Факторы, формирующие здоровье. Первичное здоровье

Это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Каждый человек многократно употребляет этот термин в повседневных разговорах, приветствиях, пожеланиях. А что такое здоровье? Обратимся к Малой советской энциклопедии (1959). Там нет такого понятия. Обратимся к Энциклопедическому словарю (1982). Там написано, что «Здоровье» - это научно-популярный журнал. В Медицинской энциклопедии (1979) указано, что «понятие “здоровье” нельзя определить с достаточной точностью...».

Научная разработка понятия «здоровье» активно началась в конце XX в. с развитием валеологии . Без определения здоровья валеология не может состояться как наука. В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». Рассмотрение здоровья через призму патологии, лежащее в основе клинического мышления, оставляет концептуальные искажения в профилактической медицине. Г. Л. Апанасенко утверждает, что здоровье является более общей категорией в сравнении с болезнью, которая может рассматриваться как частный случай здоровья, как снижение уровня здоровья. Здоровье человека - это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции. Отказ от поляризации представлений о здоровье и болезни потребовал новых научных разработок. Необходимо развитие науки о здоровье - валеологии.

Здоровье с трудом поддается определению, так как связано с большой широтой колебаний важнейших показателей жизнедеятельности человека, состоянием приспособительных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно может быть связано с ней состоянием так называемой предболезни, когда заболевания еще нет, но защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены, и вредный фактор, который в обычных условиях не вызвал бы заболевания, может его вызвать. Состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала, колебаний в или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как физиологическая норма. Так, например, развивающиеся с возрастом у всех людей атеросклеротические изменения кровеносных сосудов, хотя и являются несомненно патологическим процессом , тем не менее при этом здоровье у человека может не нарушаться, если эти изменения выражены незначительно.

Состояние здоровья может быть установлено на основании личных (субъективных) ощущений данного конкретного человека в совокупности с данными клинических обследований, с учетом пола, возраста, а также с учетом социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек. Так, например, абсолютно здоровый житель равнины, попав высоко в горы, некоторое время будет плохо себя чувствовать, пока организм не приспособиться к пониженному содержанию кислорода и пониженному атмосферному давлению, обычным для высокогорья. В период приспособления человек может чувствовать себя нездоровым и приспособительные силы организма могут быть перенапряжены, однако здоровье при этом не нарушено.

Размытость границ между принятыми в медицине понятиями «здоровье» и «болезнь» явилась причиной появления термина «третье состояние », обозначающее неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В связи с этим появилось и понятие «практически здоровый человек», под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и человека, не могут еще расцениваться как состояние болезни. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом периоде, может и не иметь внешних проявлений.

Между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно невыраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ, в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара. В. В. Власов предполагает, что нет «здоровья» и «болезни», а есть единая шкала состояний, как для температуры.

Третье состояние или предболезнь - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизиологическими возможностями своего организма. Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формирования новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений. Третье состояние характерно не только для людей, у которых по причине инфекции, травмы , наследственной предрасположенности развивается патологический процесс. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические средства, ведущие . Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи «практически здоровыми», люди могут находиться годами или провести всю жизнь, так и не использовав полностью все возможности своего организма. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача .

Переходные состояния между здоровьем и болезнью в настоящее время являются предметом изучения и осмысления ученых-валеологов, которые предлагают различные градации процесса перехода здоровья в болезнь.

И. И. Брехман (1987) выделял 3 состояния: здоровье, болезнь и «третье состояние», или неполное здоровье, которое может длиться очень долго и переходить как в болезнь, так и, при определенных условиях, в здоровье.

Г. А. Кураев (1996) выделял 4 состояния:

С достаточными адаптационными возможностями;

Донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме напряжения регуляторных систем;

Преморбидное со снижением функциональных резервов;

Срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма.

А. В. Виноградов и А. К. Мазепов предлагают более подробную классификацию состояний:

Условное здоровье;

Функциональные отклонения;

Пограничные состояния;

Хронические заболевания;

Инвалидность;

Полная утрата функций;

И. В. Давыдовский (1971) писал, что «между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим».

Таким образом, здоровье - это комплексное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических подходов. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений здоровья, что свидетельствует об отсутствии единой точки зрения. Приведем некоторые определения.

Устав ВОЗ. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Г. А. Апанасенко (1998). Здоровье - динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция - продолжение рода) и социальных функций.

Р. П. Баевский (1979). Здоровье - это возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.

Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность использовать .

В. П. Казначеев (1998). Здоровье - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности и социальной активности при максимальной продолжительности.

В. И. Чмиленко (1999). Здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро - и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

В. В. Колбанов (1998). Здоровье человека - это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции.

Г. А. Кураев (1996) рассматривает здоровье в социальном плане как меру трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; в личностном плане - как стратегию жизни человека, степень господства над собой и над обстоятельствами.

Э. Н. Вайнер (1998). Здоровье - это такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия человека.

Можно привести еще множество примеров определения «здоровье», которые подтвердят отсутствие единого мнения среди ученых и отсутствие

32 четких критериев здоровья . Определение и критерии здоровья человека находятся в стадии научной разработки.

Потребность человека и общества в здоровье может быть описана следующими функциями категории здоровья.

Потребление здоровья осуществляется и лично каждым человеком и социальными группами, и государством. С государственной точки зрения, потребление здоровья - это здоровые военнослужащие, здоровые матери, высокая рождаемость, высокий интеллектуальный потенциал и производительность труда, снижение затрат на восстановление здоровья. С индивидуальной точки зрения, потребление здоровья - это возможность работать, учиться, заниматься спортом, создавать семью, не имея ограничений по здоровью, это возможность бодрой и активной старости. Потреблять собственное здоровье можно продуктивно, т. е. добиваться успехов в жизни и не разрушать здоровья (для этого нужно соблюдать здоровый ), а можно потреблять здоровье деструктивно, разрушая его алкоголем, наркотиками, неправильным питанием, пренебрежением правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

Воспроизводство здоровья - эта функция здоровья также имеет личное и государственное значения. Государство, чтобы обеспечить воспроизводство здорового населения , должно обеспечивать охрану генофонда в виде законодательных актов, охраняющих права беременных, матерей, новорожденных, в виде системы родовспоможения, квалифицированной медицинской помощи матерям и детям. С личной точки зрения, воспроизводство здоровья - это возможность иметь здоровых детей, для чего будущие родители должны заботиться о собственном здоровье, а также о правильном развитии своих детей.

Формирование здоровья - здоровье человека формируется в онтогенезе, начиная с внутриутробной жизни, заложенный генетический потенциал реализуется в той или иной мере в зависимости от условий развития ребенка. От особенностей протекания детского и юношеского периодов зависит уровень здоровья взрослого человека, задача семьи, дошкольных и школьных образовательных учреждений - формирование высокого уровня здоровья детей.

Восстановление здоровья - нарушенное здоровье может быть восстановлено. Болезненные состояния есть предмет медицины, а валеологическими методами можно повысить уровень здоровья.

В настоящее время большинство ученых выделяет два критерия оценки здоровья: социальный – мера трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; личностный – стратегия жизни человека, степень господства человека над собой и над обстоятельствами жизни. Более подробный перечень признаков, определяющих здоровье, включает:

· нормальную реакцию организма на внешнее воздействие;

· динамическое равновесие организма с факторами внешней среды;

· полноценное выполнение основных социальных функций, участие в общественно полезном труде;

· адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям существования;

· отсутствие признаков заболеваний или каких-либо нарушений;

· гармоничное развития физических и духовных сил организма.

Помимо общепризнанных компонентов здоровья: физического, психического, социального, следует также учитывать многие другие компоненты, в том числе сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный. Исключительно важное значение для оценки здоровья имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики, а также такой свойственный лишь человеку личностно-психологический компонент, как внушение и самовнушение.

С точки зрения количественной характеристики здоровье можно определить как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Как понятие динамическое здоровье следует рассматривать в трех аспектах – индивидуальном, возрастном и историческом.

Индивидуальный аспект здоровья тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.



Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией.

Определяя здоровье в историческом аспекте, следует учитывать, что становление человеческой цивилизации (развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д.) ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается условий окружающей природы, а также места и роли человека в социуме. Тенденции к комфорту, рост качества и ритма жизни, высокие социальные притязания, – все это становится причиной того, что человек для поддержания жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все больше – достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.

Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического, или комплексного) подхода, выделяют следующие уровни индивидуального здоровья:

· соматический – отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма, степень их развития, функциональные возможности, включает генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный подуровни;

· психический – характеризует состояние психической сферы человека. включает эмоциональный, интеллектуальный и личностный подуровни;

· социально-духовный (нравственный) – выражает комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде целостную модель индивидуального здоровья человека следует представлять как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга.

Поскольку организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, на него действуют социальные и экологические факторы. Изменения в социальной и (или) экологической среде влияют на физическое и психическое здоровье. В то же время и сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных (воздействующих изнутри) и экзогенных (воздействующих извне) факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.

Наряду с индивидуальным здоровьем существует понятие общественного (популяционного) здоровья, или здоровья населения, определяемое как здоровье возрастно-половых, социальных, профессиональных и других групп населения, проживающих на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье есть результат социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни группы населения. Вопросами общественного здоровья занимается медицинская и демографическая статистика. Оценивается популяционное здоровье по основным демографическим показателям: рождаемости, общей и младенческой смертности, продолжительности жизни, заболеваемости.

Гомеостаз

Здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижаются его адаптивные возможности и нарушаются механизмы регуляции.

При определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том или ином состоянии. При хорошем состоянии здоровья человек, как правило, чувствует себя комфортно, он не задумы вается, «не ощущает» своих внутренних органов и физиологических систем тела. Это достигается гармоничностью функционирования организма, которая возможна в том случае, если организм, несмотря на разнообразные внешние воздействия (порой экстремальные), сохраняет постоянство, устойчивость своей внутренней среды.

Постоянство внутренней среды (гомеостаз) – необходимое условие свободной жизни организма, условие для различных проявлений человеческой деятельности. Гомеостаз следует считать биологической основой (субстратом) здоровья. В зависимости от степени стабильности внутренней среды человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции. Поскольку степень стабильности параметров гомеостаза (консервативной части системы) изменяется в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени под влиянием факторов внешней среды, степень комфортности самочувствия также меняется, вплоть до дискомфорта.

Наряду с законами постоянства внутренней среды организма существует закон отклонения гомеостаза как условие развития. Это дает возможность гомеостатическим системам увеличивать свою мощность по мере развития для того, чтобы их деятельность могла обеспечить потребности роста и развития. Увеличение мощности гомеостатических систем и есть развитие, переход на новые уровни здоровья.

Стационарность, устойчивость, гомеостаза обеспечивается на основе двух фундаментальных биологических качеств – адаптации и саморегуляции. Совместное действие адаптационных и саморегуляционных механизмов поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой.

Норма здоровья

Долгое время норма рассматривалась как среднестатистическая величина, полученная в состоянии покоя организма без учета его индивидуальных особенностей. Например, в медицине общеприняты следующие среднестатистические нормы покоя: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.; частота сердечных сокращений – 60-80 уд./мин; концентрация N+ в плазме крови – 130-140 ммоль/л и т.д.

В настоящее время все более широкое распространение у специалистов находит комплексный подход к пониманию нормы. Согласно такому подходу норму следует понимать как величину индивидуальную, а показатели нормы необходимо интерпретировать в соответствии с конкретными условиями жизни индивида, а также его конституциональными особенностями, т. е. наследственно формирующимися чертами, признаками, определяющими тип физического развития, высшей нервной деятельности, темперамент и т. д.

Например в возрасте 7 лет у 85% девочек более высокие показатели «школьной зрелости», т. е. уровень психофункционального развития, необходимый для обучения в школе без перенапряжения, чем у большинства мальчиков того же возраста, проживающих в том же регионе. В то же время на Крайнем Севере у детей 7 лет показатели «школьной зрелости» достоверно ниже, чем у детей средней полосы Западной Сибири.

Таким образом, следует говорить о возрастно-половой, региональной, индивидуальной норме – оптимуме функционирования организма, обеспечивающем его гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.

Кроме нормы покоя, которую оценивают в состоянии физиологического покоя организма при оптимальных условиях, в физиологии и медицине все более широко применяются нагрузочные пробы, позволяющие определить степень реактивности организма и его систем (норму реагирования) и их резервные возможности. Если в состоянии покоя благодаря компенсации со стороны других систем и включению «резервных мощностей» нарушения могут не диагностироваться, то в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, свидетельствующие о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к которой использована нагрузка.

По величине сдвига и длительности его сохранения можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. снижении уровня здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболезни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако после применения сахарной нагрузки концентрация глюкозы в крови повышается в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здоровых людей.

В настоящее время разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие оценить состояние практически всех вегетативных систем, нейроэндокринных механизмов, а также нервно-психическое состояние. Поэтому нагрузочные пробы являются очень важным диагностическим тестом уровня здоровья.

При количественной характеристике здоровья все показатели должны быть сопоставлены с индивидуальной нормой покоя и нормой реакции.

Взаимосвязь здоровья и болезни

Впервые количественный подход к определению здоровья использовал еще Авиценна в Х веке. Он различал шесть переходных состояний – от полного здоровья до полной болезни.

Установление абсолютно здоровых лиц на основании количественного подхода к определению здоровья оказалось малоуспешным. В результате появился термин «практическое здоровье», т. е. относительное, не абсолютное. В свою очередь невозможность разделить всех людей на практически здоровых и больных стала причиной выделения промежуточного состояния, названного «предболезнь». Предболезнь как неполное здоровье может длиться очень долго и при определенных условиях переходить как в болезнь, так и в здоровье.

В настоящее время создано множество классификаций переходных состояний здоровья. Согласно одной из наиболее конкретных следует различать:

· условное здоровье.

· функциональные отклонения,

· пограничные состояния,

· хронические заболевания,

· инвалидность,

· полную утрату функций,

· смертельный исход.

Задача специалистов заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства должны в той или иной степени действовать именно этим путем – стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой – каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации. Количественный подход к здоровью не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, валеологу, специалисту лечебной физкультуры и др.) надежду на полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации – посредством нагрузочных воздействий на различные функциональные системы.

Введение количественных критериев уровня здоровья позволяет говорить и об уровне болезни. Между обоими уровнями существует отрицательная зависимость. Еще более определенно высказывался в этом отношении известный российский клиницист и основатель научной школы И. В. Давыдовский (1887-1968). Он утверждал, что между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим.

Причины низкого уровня здоровья населения

Выделяют четыре группы причин, обусловливающих ухудшение всех демографических показателей:

· нездоровый образ жизни,

· психоэмоциональное напряжение и стресс,

· неблагополучная экологическая обстановка в стране,

· несоблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту.

Нездоровый образ жизни включает:

· неправильное питание;

· вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем);

· дефицит физической активности (гипокинезия);

· психический дискомфорт;

· низкая мотивация на здоровье.

Разработка и обоснование физиологических норм питания проводится на уровне ВОЗ и ученых различных стран, разрабатывающих национальные нормы питания. Нормы питания представляют собой рекомендуемые величины потреб ления пищевых веществ и энергии, достаточные для удовлетворения потребностей в них конкретных групп здоровых лиц с учетом возраста, пола, характера труда и других факторов.

Различия между рекомендуемыми нормами потребления и реальной потребностью в них конкретного человека могут составлять 20-25 %. В среднем современные дети недополучают до 30 % белков и 15-50 % витаминов. Это приводит к задержке развития, снижению иммунитета, ухудшению нервно-психической деятельности, развитию заболеваний. С другой стороны, неправильное питание становится причиной избыточной массы тела, что формирует предпосылки для возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертонии), сахарного диабета и т. д.

Неуклонно растет число людей, особенно детей и подростков, страдающих никотиновой зависимостью. Курильщики не только подвергают опасности собственное здоровье (в 2 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, в 7 раз – рак бронхов, легких, желудка, на 7-15 лет укорачивается продолжительность жизни), но и оказывают негативное влияние на потомство. Так, у активных курильщиц в 16 раз чаще рождаются дети с дыхательными аллергозами, а в семьях с «пассивным» курением в 6-8 раз чаще дети страдают болезнями дыхательной системы, чем в некурящих семьях.

Очень серьезной проблемой является чрезмерное употребление алкогольных напитков на фоне снижения возраста приобщения к ним молодежи. Пьянство и алкоголизм негативно влияют на здоровье населения страны: приводят к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, нервно-психических расстройств, часто становятся причиной бытовых и производственных травм (более 50-70% несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий происходят в состоянии алкогольного опьянения).

Огромный ущерб здоровью населения страны наносит потребление наркотиков и токсичных веществ. Наркоманы, как правило, – люди молодого возраста: около 20% выявленных больных составляют лица до 21 года, около 80% – до 25 лет. По данным статистики, наркомания является одной из причин участившихся случаев рождения детей с нарушениями нервно-психической сферы, интеллекта, с врожденными дефектами и уродствами, что представляет угрозу психическому здоровью нации. Не сокращается и число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков.

Гипокинезию (понижение двигательной активности) также следует считать одним из проявлений нездорового образа жизни. По данным Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, в России около 70% населения не занимаются физкультурой. Среди мальчиков 11-14 лет распространенность гипокинезии колеблется в различных городах от 50 до 60%, а среди девочек – от 60 до 80%. Более 90% студентов имеют недостаточную физическую активность, а 60% из них – выраженный дефицит активности.

Причину широкого распространения гипокинезии в нашей стране следует видеть в том, что с детского возраста не вырабатывается потребность в подвиж ном образе жизни. Так, для нормального развития детскому организму требуется 8-12 ч двигательной активности в неделю, однако, как правило, дети имеют лишь1,5-2 ч организованной физической деятельности. Повсеместное распространение телевидения и компьютеров на фоне уменьшения физических нагрузок еще больше усугубило проблему двигательного дефицита.

В современных социально-экономических условиях личная роль каждого в сохранении здоровья особенно важна. Во многих развитых странах (США, Японии, Германии и т.д.) оказалась эффективной просветительская кампания среди населения по пропаганде ежедневной физической активности как нормальной части жизни.

В нашей стране анкетирование различных групп населения (школьников, студентов и т. д.) показало, что здоровье в иерархии ценностей и потребностей респонденты ставят на одно из последних мест, после таких материальных благ, как квартира, машина, престижная работа и т. д. Поэтому для России одной из важных государственных задач следует считать создание престижа здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ), поддерживаемой экономически моды на здоровье. Формирование правильного отношения к собственному здоровью должно стать показателем общей культуры человека.

Причин возникновения психоэмоционального напряжения и стрессов, отрицательно влияющих на здоровье населения, существует множество, в том числе: экономическая необеспеченность и правовая незащищенность населения, тяжелая криминогенная обстановка, утрата социального статуса, неуверенность в будущем, миграционные процессы и т. д. Примерно 70% населения России в настоящее время находятся в состоянии умеренного и сильного психосоциального стресса.

Отдельного внимания заслуживает проблема высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с осуществлением трудовой деятельности в современных условиях. Последние изменения в экономике и обществе в целом привели к тому, что понятие стресса, практически не упоминавшееся в отечественных учебниках по психиатрии времен СССР, стало объектом пристального внимания психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами. Так, издержки, обусловленные стрессом на рабочем месте, являются одной из значимых статей непродуктивных расходов современных организаций.

К наиболее точно установленным стрессорам (причинам, вызывающим состояние стресса), связанным с производственной средой, относят:

· неуверенность в завтрашнем дне – боязнь потерять работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

· характер выполняемой работы – высокая сложность решаемых задач и степень ответственности, опасные условия труда (уровень шума и т. п.), монотонная механическая работа;

· ролевая двусмысленность – неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль;

· ролевой конфликт – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

· специфика организационной структуры – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение и вынуждающая работника одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

· стрессогенный стиль поведения руководства – частое использование методов неоправданного давления и угроз;

· давление рабочего графика – сменная работа, работа по скользящему графику, очень напряженный рабочий график, который затрудняет либо исключает одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей.

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на стрессогенные факторы индивидуальны. Тем не менее, статистические данные свидетельствуют, что в трудовых коллективах с низким уровнем социальной поддержки распространенность артериальной гипертонии и смертность в 4 раза выше, чем в группах, где люди связаны более тесными социальными узами.

Не меньшую опасность здоровью населения наносят стрессы, обусловленные конфликтной ситуацией в семье. В настоящее время доказано, что межличностное общение в семье может стать причиной возникновения соматических и ряда других заболеваний. Так, при выявлении причин гипертонической болезни у обследованных установлено, что одним из ведущих факторов ее возникновения у женщин является именно внутрисемейный конфликт.

Нерациональная организация учебного процесса, учебные нагрузки, превышающие физиолого-гигиенические нормативы, сокращение времени, необходимого на восстановление сил, – эти и другие факторы могут стать причиной неврозов и пограничных расстройств школьников.

Невроз – неадекватный способ реагирования на сложности, заболевание, вызванное трудными обстоятельствами, переживание которых полностью не завершилось. Невроз проявляется в эмоциональных, двигательных, поведенческих расстройствах, отклонениях со стороны вегетативной нервной системы и внутренних органов.

Школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, т.е. в дезадаптивном поведении. Симптомами школьной тревожности – сравнительно мягкой формы эмоционального неблагополучия – служат волнения, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Неврозам и школьной тревожности подвержены не только педагогически запущенные и умственно отсталые дети, но и успевающие школьники, поведение которых резко меняется вследствие эмоциональных перегрузок или эмоциональных потрясений.

Как правило, невроз начинается с подавления темперамента. В процессе эволюции сформировались три врожденных типа приспособления (темперамента) – холерический, флегматический и сангвинический. Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни и благополучию, в трудно - стях в достижении особо значимых целей, обеспечивая индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек (ребенок и взрослый) преодолевает трудности наиболее эффективно, а действуя вопреки темпераменту, – поступает противоестественно.

Дети с подавленным темпераментом закономерно терпят неудачи. Они теряют уверенность в себе, у них обостряется инстинкт самосохранения, тревожность превращается в черту характера, страхи появляются даже в тех случаях, когда бояться нечего. Появляются мнительность, недоверчивость к другим с ожиданием обиды.

При своевременном лечении невроз – состояние обратимое, но длительность и тяжесть психической травмы может привести к срыву нервной системы, тогда возникают более тяжкие нарушения, которые труднее поддаются лечению. Положительные результаты при школьном неврозе и школьной тревожности приносит создание благоприятной социальной среды (в семье, школе, специальных секциях и т. д.) и непосредственная работа с ребенком по разрядке накопившихся эмоциональных комплексов, развитию и усилению функций «я», обучению более подходящим способам поведения и общения.

Невроз навязчивых состояний – расстройство невротического уровня и преимущественно психогенного происхождения с преобладанием в клинической картине навязчивых состояний (фобий, мыслей, действий, воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травмирующую ситуацию) или навязчивой нетерпимости в отношении некоторых внешних воздействий.

Для детей с неврозом навязчивых состояний характерна контрастность переживаний и поступков, обусловленная внутренним конфликтом. Эти дети гипер- социальны. Они дисциплинированны, обязательны, тревожно-осмотрительны, с выраженной установкой «надо!», но из-за обостренного инстинкта самосохранения также подвержены другой установке – «опасно, поэтому не надо!». Такие дети борются со всем классом, они стеснительны, но и навязчивы, деликатны и бесцеремонны. Они боятся чего-то неопределенного, подвержены страху высоты, страху покраснеть, загрязниться и ряду других фобий.

Истерический невроз (истерические реакции, истерия) – ряд расстройств психической, чувствительной и двигательной сферы, возникающих в связи с перенапряжением основных физиологических процессов в коре головного мозга; характеризуется наличием различной клинической симптоматики. Полиморфность симптомов обусловлена повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. В развитии истерического невроза большую роль играет механизм «бегства в болезнь».

Классической формой истерии являются припадки, имитирующие эпилептические, однако от них отличные, так как протекают без ауры и потери сознания.

Профилактика истерических реакций начинается с раннего детства. У ребенка надо воспитывать любовь к труду, не допускать чрезмерного баловства, когда любимцу все дозволено без каких-либо ограничений. Баловство – предпосылка для развития эгоцентричности, капризности, склонности к бурным эмоциональным реакциям. Травмирующая семейная обстановка – пьянство, ссоры родителей, нерешенные материальные проблемы – также повинна в характерологических уродствах ребенка. Дисциплина в школе, семье, умелое удовлетворение запросов подрастающих детей, привитие трудовых навыков – залог формирования гармоничной, устойчивой в психическом отношении личности.

Заикание – сложный дефект речи, при котором плавное ее течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие судорог речевых мышц.

Причины заикания разнообразны. Оно может быть вызвано непосредственным повреждением головного мозга, но в большинстве случаев это типичный невроз, обусловленный врожденными особенностями нервной системы ребенка. Нередко заикание развивается после психотравмы, перенесенной инфекционной болезни или повреждения эндокринной системы; вялотекущие заболевания внутренних органов, истощающие нервную систему ребенка, также могут привести к неврозу.

Заикание может появиться и как результат подражания другому, уже заикающемуся ребенку. В дальнейшем результат такого подражания может прочно закрепляться и столь же трудно поддаваться лечению, как у действительно больного, которому ребенок подражал.

Дети, страдающие заиканием в семье, детском саду и школе, нуждаются в особом отношении, ибо речевой дефект отрицательно сказывается на психике, ведет к формированию комплекса неполноценности. При невротическом формировании личности необходимо отвлекать ребенка от дефекта речи, внушать веру в себя. Правильное воспитание детей (не только физическое, но и речевое), избавление от торопливой, «захлебывающейся» речи, выправление дефектов, подбор взрослого персонала с нормальным произношением способствуют профилактике заикания и лечению легких случаев.

Энурез – ночное недержание мочи, встречается примерно у 10% детей в возрасте 3-12 лет. Нередко у таких детей одновременно наблюдаются ночные страхи, скрежетание зубами (бруксизм), раздражительность.

Функция мочевыделения может нарушиться у детей под влиянием психических причин, например от страха. Обычно эта реакция длится несколько часов или дней и проходит по мере исчезновения психического напряжения.

Если психотравма продолжительна по времени, и болезненные проявления закрепляются, это свидетельствует о невротическом состоянии. Для избавления не обходима психотерапия с соблюдением пищевого режима: вечером не следует употреблять жидкость; перед сном – несколько раз сходить в туалет; спать только на спине (постель должна быть полужесткой); следует отвлекать ребенка от тяжелых переживаний и щадить его психику, объяснить, что вскоре это пройдет. Хороший результат оказывают физические упражнения, игры на воздухе, прогулки.

Воздействовать на ребенка наказаниями не следует – практически всегда нарушения в подобных случаях закрепляются, а иногда и усиливаются.

Писчий спазм (писчая судорога) – расстройство моторики, из-за которого становится невыполнимым письмо, тогда как все прочие движения рукой не страдают.

Школьники, предрасположенные к писчему спазму, как правило, исполнительны, педантичны, болезненно аккуратны, внимательны к письму. Пишут медленно. Если необходимо писать быстро, в руке таких детей появляется легкая дрожь, которая может усиливаться настолько, что не позволяет вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, но и от ссор, обид, раздражения, унижений и досады. Легкомысленные и необязательные школьники писчим спазмом заболевают крайне редко.

Детям, подверженным писчему спазму, следует больше двигаться, чередовать занятия с отдыхом, спать после обеда, не засиживаться по вечерам у компьютера и у телевизора. Освобождение от школы не требуется. В редких случаях возможен временный перевод на индивидуальное обучение.

Писчий спазм необходимо отличать от дисграфии. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. У детей-дисграфиков отмечаются пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой; наблюдаются дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении. Как и при многих других расстройствах, успех коррекционной работы зависит от ранней диагностики и своевременного оказания квалифицированной помощи.

Тики – непроизвольные движения, воспроизводящие в большей или меньшей степени различную выразительную мимику или жестикуляцию; как правило, прекращаются при отвлеченном внимании.

У детей легко вырабатываются стереотипные рефлекторные движения, нередко принимающие характер тика. Например, если ребенку натирает кожу воротничок или шарфик, ему невольно приходится двигать корпусом или шеей, чтобы снять неприятные ощущения. У отдельных детей подобные непроизвольные движения закрепляются, становятся рефлексом и могут появляться уже без видимого раздражения.

От тика нужно отличать локализованный спазм, при котором подергивания не поддаются произвольному контролю со стороны ребенка. Причиной такого спазма является органический процесс, вызывающий раздражение двигательных проводников. Чаще всего локализованный спазм наблюдается в области лицевого и добавочного нервов. Дети, страдающие локализованным спазмом, эмоционально и физически ригидны, испытывают трудности в установлении межличностных и интраличностных контактов, лишены гибкости, спонтанности и непосредственности в выражении чувств.

Функциональные тики в виде непроизвольных подергиваний мышц лица появляются на фоне психического перенапряжения. Самый распространенный – мигательный тик, при котором ребенок беспричинно и часто моргает. Моргание усиливается в неприятные для ребенка моменты, например, когда ему делают замечания. Приятные эмоции способствуют ослаблению тика. Зависимость от эмоционального настроя характерна для большинства детей, страдающих тиком.

Тики должны быть «невидимыми» для родителей и педагогов. В тех случаях, когда взрослые их игнорируют, тики проходят быстрее. Отвлечь ребенка от неприятных переживаний помогают разнообразные подвижные игры.

Неблагополучная экологическая обстановка в стране – техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов – также являются причинами серьезного ухудшения состояния здоровья населения и роста заболеваемости.

Факторы, формирующие здоровье населения

Среди факторов, формирующих здоровье населения, гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм и др.); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний - флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.); природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний - в условиях жаркого климата); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - гепатит, холера и др.); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций) и экологические. Последние, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют до 25 % патологии человека, а в отдельных странах и отдельных регионах этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и существенно выше. Неслучайно поэтому концепция «экологического риска» нашла отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 3 7-ФЗ.

Необходимо отметить, что заболевания так или иначе связанные с экологией, т. е. обусловленные определенными параметрами окружающей среды, могут быть представлены двумя группами. К первой относятся экологически обусловленные заболевания - заболевания человека, возникающие в результате воздействия экологической составляющей в качестве этнологии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные радиационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообразования); острые и хронические отравления химическими выбросами в окружающую среду; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением окружающей среды канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факторов, в том числе лейкозы вирусного происхождения. Вторую группу составляют наиболее многочисленные экологически зависимые заболевания - заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне существенно измененной внешней среды.

При этом экологические причины выступают в качестве пусковых механизмов патогенетических механизмов. Это рост общей и детской заболеваемости; увеличение числа случаев отдельных нозологических форм, напрямую не связанных с экологическими факторами, но обусловленных снижением общей сопротивляемости организма под их воздействием; рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода и др.

Окружающая среда и здоровье населения

Приступая к рассмотрению вопросов влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, необходимо остановиться на понятии «здоровье». Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, как это распространено в общественном сознании. Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, может отражать уровень физической и умственной работоспособно при осуществлении различных видов труда.

Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях заболеваемости и инвалидности, показывает нарушения, происходящие в структурах и функциях организма, а также изменение адаптивных возможностей. В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы - по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов.

Показатель болезненности или морбидности отражает распространенность заболеваний, которая определяется соотношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и деленного на численность населения. В целом этот показатель является собирательным из отрицательных показателей здоровья, которые в санитарной статистике наиболее часто рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья, особенно на популяционном уровне.

Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья. Изменения в состоянии здоровья населения, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа.

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Природные элементы влияют своими физическими свойствами: гипобария, гипоксия; усиление ветрового режима; солнечной и ультрафиолетовой радиации; изменение ионизирующей радиации, электростатического напряжения воздуха и его ионизации; колебания электромагнитного и гравитационного полей; усиление жесткости климата с высотой и географическим положением, динамика осадков; частота и разнообразие стихийных явлений. Природные геохимические факторы оказывают влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно, уменьшением разнообразия и аномалиями соотношений химических элементов в сельскохозяйственных продуктах местного производства. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного миров, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.

Группа социальных факторов тоже обладает определенными свойствами, которые могут сказаться на условиях жизни человека и состоянии его здоровья. Так, если говорить о влиянии условий труда, то следует выделить социально-экономические, технические и организационные, естественно-природные группы факторов.

Социально-экономические факторы являются определяющими и обусловлены производственными отношениями. Технические и организационные факторы оказывают непосредственное воздействие на создание материально вещественных элементов условий труда (средства, предметы и орудия труда, технологические процессы, организация производства, применяемые режимы труда и отдыха). Естественно-природные факторы характеризуют воздействие на работников климатических, геологических и биологических особенностей местности, где протекает работа.

В реальных условиях этот сложный комплекс факторов, формирующих условия труда, объединен многообразными взаимными связями, изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья. Кроме того, одновременное изменение нескольких факторов природного характера или социальной среды, трудность в определении связи заболевания с конкретным фактором обусловлены еще и тем, что формирование одного из трех функциональных состояний организма (нормальное, пограничное или патологическое), может быть замаскировано, так как организм человека одинаково реагирует на самые различные воздействия. В зависимости от конкретных условий факторы могут оказывать на организм изолированное, комбинированное, комплексное или совокупное действие.

Под комбинированным действием понимают одновременное или последовательное действие на организм факторов одной природы, например, нескольких химических веществ при одном и том же пути поступления (с воздухом, водой, пищей и т.д.). Комплексное действие проявляется при одновременном поступлении в организм одного и того же химического вещества различными путями (из воды, воздуха, пищевых продуктов). Совокупное действие наблюдается при одновременном или последовательном действии на организм человека факторов различной природы (физические, химические, биологические).

Наконец, в развитии патологических процессов в организме различные загрязнения окружающей среды могут играть роль факторов риска, под которыми понимают факторы, не являющиеся непосредственной причиной определенной болезни, но которые увеличивают вероятность ее возникновения.

Особенности воздействия факторов окружающей среды привели к существенным изменениям показателей здоровья населения, которые заключаются в том, что наблюдаются новые закономерности в распространенности и характере патологии человека, иначе протекают демографические процессы. В обобщенном виде эти изменения могут быть сформулированы следующим образом:

Ускорился темп динамики всех показателей, характеризующих здоровье (заболеваемость, инвалидность, смертность, физическое развитие);

Сложился новый неэпидемический тип патологии;

Произошли характерные демографические изменения (по- старение, сдвиги в структуре смертности);

Определился ряд заболеваний, имеющих высокие уровни (болезни системы кровообращения, хронические неспецифические болезни органов дыхания, несчастные случаи, отравления, травмы и т.д.);

Выделилась группа важных, ранее редко встречавшихся заболеваний (эндокринные, аллергические, врожденные пороки, болезни иммунной системы и др.);

Возросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями (корью, дифтерией, гепатитом Б, аденовирусами, педикулезом и пр.);

Сложилась тенденция формирования множественной патологии;

Выровнялись показатели здоровья во всех специальных группах;

Определились многофакторность влияний и необходимость системного подхода к профилактике.

Существенное влияние на изменение показателей здоровья оказывают изменившаяся окружающая среда и неправильное отношение к своему здоровью. По некоторым данным, с действием этих факторов связано около 77% всех случаев заболеваний и более 50% случаев смерти, а также до 57% случаев неправильного физического развития.

По одним данным, в России можно считать здоровыми около 20% населения. По другим, 15% россиян считают себя здоровыми и лишь 5% таковыми на самом деле являются. Точную цифру назвать не представляется возможным. Во-первых, потому, что этим вопросом пока ни кто серьезно не занимался. Во-вторых, потому, что у каждого человека свои индивидуальные физиологические показания. В-третьих, у 80% людей могут происходить нарушения физиологических функций во время работы, которые приходят в норму, как только человек прекращает ее. Наконец, у человека как биологического вида может быть около 4000 заболеваний, и вероятность того, что у него не будет хотя бы одного - двух, ничтожно мала.

Как известно, в последние десятилетия происходит интенсивное изменение окружающей среды за счет резкого расширения промышленного производства роста количества отходов, загрязняющих окружающую среду. Все это непосредственно влияет на здоровье населения, наносит огромный ущерб экономике, резко уменьшает трудовые ресурсы, а также потенциально создает канцерогенную и мутагенную опасность не только для здоровья настоящих, но и будущих поколений. В более чем 80 городах России загрязненность по отдельным загрязнителям составляет более 10 ПДК.

Загрязнение - это такое состояние, когда в объекте окружающей среды загрязнитель находится в количествах, превышающих ПДК, может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье и санитарно-бытовые условия проживания человека. Согласно принятому ООН определению, под загрязнением понимают экзогенные химические вещества, встречающиеся в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве.

В настоящее время первенство по степени опасности для человека и окружающей среды принадлежит следующим классам веществ: тяжелые металлы, хлорированные углеводороды (в частности, полихлорированные и полибромированные бифенилы), нитраты, нитриты и нитросоединения, асбест, пестициды и другие.

Здоровье нельзя рассматривать как нечто автономное, связанное только с индивидуальными особенностями организма. Оно является результатом воздействия социальных и природных факторов. Гигантские темпы индустриализации и урбанизации при определенных условиях могут привести к нарушению экологического равновесия и вызвать деградацию не только среды, но и здоровья людей. Поэтому здоровье и болезнь можно считать производными окружающей среды. Не случайно ставится вопрос о создании информационной системы «здоровье населения - окружающая среда», которая должна функционировать с целью улучшения показателей здоровья населения путем повышения качества окружающей среды. Разрабатываются проекты мониторинга окружающей среды, первой ступенью которого должен быть биоэкологический мониторинг, поскольку показатели состояния здоровья человека являются наиболее комплексными показателями состояния окружающей среды.

В 2013 году я с подачи моего хорошего друга и партнера по бизнесу заинтересовался темой здоровья. В дальнейшем я определил для себя 5 факторов формирующих здоровье мое и моей семьи.

Благодаря данным факторам, даже начав использовать один из них, я буквально через 5 дней начал чувствовать себя на много лучше и стал энергичнее. Я стал больше интересоваться сферой здоровья, методиками оздоровления, как устроен наш организм, системами питания и т.п. Так я вывел для себя формулу, которую использую сам и все, кто пожелает из моего окружения. К тому же я разработал собственную методику рационального питания, которая помогла уже многим решить проблемы со здоровьем .

В статье «5 факторов формирующих здоровье человека» я привожу лишь краткое описание каждого фактора. Более подробно вы можете узнать по каждому пункту в отдельных статьях на моем блоге или из моей книги о ПИТАНИИ (которая выйдет уже в ноябре-декабре 2015).

1 фактор здоровья. ВОДА

Вода – это жизнь! Как бы это попсово не звучало. Мы на 80% состоим из воды. Мозг на 85% состоит из воды, кровь на 94%, кожа на 70%. С возрастом содержание воды в клетках уменьшается – в буквальном смысле, высыхаем с годами.

Дефицит воды в организме (дегидратация) – быстрый путь к недомоганиям и болезням. Из-за этого организм начинает стареть быстрее, нарушается обмен веществ, повышается давление, увеличивается уровень сахара и холестерина в крови.

Без пищи взрослый человек может прожить 30-40 дней, без воды не более 7-10 дней, дети – 2-3 дня.

В среднем человек теряет каждый день от 1 до 2,5 литров воды во время дыхания, потоотделения, для внутренних физиологических потребностей организма, в процессе вывода токсинов из организма вместе с продуктами жизнедеятельности. Эти расходы должны быть восполнены!

Суточная потребность в воде взрослого здорового человека 2-3 литра. А при интенсивных тренировках 3,5 – 5 литров.

Если вы занимаетесь бегом, спортом, то необходимо регулярно потреблять воду и принимать электролиты.. Вот ссылка:

2 фактор здоровья. ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Большая часть проблем со здоровьем из-за плохого питания. По данным всемирной организации здравоохранения основным фактором, влияющим на качество и продолжительность жизни является: питание и образ жизни (74%), экология (12%), наследственность (8%), стрессы (6%). Что мы едим и как мы живем — является основным элементом залога здоровья и долголетия!

Необходимо очищать организм 1-2 раза в год! Соблюдать рациональное питание! Это минимум. Как очищать, это уже другой вопрос.

3 фактор здоровья. Кислотно-щелочной баланс организма.

Закисление чревато для организма. Потребляя мучные продукты, сладости, выпечку, макароны, мясо, молоко, рыба, даже каши, … практически все, что мы едим, окисляет наш организм. Снимают окисление, то есть ощелачивают – зелень, кайенский перец, морская капуста, арбуз, частично овощи. Главный ощелачивающий напиток – это чистая вода. Необходимо, как вы уже знаете выпивать в среднем 2-3 литра воды в день.

Важно ежедневно поддерживать кислотно-щелочной баланс в организме, разумно выбирая еду и напитки и включая в рацион специализированные добавки с минералами для восстановления кислотно-щелочного баланса. Первым показателем переокисления является темно-желтый цвет мочи, что также является показателем обезвоживания организма.

4 фактор здоровья. Рациональное питание.

Что я включаю в это понятие? Во-первых, в организм человека должно поступать ежедневно определенное и необходимое количество макронутриентов: белков, жиров, углеводов (БЖУ) и, конечно же, воды. Во-вторых, обязательно для поддержания здоровья, чтобы поступали питательные микронутриенты (витамины, минералы и микроэлементы), которых сейчас катастрофически не хватает в пище. В-третьих, своевременный рацион 3-5 раз в день, в зависимости от предпочтений, состоянии здоровья и задач человека. Вот это называется рациональное питание.

У меня имеется собственная методика рационального питания и которая позволяет научиться правильно питаться, разбираться в продуктах, избавиться от лишних килограмм, при этом не голодая, а питаясь рационально. Эта методика дала отличные результаты, о которых говорят мои клиенты.

Если вы будете правильно потреблять не только БЖУ, но и витамины и минералы (желательно не химического производства), то процессы жизнедеятельности организма будут работать как часы. Вы будете испытывать подъем энергии, активность, бодрость, станете более позитивными и жизнерадостными, так как будете меньше болеть и забудете о «старых болячках».

5 фактор здоровья. Физические нагрузки.

Хотите испытывать постоянный кайф от жизни, чтобы энергия бурлила, чтобы было желание что-либо сделать, а не просто валяться дома от безделья, хотите преуспеть в жизни и стать здоровой, разносторонне развитой личностью? Добавьте к первым четырем факторам еще физические нагрузки: зарядку, гимнастику, фитнес, бег, плавание…

Подробнее о важности физических нагрузок можете прочитать в моей статье «».

И в завершении фраза, которая мне очень нравится… «Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь », Джон Максвелл (американский эксперт в области лидерства, оратор, мотиватор, писатель). Думаю, к формированию принципов и привычек здоровья это имеет прямое отношение.

Итак, придерживаясь 5 факторов формирующих здоровье вы сможете увеличить ресурс своего организма, меньше болеть и радоваться жизни!!!

Я пробовал. Работает! Успеха вам!