Игровые упражнения для дошколят. Детские компьютерные развивающие игры

«Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия

(информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия

для родителей или педагогов)

«Компьютерные игры для дошкольников»

Пояснительная записка

Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр - обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления - обобщение и классификация.
В данной работе отражены характеристики компьютерных игр для детей дошкольного возраста, их классификация. В презентации собраны различные позитивные и негативные последствия увлечения компьютерными играми, а также рассматриваются методические рекомендации для родителей по использованию компьютерных игр.

Актуальность

В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – одна из самых новых и актуальных проблем. Решение этой проблемы - залог успешной реализации личности современного дошкольника.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике являются одним из способов решения этой проблемы. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют познавательный и яркий соревновательный характер.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. У детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Цель: эффективное использование родителями компьютерных игр в целях развития и обучения детей.
Задачи:

Ознакомить родителей с видами компьютерных игр для дошкольников, помочь сориентироваться в их многообразии;
- формировать умение различать компьютерные игры по их назначению;

Проинформировать родителей о положительном и отрицательном влиянии компьютерных игр на детскую психику;

Помочь родителям использовать компьютерные игры как эффективного средства развития и обучения детей.

Описание работы со слайдами:

(Алгоритм работы со слайдами)

3

Родителям необходимо уметь подразделять компьютерные игры по их назначению и целям создания на игры развлекательные и игры, созданные для целей обучения.

4

О влияние компьютерных игр на психику ребенка

5

Компьютерные игры подразделяются на игры обучающие, развивающие, игры-симуляторы, 3 D Action «Стрелялки»

6

Развивающие игры способствуют развитию умственных способностей

7

Обучающие игры - это игровые программы обучающего типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

8

Данный вид игр травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и нравственное воспитание.

9

Сюжет игры-симулятора предполагает воспроизведение в игровой ситуации действий из реальной жизни.

10

Компьютерные игры должны быть развивающими, обучающими, с низким уровнем агрессии

11

Необходим контроль со стороны взрослого для того, чтобы игра имела действительно развивающее или обучающее действие.

1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительной техникой, другие относятся с недоверием, а некоторые считают его применение педагогикой завтрашнего дня.

Использование компьютеров в образовании , в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Передовой педагогический опыт по использованию компьютерной техники в воспитательно-образовательной работе убеждает в том, что она успешно формирует у дошкольников с нарушениями речи готовность к обучению , развивает все компоненты речи (звукопроизношение, лексику, грамматику и др., произвольное внимание, сосредоточенность, способности детей, обогащает и разнообразит самостоятельную детскую деятельность, формы общения и сотрудничества взрослых и детей.

Занятия с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей.

Как отмечают многие авторы (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 2002; О. И. Кукушкина, 1994; Е. И Машбиц, 1986, 1988; И. А Филатова, 1993 и др., применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Совместная скоординированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы позволяет активизировать компенсаторные механизмы ребенка. Поскольку у дошкольников с нарушениями речи хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном для ребенка виде, вызывает особый интерес. В связи с этим применение игровых компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет детям информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

За прошедшее время на основе результатов проведенных научных исследований разработано немало интересных и полезных компьютерных технологий и игр развивающего и обучающего характера для детей, методик их применения в детских садах.

Использование компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений оказывает серьезное влияние на развитие всех сторон речи ребенка. Компьютерные игры помогают решить те речевые задачи, которые дети не усвоили, или усвоили недостаточно. В процессе выполнения заданий уточняются и закрепляются обобщающие понятия. Например:

в игре «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда… » закрепляются такие понятия как: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Цветы», «Продукты» и т. д.,

в игре «Азбука в картинках. Техника» - такие понятия, как: «Транспорт», «Инструменты», «Бытовая техника» и т. д.

Другие задания учат детей:

Употреблять предлоги и слова с пространственным значением (около, напротив, в центре, следа, справа, внизу, вверху, позади, впереди,

Закреплять знания названий детенышей животных, употреблять их в именительном, родительном падежах единственного и множественного числа, дифференцировать на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, находить заданный звук в начале, середине, в конце слова.

В отличие от других игр и видов деятельности компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, восстановить процесс, динамику творчества, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков, воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременно использованием звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок, реализовать принцип самоконтроля, что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости, активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы.

Все это вызывает повышенный интерес к компьютерным играм и у детей и у взрослых, и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и активизировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Таким образом, целесообразность и актуальность применения игровых компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников очевидна.

В течение двух лет мы работали над проблемой преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых компьютерных технологий. Работа велась в системе, целенаправленно. Нами была определена основная цель использования компьютерных игровых технологий в коррекционной работе с детьми:

повышение эффективности, результативности работы по коррекции нарушений речевого развития детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Намеченные задачи были условно разделены на три группы:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла

1. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

2. Знакомство детей с компьютерными игровыми программами и их героями.

3. Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.

4. Формирование у детей начальных навыков работы с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения коррекционных занятий.

II. Группа задач коррекционно-развивающего, образовательного и воспитательного цикла.

1. Коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка.

2. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл задания, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

3. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

4. Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти, внимания.

5. Развитие мотивационной сферы детей.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, усидчивости, сосредоточенности; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла.

1. Развитие воображения.

2. Развитие познавательной активности.

Каждое занятие с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с ОНР.

Занятия проводятся со старшими дошкольниками один раз в неделю, предельное нахождение ребенка у дисплея – 20 – 25 минут. Для предупреждения утомления после 5 – минутной работы с экраном монитора необходим перерыв для выполнения специальных упражнений. В процессе занятия обязательно используются игры и пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики. Ритмичные движения пальцами детям очень нравятся, и таким образом они подготавливают пальчики малыша к работе с мышкой. У игр с пальчиками есть и другие преимущества, они помогают в обучении понятиям «Вниз» и «Вверх». По окончании занятия проводится комплекс упражнений для снятия зрительного и эмоционального напряжения.

1.3. Для реализации намеченных задач мы используем следующие игровые компьютерные технологии:

«Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда… »;

«Лунтик. Русский язык для малышей»;

«Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку»;

«Трое из Простоквашино. Дядя Федор идет в школу»;

«Букварик. Смешарик»;

«Учимся мыслить логически»;

«Развитие речи. Домовёнок Бу в мире слов»;

«Читаем по слогам с домовенком Бу»;

«Дракоша и занимательная информатика»;

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»;

«Азбука в картинках. Техника»;

Электронное пособие для предшкольной подготовки «Букварь» и другие.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи используются компьютерные игры, упражнения и задания, направленные на формирование правильного звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, преодоление фонетико-фонематических нарушение речи и др. :

«Определи звуки природы»;

«Цепочка слов»;

«Путешествие от А до Я»;

«Определи первый звук в слове»;

«Назови и покажи картинку с заданным звуком»;

«Назови и покажи все предметы на картинке с заданным звуком»;

«Выбери из двух слов правильное»;

«Четвертый лишний»;

«Вставь пропущенную букву»;

«Раздели слова на слоги»;

«Собери слово» и другие.

Появление компьютера в детском саду затрагивает все стороны педагогического процесса и требует решения многих организационных вопросов: время и длительность проведения занятий с дошкольниками, их количество, объединение детей в микрогруппы и др.

Работа педагога, использующего компьютерные технологии, тесно связана с работой всех специалистов ДОУ. Она носит исследовательский характер и требует обширных знаний из различных областей: педагогики и психологии, эргономики и вычислительной техники, гигиены, коррекционной педагогики и других наук.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это и мальчикам и девочкам. А наличие на рабочем месте логопеда компьютера является хорошей базой для всесторонней подготовки ребенка дошкольника с ОНР к обучению в школе.

Логопедические занятия с использованием компьютерных игр способствуют полноценному развитию ребенка в целом.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволяет значительно повысить эффект коррекционно-развивающего процесса.

www.maam.ru

Компьютерные обучающие игры:: готовимся к школе:: Мама. Ру

Екатерина Хломова20.11.2011 в 00:58 Детский и семейный психотерапевт

Компьютерные игры для дошкольников должны быть увлекательными, развивать внимание, быстроту реакций, тренировать память. Выполнение всех игровых заданий должно обучить ребенка аналитически мыслить в нестандартных ситуациях, классифицировать и обобщать понятия; развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. Кроме того, игра должна быть осмысленной и простой одновременно, с низким уровнем агрессии.

Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности. Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.

Правила компьютерных игр

Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки - игра длится 9 минут.

Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки - это полчаса в день.

После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры.

Интернет-ресурсы для дошкольников:

www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы;

www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей;

www.doktorpapa.ru - развивающий игры для детей он-лайн;

www.yooooo.ru - игры для детей;

Подробней на сайте mama.ru

Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

Обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников , которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки , развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе.

ПОСЛЕДНИЕ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ:

17.12.2012 - В издательстве "Феникс" вышла книга "Уроки Логозаврии: весело и быстро готовимся к школе" . Ее содержание полностью соответствует учебной программе нашей Интернет-школы "Уроки Мудрой Совы" .

Первая часть, под названием "Сказки для Логоши", является сборником обучающих историй, содержащих учебный материал для подготовки к школе. Вторая часть, "Учимся с Логошей", служит рабочей тетрадью для закрепления изучаемого материала.

Ознакомиться с книгой и приобрести ее по специальной цене можно в Интернет-магазине издательства "PhoenixBooks.ru" .

23.12.2011 - Изменена учебная программа Интернет-школы "Уроки Мудрой Совы" (приведена в соответствие с программой на компакт-диске) . Переставлен порядок изучения М-Ы, Г-Л-Р, С-З, Ж-Ш. В учебно-методическом пособии теперь 37 глав (вместо 24) , соответственно числу занятий. Объем рабочей тетради увеличен.

01.12.2011 - Для специалистов, интересующихся влиянием компьютерных технологий на развитие детей, добавлен раздел "Эксперименты" .

04.02.2011 - В раздел "Игры для девочек" добавлены игры по сюжетам популярной игры "Королевство. Приключения Элизы" .

Источник www.logozavr.ru

Компьютерные игры и дошкольник.

Дата добавления: 2011-04-03

Эта статья создана на основе выступления Парамоновой Л. А., которая рассказала об итогах эксперимента в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца на 10 Педагогическом Марафоне в Москве.

Короткова Т. П. оставляет за собой право выделять главные мысли без искажения смысла выступления автора.

Современный мир невозможно представить без компьютера. И если взрослых компьютер как магнитом притягивает к себе в первую очередь для работы, а затем для развлечения, и для получения удовольствия от общения на форумах и в социальных сетях, то ребенку «взрослая» игрушка интересна вообще.

По результатам последних опросов в больших городах у людей работоспособного возраста развивается компьютеромания: люди бросают все дела и занимаются компьютером.

Наши дети попадают в очень трудное положение. С одной стороны, подражая взрослым, ребенок тянется поиграть за компьютером. С другой стороны, в магазинах продают игрушки, которые не способствуют самостоятельной игре ребенка.

Родители предпочитают покупать ребенку игры и игрушки-трансформеры. Но, к большому, сожалению, эти игрушки не способствует игре ребенка как таковой. Такие игрушки развивают скоростные качества и быстроту реакции (быстро схватить, быстро положить, быстро застрелить) . А это грозит ребенку еще одной бедой – у детей не развивается полноценно речь и порой в речи у ребенка одни глаголы.

Многие родители необдуманно позволяют ребенку слишком длительное время играть за компьютером и не вникают в содержание игры.

Ведущие специалисты Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца провели в течение нескольких лет эксперемент- наблюдение за дошкольниками и однозначно сделали следующие выводы:

1. Компьютер для дошкольника можно использовать только как обучающее средство. 2. Компьютер для дошкольника можно использовать как развивающее дидактическое средство. 3. Как только ребенок использует компьютер для развития, надо постоянно следить за состоянием здоровья ребенка, а именно, за зрением, физическим здоровьем и эмоциональным здоровьем.

Сколько времени можно использовать компьютер для развития ребенка?

По мнению специалистов, оптимально использовать компьютер 2 раза в неделю по 15-20 минут.

С какого возраста можно использовать компьютерные развивающие игры?

Ответ однозначный. Возраст ребенка не ранее 5 лет. Потому что знаковая функция мозга созревает именно к этому возрасту и только к этому возрасту ребенок начинает различать «знак» и реальный объект.

Какие условия необходимо создать ребенку для игр за компьютером?

Родителям необходимо запомнить три фундаментальных вещи:

1. У хорошей компьютерной игры должна быть связь с предметной деятельностью ребенка. Что это значит? Ребенку необходимо перекладывать, выкладывать, т.е. действовать с предметами или персонажами игры.

2. У хорошей компьютерной игры должны быть связь с конструированием и восприятием ребенка. 3. Компьютерные развивающие игры должны отражать взаимодействие интеллектуального и эмоционального здоровья ребенка. Роль эмоций настолько велика, что трудно себе представить.

Эмоции управляют, корректируют и инициируют интеллектуальную деятельность.

Говоря о развивающих компьютерных играх, необходимо рассмотреть два разных понятия «сложность» и «трудность».

Что такое «сложность»? Это понятие объективно, потому что любая задача имеет много ходов решения.Что такое «трудность»? Это понятие субъективно, т.к. трудность от решения задачи возникает у какого-то субъекта.

Задача может быть трудная, но если ребенок владеет разными способами решения, то ему будет легко.

Какими должны быть Развивающие Программы для дошкольников?

1. Специалисты в этой области предлагают создавать Компьютерные Игровые Комплексы.

В детских садах уже существуют и будут развиваться Компьютерные игровые комплексы.

Что такое «Компьютерный Игровой Комплекс»?

Создаются такие комплексы на базе детских садов и предполагают помощь старшим дошкольникам в обучении и развитии. Несколько компьютеров объединены единой программой и подключены к компьютеру взрослого. Взрослый может корректировать ее, учитывая индивидуальные особенности ребенка или определенные задачи обучения.

Какими должны быть компьютерные игровые комплексы?

Компьютеры стоят по кругу, дети работают в парах, сидят на общей скамеечке.

2. В чем особенность и специфика обучения дошкольников?

Во-первых , б Ольшая часть детей боится ошибиться при выполнении заданий. Дошкольники чувствуют себя зажатыми, не свободными.Во-вторых , после многочисленных наблюдений специалисты Центра «Дошкольное детство» им.

А. В. Запорожца выявили и такую закономерность. У 13 % детей, проявляется жестокость по отношению к героям и персонажам развивающих игр, и эта жестокость управляет их действиями.

Нужно ли развивать в детях жестокость?

Поэтому так важно, чтобы во время развивающих компьютерных игр с дошкольником находился взрослый, который бы рассказывал, пояснял и общался с ребенком.

В качественной развивающей компьютерной игре должны быть нейтральные фиксаторы, на которые ребенок мог бы реагировать менее эмоционально. Например, выполнил задание правильно – солнышко улыбается, или ромашка раскрыла лепестки.

В свое время психолог Б. Ф. Ломов предупреждал о том, что «Не надо ВСЁ тащить на экран: «То, что можно сделать другими средствами, а не только с помощью компьютера, и надо делать без помощи компьютера». С помощью компьютера можно развивать у дошкольника пространственные представления, которые в реальном мире ребенок постигает с трудом.

3. Развитие пространственного представления у дошкольника.

С помощью компьютерных игр это делается легко и просто, и кроме этого замечательно развивается мышление ребенка. Например, в игре ребенку предлагается построить дом, но по дороге на стойку машина перевернулась и кирпичи разбилась.

Задача - собери кирпичи и построй дом. И ребенок, разными способами прикладывая части кирпича-прямоугольника, учится в пространстве собирать из частей целое.

В такой игре учитываются особенности возраста ребенка, и поэтому присутствует некий сюжет, различные действия и результат. Ребенок заинтересован и получает радость от самого процесса игры.

Такие игры закладывают предпосылки для успешного овладения в будущем тригонометрией, геометрией, где особенно важны представления о пространстве и для будущих дизайнеров и художников.

4. Темп восприятия ребенка.

Темп игры должен соответствовать темпу детей старшего дошкольного возраста. Это относится и к музыкальному сопровождению, и к звуку, и к движениями героев.

5. Тематика игровых компьютерных программ.

Тематика игровых компьютерных игр должна соответствовать возрасту ребенка и должна быть понятна ему по содержанию. Например, такие игры как «Космос», Лесные жители», «Морские жители», Домашние животные», или «Рисование».

Что важно при выборе компьютерных игр.

Для дошкольника очень важны положительные эмоции. И если в игре у ребенка что-то не получилось, происходит «явление незаконченного действия» . Ребенок не получает удовлетворения от игры и поэтому его эмоции остаются на низком уровне.

Чтобы этого не случилось, родители должны быть вместе с ребенком, чтобы помочь ему.

Детям нравятся так называемые «режиссерские игры». Суть их в следующем. Ребенок действует с изображением человечка или изображением сказочного персонажа и, озвучивая и производя какие-то действия с этими персонажами, создает сказку, мультфильм, создает книжку или придумывает интересные истории.

На сайте Института новых технологий» представлены развивающие компьютерные игры, которые отвечают медицинским, психологическим и педагогическим требованиям.

Что должно обязательно присутствовать в компьютерных играх для дошкольников.

1. Игры, в которых заложена перспектива общения кого-то с кем-то. Психологи утверждают, что компьютерные игры имеют место быть, когда интересны взрослому и когда взрослый играет вместе с ребенком.

2. В игре должны присутствовать элементы сюжетосложения, т.е. присутствуют фигурки героев, маркеры пространства. И очень важно, чтобы в виртуальном мире ребенок реально общался, разговаривая и действуя, со взрослым человеком.

Подлинная дидактика там, где дети учатся у детей или на подражательной основе у взрослых. Поэтому в детских учреждениях детей сажают по двое. Дети насторожены, боятся ошибиться.

Но в игре, соревнуясь или продвигаясь за более успешным, непроизвольно развиваются.

Вы всегда можете выбрать самое лучшее для вашего ребенка. Так сделайте правильный выбор!

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"и получите бесплатно Секретную книгу. Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.Ваш e-mail: *

Материал с сайта www.v-vospitanie.ru

Детские развивающие игры онлайн, детский сайт "Играемся"

В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.

Предлагаем вашему вниманию сайт детских онлайн игр “Играемся”. У нас вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.

Это такое счастье изо дня в день наблюдать, как растёт любимый ребёнок. И несомненно, все родители хотят, чтобы он был умным и способным. Всё в ваших руках.

Только вы, дорогие родители, можете помочь ребёнку развивать свои способности, знакомить его с окружающим нас прекрасным миром.

Так делайте же это с помощью детского сайта “Играемся”! Все представленные игры созданы нашим дружным коллективом при сотрудничестве с профессиональными иллюстраторами и детскими психологами. Развивающие игры, несомненно, понравятся вам и вашему ребёнку.

Мы попытались создать приятную, веселую атмосферу, благодаря которой ваш ребёнок с радостью будет играться и обучаться.

Вы можете быть уверены - наш детский сайт абсолютно безопасен для вашего ребёнка. Здесь нет непристойного контента и агрессивной рекламы, и вы можете безбоязненно оставлять своего малыша наедине с компьютером.

Помните, что наши детские развиваюшие игры онлайн помогут обогатить речь ребёнка, расширить его кругозор и неплохо подготовить к школе! Учиться можно легко и весело!

P.S. Наш детский сайт ещё совсем маленький, и мы, регулярно добавляя новые игры и разделы, будем стараться расти и развиваться вместе с вашим малышом. Заглядывайте к нам почаще!

Обучающие игры, развивающие компьютерные игры, детский портал

Ваш ребёнок ещё такой маленький, и его надо многому научить. Как же это сделать, если ребёнок не может сосредоточиться и усидеть на месте?

На помощь вам придёт детский портал “Играемся”. Наши развивающие компьютерные игры заинтересуют и удержат внимание ребёнка. Выполняя игровые задания, ваш малыш понемногу будет познавать то, что пригодится при дальнейшем обучении в детском садике и школе.

Вместе с нами вы научитесь различать цвета, считать, объединять предметы по признакам, сравнивать предметы по величине, а также многому другому. А наши развлекательные игры всегда помогут отдохнуть после умственных или физических нагрузок.

Помните, что обучающие игры развивают мышление ребенка, учат его самостоятельно выражать свои мысли и чувства. Чем раньше вы начнёте заниматься с вашим ребёнком, тем увереннее он будет чувствовать себя в будущем.

На нашем детском портале представлены обучающие игры разной степени сложности. И если у малыша что-то не получается, поддержите его и помогите, но ни в коем случае не ругайте. Мы надеемся, что совместно выполняя задания, вы лучше узнаете своего ребёнка, поможете ему развить свои способности и просто хорошо проведёте время, общаясь вместе.

И главное, следите, чтобы ребёнок сильно не уставал, регулируйте время его пребывания за компьютером. Помните, что дети дошкольного возраста могут находиться у экрана компьютера не более 30 минут в день.

А теперь вперед играть! Ведь ребёнок это любит больше всего на свете! И не забудьте похвалить ребёнка за пусть даже незначительные достижения!

Материал www.igraemsa.ru

Развивающие компьютерные

игры для дошкольников

На современном рынке компьютерных игр можно приобрести множество программ для детей. Некоторые из них используются и в дошкольных образовательных учреждениях, где создается Компьютерный игровой комплекс (КИК) .

  1. Подбирайте для занятий с детьми развивающие компьютерные игры с учетом психологических особенностей детей 5 - 7 лет, которые направлены на развитие основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, речи, логического мышления.
  2. На занятиях дома или в ДОУ пользуйтесь современными компьютерными играми для детей, имеющими доступный для детского понимания интерфейс (правила взаимодействия играющего с компьютером) . Это позволит ребенку почувствовать себя более уверенным, поставит его в ситуацию успеха.
  3. Следите за тем, чтобы уровень сложности задания соответствовал возрастным возможностям ребенка, его индивидуальности. Это научит его оценивать собственные силы, позволит каждому получать положительные результаты по своей индивидуальной программе.

В каждое занятие Компьютерного игрового комплекса включается несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: беседа или игра; работа на компьютере с индивидуальными игровыми заданиями; подвижная игра или спортивные упражнения; дидактические игры и конструирование. На занятиях строго соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы и проводятся упражнения для глаз.

Предлагаем вам компьютерные игры, которые рекомендует преподаватель КИК в ДОУ № 289 города Москвы М. А. Быковская.

1-й блок. Игры для начинающих

Если вашему ребенку 4 - 5 лет, и он только начинает знакомство с компьютером, следует выбирать для него игры с достаточно простыми заданиями.

Освойте с ребенком в первую очередь технику работы с «мышью» и клавиатурой, а также разберитесь с основами интерфейса игры - со способами перехода к следующему заданию, с управлением уровнем сложности, выключением программы. На начальном этапе лучше не использовать так называемые аркадные игры, которые еще сложны для дошкольника.

Приключенческие сюжеты, логические задания, содержащиеся в таких играх, повышают нервное напряжение, неуспех может снизить самооценку ребенка. Аркадные игры следует вводить тогда, когда ребенок приобретет необходимые навыки с клавиатурой и «мышью».

  1. «Хочу все знать». Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссобит-М». Игра из серии «Детство Мапетов», в которую входит несколько игр:

«По воде, земле и воздуху», «Флора и фауна», «Форма и цвет».

  1. «Маленький искатель». Разработчик «Scholastic»; издатель «Новый диск». Игра включает несколько игр с картинками-загадками и головоломками.

2-й блок. Игры для детей 5 лет

Если дети освоили азы управления компьютером, выбирайте игры для развития внимания, памяти, мышления, творческие игры, а также некоторые сюжетные игры, сопровождаемые различными заданиями.

  1. «Антошка». Приключения охотника за снами. Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссо-бит-М». Игра имеет сюжетную линию в виде книги, в которой на каждой странице можно найти игру или пощелкать по интерактивным предметам
  2. «Планета чисел для малышей».Интересные математические задания на сравнение, счет, внимание и память.
  3. «Алик». Скоро в школу. Разработчик «SILCOM»; издатель «Руссобит-М». Отличная игра для дошкольников. В веселой форме закрепляются понятия: размер, цвет, форма, число, цифра; развивается логическое мышление. В игре множество веселых сюрпризов - «анимашек».

3-й блок. Игры для детей 6 лет

Если дошкольник легко обращается с компьютером, вводите для него более сложные игры, иногда требующие навыков счета, распознавания звуков и букв, хорошей координации движений и более развитой мелкой моторики.

  1. «Антошка». Необыкновенное сафари. В занимательной игре дети знакомятся с различными животными, их средой обитания.
  2. «Антошка». Чудеса науки. Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссобит-М». Занимательная игра в доступной форме знакомит с основами наук: можно рассмотреть объекты под микроскопом, научиться ставить научные опыты в домашних условиях.
  3. «Алик».Летние каникулы. Разработчик «SILCOM»; калейдоскоп игр. Раскраска, пятнашки, тетрис, мозаика, музыкальная импровизация. Смешные картинки. Игры не связаны сюжетом.
  4. «Лелик и Болек в детском саду».Набор игр без сюжета. Игры на развитие памяти, внимания, умения следовать инструкции

Источник nsportal.ru

Развивающие игры для детей: играть бесплатно онлайн!

Не нашли любимую игру? Используйте поиск:

Хотите, чтобы ваше чадо не только с интересом проводило своё время, но и могло извлекать пользу из своих весёлых забав? Развивающие игры для детей - это лучший выбор для самых заботливых и внимательных родителей!

Увлекательные и простые развивающие игры для детей не только подарят крохе отличное настроение, но и снабдят малыша самыми необходимыми знаниями и навыками. А главное - они не позволят самому важному времени в жизни вашего ребёнка пройти бесцельно!

Делу время!

Становясь старше, мы постепенно свыкаемся с мыслью о том, что любые забавы - это праздное времяпрепровождение, отвлекающее нас от действительно важных дел. Потому то нам и кажется беззаботной и радостной пора раннего детства, когда малышу разрешается играть вдоволь: как бы и нам хотелось целыми днями ничего не делать!

Однако для ребёнка любые игры - это не просто беззаботные забавы, но и настоящий учебный процесс. Именно так кроха познаёт мир, учится понимать закономерности происходящих событий и тренирует самые важные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. А потому подходить к выбору игр для малыша нужно со всей ответственностью, едва ли не с большей, чем в будущем вы будете помогать ему с выбором института и будущей профессии.

От того, играет ли ребёнок в хорошие развивающие игры или всё своё время тратит на просмотр мультиков, будет зависеть то, каким станет фундамент его будущего интеллекта. И только от вас, родителей, зависит, чем будет наполнен мозг карапуза: бессвязными картинками или первыми логическими умозаключениями. Но вот какую игру выбрать, чтобы от неё была реальная польза?

Конечно, лучше всего для ребёнка играть с родителями. Вы можете строить башни из кубиков, попутно объясняя, как сделать стены игрушечного замка более прочными при помощи правильной кладки, или играть в развивающие игры для детей, приходя на помощь при серьёзных затруднениях.

Но это возможно только в идеальном мире, где обед варится сам по себе, полы никогда не пачкаются, а причёска всегда выглядит так, словно вы только что вышли из парикмахерской. В реальности молодая мама физически не может находиться около своего малыша 24 часа в сутки, даже если ей очень-очень хочется!

Тогда и приходят на помощь компьютерные развивающие игры, которые надолго увлекут ребёнка, и при этом принесут много пользы его уму. Пока дитя развлекается и набирается ума, мама может успеть переделать всю работу по дому, да ещё и на себя время останется - согласитесь, отличное подспорье в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения!

Компьютеры - детям!

Бытует мнение, что от компьютера малышам только один сплошной вред. И кто бы спорил, что куда полезнее для глаз и мелкой моторики складывать оригами или склеивать модели кораблей, чем кликать мышкой в монитор! Но детей словно тянет ко всему новому и цифровому.

Как можно самому проводить за компьютером время, но не пускать к нему малыша? Это практически невозможно, да и, на самом деле, не нужно.

Возможный вред компьютера для детского здоровья сильно преувеличен: если время, которое малыш проводит перед монитором, не превышает установленных врачами норм, то ничего плохого не случится. А вот с малых лет научиться обращаться со сложной цифровой техникой - это в современном мире очень важно!

Выбираем только лучшее!

В советское время с этим было как-то попроще. В книжном магазине была всего одна книжка с головоломками, и именно её и надо было брать. Даже не только потому что выбора то особо и не было, но и потому что содержание книги было просто идеальным: список подходящих для развития и воспитания детей игр формировался с участием лучших педагогов Союза!

Сейчас же выбор различных “умных игрушек” стал куда больше, но и процент некачественного товара заметно возрос. Как отличить хорошую игру от плохой, как выбрать лучшее развлечение для своего ребёнка?

Во-первых, обязательно обращайте внимание на цветовое решение. Конечно же, развивающие игры для детей должны быть яркими, иначе они просто не будут привлекательными для малыша и будут ему в тягость. Но и слишком много цвета быть не должно: излишне яркая пестрота не только утомляет глаза, но и, как уверяют врачи, может негативно сказаться на психике ребёнка.

Во-вторых, обучение будет куда эффективнее, если в игре в роли наставника или приятеля по учебному классу окажется кто-то из любимых мультяшных героев вашего ребёнка. Даже трудным делом заниматься куда веселее, если видишь перед собой позитивный пример в виде своего любимца! “Смотри, как хорошо Пятачок знает цифры!” “Все девочки из Винкс ходят в школу и учатся вместе с тобой!” - если хочешь быть похожим на своего кумира, придётся потрудиться!

В-третьих, разумеется, игры не должны содержать ошибок - на грамматических, ни фактических. К сожалению, нередки случаи, когда создатели игр относятся небрежно к своим обязанностям и плохо проверяют содержание своих игр, допуская как опечатки, так и откровенные ошибки.

Вам непросто будет объяснить своему ребёнку, почему именно сейчас для перехода на новый уровень нужно дать неправильный ответ! Поэтому лучше заранее самостоятельно проходить все игры, которые вы собираетесь предложить своему ребёнку, чтобы отфильтровать те, что сделаны спустя рукава.

Впрочем, если у вас совсем нет времени на то чтобы лазить по всей сети и отыскивать хорошие игрушки, у нас для вас есть отличная новость! Мы уже сделали эту работу за вас и отобрали только самые качественные развивающие игры для нашего сайта.

Вы можете смело загружать любую из них: можете быть уверены, что она обязательно понравится вашему ребёнку! Помимо этого, большим достоинством нашего сайта является и то, что все развивающие игры доступны на нём онлайн и совершенно бесплатно! А это значит, что играть в них можно сколько хочется и где угодно, даже в пути или в гостях.


Сегодня практически невозможно оградить детей от компьютера. Так почему бы не использовать его во благо собственному чаду. Тем из родителей, кто заботится, чтобы ребёнок научился логически мыслить и постиг азы программирования, обратить внимание на игры, собранные в нашем обзоре. Эти несложные компьютерные игрушки будут способствовать развитию мышления, внимания, памяти и сообразительности, и что немаловажно, играть в ним смогут дети уже с 6 лет.

1. Инди-игра Crayon Physics Deluxe

http://www.crayonphysics.com/


Эта игра настоящий шедевр. Она до ужаса простая и в тоже время способствует развитию у ребенка инженерного мышления. По сути, является симулятором «физического поведения» предметов в мире. В игре при помощи рисования правильных фигур и элементов нужно решать механические задачки.

2. Студия кода

http://code.org/



Игра с простым и комфортным интерфейсом, которая даст неплохое базовое представление о разных языках программирования. Важное достоинство проекта еще и в том, что он не коммерческий, а сугубо образовательный.

3. Lightbot



http://lightbot.com/hocflash.html
Простой интерфейс и понятный обучающий материал, который расскажет об основах построения алгоритмов на примере движения робота. Будет очень полезно школьникам для понимания принципиальных основ интерактивного взаимодействия.

4. Сode Сombat

http://codecombat.com/


Игра-ветеран, которая расскажет об устройство таких кодовых языков, как Pythonчик, JavaScript, Lua и даже CoffeScript.

5.Playcodemonkey

http://www.playcodemonkey.com/



Простенькая игра обучающая основам программного синтаксиса через игру с обезьяной.

6. Сeebot

http://www.ceebot.com/ceebot/index-e.php


Игра для детей с уже базовым представлением о программировании. В игре нужно управлять персонажем при помощи команд языка C++.

7. Scratch



https://scratch.mit.edu/
Настоящая классика обучающих программированию игр. Содержит массу толковых примеров. У игры также весьма и весьма достойное «профессиональное» сообщество.

8. Gethopscotch

https://www.gethopscotch.com/



Игра для тех детей кому уже их родители купили Ipad. Приятный дизайн и базовое изучение основополагающих принципов современного программирования. Очень емкий по содержанию симулятор.

9. Пиктомир

http://www.piktomir.ru/


Полезный отечественный проект по программированию для школьников и дошкольников. К сожалению имеет слабый дизайн и интерфейс, а повсеместно использование русского языка далеко не лучшее решение для программирования, где свыше 70% слов – английские.

10. Kodable

https://www.kodable.com/



Милая игра, которая познакомит с принципами интерактивного прототипирования поведения объекта. Подойдет даже для самых маленьких. В игре очень забавные персонажи.

Не менее важна и детская развивающая мебель - .

Детские компьютерные развивающие игры — миф или реальность? На смену обычным игрушкам в наше время пришли планшеты и компьютеры. На них можно поиграть в разнообразные компьютерные игры, в зависимости от возрастной категории ребенка и его увлечений.

Развивающие игры бывают:

  • познавательные;
  • на развитие цветового восприятия;
  • на тренировку памяти и внимания;
  • логические;
  • на изучение геометрических тел и форм;
  • пазлы;
  • математические;
  • ребусы и загадки

Что несут в себе детские компьютерные развивающие игры?

Познавательные компьютерные игры способствуют расширению кругозора малыша, учат сопоставлять предметы и устанавливать взаимосвязи между их свойствами.

Ребенок должен уметь охарактеризовать предмет, назвать его признаки и отличия от других. Ребенок в процессе игры учится наблюдать и познавать мир, уметь выделять предмет по признакам и относить его к той или иной группе и классификации.

– Игры на цвета представляют собой изучение основных 7 цветов радуги и их оттенков. В некоторых приложениях возможны изучения и разных оттенков, чтобы ребенок усвоил понятия «светлее» и «темнее».

Также при подготовке к школе понадобится такое умение, как группирование нарисованных предметов на картинках по цветовой гамме. Компьютерная игрушка может вслух озвучивать цвета и подсвечивать на экране предметы этого цвета. К играм, развивающим цветовое восприятие, относятся всевозможные раскраски и «рисовалки».

Ваше устройство, к сожалению, не поддерживает Flash. Раскрасить картинку онлайн не получится.

– Игры развивающие память помогают развивать и тренировать зрительное и слуховое восприятие. В основном это игры на нахождение отличий между двумя схожими предметами. Также игровые лабиринты, которые помогают учиться запоминать. Яркий .

– Логические игры рассчитаны на сравнение предметов по размерам и расположению их в пространстве. Также помогают расширить словарный запас ребенка благодаря изучению слов-антонимов. Малыш учится логически рассуждать, выявлять закономерности, обрабатывать и анализировать полученную информацию.

К таким играм относятся всевозможные мозаики, игры на ассоциации и лишние предметы, подбор пары, соединение рисунков по точкам.
– Изучение форм пригодится в дальнейшем на уроках математики и для ориентирования в пространстве. Ребенок должен уметь охарактеризовать предмет в доме или другом месте, то есть описать его форму, размер, сравнить с другими вещами. Понимать понятия больше/меньше.

Обычно в таких играх предлагаются на выбор картинки предметов разных размеров. Малыш должен ответить на поставленные вопросы и нажать правильную картинку с ответом.

– Пазлы для детей состоят из маленького количества элементов, но крупных размеров. Обычно для разбивки на части подбираются яркие красочные картинки, которые могут заинтересовать ребенка. Такие игры развивают логическое мышление.

Математические игры позволяют ребенку освоить первый счет. Они рассчитаны на изучение чисел, цифр и простейшие арифметические действия с ними. Это хорошая подготовка к школе.
– Загадки тренируют мышление, сообразительность, развивают интеллект малыша, расширяют кругозор и словарный запас, учат грамотно писать слова.

Родители и процесс игрового обучения

В компьютерные игры ребенок должен играть под присмотром взрослых. Малыш еще не умеет читать, и ему не всегда будет понятно, что нажать во время или по окончании игры. Также ребенку может понадобиться помощь взрослых, чтобы разобраться с заданием. Родители должны показать, как правильно играть и какие кнопки нажимать.

Если у ребенка не все будет получаться, старшие смогут ему подсказать правильные действия в игре. В этом случае в использовании удобнее планшет. С ним можно устроиться на диване в удобном положении. Малышу увлекательнее будет тыкать пальчиками в яркий экран и наслаждаться чувством реальности игры.

Учиться в игровой форме малышам веселее. Ведь в раннем возрасте дети не умеют долго сосредотачиваться на каком-то задании. Развивающие игры помогут ребенку получить его первые познания окружающего мира, совместят изучение полезной информации с веселым времяпрепровождением.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.

Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период, когда фактически складывается личность ребенка. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра , которая определяет формирование основных но­вообразований и способствует наряду с другими деятельностями становлению базисных характеристик личности ребенка. Происходит некий распад прежде совместной деятельности со взрослым. У ребенка возникает потребность «быть как взрослый», ко­торую он реализует в игре. Значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. Более того, игра, являясь ведущим типом деятельности, определяет переход на новую возрастную стадию развития ребен­ка. По мнению Л.С. Выготского, «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития» . Из игры формируются различные творческие виды деятельности – конструирование, рисование, восприятие сказки. Возникают и развиваются новые формы общения – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Таким образом, в игре ребенок развивается, учится входить в положение другого человека, прослеживать и понимать ситуацию изнутри, что особенно важно в межличностных отношениях. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со сверстником – сотрудничать, договариваться, слышать его, в чем-то поступаться своими амбициями ради общего дела, а в чем-то настаивать на своем. Все это формируется и оттачивается в игре.

Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой форму практического размышления ребенка об окружающей действительности , который как бы играет со своими знаниями и представлениями об окружающем мире. В ее работах подчеркивается, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры , то есть камешек может стать монеткой для ребенка, играющего в «магазин». Эта способность и является основанием для использования компьютера в качестве игрового средства. Таким образом, при усло­вии, что ребенок будет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут игровое значение.

Несмотря на то что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент отсутствует . Наиболее интересной представляется классификация, предложенная Р.Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, основывающаяся на общепринятом делении игр по содержанию и действиям играющего. По объему она весьма обширна, в связи с чем в данной статье будет приведена с сокращениями. Авторы предлагают следующее разделение .

    Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер . Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

    Аркады (платформеры). Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован, его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно из-за отсутствия в ней смыслового плана.

    Стратегии . Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (долж­ность) и полномочия, т. е. возможности игра­ющего. В такой игре не отражена система че­ловеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.

    Симуляторы . Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

    Игры-повествования . Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.

Основываясь на данной классификации, все игры можно разделить на ролевые и неролевые .

К первой группе относятся симуляторы, в которых положение играющего обозначается как «внутри ситуации». Подобная позиция обусловливает практически полную идентификацию играющего с персонажем в игре. Игры-повествования также относятся к ролевым играм, но, в отличие от игр-симуляторов, играющий как бы со стороны наблюдает за своим персонажем, управляет его действиями. Такой тип игр предполагает менее выраженное отождествление себя с игровым персонажем. Игры-стратегии представляют собой тип ролевых игр, в которых роль конкретно не обозначена, а воображается играющим, управляющим деятельностью компьютерных персонажей. Ко второй – головоломки, традиционные игры, перенесенные на компьютер, и аркады. Характерной особенностью данной группы игр является то, что играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа (как это происходит в аркадах), либо игровой персонаж как таковой отсутствует (в головоломках и традиционных играх, перенесенных на компьютер).

Таким образом, приведенная классификация представляется наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.

Во-первых, в ее состав необходимо включить обучающие игры . Они представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьиру­ется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечи­вают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.

    Организация совместной дея­тельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.

    Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

    Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п. .

Во-вторых, в предложенной классификации не указаны развивающие игры , которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.

Развивающие и обучающие игры могут относиться как к классу ролевых, так и неролевых.

Таким образом, компьютерная игра, как и сюжетно-ролевая, является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней, нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Однако важно отметить, что специфическая особенность всех перечисленных видов компьютерных игр – это игра в заранее заданных рамках. То есть перед ребенком ставится конкретная игровая задача, которую он должен решить, действуя в соответствии с заложенной в игру стратегией, используя заданный игровой материал. Помимо этого процесс решения игровых задач непрерывен. Ребенку, только что решившему одну игровую задачу, сразу же предлагается следующая, и так далее. То есть функция целеполагания, постановки игровых задач в данном случае полностью регламентирована компьютерной игрой, элемент самостоятельной активности, творчества ребенка в рамках игры как бы выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности . Кроме того, решать игровые задачи оказывается возможным только определенным образом, заданным разработчиками игры. Ребенок не составляет плана своих действий, а лишь методом проб и ошибок достигает поставленную цель. Таким образом, компьютерные игры, за исключением некоторых развивающих и обучающих, не предполагают самостоятельной возможности выбора способов действий, что является необходимым условием для полноценного развития ребенка.

Тем не менее, использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Кроме вышеперечисленного, играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий. А.В. Запорожец в своих трудах утверждал, что мышление составляет интеллектуальную базу для развития деятельности. Процесс овладения обобщенными способами действий, т. е. нахождение общего метода реше­ния нескольких схожих игровых задач, приводит к повышению уровня осуществления деятельности. Согласно его концепции амплификации (обогащения), чем выше интеллектуальный уровень, на котором осуществляется деятельность, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности .

Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется - выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов .

Тем не менее, прослеживается тенденция вытеснения компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника. Все больше свободного времени дети проводят за компьютером. В соответствии с данными Между­народной ассоциации игры этому способствует ряд причин .

    Взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра противо­поставляется полезной работе как что-то необязательное.

    Безопасность компьютерной игры. Родители опасаются выпускать детей играть на улицу без присмотра. Гораздо легче контролировать ребенка в стенах дома.

    Давление образовательных уч­реждений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

А между тем именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте . В процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры . Она не должна быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не оказывает необходимого развивающего эффекта.

Так или иначе, полностью исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. Но необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день .

Если вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия . Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию, чтобы затем появилась возможность добавить своему персонажу игровые предметы или способности. Это своеобразное «замещение Я» более «крутым» образом, который действует в рамках предлагаемых программой задач. Такого вида игры ни в коем случае не рекомендуются дошкольникам, потому что игровые задачи они должны ставить самостоятельно.

В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые задачи ребенок ста­вит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути .

В процессе игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу.

Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. В качестве примера можно привести серию игр на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков «Баба Яга». Их достоинство проявляется в следующем:

    во-первых, их герой – популярный персонаж детских сказок;

    во-вторых, игры этой серии основаны на методике опережающего обучения;

Эти игры озвучены известными актерами, в них используются стихи популярных детских авторов. Данная серия сделана в виде игры-повествования с элементами стратегии, аркад и головоломок. В ней сочетаются как ролевые, так и неролевые формы игры. Возможно, что ребенку-дошкольнику поначалу справиться с ними будет сложно, поэтому играть необходимо вместе с ним: то, что ребенок пока не может сделать самостоятельно, он сможет сделать вместе с взрослым. К тому же совместная деятельность оказывает положительное воздействие не только на познавательное развитие ребенка, но и на детско-родительские отношения.

Таким образом, не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.