Симптомы заикания у детей 3 лет. Заикание у детей

Иногда на фоне сильного стресса, переутомления, травм развивается заикание у детей, причины и лечение которого волнуют многих родителей. Чтобы точно диагностировать патологию, нужно посетить врача. Терапия длительная, включает разные методики, по которым необходимо регулярно заниматься с ребенком дома.

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

Причины заикания

Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

Почему возникает заикание:

  • сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
  • черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
  • нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
  • неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
  • повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
  • внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
  • недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

Методики лечения

При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи. Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат. Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

Как проходит занятие у логопеда:

  1. На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
  2. Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
  3. Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
  4. Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
  5. План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
  6. Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.

Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

Медикаментозные препараты

Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

Чем лечить заикание:

Название препарата К какой группе относится С какого возраста можно принимать Схема лечения
Фенибут Ноотропный препарат 8 лет По 1 таблетке трижды в день на протяжении 1-1,5 месяца
Пантогам Ноотропный препарат В таблетках – с 3 лет, детям младшего возраста при необходимости назначают сироп По 750-3000 мг/сутки на протяжении 1-4 месяца
Пантокальцин Ноотропный препарат Нет ограничений По 0,5 г раз в 4-8 часов в течение 2-4 месяца
Анвифен Ноотропный препарат С 3 лет До 8 лет – 50-100 мг трижды в день;

8-14 лет – по 250 мг раз в 8 часов;

старше 14 лет – 250-500 мг трижды в день

Продолжительность терапии – 2-3 недели

Энцефабол сироп Ноотропный препарат Нет ограничений до 7 лет – 2,5-5 мл суспензии 1-3 раза в сутки;

старше 7 лет – 2,5-10 мл сиропа раз в 8-24 часа.

Продолжительность лечения – 2-6 месяца.

Пикамилон Ноотроп С 3 лет До 10 лет – по 0,02 г утром и вечером;

старше 10 лет – по 0,2 г трижды в день

Кортексин Ноотропный препарат для внутримышечного введения Нет ограничений До 20 кг – 0,5 мг/кг, дозу делят на 2 введения;

более 20 кг – по 10 мг утром и вечером

Мидокалм Миорелаксант Безопасность в детском возрасте не доказана. Применяется по назначению врача Дозировку определяет врач, инъекционные формы у детей не используют
Клоназепам Противосудорожный препарат Безопасность в детском возрасте не доказана до 10 лет – 0,02 мг/кг;

старше 10 лет – по 1 г в день

Атаракс Транквилизатор С 3 лет

у маленьких детей чаще возникают осложнения — судороги

По 0,001-0,0025 г/кг в сутки
Глицин Улучшает процессы обмена в тканях головного мозга

Нет ограничений

По 1 таблетке 2-3 раза в сутки на протяжении 2-4 недель
Нотта Седативное средство с валерианой, ромашкой С 3 лет До 12 лет – 5 капель раз в 8 часов

В терапию включают препараты на основе таурина для устранения физического и умственного переутомления, витаминные комплексы – Магний B6.

Гомеопатические препараты

Гомеопатия помогает бороться с тревожностью, стрессами, улучшает работу головного мозга и ЦНС, избавляет от заикания. Препараты и схему терапии подбирает врач, самолечение не принесет желаемого результата.

Список эффективных препаратов:

  • Тенотен детский;
  • Бовиста;
  • Буфо рана;
  • Каустикум;
  • Купрум;
  • Эуфразия;
  • Игнация;
  • Ляхезис.

Прием лекарственных и гомеопатических средств необходимо сочетать с сеансами иглоукалывания, логопедического, расслабляющего, точечного массажа. Исправить речь ребенка можно только при комплексном подходе.

Народные средства

Методы нетрадиционной медицины предназначены для устранения последствий стресса, испуга, помогают улучшить работу головного мозга. Их можно использовать в качестве вспомогательного вида терапии.

Народные средства:

  1. В 200 мл молока насыпать 3 г травы гусиной лапчатки, смесь довести до кипения, пить в теплом виде каждое утро перед завтраком. Средство устраняет спазм сосудов головного мозга.
  2. Смешать по 3 капли сока соцветий и листьев ясеня белого, крапивы. Смесь держать на языке 5 минут, повторять сеансы раз 2 часа. Продолжительность лечения – 14 дней.
  3. Заварить 500 мл кипятка 5 г руты, томить на слабом огне 5 минут, процедить. Раствором полоскать горло и рот, глотать нельзя. Сеансы проводить 2-4 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.

Важно! Если ребенок заикается, его нельзя ограничивать в общении со сверстниками. Он может посещать обычный детский сад, обучаться в школе, педагоги должны относиться к нему так же, как и к другим детям.

Дыхательная гимнастика

Специальный комплекс упражнений, который был разработан Стрельниковой, помогает нормализовать процесс дыхания, укрепить диафрагму. Дыхательная гимнастика простая, ее легко могут выполнять в домашних условиях дети старше 4 лет.

Комплекс фонационных дыхательных упражнений для коррекции речи:

  1. Ребенок стоит прямо, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ладони раскрыты, смотрят вверх. Медленный и спокойный вдох – ладони сжать в кулаки, бесшумный выдох – исходное положение. Сделать 10 повторов.
  2. В положении стоя руки свободно опустить вдоль тела, ноги расставить чуть шире плеч. Вдох – присесть, повернуть корпус, на выдохе вернуться в исходную позицию. Сделать по 10 повторов в каждую сторону.
  3. В положении стоя наклонять голову, ухо должно прикасаться к плечу, при наклоне делать вдох. После 5 повторов свободно покачать головой в разные стороны, взгляд всегда должен быть направлен строго перед собой.
  4. Совершать наклоны головы вперед и назад, делать шумный вдох, на выдохе возвращаться в исходное положение.
  5. Делать резкие вдохи и плавные выдохи, губы при этом вытягивать трубочкой.

Делать гимнастику нужно каждый день, желательно утром – через час после завтрака.

Важно! Существует специальная компьютерная программа Демосфен, которая в виде игры на тренажере помогает ребенку улучшить ритмику речи.

Чтобы избежать проблем с речью, родителям следует строго соблюдать все рекомендации врача, выполнять домашние задания, регулярно заниматься с ребенком.

Полезные советы для родителей по воспитанию и обучению заикающихся детей:

  1. Родителям требуется следить за темпом, громкостью и правильностью своей речи.
  2. Не нужно заострять внимание на речевых проблемах. Ребенок не должен чувствовать, что с ним что-то не так.
  3. Время просмотра телевизора и компьютера не должно превышать 15 минут в день.
  4. Перед сном включать тихую классическую музыку, которая обладает хорошим психотерапевтическим действием, можно почитать добрые истории из специального сборника сказок от заикания.
  5. Если ребенок внезапно начал запинаться, следует предложить пропеть или сказать шепотом сложное слово.
  6. Пение специальных фонетических и логопедических песен, частушек, скороговорки – лучшие средства для борьбы с запинками и заиканием.
  7. Если проблемы с речью у дошкольника возникли на фоне умственного перенапряжения, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть в течение 1-2 месяцев.
  8. Не нужно торопить запинающегося ребенка, подсказывать ему слова. Ждать окончания речи следует молча.
  9. В возрасте 1-2 лет необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, шнуровки, рисование, лепка, лабиринты.

Важно! Хорошо помогают устранить проблемы с речью у детей водные процедуры – регулярное посещение бассейна, игры с водой в домашних условиях, плаванье подходят и для профилактики заикания при повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка.

Многие родители ошибочно считают заикание несерьезной, возрастной проблемой, думают, что после детского сада ребенок будет разговаривать, как все. Но именно у детей школьного возраста болезнь серьезно обостряется на фоне сильного стресса и повышенных нагрузок. Только длительные, упорные занятия по коррекции речи и поведения помогут избавиться от логоневроза.

Формирование речи у детей - очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более - структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое - заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • недоношенность;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: , энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: , рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Симптомы

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина - патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб...ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, .

Заикание формирует у ребёнка логофобию - это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

С миру - по нитке. Самые известные заики - пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

Виды

Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

  • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
  • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

  • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
  • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

  • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
  • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
  • рецидивирующая форма - это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное - вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

Диагностика

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

  • логопеда;
  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра.

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

  • анамнез заболевания;
  • наследственность;
  • сведения о раннем развитии ребёнка - психоречевом и моторном;
  • обстоятельства и время возникновения заикания;
  • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
  • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
  • логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

  • реоэнцефалографию;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

Лечение

Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

Профессиональная коррекция

Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

  • Смешные карусели

Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели - опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

  • Дирижёр

Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова - всё, что ему захочется.

  • Весёлые цыплята

Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

  • Медвежонок

Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

  • Артисты

Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача - попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение.

Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

Массаж

Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

Основные правила для её проведения таковы:

  • медленный и неторопливый темп;
  • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
  • звучание успокаивающей музыки;
  • тёплые руки массажиста.

Процедура проводится последовательно по зонам:

  1. верхний плечевой пояс;
  2. мимическая мускулатура;
  3. губы;
  4. гортань.

Основная цель такого массажа - расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

Медикаментозные препараты

Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

  • Фенибут;
  • Галопер;
  • Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
  • Глицин;
  • Гопантам;
  • Пантогам;
  • Пентокальцин;
  • Сенорм;
  • Тенотен;
  • Магне В6;
  • Цитраль;
  • Феназепам;
  • Тазепам;
  • Сибазон;
  • Элениум.

Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

  • Нотта;
  • Беби-Сед;
  • Нервохель;
  • Валерианахель;
  • Зайчонок;
  • Леовит;
  • Эдас;
  • Шалун;
  • Дормикинд.

Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

Народные средства

Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

Снять напряжение помогут:

  • валериана;
  • пустырник;
  • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
  • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
  • сок крапивы;
  • гусиная лапчатка;
  • хмель и вереск;
  • ягоды калины.
  • мёд (в любом виде).

Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

Игры

Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте ), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

  • Незадачливый художник

Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

  • Ферма

Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

  • Творчество

Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное - ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

Дыхательная гимнастика

Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала - со специалистом, затем - с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

Её задача - развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

  • Насос

Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой - можно через нос, можно через рот).

Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое - артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

  • Обними плечи

Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается - крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов - 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания - сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

Прогнозы

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное - родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше - предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

А Вы знали, что... существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

Профилактика

Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  1. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  2. Отсутствие конфликтов между родителями.
  3. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  4. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  5. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  6. Нужно оберегать его от психологических травм.
  7. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.

Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство - обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов . Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Общие сведения

При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

Провоцирующие факторы:

  • переутомление;
  • болезни;
  • неприятности в семье, школе;
  • избыток белковой пищи;
  • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
  • инфекционные заболевания;
  • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

Что делать, если ребенок заикается?

Симптомы

Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

Лечение

Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

Благоприятная атмосфера в семье - главный аспект, который должен помогать малышу лечиться . Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

  1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации . Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море .
  3. Дома должен быть щадящий речевой режим . При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  4. Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки . Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка . Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти , даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении , особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети .
  11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно , не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми . Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов .
  14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым . Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  15. Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением . Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога .
  17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице . Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух . Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  21. Ребенка не надо торопить . Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять .
  23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы . Это помогает им освободиться от напряжения.

Дыхание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

Правила:

Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата . Речь становится четкой.

Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

Упражнения при заикании:

  1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
  4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
  5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
  6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж . Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

Поможет расслабляющая ванна . Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

Занятия должны быть регулярными . Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

Мэрилин Монро, Наполеон, Брюс Уиллис? Дело в том, что все они в детстве заикались. Однако, приложив усилия, смогли преодолеть речевые проблемы и добиться большого успеха. Заикание у детей обычно появляется в возрасте трех-пяти лет, когда речь развивается наиболее активными темпами, но при этом данная функция выработана еще недостаточно. У мальчиков нарушение встречается намного чаще (в три-четыре раза), нежели у девочек. Это можно объяснить их меньшей эмоциональной устойчивостью. Как лечить заикание у детей? Каковы причины такого недуга? Как родители могут помочь ребенку избавиться от речевой проблемы? Об этом читайте в статье.

Общие понятия

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности дыхания, речи и голоса, вызванное судорогами гортани или губ. Оно может возникнуть внезапно, а затем усиливаться. В речи отмечаются вынужденные остановки, повторение отдельных звуков, слогов. Судороги могут быть тоническими (т. е. проявляющимися в растягивании звуков, долгих паузах, общей скованности, напряжении) и клоническими, когда ребенок повторяет отдельные слоги, звуки (зачастую в начале слова). Встречается и соединение обоих видов судорог - тоно-клоническое заикание. У детей дошкольного возраста проблема может долго не проявляться и возникнуть лишь в стрессовой ситуации. Давайте подробнее поговорим об этиологии нарушения.

у детей


Провоцирующие факторы

Приступы заикания обычно усиливаются во время болезни, при переутомлении, в случае школьных или семейных неприятностей. Даже погода и рацион питания способны влиять на проявление речевых нарушений. Например, замечено, что избыток в детском меню белковой пищи усугубляет проблему. Достаточно часто заикание у детей провоцируют инфекции. Хронические болезни, как правило, не вызывают этот недуг, зато могут усилить уже имеющиеся нарушения. К примеру, у ребенка с аденоидными разрастаниями затрудняется носовое дыхание, и из-за этого возникают проблемы с речью.

Варианты лечения

Бороться с заиканием люди начали давно. Этим недугом страдал греческий оратор Демосфен. Он читал при шуме волн сложные речи, говорил, держа во рту камешки, и таким образом пытался преодолеть проблему. Всемирная слава Демосфена подтверждает, что ему это удалось. В 19-м веке нарушение речи начали лечить хирургически: человеку частично удаляли мышцы языка. Надо сказать, что такой радикальный способ помогал далеко не всем. Заикание - не тот недуг, от которого можно избавиться лишь при помощи скальпеля.

На сегодняшний день существует столько вариантов устранения дефекта, сколько и теорий, объясняющих его происхождение. В ход идут и традиционные способы (медикаментозная терапия, дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры), и нетрадиционные (гипноз, иглоукалывание), и авторские методики.

  1. Распорядок дня. Лечение заикания у ребенка будет неэффективным, если не соблюдать четкий режим. Дети трех-шести лет должны спать десять-двенадцать часов ночью и два часа днем, ребятишки от семи лет и старше - восемь-девять часов ночью и полтора часа днем. Перед сном нужно исключить просмотр телевизора.
  2. Психологическая обстановка. Ребенка травмируют постоянные одергивания и замечания. Нельзя ссориться или слишком шумно себя вести в присутствии малыша. Также запрещается показывать ему свои волнения по поводу проблем с речью. Лечение заикания у ребенка - процесс непростой, необходимо запастись терпением, не торопить малыша во время ответов, чаще его хвалить, тем самым вызывая положительные эмоции.
  3. Ежедневное общение. Следует говорить с ребенком медленно, ласково, спокойно. Малыш должен слышать правильную речь, поскольку он перенимает и усваивает то, что звучит в его окружении. Когда заикание у детей выраженное, говорить с ними нужно нараспев. Заставлять малышей повторять по несколько раз трудные слова категорически нельзя.
  4. Состояние здоровья. Родители обязаны позаботиться об укреплении общего здоровья ребенка, снятии нервного напряжения, переутомления. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие процедуры: обтирание, игры на свежем воздухе, воздушные ванны, гимнастику и тому подобное.

Помощь специалистов

Лечение заикания у ребенка совместно должны проводить логопед, педиатр и психолог (психотерапевт). Задача педиатра - устранить сопутствующие патологии, укрепить организм, сделать профилактику простудных болезней, особенно тех, которые затрагивают голосовые связки и уши, вылечить хронические недуги или вывести их в стадию длительной ремиссии. Малышу следует назначить физиотерапевтические процедуры: посещение бассейна, массаж, электросон.

Функция психолога (психотерапевта) заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой путем обучения его правильному поведению в обществе. Так, доктор должен научить малыша комфортно себя чувствовать в любой ситуации, не бояться общения со сверстниками и взрослыми, помочь осознать, что он ничем не отличается от ровесников и не является неполноценным. Обычно занятия с детьми с заиканием проводятся вместе с родителями - их присутствие помогает ребятишкам справиться с волнением.

Задача логопедического лечения - освободить речь ребенка от напряжения, устранить неправильность произношения звуков, слогов, научить четкой артикуляции и плавной, ритмичной, выразительной речи. Малыш сначала совместно с логопедом выполняет упражнения, а затем в устных рассказах и обиходных разговорах с окружающими закрепляет полученные навыки. По мере увеличения степени речевой самостоятельности возрастает сложность заданий.

Дыхательные упражнения

Этот традиционный способ лечения речевых нарушений позволяет сделать голос ребенка более свободным и естественным. Упражнения тренируют диафрагму, увеличивают подвижность что дает возможность им тесно сжиматься во время разговора. Лечение можно дополнить релаксацией.

Точечный массаж

Курс терапии подбирается в зависимости от степени дефекта. Во время процедуры специалист осуществляет воздействие на расположенные на лице, ногах, грудной клетке и спине точки. Первые результаты можно заметить уже после первого курса, однако здесь следует учитывать возраст ребенка и форму недуга. Чтобы восстановилась нервная регуляция речи, занятия следует проводить систематически.

Компьютерные программы

Нередко лечение заикания у ребенка проводится посредством специальных компьютерных программ, позволяющих синхронизировать речевой и слуховой центры. Малыш говорит слова в микрофон, при этом программа задерживает автоматически его речь на доли секунд. В результате ребенок с задержкой слышит свой собственный голос и пытается подстроиться под него. Таким образом речь приобретает плавность и непрерывность. При помощи программы можно проигрывать разные ситуации, возникающие при общении, к примеру, недовольство, возражение. Дети произносят в микрофон слова, а компьютер оценивает, насколько хорошо они справились с задачей, и дает подсказку о том, что требуется улучшить.

Медикаментозное лечение

В комплексе общего курса такая терапия является вспомогательной. Ребятишкам в некоторых случаях назначают транквилизаторы, противосудорожные средства, лекарства, способствующие нейтрализации блокирующего действия тех веществ, которые не дают нервным центрам нормально функционировать. Также могут применяться ноотропные ансиолитические медикаменты. Если есть необходимость, лечение дополняется приемом успокаивающих настоек и отваров трав, к примеру, используется отвар пустырника.

Прогноз

Инициальное заикание (возникшее в раннем возрасте, когда речь еще только начинает активно развиваться) зачастую удается бесследно устранить за несколько месяцев. Срок лечения будет зависеть от того, что лежит в основе нарушения речи: невротическая составляющая или патология нервной системы. Если имеет место невроз, дефект может вернуться в случае какой-либо стрессовой ситуации, но, как правило, его после курса терапии быстро удается устранить. При физиологических нарушениях процесс лечения более длительный, но и более последовательный. В этом случае недуг не имеет такого скачкообразного течения, как при неврозе, поэтому терапия осуществляется медленно, но верно, без срывов. Продолжительность лечения может достигать двух лет.

Больше всего проблем доставляет закрепившееся заикание, то есть то, которое наблюдается на протяжении более двух-трех месяцев. Важно комплексно подходить к терапии, подбирать варианты, ориентируясь на личностные характеристики малыша. Здесь потребуются длительная работа и терпение как самого ребенка, так и родителей. Не всем ребятишкам лечение дается легко. В детских садах и школах работники должны учитывать особенности детей с заиканием. Заранее предупредите воспитателей или учителей о проблеме вашего ребенка, скажите, что его нельзя подгонять во время ответа. Также у таких детей не следует проверять умение читать на скорость - это может усугубить ситуацию. Как уже говорилось, устранение речевого дефекта - часто долгий и сложный процесс. Родители, врачи и педагоги должны объединить усилия, только так можно добиться положительного результата!