случаи, когда дети с симптомами невроза не представляют, как выполняются те или иные действия в норме — разрешению этой проблемы могут способствовать наглядные примеры матери и отца, учителя, ровесников.

Медикаментозное лечение

При очень запущенных случаях невроза навязчивых движений у детей потребуется лечение с помощью лекарств, обладающих успокаивающим и антидепрессивным действием таких, как:

  • персен;
  • циннаризин;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • сонапакс;
  • аспаркам.

Эти препараты назначает врач. Самостоятельно их применять нельзя, поскольку они по-разному проявляют свое действие на центральную нервную систему.

Лечение народными средствами

При лечении детского невроза навязчивых движений народные средства используется в дополнение к основной терапии. Необходима консультация врача. Успокоительным действием обладают:

Отвары из пустырника, валерианы, мелиссы .

Настой из овсяных зерен . Его готовят таким образом: надо взять полкилограмма сырья, промыть, затем залить одним литром воды. Кипятить на небольшом огне до того момента, как зерна наполовину сварятся. После этого настой процедить и положить чайную ложку меда. Давать малышу по 1 стакану ежедневно.

Медовая вода . Для ее приготовления надо размешать столовую ложку меда в стакане теплой воды. Давать ребенку пить перед тем, как он ложится спать. Избавляет от бессонницы, снимает раздражительность.

Хорошо помогает принятие ванн перед сном с добавлением мяты, лаванды, морской соли.

Проводить мероприятия, способствующие оздоровлению:

  • больше бывать с ним на природе;
  • летом давать малышу бегать босиком;
  • включать музыку — пусть он танцует;
  • чаще давать бумагу, карандаши, краски, чтобы больше рисовал;
  • читать сказки перед сном, что очень отвлекает от негативных мыслей;
  • устраивать праздники для ребенка – они приносят радость и гасят тревогу;
  • готовить совместно с малышом какое-нибудь кушанье, которое он любит.

Все это очень помогает ему выплеснуть негативную энергию.

Особенности поведения родителей при навязчивом неврозе:

  • необходимо больше времени и внимания уделять вашему чаду;
  • стараться узнать, что тревожит малыша, и постараться это ликвидировать;
  • нельзя упрекать за навязчивые движения, вместо этого надо поговорить с ним о тревожащей ситуации;
  • никогда не ругать за навязчивые движения;
  • стараться мягко ограничить время пользования компьютером и просмотра телевизора, переключить внимание малыша на какое-нибудь другое интересное занятие.

Профилактика невроза навязчивых движений

Меры по предупреждению возникновения невроза надо проводить как со здоровыми детьми, так и с ребятами, вылечившимися от невроза. Дети могут не помнить о психологических травмах, которые явились причиной развития патологического процесса. Но в подсознании они остаются и приводят к навязчивым состояниям.

Поэтому очень важным является выявление негативных факторов и их своевременное устранение. У малыша психика не такая, как у взрослых – она еще не сформировалась, и детям очень сложно противостоять тревожащим ситуациям.

В связи с этим его надо учить справляться со стрессом. Это достигается правильным воспитанием малыша с самого рождения:

  1. Необходимо прививать ему такие качества, как умение преодолевать трудности, не паниковать при опасности, учить терпению и выдержке.
  2. С раннего детства надо учить малыша выполнять правила гигиены, быть аккуратным, опрятным — это должно стать его привычкой.
  3. Необходимо воспитывать ребенка настойчивым и трудолюбивым.
  4. Приучать к занятиям физкультурой, спортом.

Если малыш усвоит указанные качества, то это будет его защитой от стрессов и связанных с ним болезненных расстройств нервной системы.

Необходимо приучать ребенка к занятиям физкультурой

Некоторые особенности профилактики неврозов

Родители, учителя должны правильно контактировать со своим чадом:

  1. Необходимо создавать доверительные отношения для того, чтобы малыш мог всегда обратиться к родителям с любым вопросом. Это будет препятствовать возникновению продолжительного стресса.
  2. Хвалить ребенка надо адекватно его достижениям, поскольку чрезмерно восторженное отношение приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать похвалы, и в случае ее отсутствия станет обижаться. Принижать успехи также нельзя.
  3. Если его надо в чем-то ограничить или вообще запретить что-то делать, необходимо обязательно объяснить ему причины этого.
  4. Чтобы малыш не стал безынициативным, нельзя все время напоминать ему о недостатках.

Комаровский о неврозе навязчивых движений у детей

Е.О.Комаровский – известный педиатр, писатель, имеет богатый опыт работы. Наиболее известной является его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». У Комаровского есть большое достоинство – умение доступно объяснить любой маме, как сохранить здоровье ребенка, данное от природы.

Основные принципы Комаровского очень простые:

  • одевать ребенка по погоде;
  • играть с ним в подвижные игры на свежем воздухе, что способствует появлению хорошего аппетита;
  • если малыш не хочет есть – не заставлять его;
  • закалять ребенка, чаще гулять с ним на свежем воздухе;
  • поддерживать дома температуру не больше 22 градусов.

По мнению доктора Комаровского, невроз навязчивых движений представляет собой расстройство психической деятельности и не является болезнью. Никаких органических изменений при нем не наблюдается. Основная причина развития невроза — травмирующий психику ребенка фактор . Навязчивые движения являются обратимым расстройством, и при ликвидации негативных воздействий состояние малыша нормализуется.

Эмоциональное благополучие важно для психического здоровья ребенка

Если родители своевременно установят, что тревожит их ребенка, и устранят эти факторы, навязчивые движения могут прекратиться. Однако это сложная задача, поэтому в любом случае надо обязательно обращаться к детскому психиатру.

Необходимо постоянно помнить, что здоровая психика у ребенка напрямую связана с доброжелательной обстановкой и эмоциональным благополучием в семье.

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

Наблюдая навязчивые движения у детей, родители часто пытаются одернуть малыша, отучить от «вредной привычки», не понимая, что проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Нередко речь идет о таком нарушении, как синдром навязчивых движений у детей, требующем вмешательства психолога и долгого терпеливого лечения.

Синдром навязчивых движений у детей

В последние годы лечить тики у ребенка и навязчивые движения приходится все чаще. Невропатологи и психологи уверены – причина кроется в возросшей нагрузке на организм и частых стрессовых ситуациях, которым, увы, нередко подвержены даже ребятишки. Итак, что можно отнести к провокаторам синдрома?

В первую очередь к ним относят:

  • кратковременную, но острую психологическую травму;
  • длительное подавленное состояние, особенно у ребятишек, растущих в условиях неблагополучной семьи;
  • попустительское либо, наоборот, диктаторское воспитание;
  • резкая перемена в жизни, например, переход в другой сад либо школу, развод родителей;
  • черепно-мозговая травма;
  • хронические патологии: порок сердца, ревматизм;
  • инфекционные заболевания: туберкулез.

Синдром повторяющихся движений следует отличать от таких патологий, как невроз или тики. В первом случае речь идет о нарушенном психоэмоциональном состоянии. Неврозы и тики вызываются невротическими дефектами, лечение которых требует медикаментозной терапии.

Клиническая картина

Как понять, что малыш подвержен синдрому? Прежде всего, следует учитывать, что психоэмоциональное расстройство способно проявляться на протяжении долгого времени. При этом характерные привычки могут приобретать более сложный характер.

Наиболее распространенные:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев;
  • подтирание носа;
  • шмыганье носом;
  • кивание головой;
  • взмахи руками;
  • скрежетание зубами;
  • монотонное раскачивание;
  • накручивание волос на палец – чаще свойственно девочкам;
  • выдергивание волос;
  • поддергивание гениталий – распространенное движение у мальчиков.

Чаще всего подобное поведение, в отличии от тиков, не требует врачебного вмешательства и проходит по мере роста малыша. Однако в некоторых случаях обращение к психологу необходимо, так как продолжительный синдром может стать причиной травмирования либо тормозить активность детей.

Как выявить синдром навязчивых движений руками у детишек


К сожалению, диагностики, позволяющей точно определить подобное состояние, не существует. В большой мере все зависит от профессионализма врача и наблюдательности родителей.

Кроме того, присутствуют факторы, благодаря которым можно подозревать риск психоэмоционального нарушения.

Например, замечено, что лечение синдрома навязчивых движений у детей чаще требуется при замедленном интеллектуальном развитии. Наиболее часто синдрому подвержены мальчики, при это неважно, сколько им лет.

Тики и синдром Тауретта могут напоминать навязчивые движения. Однако уже к 2 годам обычно проявляются навязчивые движения, синдром Тауретта выявляют у ребенка 6-7 лет и лечить его нужно иначе. Также и с тиками – повторяющиеся движения усиливаются в период стрессов и становятся сложнее, при этом сам ребенок не испытывает дискомфорта. При тиках дискомфорт присутствует.

Как лечить навязчивые движения у детишек?

Если патология была диагностирована своевременно, вылечить «невроз» навязчивых движений у детей не представляет особой сложности. Чаще всего с малышом и его родителями работает психолог. Если патология прогрессирует, существует риск ее перехода в более тяжелые формы. В этом случае необходима коррекция медикаментозными препаратами, назначаемыми неврологом.

Нужно учитывать небольшой нюанс – даже если внешние проявления патологии исчезли, нельзя прекращать лечение. При любом стрессе синдром может вернуться, приобретая более тяжелый характер.

Если выявлен «невроз» навязчивых движений у малыша, лечение продолжается от полугода до нескольких лет. Поэтому родителям, желающим обеспечить нормальное психоэмоциональное состояние своего ребенка, следует набраться терпения. Одновременно с психологическими тренингами можно проводить и семейную терапию: использовать методы релаксации, физическую нагрузку, по разрешению врача – легкие седативные растительные отвары.

Тем не менее, не стоит заострять внимание на проблеме, так как чрезмерная опека часто ухудшает психоэмоциональный фон.

Начиная лечение «невроза» навязчивых движений у детей, следует выяснить причины. Невозможно создать в доме уютную психоэмоциональную обстановку, если родители находятся в конфронтации или совершенно не интересуются внутренним миром своего ребенка. Поэтому наряду с посещением детского психолога, нередко папе и маме приходится проходить сеансы семейной терапии.

Если малыш растет замкнутым, не стремится к общению со сверстниками, нужно выяснить в чем причина подобного поведения. Не исключено, что в жизни малыша присутствуют страхи, с которыми он не способен справиться самостоятельно. Также возможно присутствие перенапряжения, сильной усталости.

Постарайтесь при посторонних людях не кричать на своего ребенка и не делать ему замечаний. И ни в коем случае не извиняйтесь за его поведение. Оказывая подчеркнутое внимание его привычкам, родители способствуют закреплению синдрома, провоцируют дальнейшее использование малышом тех же методов.

Именно в период дошкольного детства может возникать синдром навязчивых состояний – определенная реакция детей на психологические травмы или разного рода ситуации. Высокая подверженность дошколят неврозам в большей степени объясняется кризисными проявлениями: они возникают как противоречия между возрастающей самостоятельностью малыша и необъективным отношением к нему взрослых. Появление таких состояний отражается на поведении ребенка и отрицательно влияет на его психическое развитие. Что могут предпринять родители, чтобы оградить дошкольника от факторов, травмирующих его психику?

Большинство детских неврозов проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок входит в промежуточный этап между детством и самостоятельностью

Какие причины влияют на появление неврозов?

Родители просто обязаны знать причины, провоцирующие появление невроза у детей. Степень его проявлений зависит от возраста малыша, характера травмирующей ситуации, а также связана с эмоциональным откликом на нее дошкольника. Специалисты утверждают, что чаще всего причинами могут быть:

  • различного рода психологические травмы в семье и детском саду;
  • неблагоприятная окружающая обстановка (частые ссоры между родственниками, развод родителей);
  • ошибки в семейном воспитании;
  • перемена привычного образа жизни ребенка (новое место жительства, перевод в другое дошкольное учреждение);
  • чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка на детский организм;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: ).

Такая классификация достаточно условна, так как дошколята по-разному реагируют на какое-либо психологическое воздействие, но именно эти причины, по оценкам специалистов, могут влиять на изменения в психике и поведении детей, а в дальнейшем - на проявление у них невроза. Если родители будут внимательны к своим детям, то они вовремя заметят странности в их поведении - это даст возможность предотвратить невроз или справиться с ним в довольно легкой форме.

Специалисты также обращают внимание родителей, что наиболее подвержены негативу дети особого склада личности: дошкольники с повышенной тревожностью, с такими характерными чертами, как мнительность, робость, внушаемость, обидчивость. Если к ребенку предъявляются завышенные требования, то в зоне риска находятся самолюбивые дети, тяжело переживающие собственные неудачи.

Симптомы проявления неврозов у детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Как узнать, что у ребенка возник невроз? Какие симптомы должны насторожить родителей? Психологи предупреждают, что на проявление неврозов могут указывать:

  • часто повторяющиеся тревожные мысли ;
  • непроизвольные, многократно совершаемые движения ;
  • сложные поведенческие действия, так называемые.

Самым распространенным синдромом невротического состояния, которое вызывает навязчивые мысли, является страх. Малыш может бояться темноты, посещения детского сада, врача, замкнутого пространства и т (подробнее в статье: ).д. При этом у него часто появляются мысли о том, что он никому не нужен, родители не любят его, а сверстники не хотят с ним дружить.

Кроме навязчивых мыслей, в дошкольном возрасте нередко возникают многократно повторяющиеся действия, которые затем переходят в невроз навязчивых движений. В этих случаях ребенок может часто вздрагивать руками, притоптывать ногами, трясти головой. При наличии такого синдрома он постоянно шмыгает носом, учащенно мигает глазами, грызет ногти, накручивает волосы на палец, щелкает пальцами (рекомендуем прочитать: ). Иногда дошкольники усердно занимаются гигиеническими процедурами: неоднократно моют руки, специально шмыгают, а затем тщательно вытирают нос, постоянно поправляют одежду, волосы.

Трудно перечислить все симптомы, при которых обнаруживается невроз навязчивых движений, так как они могут проявляться у каждого ребенка индивидуально. Но взрослые должны знать их главный признакчастое непроизвольное выполнение .

«Ритуальные» навязчивые движения

В наиболее сложных случаях навязчивые движения приобретают форму «ритуалов», которые носят характер защитной реакции ребенка на травматический фактор. «Ритуалы» могут состоять из постоянного набора навязчивых движений. Например, специалистам известен случай определенных действий во время подготовки ко сну, когда мальчику необходимо было подпрыгивать нужное количество раз. Или ребенок может начинать какие-либо действия только с определенных манипуляций - например, обходит предметы исключительно слева.

Кроме раздражающих навязчивых движений неврозы обычно сопровождаются общим ухудшением здоровья ребенка. Так, часто малыш становится раздражительным, истеричным, плаксивым, он страдает бессонницей, часто вскрикивает, плачет по ночам. У него ухудшается аппетит, работоспособность, присутствует вялость, замкнутость. Все это может отразиться на отношениях с ближайшим окружением ребенка (взрослыми, сверстниками), нанести ему дополнительную психологическую травму.



Даже такое распространенное и безобидное на первый взляд действие, как обкусывание ногтей, тоже является характерным признаком возможного невроза

Необходимость лечения навязчивых состояний у детей

Не надо ждать, что невроз навязчивых движений у детей пройдет со временем, так как пренебрежительное отношение к проблемам ребенка только усугубит его положение. Известный специалист по вопросам детского воспитания и развития доктор Комаровский говорит о необходимости устранения причин, вызывающих синдром навязчивых мыслей и движений. Он указывает, что неврозы дошкольников являются не заболеванием, а расстройством психики, поражением эмоциональной сферы. Поэтому в период дошкольного детства родители обязаны знать особенности развития дошкольников, характеристику возрастных кризисов (подробнее в статье: ). Взрослым, внимательно относящимся к своим детям, нетрудно заметить первые признаки симптома навязчивых состояний (даже такого простого, как шмыганье носом) и обратиться за консультацией к специалисту. Психолог или психоневролог после обследования малыша и выявления причин невроза назначит дальнейшее лечение.

Профилактика и лечение детских неврозов

Методика профилактики и лечения детских неврозов достаточно разработана в медицинской практике, при своевременном обращении дает хорошие результаты. При лечении, как правило, учитываются личностные и психологические особенности малыша: его темперамент, уровень психического развития, особенности эмоционального восприятия. В зависимости от уровня расстройства, длительность терапевтического и психологического воздействия занимает разное время.

При легкой форме невроза применяются общеукрепляющие упражнения и психотерапевтические методики (игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая «встречу» ребенка со страхом, аутогенные тренировки, арттерапия) (подробнее в статье: ). Для восстановления психических и поведенческих реакций ребенка, которые в разной степени нарушаются при неврозе, применяется комплексное лечение, включающее медикаментозные средства и психотерапевтические техники.

Особенностями методики является использование определенных приемов:

  • моделирование ситуаций, пугающих ребенка, когда он «проживает» свой страх, чтобы снять тревогу;
  • для избавления от навязчивых мыслей и движений идет обучение дошкольника умению управлять эмоциями, подавлять тревогу, справляться с агрессией;
  • организация полезного общения (примеров поведения) с окружающими людьми, сверстниками, родителями, воспитателями;
  • консультирование родителей с целью устранения источника невроза (построение правильных взаимоотношений в семье, коррекция методов воспитания);
  • проведение психогимнастики для коррекции мыслей, эмоций, поведения дошкольника.

Чтобы лечить последствия невроза, а в дальнейшем предотвратить его проявления у дошколят, необходима совместная работа специалистов, родителей. Лучше, если такая профилактика будет организована с самого рождения малыша.