Факторы психического развития. Факторы и закономерности психич

Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность, игра и депривация. В данной статье мы рассмотрим первые пять из перечисленных. Действие их наблюдается в комплексе, и на разных стадиях развития ребенка им присваивается разная степень значимости. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное. Обладание знанием о данных факторах определяет эффективность правильного понимания действий человека.

12 637506

Фотогалерея: Факторы психического развития детей: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность

Наследственность

Наследственность - это особая способность человеческого организмаповторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.

От родителей ребенок наследуетродовые признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос и кожи, строениелица, рук, наследственные патологии, особенности темперамента, задаткиспособностей.

Существует вероятность получения отродителей детьми асоциального поведения. В таком случае важно создать ребенкублагоприятную среду, которая сможет на «нет» свести врожденные особенности и снизитьриск их дальнейшего развития. Генетические факторы способны влиять даже наразвитие некоторых психических заболеваний, например, шизофрении.

К счастью ребенок вместе с генами наследует изадатки, то есть потенциальные возможности развития. Они, конечно, не являютсяготовыми способностями к какому-либо виду деятельности, однако было отмечено,что детишки, обладающие специальными задатками, в скором темпе развиваются и достигаютнаиболее высоких результатов. Если ребенку предоставить все необходимыеусловия, такие задатки проявятся еще в раннем возрасте.

Влияние наследственности велико,но не думайте, что оно бесконечно. Гены каждому ребенку достаются случайно и то,как они проявятся, зависит от многих факторов, которые взрослые могут держатьпод контролем.

Среда

Среда - это окружающие ребенка общественные, материальные идуховные ценности.

Благоприятной географическойсредой является местность с обилием световых и водных ресурсов, растительного иживотного мира. От этого зависит социализация биологических свойств ребенка.

Благоприятной социальной средой являетсята, где идеи и ценности направлены на развитие творчества и инициативностиребенка.

Существуют факторы преднамеренноговоздействия на ребенка. К ним мы относим, например, строй и политикугосударства, школу, семью и пр. Такиесоциальные факторы, как искусство, культура и СМИ дают ребенку возможностьразвиваться. Прошу заметить, что это всего лишь возможность. Не во всех случаяхона обеспечивает формирование необходимых личностных качеств.

Немаловажное место средисоциальных факторов отводят воспитанию, которое является источником формированияопределенных качеств и способностей ребенка. Воспитание влияет на качества,которые были даны природой, внося в их содержание новую лепту и адаптируя кконкретным социальным условиям.

Огромная роль отводится домашнейсреде. Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностейчеловека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные,нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказыватьи отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы,невежество.

Более высокий уровень детского психического развития достигается там,где условия более благоприятные.

Обучение

Не всякое обучение эффективно, а лишь то,которое опережает развитие ребенка. Дети под руководством взрослых усваиваютдостижения человеческой культуры, чем определяется их движение вперед. Движущаясила психического развития - это внутреннее противоречие между тем, что ужедостигнуто и тем новым содержанием, которым ребенок только собирается овладеть.

Задача обучения – сформировать иразвить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующиевысокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же времяподготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровнюразвития.

Воспитание

Какую роль воспитание играет в психическом развитии ребенкаоднозначно не определит ни один психолог. Кто-то утверждает, что воспитание бессильнопри неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды. Другие полагают,что воспитание - это единственноесредство изменения человеческой природы.

Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка ипроцессом его психического развития. Оно участвует в формировании характерапотребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя егоучастия.

Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствуетпринятым общественным нормам и правилам поведения.

Активность

Активность - это деятельноесостояние детского организма, которое является обязательным условиемсуществования и поведения ребенка.

Человек - активно деятельное существо, поэтому внешнее воздействиена его психику определяется не прямо, а через взаимодействие со средой, черездеятельность в этой самой среде. Активность проявляется в активациях, поиске,различных рефлексах, воле и актах свободного самоопределения.

Внешние условия и обстоятельства преломляютсячерез жизненный опыт, личность, индивидуальные и психические особенностичеловека. Ребенок как активное существо может самостоятельно менять свою личность,то есть заниматься самоактуализацией, самопостроениеми саморазвитием.

Активность ребенка проявляется в его способностиблокировать/усиливать позитивные и негативные организменные или же средовыеограничения и в способности выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности,то есть проявлять инициативу, творчество, поиск, преодолевать что-либо и пр.

Наибольшая активность у ребенка наблюдается впериоды взросления, а потом и в периоды возрастныхкризисов, когда открытие и переоценка своего Я приобретают особую роль.

Развивайтесь и будьте здоровы!

Основными свойствами развития являются:

· необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;

· направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

· закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают, что генотип (генетическая конституция организма) содержит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

2. Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда - понятие очень широкое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминантам психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Механизмы психического развития в отечественной психологии рассматриваются на основе идей Л.С. Выготского, согласно которым онтогенез человека разворачивается в социокультурном пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, не только с целью приспособления адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Сам процесс такого взаимодействия, т.е. определенные отношения между индивидом и средой – это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие.

Условия между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид. Таким образом, становится понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека. С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно использование комплексного подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым и ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системной организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны процесса психического развития.

Механизмы психического развития(социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования) :

1. Социальная ситуация развития - конкретная форма значимых для человека отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития человека, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Единицы анализа социальной ситуации развития - деятельность и переживание.

Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития.

· в младенческом возрасте ССР имеет вид «ребенок – взрослый»;

· в раннем детстве – «ребенок – предмет – взрослый»;

· в дошкольном возрасте – «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)»;

· в младшем школьном возрасте – «ребенок – взрослый – задача»;

· в подростковом возрасте – смена интересов, интенсивная рефлексия на себя, начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признавали его самостоятельность и значимость;

· в юности – ситуация выбора жизненного пути;

· взрослость – активное включение человека в сферу общественного производства и трудовой деятельности, в создание собственной семьи и воспитание детей;

· старость – смена общественной позиции, выход на пенсию, удаление от активного участия в производительном труде.

В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

2. Ведущая деятельность - это деятельность человека в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Признаки ведущей деятельности:

  • это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;
  • это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;
  • это деятельность, от которой зависят психологические изменения личности ребенка

Каждая стадия психического развития человека характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

Первая группа: деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми (непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка).

Это деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок - общественный взрослый», или, шире, «человек - человек». Развивается мотивационно-потребностная сфера.

Вторая группа: ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Маленький ребенок овладевает предметными действиями, т.е. осваивает элементы человеческой культуры, систему отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь». Формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера.

Выделяют следующие виды ведущей деятельности :

· новорожденность и младенчество: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года, благодаря которому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы предметных действий;

· предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет);

· игровая деятельность – или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет);

· учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет;

· интимно-личностное общение подростков со сверстниками в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.);

· учебно-профессиональная деятельность в юности;

· профессиональная деятельность в молодости;

· максимальная реализация сущностных сил человека в трудовой деятельности в период взрослости (зрелости);

· в старости – либо сохранение личности человека, поддержание и развитие его социальных связей, либо обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций (в соответствии с выбором стратегии адаптации – сохранение себя как личности или сохранение себя как индивида).

В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций человека, что приводит к их качественным изменениям.

3. Психологическое новообразование - обобщенный результат изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.

Психологические новообразования в возрастных периодах:

· Кризис новорожденности – индивидуальная психическая жизнь новорожденного, возникновение улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

· Младенчество – потребность в общении, потребность получать впечатления, комплекс оживления, акт хватания, зачатки самосознания в виде сознания психической общности с матерью, появление эмоциональных отношений младенца к взрослым и предметам.

· Раннее детство – возникновение самосознания, становление системы «Я» ребенка, его личности, отделение действий от предмета и себя от своих действий.

· Дошкольный возраст – становление иерархии мотивов деятельности, возникновение соподчинения мотивов, потребность в общественно-значимой деятельности, усвоение норм поведения; возникновение первичных этических инстанций, возникновение произвольного поведения, осознание собственного «Я».

· Младший школьный возраст – произвольность и интеллектуализация психических процессов, интеллектуальная и личностная рефлексия, планирование в уме, умение анализировать, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, «Память становится мыслящей, а восприятие думающим».

· Подростковый возраст – чувство взрослости, формирование референтных групп, формирование «МЫ» - концепции; самоопределение будущей профессии; становление идентичности; стремление к самостоятельности, становление самосознания.

· Ранняя юность - осознание собственной индивидуальности; мотивы достижения успеха.

· Юношеский возраст – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни.

· Молодость – семейные отношения, чувство профессиональной компетентности.

· Взрослость (зрелость) – ответственность, автономность личности, терпимость, позитивное мышление и позитивное отношение к миру.

· Старость – мудрость, когнитивное новообразование – логическая память.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка .

Развитие включает сензитивные периоды , для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств.

Сензитивные (сенситивные) периоды развития (от лат. sensus чувство, ощущение) – это возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Для сенситивного периода характерна наибольшая восприимчивость человека к усвоению какого-то знания, приобретению навыков и умений, развитию способности в какой-то сфере деятельности. Иными словами, существует возраст, позволяющий более успешно формировать ряд свойств личности. Так, например, возраст до трех лет является наиболее благоприятным для формирования правильной речи, а в возрасте от 20-25 лет быстрее усваивается социальный опыт взаимодействия с людьми.

В детской психологии под сенситивными периодами детства имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды развития будут относится к разным областям развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью.

Понятие сенситивных периодов и зоны ближайшего развития были введены Л.С.Выготским, который описывал их как "поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса", как периоды, когда "развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер".

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие - это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С. Выготский отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный тип - зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример - эмбриональное развитие). Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие - это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.

Основные закономерности психического развития. А) психическое развитие неравномерно и скачкообразно . Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как - бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии человека выделяют 2 группы периодов : 1. литический , т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический - период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация (отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды деятельности - выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность психических процессов - возможность для ее изменения под влиянием, каких - либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов , - периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д). Комулятивность - нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность - каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов психического развития : наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность . Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это -- материальная основа психической деятельности. К ним также относятся - тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения - художники) или 2ой (речь - тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда - общество, идеология, которая существует в обществе. Это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и другие. Ребенок с макросредой связан через микросреду. Микросреда - семья, стиль воспитания в семье, отношения к ребенку взрослых, товарищей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание и обучение . Воспитание и обучение являются специально организованными способами передачи общественно - исторического опыта. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за школьным обучением, и подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, что обучение всегда должно идти впереди развития. Выделил 2 уровня развития детей: 1. «Уровень актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день, Это то, что ребенок достиг к моменту обучения. 2. «Зона ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть - это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что при помощи взрослого. Все факторы психического развития действуют в комплексе . Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Все факторы выступают в органическом единстве. Многие психологи решают вопрос, какой из факторов является ведущим, и выделяют 3 группы теорий: 1. Биологизаторского толка - что основной фактор это наследственность (З. Фрейд, К. Бюллер, С. Холл). 2. Социологизаторского толка - основной фактор который влияет на развитие - социум. Д. Локк - выдвинул учение о чистой доске, т. е ребенок родился голым, а семья его напихивает. Бихевиоризм - поведение (Д. Уотсон, Э. Торндайк). Б. Скиннер - основная формула: стимул - реакция . 3. Конвергенции (взаимодействия). Основоположник теории конвергенции Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры.

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. 4.1 из 5 (7 голоса)

Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к "открытию" им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.

Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая "сигнальная наследственность". Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.

Под нормой реакции генотипа понимается выраженность фенотипических проявлений конкретного генотипа в зависимости от изменений условий среды. Можно выделить диапазон реакций данного генотипа до максимальных фенотипических значений в зависимости от среды, в которой индивид развивается. Разные генотипы в одной и той же среде могут иметь разные фенотипы. Обычно при описании диапазона реакций генотипа на изменение среды описывают ситуации, когда имеется типичная среда, обогащенная среда или обедненная среда в смысле разнообразия стимулов, влияющих на формирование фенотипа. Понятие диапазона реакций также предполагает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных средах. Фенотипические различия между разными генотипами становятся более выраженными, если среда оказывается благоприятной для проявления соответствующего признака.

Практический пример

Если ребенок имеет генотип, который определяет математические способности, то у него будет проявляться высокий уровень способностей как в неблагоприятной, гак и в благоприятной среде. Но в благоприятной среде уровень математических способностей будет выше. В случае другого генотипа, который обусловливает низкий уровень математических способностей, изменение окружающей среды не приведет к значительным изменениям в показателях математических достижений.

Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную (рис. 1.1).

Природная среда – комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.

Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др.

Специфика психического развития в системе "человек – общество" заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.

Рис. 1.1. Средовые факторы психического развития ребенка

Влияние макросоциума на психику ребенка обусловлено в первую очередь тем, что программа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах.

Микросреда – это ближайшее социальное окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую очередь на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться.

Существенным фактором развития психики ребенка является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.

Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.

Трудовая деятельность процесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.

Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности.

Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития. В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие.

Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер.

Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.).

И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности. Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.

Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями "психическое", "социальное" и "биологическое" (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:

Полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального факторов, а детерминируется своими внутренними законами (концепции спонтанного психического развития);

Процесс, обусловленный только биологическими факторами (биологизаторские концепции), или только социальными условиями (социологизаторские концепции);

Результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных детерминант на психику человека и т.п.

Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо. Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.

В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.

Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.


Похожая информация.