Речевое развитие средняя группа по фгос. Рабочая программа по развитию речи в средней группе

Олеся Домокурова
Содержание программы по развитию речи в средней группе

Образовательное содержание программы реализуется в количестве

Сентябрь (5)

1-2. Диагностика.

«Семья»

4. Заколдованная страна (Транспорт)

5. Путешествие в летнюю и зимнюю сказку.

Требования к уровню усвоения :

Развивать речевую инициативу и самостоятельность ребенка, как в процессе разговорного общения, так и в монологической речи . Развивать способность к дифференцированному восприятию предметов; уметь согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

Октябрь (4)

1. Огород на целый год.

2. Осень, осень в гости просим.

3. Золотая осень.

4. Колобок на новый лад.

Требования к уровню усвоения :

Развивать речевое внимание , наблюдательность, активный словарь. Формировать грамматический строй речи . Побуждать соблюдать интонационную выразительность при чтении малых форм фольклора и стихотворений.

Ноябрь(4)

1. Одежда наших кукол.

2. Живут друзья не горюют.

3. Бином фантазии.

4. Конкурс красоты.

Требования к уровню усвоения :

Развивать связную речь – самостоятельное составление описательных рассказов из 4-5 предложений. Образовывать форму родительного падежа единственного числа существительного с предлогом у. Согласовывать слова по родам, числам и падежам.

Декабрь(4)

1. Волшебный экран.

2. В гостях у куклы Маши.

3. Составление описательного рассказа по картине «Зима» .

4. Сразу всему не научишься.

Требования к уровню усвоения :

Формировать связную речь детей, правильно использовать в речи предлоги . Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. Составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

Январь (3)

1. Очень страшная история.

2. Чтение детям стихотворения А. Введенского «Загадка» .

3. Пересказ сказки «Как петушок лису перехитрил» .

Требования к уровню усвоения :

Развивать монологическую речь . Учить подбирать сравнительные обороты к словам. Развивать навыки словообразования. Учить правильно артикулировать звуки в словах и во фразовой речи . Развивать интонационную выразительность речи .

Февраль (4)

1. Волшебные ворота.

2. Веселые стихи русских и зарубежных поэтов.

3. Книжки-малышки.

4. Я готов служить народу!

Требования к уровню усвоения :

Развивать умение составлять сложноподчиненные предложения; слуховое восприятие поэтического слова. Побуждать детей воспроизводить короткие рассказы близко к тексту. Учить находить место звука в слое : начало слова, середина и конец слова; звуковой анализ слов.

Март (5)

1. Подснежники.

2. Весна, весна! Как воздух чист!

3. Расскажите-ка о птичках : о больших и невеличках.

4. Цветущие комнатные растения.

5. Рассматривание картин с весенними пейзажами.

Требования к уровню усвоения :

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; формировать умение слушать и эмоционально воспринимать поэтический текст. Развивать чувство рифмы , интонации. Учить составлять описательный рассказ в сравнении.

Апрель (4)

1. В гости к дяде Степе-милиционеру.

2. У природы нет плохой погоды.

3. В мире профессий.

4. Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу» .

Требования к уровню усвоения :

Развивать связную речь . Формировать умение составлять небольшие повествовательные рассказы из 5-6 предложений. Учить подбирать слова, соответствующие настоящему, прошлому и предполагаемому действию.

Май (4)

1. Друзья познаются в беде.

2. Чтение стихотворения с заданием «Какой дождь?» О. Григорьева.

4-5 Диагностика

Требования к уровню усвоения :

Формировать творческую активность, развивать слуховое восприятие , интонационную выразительность, умение проводитьэлементарный звуковой анализ слов, выделять гласный звук в простых словах.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дождик» Задачи: 1. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ по картинке. 2. Уточнить знания детей домашнего адреса и имя отчество родителей.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт» Конспект по развитию речи тема: «Транспорт» Программное содержание: Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, Методы.

Планирование по развитию речи в средней группе Сентябрь 1 неделя Тема: «Лето - осень» Программное содержание: уточнить представления детей о двух временах года – лете и осени; учить.

Развёрнутое содержание работы на год в средней группе. 11 неделя «Мы едем. Едем. Едем…» Транспорт Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Расширять представления о.

Содержание коррекционно-образовательной программы по формированию представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (занятия) Содержание программы сгруппированы в два раздела: «Мир растений», «Мир животных». Содержание программы предусматривает систематизацию.

Олеся Домокурова
Рабочая программа по развитию речи в средней группе

Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена соответствующая образовательная область обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы «Детство» Г. И. Бабаевой, приведенной в соответствие с ФОС к структуре основной общеобразовательной программы .

Цель освоения программы : способствовать развитию у детей 4-5 лет интереса к художественной литературе.

Задачи воспитания и развития детей .

1. Углублять интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

2. Расширять читательский опыт (опыта слушателя) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные, литературной прозы (сказки, рассказы) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах) .

3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умение выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмент.

4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов : пересказывать сказки и рассказы (по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть прибаутки и потешки, стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражанием, рифмами и словами на основе художественного текста.

5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушенных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с ФГОС ДО.

Программа ориентирована на воспитанников 4-5 лет, рассчитана на 1 год.

Место и роль учебного курса

Учебный курс входит в образовательную область «Развитие речи » и знакомит детей с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, и способствует развитию осмысленного интереса к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа по чтению художественной литературы для детей средней группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Развитие речи » Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы ,кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева переработанной в соответствии с ФГОС ДО.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач компонента области «Развитие речи » - «Чтение художественной литературы» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Связь с другими образовательными областями

Образовательная область

Физическая культура 1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.

2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей

3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.

4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры

Здоровье 1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания

2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы

3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Социализация 1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации

2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование

3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений

4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству

5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.

6. Участвовать в драматизации знакомых произведений

Безопасность 1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т. п.)

Труд 1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

2. Воспитывать заботливое отношение к животным.

3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

4. Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание 1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета

2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях

4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений

5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра

Коммуникация 1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным , словесном творчестве

2. Развивать умение естественно , выразительно пересказывать художественные произведения

3. Формировать образность речи : чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения

4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.

5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Художественное творчество 1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу

2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора

3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи , умения воспроизводить эти средства в своем творчестве

4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке

6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

Музыка 1. Развитие поэтического слуха , способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи

2. Развитие образности речи

3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.

4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения курса положен примерный календарь праздников и сезонность, которые обеспечивают :

Социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

Поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения содержания;

Технологичность работы педагогов по реализации курса (годовой ритм : подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т. д.);

Многообразие форм подготовки и проведения праздников;

Возможность реализации принципа построения программы «по спирали» , или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

Выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников) .

Обоснованием выбора данной программы является то , что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области развитие речи .

Количество часов : (ежедневно) .

Юлия Агеева
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие в соответствии с ФГОС

дошкольного образования

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста .

Изменения коснулись не только образовательной деятельности , но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования .

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей , которые называются образовательными областями . ФГОС определяет 5 образовательных областей :

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни .

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте .

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды , которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей .

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда , как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников .

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника .

Речевая среда , созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка , поэтому создавая развивающую среду , важно учитывать уровень речевого развития , интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие :

Речь педагога;

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников ;

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей , приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям :

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам . Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства : это использование говорящим предложений : простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правильность и целесообразность слов , форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей , специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец , сопряжённая речь и др.) ;

(рассказы, чтение) ;

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи )

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения , образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение) ;

4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи , обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета );

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

«Уголке интересных вещей» развития объяснительной речи ). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи ).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной

к школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета , целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира ; организация восприятия с последующим обсуждением);

При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе :

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей ;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются :

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) .

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения , культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация .

Образовательные ситуации используются :

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС . Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной , музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций , используемых для .

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС) . Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста . Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников , как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие » возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию .

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами : подвижные «Король» , «Коршун» , «Змея» , «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился» , «Краски» , «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик : «Кто кого запутает» , «Поручение» , «Похожи – не похожи» , «Угощайся пирожком» , игры с телефоном «Вызов врача» , «Звонок маме на работу» , «Бюро добрых услуг» .

Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы : Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты , книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды , календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации , любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно :

Во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,

Во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Таким образом , различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников , формирования коммуникативной компетентности детей, если : - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности , который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Пояснительная записка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие»

(дисциплина развитие речи, чтение художественной литературы)

Средняя группа «Б»

Количество детей – 23

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Наукой доказано, что без речевого общения ребенок не может стать полноценным человеком. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучение речи способствует развитию интеллекта и высших эмоций, подготавливает условия для успешного обучения в школе. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассуждать.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи.

Настоящая программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования “Детство” коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Р.Г.П.У. имени А.И. Герцена под руководством Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе и переработанной в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 года регистрационный № 30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04.12.2013 № 100-1241 «О введении ФГОС ДО в образовательных организациях РХ».

ФГОС ДО: Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Наименование программы

Обязательная часть

Примерная основная образовательная программа

«Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой (СПб: Детство – ПРЕСС, 2014)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

О.С. Ушакова «Программа речевого развития дошкольников» (речевое развитие)

1.Цель и задачи рабочей Программы

Программа раскрывает задачи и содержание работы по речевому развитию дошкольников с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 5 лет. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.

Речевое развитие

Цель программы:

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  1. Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения
  2. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
  3. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
  4. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
  5. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
  6. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
  7. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
  8. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Художественная литература

Задачи образовательной деятельности:

  1. Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
  2. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  3. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
  4. Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
  5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.

2. Требования к содержанию рабочей Программы

Программа предполагает проведение одной НОД по очереди 1 раз в неделю. Продолжительность НОД 20 минут.

Звуковая культура речи включается как часть НОД.

Общее количество учебных недель 40, из них НОД 36, 1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая – мониторинг, 4 недели каникулярные по графику. Развитие речи - 16, чтение художественной литературы - 16.

Учебный план по дисциплине развитие речи, чтение художественной литературы

НОД

Количество

Развитие речи

Составление рассказов из личного опыта

Составление описательного рассказа по картине и предметам

Чтение художественной литературы

Пересказ

Заучивание

Рассказывание

Мониторинг

Всего занятий

3. Планируемые результаты освоения Программы

Достижения ребенка («Что нас радует»)

Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;

Без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;

Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи;

Большинство звуков произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;

Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и рассказы и загадки;

Проявляет словотворчество, интерес к языку,

Слышит слова с заданным первым звуком;

С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.

Ребенок легко включается в процесс восприятия книги, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев;

Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица;

Охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки;

С желанием рисует иллюстрации, активно участвует в театрализованных играх стремиться к созданию выразительных образов.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками;

На вопросы отвечает однословно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений;

В речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает;

При пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого;

Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов;

Не проявляет словотворчества;

Не различает слово и звук.

Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо. Ребенок самостоятельно «не общается» с книгами в книжном уголке, не просит прочитать новое произведение. Более выраженный эмоциональный отклик вызывает только рассматривание иллюстраций;

Отвечая на вопросы о событиях, дает обобщенно-упрощенную характеристику герою, затрудняется в установлении мотивов поступков героя, не чувствителен к красоте литературного языка;

Затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопросам или на основе иллюстраций;

Отказывается от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрителем, в образно-игровых этюдах создает только простой стереотипный образ героя.

  1. Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).

Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников;

Использование средств интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).

Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов.

Освоение и использование вариативных формы приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарностью (спасибо; большое спасибо), обидой, жалобой.

Обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Использование в речи полных, распространенных простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?); составление описательных рассказов из 5-6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи.

Развитие речевого творчества: сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.

Обогащение активного словаря.

Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина ); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение произношения наиболее трудных - свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем - по представлению).

Расширение читательских интересов детей к литературе. Получение удовольствия от общения с книгой, стремление к повторной встрече с ней.

Восприятие литературного текста. Освоение умений внимательно слушать и слышать литературное произведение, сочувствовать и сопереживать героям произведения, представлять в воображении героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, вычленять поступки героев и давать им элементарную оценку, объяснять явные мотивы поступков, с помощью педагога понимать общее настроение произведения. Представление о значении использования в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика для выражения отношения к героям и событиям.

Творческая деятельность на основе литературного текста. Проявление желания запоминать поэтические тексты, пересказывать знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без них другим детям и взрослым, игрушкам. Освоение разных способов выражения своего отношения к литературному произведению, его героям: в рассказе, рисунке, аппликации, лепке; при пересказывании и чтении наизусть текста; в разных видах театрализованной деятельности.

5. Описание методического обеспечения Программы

В образовательных областях используются:

ТСО (магнитофон, диафильмы с русскими народными сказками, видеозаписи сказок, мультимедиа).

6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Проводятся итоговые мероприятия по определённой теме. Один раз в неделю проводится показ театра (пальчиковый, настольный, бибабо). Проводятся вечера чтения стихов по временам года (1 раз в квартал).

7. Организация предметно-развивающей среды

1. Учебно-наглядные пособия (предметы-муляжи (овощи), картины из серии наглядных пособий «Домашние животные», Е.И.Радина, В.А.Езикеева; «Наши игрушки», автор Короткова Э.П.; мягкие игрушки, разные виды театров, куклы, иллюстрации к литературным произведениям, карточки по ЗКР, шапочки героев сказок; книги писателей, поэтов и сказочников, карточки-иллюстрации к стихам о весне).

2. Оборудование (магнитная доска, ширма, предметы кукольной мебели и посуды, волшебный мешочек, волшебный сундучок, большой конструктор, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус», «Пароход», «Магазин», «Парикмахерская»; мольберт, фломастеры; макет домика).

8. Список литературы:

1. «Детство» - примерная образовательная программа дошкольного образования. Под. Ред. Т.И. Бабаевой, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

3. Жукова Р.А. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. 2 части, Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. ООО ТЦ «Сфера», 2011.

5. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 – 143 с.

6. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015 – 80 с.

7. Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

8. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие / Сост. Л.Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

9. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. – 64 с.

ОО «Речевое развитие»

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год

Месяц

Тема недели

Примечание

НОД

Задачи

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Оборудование

Интеграция

Литература

Сентябрь

1 – 2 мониторинг

3 неделя

«Ранняя осень»

(развитие речи)

«Осень к нам в окошко постучала»

общении со взрослым и сверстниками. Развивать умение составлять описательные рассказы по картинам. Воспитывать доброе отношение к природе.

Наблюдения на прогулках, экскурсия в осенний парк. Выставка рисунков «Золотая осень».

П/И; ЧХЛ; разгадывание загадок об осени;

рассматривание иллюстраций осенней природы, рассматривание репродукций картин известных художников;

беседы;

развивающие игры «Когда это бывает?», «Какое время года?» и т.д.;

экспериментальная деятельность: «Кто играет ленточками?», «Есть лужа - нет лужи».

Картина «Осень», музыкальные произведения «Времена года».

ПР, ХЭР, СКР, ФР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 1 ч., с.48; Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники», с.16; Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет», с.16

4 неделя

«Я такой»

(развитие речи)

«Мой портрет»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом

описательных монологов и элементов объяснительной речи. Развивать умение составлять описательные рассказы. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия по социальному миру», с.17

Октябрь

1 неделя

«Растительный мир»

(ЧХЛ)

«Последний листок»

Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при

ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

словопроизношения.

Воспитывать интерес к литературе.

Продолжать знакомить детей с растительным миром родного поселка.

П/И «Найди деревце»; ЧХЛ; разгадывание загадок о деревьях;

рассматривание фотографий, альбомов; беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме: «Как выглядят деревья осенью?», «Лес – дом для животных»; сравнение лиственных и хвойных деревьев; развивающие игры «В гостях у лесника», «Чей листок?» и т.д.

Сказка Шорыгиной Т.А. «Последний листок».

ПР, РР, ФР, СКР

Шорыгина Т.А. «Понятийные сказки», с.55

2 неделя

«Дикие животные»

(развитие речи)

«В гости к зайчику»

Продолжать знакомить детей с обитателями леса. Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения

описательных монологов и элементов объяснительной речи.

Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного

словопроизношения.

Животные наших лесов.

П/И «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике», игры-имитации; ЧХЛ;

разучивание стихов о животных; инсценировка сказки «Волк и козлята»; рассматривание фотографий диких животных;

развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Обитатели леса», «Назови детёнышей» и т.д.

Фигурки из кукольного театра, кукла Буратино, счетные палочки – по одной на каждого ребенка.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий», с.28

3 неделя

«Домашние животные»

(ЧХЛ)

«Бодливая корова» К. Ушинский

Создать условия для прослушивания художественного произведения, понимания темы и содержания рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимательность, речь. Воспитывать любовь к животным.

П/И «Лохматый пёс», «Кот Васька», «Кошки-мышки», игры-имитации;

разучивание стихов о животных А.Барто «У меня живёт козленок», В Степанов « Как живете. Что жуете»; игры-драматизации сказок о животных;

рассматривание фотографий домашних животных; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за животными.

Рассказ «Бодливая корова» К. Ушинский

ПР, РР, ФР, СКР

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», с.61; Хрестоматия, с.133

4 неделя

каникулы

«Осень золотая»

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и.т.д.), вести сезонные наблюдения.

СКР, ФР, РР, ХЭР, ПР

Ноябрь

1 неделя

«Наша дружная семья»

(развитие речи)

«На кого я похож?»

Учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта, используя фотографии. Активизировать в речи детей прилагательные. Учить детей произносить правильно и четко звукосочетания с разной силой голоса и интонацией. Воспитывать любовь к своим близким.

СРИ «Семья», «Путешествие»;

П/И «Развеселим дедушку»; пальчиковая игра «Моя семья»; ЧХЛ; рассматривание и обсуждение семейных фотографий; разучивание стихотворений;

слушание и исполнение песен о семье.

Фотографии семьи.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий», с.124; Борисенко альбом «Моя семья». С.8

2 неделя

«Обитатели вод»

(ЧХЛ)

Заучивание стихотворения «Крошка-рыбешка» Г. Лагздынь

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров

(литературной прозы). Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе

литературных текстов: выразительно рассказывать наизусть стихи. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

Обитатели рек Хакасии.

С/р игры: «Моряки», «На корабле»; чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; конструирование из строительного материала «Кораблик»; рассматривание открыток с морскими обитателями; пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице».

Графическая схема.

ПР, РР, ФР, СКР

Лыкова И.А. «ИЗО в детском саду», с.132

3 неделя

«Одежда»

(развитие речи)

«Во что я люблю одеваться»

Развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы. Активизировать в речи детей доброжелательную лексику, слова «сначала», «потом», слова, относящиеся к обобщению «одежда». Закреплять правильное произношение звуков «ф» и «фь», учить плавно и протяжно, на одном выдохе, произносить этот звук. Воспитание бережного отношения к одежде.

Национальная одежда хакасов.

СРИ «Магазин одежды»; ЧХЛ: В.Зайцев «Я одеться сам могу», С. Маршак «Человек рассеянный», Л.Воронкова «Маша-растеряша», И. Демьянов «Одежкин домик». В. Орлов «Федя одевается»; разгадывание загадок об одежде;

рассматривание альбома «Одежда»; просмотр презентаций «Одежда разных веков»; беседы: «Чем отличается одежда мальчиков и девочек?», «Береги одежду»;

развивающие игры «Одень куклу на прогулку», «Чья одежда». «Опиши по памяти» и т.д.

Иллюстрации по теме.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», с. 30

4 неделя

«Профессии»

(ЧХЛ)

Чтение В. Маяковский «Все работы хороши» (стихи-загадки о профессиях)

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров. Углублять у детей интерес к литературе. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание,

устанавливать временные и простые причинные связи. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

СРИ «Больница», «Парикмахерская, «Шоферы», «Водитель автобуса», «Моряки»; П/И «Светофор»; ЧХЛ: К. Чуковский «Айболит», Б. Заходер «Строители», «Переплётчица», «Сапожник», С. Маршак « Кузнец», «Мы военные», «Почта». С. Михалков «А что у вас?»; беседы: «Кто нас лечит», «Военные профессии», «Где работают наши мамы и папы»; Д/И «Кому что нужно для работы?», «Лото». «Забывчивый художник» и т.д.

Иллюстрации по теме.

ПР, РР, ФР, СКР

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников старшая группа», с.48; Вакуленко Ю.А. «Комплексные занимательные занятия», с.67

5 неделя

«Кто где живет?»

(развитие речи)

«Как лиса терем строила»

Развивать умение пересказывать сказки. Обогащать словарь детей. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного

словопроизношения. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с

имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте,

воспроизводить текст по иллюстрациям.

Рассматривание альбомов с разнообразными жилищами людей и животных. С/И «Что из чего?», «Кто где живет?».

Иллюстрации по теме.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки», с.11

Декабрь

1 неделя

«Здравствуй, Зимушка-зима»

(ЧХЛ)

Чтение сказки «Зимовье»

Учить детей выразительно передавать разговор действующих лиц в драматизации сказки «Волк и коза». Учить детей пересказывать сказку. Развивать интонационную речь детей. Воспитывать любовь к сказкам.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, открыток и фотографий о зиме; беседа «Зимушка – зима», «За что я люблю зиму?»; рисование «Снегопад»; д/и «Узнай чьи следы?»; ЧХЛ: «Мама, глянь-ка из окошка…» А. Фета, «Зима» И. Сурикова.

Сказка «Зимовье». Иллюстрации к сказке.

ПР, РР, ФР, СКР

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий», с.93; Жукова Р.А. «Развитие речи», 1 ч., с. 68

2 неделя

«Игры и игрушки»

(развитие речи)

«Наши игрушки»

Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, включающие название предмета и его приметы. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и

качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских

действий. Воспитывать умение слушать друг друга.

ЧХЛ: «Игра» Д. Хармса, «Игрушки» А. Барто; беседа «Моя любимая игрушка», «Как нужно обращаться с игрушками?»; СРИ «Магазин игрушек; Д/И «Чудесный мешочек»; лепка «Мои любимые игрушки».

Игрушки: матрешка, цыпленок, собачка, коробка. Схема для составления описательного рассказа.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 1 ч., с.42; Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», с.83

3 неделя

«Новый год»

(ЧХЛ)

Заучивание стихотворения «Улицей гуляет дедушка Мороз»

Учить детей рассказывать стихотворение с помощью предметно-графической схемы. Добиваться выразительного чтения, интонации. Создать условия для переживания положительных эмоций. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности

СРИ «Карнавал»;

П/И «Снежок», «На дворе мороз и ветер», «Два Мороза», «Мороз - красный нос», хороводная игра «Как на тоненький ледок»; игры-развлечения «Снежки», «Катание на санках», «Катание со снежной горки», «Катание на ледяных дорожках»; Д/И «Так бывает или нет?» и т.д.;

Игрушка дед Мороз. Иллюстрации по теме. С использованием предметно-графических схем.

ПР, РР, ФР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 2 ч., с.7

4 неделя

«Зимние забавы»

(развитие речи)

«Снеговик»

Закреплять знания детей о зимних развлечениях. Учить отвечать на вопросы, развивать логическое мышление. Развивать у детей умение входить в определенный образ, представлять его и выполнять имитацию движения в соответствии с текстом.

Рассматривание картины «Зимние развлечения»; беседа о зимних забавах; загадывание загадок о зимних забавах; П/И «Заморожу».

Картинка «Снеговик». На каждого ребенка – снежинка из ваты, игрушка «Снеговик».

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 2 ч., с.8; Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий», с.69-71

Январь

1 неделя

Каникулы

«Мир искусства»

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Рассматривание изделий народно-прикладного искусства. Рассказ воспитателя о профессии художника. Рассматривание репродукций картин: пейзаж, портрет. Д/И «Узнай настроение», «Узнай, какие краски использовал художник». Рассказ воспитателя о музыке. Слушание музыкальных произведений. Беседа «Откуда появился музыкальный инструмент», «Что такое музыка», «Кто пишет музыку». Рассказ воспитателя «Кто сочиняет стихи, сказки», загадки, заклички», «О кукольном театре», «О музее», «Где хранятся книги».

Рассматривание иллюстраций, книжной графики.

ПР, ФР, ХЭР, СКР, РР

2 неделя

«Народная культура и традиции»

(ЧХЛ)

«Небылицы»

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному

общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание. Воспитывать уважительное отношение к народной культуре.

Беседы: «Народные праздники на Руси», «Русский фольклор», «Старинные русские обычаи». Пословицы и поговорки о гостеприимстве. Чтение: русская народная сказка «Мужик и медведь», П. Ершов «Конек-горбунок». СРИ: «К нам пришли гости», «Мы идем в гости». Познакомить с русской народной игрой «Прялица».

Рассматривание изделий прикладного искусства. Д/И: «Что из чего сделано», «Назови элементы узора».

Иллюстрации к небылицам.

ПР, ФР, РР, СКР

3 неделя

«Мой город, моя страна»

(развитие речи)

«Наша Родина»

Укрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Развивать речь детей, обогащение словарного запаса. Воспитывать в детях любовь к своей Родине.

Знакомство с поселком. Чтение хакасских сказок. Рассматривание хакасского костюма.

Рассматривание альбома «Мой поселок, моя страна». Беседы: «Мой поселок», «Домашний адрес» «Что есть в нашем поселке для детей», «Здания разного назначения». Экскурсии и целевые прогулки.

ЧХЛ: стихи о малой родине. Д/И: «Где я живу», «Мой адрес…», «Кто где живет и что делает», «Жилое и нежилое», «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию». СРИ: «Путешествие по поселку», «Экскурсоводы».

Рассказ воспитателя о нашей стране, о людях, которые трудятся в городе, деревне.

Книги с русскими народными сказками. Иллюстрации по теме.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 2 ч., с.26, 50

4 неделя

«Устное народное творчество»

(ЧХЛ)

«Козлятушки, дитятушки»

Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе

литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям). Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных

произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной

деятельности. Воспитывать интерес к литературе.

Знакомство с хакасскими сказками.

Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Шапочки персонажей сказки. Иллюстрации к сказке.

ПР, ФР, РР, СКР

Жукова Р.А., 1ч., с.44

Февраль

1 неделя

«Спортивные игры и забавы»

(развитие речи)

«Спорт» (составление описательного рассказа)

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи. Развивать умение составлять описательные рассказы по картинам.

Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Знакомство детей с хакасскими народными играми.

Рассматривание фотографий с различными видами спорта; игры «Кольцеброс», «Попади в баскетбольное кольцо», и.т.д; Д/И «Спорт»; беседа «Я люблю спорт»; спортивные игры на улице.

Картина «Спорт».

ПР, ФР, ХЭР, СКР

2 неделя

«Транспорт»

(развитие речи)

«Транспорт»

Познакомить детей с обобщающим понятием «транспорт». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по ним обобщать предметы в одно родовое понятие. Развивать речь ребенка. Закреплять правильное использование предлогов: в, на, около, перед, за, от.

Рассматривание иллюстрации с различными видами транспорта; беседа «Для чего нужен транспорт?»; СРИ: «Автобус», «Мы едем, едем, едем в далёкие края»; Д/И: «Транспорт»; загадывание загадок о транспорте; П/И «Воробьи и автомобиль».

Иллюстрации по теме и не относящиеся к теме «Транспорт», игрушечный транспорт. Предметно-графическая схема.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А., 2ч., с.41

3 неделя

«Защитники Отечества»

(развитие речи)

«Мой папа военный» (задание на дом)

Учить детей составлять рассказы из личного опыта. Рассказать о форме одежды различных видов войск. Развивать речь ребенка. Воспитывать уважительное отношение к военным Российской Армии.

Беседа «Наша армия родная», «Хочу быть таким как папа»; конструирование «Подарки для пап и дедушек»; игра «Военное домино»; рассматривание фотографий, открыток, книг с военной техникой; чтение былин о богатырях.

Иллюстрации по теме; фотографии пап в военной форме.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А., 2ч., с.35

4 неделя

«Неделя здоровья»

(ЧХЛ)

«Путешествие в страну Умывай-ка»

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет

литературной прозы (сказка). Углублять у детей интерес к литературе. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание,

имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте.

Беседа о ЗОЖ; экскурсия в медицинский кабинет; СРИ «Больница»; рассматривание энциклопедии «Я и моё тело», иллюстрации «В здоровом теле - здоровый дух».

Сказка «Путешествие в страну Умывай-ка»

ПР, ФР, РР, СКР

Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», с.38

Март

1 неделя

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

(развитие речи)

Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. Развивать монологическую речь. Активизировать в речи детей прилагательные. Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

СРИ «Дочки-матери»; игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); ЧХЛ по теме праздника; разучивание стихов по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам.

Фотографии мам; картинки с животными и их детенышами.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Петрова Т.И., с.101-104

2 неделя

«Моя квартира»

(ЧХЛ)

Сказка «Три поросенка»

Расширять опыт слушания литературных произведений. Углублять у детей интерес к литературе. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание,

устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные

характеристики героев, несложные мотивы их поступков. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с

имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте.

Д/И: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Что лишнее», «Назови предмет», «Определи место для предмета», «Расскажи Незнайке о любимых предметах»; Игры – путешествия: «Путешествие в прошлое кресла», «Путешествие в прошлое…» Беседы: «Для чего человеку мебель», «Чему учат игрушки», «Из чего мы едим»;

Рассматривание иллюстраций о предметах: посуда, мебель, предметы труда, личной гигиены.

СРИ: «Магазин игрушек», «магазин мебели», «Магазин спортивных товаров».

Сказка «Три поросенка», иллюстрации к сказке.

ПР, ФР, РР, СКР

3 неделя

«Что предмет расскажет о себе»

(развитие речи)

«Знакомство со свойствами предметов»

Создать условия для развития речи детей. Познакомить детей со свойствами предметов. Активизировать речь детей. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Беседы: «Что из чего сделано», «Где и из каких материалов делают предметы», «Люди каких профессий участвуют в создании предметов», «Зачем людям нужна одежда», «Моя комната», «Путешествие в прошлое»;

Рассматривание предметов, сделанных из металла, дерева, пластмассы, ткани и бумаги; Опытно-исследовательская деятельность по определению свойств предметов; ЧХЛ: С. Маршак «Откуда стол пришел», Г. Браиловская «Наши папы, наши мамы», С. Гарин «Прозрачный слоник», В.Маяковский «Кем быть». К. Чуковский «Федорино горе»; Загадки о предметах, инструментах, материалах; Д/И: «Что нужно столяру», «Что из чего сделано», «Что нужно для шитья», «Что лишнее», «Назови материал», «Найди лишнее», «Обставь свою комнату»; рассматривание иллюстраций.

Различные предметы из данных материалов.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 1 ч., с.34, 55

4 неделя

«Весна идет, весне дорогу»

(ЧХЛ)

Заучивание стихотворения Б. Асаналиева «Весна»

Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе

литературных текстов: выразительно рассказывать наизусть стихи. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному

общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров.

Рассматривание картин: «Мартовское солнце», «Ранняя весна» К.Ф. Юон, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова; заучивание потешек, песенок: «Иди, весна, иди, красна!..», «Дон! Дон! Дон!...»; чтение рассказа Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Картины с весенним пейзажем.

ПР, ФР, РР, СКР

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий», с.107

5 неделя

Каникулы «Как я сделал открытие»

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, огня.

Закрепить, что вода – жидкость, некоторые свойства воды. Познакомить со способами очищения воды. Научить детей очищать воду. Воспитывать аккуратность в работе с водой.

Познакомить детей со свойствами воздуха, рассказать о его необходимости для всего живого, доказать всё опытами. Углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, знакомить с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности, со средствами тушения пожара, обучать детей быть осторожными с огнём, самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнём.

Формировать у ребенка представления о свойствах магнита.

Опыты и эксперименты с водой: «Прозрачность воды», «Вода жидкая, течет», «Вода не имеет формы», «Горячая, теплая, холодная вода», «У воды нет вкуса», «Тонет-не тонет». Беседа о пользе и вреде воды; о назначении воздуха. Опыты с воздухом: «Как человек дышит», «Нагревание воздуха», «Имеет ли воздух вес», «Воздух легче воды». Беседа на тему: «Будь осторожен с огнем». ЧХЛ: К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, Л. Толстой «Пожарные собаки», А. Найденов «Мыши и спички». Отгадывание загадок. Рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности. Драматизация сказки «Кошкин дом». Выставка детских рисунков на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Опыты с магнитом. Д/И по теме.

ПР, ФР, РР, СКР, ХЭР

Апрель

1 неделя

«Неделя книги»

(ЧХЛ)

Чтение рассказа В. Чаплиной «Мушка»

Помочь детям понять сюжет рассказа, учить их сопереживать вместе с героями, отвечать на вопросы, поставленные педагогом по содержанию рассказа, анализировать поступки героев рассказа. Воспитывать чувство сострадания к героям рассказа, попавшим в беду.

Рассматривание и ремонт книг; беседа «Моя любимая книга»; экскурсия в детскую библиотеку; СРИ «Библиотека»; Д/И по теме.

ПР, ФР, РР, СКР

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий», с.59

2 неделя

«Космос»

(ЧХЛ)

Чтение албанской сказки «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»

общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание.

Беседа о космосе; рассматривание энциклопедий о космосе.

Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили».

ПР, ФР, РР, СКР

3 неделя

«Домашние птицы»

(развитие речи)

«История в картинках»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом

общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения

описательных монологов и элементов объяснительной речи.

Развивать умение составлять описательные рассказы по картинкам. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности

в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

П/И по теме, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; ЧХЛ; разгадывание загадок о птицах;

игры-драматизации сказки «Лиса, петух и дрозд»;

рассматривание иллюстраций;

беседы, Д/И «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Птичий мир») и т.д.;

Иллюстрации по теме.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 2 ч., с.15

4 неделя

«Дикие птицы»

(ЧХЛ)

Чтение сказки «Воробьи и скворцы»

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному

П/И по теме, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; ЧХЛ: К. Ушинский «Ласточка» В. Сухомлинский «О чём плачет птичка», Л. Толстой «Хотела галка пить», стих А. Майкова «Ласточка», М. Джалиля «Кукушка»; разгадывание загадок о птицах;

рассматривание иллюстраций к книгам о птицах; Д/И «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница», «Кто поможет дереву?» и т.д.; наблюдения за птицами.

Иллюстрации к сказке.

ПР, ФР, РР, СКР

Шорыгина Т.А. «Понятные сказки», с.44

Май

1 неделя

«Неделя безопасности»

(развитие речи)

«От шалости до беды – рукой подать»

Учить составлять небольшой рассказ. Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах. Учить правильному употреблению глаголов в повелительном наклонении. Активизировать словарь детей. Воспитывать умение слушать друг друга.

Беседы по теме. Рассматривание сюжетных картин по теме. Создание проблемных ситуаций.

Иллюстрации по теме.

ПР, ФР, ХЭР, СКР

Жукова Р.А. «Развитие речи», 2 ч., с.48

2 неделя

«Экологическая неделя»

(ЧХЛ)

Чтение сказки «Солнышко и дождик»

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному

общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные

характеристики героев, несложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм.

Беседа о комнатных растениях, полив и рыхление почвы; посадка лука и цветов; рассматривание открыток и иллюстраций.

Иллюстрации к сказке.

ПР, ФР, РР, СКР

Шорыгина Т.А. «Понятные сказки», с.50

3 неделя

«Скоро лето»

(развитие речи)

«Здравствуй, лето!»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом

общении со взрослыми и сверстниками. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при

ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного

словопроизношения. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с

имеющимся жизненным опытом.

П/И «Карусель», «Пузырь», «Мой весёлый звонкий мяч», «Жмурки». Х/И «Ручеёк»; игры с зеркалом в солнечный день; ЧХЛ: Р.н.с. «Пастушок с дудочкой», «Гуси Лебеди», «Жихарка»; стихотворений: С. Маршака «Радуга», «Июнь», Т. Днепровская «Летний дождь», П. Прануза «Я рисую лето», Е. Фейерабенд «Мак». Рассказ Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); разгадывание загадок о лете;

рассматривание иллюстраций летней природы, определение по картинке месяца лета; рассматривание репродукций картин известных художников о лете; беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов