Психическое здоровье. Физическое и психическое здоровье: простые секреты

Здоровье – главное благо в жизни человека. Многие люди заботятся о его физической составляющей – нормальной работе основных органов и систем, но мало кто обращает внимание на собственные психические состояния. Однако ученые подтверждают, что невозможно вести полноценную жизнь, не поддерживая эмоциональной стабильности и не борясь со стрессом – основным «виновником» большинства болезней.

Почему так важна здоровая психика

Психическое и физическое здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Если происходят нарушения в одном из них, неизбежно следуют негативные изменения и в другом.

ВОЗ считает, психическое здоровье – это не только отсутствие расстройств, но и состояние благополучия, душевного равновесия, которое позволяет человеку реализовать себя, быстро адаптироваться к условиям окружающей среды и эффективно противостоять негативным факторам.

Стресс – основная причина, приводящая к нарушению психического здоровья. Обычно он возникает при повышенных эмоциональных и умственных нагрузках или психологической травме, которая появляется из-за интенсивного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Состояние стресса сопровождается следующими симптомами:

  1. Повышенная утомляемость;
  2. Нарушения в работе ЖКТ;
  3. Дискомфорт в поясничном отделе;
  4. Проблемы с засыпанием и беспокойный сон;
  5. Нарушение концентрации внимания;
  6. Апатия.

Если не предпринимать никаких мер, то неблагоприятные психические состояния приводят к появлению более серьезных недугов – высокого артериального давления, язвы желудка, сахарного диабета, бронхиальной астмы, нарушений функционирования щитовидной железы и даже психических расстройств.

У представителей обоих полов стресс проявляется по-разному. Психическое здоровье женщин более уязвимо – они эмоциональны и чувствительны, подвержены страхам и депрессивным состояниям. Нарушения могут появиться из-за необходимости совмещать работу и семью, утраты красоты и естественного старения, отсутствия возможности иметь детей и наступления климакса.

Для мужчин большое значение имеет их социальный статус в обществе, поэтому они часто переживают из-за непризнания их личностных достоинств и утраты физической силы. Последствия обычно выражаются в сбоях в работе сердца и ЖКТ, появлении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, половом бессилии.

Важность психического здоровья заключается в следующем:

  1. Непрерывный стресс, тревога и иные беспокойства отрицательно сказываются на физическом состоянии – ухудшается сопротивляемость организма вирусным инфекциям, появляются проблемы со сном, а если не предпринимать никаких действий, то развиваются более серьезные недуги;
  2. Люди, поддерживающее свое психическое здоровье, обычно имеют лучшую производительность труда и строят успешную карьеру;
  3. Умение противостоять стрессам положительно складывается на обстановке в семье – такие люди не конфликты и могут передать основы правильного образа жизни своим детям;
  4. Согласно статистике, большинство преступлений совершают люди, не заботящиеся о своем психическом состоянии;
  5. Увеличение продолжительности жизни. Исследования показали, что риск появления болезней сердца более чем на 90% выше у людей, не умеющих справляться с депрессивными состояниями и стрессом.

Поэтому так важно своевременно предпринимать профилактические меры, укрепляющие не только физическое, но и психическое здоровье.

Критерии нормы

Многие люди стремятся к формированию здорового образа жизни. Факторы, оказывающие непосредственное влияние – это режим труда и отдыха, система питания, физические нагрузки и устоявшиеся привычки. Однако не менее важны и психические состояния – эмоциональная стабильность, уверенность в себе, адекватное восприятие действительности.

ЗОЖ – это не только нормальное протекание всех физиологических процессов в организме, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, личностное совершенствование и рост. Такие люди способны выполнять профессиональные и социальные функции независимо от окружающей обстановки и происходящих событий.

Выделяют основные критерии психического здоровья:

  1. Обладание чувством постоянства и идентичности – осознание своего «Я» и его полное принятие;
  2. Однотипное поведение в одинаковых ситуациях;
  3. Способность к самоанализу, признание собственных ошибок, разумная критика собственной деятельности и ее результатов;
  4. Адекватная реакция на происходящие события, поступки других людей и т.д.;
  5. Способность контролировать свое поведение в рамках установленных норм закона и морали;
  6. Планирование своей жизни и реализация желаний;
  7. Адаптивность, гибкость поведения и мышления в соответствии со складывающимися жизненными обстоятельствами.

Состояние психического, или душевного, здоровья женщин сильнее подвержено негативному влиянию неблагоприятных факторов. Однако представительницы прекрасного пола восстанавливают его легче и быстрее. Некоторые специалисты считают, что именно поэтому они имеют большую продолжительность жизни, чем мужчины.

Отсутствие болезни вовсе не означает полное психическое здоровье. Однако в России обращение к специалисту за помощью считается чем-то ненормальным – к таким людям сразу приклеивается клеймо ущербного и неполноценного.

Но любые нарушения нельзя оставлять без внимания. Иногда психические состояния становятся основной причиной болезни, в иных случаях – ускоряют развитие недуга. Ситуации могут быть разными, но одно взаимосвязь «души» и тела признается безусловной.

  1. Соблюдать оптимальный режим дня в соответствии с возрастом малыша;
  2. Больше общаться с позитивно настроенными взрослыми;
  3. Вместо бездумного просмотра телевизора проводить время на свежем воздухе вместе с семьей;
  4. Приучать ребенка к чтению и музыке, саморазвитию;
  5. Чаще хвалить и поддерживать в каких-либо неприятных ситуациях. Нельзя подвергать жесткой критике личность малыша.

С детского возраста можно привить ребенку правильные модели поведения, которые значительно облегчат его взрослую жизнь.

Меры по сохранению психического здоровья женщин такие же, как и у мужчин. Они включают в себя следующие рекомендации:

  1. Нужно обязательно выделять время на удовлетворение своих желаний – хотя бы несколько часов в неделю человек должен заниматься тем, что ему нравится и приносит удовольствие;
  2. Регулярно говорить себе и окружающим теплые слова;
  3. Поддерживать свое тело в хорошей форме;
  4. Оградить себя от общения с «тяжелыми» людьми;
  5. Если появляется злость или гнев, то лучше занять себя физическим трудом.

Стоит регулярно кушать бананы – они содержат особое вещество, которое стимулирует выработку гормонов «счастья». Если появляются какие-либо отклонения, то не нужно стесняться обращаться к врачам. Своевременное вмешательство поможет избежать опасных последствий.

Одно из самых распространенных нарушений психического здоровья – депрессия. Это состояние уныния, которое может проявляться сильнее или слабее в зависимости от личностных характеристик человека. Многие люди не уделяют этой проблеме никакого внимания, что лишь усугубляет ситуации. Если состояние не улучшается в течение 2-х недель, появляются мысли о суициде, падает самооценка, то необходимо срочно обратиться к специалисту для лечения депрессии.

Как защитить и укрепить

Особое внимание поддержанию психического здоровья нации должно уделять государство. Люди необходимо знать, что они находятся в безопасности, а их права защищены в полном объеме. Следует реализовывать специальные программы не только в рамках здравоохранения, но и в сфере трудоустройства, правосудия, социального обеспечения и т.д.

Между тем, каждый человек может начать действовать самостоятельно. Чтобы снизить отрицательное воздействие стресса и укрепить психическое здоровье, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Правильно питаться – сбалансированный рацион является залогом физического здоровья, от которого зависит состояние психики. Переедание, употребление полуфабрикатов и продуктов, содержащих много химических компонентов, жирная пища – все это накладывает отпечаток на эмоциональном состоянии человека. Доказано, что сбои в работе щитовидки, болезни сердца и репродуктивной системе, а также некоторые другие недуги способны пошатнуть психическое здоровье;
  2. Заниматься спортом – при умеренных физических нагрузках в организме вырабатываются гормоны «счастья», улучшается кровообращение, а ткани и органы получают достаточно питательных веществ и кислорода. Систематическая активность помогает бороться со стрессом и улучшает настроение;
  3. Познавать себя – включает в себя несколько процессов:

А) Формирование правильного отношения человека к себе – принятие себя как личности со всеми достоинствами и недостатками;

Б) Контроль над эмоциями;

В) Поиск скрытых способностей и развитие новых навыков.

  1. Избавиться от пагубных зависимостей – прежде всего это курение и пристрастие к алкоголю. Следует разобраться в себе и выявить, какие привычки осложняют жизнь, и постараться от них избавиться. Не нужно бояться обращения к специалисту, если не удается справиться с зависимостью своими силами;
  2. Учиться эффективно противостоять стрессу – этот пункт можно отнести к контролю над эмоциями, однако он включает в себя и изучение методов релаксации;
  3. Изменять принципы мышления – если начать следовать указанным рекомендациям, то этот процесс запустится автоматически. Но чтобы достигнуть желаемого результата, следует приложить определенные усилия:

А) Защитить себя от отрицательной информации – например, меньше смотреть телевизор и общаться людьми, которые находятся «на негативе»;

Б) Стараться находить положительные стороны во всех происходящих событиях и закрепить позитивные психические состояния;

В) Перестать излучать негативные эмоции – подвергать критике коллег, родственников, начальство, государство и т.д.;

Г) Никогда не унывать;

Д) Не сравнивать с окружающими людьми – значение имеют только собственные достижения;

Е) Воспринимать жизнь с положительной стороны.

Не нужно пытаться изменить мир. Главное – научиться воспринимать его с позитивной стороны, а это под силу каждому человеку.

Чтобы снизить негативное влияние стресса, можно выполнить следующие упражнения:

  1. Найти его источник. Причем нужно смотреть вглубь проблемы. Например, если в семье катастрофически не хватает денег, то причина, скорее всего, не в маленькой заработной плате, а в нелюбимой работе. Стоит завести отдельную тетрадь и подробно записать туда всю информацию.
  1. Не нужно копить отрицательную энергию в себе – ей нужно сразу же давать выход. Например, быстро решать ситуации, которые провоцируют подавленные состояния, выражать собственное недовольство и т.д. Но одновременно стоит научиться быть снисходительным и прощать промахи других людей.

Здоровый человек – счастливый, живущий в гармонии с собой и не ощущающий внутреннего разлада. Такого состояния можно достичь только путем поддержания и психической, и физической составляющей. Простые меры, направленные на формирование позитивного мышления, способно значительно повысить качество жизни. С их помощью легче избавиться и от физических недугов, которые часто появляются из-за стресса и неудовлетворенности жизнью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Хорошее здоровье является важнейшим благом в нашей жизни, однако его состояние зависит от нашего отношения к нему. Каждый знает, что поддерживать здоровье намного проще, чем его вернуть, однако быстрый ритм жизни и повышенные требования к себе отвлекают современных людей от своего состояния - то времени нет для себя, то желания. Говоря о здоровье, чаще всего подразумевают надежную работу сердца, дыхательной системы и внутренних органов, здоровый внешний вид и крепкие мышцы. Безусловно, это свидетельствует о наличии здоровья, но здоровья физического, и ничего не говорит о здоровье психическом.

Взаимосвязь физического и психического здоровья

Между психическим и физическим здоровьем существует очевидная связь. Если человек не заботится о своем физическом состоянии, то это отражается на психическом уровне - он может испытывать апатию, недовольство собой, быстро утомляться и т.д. Точно так же, если человек испытывает нервное напряжение и эмоциональные перегрузки, то это не может не отразиться на здоровье. Например, постоянные волнения способны вызвать язву желудка, а нервные стрессы в юности могут повлечь за собой различные психические расстройства в зрелом возрасте. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество человек, страдающих от психических расстройств, превышает 450 млн. Кстати, ВОЗ отмечает необходимость заботы в равной степени о физическом здоровье и о психическом, отмечая в своем уставе, что психическое здоровье не означает отсутствие расстройства, а является составной частью здоровья в целом. Говоря о гендерных различиях важно отметить, что мужчины испытывают первые приступы психических расстройств в период юности, в то время как женщины начинают испытывать проблемы с психоэмоциональным состоянием к 25-30 годам.

Поддержание психического здоровья

На состояние психического здоровья сильное воздействие оказывает не только поведение человека и отношение его к самому себе, но и социально-экономические, а также экологические факторы. Хорошее психическое здоровье, мужчины и женщины должны поддерживать одинаково. Оно характеризуется, прежде всего, состоянием благополучия, а также стремлением и возможностью человека реализовать свой потенциал. Поэтому для его поддержания необходимо правильно организовать свою деятельность - чередование работы и отдыха, умственного и физического труда. Для работы, а также для отдыха необходимо создать наиболее подходящие условия. Рабочее место должно быть удобным и хорошо освещаться, а отдых не должен проходить перед экраном телевизора. Важную роль в сохранении психического здоровья играет режим дня, здоровый сон и здоровое питание. Еженедельный и ежегодный отдых также положительно влияет на состояние здоровья, а занятия фитнесом способны развить в человеке устойчивость к стрессам и укрепить иммунитет. Кроме того, человек, который заботиться о своем здоровье, по определению не может быть недовольным собой, ведь в себя он вкладывает время, силы и любовь, а это главная профилактика психических расстройств.

К сожалению, современный человек плохо знаком с термином «психическое здоровье», а большинство людей не знают, как побороть невроз и как выйти из депрессии без помощи доктора. В практике психологической помощи осуществляется ряд мероприятий, направленных на лечение и на поддержание психического здоровья. Многие люди наивно полагают, что победить депрессию или другое расстройство гораздо проще, чем начать вести здоровый образ жизни и подкорректировать свои привычки. Однако и то и другое требует от человека полной самоотдачи и достаточного количества времени.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Человек, который являются эмоционально здоровым и контролирует свои эмоции и свое поведение, способен справляться с жизненными трудностями, строить крепкие отношения, и такой человек легче справиться с неудачами на своем жизненном пути. Но просто так ничего не дается, также требуются усилий для создания или поддержания физического здоровья, так и эмоционального и психического здоровья. Улучшение вашего эмоционального здоровья может быть полезным опытом, так как сказывается почти на всех аспектах вашей жизни, включая улучшение вашего настроения, повышению психологической сопротивляемости, и общего удовольствия от жизни.

Что такое психическое здоровье?

Психическое или душевное здоровье относится к вашему психологическому благополучию. Эмоциональное здоровье - это как вы чувствуете себя, качество ваших отношений и ваша способность управлять своими чувствами и справляться с трудностями.

Хорошее психическое здоровье - это не только отсутствие психических проблем со здоровьем. Умственное и эмоциональное здоровье - это гораздо больше, чем просто отсутствие депрессии, хандры, тревожности или других психологических проблем. Аналогично, не плохое самочувствие - это не то же самое, что быть здоровым. В пол не возможно вы не испытываете никаких негативных эмоций, но для выработки позитивного мышления вам потребуется приложить усилия.

Психически и эмоционально здоровый человек имеет:

    Чувство удовольствия от жизни.

    Интерес к жизни и способность веселиться и смеяться.

    Способность справляться со стрессом и невзгодами.

    Чувство смысла и цели.

    Гибкость, возможность узнавать новые вещи и приспосабливаться к происходящим изменениям в жизни.

    Баланс между работой и отдыхом.

    Умение строить и поддерживать полноценные взаимоотношения.

    Уверенность в себе и высокая самооценка.

Эти положительные характеристики психического и эмоционального здоровья позволят вам участвовать в жизни в полной мере и благодаря этому быть более продуктивным и иметь прочные отношения с семьей и ближайшим окружением. Эти позитивные характеристики также помогут вам справиться с жизненными трудностями и стрессами на работе и в семье.

Устойчивость эмоционального и психического здоровья

Быть эмоционально и психически здоровым, это еще не значит, что вы не будете переживать плохие времена или не испытывать эмоциональные проблемы. Все мы проходим через разочарования, потери и изменения в своей жизни. Печаль, тревога и стресс, к сожалению все это обязательная часть жизни человека.

Разница в том, что люди с хорошим эмоциональным здоровьем имеют возможность оправиться от несчастья, травм и стресса. Эта способность называется устойчивость . Люди, эмоционально и психически здоровые имеют больше инструментов для совладения с трудными ситуациями. Они остаются целенаправленными, гибкими, творческими и в плохие времена, и хорошие.

Одним из ключевых факторов устойчивости является способность балансировать между стрессом и своими эмоциями. Способность распознавать свои эмоции и выражать их соответствующим образом поможет вам не застрять в депрессии, тревожности или других негативных состояниях. Другим ключевым фактором является наличие сильной сети поддержки. Имея доверенных людей вы можете обратиться за ободрением и поддержкой к ним, что повысит вашу устойчивость в трудные времена.

Физическое здоровье связано с эмоциональным и психическим здоровьем

Нужно заботиться о своем теле - это мощный первый шаг к психическому и эмоциональному здоровью. Ум и тело связаны. Когда вы начнете работать над своим физическим состоянием, вы будете автоматически испытывать более позитивные эмоции. Например, физическая активность не только укрепляет наше сердце и легкие, а также выпускает эндорфины, мощные химические вещества, которые помогают нам получить заряд бодрости и поднять себе настроение.

    Достаточно отдыхайте. Чтобы иметь хорошее эмоциональное и психическое здоровье, важно заботиться о своем теле. Что включает в себя и хороший продолжительный сон. Большинству людей необходимо семь-восемь часов сна каждую ночь, чтобы хорошо себя чувствовать.

    Узнать о хорошем питании . Чем больше вы узнаете о том, что вы едите и как это влияет на вашу энергию и настроение, тем лучше вы себя будете чувствовать.

    Упражнение , чтобы снять стресс и поднять настроение. Упражнение является мощным противоядием от стресса, тревожности и депрессии. Изыскивайте малейшие возможности добавить физической активности в свой распорядок дня. Поднимайтесь по лестнице вместо лифта или идите пешком до работы, а потом до дома. Чтобы получить максимум психического преимущества для здоровья, ваша цель 30 минут физической активности или более в день.

    Получить дозу солнечного света каждый день. Солнечный свет поднимает настроение, поэтому постарайтесь получать по крайней мере 10 - 15 минут солнца в день.

    Ограничьте употребление алкоголя и избегайте сигарет. Это стимуляторы, которые могут неестественно заставить вас чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, но они имеют долгосрочные негативные последствия для вашего настроения и эмоционального здоровья.

Улучшение психического и эмоционального здоровья

В целях сохранения и укрепления психического и эмоционального здоровья, очень важно обращать внимание на собственные потребности и чувства. Не позволяйте стрессу и негативным эмоциям накапливаться. Старайтесь поддерживать баланс между ежедневными обязанностями и вещами, которые вы любите. Если вы заботитесь о себе, значит вы лучше подготовлены, для борьбы с вызовами которые иногда ставит наша жизнь.

Забота о себе включает проведение мероприятий, которые естественно приводят к выбросу эндорфинов и способствуют хорошему настроению. В дополнение к физическим упражнениям, эндорфины также естественным образом освобождаются, когда мы:

    Делаем вещи, которые положительно влияют на других. Быть полезным другим и ценится за то, что вы всегда можете помочь, это самоуважение к себе.

    Практика самодисциплины. Самоконтроль естественно вызывает чувство оптимизма и помогает вам преодолеть минуты отчаяния, беспомощности и другие негативные мысли.

    Узнать или открыть для себя новые вещи. Думайте об этом как “интеллектуальной игре.” Попробуйте вступите в Книжный клуб, посетить музей и выучить новый язык.

    Наслаждаться красотой природы или искусства. Исследования показывают, что просто прогулкой по саду можно понизить кровяное давление и уменьшить стресс.

    Управлять своим уровнем стресса. Стресс серьезно влияет на психическое и эмоциональное здоровье, поэтому очень важно держать его под контролем. Хотя не все стрессоры можно избежать, стресс-менеджмент стратегии могут помочь вам привести все в равновесие.

    Лимит нездоровые психические привычки, как тревожные. Постарайтесь не стать поглощенным повторяющихся умственных привычек, негативных мыслей о себе и мире, которые сосут до времени, истощают вашу энергию и вызывают чувство тревоги, страха, и депрессии.


Взаимовыгодные отношения - основа эмоционального здоровья

Независимо от того, сколько времени вы посвящаете улучшению вашего психического и эмоционального здоровья, вам все равно нужна компания других людей, чтобы чувствовать себя и выглядеть наилучшим образом. Люди являются социальными существами с эмоциональной потребностью в отношениях и позитивными связями с другими людьми. Нам не суждено выжить, а уж тем более процветать в изоляции. Наш социальный мозг жаждет общения, даже когда опыт заставляет нас стесняться.

Социальное взаимодействие - конкретно с кем-то проговорить о своих проблемах, может также помочь уменьшить стресс. Ключ в том, чтобы найти благоприятные отношения с кем-то, кто “хороший слушатель”, кто умеет разговаривать с людьми регулярно, желательно лицом к лицу, кто будет слушать вас без уже существующей повестки дня, как вы должны думать или чувствовать. Хороший слушатель будет прислушаться к ощущениям, а не перебивать, судить или критиковать тебя. Лучший способ найти хорошего слушателя? Быть хорошим слушателем самостоятельно. Развивать дружбу с кем-то с кем можно поговорить.

Факторы риска психических и эмоциональных проблем

Ваше психическое и эмоциональное здоровье было и будет по-прежнему определяться вашим опытом. Ранние детские переживания имеют особое значение. Генетические и биологические факторы могут также играть определенную роль, но они могут изменится под давлением опыта.

Факторы риска, которые могут ухудшить психическое и эмоциональное здоровье:

    Чувство одиночества. Чувствуя себя одиноким, изолированным и никому не нужным.

    Травмы или серьезные потери, особенно в начале жизни. Смерть одного из родителей или другие травматические события.

    Выученная беспомощность. Негативные переживания, которые приводят к убежденности в том, что вы беспомощны и что у вас мало контроля над ситуациями в вашей жизни.

    Болезни, особенно при хронических, инвалидизирующих, которые изолируют вас от общества.

    Побочные эффекты препаратов, особенно у пожилых людей, которые могут принимать разнообразные лекарства.

    Злоупотребления психоактивными веществами. Алкоголизм и наркомания могут вызывать проблемы с психическим здоровьем и сделать уже существующие психические или эмоциональные проблемы еще хуже.

Во внутренние и внешние факторы, которые сформировали ваше психическое и эмоциональное здоровье, никогда не поздно внести изменения, которые позволят вам улучшить свое психологическое самочувствие. Факторы риска могут компенсироваться другими защитными факторами, такими как сильные личностные отношения, здоровый образа жизни и стратегии управления стрессом и негативными эмоциями.

Обратите внимание

    Плохой сон

    Чувство безнадежности или беспомощности большую часть времени

    Концентрация проблем, которые мешают вашей работе или отдыху

    Вы употребляете алкоголь или никотин, чтобы справиться с трудными эмоциями

    Негативные или саморазрушительные мысли или страхи, которые Вы не можете контролировать

    Мысли о смерти или самоубийстве

Если у вас есть хотя бы один из выше описанных симптомов, то срочно обратитесь к специалисту.

Это нормальное функционирование органов тела и всего организма как . При этом человек обычно не испытывает физической боли, а ощущает прилив сил для нормальной полноценной жизни и выполнения ежедневных обязанностей. Обычно за физическим здоровьем мы идем в больницу. Там доктор назначает процедуры или медикаменты, которые влияют на тело человека, как на физический и химический объект. Т.е. в данном случае идет воздействие на тело человека, как на физический механизм.

Психическое здоровье выражается в том, что психика человека представляет собой гармоничное сочетание всех ее частей и проявлений. Обычно психическое здоровье выражается в том, что человека все в жизни устраивает, его не терзают часто негативные , у него хорошие отношения с собой и с людьми и нормальным фоном является радость и расслабленность. К сожалению, полностью психически здоровых людей практически нет, т.к. всех нас терзают те или иные , мы часто не в ладу с собой и с окружающими. Психическое нездоровье проявляется в частых негативных : гневе, страхе, печали, обиде и других. Также оно проявляется в напряжениях в теле и общем состоянии неудовлетворенности жизнью. В каждом из нас тот или иной уровень проявления этих признаков нездоровья. Если у человека сильно выраженное психическое недомогание, которое мешает ему нормально жить, то он идет к психологу или психотерапевту.

Принято считать, что эти два вида здоровья не связаны друг с другом. И при любом физическом недомогании люди обращаются к врачу, а при психическом - к психологу. Однако здесь не все так просто. На самом деле тело и психика тесно связаны между собой. Если у вас что-то болит, то вряд ли вы будете чувствовать радость и расслабленность. Если вы в депрессии, то ваше тело на это реагирует определенным состоянием, которое отличается от состояния физически здорового человека. Это могут быть изменения в давлении, уровне сахара в крови и других показателях. Эти я привел в качестве примера, т.к. сам не являюсь доктором. Однако, ученые давно доказали, психическое состояние влияет на физические показатели тела.
Если какое-то негативное психическое состояние является вашим частым спутником, то соответствующая конфигурация показателей тела тоже будет частой. Это может привести к перегрузке органов и выхода их из строя. Например, у людей, которые часто злятся, обычно проблемы с печенью. Из-за частого состояния страха и волнения повышается артериальное давление. Есть много такого рода связей между телом и психическим состоянием человека.

Что из всего этого следует? А то, что при лечении тела недостаточно только его физического лечения у врача. Часто симптомы после лечения возвращаются, т.к. не был исправлен психологический фактор, который привел к болезни . Например, у человека повышенное давление, вызванное постоянным страхом по поводу потери своего имущества. Этот постоянный страх является следствием большой привязанности человека к своему имуществу, которое является следствием каких-то психологических комплексов. В результате постоянного повышенного давления нарушилась работа сердца. Человек идет в больницу с жалобой на боль в сердце и на повышенное давление. Врач выписывает ему медикаменты, которые снижают давление и влияют на работу сердца. Человек принимает их, получает временное облегчение, но т.к. страх остался, то давление опят поднимается и это опять выводит сердце из строя. В данном случае необходимо обратиться к психологу для устранения психологических комплексов, ведущих к появлению страха за свое имущество. Решив этот вопрос, уже можно использовать медикаменты для восстановления работы сердца. Теперь причина устранена и болезнь отступит.

Это не говорит, что все физические болезни имеют психологические корни. На здоровье человека влияет много факторов: наследственность, экология, физическое воздействие внешней среды и психологические факторы. Психика человека имеет огромное влияние на физическое здоровье и не учитывать это просто нельзя. Болезни, вызванные психологическими факторами, называются психосоматическими .

Но есть еще один момент взаимодействия тела и психики. Даже если болезнь тела была вызвана не психологическими факторами, то даже в этом случае есть способы лечения этой болезни через психику. Существует так называемый эффект плацебо . Это когда человека лечит его полная уверенность, что лекарство или метод ему помогут. Даже если это лекарство пустышка, организм сам вырабатывает нужные для лечения болезни вещества. Согласно статистике порядка 30% излечений относятся к эффекту плацебо.

— важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

  • Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
  • Нормальным возрастным развитием психики.
  • Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы — достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Психическое здоровье и обучение

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.

Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должно строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Поэтому особое внимание семьи, образовательного учреждения и самого человека должно быть направлено на познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.

Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов.

Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.

Особенно важно познание индивидуально-типологических особенностей психики в организации учебной деятельности школьника. К сожалению, чаще всего непосредственно в осуществлении образовательного процесса учитель пользуется общепринятыми подходами, которые ориентированы на «среднего» ученика, причем среднего по успеваемости, а не по характерологическим особенностям, значительная часть которых обусловлена генетически и не меняется в течение всей жизни человека (хотя и может быть в какой-то степени скорректирована целенаправленными воспитанием и тренировкой). Типичным примером является выполнение контрольной работы по точным дисциплинам, когда условием получения высокой оценки является выполнение как можно большего числа заданий. Однако при этом не учитывается, что скорость включения в работу и переключения на другие виды работ у детей с различным типом темперамента неодинакова: при таких условиях как рыба в воде себя чувствует холерик, но в ограниченных временных рамках трудно приходится флегматику. В результате первый приходит к выводу о том, что для получения высокой оценки нет необходимости в целенаправленной повседневной работе, а флегматик, которому свойственно при прочих равных условиях исключительно ответственное отношение к порученному делу, заключает, что все его усилия тщетны. Существование школьных нормативов и физическом воспитании дает такой же результат — имеющий генетически обусловленный низкий рост и неблагоприятную конституцию тела изначально обречен не выполнить определенные их виды, а унаследовавший высокий рост учащийся убежден, что ему не надс заниматься своим физическим развитием, потому что у него и так получится. То есть в конечном итоге оба приходят к выводу, что н обучении роль их собственной ответственности мала.

Думается, что не меньшее отрицательное значение имеет и слабый учет в методике преподавания половой специфики психической деятельности. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, но заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер.

Следует отметить и то обстоятельство, что уже в младшем звене школьного образования у детей одного паспортного возраста биологический возраст (а с этим показателем в значительной степени связаны здоровье, работоспособность, интеллектуальный потенциал, особенности мышления и т.д.) отличается, согласно официальной статистике, на 1,5 — 2,5 года, а к подростковому возрасту это различие проявляется еще в большей степени.

Несомненные травмирующие психику ребенка последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Но ведь он не такой, как они, он результат уникального сочетания гено- и фено- тинических обстоятельств, и другого такого человека в мире никогда не было и не будет! Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться (все равно не получится), а у «сильного» — комплекс превосходства (пусть учатся дураки, у меня и так получится) с тем же отсутствием желания учиться.

Идеальным (хотя и вполне достижимым) вариантом следовало бы считать такой, при котором каждый ученик не подгонялся бы под стандарт оценки, а последняя бы исходила из одной предпосылки — если он сам сегодня стал лучше, чем был вчера, то и его оценка должна быть высокой, так как это означает, что он работал над собой! Без сомнения, такой подход сделал бы ученика заинтересованным в достижении вполне доступного для него результата.

Современная система воспитания восходит к классической дидактике Я.А. Коменского, отличающейся инструкгивно-програм- мирующей направленностью методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме обездвиживания. Вербальный, формально-логический принцип построения учебного процесса ориентирован на некритическое восприятие информации в готовом виде, где ученик является принимающим устройством, а учитель — транслятором информации, последнего вполне может заменить обучающая машина. Однако на самом деле в отечественном образовании в своей профессиональной деятельности учитель придерживается тех методических подходов, которые предполагают его поведение как автократа, наделенного в отношениях с учащимися полным единоначалием и жестким контролем. В таком случае учитель чаще всего исходит не из приоритета личности школьника и стремления к обеспечению условий для его максимально полной самореализации, а из обязанности ребенка учиться именно тому и так, как это видится учителю. Поэтому он в малой степени учитывает мнение ученика, подавляет его инициативу и делает его лишь исполнителем указаний и распоряжений. При этом учитель чаще всего в изложении учебного материала исходит не из того, что может «взять» ученик, а из того, что он, учитель, должен ему дать.

Такое положение подкрепляется и соответствующей методикой преподавания, в основе которой лежит механическое запоминание и воспроизведение предлагаемого материала, а не его осознанное освоение. В этом случае у ученика не формируется интерес к обучению, что делает его не активным участником образовательного процесса, а пассивным потребителем информации без учета ее прикладного значения. Естественно, что в конечном итоге это обусловливает низкую мотивацию детей к обучению по основным учебным дисциплинам и ведет к развитию у них разнообразных нарушений в состоянии здоровья.

Детальный валеологический анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании авторитарно-репродуктивный стиль обучения не удовлетворяет базовые доминирующие потребности школьников. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, обусловливающим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда — и снижение уровня его здоровья.

К сожалению, детей практически совсем не учат такой организации учебной работы, которая бы учитывала особенности его памяти, темперамента, мотивацию и пр. Несомненно, что уже на этапе начального обучения школьника следует ознакомить со следующими вопросами:

Твой режим дня . Здесь следует обратить внимание на четкое чередование различных видов деятельности ученика, постоянство режима сна, занятия своим здоровьем, участие в жизни семьи и пр.

Особенности памяти . Существует множество разновидностей памяти, и очень важно каждому человеку определить преобладающий у него ее вид с тем, чтобы освоение нового учебного материала базировалось преимущественно с его использованием. В то же время следует обратить внимание на тренировку отстающих типов памяти.

Рабочее место ученика дома . Неправильная организация рабочего места ученика дома часто превращает выполнение домашних заданий в нервотрепку, в потерю значительного времени на поиски нужных предметов, в крайнее напряжение зрительного аппарата и т.п. — во все то, что в конечном итоге сказывается на здоровье ребенка.

Когда и как готовить домашние задания . Для эффективного выполнения домашней учебной работы необходимо соблюдать правила:

  • задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня, надо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
  • до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
  • помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть хорошо проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18 — 20°С;
  • следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали внимание от продуктивной работы;
  • плотный обед должен быть не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1 — 1,5 часа); но недопустимо садиться за приготовление домашних заданий и с чувством голода;
  • выполнение активных физических упражнений допустимо не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до выполнения домашних заданий;
  • выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну — это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
  • следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.

В каком порядке следует делать уроки . У каждого человека свои индивидуальные особенности в усвоении учебного материала. Желательно каждому ученику путем наблюдений за своей работоспособностью самому установить ссбс распорядок выполнения заданий. Если он «легок на подъем», входит в работу легко и вначале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляется (холерик), то ему следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, а усталость появляется позднее (флегматик), то такому ученику надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае, если учащийся вообще с трудом приступает к домашним заданиям, если его нервирует любая неудача в их выполнении (меланхолик), то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.

У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются ему с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.

Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходиться менять. Например, если при выполнении домашних заданий ученик встречается с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение значительное время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.

Как восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления . Для этого через каждые 45 — 50 мин занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых четырех-пяти минут 8-10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек — танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков — силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.

Выполнив физические упражнения в течение 4 — 5 мин, в оставшееся время перерыва можно свободно походить или наполнить его другими видами активной деятельности: выполнить необходимую работу но дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя его посвящать работе с новой информацией (просмотр телепрограмм, работа на компьютере и др.).

Выходные дни . Эти дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работосг юсобн остью.

У школьников вся учебная деятельность протекает в условиях жестко детерминированных обстоятельств: расписания, диктата педагога, слабого учета в обучении индивидуальных особенностей каждого ученика и т.п. Все это формирует у него психологические установки, в той или иной степени сказывающиеся на его здоровье. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к формированию установки на бессознательном уровне, тем важнее для него наличие положительных примеров для подражания, для воспитания здоровых мотиваций. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова людей) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.